Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Double Black» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 26 декабря 2023 г. 10:14

Нетфликс.

2020

Сериал прошел давно. О нем только ленивый не писал. Я — ленивый. Я не писал.

А некоторое время назад посмотрел. Что ж…

10 из 10 вряд ли. 9 точно. И приготовьтесь к некоторому количеству спойлеров, если вы не в курсе о чем кино. К сожалению, без этого дела — никак. К счастью, это не помешает. Я знал сюжет, но смотрел с удовольствием. Потому что мне было важно не то, чем закончится, а то, как. И как это будет подано. Думаю, вы понимаете разницу.

Итак. Община сатмарских хасидов в Бруклине. Эти ребята, сатмарские хасиды — крутые антисионисты. И живут в своем мире, наглухо закрытом от остального. Настолько закрытом, что иногда кажется, какой-нибудь эмигрант из Нигерии будет больше понимать в том, как устроен мир, чем хасид, живущий внутри общины в Нью Йорке. Молодая женщина, Эсти, бежит из мира сатмарских хасидов в Берлин к своей матери, которая много лет назад сделала то же самое: сбежала. Муж пускается по следу, чтобы вернуть беглянку. Все. Почти что рассказ о Золушке.

Жизнь в ортодоксальной общине — сложная штука. По крайней мере, авторы сериала четко дают это понять. Много правил, еще больше неписаных законов. Больше нельзя, чем можно. Если есть выбор между “может быть” и “нельзя”, чаще выбирается второе. И, в то же время, есть лазейки. Всегда почти есть лазейки. Меня потрясли две вещи — раббанит, дающая уроки сексуального образования и “у путешественников другая Тора”. Что, разумеется, фигня. Тора одна.

Есть вещи, которые просто понять. Если ты родился в определенных условиях, ты воспринимаешь их, как нечто естественное и тебе нужно много любознательности и много мужества, чтобы сменить все вокруг. Шагнуть в неизвестность. Проще оставаться в рамках того, к чему привык. Пусть не очень комфортно, если ты вообще задумываешься о таких вещах. Зато безопасно. Или, по крайней мере, есть иллюзия безопасности и комфорта.

Эсти Шапиро делает шаг за пределы своего знания. Туда, где нет ничего, понятного и известного ей. Только неизведанное. Есть люди, которые приходят к религии в силу своих убеждений. От атеизма делают шаг к полной его противоположности. Они идут вполне известной и проторенной дорогой. Они знают, что будет в финале, да нет. Они что за каждым поворотом дороги будет знают. В отличие от тех, кто выбирается из совершенно замкнутого на себе мира и уходит в неведомое. Это не восторженная ода ни тем, ни другим. Просто объяснение того, как все устроено.

Шира Хаас в роли Эсти просто бесподобна. И про это много чего можно писать. Поэтому поставлю точку. Посмотрите — убедитесь сами.

Вообще все почти играют прекрасно. Кто меня потряс (потому что от Ширы Хаас ожидал восторга), это Амит Рахав в роли мужа Эсти, Янки Шапиро. Как бы, да, кино про Эсти, но у нее есть муж. Который страдает, который сходит с ума, который ее любит. И который, да, однозначно, пожалуй, самая весомая причина ее побега. Парень просто отжигает в своей роли. И ведь персонаж такой несимпатичный. Маменькин сынок, уверенность в себе на уровне минус бесконечность. Быть может, единственный раз в жизни решается сделать самостоятельный шаг, принять решение, не руководствуясь жестко впаянными в него с детства ограничениями. И крайне неудачно.

Есть в сериале некоторые минусы, нестреляющие ружья, притянутые за уши решения. Западное общество идеализированно, слишком много розовых пони скачут по просторам фантазии сценаристов. Профессор, который реально помогает Эсти, разумеется, араб. Единственная студентка, которая говорит реальные вещи, но на грани фола буквально, разумеется, израильтянка. Но все складывается удачно. Золушка сбегает от принца, туфелька никому не нужна, и кое-какие штуки таки да превращаются в тыкву. Ибо поделом.

Хорошее кино. Наезд на религиозных евреев? Да нет. Я не заметил. Все преломляется через Эсти, да, она бежит из одного мира в другой. Но в том мире, что она покидает, большинству обитателей комфортно. Почему — вопрос к ним, не ко мне. Кстати, пишут в сети, что мир этот преподнесен нам в “Неортодоксальной” удивительно точно. Спасибо и за это.

Что в итоге? Эсти — сильная женщина. Она берет свою судьбу в руки. И творит чудо. Маленькое, свое, личное чудо. Ведь на самом деле чудеса случаются. Надо только понять, что это — твое чудо. С каждым из главных действующих лиц в сериале происходит маленькое волшебство. С Эсти, с Янки, с его кузеном Мойше, с Робертом, которого случайно встречает в кафе в Берлине Эсти, с ее матерью Лией. Каждый получает свое чудо. Но не каждому хватает ума и сердца, чтобы это понять. Как в жизни.

© Юрий Супоницкий

#Kино_без_наркоза


Статья написана 19 декабря 2023 г. 00:42

Есть очень разные фильмы про войну.

А еще есть люди, которые умеют снимать такое кино.

И это означает не просто подобрать актеров, сделать зрелищные сцены и волнующую музыку. Это, как, впрочем, про любое кино, сделать его живым. Ридли Скотт и Джерри Брукхаймер умеют.

“Черному ястребу” больше двадцати лет, но это абсолютно не замечаешь. Динамика такая, что уже задолго до первого выстрела сидишь, пытаясь подобрать челюсть. А потом вообще забываешь о ее существовании.

Сюжет, кстати, абсолютно реальный и снятый с почти документальной скрупулезностью и четкостью.

1993-й год. Сомали. Могадишо. Американские военные планируют рейд в центр города, чтобы захватить очень плохого парня. Короткая операция, все должно пойти, как по маслу, так оно и идет. Только масло — это то, которое Аннушка уже пролила.

И внезапно вместо молниеносного налета на штаб-квартиру полевого командира две сотни солдат оказываются в огненной ловушке в центре враждебного города, отрезанные от помощи. Но мы же планировали быстрый набег, через час на базе ужин. Поэтому боезапас не полон, приборов ночного видения нет, надо как-то вывозить раненых под огнем, а город превращается в кипящий и плюющийся свинцом адов котел.

Если этого мало, то, вдобавок ко всем прочим бедам, к раненым и убитым, к отрезанным путям отхода, местные партизаны сбивают эвакуационный вертолет. Собственно говоря, вертолет называется — “Черный ястреб”, отсюда и название фильма.

И начинается очень правдивое и очень безумное месиво из перестрелок, крови, умирающих солдат, которых невозможно вывезти и других солдат, которых убивают во время отчаянной попытки вырваться и вытащить раненых. Из полного хаоса, из сражения без фронта и тыла, где враг везде, иногда в двух шагах за спиной. Где надо принимать решения моментально, без размышлений и где люди делают шаг в вечность потому, что есть долг. И этого достаточно.

Я не буду ни пересказывать историю, она описана во множестве источников. Да и смысл ленты не в том, чтобы передать некий сюжет с началом, продолжением и финалом. Это просто окошко в войну. Как она есть. Без прикрас, без жалости к самим себе. Без пафоса. Кровь. Грязь. Смерть. Смотрится на одном дыхании. Потому, что правдиво. Потому, что великолепная игра и подбор актеров абсолютно сумасшедший. Потому, что жизнь — лучший постановщик и события этого дня неслись с головокружительной скоростью.

Американцы за сутки без малого потеряли девятнадцать человек. Сомалийцев было убито больше тысячи. Среди них, наверняка, мирные жители тоже, но кто считал, если все стреляют и если парень в шлепанцах и футболке, пока он с “Калашниковым” — солдат, а, когда у него дыра в голове, уже вроде как и обыватель. У него ж на лбу не написано. И про Женевские конвенции он не читал. Он вообще читать не умеет. Только стрелять.

С другой стороны, наверное, это и есть нормальное соотношение, когда даже недостаточно экипированная, но натасканная и умеющая воевать именно как команда армия сталкивается с партизанами лицом к лицу.

А в остальном — война. Помните мифы древней Греции: там у войны было два бога. Арес, кровожадный, жестокий, ненасытный. И Афина, мудрая, хладнокровная, расчетливая.

Так вот этот фильм про Ареса.

© Юрий Супоницкий

#Кино_без_наркоза


Статья написана 9 декабря 2023 г. 17:49

В два слова

Унылое дерьмо

В десять слов.

Хороший писатель должен вести людей. Идти на поводу денег стыдно.

В много слов. И, внимание, дальше будут спойлеры. Поэтому, если не хотите, можете не читать.

Профессор Лэнгдон должен … впрочем, что он должен я напишу в конце.

Я начал знакомство с Дэном Брауном, как, наверное, большинство из вас, с “Кода Да Винчи”. Хотя серия про удивительного профессора начинается с “Ангелов и демонов”. И первые книги они действительно круты. Полны загадок, полны идей. Интригуют и держат до конца в неведении. Может, это не высокоинтеллектуальное чтиво и место им в метро по дороге на работу, но это реально хорошая беллетристика.

В первых четырех книгах серии речь идет чаще всего об истории, о конспирологии, о загадках древности и часто о всяких полумертвых сообществах … ну, вы знаете… такое древнее сообщество со странным названием, которое тайно пытается править миром, вставьте нужное. В отличие от них, “Происхождение” это книга якобы о науке.

Вылупляется из яйца гений, удивительно одаренный разом во всем, эдакий Илон Альбертович Хоукинг и пытается довольно своеобразным способом решить проблему происхождения человечества и спрогнозировать то, к чему мы придем в будущем.

Гениальный ученый создает не менее гениальный компьютер, который просчитывает все на свете и это предлагается скушать читателю. Безошибочность расчетов принимается религиозным образом за абсолютную истину. Априори. По вкусу сюжет напоминает пластмассовую яичницу. В качестве финала расчеты компьютера предсказывают наше будущее. Заодно отвергают бога, как факт. Конечно, корчит рожи из-за кулис бог из машины, но только рожи. В итоге — тягостная нудятина в духе дешевых футуристических статей, предсказуемая примерно с пятнадцатой страницы. Раньше за Брауном такого не наблюдалось.

Что еще? Происки злобного испанского королевского дома и невнятной католической религии против столь же невнятных откровений гениального ученого оборачиваются дешевым пшиком. Вовсе никто никому ничего дурного не собирался сделать. Сплошное недоразумение. Как это становится модным в современном кино и литературе, хорошие сражаются с хорошими, чтобы стать еще лучше. Единственный бяка в романе тоже оказывается обманутым, но изначально исключительно хорошим человеком. Мир на всех парах летит в гармонию толерантности, доброты и розовых соплей.

На этом фоне раввины, ездящие по субботам на автобусе и адмиралы испанского флота в отставке, влачащие нищенское существование (пенсии адмиральские, видимо, для них не положены) кажутся детским лепетом. Фрагменты, больше всего напоминающие цитаты из Википедии. И штампы, штампы, штампы …

Зато все галочки расставлены. Поклон либерализму — есть. Поклон толерантности — есть. Поклон ЛГБТ — пожалуйста. Мультикультурализму — вот он. Иногда складывается такое ощущение, что книга писалась ради этих галочек. И зеленых бумажек. А все остальное — вторично.

Если вы ждете умных мыслей, загадок, интересных исторических фактов, то это есть. Но его, как снега в Израиле. Кое-где и очень редко. В отличие от предыдущих книг серии.

И, в завершение, профессор Лэнгдон. Вечный инфантильный всепобеждающий герой с невнятной сексуальной ориентацией. Пятую книгу подряд этот, в общем-то неглупый, спортивный, эрудированный и очень привлекательный человек встречает на своем пути крайне незаурядную, красивую, умную женщину и беспомощно ее упускает, оставаясь свободным до следующей книги. Поэтому профессор должен либо умереть, ибо давно пора, либо немного повзрослеть и завести нормальные отношения с женщиной. Либо уже поменять психолога. Пора бы.

В общем, беда писателя, который реально умеет хорошо в своем жанре и создает реально крутую серию романов, но не может остановиться и продолжает выжимать из первоначальной идеи все, что только можно. А уже не выжимается.

И, в заключение, вопрос. Профессор Лэнгдон удивительно напоминает Джеймса Нольнольсемовича Бонда. За одним исключением: он никого не … ну вы поняли. Или я что-то путаю. Действительно, кто-то помнит, лишился ли девственности профессор Лэнгдон на протяжении пятикнижия Брауна?

© Юрий Супоницкий

#Книги_без_наркоза


Статья написана 5 октября 2023 г. 18:35

Это продолжение “сериала” про межзвездную империю Тейскалаан и про женщину по имени Махит Дзмаре. Про первый роман я писал немного раньше, найти текст будет довольно просто. И оно, это продолжение, опять огребло “Хьюго” и еще “Локус”. То есть, оценено. Посмотрим, по достоинству ли.

Махит Дзмаре живет на космической станции Лсел. Обитатели Лсел заняты добычей редких металлов, чем и кормятся. Империя Тейскалаан, как и положено империи, распространяется и поглощает все, что рядом и что плохо лежит, поэтому обитатели Лсел еще и заняты тем, чтобы их не проглотили. И первый роман дилогии, который, в общем, неплох, и который как раз про то, как Лсел попыталась увернуться от поедания, и какую роль в этом сыграли Махит и ее предшественник, хотя и не без видимых недостатков, однозначно стоит читать.

И, внимание, дальше маленький спойлер. Первый роман дилогии начинается тем, что станция Лсел втягивает Тейскалаан в войну со странными пришельцами, которые уничтожают людей без видимой на то причины.

Вторая книга, про которую мы и говорим, посвящена войне. Сторону пришельцев почти не видно, нам подается то, что происходит на станции Лсел. И то, что происходит в империи. В правящих кругах (император, наследник) и на флоте, который был отправлен размазать врага по вакууму.

Расскажу я о ней так же, как и о первой. Вначале о том, что мне понравилось. Потом о том, что не понравилось. И постараюсь отделаться минимумом спойлеров, чтобы читать вам было интересно.

Итак, плюсы.

В каком-то смысле это добротная космическая опера. Тут уже без вопросов, в отличие от первого романа: звездные флоты сталкиваются, лазеры и антиматерия грохочут, ракеты летят, полководцы полководят и все это происходит достаточно правильно, масштабно и вдохновенно.

Характеры персонажей, их описание, поступки, мысли — они хорошо выписаны. Люди разные. Объемные. Неоднозначные. В этом плане первый роман слабее. Персонажи динамично сталкиваются, их интересы пересекаются, плетутся интриги, приносятся жертвы. Порой совершаются глупости. В общем, как в жизни.

Идея. Я не буду раскрывать, в чем замысел автора и чем характерны “злобные” пришельцы. Может, не такие уж злобные. Это не оригинально, но в научной фантастике очень много тропок исхожено и истоптано. Но то, как подана, в общем, не такая уж новая идея, вполне свежо, забавно, у меня заняло достаточно долго времени догадаться, и это однозначный плюс. Описание самих “злобных” сделано очень качественно. Спасибо.

Теперь минусы. Их больше, но они не перевешивают плюсов.

Во первых, опять кругом, простите, сплошные дамы. Женщины на всех почти руководящих постах, все мужчины, способные что-то разумное делать, находятся под каблуком. И это уже четкий намек на необходимость визита к психологу.

Во вторых, все хорошие. В Империи. На станции Лсел есть свои говнюки, их даже слишком много, на мой вкус. Но в Империи — все в ажуре. Хорошие и правильные люди сражаются и интригуют с еще более хорошими и правильными. В результате победу по очкам получают самые … верно. Хорошие и правильные. Ау, люди. Так не бывает. Я понимаю, что это тренд в американском кино сегодня. И что у нас, некоторым образом, фантастика. Но так не бывает. Есть свои плохиши. Всегда.

В третьих, логика. Главные героини — лесбиянки. Этим никого не удивишь, это норма. С этим все в порядке. Непорядок начинается там, где автору почему-то надо, чтобы они поругались, и это происходит без намека на логику, здравый смысл и даже не то, с чем героини приходят к ситуации. Нужна ругань (для чего? Лишних страниц добавить?) — есть ругань. Не нужна — есть мир, любовь и всетакое. Потом опять разборки. И все подстроено под сюжет. Натянуто.

В четвертых, наследник престола Тейскалаана. Он крутой, он чудесно описан. Персонаж — настоящая находка. Может быть, слишком круто для одиннадцатилетнего пацаненка. А может, и нет. Иди знай, как взрослеют наследники тронов империй. Но вот во что не верится — это что такой парнишка может разгуливать без охраны по городу, кататься на метро, когда там периодически срабатывают адские машинки террористов. Нет, в то, что он может захотеть и что у него может получиться верится. Не верится, что его оставляют без присмотра. И за это никому не отпиливают голову ржавой пилой публично и на главной площади города.

В пятых, “злобные” пришельцы. Которые и млекопитающие, и одного с нами, видимо, генетического кода. В конце концов они тоже оказываются вполне милыми ребятами. Подумаешь, поубивали кучу народу. Просто непонимание. Бывает. Опять. Хорошие воюют с еще более хорошими. В бесконечной вселенной закончились злыдни.

Ну и в заключение.

Не шедевр. Добротная книга с легкими прибабахами. Которые ее не очень портят. Читать стоит. Перечитывать — нет. Это вам не Желязны и не Азимов.

© Юрий Супоницкий

#Книги_без_наркоза


Статья написана 17 сентября 2023 г. 18:49

Кто-то уже сказал про Шамиля Идиатуллина, что неважно, что он пишет, выходит социальный роман. Не знаю, нравится ли ему самому это, рискну сказать, что вряд ли. Да и не скажу, что утверждение справедливо. Если хотите каких-либо ультимативных утверждений про его творчество, то все его книги, что я читал, были очень хороши. Или лучше.

“До февраля” — это формально история про маньяка. Про серийного убийцу, который сорвался с тормозов. Не знаю, правда, есть ли у них вообще тормоза. И вся история раскручивается вокруг … нет, не буду делать спойлеры. Просто представьте себе, что где-то в российском областном центре заводится такой безбашенный ублюдок, который начинает со старушек, но дальше его тянет на литературную славу, и он пишет мемуары. И оттого все крутится вокруг редакции так пытающегося вновь открыться некогда почившего в бозе литературного журнала. Который Большие Люди хотят возродить. Как вы догадались, до февраля. Поэтому все и закручивается туже и туже, пока совсем не становится невмоготу, и … опа. Не затянуто. Закончено. Точно когда нужно. Немного чудесно, но в меру. Ибо серийный убийцы — это своего рода чудо, только чудо со знаком минус. Эдакое блуждающее по миру хтоническое невообразимое, лишенное рациональности зло. Зло ради зла. Невообразимое черное начало которое несет в себе свою собственную мрачную магию, оттого поймать его и наказать оказывается вовсе не так просто.

А еще “До февраля” это история про жизнь. Про то, как мудрые политики нагибают нас, решают за нас, потому, что им лучше, чем нам, глупым, понятно, что нам надо знать, что не надо, про то, чем нас кормить, и про то, чем нас будет рвать, когда нам будет от их жратвы очень плохо. Про то, что, кроме них, все знают, что хорошо нам не будет. Да и они знают, только им начхать. Про ментов. Которые стараются, чтобы … ну, чтобы все было хорошо, насколько это возможно. Им реально хочется, чтобы убийца был пойман. Но они делают это так, как умеют. А умеют они по всякому. Иногда очень немягко. Так, как мы и знать не хотим. Но знаем. А еще над ними начальство, которое, если надо, в такую позу поставит, что гланды в мошонке найдешь. И еще рад будешь, коли найдешь. Оттого они и рвут задницы. Лучше чужие, поскольку свои — жалко.

Про людей, которые хотят доискаться до правды, чего бы это им не стоило. К счастью, такие всегда есть. К несчастью, они-то и огребают больше других за свое стремление, за то, что можно назвать наивностью, а можно — честностью и гражданской позицией.

Короче, книга-то про жизнь. Где серийный убийца, психопат и просто редкостная тварь, оказывается … нет-нет. Если вы подумали, что я напишу сейчас, что он оказывается на самом деле хорошим и милым человеком, которого общество опустило и заставило … Не надейтесь. Маньяк в книге именно то, что и должен быть. Ходячая мерзость. Так вот, я к тому, что в книге, как и в реале, помимо нашего убийцы есть и другие вполне пристойные члены общества, которым место в том же аду. Может, в соседнем котле. А, может, и не в соседнем.

Просто книга про все. Про жизнь. Не про зло, а про город, в котором завелось зло. Про людей, которых это касается. И как они с этим справляются. И тут я хочу сказать две вещи. Очень важные. Очень.

Первая такая. Мы берем в руки “До февраля”, и это книга с мрачными страницами, с убийствами, жестокостью, но сама книга — удивительно светлая. Я уже не в первый раз нахожу это у Шамиля Идиатуллина, и, да, мне это очень нравится.

Вторая не менее важна. Мы любим говорить о том, что надо изменить мир, переделать все к лучшему. Чаще всего забываем при этом, что изменить мы ничего не в силах. Только себя.

Так вот и получается, что в “До февраля” кто изменил себя, тот и спасся.

А кто — не скажу.

Читайте сами.

Не пожалеете.

© Юрий Супоницкий

#Книги_без_наркоза


Файлы: cover13d__w410.jpg (33 Кб)



  Подписка

Количество подписчиков: 16

⇑ Наверх