fantlab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Хищные вещи века»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.42
Оценок:
4440
Моя оценка:
-

подробнее

Хищные вещи века

Повесть, год (год написания: 1964); цикл «Предполуденный цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 244
Аннотация:

Жизнь, казавшаяся когда-то почти недоступной утопией — где проблема материального достатка благополучно разрешена, все потребности утолены, и только знай придумывай новые, всё более изощрённые желания, «чтоб было весело и ни о чём не надо было думать». Какие вопросы ставит перед человеком новое общество? Разобраться в реальности курортного европейского городка придётся бывшему космодесантнику Ивану Жилину. Стругацкие поднимают философскую проблему «хищных вещей века» задолго до её первых воплощений в действительность.

Примечание:

Беловой вариант из папки «Хищные вещи века». На его основе в 1997 г. С. Бондаренко с согласия БНС проводилось восстановление канонического текста повести. На основании белового варианта и первых изданий повести редколлегией Полного собрания сочинений в 2013 г. был восстановлен авторский текст в концовке повести — во фразе «Чем же таким ваш мозг отличается от мозга Рабле, Свифта, Ленина, Эйнштейна, Макаренко, Хемингуэя, Строгова?» (в изданиях 1996–2012 гг. из авторского перечня выпали фамилии Макаренко и Хемингуэя).


Входит в:

— сборник «Хищные вещи века», 1965 г.

— сборник «Трудно быть богом», 1980 г.

— антологию «Metagalaktika 6», 1983 г.

— сборник «Жук в муравейнике», 1983 г.

— журнал «Букинист, № 1», 1984 г.

— журнал «Urania #1703», 2022 г.


Похожие произведения:

 

 


Хищные вещи века
1965 г.
Трудно быть богом
1980 г.
Жук в муравейнике
1983 г.
1. Хромая судьба. — 2. Хищные вещи века
1990 г.
1. Хромая судьба. — 2. Хищные вещи века
1990 г.
1. Хромая судьба. — 2. Хищные вещи века
1990 г.
1. Хромая судьба. — 2. Хищные вещи века
1990 г.
Попытка к бегству. Трудно быть богом. Хищные вещи века
1992 г.
Попытка к бегству. Трудно быть богом. Хищные вещи века
1995 г.
Стажеры
1997 г.
Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век
1997 г.
Хищные вещи века. — Второе нашествие марсиан. — Град обреченный
1997 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый
2001 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый
2004 г.
Хищные вещи века
2004 г.
Страна багровых туч. Путь на Амальтею. Стажеры. Хищные вещи века. Отягощенные злом
2006 г.
Хищные вещи века
2006 г.
Хищные вещи века
2006 г.
Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век
2006 г.
Бегство вперед
2007 г.
Бегство вперед
2007 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый
2007 г.
Будущее, ХХI век. Десантники
2008 г.
Хищные вещи века
2009 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый
2010 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый
2013 г.
Полное собрание сочинений в одной книге
2013 г.
Хищные вещи века
2015 г.
Хищные вещи века
2016 г.
Мир Полудня
2016 г.
Попытка к бегству. Хищные вещи века. Гадкие лебеди. За миллиард лет до конца света
2017 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 8. 1964
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 8. 1964
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 8. 1964
2018 г.
1964-1966. Хищные вещи века. Беспокойство. Улитка на склоне. Второе нашествие марсиан
2018 г.
1964-1966. Хищные вещи века. Беспокойство. Улитка на склоне. Второе нашествие марсиан
2018 г.
Хищные вещи века
2021 г.

Периодика:

Букинист, № 1
1984 г.
Urania #1703
2022 г.
(итальянский)

Самиздат и фэнзины:

Хищные вещи века
2017 г.

Аудиокниги:

Хищные вещи века
2006 г.
Хищные вещи века
2009 г.
Хищные вещи века
2013 г.
Хищные вещи века. Второе нашествие марсиан
2013 г.

