Питер Уоттс Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Питер Уоттс. Обсуждение творчества»

Питер Уоттс. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 14 октября 2012 г. 12:21  
Что такое plexii? Не нашел в словарях. В "Ложной слепоте" Уоттса попадается два раза. В русском переводе в одном месте перевели как "ганглий", в другом как "узел".
–––
Mors certa, hora incérta


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 14 октября 2012 г. 12:33  
Видимо, множественное число от "plexus — сплетение (нервное, сосудистое)"
–––
Одни хотели бы понимать то, во что верят, а другие - поверить в то, что понимают.
С. Ежи Лец


миродержец

Ссылка на сообщение 14 октября 2012 г. 13:01  
olvegg, спасибо большое, вы как всегда очень помогли. :beer:
Тут такое дело, решил приняться за "Ложную слепоту" Уоттса. Книжка валяется уже давно, но все как-то руки не доходили. Раскрыл ее сегодня и сразу же наткнулся на загадочную фразу "По движениям его пальцев я мог прочитать, что любимый цвет биолога — зеленый". Какое-то время я силился понять в чем дело — грешным делом даже подумал, что это такой многоступенчатый намек на то, что загадочный Исаак Шпиндель, типа, мусульманин — шевелил пальцами, как будто перебирал четки и рассказчик решил, что он мусульманин и следовательно любит зеленый цвет. Все оказалось гораздо прозаичнее — речь, оказывается, шла об универсальном интерфейсе — сенсорных перчатках, по движениям пальцев в которых герой, словно операторы из фильма "Матрица", мог понять, чем в виртуальной реальности занимается человек. Но по ходу, пришлось обчитать это место на пару абзацев вперед и назад. Смутно показалось, что я чего-то там недопонимаю. Залез в оригинал и какое-то время пытался с помощью словарей разобраться. В итоге у меня получился такой грубый построчник, который в некоторых местах отличался от книжного русского текста. Зная о том, что большинство коллег хорошо знает английский, рискну спросить — не напутал ли я чего?
Это оригинал -

цитата

Into the drum (drums, technically; the BioMed hoop at the back spun on its own bearings). I flew through the center of a cylinder sixteen meters across. Theseus spinal nerves ran along its axis, the exposed plexii and piping bundled against the ladders on either side. Past them, Szpindel's and James' freshly-erected tents rose from nooks on opposite sides of the world. Szpindel himself floated off my shoulder, still naked but for his gloves, and I could tell from the way his fingers moved that his favorite color was green. He anchored himself to one of three stairways to nowhere arrayed around the drum: steep narrow steps rising five vertical meters from the deck into empty air.
The next hatch gaped dead-center of the drum's forward wall; pipes and conduits plunged into the bulkhead to each side. I grabbed a convenient rung to slow myself—biting down once more on the pain—and floated through.
T-junction. The spinal corridor continued forward, a smaller diverticulum branched off to an EVA cubby and the forward airlock. I stayed the course and found myself back in the crypt, mirror-bright and less than two meters deep. Empty pods gaped to the left; sealed ones huddled to the right. We were so irreplaceable we'd come with replacements. They slept on, oblivious. I'd met three of them back in training. Hopefully none of us would be getting reacquainted any time soon.

Это книжный русский перевод -

цитата

Дальше — вертушка (технически — вертушки, потому что обод медотсека вращался на собственных опорах). Я пролетел сквозь центр цилиндра поперечником шестнадцать метров. Вдоль оси проходил спинной мозг «Тезея», вдоль лестниц по сторонам выпирали ганглии и трубопроводы. Чуть дальше в закутках на противоположных сторонах мира бугрились палатки Шпинделя и Джеймс. Сам Исаак болтался в воздухе за моим плечом, голый, если не считать перчаток. По движениям его пальцев я мог прочитать, что любимый цвет биолога — зеленый. Он принайтовил себя к одной из трех лестниц в никуда, расположенных по окружности вертушки: по крутым узким ступеням можно было подняться на пять метров от палубы — и там застрять.
Следующий люк зиял точно в центре передней стенки барабана; трубы и провода проходили через переборку. Я уцепился за подвернувшуюся скобу, чтобы сбросить скорость, — снова стиснул зубы от боли — и проплыл через него.
Отводка. Осевой коридор шел дальше, но от него отходил короткий дивертикул к вакуум-капсуле и переднему шлюзу. Я не свернул. Впереди сверкала гробница, зеркально-светлая и мелкая, как лужа. По левую руку зияли опустевшие саркофаги, по правую теснились занятые. Мы были так незаменимы, что каждому из нас полагалась запаска. Дублеры безмятежно спали. С тремя я встречался во время тренировок. Будем надеяться, возобновить знакомство ни с кем из них нам не придется.

А это мой построчник -

цитата

Я внутри барабана (технически барабанов; обод БиоМедОтсека вращался в обратную сторону на собственной подвеске). Пролетел сквозь центр цилиндра поперечником 16 метров. Вдоль оси, обнаженными сплетениями и трубопроводами, соединенными лестницами с обеими сторонами, пролегал спинной мозг "Тезея". За ним в укромных уголках на противоположных сторонах мира расцвели бутоны свежеустановленных палаток Шпинделя и Джеймса. Сам Шпиндель плавал в пространстве за моей спиной, все еще голый, не считая перчаток. По движениям его пальцев я мог определить, что его любимый цвет — зеленый. Он закрепился на одной из трех лестниц в никуда, расположенных по окружности барабана: крутые узкие ступеньки вели от палубы на пять метров отвесно верх в пустое пространство.
Следующий люк был прорезан в передней торцевой стенке барабана, прямо в ее неподвижном центре; трубы и пучки кабелей шли сквозь переборку. Я ухватился за ближайшую скобу, чтобы замедлить движение — ощутив еще один приступ резкой боли — и проплыл через него.
На пути Т-образный узел. Осевой коридор шел дальше, но короткий отросток ответвлялся к камере ВКД (внекорабельной деятельности) и переднему воздушному шлюзу. Я проследовал прямо и очутился в саркофаге, с зеркальными стенками в высоту менее 2-х метров. Слева зияли открытые камеры, справа сгрудились запечатанные. Мы были настолько незаменимы, что каждый шел в нескольких экземплярах. Остальные спали беспробудным сном. С тремя из них я встречался на тренировках. Надеюсь, в ближайшее время возобновить знакомство ни одному из нас не придется.
–––
Mors certa, hora incérta


философ

Ссылка на сообщение 14 октября 2012 г. 14:11  
Beksultan
"Технически" — это вводное слово, в контексте данном что-то вроде "точнее". Кроме того, "барабаны" лучше не очень понятных "вертушек", но всё-таки "цилиндр"


философ

Ссылка на сообщение 14 октября 2012 г. 17:13  
А меня этот момент заинтересовал:

цитата

Он закрепился на одной из трех лестниц

или все таки:

цитата

Он принайтовил себя к одной из трех лестниц

Принайтовить, это по сути прикрутить, а насколько я помню все биологи там были полумеханизмами. В таком случае этот термин весьма к месту.
А как в оригинале?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 14 октября 2012 г. 17:24  
Принайтовывать по-английски — lash, так что всё-таки "закрепился" ближе к истине.
–––
Одни хотели бы понимать то, во что верят, а другие - поверить в то, что понимают.
С. Ежи Лец


миродержец

Ссылка на сообщение 14 октября 2012 г. 19:40  

цитата Icipher

"Технически" — это вводное слово, в контексте данном что-то вроде "точнее".
— по размышлению, решил, что ваше замечание резонно.
А вот "барабан" вроде бы одно из значений слова из оригинала "drum". "Цилиндр" в тексте тоже попадается и тоже довольно определенный перевод слова из оригинала — "cylinder". Слово "барабан" мне показалось подходящим, ведь там смысл в том числе должен передать и вращение этой части корабля, а в русском языке вращающиеся детали машин довольно часто называют барабанами, например, барабаны револьверов или шаровых мельниц.

Ну а по поводу приведенного мной отрывка из книжного перевода... Я обратился к оригиналу по двум причинам — мне показались в книжном отрывке странными следующие моменты:
- озадачила фраза "вдоль оси проходил спинной мозг «Тезея», вдоль лестниц по сторонам выпирали ганглии...". Как ни пытался, не смог представить как там вообще все это располагалось относительно друг друга. В оригинале все оказалось довольно понятным;
- не мог понять смысла размещения вакуум-капсулы (как я понял капсулы, в которой можно создавать вакуум, иначе как поймешь этот заковыристый оборот) рядом с воздушным шлюзом. В оригинале про вакуум ни слова, наоборот все понятно — где как не рядом со шлюзом располагаться камере EVA, то есть внекорабельной деятельности. Там могут размещаться скафандры, например, или какие-либо инструменты для выхода в открытый космос. Непонятно, почему переводчик взял на себя смелость по своему трактовать авторскую конкретику;
В итоге, после прочтения со словарем оригинала появились еще вопросы к переводу. Как и мелкие — из перевода исчезло упоминание, что палатки Шпинделя и Джеймса только что разбиты, замечание "все еще голый" в переводе стало просто "голый", почему-то переводчик решил неочевидные большинству термины — дивертикул, принайтовить — первый оставить, второй ввести. Так и довольно серьезный по-моему вопрос:

цитата

что каждому из нас полагалась запаска.
— запаска, это, наверное, запасное колесо, то есть вообще-то запчасть, мелкая деталь к чему-то, а не весь запасной член экипажа целиком, как это вроде бы определенно значится в оригинале.
–––
Mors certa, hora incérta


философ

Ссылка на сообщение 14 октября 2012 г. 20:13  
Короче, ждем новый перевод:-)


авторитет

Ссылка на сообщение 14 октября 2012 г. 20:16  

цитата Shybzd

Короче, ждем новый перевод
Очень бы хотелось такой,только адекватный,и денег не жалко б было за такую книгу.


философ

Ссылка на сообщение 14 октября 2012 г. 20:33  

цитата Beksultan

в русском языке вращающиеся детали машин довольно часто называют барабанами
Можно и не вращающиеся, но обязательно полые. Например, барабан в архитектуре.

цитата Beksultan

а не весь запасной член экипажа целиком
Каковых принято называть дублерами. Запасной — только в спорте.
В целом, Вы явно проявили к тексту больше уважения, чем переводчик.


миродержец

Ссылка на сообщение 14 октября 2012 г. 20:37  

цитата ааа иии

Который принято называть дублерами. Запасной — только в спорте.
— ну я в переводе не писал "запасные".

цитата ааа иии

В целом, Вы явно проявили к тексту больше уважения, чем переводчик.
— эээ, я как бы не замахивался на такое... 8:-0
–––
Mors certa, hora incérta


философ

Ссылка на сообщение 14 октября 2012 г. 21:48  

цитата Beksultan

В итоге у меня получился такой грубый построчник, который в некоторых местах отличался от книжного русского текста.
Ооо, сколько у Вас ещё работы впереди и открытий чудных. Вы, пожалуйста, сюда свои мысли выкладывайте — очень интересно, хотя местами и не принципиальны различия в переводах.

Я вот на нервной почве после Легиона перечитала Ложную слепоту: в первый раз текст мне показался очень непростым из-за обилия незнакомых терминов, так что я из гугла не вылезала, ну и нелинейность повествования и недосказанность фраз несколько осложняли чтение (на перевод я, кстати, не грешила — скорее, на свою ограниченность). В этот же раз текст лился как песня: просто, умно, динамично. Автор на самом деле очень облегчает мозговую работу читателя, даже если тот ленится вникать в незнакомые понятия, каждый раз предлагая зарисовку из привычного набора образов.
И тогда, и сейчас я в восторге от ЛС.

Но один момент не даёт мне покоя 8-) как могло случиться, что Китон в последнюю очередь понял природу мышления болтунов? Каннингем понял, Банда поняла (хоть и частично сопротивлялась), Бейтс если и не поняла, то приняла, а Китон — только после встряски и подсказки. Хотя, лишенный эмпатии, с готовым подсознательным образом болтунов, да и по роду деятельности он должен бы раньше ИскИна понять что к чему. За этим ведь его и посылали в поход: то, что он ни черта не понимает в людях (даже полулюдях), хоть и читает их топологии, это сразу понятно.


авторитет

Ссылка на сообщение 14 октября 2012 г. 21:57  
maribass Вот прочитал ЛС,а природы болтунов не понял,проясните мне тугодуму.


авторитет

Ссылка на сообщение 14 октября 2012 г. 22:14  
У них нет сознания. Оню просто живут на автопилоте потому что для того чтобы думать быть в сознании не нужно.


авторитет

Ссылка на сообщение 14 октября 2012 г. 22:16  

цитата maribass

Хотя, лишенный эмпантии, с готовым подсознательным образом болтунов, да и по роду деятельности он должен бы раньше ИскИна понять что к чему. За этим ведь его и посылали в поход: то, что он ни черта не понимает в людях (даже полулюдях), хоть и читает их топологии, это сразу понятно.

Но ведь Сири Китон есть образец чистого сознания. Наверное потому.


философ

Ссылка на сообщение 14 октября 2012 г. 22:17  
The deepest OST Дык весь роман на этом завязан o_O что эффективнее — разум+сознание или разум без сознания.


авторитет

Ссылка на сообщение 14 октября 2012 г. 22:23  

цитата maribass

разум без сознания
Знаете,болтуны мне напомнили состояние Будды,когда у человеческого существа уже отсутствует личность.


философ

Ссылка на сообщение 14 октября 2012 г. 22:24  

цитата Юкке Сарасти

Но ведь Сири Китон есть образец чистого сознания.
Наоборот: наблюдатель, регистратор, проводник. Ближе к рациональному бессознательному с артефактами сознания. Предположим, он не делает выводов, но способен выстроить в голове модель, алгоритм, граф, что должно было навести на мысль. Как-то так я себе представляю.


авторитет

Ссылка на сообщение 14 октября 2012 г. 22:24  
Кстати Уоттс в своем блоге написал что нашел исследование которое говорило что функция сознания выбирать между разного рода потребностями и обустраивать порядок их удовлетворения. Хотя это не отменяет, на его взгляд и взгляд автора исследования, что это можно делать без участия сознания. Он еще упоминал испытание Гом Джаббар, поскольку чем сильнее и развитее сознание тем лучше оно может сопротивляться боли.


философ

Ссылка на сообщение 14 октября 2012 г. 22:27  

цитата The deepest OST

когда у человеческого существа уже отсутствует личность.
У болтунов — изначально. Сознание — паразит. Хомо сапиенс — не вершина эволюции, а недоразумение.
Страницы: 123...4647484950...211212213    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Питер Уоттс. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Питер Уоттс. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх