456 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 456. Иллюстрированный Успенский: Вниз по волшебной реке (худ. В.Алфеевский, В.Чижиков)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

456. Иллюстрированный Успенский: Вниз по волшебной реке (худ. В.Алфеевский, В.Чижиков)

Статья написана 16 января 2023 г. 19:30

Тема об иллюстрациях к "Крокодилу Гене", когда первый зрительный образ Чебурашки был создан художником Алфеевским, помогла вспомнить о том, что Алфеевский был первым иллюстратором ещё к одной повести-сказке Успенского "Вниз по волшебной реке" (1972). При этом более известны (и, не сомневаюсь, более любимы) иллюстрации Чижикова к этой повести, сделанные всего через несколько лет (первое известное мне издание — 1979). Так что сравним сюиты двух художников, принадлежащих к разным поколениям (30 лет разница в возрасте).

Сканы иллюстраций Алфеевского (за исключением нескольких) взяты с сайта Музея детской битва книги: https://kid-book-museum.livejournal.com/1.... Сканы иллюстраций Чижикова — с сайта "Картинки и разговоры": http://www.fairyroom.ru/?p=2139.

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)

Фильм, кстати, по повести был снят: "Там, на неведомых дорожках…". Многие удивляются, что аллюзии фильма пропустила советская цензура. Литературный первоисточник политического подтекста был лишён.

Советский ребрендинг русских сказок

Мне кажется, что идея создания произведений, где современные рядовые персонажи оказываются в старинном сюжете наряду с общеизвестными героями, по-настоящему была осмыслена в 1930-х гг. в СССР (фильм "Новый Гулливер", сказка Шварца "Новые приключения кота в сапогах" и т.п.). Дело не столько в постмодернизме, сколько в желании революционизировать чуждо-классовые сюжеты (ну, или вернуть детям старые сказки в новой обёртке). Этот жанр второе рождение пережил в 1970-х гг., но на сей раз в духе постмодерна (всё уже всем известно, остаётся только сталкивать старых персонажей в новых ситуациях). Вот образчиком второй волны "старых сказок на новый лад" и была повесть Успенского "Вниз по волшебной реке" (1972).

Концептуальные форзацы двух художников:

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)

В повести будет столкновение положительных и отрицательных персонажей из русских сказок, собранных в одном месте. Сюжет в постмодерне отсутствует, так и здесь: не принципиально, как герои оказались на одной планете, уж раз оказались, то битва добра и зла предопределена. Поэтому будем смотреть галерею сказочных персонажей в различной трактовке Алфеевского и Чижикова.

Волк

1) Завязка понятная: современный мальчик попадает в сказку. Первый сказочный персонаж, который оказывается на пути — положительный волк, это тот, который с Иваном-царевичем жар-птицу воровал (см.). Различия в манере художников разительны. Скупой плоский рисунок Алфеевского и красочный объёмный Чижикова; натуралистичный волк Алфеевского и игрушечный волк Чижикова... Но хотелось бы отметить твёрдую руку Алфеевского, когда он на левой листе разворота энергично рисует лесную чащу.

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)

2) Чижиков развивает характер дружелюбно-подобострастного волка. Алфеевский волка ещё раз нарисует в других обстоятельствах — потом, в самом конце.

Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)

Баба-Яга и Избушка на курьих ножках

1) С одинакового фокуса оба художники рисуют первую встречу с Бабой-Ягой. Она здесь тоже положительный персонаж, каким предстаёт в тех сказках, где встречает Ивана-царевича и указывает ему путь (напр., см.).

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)

2) Одинаково художники конструируют и избушку Бабы-Яги.

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)

Баба-Яга и Кикимора

В повествование вводится Кикимора — очень аскетичная у Алфеевского, колоритная у Чижикова. Можно и Бабу-Ягу поближе рассмотреть: малопривлекательная и неэмоциональная у Алфеевского и душевная у Чижикова.

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)

Баба-Яга и Соловей-Разбойник

1) Столкновение положительной сказочной Бабы-яги с отрицательным былинным Соловьём-разбойником. Всё то же: аскетичность Алфеевского и избыточность Чижикова. Персонаж Алфеевского будет неотличим в ряду прочих, персонажа Чижикова мы не забудем никогда.

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)

2) Ещё один (не последний) показ Чижиковым Соловья-разбойника

Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)

Василиса

1) Появляется стройная и красивая Василиса Премудрая.

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)

2) Василиса дистанционно наказывает авторского персонажа — писаря, продавшегося злым силам. У Алфеевского, что писарь, что соловей-разбойник — все на одно лицо, у Чижикова персонажей не перепутаешь. Но к этому моменту цыганистось и карикатурность Чижикова начинают слегка утомлять, а спокойная графика Алфевского, наоборот, вызывает интерес — понимаешь, что она очень гармонична.

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)

Кощей

1) Алфеевский показывает изобретательность в приёмах, а Чижиков — в моделировании неповторимого облика новых персонажей.

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)

2) Ну вот и Алфеевский проявил интерес к внешнему облику персонажа — Кощей у него достаточно самобытный (в той же трактовке, что и у Чижикова).

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)

Лихо одноглазое

1) Появляется такой жутковатый персонаж русской сказки как Лихо одноглазое. С иллюстрациями — ожидаемая история.

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)

2) Незабвенное Лихо от Чижикова. И опять-таки понятно, что жутких персонажей от Чижикова не дождаться — все весёлые.

Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)

Горыныч

1) Появляется Горыныч с боярами (у Чижикова змей с боярами — на обложке).

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)

2) И опять Алфеевский показывает мастерство рисовальщика

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)

Кот

Кот в этой повести из плохих — Кот-Баюн со стальными когтями и гипнотическими способностями.

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)

Емеля

Емеля на печи форсирует реку.

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)

Несмеяна

Персонажи, которые почему-то не заслужили внимания Алфеевского, но получили оригинальную трактовку у Чижикова.

Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)

Битва

Финальная кровавая битва, где победа далась добру не легко. Вот тут у нас Алфеевский в своей стихии.

1) Роль кота в битве.

а) Алфеевский рисует кота и как боевого кавалериста, и как приближенного Кощея — военачальника злых сил.

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)

б) Страшноватый момент применения Котом своего оружия.

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Чижиков (1979)
Худ. Чижиков (1979)

2) Роль Лиха одноглазого в битве. Этот эпизод отражён только у Алфеевского.

а) Вот Лихо демонстрирует своё оружие: вглядываясь в мешанину линий, видишь, как Алфеевский мастерски изобразил фатальную остановку коня на полном скаку.

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)

б) А вот и хороший волк кусает плохое Лихо (крупным планом видно, что волк, в начале бывший абсолютно натуралистичным, к концу приобретает сказочный облик).

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)

в) Лихо после укуса в ужасе кидается к Кощею, чем и губит всё дело кощеева воинства.

Худ. Алфеевский (1972)
Худ. Алфеевский (1972)




Несопоставимые художники, но не по уровню мастерства, а по эмоциональной амплитуде. Понимаешь, почему разухабистый Успенский тихо ненавидел своего первого иллюстратора Алфеевского и дружил домами с Чижиковым. Тихому Алфеевскому тяжело выдержать сравнение с карнавальным Чижиковым, поскольку это сравнение выдающегося графика с выдающимся карикатуристом. Заслуги Алфеевского, конечно, лежат в другой плоскости: он показывал, что изощрённая техника может вытянуть скупые чёрно-белые рисунки на плохой бумаге, он задавал планку иллюстраторам-ремесленникам (которых, конечно, было большинство и в советской иллюстрации).





465
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 января 2023 г. 21:49
Очень знакомый змей-горыныч. Вроде Алфеевский где-то уже использовал этого змея-горыныча, но в качестве дракона, почти в том же ракурсе, в иллюстрации к какой-то восточной сказке.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 января 2023 г. 22:48
Алфеевского у меня совсем немного. Но, вероятно, у художников шаблоны повторяются.


Ссылка на сообщение16 января 2023 г. 21:51
тэги у вас слетели в Битве, открывающая скобка не там поставлена
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 января 2023 г. 22:47
Спасибо. Исправил


Ссылка на сообщение17 января 2023 г. 22:39
Спасибо большое за ваши чудесные посты! Жду каждого, как когда-то очередного выпуска журнала :))
А за эту сказку отдельная благодарность. Прям захотелось перечитать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 января 2023 г. 06:12
Спасибо Вам.


Ссылка на сообщение18 января 2023 г. 03:13
Алфеевский мог бы (гипотетически) отлично проиллюстрировать МиМ Булгакова со своей манерой рисунка. Кот Баюн его свидетельствует.
Чижиков в издании 1979 года у меня был первой книгой, в которой я познакомился с самим художником, хе-хе. Такой импринт не вытеснишь ничем.
А самым заиллюстрированным изданием ВПВР, которое я видел, является книга 1997 г, вот эта
https://fantlab.ru/edition79630
Книга энциклопедического формата, там вся площадь всех страниц является полем для иллюстраций; текст там напечатан в тех местах, где располагается цветовая заливка, но вот стиль художника лично мне совершенно отвратен, на обложке представлен образец того, что внутри. Американкие комиксы, главгерой — носит бейсболку, козырьком наискось-назад, отрицательные персонажи взяты из фильмов ужасов категории Б, итд...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 января 2023 г. 06:13
:beer:


⇑ Наверх