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том восьмой. 1964
2016 г.
Хищные вещи века
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Ajastu ahistavad asjad
1968 г.
(эстонский)
The Final Circle of Paradise
1976 г.
(английский)
Le dernier cercle du paradis
1978 г.
(французский)
Die gierigen Dinge des Jahrhunderts
1981 г.
(немецкий)
Die gierigen Dinge des Jahrhunderts
1982 г.
(немецкий)
Die gierigen Dinge des Jahrhunderts. Milliarden Jahre vor dem Weltuntergang
1983 г.
(немецкий)
Metagalaktika 6
1983 г.
(венгерский)
Miliardu let před koncem světa
1985 г.
(чешский)
Grabljive stvari stoleća
1987 г.
(сербохорватский )
Хищните вещи на века
1987 г.
(болгарский)
Drapieżność naszego wieku
2003 г.
(польский)
Gesammelte Werke 5
2013 г.
(немецкий)
Végállomás: Amalthea
2018 г.
(венгерский)
L'ultimo cerchio del paradiso
2022 г.
(итальянский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть написана 60 лет назад, в следующем, 1965 году была опубликована и, как это было со многими произведениями Стругацких, вызвала достаточно оживлённую дискуссию. Кто-то увидел в ней то, что хотел — бездуховный мир Запада, кто-то наоборот этого не увидел, а разглядел поклёп на светлое коммунистическое будущее, ну а сами авторы характеризовали повесть согласно актуальной линии партии, а 1960-х годах говорили одно, а в 90-х уже несколько иное. :)

В неназванную условно-капиталистическую, условно-европейскую страну, в прекрасный город на берегу тёплого моря, прибывает Иван Жилин — агент некой не до конца понятной ООНовской структуры с весьма смутными полномочиями, но с твёрдым намерением разобраться в происходящем — появился какой-то очень странный и сильный наркотик, о котором мало что известно, но жертвами которого уже стали несколько агентов пресловутой структуры. И вот обживается Иван в этом курортном местечке, знакомится с людьми, встречает старых знакомых. Странные дела творятся вокруг, чем больше узнаёшь — тем меньше понимаешь.

Модель будущего, показанная в книге, в общих чертах уже реализована во многих странах — общество потребления со стабильным уровнем благосостояния, политически и социально аморфное, в течение долгого времени ограждённое от разного рода резких перемен. Главный герой (а с ним и советский читатель) попадает в общество с высоким уровнем жизни, с большим количеством свободного времени у населения, с фактически отсутствующей навязчивой идеологией, будь то капитализм, социализм или что-то ещё — почти что рай. Но у людей некая неудовлетворённость жизнью, поиск развлечений и острых ощущений — рейвы, пейнтбол, терроризм, больше похожий на перформансы, ну и наркотик этот таинственный. Читатель (в особенности советский) думает — а что ж тут такого плохого, кроме террористов этих и наркоты, которые вполне себе противозаконны? Вроде как и ничего, наоборот, как завещали нам — каждому по потребности. Так только, духовности и единого порыва не хватает, да и ну их, по правде говоря.

Стругацкие, сами того, скорее всего, не желая, показали то общество, к которому стремится нынешнее большинство — спокойное и ненавязчивое. Ну а что делать — потреблять, заниматься саморазрушением, творить или просто жить и развиваться — это свободный выбор каждого.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из граней таланта писателя-фантаста заключается в способности предвидеть будущее, по крайней мере в возможности его свершения. Здесь Стругацкие попали как говорится не в бровь, а в глаз. Конечно настоящий момент нашей жизни в буквальном смысле нельзя сравнивать с вымышленной страной из повести, но черт возьми, до чего же принципиально все похоже! А Стругацкие видели это все из далекого 1964 года, причем из страны, где до материального изобилия было ох как далеко. Я представляю себе советского человека того времени, отнюдь не избалованного изысканными ресторанами и барами на каждом шагу с морем закусок и выпивки, который читая повесть наверняка бы испытывал так сказать смутные сомнения по поводу основной идеи повествования. Наверное ход мыслей мог быть таким-хорошо бы достичь подобного, а все капиталистические пережитки будут нами несомненно искорены. Но здесь и сидит тот вкусный червячок в виде наживки, на которого так просто клюет обыватель. Авторы прекрасно это понимали, введя в концовку повести революционного гостя с Востока, мыслящего крайними категориями, не принимающего никаких возражений и поэтому не видящего скрытой угрозы таких привлекательных хищных вещей века.

