Айзек Азимов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «shawshin» > Айзек Азимов. Психоистория
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Айзек Азимов. Психоистория

Статья написана 3 января 17:32

В сорок втором году прошлого века Айзек Азимов, двадцати двух лет от роду, находясь под сильным впечатлением от недавно прочитанной книги «История упадка и разрушения Римской империи» британского историка Эдварда Гиббона, решил написать цикл произведений, посвященных развитию цивилизации грядущего человечества. В представленном им будущем Азимов задумал по возможности сократить, а то и вовсе устранить факторы, способные привести к краху сообщества homo sapiens. Этому замыслу весьма способствовали внешние обстоятельства: шла вторая большая война, в которой люди самых разных национальностей, убеждений и верований остервенело уничтожали друг друга, и пока непонятно было, кто победит – то ли силы зла в облике Тысячелетнего рейха, то ли западная демократия. В результате победила третья сила – Советский Союз, представлявший собой в глазах абсолютно несведущего обывателя свободного мира некую диковинную империю непривычного образца, развивавшуюся по правилам, чуждым англо-саксонскому прагматичному уму.

Все входящие обстоятельства молодой блестящий ученый, разумеется, принял к сведению при разработке сюжетов произведений, вошедших в цикл «Foundation». Так в воображении Азимова возникла наука «психоистория» – раздел математики, рассматривающий реакции больших групп людей на долгодействующие социально-экономические стимулы. По сути, имелось в виду точное статистическое прогнозирование будущего, поэтому к своему детищу автор подошел с наивозможной строгостью. Для начала он поставил граничные условия. Как говорят математики, необходимые и достаточные:

Рассматриваемые группы людей должны быть убедительно велики, чтобы стать объектами точного статистического анализа.

У указанных групп должна отсутствовать информация о том, что они являются объектами психоисторического анализа, чтобы их реакции являлись действительно произвольными.

А затем определил признаки, свидетельствующие о наступлении коллапса разумного сообщества, к числу которых отнес:

— усиление бюрократии;

— резкое уменьшение проявлений инициативы;

— навязывание жесткой кастовости;

— подавление всякой любознательности;

— распад социальных структур.

И как следствие – утеря накопленных знаний и превращение ранее поддерживаемого порядка в хаос. А также наступление периода нескончаемых войн, упадок торговли, сокращение численности населения и утрата общественных связей.

На этом фундаменте и была воздвигнута знаменитая трилогия «Foundation» («Основание»), удостоенная в 1966 году титула «Лучшего цикла всех времен». Центральный персонаж романов – великий математик Гэри Селдон – крайне озабочен неумолимо надвигающимся крахом Транторианской империи, включающей в себя все галактические миры, заселенные человечеством. Задача Селдона – создать на основе теоретических построений прикладную науку «психоисторию» и с ее помощью постараться сократить последующий за распадом Империи период варварства и хаоса до одной тысячи лет вместо предсказанных тридцати. Поначалу титан мысли Селдон полагает разработку психоистории невозможной – слишком велик объем необходимой для прогнозов информации – но за 18 лет, потраченных на подготовку проекта, он находит способы преодоления трудностей, сводя получаемые данные к обоснованному минимуму.

Итогом трудов Селдона и группы ученых, входящих в проект, становится учреждение двух Академий: первой – призванной сохранять и преумножать накопленные человечеством знания на отдаленной планете Терминус, и второй – использующей для управления мирами, заселенными людьми, и контроля над ними саму психоисторию, а также безграничные ментальные способности своих избранных сотрудников. Разумеется, наиболее интересным в цикле является применение психоистории на практике и, конечно же, описание принципов и концепций, заложенных в ее базис. Вот и познакомимся с ними поближе.

В основной трилогии, рожденной гением Айзека Азимова в 1942-1948 годах, он почти не уделял внимания методологии создания новой науки, ограничиваясь короткими периодами, вроде:

«– Пока я жив, вы, молодой человек, должны будете научиться применять психоисторию к любым проблемам – это должно стать само собой разумеющимся. Смотрите… <…>

– Вот положение Империи на сегодняшний момент, – заявил Селдон и сделал паузу, ожидая, что скажет Гааль.

– Но это, наверное, не полная картина? – проговорил, наконец, молодой человек.

– Совершенно верно. Я рад, что вы не верите людям на слово. Но это приближение является доказательством теоремы. Надеюсь, с этим вы согласны?

– По результатам последней проверки производной функции, это так, – Дорник очень старался избежать возможной ловушки.

– Хорошо. Но добавим к этому вероятность убийства Императора, возможность восстания под предводительством вице-короля, периодические экономические кризисы, снижение активности по исследованию новых планет и кроме того…

Он все продолжал. Упоминая очередной фактор, он каждый раз касался панельки, и на табло появлялся новый символ, тут же включавшийся в основную функцию, в результате чего та постепенно расширялась и изменялась…»

Впрочем, из этого фрагмента уже можно сделать вывод о причинах, способных повлиять на конечный результат прогнозирования. И о ходе мысли автора. Но Азимова больше занимают условия развития кризиса и обстоятельства, влияющие на его характер. Он рассматривает Империю как гигантскую многоуровневую систему, и это логическое построение приводит его к заключению, что

— углубление специализации повышает уязвимость системы;

— понижение социальной ответственности неминуемо возникает при устранении некоего объекта, ранее долго противостоявшего системе и обладавшего не меньшей инерцией в историческом процессе;

— постепенные изменения условий существования предполагают либо вовлечение в них огромного количества людей, либо – если будет действовать небольшая страта – ощутимые перемены начнут проступать только через исполинский промежуток времени.

Происходящая при любом кризисе эррозия социальных отношений неизбежно приводит к метаморфозам сознания правящей верхушки. До наиболее изворотливых и беспринципных деятелей быстро доходит, что перевороты, мятежи и спад торговли в дальнейшем будут только усиливаться. Значит, возобладает новая логика поведения – скорее хватать то, что плохо лежит. Честолюбивые и неразборчивые в средствах члены социума тут же начнут активно действовать. И этими своими манипуляциями они лишь ускорят развал системы.

По мере вырождения структуры общественных связей решения, принимаемые центральным правительством, становятся все более неадекватными. Всего лишь пятьдесят лет спустя после основания Академий ситуация обостряется настолько, что глава Терминуса Сэлвор Хардин, один из тех, от кого зависит будущее человечества, выступая перед членами Совета, с горечью восклицает: «Мы катимся назад, теряем знания. Неужели вы не замечаете этого? На Периферии утрачена ядерная энергетика; на Гамме Андромеды из-за плохого ремонта взорвалась атомная электростанция, и канцлер Империи жалуется на нехватку специалистов в области ядерной физики. Каков же выход? Подготовить новых специалистов? Никогда! Вместо этого правительство решает ограничить использование ядерной энергии!

Неужели вы не понимаете, что происходит?! – в третий раз спросил Хардин. – Ведь дела обстоят точно так же по всей Галактике. Это упадок, застой, деградация!»

Тому же Сэлвору Хардину принадлежат неоспоримые изречения: «Для преуспевания недостаточно тщательного планирования – необходима импровизация» и «Насилие – крайнее средство некомпетентных людей».

Последние фразы дают ощутимое представление о происходящем в Галактике. Хаос нарастает, кризисы случаются все чаще. Поэтому план Гэри Селдона, основанный на прогнозах психоистории, и построен так, чтобы каждый раз, в момент серьезного обострения, у Академий, созданных им, не оставалось свободы выбора, а действовать приходилось бы единственным способом и в заранее определенном направлении. В этом и заключается одно из основных положений психоистории, сформулированных Айзеком Азимовым в более поздних романах «Прелюдия к Академии» (1988) и «Путь к Академии» (1993): «Минимализм – один из главнейших принципов прикладной психоистории. Изменения, влияющие на нежелательный ход событий и приводящие его к желаемому, должны быть самыми незаметными, самыми минимальными, какие только возможны… <…> … любое изменение дает мириады побочных явлений, а это не всегда позволительно. Если же изменение слишком велико, и побочных явлений, следовательно, огромное количество, становится очевидно, что итог будет слишком далек от того, что задумано, и более того – он станет совершенно непредсказуем… В этом суть хаотического эффекта».

По всей видимости, в сороковых годах Азимов еще полагал, что сказанного о психоистории вполне достаточно, и дальше уже должно включаться воображение читателей. Поэтому долгое время трилогия «Основание» оставалась в неприкосновенности. Однако сорок с лишним лет спустя, уступая настойчивым требованиям издателей и любителей фантастики, он продолжил цикл. Основным содержанием новых романов стало не столько описание приключений молодого Гэри Селдона и близких ему людей, сколько поиски методики создания и движущих механизмов практической психоистории. Скитания Селдона по столичной планете Империи Трантору помогли ему избавиться от неуверенности в осуществимости реальных способов статистического прогнозирования и понять на чем именно они должны базироваться. Восемьсот жилых секторов Трантора, каждый со своими традициями, культурой и легендами, навели математика на мысль о разработке упрощенной модели, которая может быть положена в основу его детища.

