99 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 99. Иллюстрированный Пушкин. Сказка о золотом петушке (худ. М.Фёдоров)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

99. Иллюстрированный Пушкин. Сказка о золотом петушке (худ. М.Фёдоров)

Статья написана 27 января 2019 г. 11:46

Рассматривая иллюстрации к пушкинской "Сказке о золотом петушке", нельзя не обратить внимания на многочисленные попытки стилизации художниками этой сказки под архаические образцы. И художники все такие разные и стилизации разные: Селещук (https://fantlab.ru/blogarticle58320), Маврина (https://fantlab.ru/blogarticle58443), Зотов (https://fantlab.ru/blogarticle58665), Масютин (https://fantlab.ru/blogarticle58691), палехские мастера (https://fantlab.ru/blogarticle58707).

Но вот одна стилизация показалась мне не совсем обычной, почему и решился выставить её на обозрение широкому кругу лиц. Отношение к теме "Коллекционеры" — в том, что это набор открыток (почтовых карточек), а открытки — самостоятельный предмет коллекционирования.

Итак, набор открыток с иллюстрациями к "Сказке о золотом петушке". Художник — М.Фёдоров.

"Сказка о золотом петушке", худ. Фёдоров, 1989
"Сказка о золотом петушке", худ. Фёдоров, 1989

Сказка о золотом петушке. 16 открыток: Худ. М.Фёдоров. — М.: Изобразительное искусство, 1989.

Тираж не указан. Цена 54 коп.

В виде отдельной книги эти иллюстрации не издавались. Было, правда, странное издание: в 2013 году "Рипол-Классик" выпустил книгу, где на переплёте значился Гауф, а внутри был Гауф и Пушкин — вот там открытки Фёдорова были воспроизведены:https://www.ozon.ru/context/detail/id/145...).

Фёдоров — художник выдающийся. На Фантлабе представлен: https://fantlab.ru/art2478. Набора открыток на сайте не нашёл.




Иллюстрации Фёдорова — тоже стилизация под старину, но в духе постмодернизма. С манерой Фёдорова в "Золотом петушке" определиться сложно — надо его творчество в целом учитывать.

За несколько лет до "Золотого петушка" — в 1983 году — были изданы открытки с картинками Фёдорова к "Коту в сапогах". Там Фёдоров вдохновляется той западной миниатюрой, которая наиболее известна по "Роскошному часослову герцога Беррийского". Это XV век — переход от Средних веков к Возрождению ("Часослов" лет 80 разрисовывали). Слева — картинка из "Роскошного часослова", справа — из "Кота в сапогах".

"Часослов", XV век
"Часослов", XV век
"Кот в сапогах", XX век
"Кот в сапогах", XX век

И позднее Фёдоров в этом стиле виртуозно делал иллюстрации к европейским сказкам. В общем-то, узнаваемость Фёдорова — это узнаваемость его стилизации под западно-европейский "Часослов".

А какая стилизация у Фёдорова в "Золотом петушке"? Все стилизаторы рисуют пушкинскую сказку в стиле русского XVII века. Это была застывшая форма, которая не очень далеко ушла, от средневекового канона (вплоть до начала XIV века), когда манера рисунков в русских летописях была схожа с манерой рисунков в западных хрониках. Фёдоров тоже решил придать "Золотому петушку" русский колорит, но искал свои образцы всё равно в ранней западной миниатюре — когда пути русской и западной живописи (миниатюр в книгах) ещё не разошлись так сильно. Поэтому европейское происхождение не очень выпячивается. Ну и постмодернизм тоже на европейскую традицию указывает.

Стилизация раскрывается не сразу.

1) Смотрим на первую иллюстрацию: царь Дадон на коне. Нормальная современная авторская забавная картинка. На средневековую западную стилизацию намекает только выразительная лошадиная морда. Но это мы сейчас, благодаря "Страдающему Средневековью", осведомлены об особенностях рисования лошадей в ту эпоху. В 1989 году у нас об этом немногие знали. Но Фёдоров не выпячивает свои познания — это был знак для внимательных зрителей — в дальнейших картинках лошади будут играть всё большую роль.

Парадный царский потрет
Парадный царский потрет

2) Вторая иллюстрация — а вот тут уже какое-то смутное узнавание манеры рисунков к средневековым рыцарским хроникам. Юмор современный: рыцарь корову за хвост держит.

Враги с Запада имущество разграбляют
Враги с Запада имущество разграбляют

3) Третья иллюстрация — имитации всё больше. Условное изображение крепости, звонаря — вроде бы русские летописи узнаются.

В поход на врага
В поход на врага

4) А вот уже четвёртая иллюстрация намекает на собственную манеру художника, показывает как будет происходить сочетание разных слоёв. В целом картинка с царём и скопцом современная. Но слева стоит скоморох — он исполнен в стиле абсолютно точной имитации, однако не выглядит инородным, а включён в современную манеру очень органично.

Вручение золотого петушка
Вручение золотого петушка

5) Следующие иллюстрации — закрепляют общий стиль. Царь дрыхнет: манера рисунка и юмор современные. Но кот в опочивальне — средневековый.

Царствуй, лёжа на боку
Царствуй, лёжа на боку

6) Если имитация выходит на первый план, то подчёркнуто гиперболизированно (чтобы не подумали, что это всерьёз). Слишком откровенное нарушение пропорций фигур и искривление ландшафтов.

7) "Смерть обоих сыновей...". В роли сочувствующих — только средневековые лошади.

8) Тема шамаханской царицы. Вместо осуждающих и любопытствующих соратников, в шатёр пытается заглянуть средневековая лошадиная морда. Картинок с пьянкой соратников нет — наверное, советская цензура запретила — а то бы там были пьяные средневековые лошади.

9) Конфликт царя со скопцом — по всем законам драматургии.

10) Конец царя Дадона. Лошади потрясены.





1176
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 января 2019 г. 16:07
Лошади значит как гуингмы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 января 2019 г. 16:16
Да, у Фёдорова так и получилось.


Ссылка на сообщение14 марта 2019 г. 17:03
О, помню эту книгу. В детстве была. Поразили меня в ней именно иллюстрации.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 марта 2019 г. 17:29
Тут не книга — набор открыток. Сведений о книге нет. Но в 90-е могла и незамеченной пройти. Неужели было книжное издание?
 


Ссылка на сообщение14 марта 2019 г. 23:30
Это были 80-е. Книжка была


⇑ Наверх