Нил Гейман Энди Куберт


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Igor_k» > Нил Гейман, Энди Куберт "1602": 616
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Нил Гейман, Энди Куберт «1602»: 616

Статья написана 23 июля 00:37

Нил Гейман, Энди Куберт "1602"

Комикс «1602» во всех отношениях необычный и революционный для «Marvel» может считаться таковым хотя бы за финал. В нем не происходит стандартного мордобития между хорошими и плохими, которым завершаются практически все истории про Человека-паука, Росомаху, Капитана Америку и прочих супергероев, тут объединившиеся персонажи разного толка заняты гораздо более конструктивными делами. Таково было сознательное и принципиальное решение сценариста Нила Геймана. Об этом он прямо говорит в послесловии: «Я раздумывал над тем, о чем мне написать, когда случилось 11 сентября. Внезапно все изменилось. Я понял, что не хочу, чтобы история разворачивалась в Нью-Йорке, который всегда был основным местом действия комиксов «Marvel», и я не хотел, чтобы главный конфликт сюжета был решен за счет насилия. Что также было странно для супергеройских комиксов, где традиционно все проблемы решаются во время драк. И взрывов в своем комиксе мне тоже не хотелось».

А дальше все чудесатей и чудесатей.

Нил Гейман придумал поместить всем известных супергероев в совершенно неожиданные для них декорации, а именно – в эпоху Елизаветинской Англии (отсюда и название «1602», это датировка происходящего). Доктор Стрэндж превратился в придворного алхимика, капитан Фьюри стал главой королевской разведки, Магнето вдруг оказался Великим Инквизитором и Испании и так далее, и тому подобное. Новые социальные роли сели на супергероев, как влитые. Все это могло так и остаться причудливой фантазией Нила Геймана, интересной только преданным фанатам «Marvel», но автор снабдил ее интересным сюжетом и накрепко привязал к уже классическим комиксам. Итак, на мир обрушились странные климатические явления, многие говорят о том, что это признаки надвигающегося конца света. На самом деле – так оно и есть, и героям «1602» предстоит спасти мир, правда, для этого им необходимо преодолеть противоречия между собой. История получилась разветвленной, но при этом лаконичной, хотя последнее слово, кажется, совершенно не подходит для одного из самых густонаселенных кроссоверов в истории «Marvel».

Что же касается того, как Нил Гейман вплетает «1602» в общий канон, то это сюжетное решение ныне кажется весьма и весьма предсказуемым. Что поделать, после недавнего триумфа на «Оскаре» «Все везде и сразу» никого уже не удивишь концепцией мультивселенной. Конечно, это прекрасный пример того, как массовая культура способна перемолоть все, что угодно, в том числе и умозрительные физические теории. В самом начале XXI века, когда вышел «1602», идея мультивселенной была знакома разве что гикам да фрикам, зачитывающимся фантастикой и комиксами. А сейчас ее используют кинематографисты, чтобы перезапускать франшизы с подмоченной репутацией. Да, действие «1602» разворачивается в одной из параллельных вселенных, Нил Гейман даже присваивает ей номер – 616. И этим можно было бы, конечно, ограничиться, фанаты «Marvel» легко приняли бы это. Но Гейману этого мало: он не только объясняет то, почему в этой вселенной супергерои появились раньше, чем надо, так еще и связывает это с надвигающимся концом света. Надо сказать, вышло весьма убедительно.

Кстати сказать, супергероев Нилу Гейману было мало, он вплел в повествование еще и несколько фольклорных историй из времен колонизации Америки. Этот ход предал «1602» большей глубины.

На одной концепции, пусть и занятной, да на сюжете комикс не вывезешь – важна еще и визуальная составляющая. За эту составляющую отвечал Энди Куберт, и его работу смело можно назвать выдающейся. Взять хотя бы обложки номеров: они выполнены в технике граттаж. Это когда берут лист картона, покрытый слоем белой глины, на который нанесен еще один слой – черной туши; с ним-то художник и работает острым инструментом, иными словами процарапывает изображение. А уже потом полученный материал обрабатывается на компьютере. В итоге получаются изображения, похожие на гравюры, только не черно-белые. Каждую обложку так и хочется назвать отдельным произведением искусства в отрыве от всего комикса.

Так как целью Нила Геймана было еще и возродить то ощущение, которое возникает при чтении старых комиксов, то и организация материала на страницах было использовано аналогичное. Много окошечек с небольшими картинками, порой действие сопровождается пояснительными ремарками. Но выполнено все это, разумеется, совсем в другом стиле, что производит по-настоящему освежающий эффект.

Кажется, все вышеописанное должно свидетельствовать о том, что «1602» представляет прямо-таки обязательное чтение. По крайней мере, для всех, кто любит комиксы. Но есть все-таки два минуса, и не упомянуть о них было бы нечестным. Увы, оба характерны для кроссоверов, мало какой представитель этого направления в комиксах избежал их.

Во-первых, подлинное удовольствие от «1602» можно получить только в том случае, если вы уже знакомы со всеми этими персонажами и их историями. Тогда вы, конечно, оцените и их интерпретацию, и то, насколько ловко некоторых из них спрятал Нил Гейман. Это важный слой повествования, для полного понимания авторского замысла считать его необходимо. Потому логичным представляется то, что составители официальной коллекции «Marvel» поместили «1602» в сорок шестой том, предполагая, что читатели все же ознакомятся с предыдущими.

Во-вторых, скомканный финал. Сюжетных линий тут предостаточно, сценаристу надо было свести их все вместе. К сожалению, для этого у него было всего один выпуск (восьмой из восьми), причем стандартного объема. И этого стандартного объема оказалось маловато. Потому получилась, скорее, скороговорка, чем полноценные кульминация с финалом.

В любом случае «1602» прекрасно читается и способен захватить читателя. Особенно хорошо смотрится эта история на фоне того, что происходит с «Кинематографической вселенной Marvel». И в этом контексте хочется только одного, чтобы киноделы, наконец, обратили внимание на «1602» и сделали его экранизацию. Лучше всего в виде полнометражного мультфильма. Явно пошло бы на пользу.





544
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 июля 08:14
Всё хорошо, только с мультивселенной плохо разобрались. Земля-616 — это номер основной вселенной, где происходит действие большей части комиксов.
А 1602 имеет индекс Земля-313.
И для Марвел — это далеко не первый комикс, где действие происходит в другой вселенной. Так что можно было даже не заострять внимание. Это точно не достижение Геймана.

Возможно, стоило добавить, что про данный мир было выпущено несколько продолжений.
цитата Igor_k
Во-первых, подлинное удовольствие от «1602» можно получить только в том случае, если вы уже знакомы со всеми этими персонажами и их историями.

Хочу заметить, что с учётом большой киновселенной Марвел основные супергерои известны всем и без чтения комиксов. Я прочитал данный комикс одним из первых ещё в издании от Комикс лтд (2010) и, в целом, даже тогда уже было почти всё понятно. И Гейман меня не разочаровал (получив кредит доверия после «Американских богов»).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июля 11:26
цитата JimR
Всё хорошо, только с мультивселенной плохо разобрались. Земля-616 — это номер основной вселенной, где происходит действие большей части комиксов.
А 1602 имеет индекс Земля-313.


Я базировался исключительно на тексте из комикса. Наблюдатель в разговоре со Стрэнджем говорит порядковый номер данной вселенной. Не исключаю, что в результате событий комикса образовалась новая вселенная (313), но это только лишь догадка.
А Гейману я не приписываю заслугу изобретения мудьтивселенной, он просто использует на тот момент ещё неизбитый в массовой культуре приём.
 


Ссылка на сообщение23 июля 15:01
цитата Igor_k
он просто использует на тот момент ещё неизбитый в массовой культуре приём

«Не избитый» кем? И что вы подразумеваете под массовой культурой?
Если всю в целом, то в литературе (даже без комиксов) эта идея с середины 20 века встречается в том или ином виде. А просто попадание в мир, отличающийся от современного, так и с начала 20 века.
Если же только кино, то и там активно она начинается встречаться с 90-х. К примеру, «Скользящие» 1995 года.
 


Ссылка на сообщение23 июля 17:16
Ну, между идеей перемещения в отличного от наш мир и идеей мультивселенной есть большая разница.
Да, подобные идеи существовали в фантастической литературе и в фантастическом кино. Но востребованы они были в определённой субкультуре, были нишевыми. А теперь они уже принадлежат массовой культуре, из каждого утюга можно услышать, в каждом втором фильме увидеть. Грубо говоря.
 


Ссылка на сообщение24 июля 08:39
На момент выхода 1602 идея с мультивселенной была не то что избита, а уже жестоко оприходована до мертвого состояния. Взять тех же упомянутых Скользящих, которые к последним сезонам скатились в несмотрибильную ахинею. Помянем Стартрек, где зеркальная вселенная наверняка была просто очередной идеей на один эпизод, но потом к теме с параллельными измерениями чуть ли ни в каждом сериале возвращались. А в комиксах эта тема была отлуплена уж в особенности. ДСшный «Кризис на бесконечных землях» выходил аж в восьмидесятых. И там еще были всякие Века Апокалипсиса и иже с ними. И это только то, что в голову просто с ходу приходит.


Ссылка на сообщение23 июля 20:30
цитата
И в этом контексте хочется только одного, чтобы киноделы, наконец, обратили внимание на «1602» и сделали его экранизацию. Лучше всего в виде полнометражного мультфильма.

Ну так они и сделали во втором сезоне Что если? 8ая серия. Не полнометражка, но всё же.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июля 20:54
Пропустил(


⇑ Наверх