Вместо того, чтобы собирать, наращивать и изучать информацию о двадцати пяти миллионах населенных миров Галактики, на исследование которой не хватит жизни многих поколений, следует ограничиться историей одной планеты, представляющей все разнообразие цивилизаций. Вот как формулирует этот принцип сам Айзек Азимов: «Во множестве случаев полезно до предела упрощать задачу и брать для анализа только те свойства и качества предмета или явления, которые важны для понимания. Если вы, допустим, собрались узнать, как падает предмет, вам нет нужды выяснять, старый он или новый, красный или зеленый и как он пахнет. Такие характеристики вы попросту отбрасываете, чтобы не усложнять себе задачу. Подобное упрощение называется моделью, и можно пользоваться ею либо обычным путем, на экране компьютера, либо вывести в виде математической формулы. <…> Такие вот упрощенные модели порой помогают лучше уяснить суть явления, чем если бы мы принялись старательно изучать явление само по себе, в его истинном виде». Однако, как и в любом процессе, здесь тоже существуют ограничения: «Некоторые относительно простые вещи моделировать легко, но чем они сложнее, тем труднее их моделирование, а в конце концов – просто невозможно. <…> В общем, было доказано, что для того, чтобы смоделировать Вселенную во всей ее сложности, нужна модель, размеры которой будут не меньше самой Вселенной. <…>… наше Галактическое сообщество до этой отметки пока не добралось».

Для проверки верности и устойчивости этого утверждения нужно «применить законы психоистории к малочисленному сообществу прошлого и экстраполировать результаты исследования на тысячу лет вперед». Тогда можно четко определить, верно ли выбрана точка отсчета, ведь все события уже состоялись в далекой древности.

Обозначив исходную позицию, Азимов с помощью своего alter ego Селдона продолжает прорисовку прикладной психоистории. Теперь он уже обстоятельно излагает правила когда-то задуманной игры, воспроизводя Транторианскую империю в виде грандиозной коллективной структуры, подверженной, разумеется, всем потрясениям любого человеческого сообщества. Кризисы не возникают сами по себе, на пустом месте. Для их наступления необходимо серьезное влияние на мировой социум целой группы факторов, приводящих к ухудшению общей ситуации. Основными детерминантами Азимов всегда считал политику, религию, значение традиций, мифотворчество и эмоции. Насколько он был прав в своих воззрениях? Ведь с наступлением в 60-х годах прошлого века фазы НТР и в начале нового тысячелетия эпохи информационных технологий многое изменилось в жизни человечества. Попробуем разобраться. И начнем, как водится, с определений.

Политика. Еще Аристотель говорил, что политика – это искусство управлять государством, однако спустя два с лишним тысячелетия его подправил немецкий философ и социолог Макс Вебер, заявив, что политика – это всего лишь стремление к власти. Учтя и то, и другое мнения, современные политологи отлили в бронзе: политика – это деятельность, направленная на завоевание, удержание и использование государственной власти. Простенько и со вкусом. Азимов старался донести до читателя примерно то же самое, утверждая, что политики приходят к власти от имени народа, а затем обтяпывают собственные делишки.

Религия. Трактуется философскими словарями как мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Удобная штука. Особенно, если учесть, что ранее любой монарх преподносился как помазанник божий, а ныне всякая власть тоже, разумеется, от Вседержителя. Ну, а сами церковные иерархи, натурально, посредники между Творцом и рабами его. И вправду, могучий фактор влияния. Множество пророчеств сбывалось только потому, что в них верили, ведь «обездоленные более религиозны, чем довольные жизнью». Вера – очень сильный стимул изменения реальности.

Традиции. Это множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение и выступающих одним из регуляторов общественных отношений. Азимов полагал, что любой народ крепко держится за свои традиции. Во-первых, они, как правило, основаны на неких прецедентах, помогших избежать большой беды или приведших к счастливому финалу; а во-вторых, по мере возможности препятствуют внедрению в повседневность чего-либо чуждого и неприемлемого.

Мифотворчество. Так называется специфическая разновидность культурно-творческого процесса, в ходе которого формируются те или иные (мифологические) представления о действительности, оказывающие существенное влияние на эволюцию знания в духовной жизни общества. Порой легенды и мифы творятся на ровном месте затейниками, кормящимися от власти. Исключительно с целью придания мыслям масс определенного направления. Ничего личного.

Эмоции. Сегодняшняя передовая наука определяет их как психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. То есть эмоции служат для оценки человеком окружающего его мира – людей, предметов, явлений и событий. Азимов был убежден, что эмоции – весьма неукротимый движитель человеческих поступков. Гораздо более мощный, чем думают о нем сами люди.

