Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ростан» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 14 декабря 2015 г. 21:50

Аллен Стил: https://en.wikipedia.org/wiki/Allen_Steele

http://www.allensteele.com/

Что Вы думаете о роли и влиянии научной фантастики на развитие цивилизации? Меняется ли степень этого влияния сейчас?

Фантастика оказала неявное, но значительное влияние на мировую культуру, а позднее и на развитие цивилизации в последние сто лет. Так как никакой связи между наукой и НФ до сих пор не установлено, писатели часто обращаются к достижениям науки, чтобы подыскать идеи для своих произведений, в свою очередь футурологи часто черпают вдохновение из НФ. НФ негласно стала движущей силой перемен. К моему сожалению это влияние снижается за счет растущего количества различных дистопий, где наш мир изображен в состоянии необратимого упадка и элементарного выживания — наш возможный регрессивный сценарий. Такого рода НФ — это что-то страшное, предзнаменование того, что НФ больше не движущая сила позитивных изменений.

Аллен Стил
Аллен Стил

Как Вы думаете, почему в мире «воображаемого будущего», в научной фантастике, так мало внимания уделяется изобразительному искусству?

Это не всегда правда. Несколько примечательных НФ романов и рассказов все же были опубликованы в прошлом: "Patron of the Arts" Уильяма Ротслера, "The Light that never was" Ллойда Биггл-младшего, The Jaws That Bite, the Claws That Catch Майкла Г. Кони, "Slow Sculpture" Теодора Стерджена, "A Thing of Beauty" Нормана Спинрада, "With Virgil Oddum at the East Pole" Харлана Эллисона, некоторые произведения Боба Шоу "Slow Glass" и это только те, что приходят мне на ум в данный момент. Это все старые истории. Я пожалуй соглашусь, что в последнее время появляются гораздо меньше НФ об искусстве ... и опять же, это объясняется пагубным влиянием антиутопии, где цивилизация, как правило, приходила в необратимый упадок.

Могло бы искусство получить дополнительный импульс в развитии, если бы было бы подробно описано в научной фантастике?

Я считаю что, да. Роль НФ как двигателя науки и технологии абсолютно не ограничена, к примеру, по отношению к освоению космоса или даже цифровой революции. Вот если бы больше внимания уделялось влиянию будущих технологий на художественную эстетику, появлению голографии или визуального программирования, новые НФ произведения вполне могли бы стать результатом с последующим воздействием на нашу реальную жизнь и жизнь будущего. Но опять же, он придется считаться с желаниями писателей, редакторов и издателей, чтобы уйти от утопичного мышления, что доминирует в НФ на протяжении последних пары десятилетий.

Как вы разделяете мир воображаемого и реально прогнозируемого будущего?

Так как фантасты не изображают лишь обозримое будущее, но скорее безграничное разнообразие таких сценариев, я не могу выделить ни одного сценария НФ в качестве предсказателя грядущего будущего. С другой стороны, в ситуации обратной связи (см. выше) я описал ранее, что НФ обязательно имеет едва различимое влияние на то, что может последовать. Интересно, что мы действительно не способны предсказать, какие именно произведения станут влиятельными и не можем предвидеть, в какой форме это влияние выльется. Поэтому мы просто должны подождать и все увидим ... и в то же время,постарайтесь быть осторожными в своих фантазиях.

Повлияло ли на вашу творческую деятельность какое нибудь произведение изобразительного искусства?

Одна история, что приходит на ум — это "An Incident at the Luncheon of the Boating Party", которая была вдохновлена картиной Ренуара "Завтрак гребцов". Лилли, моя сестра, работает в отделе консервации Phillips Collection в Вашингтоне, одно время восстановливала фрески и во время ее исследований обнаружила, что помимо реально существующих людей, принадлежащих Парижскому обществу конца 1800-х годов, все же одна женщина оставалась неизвестной для искусствоведов, которые доподлинно установить ее личность так и не смогли. Я начал задумываться об этом и сам, и поэтому я сочинил рассказ об историке, который по недоразумению считает себя вовлеченными в создание шедевра Ренуара.


Статья написана 30 октября 2015 г. 22:27

Леон Кахане, участник 6й Московской биеннале: http://6th.moscowbiennale.ru/participants...

видео интервью (на английском): https://youtu.be/eaCyBWm887I

Что вы думаете о роли влияния научной фантастики на развитие цивилизации, меняется ли степень этого влияния сейчас?

Да, я думаю степень этого влияния меняется. И я могу привести такой пример. Научная фантастика, любая книга, ТВ, фильмы и что угодно другое могут влиять в том случае, если они становятся широко распространенным феноменом как Филип Дик или научно-фантастический сериал Звездный путь (Star Trek). К слову, я большой фанат Звездного Пути. Становясь общественными феноменами они способны влиять на культуру. К примеру, создатель Звездного Пути Юджин Родденберри (Eugene Roddenberry) хотел, чтобы в первом эпизоде капитаном была женщина. Но люди были к этому не готовы как и к многим другим вещам. Некоторые серии были запрещены к показу в Америке, потому что, они были слишком смелыми и прогрессивными для того времени. Я думаю сериал Звездный Путь это самая популярная телепередача из всех, когда- либо существовавших. Это очень хороший пример того, как научная фантастика способна влиять на общество и культуру, в частности благодаря своему гуманитарному подходу.

Леон Кахане
Леон Кахане

Как вы думаете почему в мире воображаемого будущего в научной фантастике так мало внимания уделяется изобразительному искусству?

Очень хороший вопрос. На самом деле я не думаю что это так. Я считаю что научная фантастика связана с абстрактным искусством, или абстрактными возможностями каких- то вещей. Это касается и общества. Давайте вернемся к Звездному Пути. Каждый раз когда я даю кому- либо интервью, каким-нибудь художественным учреждениям, всегда предлагаю поговорить о сериале Звездный путь. Там есть место искусству но они используют его как чисто символичную вещь. На самом деле это имеет отношение к моей работе. Я танцор балета. Я танцую не для того чтобы учиться танцевать или восхитить кого- то. Я бросаю вызов символу, чему- то грандиозному, чему- то что занимает особое место в культуре России. Балет это высокое искусство, классический балет остается неизменным. Я хочу этим сказать, что научная фантастика так же заставляет нас задуматься над различными вопросами. Например, как меняется общество, как оно будет меняться в будущем или по какому пути развития оно должно пойти. Возможно искусство остается недооцененным. К примеру, когда Англия вступила во вторую мировую войну, члены парламента высказались за то, чтобы в первую очередь сократить финансирования культуры, на что Черчилль ответил «В чем тогда смысл войны?». Может быть мы так же недооцениваем и научную фантастику, которая так же является искусством, абстракцией будущего. Может следует задуматься над тем как искусство может влиять на будущее, может они просто об этом не задумывались. Я не уверен. У меня нет ответа на этот вопрос.

Могло бы искусство получить дополнительный импульс к развитие если бы было подробно описано в научной фантастике?

Я думаю многие художественные практики, старше чем интернет и искусство пост интернета. Я думаю что роль научной фантастики в современном искусстве огромна. И нам следует задаться вопросом в целом, что такое научная фантастика? Попытка предсказать что- либо или обычный вымысел? Научная фантастика может быть попыткой заглянуть в будущее на ближайшие 5 или 20 лет. В некоторых случаях она даже может быть предсказуема, как некоторые вещи предсказуемы, когда ты знаешь им цену. Например компания имеет определенная сумма и она точно знает сколько товаров она может на эти деньги произвести. Настоящую проблему я вижу в том, что мир искусства скептически настроен по отношению к научной фантастике, к тому чем она является. В их глазах научная фантастика имеет негативный образ и ассоциируется лишь с роботами. У меня несколько иной взгляд на научную фантастику. Я скорее встану на ее защиту. С одной стороны мир искусства восхищается научной фантастикой, с другой скептически настроен по отношению к ней, но он всем этим пользуются и со всем этим работают. Не уверен что знаю как именно искусство взаимодействует с научной фантастикой. Я никогда об этом не думал. Но как сказал Черчилль искусство — это индикатор уровня развития общества. Другими словами: каково искусство таково и общество.

Как вы разделяете мир воображаемого и реально прогнозируемого будущего?

Я часто мечтаю о будущем и я тесно связан с ним. Я часто представляю себе каким оно будет. Верю, что мечты влияют на намерения и наоборот, не думаю что эти две вещи могут существовать отдельно. При некоторых обстоятельствах я пессимистичен, но чем больше я заглядываю в будущее, тем более оптимистичным я себя ощущаю. Я чувствую себя счастливым и думаю мои мечты и намерения находятся в равновесии, конечно когда это не касается денег, но в отношении моих ожиданий от общества они совпадают.

Повлияло ли на вашу творческую деятельность какое-нибудь научно- фантастическое произведение?

Я прошу прощения что опять повторяюсь, но это собственно Звездный путь. И ничто другое, потому что это самое гениальная, философская конструкция которая включает в себя множество смыслов и понятий. Она касается вопросов о боге, политике, войне. Первая директива федерации — это запрет на военное вторжение на территории других стран. Это всегда вопрос гуманности. Вы можете инертно заявлять что не хотите войны. Но вы всегда должны спрашивать себя и если вы не будете брать в расчет других людей вы обязательно потерпите поражение. В Звездном Пути люди всегда держались первой директивы, если этого не делать, то общество будет разрушаться. Эти понятия полностью коррелируют с моими политическими убеждениями. С точки зрения эстетики там абсолютно потрясающие визуальные образы. Конечно есть много других фильмов, но если говорить о глубоких вещах, и затрагивать философские вопросы, то конечно это Звездный Путь.


Статья написана 23 октября 2015 г. 09:51

Стив Айлетт:

https://en.wikipedia.org/wiki/Steve_Aylett https://fantlab.ru/work81034

Что вы думаете роли о влиянии и научной фантастики на развитие цивилизации? Меняется ли степень этого влияния сейчас?

Если говорить о технологии, то все самые общие представления о технологии будущего, показанные в научной фантастике, особенно в кино, влияют на эту самую технологию, которую задуманы были продвинуть. В этом есть своя привлекательность, такая форма пре-визуализации. Тем не менее, достаточно финансироваться, чтобы осуществиться будет, технология или наука, которая вероятнее всего принесет большую прибыль.

Стив Айлетт
Стив Айлетт

Как вы думаете, почему в мире «воображаемого будущего», в научной фантастике, так мало внимания уделяется изобразительному искусству?

Некоторые интересные описания искусства будущего в научной фантастике, можно найти, например, в удивительных книгах Руди Рюкера, но весьма не легко изобразить одно искусство внутри другого, особенно изобразительное искусство в рамках литературного произведения. И если автор способен к визуализации, то он вероятнее всего сам станет художником, а не будет писать фантастику или что-то еще. (Некоторые художники приходят к тому, что довольно скоро становятся фантастами, даже не стремясь к этому, как Макс Эрнст, однажды начавший использовать свои «фроттаж» и «гроттаж» и апокалиптические пейзажи такие, как "Европа после дождя" и архитектуру будущего в «Оцепеневший Город"). Кроме того, намного труднее вообразить что-либо о будущем искусства, чем о будущем технологии или общества, и большинство писателей фантастов ленивы и мыслят стереотипами, как и многие другие люди. Искусство в фантастике, как правило, показывают, в нынешней форме, но покрытое «глянцем» будущего (например, инструменты и музыка в фильме «Марс и Апрель»).

Могло бы искусство получить дополнительный импульс в развитии, если бы было подробно описано в научной фантастике?

В отличие от технологии, искусство, описанное в фантастике, уже работает, пока вы о нем читаете. Так, что, наверное, нет.

Как вы разделяете мир воображаемого и реально прогнозируемого будущего?

Первый творческий и красочный, второй — очевидный и адский.

Повлияло ли на вашу творческую деятельность какое-нибудь произведение искусства?

С точки зрения визуального искусства, это работы Макса Эрнста и Пола Лаффоли. И, конечно, много писателей, таких как Вольтер, Джек Вэнс, Грэг Иган.


Статья написана 17 октября 2015 г. 00:07

Алексей Шульгин:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%8...

Видео интервью: https://youtu.be/Rvmex1_hyYg

Что вы думаете о роли и влиянии научной фантастики на развитие цивилизации? Меняется ли степень этого влияния сейчас?

