Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Samiramay» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 января 2016 г. 04:16

Книга Ричарда Моргана эксплуатирует модный и немного уже «заезжанный» сюжет о переносе человеческого сознания из одного тела в другое. На мое решение познакомиться с романом повлияла аннотация, которая сообщала, что Голливуд приступил к экранизации книги. Учитывая довольно скудный урожай качественных фантастических фильмов в последние годы (великие «Звездные Войны» вне списка и конкуренции), мое сердце всегда радуется подобным новостям. Вдруг нам покажут новую «Матрицу»?

С первых глав так оно и кажется. Голливуд просто не мог пройти мимо такого шикарного сценария. В книге имеются все ингредиенты хорошего блокбастера, который при желании и определенном умении можно растянуть на несколько серий. Мир человечества в прогрессивном будущем «Видоизмененного углерода» отдаленно напоминает миры известных фантастических боевиков: «Восхождение Юпитер», «Земля будущего», «Вне себя», «Джонни Мнемоник» и других подобных. В общем, дикая смесь.

Такое впечатление, что автор задался целью впихнуть в книгу все составляющие остросюжетного боевика, щедро приправив блюдо фантастическими специями. Назовите любой из элементов фантастического боевика, который вам нравится, и вы точно найдете его в «Видоизмененном углероде». Уличные драки, перестрелки, бои без правил, сумасшедшие погони, развратные шлюхи, садистские пытки, виртуальные допросы, разборки мафиозных кланов — всего не перечислить. И честный герой, бывший космический спецназовец, который пытается восстановить справедливость. Собственно фантастических элементов немного: таинственная технология переноса сознания из одной оболочки в другую, ИскИны, владеющие корпорациями, воздушный транспорт, достижения биохимии и медицины. Однако эти ингредиенты так круто разбавлены сюжетной линией, что они почти растворяются в повествовании. Знаете, это как куркума. Стоит хоть немного добавить ее в тесто, как оно сразу становится желтым. На вкус особо не влияет, зато глаз радуется.

Идея переноса человеческого сознания в новое тело далеко не нова, но если раньше ее только «пробовали на зуб», игрались с ней, осторожничали, то в «Видоизмененном углероде» она опускается на уровень транспортного средства, некоего бытового объекта, настолько привычного обитателям прогрессивного будущего, что на нее не обращают внимания.

Итак, про идею. В «Видоизмененном углероде» обыгрывается тема переноса человеческого сознания из одной оболочки в другую. При этом сама механика особо не раскрывается. Именно так люди перемещаются между планетами. На одной тебя замораживают, а сознание перемещают в арендованную оболочку на другой планете. Откуда берутся оболочки для аренды? Преступники, должники и другие невезучие. Их сознание усыпляют, а тело отдают в пользование более богатым. Твои родственники могут со временем тебя выкупить, но не факт, что ты вернешься в собственное тело, так как оно может быть уже занято. Смерти как таковой тоже нет, главное, чтобы мозг не был затронут, иначе наступит НС, настоящая смерть. Преступника можно застрелить в погоне, а потом отрезать ему голову, извлечь мозг и пытать на виртуальном допросе. У средней прослойки общества, а тем более, у всех богачей, имеются оболочки или биологические клоны, куда можно в случае смерти переселить память полушарий, главное, чтобы голова осталась целой. И отсюда открывается масса возможностей. Например, родители могут заново обрести погибшее дитя, накопив на новую оболочку. А пока они трудятся, зарабатывают, сознание ребенка хранится в банке данных. Как вы видите, идея далеко не нова, ее можно проследить во многих фантастических романах подобного калибра, но в данном случае интересен не ее факт, а, скорее, то, как ее подали. Одним словом — сервировка.

Замолвим слово о главном герое. Всю книгу не могла избавиться от ощущения, что Такеши Ковач — это какая-то будущая реинкарнация Джека Ричера. Мысли, характер, детективная линия, злодеи, возлюбленные женщины — все они словно сошли со страниц романов Ли Чайлда.

Ричард Морган уделяет большое внимание психо-эмоциональным переживаниям главного персонажа, которым, правда, не всегда веришь. Автор старательно подчеркивает, что Ковач вовсе не супергерой, но автор лукавит, так как после очередного душевного излияния Ковача, как правило, устраивает ему драку или перестрелку, и ты понимаешь: Такеши — очень крутой парень.

Заслуживает похвалы техническая сторона романа, так называемая «матчасть». Оружие, техника, транспорт — все проработано в подробностях и на высшем уровне, что вообще характерно для «мужской» прозы.

Книга подкупает отсутствием национальных границ, что особенно приятно в условиях современного межнационального стресса. В романе на равных условиях представлены многие национальности, особенно выделены японцы, китайцы, русские. Это, несомненно, подкупает российского читателя. Да, люди воюют друг с другом, но не потому, что один — японец, а второй — русский. Никаких оскорблений и обвинений по национально-территориальному признаку нет, и это самый большой плюс книги. Очаровал таинственный, непобедимый и очень крутой убийца из Владивостока. Второй раз встречаю в фантастике упоминание родного города. Видимо, Владивосток ассоциируется у писателей с чем-то далеким, диким, неизвестным.

