Все отзывы посетителя Татьяна М.
Отзывы (всего: 25 шт.)
Рейтинг отзыва
Аркадий и Борис Стругацкие «Хищные вещи века»
Татьяна М., 20 ноября 2013 г. 21:51
Странно вспомнить теперь, что когда-то многие вещи Стругацких воспринимались мной почти как юмористические. Я читала, перечитывала, смеялась. Но многое оставалось непонятным. Закон психологии — непонятное запоминается. А потом это непонятное стало принимать зримые очертания. И смеяться больше не хочется.
Этот город, в котором Хэмингуэй когда-то написал свою «Пятую колонну». В тексте «Хищных вещей» можно заметить тени героев Хэма. Хэм писал в гостинице между обстрелами. Ивану Жилину любезно сообщают, что можно организовать, если потребуется, обстрел, но это будет очень дорого стоить. Пожалуй, это был первый случай, когда я задумалась о том, что можно получить за очень большие деньги.
Когда народ приникал к экранам, вникая в перипетии биографии Изауры и иже с ней, вспомнила я гениального парикмахера и «японскую герцогиню с валом белокурых волос».
Когда вижу фотографии зацепера после неудачной поездки — вспоминаю рыбарей. Дрожка и слег очевидно ассоциируются с клубной музыкой и клубными наркотиками.
Жилин в качестве лечения предлагает программу воспитания человека.
Беда фантастики середины 20 века в том, что ее создавали люди, плохо знающие биологию. А советские писатели того времени, возможно, вообще считали биологию лженаукой.
А все дело в том, что человек не должен и не может жить легко. Если не давать нагрузки мышцам, мозгу, нервам — становишься слаб, ленив, зависим.
Мало кто готов самому себе создавать трудности. Искушение легкой жизни так сильно.
Вообще в биологии нет понятия «лень». Это называется «инстинкт экономии энергии».
Не знаю, право, может ли помочь притушить этот инстинкт соответствующее воспитание. Но знаю, что «Хищные вещи века» актуальны и по сей день.
Урсула К. Ле Гуин «Гробницы Атуана»
Татьяна М., 20 ноября 2013 г. 20:43
Романом «Гробницы Атуана» по сравнению с первой частью цикла кажется статичным. Действие развивается в начале медленно, это даже нельзя назвать действием, скорее история того, как не умерла человеческая душа. Душа Ары — Тенар подобна зерну пшеницы, сухому, но не мертвому. Как прорастает зерно, смоченное водой, так и душа оживает, столкнувшись с необходимостью выбора, действия. Активное действие — условие роста для человека, как влага для зерна. Мир «Гробниц» чрезвычайно реалистичен — детали культа, быта жрецов и жриц проработаны со свойственной ле Гуин детализацией. И в тоже время в книге много символов. Самый явный из них лабиринт, подземелье. Не даром старина Фрейд утверждал, что видеть себя во сне в длинных, замкнутых коридорах — это символ женской сущности и женского созревания. И вот юная девушка раз за разом проходит по коридорам лабиринта, пока не осознает себя женщиной, а не безымянной поглощенной. А после этого осознания — лабиринт рушится. Очень трогательным (может быть по контрасту с более поздним «дамским» фэнтези) мне кажется отсутствие явной любовной истории. Нет, любовь есть, но это души человеческие обращаются друг к другу. Вообще атмосфера романа мне кажется скорее мистической, нежели сказочной или приключенческой. У этой книги нет «целевой аудитории». Ее можно прочитать и в 15 и в 50 лет — она затронет струны души и вызовет отклик. У меня этот отклик оказался — печалью.
