fantlab ru

Все отзывы посетителя Alex Provod

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  3  ] +

Синкен Хопп «Волшебный мелок»

Alex Provod, 31 мая 15:53

Прекрасная вещь, которую я в детстве читал и перечитывал неимоверное количество раз, и которую вспоминаю до сих пор. Обаятельная, непредсказуемая, по-хорошему дурацкая история, из тех, которые можно читать почти с любого места, но лучше всего, конечно, с начала.

Она или заходит или нет, но если заходит — то это навсегда)

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ксения Котова, Василий Зеленков-Богушевич «Небеса Ану»

Alex Provod, 22 мая 13:25

Я люблю истории про воздушные корабли. Железные или деревянные, техногенные или живые, космические или нет — не так важно. Летучий корабль — символ фантастического путешествия и приключения, обещающая и манящая фигура. Взлетевший в бесконечность дух олдовых морских приключений, но в новых мирах.

Я люблю истории с револьверами. Револьвер — символ уже романтизированный; надёжная, но не всемогущая технология, связанная в сознании с фронтиром, золотым веком и золотой лихорадкой, мексиканскими дуэлями и британскими детективами. У револьвера в культуре и читательском сознании место отдельное.

Я люблю приключенческие вещи. Тут и рассказывать нечего. Да кто не любит-то.

Я обожаю этот момент, когда сегодня уже кончилось, а завтра ещё не наступило — и ты валяешься с хорошей книжкой в своё удовольствие, жёлтый свет настольной лампы падает на страницы, но ты не видишь бумагу и краску — ты видишь другой мир.

Мир «Авиаторов» — это гигантские летучие острова-города, зависшие над единственным континентом; воздушные суда и их капитаны, забытые технологии, неотличимые от магии; политики и офицеры, броня и мундиры, и платья высшего света; контрабандисты, пираты, заговоры, соперничество, сотрудничество, сталь и дизели, и конечно револьверы и перестрелки.

Вы хотели приключений — вы их получите. Вы хотели неба — вы его получите.

Вы хотели сюжет достаточно сложный, чтобы было интересно следить, и достаточно классический, чтобы приключения оставались честно приключенческими? Он тоже есть.

Вы хотели персонажей, которых вы запомните? И они найдутся.

Книга подарила мне вереницу хороших вечеров, а в наше время хороший вечер ценится на вес золота, вы знаете.

Но я не могу не сказать о том, чего мне не хватило.

Возьмём известный большинству любителей фантастики референс летучего корабля и его команды — «Светлячок».

Межперсонажная химия там привлекает никак не меньше внимания, чем спецэффекты, а диалоги между любыми двумя членами экипажа так же интересно слушать, как и наблюдать за приключениями.

Так вот в «Авиаторах» мне ощутимо этого не хватало — хороших живых разговоров, деталек и отношений. Мир, с его историей, городами, заговорами, политикой хотя и служит фоном — но этот фон куда ощутимее собственно персонажей, и они бы местами совсем с ним смешались, мир задавил бы их, если бы не фигуры главных героев. Капитана Лем Декс, офицера королевского флота Леовена Алеманда, и агента спецслужбы Севана Ленида.

Лем Декс — хороший пример персонажа, который ровно таков, каким декларируется: она раздражающая, но это не баг, а фича: так должно быть. Много кто из персонажей полагает её невыносимой, но она такая и есть. И если она заявлена как хороший капитан — то она действует как хороший капитан.

Леовен Алеманд — мне нравится, что он получился классическим офицером, каким ты и представляешь офицера воздушного флота в фэнтезийном мундире, — но при этом не шаблонным. Это персонаж, а не ходячая функция, как оно тоже частенько бывает.

Севан Ленид вообще ни разу не бравый Джеймс Бонд, чего можно было ожидать. Это физически изувеченный человек со сложным прошлым и настоящим, и ни то ни другое не сделало его плохим. Он просто делает свою работу, а персонажей, просто делающих свою работу, я всегда ценю немножко отдельно.

Вот эти ребята получились хорошо, их уж точно можно отличить от фона, и мне не пришлось лезть в книгу, чтобы вспомнить их имена; и химия между Декс и Алемандом есть — когда они в кадре вместе, это воспринимается как-то как нечто чуть большее, чем сумма слагаемых, и эти сцены украшают книгу; но это никаким боком (слава всем богам) не ромфант, да и воздушные и земные дорожки героев пересекаются не так часто.

Мне представляется, что у авторов в голове всё очень ярко. Всеобъемлюще, живо, выразительно. Знаете, это как когда читаешь сценарий хорошего фильма и поражаешься: как в этих сухих коротких строчках уместились все эти прекрасные картины, герои, ощущения, влияние, всё, что есть в кино и что постановщики смогли увидеть.

И вот, кажется, в сознании авторов всё настолько здорово, что они не всегда вспоминают о том, том, что мне, читателю надо бы как-то это побольше показать.

Я люблю диалоговые вещи, хороший диалог может вытянуть любую сцену, перетянуть любое внимание, украсить любой экшн. По-моему, законы жанра требуют годных человеческих диалогов, дайте мне живой разговор, требует мой внутренний читатель, и внешний требует, и я сам! А вот чего-чего, а этого в «Авиаторах» я не нашёл — я не могу припомнить ни одной разговорной сцены, которая бы во мне отозвалась.

Книга вызывает у меня двойственные ощущения, хорошие-то безусловно перевешивают, но от других я тоже так просто отделаться не могу.

Например — мне нравятся местные ругательства и религия; нравятся географические названия (в книге есть карта, но вы во всём разберётесь и без неё); очень нравятся эпиграфы-выдержки из исторических тамошних книг перед каждой главой. Он добавляют миру весомости и расширяют его полотно за рамки книги, как я и люблю.

Но меня сильно царапает почти полное отсутствие юмора. Я улыбнулся раз(!) за книгу, ну не может такого быть в истории про контрабандистов на летучих кораблях! Я не прошу комедии, но юмор вообще неотъемлемая часть человеческой жизни. Некоторое ситуационное веселье в истории есть, но диалогового юмора почти нет в принципе!