Перейдем к недостаткам. Образ героя часто страдает от необходимости подчиниться сюжетной линии. Отсюда — нелогичное и тупое (простите, но слово так и просится) поведение в некоторых ситуациях. Несколько примеров, чтобы избежать голословности. Космический спецназовец, прошедший супер-мега подготовку несколько дней мученически терпит садистские пытки (будучи перенесенным в женское тело!) и только в самом конце, пройдя все круги ада, останавливает сердце (чтобы его сознание из женского тела вернули в родное, мужское). Такое впечатление, что этот эпизод был создан только для того, чтобы пощекотать воображение и нервы читателя образом невинной девочки-подростка, которую насилуют бандиты в какой-то исламистской стране. Пусть это и виртуал, но мое мнение однозначно: дешевый трюк, который сильно портит сюжетную линию. Симпатию «космического волка» к проституткам, из-за чего Ковач попадет в ловушку, автор попытается объяснить в конце романа, но как-то вяло и неубедительно. Почему Ковач сумел подавить потенцию, когда его соблазняла шлюха (подано как высший уровень владения эмоциональным состоянием тела), но легко пал жертвой любовных чар миллиардерши Мириам Банкрофт, автор не объясняет вообще. С эмоциональным поведением главного героя у Моргана перекосы по всему роману, остается надеяться, что экранизация исправит положение дел.

Роман богат шаблонами. Сами по себе шаблоны неплохи, но они как соль. Если ее мало — невкусно, а если много — несъедобно. Умилил пресловутый Евротур по ночным клубам. Фантастические наркотики, которые попробовал главный герой, путешествуя по клубам старой Европы, конечно, поражают (здесь автор дал волю фантазии), однако они возвращают к вопросу «крутости» главного героя и его способностям психо-эмоционального контроля, которые неоднократно подчеркиваются. Не знаю, возможно, у меня другое представление о правильной жизни, но провести одну ночь с человеком, гуляя в наркотическом угаре по клубам, а потом записать его в лучшие друзья, как-то странно даже для космического спецназовца прогрессивного будущего.

Раздражает привычка автора стрелять из всех ружей, которые появляются в повествовании. Правила правилами, но к середине текста этот прием легко угадывается, нарушая интригу. Ты понимаешь, что если автор написал о соковыжималке, этой соковыжималкой кого-нибудь обязательно убьют.

Добавлю, что я книгу не читала, а слушала. Аудиокнига выпущена с пометкой «Осторожно — мат!». Не то чтобы я любительница мата в тексте, но соглашусь, что острое слово порой придает дополнительную харизму. Однако на поверку оказалось, что мат в книге достаточно скромный. «Мать твою!», — кричит главный герой на протяжении всего романа, а ты так и слышишь : «Фак, фак!». Одним словом, переводной литературе все-таки трудно сравниться с богатством разнообразия нашего родного и могучего.

Стоит сказать пару слов о дикторе Сергее Краснове. Как читает Сергей Краснов? А читает он великолепно. Вживается в роли, грамотно расставляет паузы, использует правильную интонацию. Модуляцию голоса по ролям стоит выделить особенно. Слушая диалоги, легко представляешь визуальную картинку происходящего в голове. Музыкальное оформление тоже на высоте.

Книга, несомненно, найдет своего читателя, но перечитывать (или «переслушивать») ее второй раз я бы не стала. Однако буду с нетерпением ждать экранизации. Вдруг Голливуд не разочарует?


Статья написана 12 декабря 2015 г. 13:27

Очерк по фильму «Страшные сказки».

Если вы устали от политики, Джорджа Мартина и стандартного фэнтези, посмотрите «Страшные Сказки». Приготовьтесь, что это — европейское кино, которое обладает особым ароматом. «Сказки» чем-то похожи на популярный когда-то сериал «Десятое королевство», хотя значительно уступают той же «Звездной пыли».

Помимо «тяжелой артиллерии» в виде таких актеров, как Сальма Хайек и Венсант Кассель, фильм богат молодыми талантливыми дарованиями. Весь актерский состав подобран блестяще, как и атрибутика фильма: костюмы, убранство, мебель, утварь, кареты, обстановка локаций. В кадре все красиво и чарующе.

Итак, чем хороши «Страшные Сказки»? Во-первых, нет политики. В последнее время лично для меня — это большой плюс. Никто не борется за престол, не плетет интриг, не задумывает захват другого королевства. «Как же так, без интриги?» — возмутится опытный зритель. Да-да, и интрига может быть скучной, особенно когда каждый второй фильм и сериал нещадно эксплуатирует заезженные остросюжетные схемы. «Страшные Сказки» о другом. Они позволяют заглянуть по ту сторону стен королевского дворца вплоть до королевской спальни — неторопливо, со знанием дела. Борьбы за власть в кинематографе хватает, а вот чем живут царедцворцы в повседневной жизни показывают не всегда. А ведь именно в такой обстановке видны настоящие люди.

«Страшные Сказки» — очень человечный, эмоциональный, нестандартный фильм. И любовь здесь тоже нестандартная. Вам покажут любовь брата к брату, короля к блохе, матери к сыну. Иногда хочется заерзать на стуле, но нет — все в рамках приличия, не волнуйтесь. А что до сцен любовных утех короля Касселя — ну, на то он и Кассель. )) Прекрасен даже в упитом виде.

Я не люблю несправедливость по отношению к хорошим героям, поэтому не смотрю экранизацию Джорджа Мартина. Несправедливость — первый из минусов «Страшных Сказок». Несправедливо убили семью циркачей, несправедливо судьба обошлась со старушками, мечтавшими о любви и богатстве. Ох, уж эти старушки. Очень сострадательная линия с ними получилась. Им поневоле сочувствуешь. Представьте только: всю жизнь работать в грязном подвале, красить пряжу, выполнять тяжелую работу, дышать парами вонючих влажных тряпок... Конечно, женщина, в таких условиях состарится раньше времени. А теперь представьте: в двери стучится прекрасный принц, еще лучше — король, который услышал ваше пение и возомнил вас первой красавицей. Да вы из кожи вон вылезете, чтобы он не ушел. Или пришел еще раз. Одна из старушек так и сделает в буквальном смысле слова. Эдакий незамысловатый привет пластической хирургии от создателей фильма. На то они и страшные сказки.

Второй минус фильма — незаконченность линий. Словно что-то недоговорили. Может, в этом и была задумка режиссера, но ощущение незавершенности вызывает недоумение и досаду.

Отдельно стоит сказать о спецэффектах. Монстры в фильме такие, что закачаешься. Я давно не видела столь качественных спецэффектов. Не знаю, кукол они делали или что другое, но морское чудовище, пещерный вампир, мертвая блоха поражают своим реализмом. Насчет «страшности» можно поспорить. Зритель, натренированный современным кинематографом ужасов с больным психоделом, вряд ли напугается, но некоторые сцены заслуживают уважения: например, когда Сальма убивала брата-близнеца своего сына среди замороженных туш.

Но больше всего фильм примечателен той самой атмосферой ненаивной сказки. Брат говорит своему брату-близнецу и будущему королю: «Если поток чистый, значит, и моя жизнь безоблачна. Если поток грязный — я в беде. Если высох, значит, конец мне пришел». Не знаю как вы, а я в детстве с таких вот фраз пищала от восторга. Видимо, кое-что в этом мире не меняется — к счастью.


Статья написана 5 декабря 2015 г. 03:36

Некоторые книги — как йога для ума. В йоге есть позы для новичков, а есть позы для продвинутых. Так вот, Паланик — это асана для продвинутых на уроке, где собрались одни новички, которых пытаются поставить в стойку на голове.

Читая Чака Паланика, вы поймете, что белое — это черное. Все извращено и вывернуто шкурой наружу. Женщины — не женщины, а мужчины — не мужчины. Те, кто верит в любовь, будут долго пытаться понять Элен Бойль или Марлу Зингер. Автор мастерски изобразил карикатуру на все слои общества, но смеяться почему-то не хочется. Врачи, репортеры, полицейские выписаны так, что кажется, словно там, в книге, — вся правда жизни, а люди этих же профессий в реальности — актеры в масках.

Читая Чака Паланика, вы поверите, что вегетарианцы и защитники животных — страшные люди, но Иисус-спаситель-сбитых-зверушек и Корова-Иуда заставят почувствовать себя неуютно даже самого равнодушного и неэмоционального читателя. «Мы не можем жить, не причиняя вреда другим». «Может, мы попадем в ад не за те поступки, которые совершили, а за те, которые не сделали?». «Так хочется, чтобы мясо было просто мясом, а трава — травой». Эти цитаты стоит запомнить.

Читая Чака Паланика, вы измените свое отношение смерти. Паланик берет обычные вещи, выворачивает их наизнанку и показывает, как они устроены. При этом не всегда задумываясь, как вернуть все обратно, по крайней мере, в сознании читателя. Смерть — это не смерть, а жизнь — не жизнь. Прочитав «Колыбельную», задайте себе вопрос: хотите ли вы знать Баюльную Песню? Лучший тест на гуманность и человеколюбие. «Каждое поколение хочет быть последним». «Отцы-основатели ничего не хотят менять, матерям все мало, а у детей ничего нет». И эти фразы тоже стоит запомнить.

Читая Чака Паланика, вы поразитесь его богатому, емкому, колючему, справедливому, живописному слогу. Чего только стоят «кулинарные» описания одежды Элен. «На ней был белый жакет, но белый, не как флаг врага, который сдается, а как сваренное вкрутую яйцо». А еще вам понравится цинизм Устрицы и «антисистемная» агрессия Тайлера.

«Колыбельная» — более философская книга, чем «Бойцовский клуб». Она как теория, вводное слово, вступительная лекция, тот самый цветочек, который предшествует ягодке. В «Колыбельной» Паланик подготавливает читателя, а в «Бойцовском клубе» переходит к практическому руководству и тренировкам, щедро делясь знаниями о способах разрушения системы.

Несмотря на всю мудрость Паланика после прочтения его книг на душе тускло и серо. Так чувствуешь себя, когда после яркого фильма, где показывали море и пальмы, выходишь на улицу, а там промозглый, холодный, безрадостный февральский день.

Это Чак. Это Паланик.


Статья написана 28 ноября 2015 г. 12:28

Друзья, решила разместить на ЛФ свои обзоры фантастического арта. Раньше вела их на других порталах, но все выпуски переносить сюда не имеет смысла, так как в центре внимания именно свежие фантастические иллюстрации, созданные не раньше, чем за месяц до конкретного выпуска. Обзоры составляю по сетевым арт-галереям (ArtStation, ArtLord, DrawCrowd, DeviantArt и другим). Если интересно, посмотреть предыдущие выпуски можно на моем авторском сайте verapetruk.ru. Периодичность публикаций — раз в 2-3 недели.

Итак, поехали.

Обзор фантастического арта. Выпуск 9. Женщина-воин в современном фантастическом искусстве.

По материалам сети Интернет

Страницы арт-галерей целиком и полностью завоеваны «Звездными Войнами». Сердца художников звучат в унисон имперскому маршу, а фантазия порождает знакомые с детства персонажи, локации, космические корабли...

Поэтому в целях разнообразия данный выпуск обзора будет посвящен теме женщины-воина в фантастическом искусстве. Просмотрев несколько популярных галерей, я выбрала с десяток свежих работ, созданных в октябре-ноябре, которые, на мой взгляд, наилучшим образом раскрывают тему. При отборе оценивала анатомию, гармонию с локацией, эстетический и боевой вид, а главное — атмосферу арта. Выбор оказался нелегким, так как сегодня у художников практически каждый персонаж женского пола — либо воин, либо дама с претензией на воинственность. ))

1. Callisto. Daughter of Jupiter. Joon Ahn.

Напомню, что Каллисто — в греческой мифологии дочь царя Ликаона, нимфа-охотница, спутница Артемиды. Каллисто, обольщенная Зевсом, явившимся к ней в облике Аполлона, родила Аркаса. Превращенная в медведицу Зевсом, который хотел спасти ее от мести Геры, Каллисто гибнет от стрелы разгневанной Артемиды, после чего Зевс превращает ее в созвездие Большой Медведицы и помещает на небо.

Работа, конечно, имеет весьма натянутое отношение к именно фантастическому арту, но среди закованных в космическую броню дам, женственная и точеная Каллисто притягивает внимание. Картина дышит силой, спокойствием и грацией. Фотореализм добавляет уважения. Все портфолио художника состоит, в основном, из персонажей — сильных и живых. Загляните на сайт, не пожалеете: http://www.inprnt.com/gallery/joonhyungahn/

2. The Golden Hand Queen. Carlos Cubero.

В комментариях автор указал, что работа основана на сказке братьев Гримм. Я перерыла всю сеть, но сказку о девушке с золотыми руками так и не нашла. У братьев Гримм есть похожая сказка, которая называется «Девушка-безручка» (в англ.: Handless Maiden, the Maiden Without Hands). По замыслу сказителя, девушке отрубает руки отец, она уходит из дома, встречает короля, который в нее влюбляется и делает ей серебряные руки. После некоторых неурядиц и приключений жизнь у них налаживается и наступает сказочный хэппи-энд. Однако золотых рук у девицы не было, только серебряные, да и ни с кем она не сражалась, а была милой, кроткой и послушной. Думаю, художник решил объединить образы Жанны Д`Арк со сказочным персонажем братьев Гримм. При довольно простом стиле арт подкупает живой атмосферой, динамикой и красочностью. Другие работы испанского художника можно посмотреть здесь https://www.artstation.com/artist/chips.

3. Assassin. Jaynorn Lin.

Тема ассасинов не иссякнет никогда. Направленный на зрителя удар кинжала создает ощущение, что либо тебе перерезали горло, либо скверно ранили. Основной акцент сделан на динамику, композицию и прорисовку деталей костюма, при этом художник немного слукавил с задником. Так, очевидно, что деревья обмазаны по фотографиям, а, возможно, и просто сколлажированы. Таких боевых сцен в кино не показывают, разве что в китайских, где воины, как правило, обладают даром левитации. Однако у подобного арта есть одно большое преимущество — он открывает безграничные просторы для фантазии. Мне понравилось цветовое решение, сочетание холодных тонов и яркой красной полосы крови, разрезающей картину. Лин — художник из Тайваня, большой мастер персонажей. В его портфолио есть все известные герои кинематографа: персонажи из «Властелина Колец», Халк, Тор, другие Мстители, а также разные воины в крутых доспехах и мускулистые, фигуристые демоны. Видно, что человек любит фэнтези всей душой и подходит к делу качественно и с обожанием. Посмотреть другие работы художника можно здесь:

https://www.artstation.com/artist/jaynorn.

