Незапланированная глава


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «swgold» > Незапланированная глава: предметы роскоши ч.4
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Незапланированная глава: предметы роскоши ч.4

Статья написана 22 января 2023 г. 12:51

Все картинки кликабельны

3. Collection edition – Коллекционные издания

       Мы увидели книги, цена на которые была поднята искусственно созданным дефицитом, книги, цена на которые выросла за счёт естественного старения и перехода в раздел антиквариата, книги, которые продавались комплектом или с нагрузкой, отчего цена покупки превышала их отдельную стоимость. А теперь посмотрим на книги, чья цена изначально была выше среднего, посмотрим на действительно дорогие издания. Если говорить по-русски, это всё тот же «ограниченный тираж», но это не просто Limited Edition, а самый настоящий Collector’s Set. Книги, отпускная цена которых изначально выше $50.



       Что влияет на цену книги? Разумеется, её тираж, а ещё качество бумаги, материал переплёта, её физический размер, наличие иллюстраций и разные редакционные расходы: перевод, комментарии, редактура, корректура, вёрстка и т.п.

3.1. slipcase – футляр

       Самый простой способ сделать дорого-бохато мы уже видели на примере «Кота, проходящего сквозь стены»: достаточно засунуть книгу в футляр – и уже можно рисовать новый ценник. Так и поступали многие западные издательства, выпуская свои «эксклюзивчики». Хочешь задрать цену? Просто добавь воды коробку. В продаже легко можно найти примеры book in slipcase – книг в футляре, но большинство из них самодельные. Просто кто-то когда-то решил, что наличие slipcase – неоспоримый довод, когда хочешь добавить к цене пару ноликов. И с тех пор «все так делают».

«Человек, который продал Луну». Shasta, 1950. Художник Hubert Rogers.


       Японцы смотрели на эти гайдзинские фокусы ценообразования с недоумением – они-то выпускали книги в футлярах просто потому что это было удобно и обеспечивало сохранность:

«Кукловоды». Gengensha, 1956. Слева – футляр, справа книга. Художник неизвестен.


«Фригольд Фарнхэма». Hayakawa, 1967. Художник Hayashi Misao.


«Красная планета». Kodansha, 1967. Художник неизвестен.


       Как видно на фото, у первых двух книг футляр имеет чисто утилитарное предназначение. Но и у детской книги «Коданся» картинка на футляре просто дублирует обложку, издатель вовсе не имел цели сделать дорогой эксклюзивчик.

       Чего не скажешь о, например, Ballantine Books. Когда они выпускали юбилейное издание Толкиена, книги продавались комплектом в едином футляре, покрытом золотой фольгой. Но это –увы! – не наш случай. Хайнлайна таким образом не выпускали, потому что у Грандмастера слишком много книг, их невозможно утрамбовать в один Slipcase. Но отдельные книги коллекционных изданий выходили в футлярах, и дальше мы увидим много примеров таких решений.

3.2. Leather-bound – кожаный переплёт

       Другой способ поднять цену книги – это материал обложки. Картон можно обтянуть тканью, но это полумеры, лучше сразу озаботиться кожаным переплётом. Именно так поступило издательство Tor, выпуская клубную серию «Six Classic Masterpieces». Одним из томиков серии была «Луна – суровая госпожа» Роберта Хайнлайна:

«Луна – суровая госпожа». Tor/SFBC, 1996. Художник неизвестен.


       Всё, что внутри крышки, бумага, вёрстка – всё повторяло торовское издание «Луны» того же года:

«Луна – суровая госпожа». Tor, 1996. Художник Bob Eggleton.


       Но обычный хардковер стоил $24, а кожа с золотым тиснением плюс ляссе поднимали цену до $75. Члены Клуба любителей фантастики при издательстве по подписке получали книгу за $50.

       Сейчас кожаный переплёт «Луны» лежит на абебуксе за $750.

       В отличие от Tor, которое занималось массовыми изданиями, американское издательство Easton Press изначально, с 1975 года, специализировалось на эксклюзиве. После нескольких лет проб и ошибок издательство определилось с форматом: книги выпускались небольшими тематическими сериями, по пять-шесть наименований. Без каких-либо полиграфических изысков, абстрактные форзацы, одна (эксклюзивная) цветная картинка на фронтиспис, а в основном – только кожа и золото, кожа и золото. Ну и, разумеется, шёлковое ляссе и плотная бескислотная бумага, которая прослужит своим счастливым обладателям не один век.

