| |
| Статья написана 30 декабря 2015 г. 06:56 |
Дорогие друзья, читатели, коллеги! Поздравляю вас с наступающим Новым годом! Добра вам и здоровья (добра — материального и духовного, здоровья — крепкого и желательно бесплатного). Также желаю мечтать и добиваться исполнения желаний, никогда не опускать руки и верить (вот хотя бы в НЛО — так веселее и вам и ему). И книг, да, всем интересных книг! Открытка для барышень:
|
| | |
| Статья написана 24 декабря 2015 г. 10:16 |
[IMGLEFT]http://data.fantlab.ru/blogfiles/b40550/9...[/IMG] Это не отзыв-рекомендация. Это скорее рассказ о том, с чем я столкнулась в этой книге. Я не хочу и не стану советовать этот роман никому и ни по какой причине, мне даже хочется оставить всё, что я о нём думаю и чувствую по прочтении, при себе, но, во-первых, это было бы нечестно по отношению к другим читателям, которые могут захотеть прочесть роман, во-вторых, он вызвал у меня совершенно иные эмоции, нежели у остальных, и об этом потенциальному читателю тоже следовало бы знать. С прозой Сирила Массаротто я сталкиваюсь второй раз, так что знаю, чего от него ждать. Я не ищу у него чего-то нового, нестандартного, никаких новых мыслей, важных для человечества. Массаротто говорит о том, что нам и так уже давно известно, при этом использует самые простые слова и словосочетания. Порой даже кажется, что он намеренно упрощает предложения, чтобы очевидные вещи быстрее доходили до читателя. В этом, наверное, и кроется его авторская особенность – француз Массаротто простой как три евро. Он берёт за основу то же, что брали другие авторы, слагает нехитрый сюжет, но получает на выходе неожиданно действенную вещь. Действенную избирательно, конечно: не будем забывать, что существуют и читатели, недовольные его работами. Их отпугивает, видимо, как раз отсутствие новой пищи для размышления. «Я самый красивый человек в мире» – небольшой роман. Его можно прочитать за три-четыре часа. В нём – жизнь самого красивого человека в мире, который пытался стать счастливым. Несмотря на малый объём, затронуто много хороших тем: желание родителей считать и видеть тебя особенным (как правило, губительное); вина перед самим собой и другими за собственную уникальность (как следствие – невозможность стать частью общества); независимость красоты внутренней от красоты внешней (но от внешней никуда не деться, если только не сыскать себе колдуна!). Обратная сторона популярности – не такой уж новый мотив, да и в эмоциях главного героя, которого даже не называют по имени, нет ничего особенного. И всё же – это напоминание о том, что ценно, о том, что внутри, о том, что ничто внешнее не сделает тебя счастливым, если у тебя нет друзей и любимых. За что любить – эта тема тоже затронута. За то, что человек тебя родил, воспитал как мог и потом потребовал отдачи? За то, что другой человек много сделал для твоей славы и твоего кошелька? За то, что третий человек разделил с тобой улицу? За то, что твоя известность подчас подменяла тебя самое? За то, что… Это простая история. Её герой был всем, потом стал никем, потом снова вознёсся, пропагандируя уже другие идеалы, а потом, как водится в хороших историях, всё же достиг счастья. Но какой ценой? Кто-то считает, что богатым и знаменитым не с чего лить слёзы. Сирил Массаротто так не думает. Я тоже. 10/10
|
| | |
| Статья написана 23 декабря 2015 г. 10:30 |
[IMGRIGHT]http://data.fantlab.ru/blogfiles/b40523/9...[/IMG]Справка: цикл «Эффект…» состоит из двух романов – «Эффект искажения» и «Эффект преломления». Но это не такой цикл, в котором без прочтения первой книги во второй ничего не понятно, нет. Один-единственный герой из первого романа переходит во второй, но переходит таким образом, что второй роман становится полностью самостоятельным. И каким самостоятельным! Если бы я взялась сравнивать оба романа, вот хотя бы по силе интриги, я бы сказала, что второй даёт первому фору на 100 метров, а потом догоняет, обгоняет и приходит к финишу первым. Крепкий, затягивающий сюжет, в котором нет провисаний и гендерных финтифлюшек, здравомыслящий главный герой и неоднозначная главная героиня, исторический пласт и век современный – всё это так надёжно спаяно, сведено в финале к одному, что я до сих пор думаю, не исправить ли оценку на десятку. Жанр – исторический роман-тире-мистика (никакой фэнтези, хоть об этом и пишут в классификаторе; вампиры современности и нелёгкая судьба реально существовавших в 15-16 веке людей – это вам не эльфы с гномами). Две параллельные сюжетные линии до самого конца развиваются самостоятельно, только в финале сталкиваясь, чтобы превратиться в одну. В первой линии, исторической, героиней становится Эржебета Батори, та самая женщина, которую ещё называют Чахтицкой пани, Кровавой графиней и даже Графиней Дракула. Путь этого реального исторического персонажа, который до сих пор вызывает интерес у писателей и режиссёров, прослеживается в романе от малых лет и до самой смерти, и если не знать фактического положения дел, то можно подумать, что эта сюжетная линия выдумана. Но как выдумана! Потрясающие воображение картины детства, юности, влюблённости, утрат героини держат читателя до самого конца, но даже тогда не отпускают, как бы говоря: «Вот видишь, а ты не верил, ты был как все!..» Эта часть романа выписано чётко, логично, страстно, кроваво. Дамы, закройте глаза и уши. Вторая сюжетная линия – современный Владивосток, чистильщик, клан вампиров киан-ши, извечная вражда между чистильщиком и кланом и – поводом для – повальные смерти среди богачей. Чистильщик – то самое звено из первого романа цикла и единственный персонаж, который ещё может напоминать о событиях прошлого (но не напоминает, благодаря чему «Эффект преломления» и становится самостоятельным произведением). Наибольший вес этой линии придаёт сотрудничество клятых врагов, взявшихся вместе расследовать нападения на богачей; здесь язвят, пьют кровь наркоманов, звонят по видеосвязи, ночуют на деревьях, стреляют серебром и святой водой, спасаются и спасают. Не лишена линия и спецэффектов, но куда без них в современный век? И да, обезьянка прилагается. Когда две линии встречаются, а происходит это почти в самом конце, на последнем десятке-другом страниц, переосмысливается первая линия, благодаря чему всё во второй встаёт на свои места (потому что невозможно пришить то, что происходит во второй линии, героине из первой!). И финал, хоть и смертельный, быстрый, смотрится немного горько (в историческом смысле), но справедливо (в смысле современном). 9/10
|
| | |
| Статья написана 20 декабря 2015 г. 08:27 |
[IMGLEFT]https://data.fantlab.ru/blogfiles/b40468/...[/IMG]Андрей Буторин – писатель немолодой. За его плечами участие в таких проектах, как «S.T.A.L.K.E.R», «Вселенная Метро 2033» и "Роза миров", а также медаль конвента «Серебряная стрела» за роман «За краем земли и неба». Десятки опубликованных в журналах рассказов добавляют веса, и вот как раз о рассказах-то я и хочу поговорить в текущем обзоре. Писатели очень облегчают ленивым читателям жизнь, когда собирают написанные в разные года и на разные темы рассказы и помещают их в сборники, которые можно легко купить и прочитать. Данный сборник не тематический, он – жанровый. «Курс на Мираж» – первый из шести сборников автора, собранных им из рассказов разных лет и распределённых под шестью обложками согласно жанрам, и конкретно данный сборник содержит в себе (подсказка на обложке) фантастические рассказы. Уже по прочтении я могу сказать, что почти каждая вещь сборника связана так или иначе с космосом; автором использованы такие сюжетные ходы, как контакт, ксенофантастика и путешествие во времени, при этом события могут происходить что в двадцатом веке, что на другой планете. Ну что, посмотрим, будет ли космос наш?