Татьяна М., 20 ноября 2013 г. 20:05
Один шутник прежних времен сказал: «Настоящая женщина сумеет из ничего сделать салат, шляпку и трагедию». Прочитав «Космоэколухов», я поняла, что к этому списку следует добавить «и фантастический роман». Потому что книга действительно сделана «из ничего». Если перечислять ее недостатки — будет список на пол-листа, а если еще и придирки — то на полтора. Но как она меня «зацепила» ! Во-первых, безупречной точностью названия. Правда для того, чтобы осознать эту точность, надо хорошо понимать смысл термина «экология». Ведь в самом деле все герои ищут (и находят!) свое место, свою экологическую нишу в окружающей среде. Дэн, из которого не получилось робота, медленно, и порой болезненно учится быть человеком. Станислав из законопослушного космодесантника и пенсионера превращается в авантюриста и торговца. Полина, которая осознает, что если думать только о том, как не расстроить маму, то придется расстраиваться самой. И так все, все персонажи, включая кошку, которая из кошки помоечной превращается в гордую корабельную космокошку. О! Кошка — это вторая причина, по которой я влюбилась в «Космоэколухов». Описание типично кошачьего поведения заменит любой учебник зоопсихологии и этологии. Ну что тут еще сказать? Мой любимый котенок носит гордое имя «Котька» в честь главной, на мой взгляд, героини этого повествования. Третья причина — текст. На мой взгляд, отсутствие соавтора пошло повествованию на пользу. Необъятная река псевдотерминов из первой части сократилась до приемлемого ручейка. Читать проще и смешнее. Могу рекомендовать всем для приятного, «семейного» чтения.
Михаил Булгаков «Собачье сердце (Чудовищная история)»
Татьяна М., 7 ноября 2013 г. 21:27
Для меня знакомство с текстом «Собачьего сердца» началось, как ни странно, с песни группы «Агата Кристи»
«Братцы-живодеры, за что же вы меня...»
Я была потрясена тем, что прозаический текст ложиться на музыку, поется, и повесть вся такая. Меняется только ритм этой музыки в соответствии с содержанием эпизода.
Прочитав комментарии на этой странице, с удовольствием убедилась, что не одинока в своей неприязни к душке-профессору. А ведь как вальяжен! Шуба, сигара, добрый хозяин, щедрый господин, денежную бумажку машинисточке из барской руки. А мысли какие умные: Разруха в головах, в Большом пусть поют, а я буду оперировать. А самая важная среди этих мыслей: пролетарий должен заниматься своим исконным делом — чисткой сараев. Р-р-р! Гау-гау!
А вот Шарикова никто не любит. Псу могут посочувствовать — между делом, а вот человек однозначно отрицательный персонаж.
Честно говоря, сама его не люблю, но чувствую потребность замолвить о нем доброе слово. Заметьте, что Шариков не в состоянии так гладко формулировать свои мысли, как профессор, но сколько раз он говорит правду? «А что вы все — дурак, дурак. Похоже только профессорам можно ругаться...», «Я не давал своего позволения на операцию» (а по сути верно — профессор удовлетворял свое любопытство, не интересуясь ни мнением, ни жизнью пса), «А что вы меня помойкой попрекаете»
А в самом деле, справедливо ли попрекать Шарика и Шарикова помойкой, на которой он добывал свое пропитание?
Есть библейская притча о зернах, которые упали среди терниев. И выросли терния, и заглушили всходы. Каким был бы не Шариков — Клим, если бы вырос в других условиях? Кто знает?
И ведь еще раз говорит правду проклятый Шариков, когда называет профессора «папашей». Ведь Преображенский сам создал это существо, сам ужаснулся, сам уничтожил.
А стоило бы не любопытство свое тешить, а сделать все возможное, чтобы каждый новорожденный получил как можно больше шансов не стать Шариковым.
Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»
Татьяна М., 6 ноября 2013 г. 21:06
Сейчас, прочитав отзывы, я лишний раз увидела подтверждение свой давней мысли. Много говорилось о том, что книга эта мистическая. И одна из ее странностей — она не оставляет равнодушным. Либо любовь — почти религиозная, либо отвращение, достойное доброго христианина при виде врага рода человеческого. Другая ее особенность — эта книга, как пробирный камень выявляет некую человеческую суть. Попробуйте заговорить о ней с новым знакомым. Если сойдетесь в мнениях: любовь — так любовь, ненависть — так ненависть, то сойдетесь и в другом. Договориться уж наверняка сможете. Но если не сошлись — берегитесь.
В этом романе нет положительных персонажей, кроме может быть поэта Иванушки (ах, как его сыграл Владислав Галкин! если бы у Галкина не было ни одной роли, кроме этой, он уже остался бы великим актером.)
Не надо идеализировать Маргариту. Все-таки не просто так не нее пал выбор сатаны. Она и раньше без особых душевных мук продавала себя за уютную квартирку и элегантные наряды.
Мастер — сам Булгаков: слабый и не слишком добродетельный человек (прежде чем возмутиться, почитайте его биографию, особенно о морфинизме и взаимоотношениях со всеми его женами).
Не стоит удивляться неряшливому порой языку — Булгаков действительно был слабый человек и уже поэтому следовал моде. А мода есть и на литературный язык.
А роман? Роман как всякая вера не требует никаких доказательств. И спорить о нем бесполезно. Его нужно просто читать. Один раз. Или всю жизнь.
Алексей Николаевич Толстой «Аэлита»
Татьяна М., 6 ноября 2013 г. 20:34
Прочитанный когда-то в детстве этот роман казался приключенческой историей, которая почему-то печально закончилась. И поэтому мне, юной пионерке, не понравилась. Позже, после прочтения других вещей Алексея Николаевича, я обратила внимание на то, что все его тексты написаны очень страстно. Визуально возникает впечатление «горящих» глаз и энергичных жестов. «Аэлита» же имеет вкус усталости, растерянности, грусти, беспомощности. И мне взрослой запомнилось более всего: «Стань тенью для зла, бедный сын Тумы и злой Ча не поймает тебя». Может быть сам «красный граф» желал порой стать «тенью для зла»? Может быть в этом секрет бесконечной печали и «Аэлиты», и «Гадюки», и «Голубых городов»? Мне кажется, что кроме истории безнадежной любви и неудачного марсианского мятежа, в «Аэлите» рассказано о том, как больно, когда ломаются, наталкиваясь на действительность, иллюзии и идеалы.
Чтение, которое могу рекомендовать любителям проникнуться духом эпохи.
Аркадий и Борис Стругацкие «Полдень, XXII век»
Татьяна М., 5 ноября 2013 г. 17:48
У тех же Стругацких, но в совсем-совсем другой книге был такой очень спорный лозунг: «Счастья для всех, даром». Но в мире Полудня этого потребительского отношения нет и в помине. Здесь счастье действительно возможно для всех. Но не даром. И никакие коротенькие туники и золотые плащи последних модниц этого будущего не дают счастья. Счастье мира Полудня — это счастье творческой, осмысленной, результативной работы. Рассказы очень неравноценны по своим литературным качествам. От описаний охоты нас, нынешних, зачастую мутит. Но в целом этот мир можно описать одной фразой: «Это то, о чем мы когда-то мечтали».
Айзек Азимов «Стальные пещеры»
Татьяна М., 5 ноября 2013 г. 17:34
«СП» прочитала одновременно с «Популярной физикой» Азимова. И именно от понимания того, насколько хорошо автор разбирается в науке, ее тенденциях, перспективах развития становится особенно грустно. Ведь в сущности мир Стальных пещер ужасен. И в тоже время — насколько хорошо его жители приспособились к своему образу жизни. Наверное, человек — самое живучее и приспособляемое существо во всей Вселенной. Вот эта определенность, достоверность в описании того, чего пока нет, но не противоречит законам природы и четкой логике — визитная карточка научных детективов Азимова. Любая его книга, а особенно СП до конца держит в напряжении и заставляет напряженно мыслить вместе с автором. Горячо рекомендую всем любителям хорошего детектива и хорошей фантастики.
Эрик Фрэнк Рассел «И не осталось никого…»
Татьяна М., 31 октября 2013 г. 20:44
Я перечитывала эту повесть Рассела раз 5. Первый раз она вызвала у меня бурный внутренний протест: этого не может быть. Да, человек может не бояться смерти (что, все общество поголовно?), но все боятся боли для себя или близких. Механизмы запугивания и принуждения отработаны веками. Вот интересно, как в этом обществе дети расплачиваются с родителями? Ведь к совершеннолетию ребенок стоит дороже яхты? А чем может заплатить врачу безнадежно больной?
А потом задумалась, зачем понимать так буквально. Это ведь не готовый рецепт. Это даже не совет — намек. Каждый человек должен уметь (хотя бы раз в жизни) твердо сказать «Нет и точка». Это примерно тоже самое, что русский классик выразил фразой «выдавливать из себя раба». И если вам лезут в душу, или пытаются в нее плевать, надо уметь ответить «ЗАССД«! Это и есть внутренняя свобода. Другое дело, что обратная сторона любой свободы — одиночество. Абсолютно свободен только тот, кто одинок. Именно поэтому ганды боятся принять то, за что они могут не расплатиться. Это вопрос выбора. Я думаю, эта история о выборе, о преимуществах и цене свободы.
Станислав Лем «Рассказы о пилоте Пирксе»
Татьяна М., 31 октября 2013 г. 20:21
Я думаю, что не стоит рассматривать цикл о пилоте Пирксе как НФ. Это не экшн. Не космическая опера. Даже не социальная фантастика. Не знаю, выделяют ли такой жанр — психологическая фантастика. Весь цикл — это спрятанное за маской приключенческой фантастики очень серьезное исследование. Тема — как поведет себя обычный человек в необычных условиях. Ведь Пиркс очень обычен. Добропорядочен, хоть и обижается поначалу на это словечко. И вот его обычная человеческая добропорядочность становится неким краеугольным камнем бытия. Основой, позволяющей выжить и сохранить человеческое лицо. Поэтому рассказы о Пирксе стоит читать вдумчиво, неторопливо. Это книга не для минутной забавы. Она позволит приблизится к пониманию того, что важно для каждого. К пониманию ЧЕЛОВЕКА. Его ответственности за все, что он совершает.
Ольга Громыко, Андрей Уланов «Космобиолухи»
Татьяна М., 30 октября 2013 г. 21:08
Стеб, конечно, но какой вкусный! Как приятно было увидеть, что из мира эльфов и вампиров можно вылететь в дальний космос, а фактически в мир культовой НФ времен моего детства. Сначала ностальгировала (а заодно хихикала) сама. Потом решила не жадничать. И вот сидит мы бок о бок с дочерью читаем и радуемся вместе. Так хорошая фантастика укрепляет семью. Особый вкус книге придают комментарии. Когда авторы меня подловили на том, что я не знаю, что такое «же», я простила им все грехи. Вообще язык книги великолепен. Характеры персонажей выписаны так, что второстепенных просто не остается. Все — главные, все — живые.
Ольга Громыко «О бедном Кощее замолвите слово»
Татьяна М., 30 октября 2013 г. 20:53
Я принесла эту книгу в дом в тот день, когда моя дочь маялась отитом. Кто болел — знает. И я, присев на краешек кровати, шепотком начала читать ей сказ о том, как сидела на бережке царская дочь, как поменялись невесты женихами, как воевала со своим мужем-Кощеем наивная феминистка-Василиса. С третьей строчка дочь перестала ныть, с пятой начала хихикать. А когда пришел врач участковый (мы уж до середины дочитали), то хохотала так, что врач посмотрел... и велел продолжать лечение.
Так что читайте на здоровье — это то, что доктор прописал.
Противопоказано занудам.
Алексей Пехов, Елена Бычкова «Пересмешник»
Татьяна М., 30 октября 2013 г. 20:42
Эта книга очаровывает, берет в плен с первых своих страниц. Своей нарочитой недосказанностью. Своим викторианским чванством. Ах, этот восхитительный аромат Англии 19 века, что-то от Коллинза, что-то от Голсуорси, что-то от Дойла. А что-то и от Уальда. Сюжет становится не так важен, как стиль. В этой книге бездна стиля. Я не могла от нее оторваться, проглотила как порцию джина и долго наслаждалась послевкусием. Читать всем!
Татьяна М., 30 октября 2013 г. 20:21
Вот уж воистину — буковки мы все видим одинаковые, а смысл в них читаем — разный. А все-таки попробуйте еще раз по буквам — Фрайди. Не зря мудрый Хайнлайн сделал имя героини созвучным со словом свобода. Мы все почти живущие в нашей стране очень несвободны. И эта несвобода — внутренняя. Как там у Некрасова «Не сами — по родителям». Хайнлайн велик, по-моему, прежде всего тем, что пытался моделировать принципиально другие, непривычные взаимоотношения между людьми. Не техника, не общественные институты, а нечто более личное. Многих это коробит, многие видят в этом разврат и безобразие. Но разве плохо, если все старшие члены семьи несут ответственность за всех детей этой семьи? Традиционные обложки отражают не сущность роман, а ограниченность мышления иллюстраторов. Это книга не для отдыха. Это книга для размышления. Для взрослых людей.
Роберт Хайнлайн «Звёздный десант»
Татьяна М., 30 октября 2013 г. 20:02
Для меня этот роман Хайнлайна стал откровением. По-моему, это квинтэссенция традиционного мужского взгляда на жизнь. Я не согласна с теми, кто ставит фильм Верховена выше книги. У Хайнлайна в десант идут только мужчины, но за штурвалом корабля — непременно женщина. Верховен не мог не отдать дань политкорректности и убил тем самый дух этой истории. В книге десантники в бронескафандрах, в фильме на них что-то вроде бейсбольной формы. Хайнлайн отмечает, что с насекомыми лучше все-таки воевать с помощью химических средств, в фильме пульками лупят в белый свет, как в копеечку. А роман великолепен. И главная его мысль, по-моему та, что нет и не может быть справедливости, кроме той, за которую человек готов драться и умирать. Читать всем. Непременно.
Надежда Кузьмина «Тимиредис: Летящая против ветра»
Татьяна М., 30 октября 2013 г. 14:04
Когда я беру в руки новую книгу, то ожидаю от нее информации или развлечения, или ... У каждого читателя и каждой книги свои ожидания. Если не сбываются — читатель сердится. Чего же я ожидала от новой книги Кузьминой?
Сказочного мира — я его увидела, выписанный в подробностях почти зримых.
Симпатичных героев — они живые. У них есть приятные черты и недостатки. За них переживаешь, на них сердишься. К концу первой книги я начала думать о них, как о далеко живущих родственниках и даже переживать за них, хотя обычно такая сентиментальность мне не свойственна. Но именно неидеальность героев мне кажется очень симпатичной. При этом они не получают от жизни миры, волшебство, любовь и прочие блага в подарок. Они трудятся, учатся, растут, меняются.
Приятного текста — так я уже растащила книгу на цитаты. «Ой, как интересно!»- по-моему, лучше не выразишь жизненную позицию человека, который не хочет с возрастом терять способность учиться и удивляться.
Кроме того, я убедилась, что автор растет, как и его герои. Если более ранние книги Кузьминой я по прочтении передала в библиотеку, то с «Тимередис» не расстанусь. Хочу перечитывать.
Для меня показателем качества книги стало то, что моя дочь — подросток по прочтении сделала для себя занятный вывод: «А придется все-таки и мне подтянуть английский к новому году. Тим вон сколько всего учит.»
Так что рекомендую всем желающим для формирования позитивно-делового отношения к жизни.
Андрей Белянин «Меч Без Имени»
Татьяна М., 30 октября 2013 г. 13:22
Сюжет книги прост и прямолинеен, как история любого попаданца. Молодой человек, неудовлетворенный своей жизнью, попадает в крайне волшебный мир. Это на планете Земля он был лузером, а там развернулся. Одним махом всех злодеев побивахом, друзей одаряем шедеврами свой мудрости, прекрасные девы расцарапывают друг другу мордашки за право подавать тапочки к его постели. В финале злодеи умирают в корчах, любовь осеняет ГГ. Занавес! все плачут от восторга.
Елена Малиновская «Кошка по имени Тефна»
Татьяна М., 30 октября 2013 г. 13:00
Грустное впечатление произвела на меня первая книга цикла, далее я читать не смогла, лишь бегло просмотрела финальные страницы. Героиня производит впечатление капризной, неуравновешенной особы, из тех, о ком говоря «Повесился, чтоб мамке досадить». В результате все перипетии сюжета получают законное обоснование — мол, нрав у нее такой. Плюс некий оттенок мазохизма- ее мучают, а она не может не любить. Плюс флер псевдотаинственности. Мне показалась, что целевая аудитория книги девочки-старшеклассницы, воображение занять.
Надежда Кузьмина «Наследница драконов»
Татьяна М., 29 октября 2013 г. 21:38
Сценка в Пушкинском музее истории искусств перед копией микельанджеловского Давида:
-Мама! А дядя — голый!
-Это не дядя, а произведение искусства, детка.
Это было присказка, а вот — сказка.