       Одним из первых изданий Хайнлайна в Easton Press был «Чужак» 1989 года.

«Чужак в земле чужой». Easton Press, 1989. Художник неизвестен.


       Большинство книг Easton выходят без картинок на обложке, дизайнеры издательства предпочитают консервативные геометрические орнаменты. Хайнлайн относится к редким исключениям, тут явно нарисовано что-то осмысленное. Правда, смысл от меня ускользает. Марсианские каналы? Дерево? Рука? Картинка на фронтисписе более конкретна, жаль, что она одна-единственная.

«Чужак в земле чужой». Easton Press, 1989. Художник Kent Bash.


       Цену за одиночную книгу Easton Press обычно выставляли в районе $50-100, так они и котируются на рынке.

       «Неприятная профессия Джонатана Хога», вышедшая в 1997 году в рамках серии «The Masterpieces of Fantasy», была чуть более конкретна в изобразительном плане:

«Неприятная профессия Джонатана Хога». Easton Press, 1997. Художник неизвестен.


       Зато форзац решён в характерной для Easton сдержанной манере:


       И живописный фронтиспис:

«Неприятная профессия Джонатана Хога». Easton Press, 1997. Художник Walter Velez.


       Исходная розничная цена «Неприятной профессии» мне неизвестна, нынешний диапазон цен от $90 до $150.

       Ещё через десять лет, в 2008 году, Easton выпустило «Звёздный десант»:

«Звёздный десант». Easton Press, 2008. Художник неизвестен.


       Разумеется, к покупке прилагаются всевозможные сертификаты и памятки – что-то вроде шпаргалки, с помощью которой малообразованный покупатель сможет объяснить свои приятелям, что же такое он купил за 55 баксов:


       Украшает книгу изнутри – как всегда, одинокий фронтиспис:

«Звёздный десант». Easton Press, 2008. Художник Walter Velez.


       Иллюстрация Уолтера действительно хороша (к сожалению, в обзор по «Десанту» она не вошла, в отличие от многих, менее адекватных работ). Стоит эта прелесть сегодня всего $160.

       После «Десанта» выпуск Хайнлайна в Easton Press ускорился. Всего через четыре года, в 2012-м вышли «Кукловоды», на этот раз в рамках мини-серии «They Walk Among Us», куда вошли самые известные романы о чужаках, скрывающихся среди людей: «Кукушата Миддвича» Уиндэма, «Вторжение похитителей тел» Финнея, «Кто идёт?» Кэмпбелла и «Человек, упавший на Землю» Уолтера Тевиса, (который все помнят из-за фильма с Боуи, а так-то не читали, нет). В этой серии не хватает, на мой взгляд, замечательного романа «Почти как люди» Клиффорда Саймака, но Саймака не очень любят в Америке, да и роман этот откровенно «красный», боже упаси такое помещать рядом с «Кукловодами». Оформлена серия в характерном для нынешней Easton Press ключе, чистая незамутнённая абстракция:

«Они среди нас». Easton Press, 2012. Художник неизвестен.


       Различить книжки можно только по корешку. Ну и ещё по картинке внутри:

«Кто идёт?», «Вторжение похитителей тел». Easton Press, 2012. Художник Larry Schwinger.


       Увы, иллюстрация к «Кукловодам» в нормальном разрешении мне в сети до сих пор не попадалась, а жаль – она должна быть симпатичная.

       Весь пятитомник стоит $1500, и по-моему, отдельные томики никто из коллекционеров на продажу до сих пор не выставляет.

       В 2015 году вышла «Дверь в лето», как часть шеститомника «A Matter of Time». Обложка у него ещё более абстрактна и скучна:

«Дверь в лето». Easton Press, 2015. Художник неизвестен.


       Фронтиспис… Ну, такой. Всеобъемлющий.

«Дверь в лето». Easton Press, 2015. Художник Dennis Lyall.


       Тему путешествий во времени подхватили Азимов «Конец Вечности», Пауэрс «Врата Анубиса» и др.:

«Вопрос времени». Easton Press, 2015. Художник неизвестен.


       В комплекте эти томики выглядят стильно, но слишком официозно. И выкладывать $2200 за шесть книг как-то не тянет. Да и места на полке у меня маловато… Да ну их к чорту, даже не упрашивайте меня всё это покупать.

       И последнее в этом обзоре творение Easton Press – четырёхтомник «The Dark Side Of The Moon»:

«Обратная сторона Луны». Easton Press, 2018. Художник неизвестен.


       Снова всё те же кожа, золото, ляссе, но обложка уже не такая абстрактная. Картинка на фронтисписе точно в стиле 50-х.

«Луна – суровая госпожа». Easton Press, 2018. Художник неизвестен.


       Стоит этот комплект всего-то $480 и, возможно, он того стоит. Потому что за одну «Луну» кто-то на e-bay просит $400. Простая арифметика подсказывает, что норма прибыли должна быть… ой, всё.

       Простая арифметика подсказывает, что в этом или следующем году у Easton Press должен выйти новый Хайнлайн. Интересно, что это будет.

       И напоследок ещё один Кожаный Чулок с берегов Потомака: «Чужак/Десант» от издательства Penguin Books:

«Звёздный десант/Чужак в земле чужой». Penguin Books, 2014. Художник неизвестен, но кто-то явно косплеил постер к фильму «Нечто» 1982 года.


       Эта книга вышла в 2014 году, она полностью реализует принцип «сделаем бохато на минималках» и примечательна разве что крайне низкой розничной ценой, всего 20 баксов. Возможно, это объясняется тем, что «Десант/Чужак» напечатан в Китае. Помимо кожаного переплёта книга может похвастаться только художественным форзацем:

«Звёздный десант/Чужак в земле чужой». Penguin Books, 2014. Художник неизвестен.


       Однако, ни эта невнятная картинка, ни ляссе, ни позолоченный обрез не могут скомпенсировать тот прискорбный факт, что напечатана книга на отвратительной полупрозрачной бумаге, сквозь которую просвечивает следующая страница. По-моему пингвины с этим здорово облажались.

       Кстати, запомните это сочетание: «Десант + Чужак». Оно очень полюбилось воротилам бумажного бизнеса, и мы его ещё не раз увидим.

       И на этом всё на сегодня. У меня от рассказов уже горло пересохло, и кашель такой, что затылок отваливается. Или это от книжной пыли? Надо срочно очистить полки от всякого старья. Главное, побороть в себе желание полистать напоследок – оглянуться не успеешь, уже вечер, а процесс зачистки так и не начался.


Продолжение воспоследует...

Полный список статей см. по ссылке





413
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 января 2023 г. 13:06
цитата
В отличие от Tor, которое занималось массовыми изданиями, американское издательство Easton Press изначально, с 1975 года, специализировалось на эксклюзиве. После нескольких лет проб и ошибок издательство определилось с форматом: книги выпускались небольшими тематическими сериями, по пять-шесть наименований. Без каких-либо полиграфических изысков, абстрактные форзацы, одна (эксклюзивная) цветная картинка на фронтиспис, а в основном – только кожа и золото, кожа и золото.


В самом начале Easton Press делали книги с дюжиной цветных иллюстраций внутри. У меня есть «Человек без лица» Бестера 1986 года, там иллюстрации Ди Фейта:

https://fantlab.ru/edition85530

А потом да, сократили до одного цветного фронтисписа.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 января 2023 г. 13:33
Винсент это круто. А там только двухцветки?
 


Ссылка на сообщение22 января 2023 г. 14:40
Да, только двухцветки, то есть полноценными цветными их назвать нельзя всё же. Но зато их десяток примерно. Образцы там есть в другом, русскоязычном издании.


Ссылка на сообщение22 января 2023 г. 18:07
цитата
Хайнлайн относится к редким исключениям, тут явно нарисовано что-то осмысленное. Правда, смысл от меня ускользает. Марсианские каналы? Дерево? Рука?
Я вижу на рисунке женскую фигуру со странной причёской.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 января 2023 г. 23:16
Прическа — как раз каналы на Марсе по Скиапарелли.
 


Ссылка на сообщение22 января 2023 г. 23:18
Понятно, спасибо.
 


Ссылка на сообщение23 января 2023 г. 07:21
Но вариант с причёской тоже имеет право на жизнь. В Голом пистолете у Симпсона была шикарная афро — как раз такого размера.


⇑ Наверх