Стоит отметить, что название для повести подобрано Стругацкими абсолютно удачно, ведь оно кратко и емко отражает всю суть произведения. Действительно, не нужно никаких агрессивных марсиан, ни спецназа с автоматами, чтобы поработить людей. Они прекрасно все могут сделать сами, сами построят Страну Дураков, сами станут полноценными членами такого извращенного общества. Нужно только в этом им немного помочь идеологам типа доктора Опира с его Эпохой Удовлетворения Желаний. Стругацкие неоднократно обращаются в повести к теме такого взращивания дурака, находя путь к этому через изобилие и иллюзорное бытие. Дрожка, слег, «Девон», алкоголь, сытная еда-предостаточно всего, чтобы из отважного Пека сделать деграданта Бубу и сломать Римайера. «Беззаботен-значит счастлив. Удовлетворите любовь и голод и вы увидите счастливого человека». Доктор Опир очень убедителен, но его аргументы актуальны только для почитателей определенного уровня развития. Стоит иметь в виду, что свинья в хлеву и алкоголик валяющийся на улице тоже по своему счастливы. Никаких забот и проблем. Но это счастье животного. А в чем же счастье человека?

Стругацкие пытаются дать ответ на данный вопрос не прямо, а как бы подталкивая читателя к самостоятельному выводу. Хотя местами устами Ивана Жилина и даются четкие, определенные ответы- к примеру надо перестать делать дураков и начать делать людей. А для этого необходим план распространения и развития человеческого мировоззрения. Примерно об этом говорил и Ефремов, рисуя этапы исторического пути к эре Великого Кольца. Там, как и в Мире Полдня, вплотную рассматриваются вопросы человеческого предназначения. Но реальный путь в такое прекрасное далеко тернист и очень труден, для начала нужно попытаться вернуть людям души сожранные созданными иллюзиями.

Возможно ли это? Думается главное усилие должно идти от самого человека, ведь не даром Стругацкие говорят, что чем дальше человек от животного, тем слег безобиднее. Авторы в концовке повести задают по такому поводу прямые, определенные вопросы. До каких же пор вас нужно будет спасать? Вы когда-нибудь научитесь спасать себя сами? Почему вы не желаете утруждать мозг? Почему вы не хотите думать? В этих кричащих вопросах заложены и прямые ответы на них. А пока формула из повести: «Чтобы было весело и ни о чем не надо было думать», увы, очень популярна. И люди сами не замечают как их загрызают хищные вещи нового века.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Раннее творчество Стругацких, неплохо подойдёт чтобы втянуться начинающему. В меру социал-фантастичное, в меру лиричное. Немного напоминает на роман Филипа К. Дика «Помутнение»: правда он не такой грустный и депрессивный.

От себя хочу ещё выделить отличные, как по мне, цитаты из книги:

1) «Если во имя идеала человеку приходится делать подлости, то цена этому идеалу — дерьмо».

2) «Дурак стал нормой, еще немного — и дурак станет идеалом, и доктора философии заведут вокруг него восторженные хороводы. А газеты водят хороводы уже сейчас. Ах, какой ты у нас славный, дурак! Ах, какой ты бодрый и здоровый, дурак! Ах, какой ты оптимистичный, дурак, и какой ты, дурак, умный, какое у тебя тонкое чувство юмора, и как ты ловко решаешь кроссворды!... Ты, главное, только не волнуйся, дурак, все так хорошо, все так отлично, и наука к твоим услугам, дурак, и литература, чтобы тебе было весело, дурак, и ни о чем не надо думать… А всяких там вредно влияющих хулиганов и скептиков мы с тобой, дурак, разнесем (с тобой, да не разнести!)».

3) «Спасать. Опять спасать. До каких же пор вас нужно будет спасать? Вы когда-нибудь научитесь спасать сами себя? Почему вы вечно слушаете попов, фашиствующих демагогов, дураков опиров? Почему вы не желаете утруждать свой мозг? Почему вы так не хотите думать? Как вы не можете понять, что мир огромен, сложен и увлекателен? Почему вам все просто и скучно? Чем же таким ваш мозг отличается от мозга Рабле, Свифта, Эйнштейна, Строгова?»

4) «Люди, ушедшие в иллюзорный мир, погибают для мира реального. Они все равно что умирают. И когда в иллюзорные миры уйдут все — а ты знаешь, этим может кончиться, — история человечества прекратится…».

5) «Изобилие, мол, не цель, а средство. Мы отвечаем на это так: всякое средство было когда-то целью. <...> Горе той стране, где изобилие в нужный момент не станет из цели средством».

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стругацкие активно выступали против представления о том, что важнее всего материально обеспечить человека всем необходимым, а всякие там духовные потребности приложатся сами по себе. В том же 1965 году вышла повесть «Понедельник начинается в субботу» с красочным разоблачением этой идеи (модель-кадавр Выбегалло должна была эволюционировать от «счастливого человека» в «исполина духа»), а повесть «Хищные вещи века» практически полностью посвящена этой проблеме и мучительным поискам путей её решения.

Ясных путей Стругацкие предложить так и не смогли. Понятно, что должно вмешаться общество, потому что эгоистический принцип «личное счастье — прежде всего» не может не привести к торжеству гедонизма и аморализма. Так и произошло. В 1965 году мир ХВВ казался утрированной антиутопией, сейчас это почти слепок с реальности. Если СССР находился на одном полюсе взаимоотношений человек/государство (жёсткий контроль личности), то мир ХВВ — на противоположном (делаю что хочу, не нравится — отвернись). Где золотая середина и в чём она заключается, неизвестно.

«Хищные вещи века» вызвали волну (пока ещё не шквал) партийной критики, в основном за допущение что капиталистическое общество может обеспечить население по потребностям (это противоречило мнению Энгельса).

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безусловно, лучшее произведение Стругацких. И самое пророческое. Актуальное даже.

Напомню содержание. В неком провинциальном городе уже почти везде коммунизм, но не везде. И вот агент под прикрытием приезжает в некий город, где вроде как появился некий новый наркотик, и надо понять, почему и как.

Ну и он в процессе узнаёт, что наркотик есть, но нет никакой наркомафии, а просто вот есть наркоманы. Но. Это не очень большой город, где совсем недавно была война, а мир и благополучие наступили только несколько лет назад. И явно у них там безусловный доход. При этом многие бухают, да, но далеко не все. И там есть как минимум три общественные организации. И там есть благотворительность. И там преступность почти нулевая, хотя есть теракты

Чем это всё заканчивается? Жилин остаётся, чтобы стать местным депутатом.

Если кто-нибудь вдруг захочет снять сериал, то в роли Жилина должна быть Е.М.Шульман, конечно.

Кстати, к вопросу о том, надо ли менять пол персонажей АБС в экранизациях. Конечно, надо

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скорбная книга. В меланхолично-лиричном смысле. За сорок лет до аудионаркотиков, вышедших в реальный мир сетевых троллей и всеобщего пресыщения Братья написали... это... сбылось...

В 2023 году это произведение выглядит довольно беззубо, поскольку весь описанный кавардак уже почти совсем воплотился в нашей повседневной реальности.

Для 1965 года же это и вовсе довольно смелая книга, которая, помимо прочего, осторожно прощупывает почву для некоторых откровенно противных коммунизму идей, нашедших более глубокое выражение в «Граде Обречённом».

Да, читателям, возмущённым тем, что в «Факапе» Харитонова

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Юрковский (и кое-кто ещё, но сейчас это не важно)
— гей, не помешало бы вчитаться в оригинал и сообразить, что вообще-то в «Хищных Вещах Века» такой тип отношений уже присутствует. Причём, в несколько более аморальном и куда более противном коммунизму варианте.

Но довольно футурологии и самосбывающихся прогнозов!

Как НФ книга умеренно толковая и довольно лёгкая. Политическими вопросами не испорчена, избыточной наукообразной заумью не страдает.

Правда, начинающему читателю фантастики её рекомендовать сложно. Поскольку, с одной стороны, всё это в общем уже почти сбылось и как фантастика не воспринимается, а с другой стороны, слогом изложено довольно советским.

Вещь для ценителей.

Довольно хищная.

Обращаться осторожно.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

🎶 Keosz – They Took All I Had

Даже не знаю с чего начать, ибо в столь небольшой повести Стругацкие как всегда сумели уместить чуть ли не все свои мысли. Перед тем, как открыть книгу, я прочитал аннотацию, где говорилось о наркотиках и о отупение. И сразу мысль: «Почему эта книга входит в цикл «предполудня»? Причем тут Жилин?» И почему-то мне на ум приходит книга «451° по Фаренгейту». Начал читать, и до чего же мне не зашло начало, и до середины читал чисто из принципа, но то, чем на самом деле оказалась книга, меня не на шутку взбудоражило в хорошем смысле. И я такой: точно, вот оно что!

🎶 Keosz – Parents

Представьте себе самый обычный бытовой прибор, имеющийся в каждом доме. И вот одному или двум случайным изобретателям удается вытащить какую-то деталь, которая позже окажется наркотиком. Нет, это не вещество, не парные испарения и не что-то такой. Это просто то, что будет искушать человека, он будет подаваться этим страстям и захочет уйти в фантазии и сны. Да, об этом узнают все. Но ведь это невозможно запретить, это нереально, и тут нет виноватых и умышлеников. Тут своего рода Стругацкие снова предсказали технологии, из-за которых человек из-за сытой жизни и изобилия захочет расслабиться ещё больше, уйти от естественного и необходимого. Сразу приходит на ум эти ваши VR-игры, компьютерные реальности и прочая чепуха, что нам предоставляет страстный взрослый мир. Нам уже без скрытности пытаются навязать лживые потребности, которые, и никак иначе, только останавливают человека. Как с этим бороться? Как не поддаться этому, когда почти каждый второй поддается всему страстному, что разрушает человека и не хочется развиваться, а только самоуничтожается? Ответ дал Жилин: «До тех пор пока человеческое мировоззрение не будет восстановлено, люди будут умирать и становиться идиотами...» Пожалуй, это самые мощные слова, что я читал когда-либо в литературе. Но про какое такое мировоззрение братья говорят, я сказать не решаюсь. Но хотя бы из моральных принципов просто не иметь вредные привычки и понять уже наконец-то, что в этой жизни главное не нажраться, не напиться или кайфануть от этого злого мира, а поесть, но не нажраться, в меру всё — и двигаться далее, развиваться и расти, ведь это и есть жизни. И ведь задача наша — не останавливаться. Повесть как никогда актуальна и, вероятнее всего, будет актуальной всегда. И потому хорошо понятно состояние Жилина в конце. И я даже забывал, что читаю фантастическую повесть.

🎶 Northumbria — Vinland

P.s. В очередной раз нужные эмбиенты подобрались из плейлиста, передающие настрой книги.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга (одна из книг) с которой можно начать ознакомление с творчеством Стругацких. Не напрягает вообще. Читается легко. Захватывающий детектив на социальную тему. С легким налетом философствования, что не мешает отслеживанию сюжета.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сказать в нашем обществе: «Я не люблю Стругацких» чревато. Все равно, что сказать: «Я не люблю Высоцкого» или «Я не уважаю Гагарина». Чего?! Да ты хто такой-то! Не любит он — ишь! Иди давай отседа, пока не навешали! Вот и весь разговор с еретиком.

Проблема в том, что я Стругацких действительно не люблю и не знаю, что с этим делать. Ни ранних, ни поздних (а прочел я у них немало). Слишком много гонора, слишком много вульгарщины, слишком много пафосного мессианства. Во всяком случае, в книгах 60-х,70-х годов.

Тех, кто готов мне возразить, хочу спросить прямо: вам бы хотелось оказаться в одном космическом корабле (да и вообще, где угодно) с такими персонажами, как Иван Жилин или Максим Камерер? Окей, не будем трогать Максима: не про него книга (хоть к его личностным качествам тоже вопросов немало). Коснемся Жилина.

Итак, кто перед нами? Грубоватый солдафон, с повадками сотрудника КГБ, презрительный мизантроп, мастер черного юмора, наслаждающийся своими эффектными «остротами». В тайне закомплексованный, не умеющий строить отношения с людьми, которые не похожи на него. В некоторых бытовых ситуациях просто чудак на букву «М», не знающий, что такое нормальное человеческое общение, без доминирования, вранья и подколов.

И вот этот советский супермен попадает в мир, где его никто не ждал, куда его никто не приглашал и где все очень неплохо жили без него. И начинает выяснять, что с этим миром не так...

После серии дурацких и бездарных злоключений, после того как он несколько раз унизил маленького ребенка и (намеренно!) изгадил отношения с его сестрой, наш Иван (Дурак?) садится в ванну и тупо закидывается наркотой, с которой сам же, по сюжету, приехал бороться. Это вообще что?! Дорогие авторы, ЧТО ЭТО?!

Ну и естественно, после одного раза (один раз не п...ас!) Иван Жилин остается таким же крутым, незамутненным и чистым как стеклышко красавцем, каким был. (Даром, что двое его друзей от этой дряни сторчались).

В чем мораль книги? В том, что обретя дома, машины, телевизоры и полные прилавки, люди мигом превращаются в свиней, а потом скатываются в фашизм (то бишь, достойный образ жизни человечеству противопоказан)? Как-то мелковато. Будешь есть шоколад — зубы сгниют. Окей, а если есть его понемногу, то что тогда? И почему ради спасения зубов надо вместо шоколада непременно жрать хлеб из опилок? Может не в шоколаде дело? Короче, с представлениями о развитии и благополучии у авторов что-то не клеится.

Или это очередная ода сверхчеловеку, попавшему в «мир проклятых»? Ну тогда к месту будет пословица «Врач, исцели себя сам!» Разберись со своими комплексами и не лезь к чужим людям, где бы и как они ни жили! Лети на марс, товарищ Жилин, там тебя космические пиявки ждут!

Оценка: 3
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Часто, читая книги Стругацких по-настоящему понимаешь о чём они только ближе к их концу. И иногда, если ты настроен на чтение чего-то такого, это здорово удерживает интерес, а иногда просто раздражает. Лично я прочитала «Хищные вещи века» только со второй попытки. Три года назад книга показалась мне скучной, от неё клонило в сон и я бросила читать на середине. А в этот раз я испытала полное погружение и с удовольствием прочитала повесть за пару дней, и думаю прочитала бы ещё быстрее, будь в сутках больше часов.