На этот вопрос можно ответить по-разному. Я исхожу из того, что, конечно, художник ничего сам придумать не может, он может только подсмотреть какие-то процессы в обществе, в мире, в природе и потом уже их каким-то образом преобразовать в искусство. Это базисная такая вещь. Но с другой стороны, есть такая техника экстраполяции — посмотреть, как идет процесс, как он шел до сих и попытаться предсказать то, что будет в будущем. И видимо этим и занимались, и занимаются научные фантасты. И сюда же можно отнести и кинематограф. Очень часто смешно читать старые книги НФ, где описано будущее, например, наше, как я помню у Ефремова книги будущего были какие-то цифровые, но были в виде каких-то кристаллов, вставляешь в какой-то ридер и читаешь книгу. Потом интернет никто из них не смог почему-то предсказать. Влияет, не влияет. Я думаю влияет таким образом, что люди начитавшись научно-фантастической литературы, насмотревшись фильмов иногда начинают представлять, что описанные там процессы, технологии уже существуют сейчас, происходит такое замещение. Информация таким образом влияет на мозги. Если мы рассматриваем искусство как некоторый механизм рассказа миру про современность, то такой момент, что искусство именно этим занимается. Ну опять же с точки использования экстраполяции. Предсказания то сбываются, то не сбываются. Вопрос сложный.

Алексей Шульгин
Алексей Шульгин

Как вы думаете, почему в мире «воображаемого будущего», в научной фантастике, так мало внимания уделяется изобразительному искусству?

Ну я кстати с этим не согласен. Так я не могу вспомнить конкретных примеров, но основной пафос научной фантастики, такой очень гуманистической 60-70х годов, физиков лириков, о том, что в будущем наступит наступит полная гармония гармония духа, тела, культуры и архитектуры, образа жизни, и искусство там становится просто частью пространства, в котором живет человек, то есть пространство настолько гармонизировано, из него не выделяется дизайн, технологии, или искусство, это все единое целое, как и человек — тоже единое духовно-физическое совершенное целое. Так что мне кажется, это правильный на самом деле подход. И в принципе, когда мы говорим о дизайне, то он исполняет эту роль, потому что дизайн был придуман изначально художниками после Первой мировой войны, чтобы удовлетворять эстетические потребности массового человека тогда возникшего. Так что в некотором роде репродукции на стене или какие-то объекты из Икея купленные — это и есть искусство будущего с точки зрения прошлого.

Могло бы искусство получить дополнительный импульс в развитии, если бы было бы подробно описано в научной фантастике?

Может быть и да. Я вспоминаю какого-то французского режиссера, старого модерниста, который воспроизвел в материале те произведения искусства, которые он нашел в Диснеевских мультиках, какие-то абстрактные скульптуры, абстрактные картины, он просто взял эти изображения из мультика и воссоздал, сделал эти картины и скульптуры. Но это в некотором роде, как такой курьез. На самом деле, если мы рассмотрим эстетику стимпанка, эстетику антиутопического кино, "Терминатора", то эстетика каких-то гаджетов, каких-то объектов, присутствующих дизайнерских, конечно, она влияют на искусство. Конечно, это все придумывают художники, исходя из того, что они видят сегодня. Пытаются экстраполировать и получается, что потом обратно приходит это к нам — в искусство.

Как вы разделяете мир воображаемого и реально прогнозируемого будущего?

По поводу будущего существует несколько противоборствующих теорий. Например, происходит ли глобальное изменение климата или нет, есть научные теории в подтверждение этого момента. И те и другие доказывают. И тех послушаешь — убедительно и других послушаешь — убедительно. Этот прогноз будущего всегда присутствовал в человечестве: оракулов древних вспомним, гадание и так далее. То есть прогноз, представление о будущем, оно задействовано в современности может быть потому, что люди не удовлетворены сегодняшней жизнью и надеются, что в будущем она будет лучше или наоборот они хотят это изменить, достичь каких-то политических изменений, указывая на то, что если в будущем это не изменить, то будет все плохо. Я склоняюсь к пессимистическим прогнозам наверное в силу склада характера. Но я вижу, что есть полно людей, у которых очень оптимистический прогноз и это необязательно глупые люди.

Повлияло ли на вашу творческую деятельность какое нибудь научно фантастическое произведение?

Надо сказать я всегда скептически относился к НФ. Вот та фантастика гуманистического толка 60-70х годов меня всегда возмущала своим оптимизмом, а именно гуманизмом. XX век — это век краха гуманизма и опять выступать с идеями, что в будущем мы станем такими прекрасными, мне казалось странным. Был такой момент, когда учился в старших классах школы, вышла в Советском Союзе толстая книга собрание сочинений К. Воннегута и, конечно, ее я читал запоем, именно потому, что я думал, что там много антиутопических пессимистических идей, мрачных прогнозов, с юморком, конечно, но все равно довольно пессимистический прогноз будущего человечества. И когда Курт уже был совсем старым, перед смертью, он написал какой-то памфлет с проклятием человечеству, технологической цивилизацией, которая губит мир и так далее. Так что я думаю как то косвенно на меня это дело повлияло. И потом уже в зрелом возрасте я прочитал поздние вещи С.Лема, который критически осмысляет влияние технологии на общество. Но вот так вот назвать конкретное произведение я не могу. Я считаю, что научная фантастика повлияла. Я же художник и как я говорил раньше художники показывают человечеству то, что происходит сегодня. Настоящее становится настоящим именно через работы художников, когда что-то совершилось в обществе, вот если его никак не обозначить, то его как бы и нет. Художники, используя художественные приемы, это обозначают, показывают, обличают в художественную форму, прием, это становится более доступно или более сильно действует, или вот раздражая, как в XX век модернизма. Это все через раздражение. Пощечина общественному вкусу, дадаизм, деконструкция, абстрактная живопись рассказывало современному человеку о мире, в котором он живет. Это и есть такой мосток между настоящим, которое еще не наступило и настоящим, которое вот-вот наступит, и будущем.


Статья написана 13 октября 2015 г. 12:17

Николай Михайлович Романецкий: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B...

Что вы думаете о роли и влиянии научной фантастики на развитие цивилизации? Меняется ли степень этого влияния сейчас?

Откровенно говоря, я вообще не думаю, что цивилизация развивается под влиянием НФ. Главной причиной развития является нормальное человеческое желание побольше кушать и поменьше платить. Именно в нем основа роста производительных сил. Чем дешевле получается товар, тем легче его продвинуть на рынок и тем большую прибыль можно получить. НФ способна разве лишь влиять на, скажем так, «жизненные ожидания» молодого поколения, формируя его мечты. Пока в XX веке надеялись на всеобщее счастье, достижимое с помощью науки, была популярна и НФ. Как только обнаружили, что «интернет есть, а счастья нет», популярность НФ резко снизилась.

Николай Михайлович Романецкий
Николай Михайлович Романецкий

Как вы думаете, почему в мире «воображаемого будущего», в научной фантастике, так мало внимания уделяется изобразительному искусству?

Во-первых, творцами НФ являются, как правило, так называемые «технари», люди с определенным складом ума, основанным прежде всего на логике и на знаниях в области естественных наук. Для большинства этих людей изобразительное искусство – далекая от их интересов сфера. И познаниями в этой сфере они чаще всего не обладают (есть, конечно, отдельные исключения, но они в массе мало существенны). А не обладая знаниями о каком-либо явлении, грамотно описать его невозможно. Потому и уделяется мало внимания.

Во-вторых, изобразительное искусство само по себе играет слишком малую роль в среде социальных причин, влияющих на развитие общества. А НФ при анализе путей развития вынуждена именно активно действующие социальные причины и рассматривать.


Могло бы искусство получить дополнительный импульс в развитии, если бы было бы подробно описано в научной фантастике?

Могло бы. Но не получит – в силу названных выше причин.


Как вы разделяете мир воображаемого и реально прогнозируемого будущего?

На мой взгляд, мир воображаемого будущего, чаще всего, вообще не имеет к будущему никакого отношения. Это либо олицетворение авторских взглядов-желаний, этакая «сбыча мечт»; либо перенос конфликтов настоящего в необычные условия с целью сделать эти коллизии, за счет литературных художественных средств, более выпуклыми и острыми.

Реально же прогнозируемым будущим занимается футурология – наука, к художественной литературе не имеющая никакого отношения.


Повлияло ли на вашу творческую деятельность какое нибудь произведение искусства?

Самое любопытное, что у меня есть опус о судьбе художника. Рассказ «Счастливая невеста». Правда, художник там – волшебник, и картины у него необычные.

Но даже этот рассказ родился вовсе не под влиянием какого-либо произведения искусства. А уж о всей творческой деятельности и говорить нечего. Встречи с изобразительным искусством, в основном, связаны с одобрением или неодобрением книжных обложек.





  Подписка

Количество подписчиков: 3

⇑ Наверх