Если у кого есть какие-то исправления в тексты (косметические, без роста объёма), присылайте. До конца этой недели (до 9/6) я готов их принять.
И чуточку статистики...
Всего было подано 123 рассказа.
Из 34-х записавшихся в фокус-группу читателей проголосовали 17 человек, и ещё 2 бюллетеня я забраковал. Половина то есть.
По странному совпадению из 123-х рассказов в сборник прорвались тоже 17, все, получившие средний балл выше 5-ти, и все прошедшие уложились в один балл — между 5-ю и 6-ю. Победитель получил средний балл 5,94, последний пришедший — 5,058.
Разница между прошедшими и непрошедшими составила 0,1768 балла.
Всего было выставлено 2091 оценка.
Из них семёрок — 266, шестерок — 300, пятёрок — 379, четвёрок — 403, троек — 397, двоек — 192 и 154 единицы.
Можно увидеть, что оценки распределились близко к нормальному закону с задранным левым краем. То есть, что бы кто ни говорил, а читатели оказались более доброжелательны, чем злы.
Более всех семёрок — 7 — получил лидер, но даже и последнее место имеет одну семёрку в своём активе. Всего же без максимального балла остались 17 рассказов. 38 обошлись без единиц. Шесть рассказов, попавших в сборник, имеют единицы, все по одной. Максимальное число единиц у двух рассказов — пять.
Приключения в постапокалиптическом мире. Написано неплохо (хотя ящерку всё-таки зря лохом нарекли – мой внутренний быдлан каждый раз хихикал), и прочиталось не без интереса, но уж совсем ничего не выделяет рассказ из многих подобных постапокалиптик (разве что лохи, хехехе).
Странная сказка
И действительно – сказка, кто бы мог подумать. С фантазией здесь всё в полном порядке – мне очень понравились и словесные каламбуры, и неожиданные сюжетные ходы, которые из этих каламбуров произрастают. Да и в целом получилось здорово и по-настоящему сказочно.
Субимаго
Портрет человека в ожидании апокалипсиса. Атмосферу надвигающегося конца света создать получилось, как и поставить перед героем непростую моральную дилемму. Но всё это портят две вещи. Во-первых, как-то поздно главгерой спохватился насчёт припасов и оружия – по-моему, сейчас выйди и спроси первых встречных ребят на районе, и они тебе не задумываясь ответят, какие магазы и аптеки будут обносить и чем будут защищаться, «если вдруг что». Это как-то даже самых мирных из нас заставит задуматься над планом на крайний случай. :-) Ну, а во-вторых, концовка разом перечёркивает поставленный перед героем вопрос – и с теми, что отправились в Иномир, всё хорошо, и сам ты теперь супергерой. Слишком уж просто получилось.
Счастье, что ты есть
Опять агитка про то, что «особенные дети» — это Счастье (да, здесь аж с большой буквы). Очень морализаторски и очень в лоб – и нет, извините, я всё ещё не убеждён.
Сыскари
Наверное, единственный рассказ отбора, который мне показался по-настоящему смешным. Интрига получилась достаточно предсказуемой (хотя способ гипноза – достаточно оригинален), но кого это волнует, когда хихикаешь практически от начала до конца – иногда даже в голос. Одна проблема – хотелось бы продолжения, да только слишком уж имбовый персонаж появился у них в партнерах: большая часть последующих дел закончится, не успев начаться.
Телескоп и голуби
Голливудская история про героических американских астронавтов (и одного китайского) – обязательные разговоры на SJW-тематику и злые русские из Кей Джи Би… эээ, то есть, «Эф Эс Би» прилагаются. Упор на реализм и фишка с голубями в космосе понравились, а вот то, что миссия к Хабблу, по сути, была для отвода глаз, а весь смысл рассказа оказался в противостоянии хороших американцев и злых русских – совсем не понравилось.
Тонкий мир
Рассказ про путешественника в другой мир, который только и успевает познакомить нас с героями и местом действия – а затем приключение быстренько заканчивается, не успев толком начаться. Идея-то была неплохая, но такой обрубок вместо концовки убивает рассказ напрочь.
Третий код
Отличная страшилка с интересной и оригинальной идеей в стиле «городской легенды» и достаточно неожиданной концовкой. Очень большой плюс за диалоги – сразу начинаешь верить в персонажей и реализм происходящего. Единственный момент – финальный твист держится на номере квартиры, который мелькает в одной реплике диалога, и читатель к концовке рассказа эту информацию благополучно забывает – мне пришлось листать обратно, чтобы вспомнить, когда там Тимур говорил про сто тридцать девятую. Возможно, этот момент стоило подать как-то по-другому, чтобы читатель запомнил эту информацию, и удивление от финального поворота было ещё сильнее.
У аппарата
Очень понравилась идея образно передать мироощущение служащего госаппарата – да и в целом образность у рассказа зашкаливает, что в целом большой плюс. Но вот сюжет за всей этой образностью теряется, и в конечном итоге оставляет довольно-таки равнодушным.
У каждой женщины есть прошлое
Юмористический детектив. Минус здесь единственный, но совершенно фатальный – мне было попросту не смешно.
Уборка
Знакомая ситуация – покопаться в старых вещах, вспомнить прошлое и то, что, когда-то ты был ого-го, и зарядиться новыми силами. Идея нормальная, но сразу же понятно, в какую сторону будет клонить автор – и, как следствие, читать это не так уж и интересно.
Ультрагимн
Четыре истории про роботов, которые складываются в общую картинку начала войны. Идея неплохая, но местами слишком уж явно красивые образы преобладают над логикой (например, зачем вообще этих роботов объединяли в «тетрады»? ), да и из всех историй цепляет по-настоящему разве что последняя, про небо на потолке.
Утконос
Очень похоже на «Странную сказку» — и жанром, и отличными словесными вывертами. Но по тону этот текст вчистую проигрывает – слишком уж неприглядные стороны жизни нам показываются, да и уходит всё это вдобавок в довольно-таки морализаторскую историю про принятие себя.
Фабула раса
Интересная идея с «книжками», живые герои, да и воссоздать атмосферу школы в момент экзаменов получилось очень хорошо. А вот концовка подвела — весь рассказ ждал, в чем же будет подвох этих «книжек», а когда подвох случился, хотелось не восклицать «вот оно что!», а разве что пожать плечами.
Факельщик
Инопланетяне потеряли «волшебную палочку», послали за ней местного мальчика, а он взял да и забрал её себе. Ну и… что?
Смысл сего сюжета, увы, от меня ускользнул. Как развлекательное чтиво текст тоже не работает – ни части про мальчика, ни тем более про инопланетян интереса не вызвали.
Хороший, плохой, добрый
Снова подвела идея – мне такая схема общества кажется изначально нерабочей, так что рассказ можно рассматривать разве что как зарисовку «а что, если» — но без особого интереса. Все эти аллюзии на стрелков и Дикий Запад интереса тоже не вызвали – ну, есть они и есть, ну и ладно.
Человек под гримом
Признаюсь честно – замысла автора я ни черта не понял. Как только пошли все эти исторические личности, рассказы про древние рода и туманная философия, всякий интерес к рассказу попросту пропал. Что ж – видимо, я просто тупой.
Я в гробике
Идея повествования от лица девочки-вампирши понравилась – как и постоянное употребление уменьшительно-ласкательных, особенно вперемешку с насилием, что, с одной стороны, довольно свежо, а с другой логично – девочка же всё-таки. Но это, пожалуй, единственное, чем может выделиться рассказ из подобных вампирских историй, да и сюжет особой закрученностью не отличается – шла-шла девочка к маме, да и пришла. В итоге вышло неплохо, но не более.
Я должен был закричать
Неспешное повествование про турпоход внезапно оборачивается бойней. Попытка показать дальнейшие психологические метания главного героя выглядит свежо, но финал, хоть и выглядит закономерно, ставит крест на развитии персонажа, да и сам текст сводит опять же к страшилке «и тут все умерли».
Яблоневый сад
Русская литература 19 века плюс динозавры – ну это как «Гордость и предубеждение и зомби», только русская литература и динозавры. Выглядит это скорее как упражнение на тему, чем серьезное размышление «а вот если бы в Вишневом саду гулял Ти-Рекс» — небезынтересное, и неплохо подводящее к метафоре про заборы – но цепляющее скорее умозрительно, чем эмоционально.
==========================
ИТОГО.
Учитывая, что критики из меня вылилось достаточно много, пожалуй, следует на всякий случай уточнить — всё это не попытка излить желчь, кого-то обидеть или проехаться по какому-то тексту, а всё-таки попытка одного конкретного читателя объяснить, по каким причинам этот читатель предпочёл бы видеть (или не видеть) тот или иной текст в сборнике. Надеюсь, хоть что-то из этого кому-то окажется полезным.
Ну, а из текстов отбора выделил бы следующие рассказы:
Ангелы
Быстрые сумерки
Вероника решает спать
Врата Эверетта
Дуралей
Изгиб зеркала
Карты местности
Коллекция
Корамора
Лиана
Малыш
Медведка и Конь Табуретка
На льдине
Нурай
Огнь
Падший Колька
Повелители мелков
Прабабушка
Произвести впечатление
Синь-свет-белый-вата
Странная сказка
Сыскари
Третий код
На мой взгляд, из всего этого вырисовывается вполне себе хороший сборник.
Авторам — удачи, составителю — терпения и мудрого выбора, всем вместе — хороших продаж )
Сеттинг мрачного будущего, погрязшего в корпоративных войнах, мне понравился, да и предыстория, урывками подающаяся в рассказе, достаточно интересна. Финал тоже ничего – хоть и держится на том, что система «на крайний случай» продумана так себе. А вот само путешествие главгероя к финалу не настолько интересное – особенно учитывая то, что читатель до самой концовки не понимает, куда герой идёт и зачем, вовлечённости в происходящее так и не появляется.
Последний отель
Милая зарисовка про отель, персонал которого состоит из роботов с искусственным интеллектом. Очень напомнило эпизод из «Красавицы и Чудовища», где Красавица попадает в замок – только здесь роботы вместо живых часов и подсвечников. Жаль, заканчивается всё это ничем – но в целом получилось простенько и миленько.
Последний сезон
И снова рассказ про атмосферу – и про любовь, естественно. Неплохая идея про планету, где всё скоротечно, и атмосфера тоже удалась – а вот концовка получилась не очень. Во-первых, учитывая общую тему «скоротечности» она достаточно предсказуема, а, во-вторых, финальное решение главгероя выставляет его в негативном свете. Ну, действительно – ну вот такая вот психология у людей на этой планете, что поделаешь. Побухай, погрусти, да забей – иди звёзды зажигай, ты же практически бог, чувак! Но нет – сам полез со своим уставом в чужой монастырь, сам обиделся, сам отыгрался на целой планете. Получилось очень некрасиво – и здорово бьёт по созданной до этого атмосфере.
Прабабушка
Семейная драма, сложенная из нескольких историй. Поначалу шло довольно медленно, но постепенно драма раскручивается, а на героиню, поначалу вызывающую разве что неприязнь, начинаешь смотреть совсем по-другому – а такое преображение персонажа, да ещё и прилично исполненное, дорогого стоит.
Предсказатель смерти
Совсем крохотная миниатюрка, которая задаёт вечный вопрос «хотели бы вы знать, когда умрёте» — а затем отказывается давать свою версию ответа и перенаправляет вопрос прямиком читателю через четвёртую стену. Данный читатель такой финт ушами не оценил совершенно.
Приворот
Интригующее начало с убийствами при помощи дополненной реальности вылилось в очередную революцию андроидов. Есть удачные находки вроде секретного арт-пространства в дополненной реальности, но в целом все разворачивается слишком быстро и схематично, чтобы с интересом за всем этим наблюдать.
Принцип равной массы
Ситуация обрисована интересная, и написано вполне себе хорошо, но беда в том, что во всех этих историях про странных и непознаваемых инопланетян они так и остаются непознаваемыми – а эту мысль я усвоил ещё из «Соляриса». Так и здесь – в итоге из всех загадок раскрывается разве что одна, про монетки, и её разгадка лично мне была очевидна.
Пробудитель
Стильный рассказ об обретших сознание крысах. Автор старается придать каждому герою индивидуальность, и ему это вполне удаётся, но учитывая, что в финале играют, по сути, только Первый и Рикки – не уверен, что это было необходимо. Сама история получилась простенькой, но вполне крепкой, момент с птицей и финал удались особенно.
Произвести впечатление
Снова тот случай, когда увлекательность перевешивает всё остальное. По сути, это «Игра Эндера», где вместо космических битв – психологические поединки. Глубокого смысла во всём этом нет ни грамма, но следить за ходом поединков, развитием отношений в команде героев и гадать, кто там в итоге робот, а кто нет, было неожиданно интересно, и прочитался рассказ в один момент.
Проповедник
Замешать криминальные разборки и персонажа, который цитирует Библию – абсолютно рабочая схема, доказано Квентином Тарантино. Не могу сказать, что история неожиданно развивается, или выруливает на какой-то ударный финал – но прочиталось всё это не без интереса.
Пророк и его Ярун
Далеко не новая мысль о том, что суть религии легко извращается и эксплуатируется ради выгоды служителями этой же самой религии. Исполнено вполне крепко и психологически достоверно, но уж совсем сразу видно, куда ведёт автор.
Против часовой
Достаточно неинтересная история, которую дополнительно тормозят авторские размышления и желание подкрутить уровень пафоса – особенно в концовке. В избавлении от чувства вины перед братом путём помощи постороннему человеку тоже, пожалуй, усомнюсь, — по крайней мере в том виде, в каком ситуация представлена в рассказе.
Раскрашивая ирисы
Психологический детектив. Очень понравилась сама концепция и герой, разделенный на несколько «версий» — хотя в итоге так и не объяснено, чем именно они различаются и как работают. Стиль тоже хорош, а вот сам детектив особенно не поразил – пожалуй, текст держал именно деталями работы этого странного специалиста, чем делом, которое он расследует, да и разгадка оставила скорее равнодушным.