4. Black. Roman Polyakov.

Интересный пример фотобашинга от московского художника Романа Полякова. Что такое фотобашинг? В самом распространенном понимании, это способ создания концепта и полноценных иллюстраций с помощью отдельных кусков фотографий. Отличие техники от мэтт-пэйнтинга состоит в том, что мэтт-пэйнтинг используется, чаще всего, для создания прорисованных, готовых задников и локаций, а фотобашинг — для создания концептов. Однако некоторые мастера с его помощью умудряются творить очень интересный арт. Я считаю, что техника — это второстепенное, главное — сюжет и замысел. На мой взгляд, дама в черном получилась весьма выразительной, а в целом, арт очень напоминает атмосферу современных фантастических боевиков. Портфолио художника https://www.artstation.com/artist/bxbx.

5. Anna. Sergei Sarichev.

Футуристический концепт от художника Сергея Сарычева из Ирландии. Здесь отлично все: сюжет, воплощение, оригинальность замысла. Общий лилово-фиолетовый тон картины усиливает атмосферу загадочности, созданную маской на лице женщины. Художники часто любят изображать полуобнаженных красоток в навороченных доспехах с дырами в самых неожиданных местах. Но к концепту Сарычева не придерешься. При всей обнаженности дамы костюм продуман до мелочей. Особую харизматичность создают растрепанные волосы и, возможно, поза. Кажется, что женщина атаковать не собирается. Это всего лишь предупреждение, за которым может последовать крутая боевая сцена. Включите воображение и пофантазируйте. Почти все работы Сарычева поражают фотореалистичностью. В его портфолио много сказочных замков, волшебных земель и таких портретов, что только по одному взгляду героя можно составить целую историю. Страница Сергея Сарычева здесь: https://www.artstation.com/artist/sarichev.

6. Jeanne d'Arc. Makushiro.

Потрясающий портрет. Эмоции зашкаливают, а техника исполнения заслуживает высших похвал. Лицо девушки с одной стороны обрамляют отсветы ада, а с другой — изображение креста и чего-то голубого, райских небес, наверное. Комментарий к арту от художника: «Порой одной веры недостаточно». Мне понравилось, что мастер отошел от образа Милы Йовович, представив свою Жанну. Макуширо — художник из Японии. Он рисует только женщин и принадлежит к мастерам, которые специализируются на каком-то одном узком профиле, зато достигают в нем небывалых высот. В общем, безумно красивая работа. Обязательно посмотрите другие картины Макуширо: https://www.artstation.com/artist/makushiro.

7. Try. 柯 政諺.

Еще одна эпическая фэнтези-дива от азиатского художника (на этот раз, из Тайваня), который также специализируется только на изображении женщин. Мастер скрыл лицо воительницы, сделав акцент на доспехи и цветовое решение. Несмотря на «навороченность», костяной костюм выглядит достаточно гармонично. Азиатскую специфику арта подчеркивают летящие по ветру волосы и «драконий» стиль доспехов. Женщина чем-то, действительно, напоминает дракона. Посмотреть портфолио художника можно здесь: https://www.artstation.com/artist/wifc.

8. Study Time. Sergey Grechanyuk.

Долго думала над названием, но потом решила, что арт, возможно, является иллюстрацией к какой-то книге, игре или фильму, впечатлившему художника. Понравилось сочетание теплого и холодного цветов, огня за спиной девушки и снежно-голубого пара в другой части картины. Задумалась, откуда пошла идея дамы-воительницы с механической рукой? Я не настолько хорошо знакома с подобными женскими образами из фантастических фильмов, на ум приходит только Императрица Фьюриоза из «Безумного Макса». Художник очень гармонично вписал персонаж в локацию, потрудившись как над боевым костюмом воительницы, так и над окружением, безупречно передав атмосферу боя. Вызывает некоторые вопросы то, как женщина держит меч, но, возможно, я просто не поняла общего, связанного с оружием, замысла. Сергей — мастер локаций, атмосферного инвайронмента и шикарных боевых сцен. Другие работы художника можно посмотреть здесь: https://www.artstation.com/artist/grekgss.

9. Nazis Vs Gods. Hurcem Kucukdogan.

Несмотря на военные самолеты, картины получилась очень легкой и красочной. Не вызывает сомнений, что очаровательная дама-воин, вероятно, откуда-то из Скандинавии, одной левой разделается с нацистскими самолетами. Возможно, автор изобразил Леди Сиф, скандинавскую воительницу, богиню плодородия и жену Тора. Правда, по легенде, у нее были золотистые волосы, но Голливуд сильно меняет образы. Как бы там ни было, арт шикарный. Необычный ракурс, приятная глазу зелень и интересное развитие сюжета с обязательным хэппи-эндом. У молодого художника из Турции очень много красивых, сказочных локаций с этническими мотивами. Его портфолио можно посмотреть здесь: https://artlords.com/u/hurcemk.

10. Battlemage. Grzegorz Rutkowski.

Боевой маг, однако! Несмотря на некоторую шаблонность фэнтези-образов — файерболл, клинок, твари с красными глазами, одинокая девушка в лесу — работа потрясающая. Благодарна, что художник не изобразил магический посох, набивший оскомину в образах колдунов. Я уже говорила и повторюсь, что порой лучше посмотреть хороший фантастический арт, чем второсортное кино. Колоссальная экономия времени, а впечатление от арта порой даже сильнее. Возвращаясь к теме, стоит отметить прекрасную анатомию, выразительность взгляда, умелые «арт-спецэффекты»: огненный шар и туман выглядят также реалистично, как силуэты противников, явно приверженцев темной стороны силы ))). У художника из Польши очень качественное портфолио, сразу видно мастера. Обязательно загляните и оцените его Ассассина и Джека-Воробья. https://www.artstation.com/artist/rutkowski.

11. I'm gonna stop you. Hyo Seok Kim.

Такая точно остановит. )) У картины чрезвычайно сильный боевой дух, а фигуристая дама на переднем плане решительна и очаровательна. Художник умело расфокусировал изображение боевого дрона, из которого выбралась женщина. Нам видна кабина пилота, опущенные руки-манипуляторы, но все внимание приковывают лицо женщины и оружие в ее руках. Цветовая гамма арта удачно выполнена в светлых тонах. Из минусов картины я бы отметила немного невпопад зависший в воздухе шлем и «простоту оружия». При всей фантастичности боевого дрона или скафандра на заднем плане, пистолет выглядит несколько заурядно. Однако техника исполнения и общая задумка достойны высших похвал. Посмотрите другие работы южнокорейского художника https://www.artstation.com/artist/marinec....

Не стесняйтесь, выбирайте лучшую даму-воительницу, которая показалась вам самой боевой. ))) В следующем обзоре посмотрим на сильную половину человечества — мужчин-воинов!


Статья написана 20 ноября 2015 г. 08:18

Очерк по фантастическому роману Дэна Симмонса «Террор» (2007 г.)

Экспедиция сэра Джона Франклина, предпринятая в 1845-1847 гг. с целью открытия Северо-западного морского пути, сгинула во льдах Арктики, и наравне с такими неразгаданными загадками мира, как исчезновения в районе Бермудских островов или Большая австралийская загадка, является одной из самых волнующих тайн человеческой истории. Несмотря на многочисленные научные исследования 1981-2015 гг., достоверно о судьбе экспедиции Франклина известно мало.

Собственно, история. Когда через два года после отплытия от двух британских кораблей «Эребуса» и «Террора» не поступило вестей, начались их поиски с разной стадией активности в зависимости от исторических событий и таких препятствий, как мировые войны. В какой-то мере поиски продолжаются до сих пор. Немногие артефакты (человеческие кости на островах Кинг-Вильям и Бичи, груженый шоколадом и столовым серебром баркас со скелетами, несколько могил и предметы роскоши с метками офицеров Франклина) не проливали свет на историю, оставляя место для фантазии и добротного, качественного романа-загадки, какой и получился у Дэна Симмонса. Последняя находка датируется апрелем 2015 г. Канадские водолазы нашли останки корабля «Эребус», судьба «Террора» неизвестна.

Официальное заключение таково. Экспедицию Франклина погубил холод, голод, цинга, пневмония, отравление свинцом (из-за некачественной пайки консервов или плохой системы опреснения воды на кораблях), а также экстремальные внешние условия. Представляется, что именно последние и вдохновили Дэна Симмонса на создание бестселлера «Террор», который я, например, перечитывала два раза и, возможно, перечитаю когда-нибудь снова. Ко всем логичным и подтвержденным научным фактам гибели членов экспедиции (так, вывод об отравлении свинцом получен на основе анализа костей из могил) автор добавил вымысел – древнего бога Туунбака, который кажется таким же реальным и страшным оружием смерти, как и цинга.

Если вы продеретесь через историческую трясину, в которую окунается первая половина книги, ваш мир перевернется. Повествование натягивается, как струна, которая вот-вот лопнет, и этот момент, как бы вы ни готовились, все равно застигнет вас врасплох.

«Террор» – роман, в первую очередь, о моряках, а потом уже о полярниках. То, с какой скрупулезностью Симмонс выписал трудности и повседневный быт моряков XIX века, делает автору честь. В какой-то степени роман – это энциклопедия не только арктического морского судоходства, но и всего западного общества середины XIX века. Очень показательна история отношений капитана Крозье с племянницей Франклина, а также его сон о спиритическом сеансе, являющимся первым отголоском мощной волны увлечения эзотерикой, которая накроет мир к концу XIX в. и расцветет буйным цветом в XX. Симмонс словно проводит параллели, показывая, что спиритизм – такое же мошенничество, как и бракованные консервы Голднера, только с меньшими жертвами. Классовые предрассудки, жесткие сословные различия, и в то же время крепнущее свободомыслие, как следствие промышленной революции, и зарождающийся феминизм – все там, в «Терроре».

Симмонс отлично знает, что должно входить в первоклассный приключенческий роман о моряках, и не пропустил ни одного ингредиента. У него есть и детальные описания парусных судов (укрепленных железом и оснащенных паровыми двигателями), и волевые капитаны, и ядреный язык старого боцмана («Задраить глотки!»), и причудливые морские приметы (поскрести ногтями по мачте, чтобы вызвать ветер), и бунт, и даже содомия – в качестве «особой специи». Содомия присутствует в двух видах: на вкус и цвет, так сказать. Корабли у Симмонса такие же равноправные герои, как и люди. Они стонут, страдают и, в конце концов, мучительно гибнут.

А еще вы, несомненно, повысите грамотность относительно ледового плавания XIX века. Читатель узнает, что моряки посыпали лед угольным пеплом для ускорения таяния, и что на стоградусном морозе можно услышать треск лопающейся от холода зубной эмали, и что волосы, примерзшие к одежде, можно только отрезать. А еще вы выучите все разновидности льда, которые и поныне применяются в ледовом судоходстве. Описания в «Терроре» изобилуют джунглями сераков, торосных глыб и айсбергов, ледяными шубами, блинчатым льдом, кочковатыми ледяными торосами, ледяным салом и паковым льдом. Максимальная достоверность происходящего, изложенная на таких вот примерах, – самая лучшая черта Симмонса.

Обычно я выписываю из книги фразы, которые мне нравятся. Некоторыми цитатами из «Террора» хочу поделиться. «Жизнь у человека одна, и она несчастна, убога, жестока, мерзка и коротка» (книга Левиафана, которую читает капитан Крозье). «О смерть, где твое жало!» (достоверная цитата, найденная в сохранившимся дневнике Гарри Пеглара, – исторический факт). «Табак у него давно кончился, и я не хочу знать, чем он там набивает свою трубку». «Он согласился бы удалить себе почечные камни ложкой, чем спуститься в трюм». «Четыре утра – час смерти, когда самые тяжелобольные отдают Богу душу». «Когда пробило восемь склянок в начале первой собачьей вахты...» (чувствуете, как звучит по-морскому, да?). «Ему нужно было умереть, чтобы родиться заново. И еще много других.

Одни из лучших сцен «Террора» по-моему мнению: побег ледового боцмана Блэнки от Туунбака по замерзшим мачтам и такелажу (и вопреки законам жанра триллера – его спасение), монолог доктора Гарри Гудцира о том, как правильно расчленять человеческое тело, Второй венецианский карнавал на третий год зимовки с причудливыми палатками и шокирующей развязкой в духе Эдгара Алана По (между прочим, исследователи, действительно нашли следы, похожие на обгоревшие палатки в предполагаемом месте стоянок кораблей), игра Туунбака на голосовых связках жрицы, богослужение капитанов Фитцджеймса и Крозье накануне рождества, когда Крозье впервые читает книгу Левиафана. И так до бесконечности...

Но, прежде всего, «Террор» – это роман о людях. О сильных духом и телом героях, каждый шаг которых во льдах – подвиг на грани человеческих возможностей.

Читая «Террор», поневоле задумываешься: почему эти люди решились на риск первопроходцев? Что их толкнуло? Частично автор дает ответ фактами из биографий персонажей, которые являются далеко не вымышленными лицами. У всех свои цели. Кто-то хотел избежать навязанного обществом уклада жизни – женитьбы (как в случае с лейтенантом Ирвингом), другие мечтали заработать, третьи снискать славы. У некоторых – это последний шанс выйти в море, как, например, у 62-летнего стюарта Бриджинса, чей возраст его знакомый кадровик записал в обратном порядке (26 лет вместо 62). А есть и такие, как доктор Гудцир, который, будучи анатомом по профессии, мечтал стать натуралистом и изучать белых медведей. То есть, романтики.

Примечательнее всего то, что в качестве действующих лиц Дэн Симмонс использовал реальных людей. Словно кукольник или шаман вуду, он вдохнул в них жизнь и заставил пройтись по краю пропасти собственного изготовления. И безжалостно столкнул их в бездну одного за другим. Мы никогда не узнаем, действительно ли Франклин был таким педантом, циником, трусом и бесхребетным слизнем, каким выставил его автор, а фор-марсовый старшина Гарри Пеглар – тайным содомитом. И действительно ли капитан Ф.Р.М. Крозье был пьяницей, или Симмонс просто отдал дань его ирландскому происхождению? И был ли помощник конопатчика Хикки подлым мерзавцем, а Магнус Мэнсон – идиотом? А еще кто-то – предателем и трусом?

Имеют ли право авторы – это вопрос ко всем писателям, создающим альтернативную историю, – распоряжаться судьбами людей, о которых осталась только память? Да, есть научная редактура, которая проверяет книги на достоверность использованных фактов перед публикацией, но как проверить то, о чем существуют только домыслы? Поэтому пусть останется на совести Симмонса то, насколько тщательно он проанализировал сведения, оболгав или, наоборот, увековечив людей из пропавшей экспедиции Франклина.

Мне до сих пор непонятно, почему автор выставил сэра Джона Франклина настолько глупым человеком, в то время как именем Франклина названы многие географические объекты, ему установлен памятник и есть много свидетельств того, что современники его любили, а потомки не забыли. Негативное отношение Симмонса к начальнику экспедиции проглядывает по всему тексту. Франклин у него – это «ветхозаветный» человек; человек, который задает вопрос «зачем», если дело касается лечения раненого эскимоса; человек предрассудков, который прогоняет с корабля на лед в мороз женщину; человек своего класса, который заставляет стоять умирающего от истощения моряка во время допроса; человек религии, который проводит длинные богослужения на палубе, заставляя команду мерзнуть. И даже тот факт, что Франклин – трезвенник, подается автором как негативная черта.

«Террор» – это энциклопедия человеческих смертей. Монолог доктора Гудцира о том, как правильно расчленять человеческое тело, – потрясающ по своей эмоциональной силе и ужасен по подробностям. Доктор, решивший умереть голодной смертью, но не есть человечину, – одна из самых сильных фигур книги. Между прочим, предположения о каннибализме среди членов экспедиции Франклина были подтверждены археологическими находками и в лабораториях (на костях найдены следы зубов и другие признаки расчленения). Со страниц дневника Гудцира, описывающего подвиг медицины XIXв., вы узнаете подробности сложнейших хирургических операций, которые проводились в условиях, когда надежды не осталось, а также о том, как умирают от страшных ран, ожогов, голода. Все знают, что при цинге выпадают зубы, но лично меня поразил «терновый венец», когда из волосяных луковиц начинает сочиться кровь, и больные вынуждены подкладывать на ночь полотенце под голову, чтобы как-то сохранить белье в чистоте.

Но как ни жестоко убивают древний бог и цинга, страшнее всех убивает сам человек. Симмонс подготовил и продумал зверскую, изощренную смерть для каждого члена команды, которых к середине книге вы будете знать поименно. Да уж, лучшего памятника пропавшим героям не придумать. Но какой бы ужасной не была участь полюбившегося читателю доктора Гарри Гудцира или храброго капитана Фитцджеймса, самую страшную судьбу автор приготовил для Ф.Р.М. Крозье, фактического главы экспедиции.

Итак, кто он – герой «Террора»? Если коротко, то это человек, утопающий в алкоголе, который сумел выплыть на остров и там остался.

Если сэр Джон Франклин был человеком, который съел свои башмаки (намек на то, что Франклин во время суровых зимовок предыдущих полярных экспедиций никогда не ел человечину, предпочитая жевать собственные башмаки), то Крозье стал капитаном без корабля. Человек порядка, вынужденный наедине сражаться со своими бесами и тщательно прятать их от других, Фрэнсис Роддон Мойра Крозье воплощает собой образец морского порядка и корабельного устава, являя грань, которая удерживает людей в рамках цивилизации. У Крозье нет сверхспособностей или других качеств, которыми щеголяют герои книг о «попаданцах», демонстрируя навыки выживания. В каком-то смысле Крозье – тоже «попаданец», но его опыт выживания выписан настолько убедительно, что после «Террора» любые книги о «выживании» кажутся наивными и заштампованными.

Симмонс так тщательно выписывал перед нами образ Крозье – настоящего капитана, который знает море, лед, умеет вести за собой людей, которого невозможно сломать ни бунтом команды, ни экстремальными условиями, ни безвыходной ситуацией, – что когда читаешь последние главы о судьбе Крозье, поневоле испытываешь разочарование и недоумение. Душа морского волка в теле эскимоса оказалась запертой в клетке. Да, читатель, несомненно, рад, что теперь у Крозье есть семья, дети, любимая женщина и вроде как – дело жизни, но в то же время он, читатель, глубоко скорбит, по настоящему Крозье, который остался со своими людьми в безмолвных льдах Арктики.

Эпос эскимосов завершает повествование и подводит черту не только книги, но и всей эпохе открытия Арктики. Тот самый древний бог Туунбак (не сравнить его с симмоновским Шрайком просто нельзя), который, по версии автора, уничтожил экспедицию Франклина, – это злобный тупилек (дух), созданный Седной, душой моря. Изгнанный в человеческий мир, тупилек Туунбак поселился на Севере в обличье гигантского полярного медведя, питаясь душами людей и белых медведей. Согласно преданиям, если Туунбак съест слишком много душ бледнолицых, то заболеет и умрет, а его царство льда начнет теплеть и таять. Вместе с Туунбаком разрушится и весь прежний мир. Читая прогнозы о том, как поднимется уровень океана в скором будущем, поневоле подумаешь: нет больше Туунбака...

«Террор» – это не триллер, как указано в аннотации. Это предостережение. Зачем, ну зачем вы, люди, стремитесь туда, где вам не место.





  Подписка

Количество подписчиков: 5

⇑ Наверх