Книге как будто прикрутили яркость, громкость, цветность. И временами я словно пытаюсь нашарить этот регулятор сочности и не нахожу его. Иногда повествование расцветает. Иногда картинки в голове раскрываются вовсю, химия вскипает, диалоги хорошеют — но почему не всё время! Ну можно же, ну вот же оно! Потом краски чуть меркнут и всё возвращается к прежнему уровню. Уровень-то хороший, но проблема в том, что только что мне сделали отлично! Мне не показалось!

Это был бы отличный мульт (вот бы глянуть на это в графике как у «Аркейн»! Да и в классическом диснеевском исполнении я бы посмотрел), это был бы отличный сериал; но — при условии, что кто-нибудь добавил бы человеческих сценок и переработал диалоговую часть.

Живее! Вот мой основной читательский вопль. Будь эта вещь живее, она взяла бы бы 10 из 10, а так — нет. Но это честная восьмёрка.

Я ворчу-то не потому, что мне не понравилось. Я ворчу, потому что это могло бы быть прекрасно, а так — просто хорошо.

Это классная штука. Вымирающий вид чистейших, незамутнённых трендами, ромфантом, академками, попаданцами, ретеллингом и переосмыслением и прочей шелухой книг, авторские честные приключения в авторском мире, летающие корабли и револьверы без заклёпочничества, заговоры и интриги без перебора, симпатия без соплей и стекла.

Да, вещь с недостатками, которые не может до конца отсечь призма моего читательского восприятия, опыта, ожиданий и хотелок.

Но цверг побери — это, повторюсь ещё раз, честные приключения, и я это безмерно ценю. Это стоит ценить. С нашими славянскими именами и на обложке, и под… Это такая редкость, что мне до физической боли этого жаль.

Однажды с удовольствием перечитаю и да, буду ждать третью часть.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дмитрий Золов «Райская тренькалка»

Alex Provod, 17 апреля 20:52

Отличная сказка, при всей своей изначальной дурнине и прямым текстом прописанной малахольности она избегает юродивой липкости и кажется почти безобидной, пока не скатывается в инфернальный финал. Оригинальный и внезапный рассказ, с жутью той системы, что срабатывает в моём случае.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Александр Матюхин «На ногах»

Alex Provod, 1 ноября 2023 г. 14:09

Оставлю тут свой отзыв с «Чёртовой Дюжины»:

«Этот рассказ берёт вроде обычное, бытовое начало и вбивает в него острую цепляющую деталь, внезапную и странную. И делает это здорово.

Хорошая, крепкая история про межвидовое столкновение, с взвешенным балансом драмы, триллера и хоррора, с толикой магии, с внутренней логикой, человечными героями, хорошей, продуманной тварью, приятным переосмыслением сказки и мифов, без чернухи и бытовухи – здесь люди в страшной ситуации, но это не уроды, не юродивые, не озлобленные социопаты, не сумасшедшие на препаратах — это обычные люди, как вы и я, и как же приятно обнаружить себя переживающим за них.

Интересный ли он? Да. Прочел с удовольствием.

Страшный ли он? Тоже да, при чём страшность тут разная, от тоскливо-потусторонней до органически-кровавой».

Добавлю, что это один из моих любимых рассказов у автора.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Дмитрий Тихонов «Странные вещи с вершины горы»

Alex Provod, 31 октября 2023 г. 14:15

Оставлю тут свой отзыв с «Чёртовой Дюжины», где я впервые и прочитал этот рассказ, ещё не зная, кто автор:

«О да, кто-то попал точно в меня. В странный лес за странными вещами — это не могло мне не понравиться. Такой себе «Пикник на обочине», только потустороннего, а не научно-фантастического толка, с оттенком «Лабиринта Фавна». Здесь странное не утопает в сюрреализме — хорошая простая история, один день девочки, зажатой обстоятельствами, держит всё в нужных рамках.

Итересный ли это рассказ? Безусловно. Таинственный, экзотический, при том, что он похож на всякое – он местами не похож ни на что, известное мне. Я всегда ценю самобытность такого плана.

Страшный ли он? Угу, жутковатый, как сон, запретной жутью странного места. Да, местами он слишком фэнтезийный, для того чтобы быть по-настоящему пугающим, но в моём случае он работает, вызывая вот это вот уютное «не по себе», которого я и хочу от жанра».

Оценка: 10
– [  3  ] +

Евгения Ульяничева «О цвете вишнёвом»

Alex Provod, 25 апреля 2023 г. 14:42

Любая достаточно развитая технология неотличима от магии. Третий закон Кларка как нельзя лучше описывает происходящее.

В Сирингарии, где забытые технологии так мощно сплелись, срослись с миром, что стали его неотделимой частью, постсингулярное ушло в отрыв и сошло с рельсов, оставив дичающее людское племя (хлебный скот, людву, как называет их автор) далеко позади и в то же время в неразрывной связи с собой.

Старые знакомые – давнишние герои «Сирингария», железнолобый кнут Сивый и четырёхрукий его друг Варда, а так же чаруша Сумарок, – снова сходятся вместе, чтобы разобраться с тайной Пестряди, где Трёхглазка да Гул-Гомон покоя людве не дают. В дело замешивается Степан Перга, «мастеровитый басенник, похабных сказок сочинитель».

И вот заподозрить, что в этакой яркой славянско-сказочной, забавно-колдовской оплётке лежит тяжёлое, холодное, технологическое ядро кажется решительно невозможным.

Но таков мир Сирингария.

То, что после катастрофы рассыпалось по всей планете, сломалось, одичало, бесконтрольно разрослось, изменилось — всё равно пытается быть собой, пусть и разбитое на миллионы осколков, самовосстанавливается, вплетаясь в местную биосферу, экологию, занимает место, может, не всегда сохраняя первые, древние задачи, но — пытаясь быть. И, конечно же, взаимодействуя с людьми.