Во всём свои плюсы Первый плюс состоит в том, что тебе, заключённому, виновному в смерти трёх человек, делают крайне странное и с технической точки зрения неосуществимое предложение. Второй плюс осознаётся вместе с мыслью о том, что умереть никогда не поздно, даром что отправляют тебя не на какие-нибудь Гавайи, а к Альфе Центавра. А ещё один плюс обнаруживается, когда твоим спутником в этом путешествии оказывается женщина. В рассказе присутствует интересная НФ-нота, но почти нет эмоций. Впрочем, даже в этом есть своеобразный плюс. Бобик по кличке Жучка Сперва может показаться, что это – рассказ об ужасах войны, в которой враг неизвестен, но когда появляется фант.элемент, появляется и лейтмотив: кто-то может играть вами, но вы вовсе не обязаны оставаться безголосыми игроками до конца. Героям в этом рассказе голоса помогают обрести шестиногие чудо-юдо. Гуси-лебеди Лирика и минор зачинают эту миниатюру, подхватывает её фантастика (исследовательского толка), а финал неожиданно достаётся философии. Будьте осторожны с мечтами. Желтый аспид Автор доходчиво и на примере героя поясняет, почему путешествие во времени – не такое уж весёлое и безопасное занятие. Фантастическая история про попаданца в прошлое (кстати, вовсе не человека) оборачивается смешной (!) трагедией. Лечебный курс Снова тематика времени-пространства, но теперь достижения науки используются для лечения рака. Ну то есть как используются… экспериментальный образец всё-таки… мало ли что… Смотрим на результат «мало ли что». Гул Ксенофантастика. Почти мистическое столкновение с причудами покоряемой планеты: смерти одна за другой, неутешительные выводы расследования и внезапное раскрытие тайны. Последствия непонимания двух миров, столкнувшихся в третьем. Ранее рассказ публиковался под названием «Общая кровь» Сенсационное интервью Небольшой рассказ, для автора даже простой, в котором даётся, а потом берётся назад интервью на очень щекотливую тему. Фантастика-тире-реализм. Чужой Тема «ни свой ни чужой» в этом рассказе перерождается постепенно в горькую констатацию факта – всё-таки «чужой», но прежде читатель погружается в воинственную ксенофантастику, в которой мира между людьми-пришельцами и аборигенами некой планетки нет даже в перспективе. Образ героя, не человека, но выращенного людьми существа, отражает всю трагичность ситуации, когда ты должен делать выбор, к которому не готов. Тест на функциональность Изобретения, потребители, изобретатели – всё смешалось в этом рассказе. Кто же более надёжен? Омут А вот и первые попаданцы по мирам в сборнике! Приятный бонус – попаданцы здесь двухсторонние, то есть и вы к нам, и мы к вам. Приезжает, значит, главный герой в деревню отдохнуть-порыбачить, а там… День свадеб Корабль-ковчег, переселенцы, катастрофа на корабле (давно-давно произошедшая), единственный выживший, выросший под присмотром двух роботов. Где-то психологическая, эта вещь заканчивается совершенно неожиданно! Коммуналка Как недорого снять квартиру в центре города – студентам и риэлторам на заметку. Фантастика с элементами «наши там», стартующая с бытовых, а заканчивающаяся трагическими обстоятельствами. Мать космонавта Пронзительный реализм, где космос – лишь фон, а мотивы страшны. Образ матери, образ Марса. Рассказ выбивается из основной массы рассказов сборника, но открывает новые черты Буторина-автора: он не только фантаст, но ещё и психолог.
Шеф-повар Робинзонада с ксенофантастикой пополам. 11 лет назад спейс-пилот потерпел крушение на неизведанной планете с тошнотворным небом и все эти годы был шеф-поваром для аборигенов. Финал с размышлениями. Очень жаркий день Рассказ отнюдь не о погоде. Это – хронофантастика с последствиями, в которой будущее меняют не только пришельцы, но и люди из настоящего. Закольцованный сюжет в наличии. Четыре минус пять А вот кому кротовых нор? Кому нюхачей, способных эти норы за километр унюхать? История поиска и спасения, а главное – попытка понять, как ноль стал единицей. Странные гости Классический сюжет про пришельцев, первый контакт и тарелочки. Правда, акцент немного сдвинут: исследуются не пришельцы, а, хм, их вещи. Мне, пожалуйста, 2 килограмма каменных кур. Курс на Мираж Самый проникновенный рассказ автор припас на сладкое. Долгий космический квест, в котором верные сердца хоть и пройдут испытания, но останутся верными, память будет самым ценным, а все действия, совершаемые героями, будут совершаться во имя чего-то большего, хоть и сперва невидимого. Удивительно философский, этот рассказ из фантастического превращается в притчеобразный, где даже смерть – не напрасный ход. Этот фантастический сборник неоднороден, но многолик. Он не даст всех ответов на вопросы типа «почему мы ещё здесь, на Земле?», но поможет получше узнать самих себя. И, может быть, понять. Продаётся на ЛитРес.
|
| | |
| Статья написана 17 декабря 2015 г. 15:39 |
2015-й ещё не кончился, но уже вот-вот, то есть настало время подводить читальные итоги года. На этот раз я решила отказаться от классической списочной схемы (её я использовала в прошлом году) и сделала небольшой обзор в свободной форме. Ну-с, поехали.
Романы Хотела читать больше русскоязычных авторов, но вышло примерно поровну, при этом половина прочитанных произведений оказались в жанре фэнтези. Выбирать лучший роман было сложно, почти все получили от меня высокие баллы, но я это таки сделала. Среди русскоязычных авторов в моём ТОПе красуются М. и С. Дяченко с романом "Ритуал" и Вера Петрук с романом "Слепой". И если первые — общепризнанные любимцы и талантливые писатели, то вторая поразила меня именно отсутствием известности и высоким качеством текста (надеюсь, известность придёт, а качество останется!). Эти авторы безусловно переходят со мной в 2016-й год, а за шикарный 2015-й, который стал ярче благодаря их произведениях, я говорю им огромное спасибо. Среди фэнтези-иностранцев покорителем моего читального сердца оказался Нил Гейман с "Задверьем" (хотя я всё-таки предпочитаю название "Никогде", т.к. оно точно отражает локации романа). Гейман, красавчик, встречался на моём пути и раньше, но с романом — впервые (до этого читала только рассказы), так вот лично мне этот автор нравится именно как романист. Жду свидания в 2016-м, пригласила на ужин "Звёздную пыль", а потом ещё "Американские боги" обещали подтянуться. Немного мистики мне в этом году тоже перепало, но лучшим стал только один роман, без деления на языки оригинала. Это немножко безумный "Как подружиться с демонами" британца Грэма Джойса. Первое знакомство с автором, но, ей-ей, не последнее, раз уж он в ТОПе, и я отчаянно надеюсь, что нечто такое же, как в "Демонах", я найду в других его произведениях. Реализм попадался в 2015-м всякий, от юмористического до психоделичного, но в финал вышел всепобеждающе добрый "Старик, который читал любовные романы" Луиса Сепульведы. Очень своевременно прочитала! Ещё пару лет назад я бы не прониклась им. Детективов читала мало, а в финал вышел и вовсе полу-детектив, но не указать его я просто не могла. Ледяной роман "Смилла и её чувство снега" датчанина Питера Хёга покорил меня. Этот тот самый случай, когда после электронки покупаешь бумагу и знакомишься с остальными произведениями автора.
Повести Вообще такая форма попадается мне очень редко, в этом году, например, попалось всего семь штук. И снова половинка на половинку (ну вы поняли) по авторам. В ТОП вышли две неоднозначные и оттого высоко мной оценённые повести "Долина грохочущих копыт" Генриха Бёлля и "Клуб "Вечное перо" Марии Фомальгаут. У первого даже боюсь брать ещё что-то: а ну как наткнусь на что-то такое же душещипательное?.. С Марией проще: я читаю её уже пару лет и собираюсь читать ещё долго.
Рассказы Как вообще можно вычленить лучшие рассказы из того моря прочитанных вещей, что омывало берега моего любопытства в 2015-м году? Это же невероятно трудно!.. Ладно, к чему ломаться, вот они. Яркие, запомнившиеся — когда по одному только названию в списке ты вспоминаешь, о чём этот рассказ и почему ты его высоко оценил — разные, как их авторы. Они в ТОПе, потому что они были лучшими. Они веселили, ужасали, угнетали, обнадёживали.
1. Безжалостный Джордж Р.Р. Мартин и его юморные ужасы "Лечение мартышками" 2. Купислона Юлия Зонис и её кровожадный "Бунт еды" 3. Психоделичный Хулио Кортасар и его затягивающе-шерстяной "Некого винить" 4. Философская Мария Фомальгаут и её поисковый "За стеной" 5. Витпанковская Пэт Мерфи и её невитпанковские "Дикарки" Год ещё не закончен и, быть может, этот список пополнится, а пока итоги по рассказам выглядят так. В этом году я написала всего 39 отзывов — ничтожно мало по сравнению с прошлым годом, впрочем, у меня было и ничтожно мало времени, чтобы это делать (бизнес!). Всё же я надеюсь, что смогу и читать, и отзываться в году грядущем гораздо чаще, а это значит, что меня ждёт море книг, а вас — море отзывов. Спасибо, что читаете мою колонку!
|
|
|