В книгах цикла сказочные герои вдруг перестали существовать в одной (сказочно-героической плоскости). Их жизнь разнообразна, забавна, трудна. Они не только спасают мир. Они еще учатся, хулиганят, занимаются политикой и сексом. Да, принцесса грешит идеальностью, но такова судьба и обязанность всех сказочных принцесс. Да, воображение автора иногда поражает, но, право, дело личного воспитания и возраста каждого, видеть в этом порнографию или произведение искусства. Все вместе органически создает сюжет, позволяющий расслабится, и приятно провести несколько часов, например во время отпуска. А что, кто-то ищет в книгах жанра «фэнтези» точные научные сведения или рецепты, как нам свою жизнь обустроить?
Одно из немногих современных произведений легкого жанра, где героиня ничего не «одевает», а исключительно «надевает». Для меня это показатель дружбы автора с русским языком.
Кира Измайлова «Случай из практики»
Татьяна М., 29 октября 2013 г. 21:05
Книга радует своей выдающейся политкорректностью. Главная героиня: 1) самостоятельная работающая женщина, редкий и высокооплачиваемый профессионал, 2) выполняет традиционно мужскую работу — судебный магический эксперт, 3) высока ростом и физически развита, 4) не обладает даже каплей сентиментальности, но наделена здравым смыслом, 5) курит трубку, 6) позволяет мужчине себя любить, но сама на нежные чувства не разменивается. Образец феминизма! При этом хочется читать и подражать.
В отношении сюжета — добротный детектив в сказочном мире. Главгада выявят только во второй части, так что читайте на здоровье.
Оксана Демченко «Мир в подарок»
Татьяна М., 29 октября 2013 г. 20:43
Эта книга вызвала у нас с маменькой дискуссию.
Мнение маменьки: «Какая прелесть! Как трогательно!»
Мое мнение: Жила была дама бальзаковских лет, но с юной душой. И вот захотелось ей чего-нибудь такого... И раз! Ваш заказ, мэм! Свежее тельце, свежий мир, свежие впечатления! В новом мире можно ходить кругами, знакомится с эльфами, которые не эльфы, а немножко драконы, спасать народ оптом и в розницу.
Моя оценка — из уважения к маменьке, а также как дань развитому словарному запасу автора.
Татьяна М., 29 октября 2013 г. 20:30
Год Крысы я прочитала после жизнеописания Вольхи Редной и была приятно поражена тем, что автор не уподобляется голливудским актерам, которые всю жизнь играют одну и ту же роль. О.Громыко оказалась способна после сиропно-сладкой Ведьмы сделать вещь жесткую и даже едкую. О чем эта дилогия? Да по сути о воспитании, о том как люди меняются под влиянием друг друга и внешних событий. Порядочная девочка набирается жизненного опыта и понимает, что никто не накормит ее, умирающую от голода, за одну только ее честность. Законченный циник осознает, что «человек ни черта не может один«и учится работать в команде. Счастливый финал во всей этой истории — только дань жанру. Юмор зачастую отливает черным. А впрочем — читать всем.
Ольга Громыко «Белорийский цикл о ведьме Вольхе»
Татьяна М., 29 октября 2013 г. 20:14
Кумир моего поколения Хемингуэй в одном интервью сказал, что есть книги для работы и есть книги для безделья. Ну, если честно, кто из вас, дорогие читатели, берет в руки томик фэнтези, рассчитывая извлечь из него точные научные факты или очень уж глубокие мысли? Вот и правильно! На это — не рассчитывайте. А вот порцию хорошего настроения, приятного ощущения «Какой я умный по сравнению с героями» и полной умственной расслабухи — гарантирую. Берите любую книгу цикла — и наслаждайтесь. Радуют также такие детали, как изучение ридной мовы в процессе чтения и основ поведения коллективных насекомых. Смеются все!
Татьяна М., 28 октября 2013 г. 21:06
Самое реалистичное фэнтези, которое можно себе представить. Мир сказочный, а герои живые. Вместе с ними можно смеяться, плакать, сердиться, радоваться. Показаны все грани человеческого бытия. Перечитываю, сопереживаю, жду продолжения.
Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
Татьяна М., 28 октября 2013 г. 20:51
Это лучшая книга в моей жизни. Именно она научила меня быть счастливой. Причем это счастье внутри меня и зависит только от меня. Честное, творческое выполнение своих обязанностей — это и есть счастье, которому меня научил «Понедельник...» Если кому-то это недоступно — соболезную.
Я не разобралась еще, как поставить оценку книге, но моя оценка «Понедельника...» 12 по десятибалльной шкале.