В этом рассказе здорово играет сильная сторона автора — показывать запредельный техноген вообще без техногена, мифопоэтически; и очень интересно видеть механизмы, через которые бесшовно соединяется народно-сказовое с научно-фантастическим. Здорово, как для персонажей всё остаётся хоть обыденно-привычным, хоть дивно-волшебным происходящим, в то время как все они находятся в центре действия сил, которые не способны ни понять, ни вообразить, и о которых не догадываются. Хотя часть героев – и носители, и инструменты этих самых сил, до сих пор довлеющих над неудачной колонией в её посткатастрофическом бытии. И к худу ли, к добру ли, но древние механизмы всё ещё пытаются выправить мир на свою, им одним понятную сторону.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Евгения Ульяничева «От обратного»

Alex Provod, 17 марта 2023 г. 22:12

«От обратного» — один из моих любимых рассказов цикла. Даже на общем очень качественном, разноузорчатом фоне «Сирингария» есть свои крупные, особым огнём изнутри горящие бусины. Эта как раз из таких.

Он тёмный, но яркий одновременно, как бывает тёмной и яркой озарённая костром поляна в ночном лесу. Если говорить о палитре, об ощущениях, то цвета этого текста – пламенно-оранжевый в красноту, ночной чёрный, лунно-белый, и иногда выхваченный костром лесной зелёный.

Представьте себе тёмный июльский лес, лохматую, густую чащу, просвеченную алыми полосами лазерных лучей.

Стилистически это очень интересная вещь, мне сложно назвать другого автора, способного сочетать богатую, почти вычурную, почти архаично-сказочную стилистику, пересыпанную авторскими словами, с технологично-фантастическим содержанием, не используя при этом никакой НФ-лексики (или используя, но точечно, филигранно, как в других рассказах цикла).

«В ушах гудело, во рту стало солоно – из дёсен вытапливалась кровь. Близко к середине подошли. Тянулись из-под земли тонкие сторожевые лучи разного пера, от киноварного до блакитного, стояли недвижной частой сетью, предупреждая чужака».

То, что кажется сначала сказкой славянской (хотя и тёмной, и непривычной, где каждое слово кажется диким и живым), позже – сказкой постмодернистской (потому что это версия сюжета о Красной Шапочке, и да, в таком воплощении вы её точно не читали), к финалу оказывается не сказкой, да и не славянской. Как обычно, я не берусь описывать жанровую принадлежность «Сирингария» в целом и «От обратного» в частности, но от проступающей сквозь родное-колдовское холодной космической эпичности у меня каждый раз идут мурашки по коже.

Рассказ, облачённый в вышитую под славянское фэнтези обёртку, под вторым слоем, под забытыми и одичавшими технологиями, скрывает хоррорное ядро, которое казалось бы сюрреалистическим, гляди на него читатель через изначальную, фэнтезийную призму, но воспринимается совсем иначе, потому что к финалу ты смотришь на происходящее уже через иные, высокотехнологичные окуляры.»

Оценка: 10
– [  2  ] +

Евгения Ульяничева «Дураки и Дорога»

Alex Provod, 1 марта 2023 г. 13:58

Что у автора всегда безоговорочно получается – это распахнуть окошко в другой мир. В данном случае – мир, где тебе нужно загарпунить живую Дорогу, чтобы добраться до своей цели; а лучше – нанять того, кто сможет.

В иных фантастических романах меньше диковинных фишек, оригинальных бестий, харизматичных персонажей и густой атмосферы, чем в этом рассказе, где за короткое дорожное приключение успевает сделаться и таинственно, и грустно, и забавно, и лирично, и страшно, и, главное, интересно.

Эта история из тех, где полотно мира куда шире рамы рассказа: здесь не будет никакой экспозиции, не будет такого финала, который сведёт всё воедино и объяснит всё до последней диковины; но по прочтении остаётся чувство, что герои не перестали существовать после того, как ты перевернул последнюю страницу, а отправились дальше по своим тамошним делам. Что это просто закрылось твоё окно туда, а мир никуда не делся. Где-то там, за гранью, он был и будет всегда.

И спасибо автору, что разрешила заглянуть.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Стивен Кинг «Билли Саммерс»

Alex Provod, 24 ноября 2022 г. 23:37

А меня давно так поздний Кинг не радовал. Не знаю, может, я просто ничего уже не ждал от нынешнего Кинга, а может, под настроение пришлось, но мне понравилась эта вещь, понравилось, как история, рассказанная Кингом, и история, рассказанная персонажами Кинга, плавно догоняют друг друга, чтобы сойтись в одной точке, и в финале ты гадаешь, а всё ли тебе рассказали персонажи через эту двойную-тройную призму восприятия, и что они ещё сгладили,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как Элис сгладила финал истории Билли.

Да, это не слишком остросюжетный роман, да, многие сходные моменты лучше реализованы в том же «Блейзе», но прочитал с большим удовольствием, погрузился с головой, а в наше время качественное отвлечение от сбесившейся реальности дорогого стоит, как по мне.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Евгения Ульяничева «Мормагон»

Alex Provod, 18 января 2022 г. 15:19

«Мормагона» как самостоятельную историю можно читать и отдельно от цикла, она жутковатая, яркая, драйвовая, по-настоящему самобытная, экзотичная и чисто приключенческая. Но если читать рассказ вместе с остальными, то видно, какие любопытные реалии Сирингария здесь прорисовываются.

Это вот всё стопроцентно моё — мир, где технологии уже настолько древни, что не отличимы ни от магии, ни от привычных черт и законов этого мира; совершенно прекрасная дичайшая пост-живность, как этот кочевой лес, когда уже не разберёшь, кибер- ты сейчас читаешь или био-, или ещё какой-то панк, или не панк, абсолютно не важно как это классифицируется; доза мрачной, дарковой, глубинной этники, родом от тех вековых заговоров, от которых и сейчас, повинуясь генетической памяти, дыбом встают несуществующие иглы на моём цивилизованном загривке; и абсолютно эпический по размаху НФ-бэкграунд, который смутно, на ощущениях проступает в неохватной дали где-то там, за рамками рассказа.

