26 сентября Международный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» > 26 сентября — Международный день борьбы за полную ликвидацию ядерного оружия
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

26 сентября — Международный день борьбы за полную ликвидацию ядерного оружия

Статья написана 26 сентября 2020 г. 09:18

В журнале «Дальний Восток» № 5 за 1956 год выходит повесть Льва Петрова и Аркадия Стругацкого «Пепел Бикини» — об испытании американцами водородной бомбы на коралловом атолле Бикини в Тихом океане.


Иллюстрация В.Трубковича к публикации Пепла Бикини в журнале «Юность», № 12 за 1957 год.



Первое книжное издание, 1958 год

В 1957 году вышла книга Невила Шюта «На берегу» — о постепенном умирании всего живого после атомной войны. Действие разворачивается в Австралии, на пустынном слабо заселенном материке на краю мира, далёкого от разборок больших держав, но и туда медленно и неотвратимо доходит смертельная радиация. Стэнли Крамер снял по роману фильм «На берегу» (1959), кино вызвало удивление у мировой общественности.

Плакат к фильму и обложка книги:

В 1958 году в Англии вышла книжка «Два часа до смерти» (издано в США в 1959 году под названием «Красная тревога»). Питер Брайан Джордж участвовал в движении за разоружение и был смертельно серьёзен в своём романе-предупреждении, а в 1961 году ушёл с военной службы.

В 1963 году роман «Красная угроза» экранизирован Стэнли Кубриком под названием «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу».

Это первый постер фильма

А дальше идут многочисленные иностранные плакаты, обложки ДВД, и любительские афиши разных лет выпуска


Параллельно с Кубриком фильм на аналогичную тему снимал другой талантливый режиссёр, Сидни Люмет («Двенадцать разгневанных мужчин», «Серпико», «Игры дьявола»).

Фильм «Система безопасности» (Fail-Safe, 1964) по роману Юджина Бёрдика и Харви Уилера Гарантия безопасности (1962), советское издание 1988 года в великолепном переводе Юрия Зараховича (известен «Пасынками вселенной» Хайнлайна из «Вокруг света»):

Фильмы тематически похожи до степени смешения, и, как ни странно «Система безопасности» ... эмоционально ближе к жёсткой, в документальном стиле выдержанной книге Питера Брайанта «Красная тревога», чем сатирическая гротескная лента Кубрика. Разбирательство между командами было улажено в досудебном порядке, и сначала в прокат вышел фильм Кубрика (29 января 1964), а фильм Люмета через семь месяцев (15 сентября 1964 года).



В начале 1980-х, под влиянием прогнозов Карла Сагана и, с советской стороны, группы Александрова, была распространена концепция «ядерной зимы» на 2-3 года, в случае обмена ядерными ударами со стороны сверхдержав. В США, Европе, и в СССР появились публикации о возможных смертельных последствиях грядущего рукотворного катаклизма, по телевидению выступали ученые с публицистами и рассказывали об ужасах нового тотального холокоста. Выпускались антивоенные плакаты, образцы которых приведены тут, выпускались учебные диафильмы, и т.п.

В США на телеканале АВС сняли телевизионный художественный фильм «На следующий день» (The Day After, 1983, реж. Николас Мейер), о последствиях атомной войны. Фильм совсем не патриотический, не бравурный и не победоносный — показана череда беженцев, спешно эвакуирующихся из отравленных городов, разрушение инфраструктуры и полная безнадёга. Хэппи-энда в нем нет, и этот отрезвляющий контраст с мирной жизнью сильно воздействует на зрителя. Как пишут, «аудитория показа составила более 100 миллионов человек, что является рекордом среди телевизионных фильмов». Для сравнения: финал «Игры Престолов» посмотрело в пять раз меньше зрителей, 19 млн человек. Антивоенная тема для начала 1980-х была на первом месте в повестке дня.


