495 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 495. Иллюстрированный Е.Шварц: Рассеянный волшебник (худ. М.Майофис, худ. В.Чижиков, худ. И.Олейников, худ. А.Порет, худ. Е.Монин)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

495. Иллюстрированный Е.Шварц: Рассеянный волшебник (худ. М.Майофис, худ. В.Чижиков, худ. И.Олейников, худ. А.Порет, худ. Е.Монин)

Статья написана 15 июля 2023 г. 14:25

В марте 1945 года была опубликована последняя авторская (на оригинальный сюжет) сказка Шварца "Рассеянный волшебник". Ранняя весна 45-го не могла не подействовать даже на такого мизантропа как Шварц.

Рассеянный волшебник (1945)

По сравнению с мрачными предвоенным сказками, "Рассеянный волшебник" — это милый анекдот. Лошадь превратили в кошку, а потом обратно в лошадь. Иллюстрации соответствующие.

Худ. А.Порет (1945)

Первая публикация была в журнале "Мурзилка" (1945, № 2-3). Художница — А.Порет.

Алиса Порет — загадочный персонаж советской художественной жизни. Кажется, она была больше персонажем богемной жизни рубежа 1920-х — 1930-х гг. Я начинал было собирать её иллюстрации — и бросил: рисунки и темы простоватые; даже слава первого иллюстратора русского "Винни-Пуха" (см. тут) не помогла. Но вот рисунки из "Мурзилки" за 1945 год вроде бы приоткрыли мне значение Порет для нашей культуры. Мы уже видели иллюстрации 1940-1941 гг. к другим сказкам Шварца: все художники перед войной послушно перешли на серьёзный реализм. А анекдот Шварца надо было иллюстрировать более простодушно. Тут и выясняется, что Алиса Потер своей манеры условного рисунка не изменила. Вот она и украсила весёлую сказку весёлыми рисунками.

А.Порет (1945)
А.Порет (1945)
А.Порет (1945)
А.Порет (1945)

Счастливый случай: Алиса Порет на официальные требования отойти от формализма не поддалась (думаю не из-за принципиальной позиции, а по свойственному ей легкомыслию).

Отступление: С Новым, 1945-м, годом!

Впрочем, надо учитывать и послабления военной поры. Алису Порет к рисованию для "Мурзилки" допустили только с 1944-го года. И здесь показателен новогодний, 12-й номер "Мурзилки" за 1944 год — ну очень формалистический. Отвлечёмся немного, чтобы почувствовать дух времени, когда писался "Рассеянный волшебник".

Автор иллюстрации на обложке номера не указан. Но я уверен, что это А.Порет (её композиция и её медведи — потом и Винни-Пух таким же будет). На обороте — официозное новогоднее стихотворение К.Чуковского с упоминанием Сталина (и смена размера интересная: начало чисто чукоковский раёк, а конец — строфа гимна).

"Мурзилка" (1944-12)
"Мурзилка" (1944-12)
"Мурзилка" (1944-12)
"Мурзилка" (1944-12)

Далее — ещё одно новогоднее стихотворение Чуковского (уже без Сталина) на фоне поретовской ёлки (художница здесь указана).

"Мурзилка" (1944-12)
"Мурзилка" (1944-12)

Роскошный центральный разворот с отвязным празднованием Нового года от Ю.Васнецова (очень много сказочных персонажей, вплоть до Лягушки-царевны на снегу).

"Мурзилка" (1944-12)
"Мурзилка" (1944-12)

И — сюрприз. На последней странице обложки юмореска Е.Шварца с рисунками А.Каневского — ещё одного весёлого непереучившегося формалиста.

"Мурзилка" (1944-12)
"Мурзилка" (1944-12)

Худ. В.Чижиков (2016) и худ. М.Майофис (1989)

Но вернёмся к тексту "Рассеянного волшебника" в современных иллюстрациях. Сегодня можно сравнить В.Чижикова и М.Майофиса.

Уже знакомое издание 2016 года с иллюстрациями Чижикова и "Рассеянный волшебник" 1989 года с иллюстрациями Майофиса. У Майофиса на суперобложке среди основных персонажей Шварца на крыше восседает лошадь как раз из нашей сказки.

В.Чижиков (2016)
В.Чижиков (2016)
М.Майофис (1989)
М.Майофис (1989)

За счёт того, что сказка короткая, а лимит рисунков на неё выделялся как на обычную сказку, у Майофиса получилось рисунков столько же, сколько у Чижикова.

1) Портрет рассеянного волшебника. У Чижикова добродушен, у Майофиса байроничен (красив, романтичен и рассеян).

В.Чижиков (2016)
В.Чижиков (2016)
М.Майофис (1989)
М.Майофис (1989)

2) Предвидение изобретения собачонки-робота. Встреча волшебника и любопытного мальчугана, управляющего лошадью с телегой.

В.Чижиков (2016)
В.Чижиков (2016)

3) Чем могла закончиться такая встреча? Волшебника заставили продемонстрировать трансформацию лошади в кошку. А обратно не получается — нужный прибор в ремонте ещё месяц будет (волшебник ведь рассеянный). От лошади у кошки осталась лошадиная сила.

В.Чижиков (2016)
В.Чижиков (2016)
М.Майофис (1989)
М.Майофис (1989)

4) А когда через месяц кошка обратно превратилась в лошадь, то у неё остались кошачьи замашки: реветь басом "мяу" и лазить по крышам. Это по-настоящему смешно — Чижиков наконец-то вдохновился текстом Шварца и нарисовал прелестную сочную картинку, в духе своей молодости. Майофис тоже с удовольствием рисует картинки к этой сказке, но сдерживает юмор, интеллигентно понижая его до уровня английского.

В.Чижиков (2016)
В.Чижиков (2016)
М.Майофис (1989)
М.Майофис (1989)

Худ. Е.Монин (1978)

Сборник "Волшебные краски" 1978 года, где были собраны лучшие тогдашние художники. К трём сказкам Шварца — иллюстрации разных художников. К "Рассеянному волшебнику" — картинка Е.Монина.

Е.Монин (1978)
Е.Монин (1978)

Худ. И.Олейников (2017)

И традиционно одна иллюстрация И.Олейникова из сборника 2017 года. Мятежный Олейников ищет драмы. И находит её в этом анекдоте.

И.Олейников (2017)
И.Олейников (2017)

По получении из ремонта увеличительного прибора, волшебник, никого не предупредив (он же рассеянный), дистанционно трансформировал в лошадь кошку, мирно спавшую в избе на печке.





184
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 июля 2023 г. 11:00
цитата Zivitas
Это по-настоящему смешно — Чижиков наконец-то вдохновился текстом Шварца и нарисовал прелестную сочную картинку
Собачка на земле хороша, вот что Чижиков умел, так навести между своими персонажами связь.
Но, вообще-то, Зощенко напомнило, про козу на крыше.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 июля 2023 г. 11:12
:beer:


⇑ Наверх