Высший балл.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Евгения Ульяничева «Мыга»

Alex Provod, 4 января 2022 г. 00:35

Сивый и Варда, пара Кнутов, действующих в заглавном рассказе цикла, в «Сирингарии», разгребают новое приключение, от которого я снова не могу оторвать своих читательских глаз, заворожённых одновременно близостью и инакостью, сказочностью и фантастичностью, забавностью и жутью полотна истории – богатого полотна, расшитого бисером фишек, неологизмов, находок в неповторимом авторском стиле. Прекрасный сплав славянской мифологии, самобытной фантазии и чистого «ухтыжнифигасебе».

Отличный приключенческий рассказ, который с одной стороны сказка, с другой — триллер с тикающим таймером, тварями, погонями и схватками. И, — чуть менее явно, чем в первом рассказе цикла, но всё равно неотвратимо сквозь магию иногда, кажется, проступают технологии, и ложится на бисерный блеск фольклорной жути холодная тень техногена.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Евгения Ульяничева «Сирингарий»

Alex Provod, 4 января 2022 г. 00:19

Я, честно сказать, не знаю жанрового определения «Сирингария», наверное, я мог бы назвать это квазиславянским этнобиокиберпанком, но что это даст? Если вам охота почитать что-то, что вы точно не читали, с качественной инакостью ручной работы – то вот это, пожалуй, самое то.

Стоит заметить: у «Сирингария» очень свой, авторский, экспериментальный слог и язык, и я видел читателей, которые вязли, висли в этой атрибутике, привычными скриптами пытаясь найти в тексте сказочную, старорусскую лексику, языческий пантеон, формальные признаки Древней Руси — а их там нет. Язык, мироустройство, событийный ряд – он как будто откуда-то, где в прошлом несомненно была Русь, была техногенная эпика, киберпанк, сингулярность, космическая экспансия, трансгуманизм – невероятно далеко и давно от той точки, где начинается первый текст цикла. Всё это прошло, схлынуло, осталось в веках, откатилось, как прилив, технологии прошлого так неразрывно сплелись с жизнью, что стали природой, реалией, магией, телом и душой этого странного мира, сохранившего родной генетический код.

Истории из цикла связаны скорее общим миром и иногда пересекающимися персонажами, чем общим сюжетом; и либо они заходят вам с первой страницы (не с первых строк, нет, об первые строки можно пораниться при входе), либо не заходят вообще, но если заходят — то эффект погружения мощный.

Как читатель, основной линией цикла я бы счёл приключения Кнутов, пары нечеловечески, в прямом смысле, харизматичных ребят, призванных присматривать за хлебным скотом, то есть — за людьми.

В бестиарии тут – твари, которых никто другой никогда больше не выдумает, в событиях – лихой драйв, в воздухе – густая атмосферность, тут каждая строчка живёт, светится, шевелится, оборачивается, складываясь в дикий, завораживающий узор хорошей крепкой истории, с дружбой, службой, враждой, подставами и помощью, выбором и безвыходом, правдой и кривдой, и ты понимаешь, что от этого окошка в другой, невероятно далёкий во времени и пространстве, но глубоко родной мир – тебе уже не оторваться.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Евгения Ульяничева «Постригуша»

Alex Provod, 3 января 2022 г. 23:40

Читать «Постригушу» в отрыве от остального «Сирингария» вполне можно: рассказ здорово мимикрирует под славянское-славянское такое сказочное фэнтези, с почти иронично посконным языком; точки привязки к циклу в таком случае будут незаметны и не помешают, а стилистика у него попроще и потрадиционнее, потому что жизнь в той точке мира, в которой происходит действие, попроще и потрадиционнее, чем в предыдущих рассказах цикла.

Может разве что смутить огневая свадьба, показаться намёком на жертвоприношение; могут смутить железные кости в человеческом теле, которые можно списать на красное словцо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А вот если читать этот рассказ вместе с остальными, понимая что это не намёки, не красное словцо, луна в небе – не луна, да и под ногами не русская земля, вообще не Земля – тогда «Постригуша» станет ещё одной деталькой этого диковинного мира.

Пожалуй, это самый простой и безобидный рассказ цикла, почти детская святочная история. Не обязательный, но не лишний элемент узора «Сирингария».

Оценка: 9
– [  2  ] +

Евгения Ульяничева «Яблочки»

Alex Provod, 3 января 2022 г. 23:35

«Сирингарий» вообще цикл мною беззаветно любимый, а «Яблочки» — текст небольшой, почти зарисовка, не касающаяся линий других рассказов цикла, но я люблю его отдельно. Он как сказка, светящаяся жаром жар-птицы, сказка, которая встретилась с сырым могильным оскалом хоррора и стальной бритвенной техногенностью хардНФ в огне горячечного сна.

Я люблю бродить по сайтам с портфолио цифровых художников, разглядывая диковинные концепт-арты с незнакомыми персонажами к неведомым вселенным; а это, я бы сказал, концепт-рассказ. Лаконичный, яркий, объёмный, фантастичный фрагмент, окошко в неведомый мир, куда соваться страшно, а заглянуть манит — не вытерпеть.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Евгения Ульяничева «Сирингарий»

Alex Provod, 3 января 2022 г. 23:32

Такие штуки плохо умещаются в каталоги и классификаторы, жанровые рамки – это не для них.

Славянское? Фэнтези? Бесспорно славянское, но безо всяких намёков на Древнюю Русь. Фэнтези? Любая достаточно развитая технология, как говорится, неотличима от магии, так что наверное да, фэнтези. С определённого угла.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я читал много рассказов в своей жизни, и «Сирингарий» не похож ни на один из них, мне не с чем его сравнить, он начинается как убойно странная, но ладная сказка, а когда сквозь неё едва уловимо начинает проступать неоновый контур фантастической постсингулярности, когда вместо народных орнаментов начинают мерещиться узоры печатных плат, а в звуках жалейки прорезается импульсный писк электроники, по коже идут мурашки.

И ведь не знаешь даже, прав ты или нет, хотел автор такое показать или помстилось. И залипаешь дальше.

У Сирингария тяжёлый порог вхождения, яркий, бисерный, самоцветный неповторимый язык, полный авторских придумок, квазистарославянской речевой игры, но если он заходит – он заходит навсегда.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Стивен Кинг «На подъёме»

Alex Provod, 5 декабря 2019 г. 14:43

Понятно, что эта лёгкая и притчевая вещь не могла закончиться по-другому, но моих вопросов к ней это не отменяет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, будучи вполне состоятельным мужиком, Скотт мог бы замостить пол во всём доме листовым железом и ходить в магнитных ботинках. Хотя бы чтобы посмотреть, остановится ли обратный отсчёт на нуле, или вес примет отрицательные значения и он начнёт отталкиваться. Это была бы уже настоящая антигравитация. Скотта бы это не спасло, но добавило бы штрих к его неповторимому опыту.

И уж по крайней мере отправиться в космос, где либо температура, либо падение давления, либо удушье мучительно и жестоко убьют его достаточно скоро, он мог бы в чём-то покруче одеяла. Пусть скафандр НАСА ему бы и не продали, да новые модели он бы и не потянул, но хотя бы костюм и шлем пилота или что-то вроде скафандра для прыжков из стратосферы он мог бы заказать заранее. Да, запас кислорода там не вечен, но он хотя бы успел увидеть красоты космоса.

Хотя, может, неведомый невероятный удобно настраиваемый автором вирус, или что там, даровал Скотту защиту от враждебной среды, мало ли. Этого мы никогда не узнаем.

Если бы немного сгладить (или вообще убрать к чертям) нравоучительность, эта история была бы лучше. Но в принципе и так я получил от неё определённое удовольствие.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Шимун Врочек, Юрий Некрасов «Золотая пуля»

Alex Provod, 11 февраля 2019 г. 03:01

Текст-чудовище.

Я не могу написать на эту книгу простой и понятный отзыв. Это как пытаться программировать крестиком или что-то вроде того. Это несовместимо..

Представьте себе – вы сидите за столом, увлечённые разговором с незнакомцем. Он рассказывает лихую историю, про ковбоев и стрелков после конца света, и про охотников за головами, про Запад, который ядерная война снова сделала диким; интересную историю, только вот почему-то вы замечаете что стало немного темнее, может, туча закрыла солнце, и вам кажется что вы не узнаёте некоторых слов, что история звучит не на том языке на котором вы начали её слушать, что кровь стучит в голове в такт чуждым словам, а из слов знакомых остаются только кровь да ужас, боги, да ведь вся история – липкая кровь и лютый ужас, а за окнами ночь, и всё плохое уже случилось, а рогатый собеседник мёртвым голосом грохочет на незнакомом языке, хотя у него нет рта — его коровья челюсть отломана; и самое жуткое что вы понимаете его рассказ.

Кровь стынет в ваших жилах, язык липнет к нёбу, мозг охвачен электрическим пламенем, и когда вам удаётся сморгнуть сухими, как мраморные шары, глазами, то видите солнце.

Потом понимаете, что ненадолго отключились и вам привиделся кошмар. Незнакомец рассказывает вам крепкую и связную историю. Правда же? Правда? Она интересная, только вот что-то с ней не так.

Меркнет свет. Слова становятся другими. Коровий череп собеседника ревёт из темноты.

Таков этот текст. Он — чудовище. Я бы написал это в его графе «жанр».

…Интересно, что ознакомительный фрагмент, тот что свободно лежит в сети, не даёт никакого представления о книге. У нас есть будущее, говорит фрагмент, есть пыль и ржавчина, приключения и монстры, есть порох в пороховницах и патроны, есть тень Тёмной башни и даже стрелки.

У нас есть только Бойни, говорит книга. У нас есть всё, кроме выхода. У нас есть кровь, и нежность, и тоска, и лють, и жуть, у нас есть ужас который раздавит тебе голову, у нас есть картины которые ты никогда уже не развидишь, у нас есть безысходность, только она, у нас есть прах в пороховницах и золотая пуля в барабане, а наша тень темнее самой тёмной башни. И да, это водонапорная башня, но ты её запомнишь. Ты всё запомнишь, хочешь ты того или нет.

Пожалуй, я не встречал более безысходного произведения. От того, как буднично поданы здесь страшные вещи, страшные решения и события, становится не то что неуютно – становится не по себе. И это чувство не исчезает, стоит отложить книгу – оно стоит за плечом, держит, не отпускает. К нему привыкаешь. И потом, когда заканчиваешь читать, ты ещё не раз оборачиваешься, мол, а где моя безысходность?...

Ты думаешь: нет так не может быть они не пойдут на это, нет, так нельзя писать, вы же провалитесь в какое-то иное измерение от такой концентрации безысходности, мир не выдержит в этом месте, концентрат эмоций, как кислота, разъест ткань реальности, как расколола её ядерная война в романе, пробив в мире дыру до самой мистической изнанки, до чужеродной хтони, до ада; но они идут на это. Они – это авторы. У них нет сострадания, нет пощады.

А проваливаешься ты сам.

Иногда слишком глубоко, не только в кровавую грязь хоррора, но и в кипящее месиво сюрреализма. И каждый раз, когда думаешь что всё, ты не можешь этим больше дышать, тебя сейчас выбросит из текста, из истории, из мира, срабатывает точно сбалансированный механизм авторского мастерства и повествование возвращается на крепкие рельсы сюжета. Текст всё время держит тебя на удочке, бросить его решительно невозможно, даже когда его почти невыносимо читать.

Финал должен был стать тем куском, который позволил бы сложит пазл, но финал – тихий, лиричный даже в ужасе, такой контрастный с ярким безумием основной части книги – просто разносит ваш пазл на куски.

Я совру, если скажу что у меня есть чёткая версия произошедшего. Можно трактовать это по-разному, благо заголовки частей дают намёки, хотя ими вовсе не обязательно пользоваться.

Мне не хватило чёткой линии, обеспечившей бы мне понимание. Понимание мягко выбили у меня из рук, и оно утонуло в ледяной воде третьей части, лиричной, тихой и печальной.

Самой страшной части.

Я говорил вам, что у авторов нет жалости. Ни к вам, ни к героям, ни, наверное, к себе, потому что написать это и в процессе не вынуть себе душу не представляется мне осуществимым. Возможно, у авторов теперь нет души. Будьте к этому готовы. Возможно, роман написал коровий череп. К нему вы быть готовы не сможете.

Это странная, отлично написанная, тоскливая, яркая, талантливая, бесформенная, дикая, страшная, плохая, хорошая, неповторимая, бешеная, мёртвая, живая, ни на что не похожая штука.

Перечитывать «Золотую пулю» я не стану, но как явление — запомню навсегда.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Святослав Логинов «Яблочко от яблоньки»

Alex Provod, 7 февраля 2019 г. 16:34

Давно не испытывал такого удовольствия от текста.

Придумать и суметь написать такую таинственную, дико забавную и жуткую историю про яблоки — это потрясающе.

Тем более вырастить её из определения киберпанка.

Но и вне всякой связи с литературными играми, а просто как отдельно взятая история одного безумия — отличная вещь.

Теперь буду знать, что мои осенние полосатые — это штрифель))

И смотреть на них другими глазами.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Михаил Павлов «Руки моей матери»

Alex Provod, 29 марта 2018 г. 21:27

Жуткая, атмосферная, гипнотически-липкая история, полная узнаваемых деталей и осязаемого ледяного прикосновения древнего, страшного славянского фольклора. И с шикарным финалом. Мощное закрытие сборника, и, пожалуй, лучший рассказ в нём.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Александр Подольский «Следуй за мной»

Alex Provod, 13 апреля 2017 г. 01:00

Короткая штука, но запоминающаяся. Тот случай, когда от лаконичного описания в голове возникают настоящие картинки. Здорово.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Александр Бушков «Первая встреча, последняя встреча»

Alex Provod, 1 августа 2016 г. 17:05

Посмотрел бы я такое кино. Сюжет-то несложный, очередная инопланетная тварь жрёт людей. Но время и место действия,и, как следствие, стилизация, атмосфера, антураж — на высоте. Написано здорово, начнёшь читать — не оторвёшься. Сейчас бы это раскатали в роман, а то и в серию, а тут — недлинная напряжённая повесть, где всё по делу.

Люблю эту штуку, иногда перечитываю.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Алан Дин Фостер «Тропою славы»

Alex Provod, 1 августа 2016 г. 17:01

Бесшабашное произведение, которое доставляет больше всего удовольствия, если от него ничего особенного не ожидать. Сюжет, полный нарочно стереотипных, но ярких героев вращается вокруг Измира Астараха, милейшего артефакта, или сущности, или целой Вселенной. Кто ж его знает, что он такое, но зато он всем нужен.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Иван Сербин «Чужие»

Alex Provod, 1 августа 2016 г. 16:54

Странно, очень странно, но эта новеллизация производит куда более сильное впечатление, чем официальная, от Алана Дина Фостера. Тут тоже полно отличий от фильма, и текст незамысловат, но читается куда живее и страшнее.

А высокая оценка — за неизгладимое впечатление, которое книга произвела в детстве, ещё до просмотра фильма.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Кира Эхова «Вода живая, вода мёртвая»

Alex Provod, 1 августа 2016 г. 14:26

Рассказ, где рельефно выписанные герои, локации и антураж несколько затмевают собой сам сюжет о тёмной стороне, которая в итоге не такая уж и тёмная.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ксения Котова, Василий Зеленков-Богушевич «Хозяин Приливов»

Alex Provod, 1 августа 2016 г. 02:28

Настоящее приключенческое фэнтези как есть. Оригинальный мир, крепкий сюжет, интереснейшая магия и мифология, интересные герои, и написано всё это здорово. Люблю я такие рассказы, которые именно что развлекают, и делают это на отлично.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Фредерик Браун «Немного зелени…»

Alex Provod, 1 августа 2016 г. 02:14

Тяжёлый рассказ, хотя казалось бы, в нём почти ничего и не происходит. И несколько пугает то, что я могу понять и оправдать Макгэрри и его поступок. Не потому, что зелёный цвет — и мой самый любимый.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А потому, что потерять зелёный и потерять веру в то, что он снова увидит этот самый зелёный — это разные вещи, и вторая куда страшнее.

Короткая, но сильная история. Браун всё-таки мастер.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Андрей Столяров «Мумия»

Alex Provod, 1 августа 2016 г. 02:02

И политику в литературе я не люблю (да и вне литературы тоже), и, казалось бы, основа бредовая, на уровне анекдотов, буквального понимания фразы про Ленина, которых живее всех живых... А нет, авторское мастерство и какой-то удивительный реализм заставляют воспринимать историю так, как будто она могла произойти на самом деле. Или почти произошла. Или произошла где-то за тонкой гранью, в соседней реальности.

Мне нравится эта история именно как приключения, мистика, детектив, без оглядки на политический, сатирический и идеологический аспекты. Мне главное чтоб читать было интересно. А мне было.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Эдуард Николаевич Веркин «Кошки ходят поперёк»

Alex Provod, 1 августа 2016 г. 01:36

Может, не с той книги цикла я начал, но мне название понравилось.

Это произведение чем-то напоминает мне, например, «Георгаф глобус пропил», только с поправкой на подростковость. Мотивы школы, раздолбайства, путешествий, незатасканный и ненавязчивый юмор, сочный язык роднят в моих глазах «Кошек» с творчеством Алексея Иванова.

Замечу, что реалистичное начало увлекает с первых строк, таинственная и странновато-пугающая середина не отпускает от себя, а вот финал напрочь, безбожно и начисто слит вопреки всякой логике и сложившимся характерам персонажей. ИМХО, конечно же. Кто-то скажет, что так, а не иначе, и должно было всё кончиться, и, наверное, будет по-своему прав. Но я очень разочаровался.

Это могла быть... Да что там: это должна была быть куда лучшая книга.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Стивен Кинг «Как писать книги»

Alex Provod, 1 августа 2016 г. 01:30

Это документальное произведение читается похлеще иных художественных. Это Кинг в расцвете сил: юморной, увлекательный, достаточно лаконичный, не подверженный ещё, как он сам выразился, «литературной слоновости», которая позднее стала иногда его настигать... И это единственный учебник писательского мастерства, который я прочитал)) Не знаю, хорошо это или плохо, но рекомендую всем, даже тем, кто никаких книг писать не собирается. Это просто интересная штука.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Кэсс Морган «Сотня»

Alex Provod, 1 августа 2016 г. 01:24

Ох, вылетающая «из-за Луны» комета, которая в считанные минуты достигает корабля на орбите вокруг Земли, «оставляя за собой огненный шлейф»... Это в книге-то, помеченной как научная фантастика...

Очередная подростковая постапокалиптика, которой автор пыталась придать оттенок космофантастики, только вот ничего не вышло. Сама идея — замерять уровень радиации живыми людьми при наличии вроде как вменяемых технологий — глупа до крайности, и всё, что на ней построено, тоже.

Описания взаимоотношений подростков удаются автору немного лучше, чем фантастическая составляющая... Но немного.

В общем, я понятия не имею, почему это бестселлер и почему права на его экранизацию были куплены, по-моему, ещё до выхода книги; в общем, я наверное, совсем ничего не понимаю.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Стивен Кинг «1408»

Alex Provod, 1 августа 2016 г. 01:10

Один из самых страшных для меня рассказов Кинга, иррациональный, сюрреалистичный и жуткий в своей необъяснимости и авторской необъяснённости. Кто знает, что там произошло, в этом номере, но... Что-то произошло.

«Моего брата как-то зимой съели волки на Коннектикутской платной автостраде». Эта фраза и к сюжету-то не имеет особого отношения, но врезается в мозг навсегда, учитывая контекст.

Штучная работа, написанная вообще как развитие писательского примера из его же «Как писать книги» и ставшая в ряд лучших, как по мне, произведений автора.

А экранизация никуда не годится, в ней нет ничего общего с рассказом, кроме цифр на двери номера.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Кир Булычев «О некрасивом биоформе»

Alex Provod, 1 августа 2016 г. 01:03

Эх, этот апельсиновый сок. Он никак не забывается, этот простой и сильный авторский приём.

Сюжет-то здесь особо погоды не делает, и драматизм слегка притянут, подогнан под нужную концовку немного вопреки реалистичности, логике и темпу истории, но вот сама идея, вместе с настроением рассказа, с его пронзительным посылом, не оставляют меня равнодушным.

Один из тех рассказов, которые в юности формировали мой взгляд на фантастику, и сейчас я его помню, как будто читал вчера.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Алла Ситовская «Общая жизнь»

Alex Provod, 31 июля 2016 г. 17:53

Я читал эту повесть ещё задолго до выхода на бумаге, в частном порядке. И рад видеть её в печати.

История главного героя — который совсем не герой — печальная, жёсткая и надломленная с самого начала. Повествование никуда не спешит, да ему и некуда — это камерная повесть, замкнутая вместе со своими персонажами в тёмном, прокуренном, безвыходном пространстве. Почти безвыходном.

Здесь есть много чего близкого мне: липкая атмосфера дурного сна, ледяная нота лавкрафтианства, один из моих любимых мотивов — касание потусторонней жути, которое было и прошло, а ты остался; и финал, который вроде бы и даёт объяснение, но оставляет по себе главное — ощущение тайны.

Но высокую оценку я ставлю не только и не столько за это, а за сцену с Антошкой, которая цепляет меня и не отпускает.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Олег Кожин «Узкая колея нашего детства»

Alex Provod, 31 июля 2016 г. 13:51

Классная вещь. Ощутимая до ржавчины на пальцах, до холодного ветра в лицо. Не десятка только потому, что самая жуткая часть по атмосфере чуть проседает в сравнении с реализмом завязки.

Я как любитель полазить где попало оценил и проникся.

А ещё здесь есть что-то от произведений Владислава Крапивина, и это тоже здорово.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Александр Подольский «Хозяин туннелей»

Alex Provod, 31 июля 2016 г. 13:45

Пожалуй, любимое из всех произведений Александра Подольского. Страшная, глубокая, жестокая тайна за простыми вещами, простой и цепляющий сюжет, отличный баланс реального и потустороннего. Рассказ не просто страшный или кровожадный — он интересный, таинственный и печальный.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Гарри Гаррисон «Неукротимая планета»

Alex Provod, 31 июля 2016 г. 01:32

Одна из любимых с детства фантастических историй, простой, но умный научно-фантастический боевик. Тот тип историй, от которых картинки в голове. Да я в детстве даже настольную игру пытался сделать по этой книге. И хотел этот умопомрачительный самовыхватывающийся пистолет. Ну что я могу поставить, кроме десятки.

Да, это было бы отличное кино.

А продолжения, к сожалению, и рядом не стояли.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Анна Семироль «Мари»

Alex Provod, 29 июля 2016 г. 22:54

Эта история начинается со страха, а заканчивается светлой грустью. Пожалуй, одна из лучших авторских сказок, которую я читал. Что-то есть в этой истории такое, что заставляет меня перечитывать её раз в несколько лет. Что-то от «Холодного сердца» Вильгельма Гауфа. Что-то настоящее.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Вильгельм Гауф «Холодное сердце»

Alex Provod, 29 июля 2016 г. 22:48

Одна из самых мощных и страшных авторских сказок, выпуклая, пугающая, атмосферная, с крепким интересным сюжетом, отличными персонажами, нешуточной драмой, в детстве она казалась настоящим триллером, да и сейчас её действительно интересно читать. Ух. Кажется, сами строчки пахнут углём, льдом и чёрной хвоей.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Стивен Кинг «Мизери»

Alex Provod, 29 июля 2016 г. 18:36

Страшный, живой, напряжённый камерный триллер, как раз такой, от которого не оторваться, от которого мурашки по коже даже когда читаешь не в первый раз. Вот за такие вещи Кинг и заслужил свою репутацию.

Здесь нет ничего потустороннего, это очень реалистичный роман о человеке и чудовище, где чудовище — тоже человек, а не монстр из преисподней. И от этого ещё страшнее.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Роберт Артур «Марки страны Эль Дорадо»

Alex Provod, 29 июля 2016 г. 18:31

Светлый, таинственный рассказ. Есть рассказы фантастичнее, сложнее, атмосфернее, но такого второго — нет. Он вызывает какое-то тёплое и щемящее чувство. Наверное, оно называется верой в чудеса.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Стивен Кинг «Баллада о гибкой пуле»

Alex Provod, 29 июля 2016 г. 18:24

Вещь одновременно страшная, весёлая, безумная и реалистичная. Очень интересная, своеобразная и цельная история, одно из лучших произведений Стивена Кинга. В ней вроде бы нет почти никаких ужасов. Но есть касание чего-то действительно жуткого.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Эдмонд Гамильтон «Сокровище Громовой Луны»

Alex Provod, 29 июля 2016 г. 16:58

Олдскул как он есть. Таинственный космос, стальные корабли, другие миры, дружба и взаимовыручка на опасном пути к простой и благородной цели.

Да, может быть, сейчас повесть может показаться наивной. Но иногда это именно то, что надо.

Оценка: 8
– [  25  ] +

Юрий Петухов «Звёздная месть»

Alex Provod, 26 января 2016 г. 00:07

Это удивительная штука — с одной стороны полная, едва ли не шизофреничная бредятина, а с другой — убойно-эпическая и до жути атмосферная история. Если немного подретушировать и спрямить сюжет, который иногда выделывает слишком уж странные движения; если взять всё лучшее — атмосферу жути, интереснейшие технологии (вроде Иванова возвратника), зубодробительный бестиарий и самый костяк сюжета, — и экранизировать с толком, с драйвовым экшном и вменяемой режиссурой, то это вышел бы лучший космический боевик эвер.

Жаль у автора не хватило чувства меры, что ли, отказать себе в удовольствии нагнетать немотивированный треш-психодел и выдать по-настоящему оформленную убойную вещь. Но задатки местами более чем достойны.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Дмитрий Мордас «Зайчик»

Alex Provod, 5 декабря 2015 г. 15:28

Просто оставлю здесь свой отзыв с ЧД 2014:

Воооот. Ради таких рассказов я и читаю конкурсы. Отличная история, жуткая как надо, чёрно-белая, как снегопад над мёрзлым полем, чуть отстранённая, и пугающая. Опять же, за счёт того, что происходит неведомо что, но как знатно происходит! Есть оттенок сюрреализма, есть тень лавкрафтианства, есть градация неодолимой жути. В финале уже отключаешься от внешнего мира и читаешь и ждёшь – что, что, что будет?

Внутренняя взаимосвязь событий таинственна и скрыта, и читатель не узнает, что, почему и как, да этого и не надо — атмосфера безжалостной сказки не отпускает долгое время после чтения.

Отдельно запомнилось: «А Катя вдруг стала говорить, что ее кто то зовет из-за деревьев. Ее держали, но она вырвалась». В этой короткой цитате — вся горечь и весь холод истории.

Автор молодец, вообще молодец.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Александр Бачило «Помочь можно живым»

Alex Provod, 29 ноября 2015 г. 20:29

Может, не самый оригинальный на современный взгляд, но интересный и какой-то даже светлый постапокалипсис. Сейчас напихали бы жести туда, а она не нужна.

Читал первый раз ещё в детстве, а зверь свирепень, гложущий свинцовые балки, и сейчас иногда вспоминается.

Хорошая повесть.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Боб Леман «Окно»

Alex Provod, 28 ноября 2015 г. 19:00

Отличный рассказ. Простой, прямой и внезапно страшный. Прекрасная пастораль потустороннего мира оборачивается неожиданным кошмаром, нарочито, зеркально чуждым, даже гипертрофированным, но в рамках малой формы это играет ударно.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Максим Кабир «Другая форма аномальной активности»

Alex Provod, 7 ноября 2015 г. 13:34

В этой миниатюре буквально нескольо строк, но все — по делу)) Человек предполагает, как говорится...

Оценка: 8
– [  7  ] +

Олег Кожин «Разноамериканцы»

Alex Provod, 7 ноября 2015 г. 13:31

Вот понравилась мне эта история, прочёл с интересом. Отличная идея, хороший финальный ход и приятная реализация.

Вроде бы рассказ простой и короткий, но цельный, ни отнять, ни добавить.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Кир Булычев «Посёлок»

Alex Provod, 26 октября 2015 г. 12:47

Это книга, где есть практически всё, что я, как читатель космической фантастики, хочу видеть. Далёкая планета, полная диковинной, опасной, но продуманной и интересной флоры и фауны — есть. Мотив выживания, космической робинзонады, как в «Лунной Пыли» или «Марсианине» — есть. Старый, разбитый, огромный, брошенный космический корабль — тоже есть. Есть герои и характеры, есть мысли, а есть цепкое, напряжённое действие, есть конфликт человечества с чуждой средой и человека с человеком, и есть надежда на спасение, гуманистический, но не морализаторский, посыл.

Вообще, это же идеальный кандидат на экранизацию. Вот уж на что бы я смотрел, не отрываясь (При условии наличия нормального режиссёра, конечно).

Идеальная приключенческая научная фантастика, одна из любимых книг, десять из десяти.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Мария Семёнова «Волкодав»

Alex Provod, 7 января 2015 г. 19:14

Редкий представитель славянского фэнтези, которое не бесит. Благодаря удачному герою, отличным злодеям, живым характерам, знанию автором материала и какой-то своей атмосфере, которая потом нигде никогда не повторится — ни в продолжениях, ни в подражаниях.

Ещё одна отличная история, подбитая дурацким финалом и напрочь убитая продолжениями (из которых более-менее хорош только приквел про рудники).

Я надеюсь, когда нибудь его экранизируют. Нормально, а не так, как в 2006.

Оценка: 10
⇑ Наверх