«Хищные вещи века» – это антиутопия внутри утопии. В предыдущих книгах серии нам показывали несбывшуюся в нашей реальности утопию, а в этой окраину этой утопии, в которой случаются порой вещи пострашнее героических смертей. Книга вгоняет в тоску и заставляет тревожиться, в ней невозможно предугадать что будет дальше... Главный герой на протяжении истории плохо понимает, что происходит вокруг него, а читатель ничего не понимает вместе с ним. Было здорово в конце получить объяснение, но очень трудно сейчас пытаться передать свои впечатления...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Пик моей тревоги пришёлся на момент, где Жилин, уже знакомый и полюбившийся нам Жилин, с возрастом как будто несколько уставший от всего, пробовал СЛЕГ, который думаю можно описать, как супернаркотик, пробовал несмотря на то, что видел к чему это может привести, игнорируя все предостережения окружающих его людей. Хотелось влезть в книгу и остановить его...

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть мрачная, даже страшноватая, аналогии настолько близки к современности, при прочтении забываешь, что читаешь фантастику.

Но всё равно интересно!

Огромный плюс повести то, что это отдельное самостоятельное произведение. Впервые прочитал лет двадцать назад и тогда она попалась в руки в виде отдельной книги. И не было даже упоминания, что она входит в какие-то циклы. О существовании циклов Полудня узнал только спустя лет пятнадцать после прочтения. При прочтении фамилии Жилин и Юрковский не говорили вообще ничего. И, как ни странно, повесть от этого ничего не потеряла. Приходит на ум аналогия с циклом «Тёмная башня» Кинга. Прочитал первые три книги, четвертую не осилил, и читать последнюю (не помню какую по счёту) не вижу смысла. Как пел Высоцкий «Фильм часть седьмая, тут можно поесть, потому что я не видал предыдущие шесть...».

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не люблю афоризм «Запад загнивает», ибо процесс «гниения»-разложения является для человеческого общества перманентным, очень глупо это отрицать, да ни одной цивилизации не удалось толком обмануть законы общественного развития и гарантированно остановить своё «загнивание» без радикальных общественных потрясений. Успех предков и заработанное ими богатство неизбежно, вот прям со времён Вавилона и Рима, делают людей ленивей, трусливей, пассивней. Кто захочет идти биться с варварами и колонизировать новые земли, рискуя своей жизнью и жертвуя комфортом и благополучием, когда на форуме тебе и так дадут бесплатный хлеб и позовут в цирк на дармовое зрелище? Но этот роман прям яркое воплощение этой фразы. Да, жизнь богатая и неплохая, но непонятно, а зачем она нужна человеку? К чему вообще стремятся все эти люди и ради чего живут? Это вообще тяжелейший фундаментальный вопрос, наша неспособность ответить на него стала одним из непоследних факторов поражения и распада СССР. Я сам не берусь даже пытаться отвечать на этот вопрос.

Ну и естественно, тема мещанства, которая так или иначе затронута многими работами Стругацкий. Обленившиеся успешные бюргеры-мещане, которые стремятся построить коммунизм в отдельно взятой квартире и не выходят в своих амбициях за пределы личного, ну, в лучшем случае, семейного благополучия. Как с этим бороться — тоже неясно. Кто может запретить человеку стремиться к лучшей жизни и накоплению жизненных благ? Да и зачем? Точно так же жестокий кризис рынка потребительских товаров в СССР не привёл нашу страну ни к чему хорошему, миллионы людей бесило и раздражало то, что они не могут вволю купить себе джинсов-видеомагнитофонов-машины и прочего барахла.

Вот такие непростые вопросы и ставят здесь Стругацкие. И мудро особо не пытаются на них ответить, сам герой остаётся в подвешенном положении, особо не осознавая на самом деле, а что он вообще способен сделать с этим «загнивающим» обществом?

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо, что я не читал комментариев перед прочтением (надеюсь вы тоже так сделали).

Добрые 2/3 я почти ничего не понимал: что за странность происходит в этом райском городе дураков?

А потом бац: разведчики, секретные задания, неразрешимые проблемы у секретных служб.

Это непередаваемые эмоции, когда твоим пониманием происходящего играют как с игрушкой.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть «Хищные вещи века» фактически является частью предполуденного цикла, хотя она содержит в себе многие элементы, которые позже будут использованы Стругацкими в других, не-полуденных произведениях. И по сути «ХВВ» более похожа на эти другие произведения — такие, как «Пикник на обочине» или «Гадкие лебеди». Их объединяет то, что во всех этих произведениях мы видим некую условную капиталистическую страну, где общество оскотинивается, и почти все только и делают, что пьют, курят, едят и деградируют. В то время было принято считать, что мы не такие, но потом стало понятно, что это и про всех нас — «Полдень» пока так и не сбылся, а мы имеем то, что видим вокруг.

В такое деградирующее общество попадает главный герой повести Иван Жилин. В повести можно заметить и отголоски темы прогрессорства — Жилин выступает не просто в роли разведчика, но и задумывается о том, как вылечить этот больной социум. Когда братья Стругацкие это писали, они создавали антиутопию, показывая многие черты мира изобилия и общества потребления гипертрофированными. Но прошло время и стало казаться что это полный аналог нашего мира, в котором мы живём — он отличается деталями, но по сути мы идём именно в этом направлении.

Как спасаться? Авторы ответа не дают. Кроме нашей собственной осознанности ничто нам помочь не может.

Оценка: 9
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Братья Стругацкие — чрезвычайно интеллектуальный литературный дуэт. Дело тут не только в писательском мастерстве и умении вкладывать мощную философскую идею в свои произведения. Но это ещё и талант давать своим детищам названия, которые бы максимально давали представление о чëм предстоит прочесть в их романе.

По сюжету, в один из приморских городков приезжает агент под прикрытием Иван Жилин, заданием которого было раскрыть сеть производителей мощного наркотика — слега. После этого необходимо было полностью пресечь его распространение, не дав заразе распространиться по всему миру. В ходе расследования герой приходит к ужасающим открытиям, а город, на первый взгляд представляющимся раем для туристов, превращается в очень жёсткий образец антиутопического государства, в котором правит бал загадочный наркотик, о котором знают все, но никто не говорит о нём.

Завязка повести похожа на какой-нибудь шпионский боевик, в котором будут перестрелки, погони и благородный, сотканный из достоинств главный герой, который спасает мир от страшной опасности. Возможно, напиши это произведение другие авторы, так бы оно и было. Но Стругацкие создали мощное философское произведение, которое оказывает мощное воздействие ещё долго после прочтения. Причём, фантастичность повести довольно условна: несмотря на то, что человечество уже вовсю осваивает ближний космос, перед читателем предстаёт очень знакомая действительность. Парадоксально, но знакома она потому, что описанная в «Хищных вещах века» реальность — это современный мир.

Поначалу описываемая в городке жизнь кажется очень уютной и почти беззаботной. Большая часть населения города занята в сфере услуг, обслуживая туристов. Жизнь течёт размеренно и неторопливо. Но постепенно, сначала лёгкими мазками, перед читателем обнажается нелицеприятная антиутопия. Люди выхолощены, поделены на касты, враги общества показаны средствами массовой информации благодетелями, а те, кто пытаются растормошить остальную инертную часть общества, объявлены врагами. И, несмотря на то, что главной целью Жилина является обнаружение сети сбыта синтетического наркотика, зависимостей у общества обнаруживается ещё больше.

В финале авторы дают неутешительный прогноз: общество потребления обречено, ибо оно становится жертвой «хищных» вещей, отдаваясь им совершенно добровольно, жертвуя здравомыслием, свободой мысли и вообще будущим. А самое поразительное в том, что описанный им пессимистичный сценарий в отдельно взятом городке воплощается в сегодняшнем обществе в мировом масштабе.

Пророческая повесть, написанная более полувека назад воплотилась в реальность и на сегодняшний день уже не является фантастикой. Вопрос лишь в том, сможет ли какой-то гипотетический Иван Жилин нашего времени разгадать тайну упадка нынешней цивилизации или же истребление разумности хищными вещами продолжится? Ответ заключается в каждом из нас — таков ответ авторов.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх