ИГРЫ с МЕЧОМ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ИГРЫ с МЕЧОМ НАКАДАЯ
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ИГРЫ с МЕЧОМ НАКАДАЯ

Статья написана 10 декабря 12:44

И вновь из закромов сайта «Пан Оптыкон» пана Давида Гловни (Dawid Głownia, PAN OPTYKON, http://pan-optykon.pl …Великолепный японский актер… Запись от 12 января 2020 года [статья написана в 2012 году]).


ИГРЫ с МЕЧОМ НАКАДАЯ

(Nakadaia mieczem zabawy)

Тацуя Накадай (Tatsuya Nakadai) принадлежал к элитной группе японских актёров, которые создавали свои творения, играя всем телом. В отличие от Тоширо (Тосиро) Мифунэ (Toshirō Mifune), чья чрезмерная актерская выразительность могла вогнать в уныние самого Николаса Кейджа, или Кинноске Накамуры (Kinnoske Nakamura), который приобрёл актёрские навыки в театре кабуки, где использовался широкий спектр традиционных поз и сложной хореографии — актеров выдающихся, но проявлявших далеко идущие стремления перенести когда-то развитый стиль актёрской игры в последующие кинопостановки — Накадай был актёром-хамелеоном.

Широкий спектр актёрской игры, включая его комедийный потенциал, который, к сожалению, использовался им слишком редко, затрудняет поиск хотя бы двух фильмов, в которых он играл одинаково. Его внешний облик, а также безусловный талант предопределили использование им всех способов внешнего выражения, предоставленных актёру. Отметим его отчетливо вырисованные черты лица, которыми он мог показать десятки эмоций с помощью мельчайшего мышечного напряжения. Но прежде всего — глаза, большие, глубоко посаженные. Если мудрая мысль, говорящая о том, что глаза — зеркало души, находит подтверждение где-то, то это творения Накадая. Ему не нужно было ничего говорить. Чтобы показать чувства, мучающие персонажей, и мысли, разрывающие их черепа, ему достаточно было одного взгляда. Однако истинное актёрское мастерство Накадая проявлялось в других местах — в том, как он модифицировал движения тела. Особенно для потребностей исторических фильмов. Особенно в боевых сценах.

Точно так же, как воины древних времён использовали разные стили в зависимости от родословной, места происхождения, положения или уровня владения оружием, поступали и те герои, которых играл Накадай. Когда десятки актёров в боевых сценах выполняли лишь несколько повторяющихся приёмов — независимо от характера их персонажей – обычных рубак-ронинов, самураев низкого ранга или легендарных мастеров меча — Накадай творил стили боя, адаптированные к профилям своих героев. И делал это не только для Кобаяси. Не только в шедеврах.

Этот аспект актёрской игры Накадая особенно заметен при аналитическом сравнении четырёх диаметрально противоположных фильмов, единственным общим знаменателем которых является фехтование на мечах.

В телевизионном фильме «Танге Сазен» Хидео Гоши (“Tange Sazen kenfū: Hyakuman ryō no tsubo», 1982, Hideo Gosha), который является ещё одной версией истории однорукого ронина-бунтаря, актёр идеально приспособил боевые движения героя к его физическому недостатку.

В ревизионистском «Харакири» Масаки Кобаяси (“Seppuku”, 1962, Masaki Kobayasi) он предложил своему персонажу — отличному фехтовальщику, но уже не молодому человеку — защитную стойку. Ханширо Цугумо не наносит первый удар. Он ждёт, зачастую скрестив руки на груди, чтобы в долю секунды парировать удар противника и нанести удар.

Совершенно иной стиль боя демонстрирует демонический герой фильма «Меч Рока» Кихати Окамото (“Dai-bosatsu tōge”, 1966, Kihachi Okamoto). Рюносукэ Цукуэ тоже не привык делать первый ход, но, в отличие от Цугомо, он, на первый взгляд, не готов отражать атаку. Наоборот — делая размеренные шаги, с опущенными руками и рассеянным взглядом, он кажется нападающим лёгкой мишенью. В бою вместо использования тщательно отработанных приёмов он мечется словно безумец, что не мешает ему наносить точные удары.

По сравнению с выше упомянутыми фильмами, «Честь самурая» Хидо Гоши (Goyōkin, 1969, Hido Gosha) — в особенности интересный случай, поскольку стиль боя, созданный Накадаем, не был напрямую обусловлен ни физическими особенностями героя, ни состоянием его ума. Магобэй Вакизака — не уникальный для японского исторического кино персонаж. Он далёк от однорукого бойца, озлобленного ветерана или демона разрушения в человеческом теле. Он почти полностью вписывается в один из доминирующих архетипов дзидай-гэки — самурая, разрываемого конфликтом между giri и ninjo, между верностью своему клану и личными чувствами. Единственное, что его отличает — это стиль боя. Ключом к разработке персонажа Накадаем была не функциональность или соответствие чертам характера, а оригинальность.

Вакизака пять раз обнажает в фильме меч. Зритель постепенно понимает, что он использует его не так, как раньше это делали большинство киносамураев. Первые трупы падают, как и велел Господь Бог — выхватил меч, шах-шарах, оборвавшийся крика, тела безвольно падают на землю. Внезапно, ещё не уничтожив всех противников, Вакизака начинает совершать некие подозрительно непонятные и запутанные движения. Скрестив руки на уровне пояса, он направляет клинок назад. Враг пытается атаковать сзади, но динамический удар прижимает его к деревянной конструкции. Зритель может вздохнуть с облегчением — главный герой ожидал атаки с той стороны, отсюда и эти странные повороты. Статус-кво сохраняется. Однако ненадолго. Другой убийца атакует спереди, а Вакизака снова поворачивает клинок за спину. Однако, прежде чем меч противника доберётся до него, герой наносит точный решающий удар...

Фильм еще не добирается и до середины, когда Вакизака снова принимает боевую стойку. Тут до зрителя начинает уже доходить, что в этом безумии есть своя логика. Герой действует в боевом стиле, при котором вместо того чтобы направлять клинок на противника, он поворачивает его в сторону или назад, а затем наносит впечатляющий удар. Странно, но эффективно. Как и многие другие идеи Накадая.

(Я полностью сознательно использую прошедшее время в тексте. Хотя Накадай всё ещё жив и время от времени снимается в последние два десятилетия, его роли обычно ограничиваются короткими камео).



P.S. Указанные фильмы можно при желании найти в Сети.

Трейлер фильма «Честь самурая» можно посмотреть по этой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=WNawHkd0bwM

Приятного просмотра.


P.P.S. Увы нам, вынужден добавить к сообщению пана Давида -- пришла грустная весть: Тацуя Накадай умер 08 ноября 2025 года. Мир его праху!

W.





428
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 декабря 15:24
Заинтересовало, надо посмотреть.
Но зря он так про Мефуне! Мужик хорош, и наблюдать за ним всегда интерсно!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 декабря 17:59
Но Накадай круче!
Скажу кощунственную вещь, но и Кобаяси круче распиаренного Куросавы, который не снял ничего уровня «Удела человеческого» с Накадаем же.
 


Ссылка на сообщение10 декабря 18:15
Ну я спорить не буду, ибо не настолько погружён в японское кино, так, иногда смотрю самурайские фильмы. Но мне нравится, как играет Мефуне — мне не скучно на него смотреть, а наоборот.

Но что-то из здесь описанного обязательно посмотрю.
 


Ссылка на сообщение10 декабря 18:17
Он
цитата
Мифунэ (Toshirō Mifune)

Пожалуйста, придерживайтесь эталонного написания.
 


Ссылка на сообщение10 декабря 19:16
Хорошо)
Хотя я, как англофил, могу ещё и Тоширо написать\сказать)
 


Ссылка на сообщение10 декабря 18:26
Вдогонку еще посоветую «Картины ада» по повести Рюноскэ Акутагавы, фильм хоть и не входит в золотой фонд японского кинематографа, игра Накадая там как всегда мощная.
 


Ссылка на сообщение10 декабря 19:16
Спасибо, записал)
 


Ссылка на сообщение10 декабря 19:19
А там фехтование есть?)
 


Ссылка на сообщение10 декабря 19:57
В «Картинах» нет, он там художник)
За фехтованием (хотя и умеренным) добавлю еще «Кайдан Ецуя» aka «Иллюзия крови» 1965 года по самой популярной в Японии истории о привидениях. Кстати, именно там я впервые заметил Накадая. Он играет ронина Иемона, одержимого стремлением к успеху и не останавливающегося ни перед чем. Мечом орудует много, но фехтует мало) Как по мне, отличный фильм.


⇑ Наверх