Вначале следует сказать несколько слов о предмете этой книги. Справочник посвящён так называемым «фэнзинам» — самодельным журналам о фантастике и фэндоме. Терминологически верное определение фэнзинов как фантастического печатного самиздата, увы, привносит в тему политические коннотации. Но если существование советского «самиздата» было обусловлено стремлением преодолеть цензурные ограничения, то главной функцией «фантастического самиздата» была всё же функция коммуникационная. В отсутствие конвентов и специализированных печатных изданий фэнзины играли важнейшую роль в формировании фэндома, поддерживая связи между любителями фантастики по всей стране и создавая единое информационное пространство.
Примечательно, что этот феномен субкультуры не является локальным, вызванным к жизни советской действительностью: фэнзины – неотъемлемая часть фантастического сообщества и в Европе, и за океаном. Поговаривают, что там они существуют и поныне.
Книга видного библиографа и исследователя фантастики Евгения Харитонова описывает фэнзины советские и постсоветские, российские и русскоязычные. Охват велик: четыре десятилетия истории «фантастического самизадата» и более трёх сотен изданий, от фэнзина «Гусли кота Василия», вышедшего в Свердловске без малого полвека назад, до последних ласточек – липецких «Семечек» и волгоградского «Шалтая-Болтая».
Игривость названий, а подчас и содержания, вообще характерная черта отечественных фэнзинов, среди которых и «Страж-птица», и «Активная органика», и «Киборг в законе», и даже «Заря сомоводства».
Автор справочника не ограничивается простым перечислением наименований. Каждому изданию сопутствует краткая характеристика, а иллюстративный ряд позволяет увидеть как выглядели некоторые из них.
Эти приведённые в справочнике иллюстрации намечают – пока лишь пунктиром — и ещё одну интересную тему: технологии и самиздат. С развитием и — что особенно важно — распространением техники меняются и способы изготовления самиздата. Его создатели освоили всевозможные варианты. Так в справочнике фигурируют машинописные фэнзины и фэнзины, напечатанные на принтере и ризографе и размноженные на ксероксе/копире, фэнзины, изготовленные «на коленке» и в типографии. Давний обзор фэнзинов критика и подвижника фантастики Сергея Соболева так и назывался «Ксероксы работают вовсю».
Новый виток технологического развития и появление Интернета привели к исчезновению фэнзинов как явления. Об этом остаётся только пожалеть – и не только в связи с ностальгией, схожей с рассуждениями аудиофилов о «тёплом ламповом звуке» (хотя ощущения при получении на почте нового экземпляра фэнзина несравнимы с получением электронной рассылки). Дело в том, что некогда единое информационное пространство любителей фантастики распалось на множество независимых и самодостаточных островков, и фэнзины могли бы залатать немало прорех в этой коммуникационной сети.
Но, увы, коммерционализация жанра неизбежно оттеснила на второй план все немонетизируемые усилия, направленные на приращение социального капитала фантастики.
Тем ценнее эта работа Евгения Харитонова. Помимо бережного перечисления наименований и характеристик фэнзинов она содержит и попытку их классификации, и список литературы о фантастическом самиздате.
Современному и будущему исследователю фантастика эта книга — большое подспорье.
Литературная премия «Новые горизонты» совместно с Культурным центром Фонда «Новый мир» продолжают цикл публичных дискуссий «Сценарии будущего», посвященных будущему в различных его аспектах: социальном, технологическом и литературном.
Тема второй дискуссии «Финал для Homo sapiens».
Сегодня наука и технологии достигли невиданных прежде высот. Расшифрован генетический код человека, генетическое тестирование позволяет выявлять и минимизировать риски опасных заболеваний. Развивается так называемая «персональная медицина», предполагающая создание индивидуальных лекарств.
Уже сегодня человек способен не только управлять собственным настроением (настраивать его медикаментозно) и работоспособностью, но и выбирать себе пол.
Реальностью стала киборгизация человека — усовершенствование человеческого тела с помощью машин и механизмов. Разрабатывается нейрокомпьютерные импланты для прямой связи мозга и электронных устройств. А некоторые учёные вовсю сулят человеку бессмертие – например, путём переноса его сознания в компьютер.
В тоже время антропогенное воздействие изменяет привычную для человечества как биологического вида среду обитания, ставит перед нами новые глобальные вызовы.
Как много до-человеческого (до-сапиенсного) в природе человека? И что сверхчеловеческого в ней может появиться?
Как новые возможности для человека отразятся на всем человечестве?
Как соотносятся эволюция биологическая и эволюция социальная?
Возможно ли разделение человечества на два биологических вида («вертикальная эволюция» по Стругацким)?
И каким может быть «наше постчеловеческое будущее»?
Эти и другие важные вопросы мы обсудим во время дискуссии.
За награду, вручаемую художественному произведению фантастического жанра, оригинальному по тематике, образам и стилю, в разные годы боролись такие произведения, как «Дни Солнца» Андрея Хуснутдинова, «Алхимистика Кости Жихарева» Михаила Успенского, «Теллурия» Владимира Сорокина, «Персональный детектив» Владимира Покровского, «Комьюнити» Алексея Иванова.
Лауреатами «Новых горизонтов» становились Наиль Измайлов за роман «Убыр» (2013), Владимир Аренев за повесть «Душница» (2014), Олег Радзинский за роман «Агафонкин и Время» (2015).
Номинационный список будет объявлен в течение апреля.
Лауреата четвёртого премиального сезона определит жюри в составе:
• Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир», Председатель жюри;
• Валерий Иванченко, литературный критик;
• Константин Мильчин, литературный критик, журналист;
• Валерия Пустовая, литературный критик;
• Артём Рондарев, музыкальный и литературный критик, журналист.
• Галина Юзефович, литературный критик.
В этом сезоне победитель будет определён в два тура. В сентябре будут названы четыре произведения из номинационого списка, набравшие наибольшее количество голосов жюри.
В октябре — объявлен победитель.
Цель премии — поощрить авторов и произведения, способные напомнить о том, что фантастика не сводится к непритязательному развлекательному чтиву, а представляет собой интеллектуальное чтение, провоцирующее на размышления о будущем, прошлом и настоящем и приглашающее читателя в дивные новые миры.
Фантасты и сопричастные рассуждают о профессиях далёкого и не столь отдалённого будущего.
На вопросы уважаемого БВИ ответили Роман Арбитман, Александр Бачило, Мария Галина, Алексей Евтушенко, Сергей Жарковский, Лео Каганов, Николай Калашников, Александр Лукашин, Геннадий Прашкевич, Василий Щепетнев и другие.
Расшифровка лекции "Прошлое и будущее научной фантастики", которую я прочитал на выставке «Будущее. Изобразительное искусство в воображаемом будущем». В рамках Специальной программы Шестой Московской биеннале современного искусства, конечно.
Быстро, бегло, пунктиром и по верхам.
Зато какие редактор картинки замечательные подобрал.