Ну, с определениями, вроде бы, разобрались. Они, самые что ни на есть свеженькие, лишь подтверждают правоту Айзека Азимова. За прошедшие годы сознание людей почти не претерпело изменений. А вот методы воздействия на психику, используемые масс-медиа с подачи властей, стали гораздо эффективнее. На основе самых новейших достижений информатики промывание мозгов длится двадцать четыре часа в сутки. Куда ни сунься – сплошные политологи и пропагандисты. У нас всегда все хорошо, у них – плохо. При этом подобное утверждение не зависит от страны пребывания, части света и уровня жизни. Вот для США главный враг – Россия, а для России – США. Очень удобно. Пугало поставлено на боевое дежурство, непорядок в стране списывается на внешнего врага. Всё по Джорджу Оруэллу.

Религия же всегда подливала масла в огонь. Вспомните крестовые походы, Реконкисту и священные войны в средневековой Европе, варфоломеевские ночи всех мастей, братьев-иезуитов и монахов, несущих свет истины в чужие земли, вооруженные джихады и индо-пакистанскую грызню, а также тысячелетнее противостояние католиков и православных. До сих пор копья ломают, кто самее.

Что же до тонкостей информационных технологий – они вовсю применяются при создании нужных властям легенд и мифов практически повседневно. И даже получили имя собственное Fake News, или по-русски – фальшивые новости, т. е. информационная мистификация или намеренная ложь в социальных медиа и традиционных СМИ с целью введения в заблуждение для того, чтобы извлечь финансовую или политическую выгоду. Практически неотличимые от реальных событий подделки, призванные воздействовать на разум, а в первую очередь на эмоции зрителя, слушателя и электората в общей массе. Про намеренную и целенаправленную фальсификацию истории можно даже не упоминать. И все эти ухищрения творятся сугубо ради формирования общественного мнения в свою пользу.

Пока спасают от сумасшествия только добрые старые традиции, но и за них взялись довольно серьезно. В последнее время их все чаще пытаются подогнать под нужды чьей-то сиюминутной политики. Так что появление новых направлений в информатике приводит пока лишь к углублению кризиса. За тридцать последних лет, начиная с момента демонтажа Советского Союза, львиная доля капиталов правящей верхушки расходуется на развитие качества информационных махинаций и средств их доставки в ущерб финансированию всей остальной части человеческой деятельности. Опять оказался прав Азимов. Причем абсолютно.

А ведь есть еще множество более мелких факторов, которые при умелом сложении дают достаточно мощный однонаправленный импульс. Айзек Азимов изначально относил к ним

— непредсказуемые случайности, которые можно возвести в ранг традиций, незыблемых и несокрушимых;

— уменьшение объема знаний во время кризиса, происходящее быстрее, чем тают размеры самого сообщества;

— беззастенчивое возвышение одной части общества за счет унижения другой, возбуждающее жуткую ненависть, не имеющую, казалось бы, никакого разумного объяснения;

— ностальгия по замечательному, прекрасному, нехитрому прошлому (большей частью уже мифологизированному), вполне естественная для людей, живущих в хитросплетениях жестокого мира;

— влияние отдельных мелких эпизодов, которые иногда случаются вопреки устремлениям всех заинтересованных участников;

— взаимная враждебность, так свойственная людям и искусно подогреваемая вождями. «Власть предержащие всегда виновны в том, что происходит вокруг них»;

— различие моральных норм у разных сообществ;

— возможность влияния на ход истории отдельной личности, если личность эта невероятна, непредсказуема и пассионарна;

— реакция на противопоставление, где главное – правильно выбрать нужную антитезу;

— пересечение интересов правящих элит…

И еще многое другое, перечисление чего только удлинит список, но не добавит к нему ничего принципиально нового.

К счастью, существуют огромные социальная и психологическая инерции масс, и они столь же реальны, как инерция физическая. Миллиарды людей так просто с места не сдвинешь, несмотря на регулярные старания. Поэтому Азимов и рассматривает грядущее человечество, как сложный многослойный конструкт. Чем сложнее этот объект, тем больше вероятность его хаотического развития. Следовательно, чтобы упорядочить поступательное движение такой штуковины вперед, к светлому и безоблачному будущему, необходимо подавить хаотичность поисков верного пути за счет определенных действий, то есть четко выстроить линию поведения масс, существенно ограничив свободу их выбора в неких ключевых точках (моментах). Автор вкладывает в уста одного из героев – разработчиков психоистории – довольно едкое выражение: «Выбрал прямую дорогу, так не гляди по сторонам».

По собственному признанию Айзека Азимова, создавая такой конструкт, он опирался на закономерности из мира физики. Вся квантовая механика, писал он, не способна предсказать поведение одного отдельного электрона. В ее силах лишь предугадать усредненный характер действий множества электронов, так называемого электронного облака.

Ну, и почему бы не попытаться приложить закономерности микромира к событиям, происходящим в мире обычных величин, где мы с вами рождаемся, живем и умираем? Тем более, что соответствия эти не единожды подтверждены практикой. Однако, как заведено от веку, пророка не слышат. Истины, изреченные им, начинают воспринимать лишь post factum. И совершенно зря. Ведь, кроме всего прочего, Азимов назвал еще и условия для распада общественных отношений во время кризиса:

— амбиции правителей второстепенных регионов, желающих объявить о своей значимости;

— стихийные бедствия, происходящие, как всегда, некстати;

— внезапные (для непосвященных) войны за передел сфер влияния;

— экономические и социальные сбои;

— заговоры в высших сферах власти;

— крушение мировой инфрастуктуры.

И как вишенка на торте – постоянно изменяемые правила игры, которые задает деятельное меньшинство, тянущее за собой безразличное большинство.

Не правда ли, очень знакомая картина. Достаточно оглянуться кругом. Сказанное Азимовым повторяется с завидным постоянством, и чем это обернется в будущем сегодня никому не известно. Психоистория пока не создана, а Гэри Селдон, вдохновенно исполненный Айзеком Азимовым, еще не родился. Некому произнести: «Мне нужно средство, которое помогло бы упростить подход к созданию психоистории, и мне все равно, что это будет за средство – математический ли фокус, исторический ли, или вообще что-то совершенно невообразимое». И чем глубже мы вязнем в неразрешимых проблемах, которые и решать-то никто не собирается, тем дальше мы оказываемся от нами же придуманного будущего, проваливаясь в безнадежное прошлое. Наверное, там нам и место, поскольку сами отказались от права на выбор.

Вот мы и подошли вплотную к еще двум значительным концепциям психоистории, которые, как полагал Айзек Азимов, должны идти отдельными строками и способны придать человеческой деятельности совершенно неожиданные направления.

Первая связана со скрытностью и запретностью, как факторами социальных отношений. Испокон веку считалось, что всё, находящееся под запретом, обладает привлекательностью. Даже народная мудрость, уходящая корнями в библейские тексты, гласит: «Запретный плод всегда сладок», а уж нечто, скрытое от глаз, привлекательно вдвойне. Недаром случай, связанный с сексуальными предрассудками, а потому названный «Рука на бедре», Азимов вывел отдельным эпиграфом, и позже, в книге «Путь к Академии», заметил: «В чем ценность психоистории? Грош бы ей была цена, если бы она показывала нам только то, что видно невооруженным глазом. Она должна показывать нам то, чего не видно. А не показывает она нам, во-первых, того, какой из двух вариантов предпочтительнее, а во-вторых, что нужно делать для того, чтобы случилось лучшее, а вероятность худшего значительно упала бы». То есть психоистория должна учитывать альтернативные варианты, до поры, до времени скрытые под спудом.

По той же причине тайные акции всевозможных спецслужб в уравнениях психоистории должны указываться отдельными значениями. Как-никак они трансформируют реальность вне зависимости от желаний правителей и масс, их действия вызывают жгучее любопытство большинства народа и служат эталоном привлекательности для наиболее романтичных и не отягощенных излишними принципами членов социума. Результаты любых деяний спецслужб просчитать невозможно, ибо замыслы их покрыты мраком.

Вторая концепция напрямую связана с управлением сознанием людей. Разумеется, Азимов не мог не знать о заинтересованности всех известных истории правителей способами удержания народных масс в нужных рамках. От бесхитростных лозунгов, вроде «Вся власть Советам!», до сложнейших нейролингвистических формул и информационных технологий, призванных кодовыми символами влиять на окончательные решения. Высшей ступенью такого подхода следует считать прямое воздействие на сознание человека. Уже в первой трилогии автор выводит людей-менталов, способных влиять на направление мыслей любого разумного существа. К ним относятся Ораторы Второй Академии и уникум-психократ Мул, в силу своих способностей едва не погубивший план Селдона.

В более поздних романах Айзек Азимов подробно описывает путь создателя психоистории от теоретических построений к ее практическому применению, состоявшемуся лишь после появления первого ментала Ванды – внучки главного героя. Именно это событие Селдон назвал революцией в психоистории. Тогда же и появились уравнения, учитывающие управление сознанием. А также полностью сложилась схема развития будущего человечества: «В одной из наших Академий будут трудиться в основном физики, задачей которых будет сохранение знаний, накопленных человечеством. Эта Академия станет прообразом, зародышем новой Империи. А во Второй Академии будут работать только психоисторики, те, которым будет под силу трудиться над психоисторией сообща, объединив свои сознания. Это будет намного быстрее, чем если бы каждый из них мыслил в одиночку. Во Второй Академии соберутся менталисты, телепаты – называй как хочешь. Они станут руководителями плана, теми, кто будет вносить в него необходимые изменения с течением времени – понимаешь? Они всегда будут оставаться в тени – невидимые наблюдатели, хранители Империи».

Они же будут фиксировать поворотные события, на которых зиждется история, выстраивая путь человечества так, чтобы он не привел в очередной тупик. Хотя тот, кто незримо опекает род homo sapiens, должен всегда иметь про запас еще один вариант: «Над ним я долго трудился в одном особом мире совершенно особым образом. План этот тоже нелегкий и кое в чем более радикальный, чем психоистория. Он тоже может провалиться, но когда перед тобой сразу две дороги, то гораздо больше надежды, что хотя бы на одной из них тебя ждет удача».

Последние романы Азимова написаны так, чтобы как можно более полно раскрыть суть движущих сил истории. Из них, собственно, и вытекает психоистория, которая может привести к восстановлению привычной Империи. А может подтолкнуть к абсолютно другому пути. Над этой дилеммой и размышляют герои продленной в будущее трилогии «Основание». Если есть желание – присоединяйтесь к ним…





1324
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 января 17:39
цитата
Рассматриваемые группы людей должны быть убедительно велики, чтобы стать объектами точного статистического анализа.


Вообще-то нет, для исследования достаточно групп, размером в 1/4000 от популяции.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 января 18:23
Помнится, Мультиваку для выборов Президента и одного человека было достаточно...
https://fantlab.ru/work676
 


Ссылка на сообщение3 января 19:22
Т. е. одна четырёхтысячная и есть убедительно большая величина.
 


Ссылка на сообщение3 января 20:03
Вообще-то это мнение Айзека Азимова
 


Ссылка на сообщение3 января 20:15
В 1936 году Джордж Гэллап сделал открытие, что достаточно опросить по случайной выборке 3 000 человек* из 127 000 000 (из 127 миллионов, это даже не сотая часть от одного процента), чтобы точно узнать кого они выберут президентом США. Это поразительное открытие в области социологии не могло пройти мимо Азимова, который через семь лет, в 1942, написал цикл повестей для Astounding о частном случае социологии, об истории. Не обязательно процеживать всю атмосферу Земли, чтобы узнать процентный состав газов. Так и в случае социологии, достаточно снять небольшую пробу — но снять профессионально, по методике, без искажения и без предугадывания возможных ожиданий и прихотей заказчика.


цитата
Джордж Гэллап очень любил Франклина Рузвельта. Опросив в ходе президентской кампании (1936 года) несколько тысяч человек по всей Америке, он предсказал, что Рузвельта переизберут. В противовес ему авторитетное издание «Литерари дайджест», двадцать лет удивлявшее американцев своими точными прогнозами, твердило о поражении президента. Если журнал обработал два миллиона ответов, разослав десять миллионов опросных листов владельцам телефонов и автомобилей, то Гэллап работал только с тремя тысячами респондентов. Однако именно его небольшая, но корректно организованная выборка указала на истинный результат.


https://www.kommersant...

*) потом порог был снижен до 1600 чел.

И далее обсуждение этого прототипа, включая его сельское происхождение:
https://fantlab.ru/for...
 


Ссылка на сообщение3 января 21:29
Очень интересная информация про Джорджа Гэллапа. Я далеко не специалист в социологии и политологии. Но, как мне кажется, если мы придем на канал в Youtube, сторонников одного кандидата, и там проведем опрос, за кого слушатели будут голосовать, то получим один результат. А придем на канал его оппонента, то другой... И в том, и в другом случае у нас будет неверное представление о действительности. В последнее время часто вижу опросы на разных каналах, по которым иногда даже выводы какие-то делают... Также и телефонные опросы далеко не всегда отражают реальность, поскольку в наше время иногда лучше промолчать, что многие и делают. Даже не знаю, возможно ли получить объективную картину на такой малой выборке?
 


Ссылка на сообщение3 января 22:50
Тем и отличается социологическая выборка, сделанная профессионалами, от любительского анкетирования — как операция по удалению аппендикса сделанная доктором, от операции, сделанной парикмахером. Суть не в том чтобы опросить как можно больше людей (две тысячи, пять тысяч, сто тысяч), а в том чтобы верно сделать выборку, и по науке составить сами вопросы. Учат этому несколько месяцев или даже лет, за полчаса этому не обучиться.
 


Ссылка на сообщение5 января 11:08
цитата С.Соболев
Не обязательно процеживать всю атмосферу Земли, чтобы узнать процентный состав газов.


Но точно так же нельзя узнать состав газов в атмосфере Земли вообще, рандомно проанализировав атмосферу над Москвой или Токио. Получится... странное. 8-) В общем, лженаука социология прошла с тех пор долгий и сложный путь.


Ссылка на сообщение3 января 18:06
У кое-какой спецслужбы первая трилогия идёт в обязательное прочтение.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 января 22:31
цитата Malerba
У кое-какой спецслужбы первая трилогия идёт в обязательное прочтение.


Недаром они, эти ребята в штатском, но с погонами, у меня данный самиздат изъяли в 1984 году — три толстых томика в красном ледерине. Правда, переплетал я сам, а прислали мне в 1983 году просто три толстеньких стопки машинописных страниц книжного формата: машинопись была примерно 4-й закладки, так что вполне читабельная, и очень неплохой для ФЛП перевод. Я потом весьма жалел, что у меня их изъяли как нечто запрещённое, и успокоился только тогда, когда купил «Основание» сначала в американском пэйпербэковом издании (причем не 3 тома, а уже 5), а потом и перевод в каком-то из ранних кооперативных изданий в начале 90-х — кстати, перевод тот навскидку был явно хуже, чем в той ФЛП, которая была у меня.


Ссылка на сообщение3 января 19:14
цитата shawshin
У нас всегда все хорошо, у них – плохо. При этом подобное утверждение не зависит от страны пребывания, части света и уровня жизни. Вот для США главный враг – Россия, а для России – США. Очень удобно. Пугало поставлено на боевое дежурство, непорядок в стране списывается на внешнего врага. Всё по Джорджу Оруэллу.
1. К счастью, у нас это не так. Слышу массу критических выступлений «пропагандистов», которые на самом деле очень интересно мыслящие и знающие люди. Но, к несчастью, нет политической воли для исправления многих недостатков, в которых, это очевидно, виноват враг внутренний.
2. И это не «очень удобно», а так и есть. Только слепой (а на самом деле не желающий видеть) не видит.
Как по-вашему, что произошло с Дмитрием Саймсом такое, что он теперь работает в России? Или он тоже пропагандист? Почему очень много немцев сейчас вдруг захотело переехать в Россию?
цитата shawshin
В результате победила третья сила – Советский Союз,
Третьей силой во Второй Мировой была как раз западная демократия. Сначала натравливали, потом выжидали со вторым фронтом.
цитата shawshin
эррозия социальных отношений
В количестве р одно из существенных отличий эрозии от коррозии.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 января 20:11
А что нам известно о тех, кто от нас перебежал на Запад? И тех, кто теперь работает на западные СМИ?
Для западного обывателя третьей силой во Второй мировой являлись как раз мы.
С эрозией — да, накладочка вышла. Виноват-с.
 


Ссылка на сообщение3 января 20:36
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение3 января 20:57

сообщение модератора

mr_logika получает предупреждение от модератора
2. НА САЙТЕ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
2.2. Оскорбления и подстрекательства, а также провокации, приводящие к склокам и оскорблениям.


Ссылка на сообщение3 января 19:25
Большое спасибо! х-м-м... А на самом деле США — наш самый большой друг?
Вообще, когда у на с осмысляют творчество западных авторов, то часто в пылу восторга забывают, что писали они и пишут для своей собственной аудитории, а переводы на другие языки и заграничные издания это так ,приятный бонус.
Так что отличное пророческое произведение написал Азимов для соотечественников, учитывая, что цикл выходил в стране, которая вплотную приблизилась к пику мирового могущества.
А все-таки странно встречать утверждение, что Гаал Дорник — это белый парень, а не девушка-негритянка ,как оно было на самом деле!:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 января 20:16
США никогда не были нашим другом. А что в тексте есть строчки, из которых это следует? Будьте любезны, укажите, если это так, надо немедленно исправить. А с остальным согласен.
 


Ссылка на сообщение3 января 22:13
Вот из этого можно сделать вывод:
«Вот для США главный враг – Россия, а для России – США. Очень удобно.»
Такое себе удобство. Это правда. Другой лаборант тоже это отметил ,так что не одному мне «показалось». В целом статья очень глубокая и дельная, читать интересно и поучительно. Но у каждого из нас есть болевые точки, мимо которых и хочешь — не пройдешь:-)
 


Ссылка на сообщение4 января 13:25
М-да... Получилось двусмысленно. Бывает...
 


Ссылка на сообщение4 января 13:28
Ничего страшного! Если товарищ Сталин ошибется, товарищи его поправят...:-)
Главное, что разбор сделан очень дельный, даже прочитать захотелось.


Ссылка на сообщение3 января 19:43
А сами менталисты-хранители, ясен пень, не подпадают под собственные определения стремления к власти, неадекватных решений, религиозной одержимости и т. п. Конечно, у них же есть формулы!


Ссылка на сообщение3 января 21:48
Внутри первого основания заговор второго основания, внутри него заговор геи, внутри него заговор роботов. И всё на благо грешного человечества. Вот только никто не догадался спросить, а чего люди сами хотят. Право решать свою судьбу у людей в цикле нет. Мудрые посвящённые управляют быдлом — это что идеал? При чём даже посвящённые делятся на несколько уровней, и нижестоящие ничего не знают о существовании вышестоящих.
Кстати, в возможность «запрограммировать» историю на тысячу лет я совершенно не верю. Метод поставить общество в каскад ситуации так что из каждой будет только один выход не сработает. Не учитывается лидера с нужными качествами в нужное время, в нужном месте и в нужной позиции может и не оказаться. Примеры: Николай второй и Горбачёв (близнецы-братья). Окажись на их месте люди с сильной волей и неизвестно как повернула бы история. Но подробное обсуждение этих случаев, пожалуй, выведет нас слишком далеко за рамки литература и модератор сделает справедливое замечание.
Собственно, Азимов это и сам понял, введя гипнотезёров-ментантов, но это ещё хуже. Мыслит человек на ключевом посту, как-то не так, второе основание проводит психокоррекцию, а «пациент» даже и не знает. При всей условности понятия тоталитаризма — это оно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 января 22:05
цитата Кропус
Николай второй и Горбачёв (близнецы-братья).
:beer:


Ссылка на сообщение3 января 22:18
цитата shawshin
А затем определил признаки, свидетельствующие о наступлении коллапса разумного сообщества, к числу которых отнес:
— усиление бюрократии;
— резкое уменьшение проявлений инициативы;
— навязывание жесткой кастовости;
— подавление всякой любознательности;
— распад социальных структур.
Очень интересно. Откуда взялся №4? Как №5 сочетается с №3 и №1?
цитата shawshin
на Гамме Андромеды из-за плохого ремонта взорвалась атомная электростанция, и канцлер Империи жалуется на нехватку специалистов в области ядерной физики. Каков же выход? Подготовить новых специалистов? Никогда! Вместо этого правительство решает ограничить использование ядерной энергии!
Здесь интереснее другое: ученый не видит или делает вид, что не видит — дело не в правительстве.
В тексте даже умнее: дипломат не помнит, в чем было дело на Андромеде. Материалы не того качества, ремонт дрянь — причем тут вообще физика. Материалы закупили те, которые в спецификации или те, которые по конкурсу коррупционеров через казначейство прошли? Кого наняли работы выполнять, кого контролировать. И т.п. и т.д. Превращение ядерщиков в касту — последняя попытка поддержать порядок стыдом и долгом.
Империя вступила в интересную фазу своего существования, когда инфраструктуры, вроде как, достаточно для нужд цивилизации. А вот поддержание и ремонт в понастроенных объемах уже не по силам. Ремонт — не удовлетворит выпуск строителей и расчетчиков нового. Столкнувшись с этой проблемой Запад выбрал деиндустриализацию.
цитата shawshin
Айзек Азимов изначально относил к ним
— беззастенчивое возвышение одной части общества за счет унижения другой, возбуждающее жуткую ненависть, не имеющую, казалось бы, никакого разумного объяснения;
Это где?


Ссылка на сообщение4 января 16:40
Не помню, было ли это в книге или в сериале, но помню утверждение, что психоистория работает только на больших массах, порядка триллиона людей. Не в том смысле, что надо опросить множество народу, а том, что предсказания срабатывают только если людская масса достаточно велика.
Это как разряженный газ. Если его плотность недостаточно велика, то температура (понимаемая как скорость движения частиц) может быть хоть миллион градусов, но обжигать он не будет.


Ссылка на сообщение5 января 16:31
О как статья отозвалась!.. Кто-то начал основы социологии потрясать, кого-то в международную политику как в жар бросило. Значит, задел автор за живое. Спасибо, Миша, за наше зимнее обострение. (Я без шуток.)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 января 15:41
С Рождеством, Лёня! Рад, что публикация понравилась.
 


Ссылка на сообщение7 января 18:40
Спасибо, Миша. Взаимно.

Я не говорил, что она мне как-то особенно понравилась. А все потому, что мне совсем не нравится «Основание (Академия)» Азимова, несмотря на преобладающие высокие оценки. В отличие, скажем, от таких его произведений как «Я — робот», «Профессия», «Стальные пещеры» и «Сами боги» (в особенности). Но статья твоя пришлась к месту и ко времени. Молодец!


⇑ Наверх