В Англии на канале ВВС показали фильм «Нити» (Threads, 1984, реж. Мик Джексон) — фильм тоже снят в жёсткой манере, без патетики и без прикрас показаны последствия разрушения связующих нитей промышленной цивилизации в огне ядерной войны. Показано несколько жней до конфликта, люди живут обычной жизнью, планируют ремонт, свадьбу, потом атомная война, бомбёжки, и далее три часа погружения в ад, эпизоды деградации людей, общества, структур, техники, зданий, хозяйства, производства, короткими сюжетами — через неделю, через две недели, через месяц, два, через год, через два года... Кажется на 15 лет вперед эпопея показана. В советском прокате или на ТВ фильма кажется не было, но несомненно он тоже сильно повлиял на общественное сознание в англоязычном мире.


Константин Лопушанский в 1984-85 гг. снимал фильм «Письма мёртвого человека», в прокат он вышел только в 1986 году.

Сценарий писал Вячеслав Рыбаков, и в его творчестве работа над антивоенным фильмом оставила глубокую колею, можно вспомнить рассказы «Зима», «Первый день спасения», «Ветер и пустота» и другие, вошедшие в сборник 1990 года:


Мрачная последняя история о крохотной горстке умирающих в бомбоубежище детях, где с потолка сыпется радиоактивный песочек, тронула зрителей посильнее антифашисткого «Иди и смотри» Климова. По советскому телевидению был устроен парный показ этих двух лент (американского «На следующий день» и советского «Письма мертвого человека»), с обсуждением в студии со зрителями. Несомненно художественные произведения тех лет сильно повлияли на общественные настроения и процесс мирного разоружения конца 1980-х.

В журнале «Советский экран» (№ 17 за 1986 год, стр. 2-3) напечатана статья Аркадия Стругацкого об этом фильме. Так как журнал был полноценным таблоидом большого размера, то статью порезал на колонки:

А ведь еще и музыканты боролись за мир, от телевизионных оркестров центрального телевидения («Солнечному миру — Да! Да! Да! Ядерному взрыву — Нет! Нет! Нет!» А. Пахмутовой и Н. Добронравова, 1983) до неформальных рок-групп («Я объявляю свой город безъядерной зоной», Кино В.Цоя, 1984). Реальная угроза всех беспокоила, и это совсем не пафос.


Фильм Кубрика затмил ленту Люмета, и перебил мрачную книгу «Красная тревога», и сейчас мне кажется что хиханьки да хаханьки Кубрика в 1964 году показали проблему ядерной войны в несерьёзном ключе, и эта опереточная буффонада с битвами на тортах (слава Люмьерам, вырезанная из фильма) никак не привела истеблишмент к ограничению или запрету атомного оружия. Лишь серьёзный разговор с картинками ужасов войны смог подтолкнуть политиков 1980-х годов к настоящему разоружению.


P.S. Идея сделать русский перевод книги Питера Брайанта принадлежит безвременно ушедшему из жизни Александру Лютикову. В 1993-95 он готовил десятитомник Ван Вогта, который нигде так и не вышел, и практически все материалы были утеряны, (так что современный зеленого цвета Ван Вогт, кроме самого первого выпуска — это труды совсем, совсем других изысканий); для «Центрполиграфа» готовился длинный многотомный цикл Э.Ч.Табба «бесконечный героический сериал о поисках родины»; иллюстрированный трёхтомник Ларри Нивена (не издано); собрание Майкла Крайтона (не издано). Особенно жалел Александр что не смог выпустить трилогию Ребекки Ор «Стать чужим», поэтому сделал ее только через двадцать лет. Это было странное время, когда книг готовилось больше, чем издавалось. Казалось что рукописи не горят. А верстка через пять лет в новом софте не открывается, винты сыпятся, дискеты размагничиваются. Только хардкор, только бумага. С 2005 года Лютиков перестал заниматься художественной литературой, только справочной и нон-фикшеном, а примерно с 2013 снова увлекся, и виной тому был и Фантлаб, и ренессанс «рамочек», которые как вихрь захватили его, увлекли подготовкой и новым витком собирательства и коллекционирования, и был сделан сайт про эту легендарную серию.

Александр расширял свой сайт, посвященный рамочкам, добавлял раздел «Библиотека приключений», «Зарубежная фантастика» издательства «Мир», «Советская фантастика» от «Молодой гвардии», но жестокая болезнь перечеркнула все его благие культуртрегерские начинания. Этот антивоенный роман «Красная угроза», и несколько других книжек (1, 2, 3, 4), проекты которых остались у Александра со времен работы в Эгосе, не были выпущены в книжной серии кирпичей Элита, но нашли своего читателя в малоформатке, в серии продолжателей «ЗФ», и навсегда останутся на книжных полках библиофилов памятником его безграничной любви к фантастике.





1177
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 сентября 2020 г. 09:29
Конечно, Ваш архив иллюстраций, постеров и так далее просто поражает ^_^
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2020 г. 10:34
Есть немножечко.


Ссылка на сообщение26 сентября 2020 г. 10:26
Спасибо за богато иллюстрированный и насыщенный материал!
«На следующий день» смотрел по телеку в детстве в перестройку. Очень был впечатлен. Наверно, одинаково с «Иди и смотри», который также в восемь лет в кинотеатре видел (такая была суровая цензура тогда:-))
«Нити» — совершенно потрясный фильм!:cool!: Смотрел несколько раз и сохранил в собственной коллекции постапа, буду пересматривать. Жуть нагоняет просто!
Кстати, еще в 1960-х соцлагерь — Чехия — отметился фильмом ,кажется с названием «Август месяц в отеле Парадиз» про группу женщин, выживших после ядерной войны. Тоже есть в коллекции как раритет.
А в 2000 году «На берегу» еще раз экранизировал для австралийского телевидения Рассел Малкехи (режиссер «Горца») с Армандом Ассанте и Брайаном Брауном, тоже весьма впечатляет фильм. Без всяких сантиментов, мрак и гибель.
Что интересно, в 21 веке жанр постапа переключился в основном на пандемии, но учитывая политическую нестабильность рушащейся мировой системы рановато мы ядерный холокост со счетов списываем8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2020 г. 10:28
Чешского фильма не знал, пойду искать, спасибо!
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2020 г. 10:49
Да, дал бы точнее название, но он на внешнем носителе ,который проблематично подключать. Если не найдете, озабочусь предоставить название точное. Я нетвердо помню только название отеля, остальное верно.
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2020 г. 10:57
Konec srpna v Hotelu Ozon

 


Ссылка на сообщение26 сентября 2020 г. 11:06
Вот оно как, ок!
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2020 г. 12:57
Ура! Правда восторжествовала!:cool!::-)


Ссылка на сообщение26 сентября 2020 г. 12:48
Спасибо. Договоры СНВ теряют силу, актуально как никогда.

цитата С.Соболев

Александр расширял свой сайт, посвященный рамочкам, добавлял раздел «Библиотека приключений»


Сайт продолжит работу, есть правоприемник?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2020 г. 13:37
Честно говоря я не знаю даже кто там был вторым админом-программистом, но он успел написать (там на форуме) что никаких паролей и способов оплаты хостинга Александр не успел передать. И потом сайт сгинул.
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2020 г. 20:13
>:-| Сайты можно «вырезать» (копировать) полностью.
Жаль если второй админ не додумался до этого
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2020 г. 20:23
Насколько я помню, Александр не любил парсеров, и может быть защитил сайт от такого.
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2020 г. 20:51
Хостеру написать, объяснить ситуацию.
Как последняя зацепка
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2020 г. 20:57
Не могу ничего гадать, у меня там были права вносить карточки книг, корректировать библиографии, обычная библиографическая рутина, ничего более. Где там хостер, кто там программисты, не знаю.


Ссылка на сообщение26 сентября 2020 г. 22:03
Спасибо за статью, Сергей, очень интересно!


⇑ Наверх