Перед нами прошли все герои «Винни-Пуха». Над прощаться.
Для прощания с «Винни-Пухом» я выбрал главу, «в которой Винни-Пух изобретает новую игру и в неё включается Иа-Иа» (это глава 14 сокращённой заходеровской версии перевода или глава 6 второй части полной версии).
В этой главе присутствует столкновение разных планов повествования. К тому же, в этой главе мы встречаемся со всеми цетральными персонажами. Содержание главы таково:
1) В очень долгой неторопливой экспозиции рассказывается, как Пух изобрёл игру: кидать с одной стороны моста палочки в воду и ждать на другой стороне, какая из них выплывет первой.
2) Показывается сцена игры, в которой участвуют Пух, Кролик и крошка Ру.
3) Из-под моста вместо палочки выплывает осёл Иа.
4) Пух придумывает и под командой Кролика осуществляет способ прибития ослика к берегу: кидает в воду большой камень.
5) Ослик Иа выбирается на берег и обвиняет Тигру в в своём падении в реку.
6) Появляется Тигра. Вступает в пререкания.
7) Появляется Кристофер Робин. Демиург никого не наказывает, да и вообще не выносит никакого приговора.
8) Все идут играть.
Интерес представляют те иллюстрации, которых по условиям макета было немного к этой главе. По одной иллюстрации нашлось у А.Кошкина и Э.Назарова. Это излюбленная сцена у иллюстраторов: из-под моста выплывает Иа.
У Кошкина сцена выдержана в духе сюрреализма. И величественная композиция: отстранённый ракурс сверху, равнодушная природа, малость персонажей на мосту... У Назарова — подход мультипликатора: всё спрессовано, вот-вот энергичный Кролик подаст сигнал, Пух отпустит камень, сейчас-то смешно, а будет ещё смешнее...
Кошкин иллюстрирует произведение, как будто стоящее в одном ряду с «Божественной комедией», а Назаров — потешный мультик (причём, возможно, совсем не тот, который снимал Хитрук).
Традиционна в своей меланхолии Шульгина. Она иллюстрирует хотя и забавную, но всё же английскую повесть. Пух, который придумывает новую игру — очень важная часть главы. Но эту часть можно отразить только портретом Пуха с шишками (сначала он шишки бросал с моста). Заставку Шульгина отдаёт Пуху, а концовку — ослику из-под моста.
Вот, кстати, ещё картинка из издания «Радуги» (1983) на английском языке.
Те же сцены, что и Шульгина, выбрали ранее Диодоров и Калиновский: Пух-мыслитель на заставке и ослик из-под моста на страничной иллюстрации. И настрой такой же: лёгкая английская меланхолия.
И закрепление лёгкой английской меланхолии: на обороте вклейки ослик Иа плывёт по реке один, совсем один.
В отдельной сюите Диодорова через 20 лет настрой был другим: показывать сюжет в развитии. Вводная часть главы полностью игнорируется. На заставке Диодоров сразу изображает коронный номер: ослик Иа вверх ногами.
1) Далее даётся связное изложение событий: игра в пустяки, проплывающий ослик, метание камня, ослик выбирается на берег. Хорошо, что много иллюстраций вкраплены в текст: надо читать все те диалоги, которые сопровождают несложные действия.
2) Появляется развязный Тигра. Он не собирается ни в чём раскаиваться.
3) Никто не наказан. Играют все (и Тигра с Иа).
Чижиков тоже даёт не эпизоды для создания настроения, а связный рассказ о событиях.
1) Величавость проплыва Иа под мостом компенсируется весёлой сценой швыряния камня.
2) Жалкий Иа и судилище над Тигрой. Иа жалко, но Тигру кара не нашла. Наверное, этот английский выкрутас для Чижикова был обескураживающим: у него на рисунке и Кристофер Р. вроде бы как вникает в дело (а на самом деле не вникает совсем), и вроде бы Тигра всё осознал (а на самом деле, нет).
Первые иллюстрации Алисы Порет к русскому Винни-Пуху.
Книжка ещё не культовая. Картинки простые в своей интерпретации.
Порет не мешает собственному воображению читателей, не ставит препятствий на пути будущих интерпретаторов.
Пора подводить итоги. Они оказались неожиданными. Вроде бы, «Винни-Пух» — книга с напряжённым сюжетом, затейливыми приключениями и смешными подробностями. Но весёлые иллюстрации (даже первоклассные) начали утомлять: они отвлекают от текста (при том, что к этой главе у меня нет пёстрых картинок Антоненкова).
Хорошо легли на текст задумчивые картинки с малоактивными персонажами. Видать, очень многоплановыми оказались повести Милна. А, может, просто очень английскими.