Сделка
Приключенческая фантастика, и, учитывая обилие всяческих названий, пояснений и даже сносок – являющаяся частью гораздо большей авторской вселенной. Впрочем, на этот раз рассказ самодостаточен – а вот исполнение подкачало. Да и концовка вызывает скорее недоумение – если заработать денег было действительно настолько просто, то команда авантюристов первым же делом так бы и поступила, и ни в какие сомнительные приключения, как в рассказе, не ввязывалась бы.
Семейный портрет
Первая половина рассказа очень понравилась – автору удалось погрузить в мирощущение потерянного робота и заставить сопереживать её попыткам найти своё место в городе. Но, к сожалению, эта линия заканчивается в середине рассказа, а продолжается куда более банальная история про робо-семью и то, что «роботы тоже человеки» — с обязательным надрывом в конце. В целом, конечно, получилось вполне ничего – но, на мой взгляд, первая часть на две головы сильнее второй.
Синь-свет-белый-вата
Хорошо. Оригинальная идея тянет за собой весьма нетривиальный сюжет, предсказать исход которого невозможно, и необычных персонажей с собственной историей и сочно описанными неврозами. Прочитал с удовольствием.
Следующая станция Арбатская
Это, конечно, больше про любовные переживания, чем про какую-то там фантастику. Девочка хочет самоубиться, потому что ей изменил парень – но как хорошо, что вовремя подворачивается другой, такой готичный и загадочный! А то, что он потусторонняя сущность из подземки – так это ещё готичнее, ещё загадочнее!
В общем, это очень мило, очень (да простит меня автор) наивно, и совершенно не моё.
Слишком опасный снукер
Снова Кыля, который снова вкусно выпивает. Опять же, написано хорошо, но у меня к автору большущий вопрос – зачем мне читать про то, как кто-то пьёт пивко и смотрит снукер, если лучше вместо этого, ну не знаю, взять пивка и посмотреть снукер? Вот то-то и оно.
(а ещё лучше не снукер, а русский бильярд, партии с участием Каныбека Сагынбаева :-))
Случай с Р.Афанасьевым на целине
Образ получился отличный – простой (так и хочется сказать – советский) труженик на коллективном освоении планеты. Да только на образе галактической целины всё и закончилось – история получилась совсем простенькой («жил-был мужик, нашёл галактическую непонятную штуку да и сошёл с ума») и малоинтересной.
Смотрят ли мёртвые кино
Бодрый и совершенно несерьёзный полёт авторской фантазии на тему Голливуда. Кое-какая история, конечно, начинается, но заканчивается практически ничем. КПД подобных мозгоферм, на мой взгляд, тоже достаточно сомнителен.
Сны Млечного Пути
Маленькая зарисовка, смысл которой, по большому счёту – в описании чудесных фантастических планет. Есть, конечно, и какой-никакой сюжет, но здесь скорее фантазия, сдобренная историей, чем история, сдобренная фантазией. Но не спорю — получилось красиво.
Сошедшие в Сатурн
Похоже, писал тот же автор, что и «Сделку» — такая же приключенческая фантастика, те же сноски и пояснения в скобках. И да – стиль и увлекательность всё так же хромают на обе ноги. На этот раз история в духе фильма «Сквозь горизонт» — начинается спасательной миссией, а заканчивается хоррором. Только здесь проникнуться симпатией к команде так и не получилось (да и различить их можно разве что по национальности – верный признак того, что персонажи не получились), а элементы хоррора получились совсем не страшными.
Снова, похоже, эпизод из более крупной вещи — на этот раз из "деффачкового" фэнтези про ведьм и оборотней. Учитывая, что перед нами только лишь один эпизод — принятие ведьмы в стаю оборотней, — а более крупные события вроде глобальной войны остаются за кадром, вовлеченности в происходящее крайне мало. Да и фэнтези для девочек — совершенно не моё.
Осколки
Попытка показать тяжёлую мигрантскую долю — и немного человеческого двуличия. Не могу сказать, что мысли, к которым подводит автор, являются для меня чем-то новым, да и выбранный способ их подачи вызывает только недоумение — действительно, почему именно русский мигрант и именно в Чехии? Если цель в том, чтобы читатель поставил себя на место героя — герой слишком для этого слишком отталкивающий, а если в том, чтобы спровоцировать и немного поразжигать — то можно было подобрать куда более актуальную страну для эмиграции. А так — сферический мигрант в вакууме, право слово.
Остров инвалидов
Опять про толерантность, доведённую до абсурда. На этот раз общество, где инвалидам — почёт, здоровым — позор и работа. Увы, в сюжет в этих условиях получается крайне предсказуемый, и рассказ превращается просто в иллюстрацию на тему "а что, если было бы вот так?" — без какого-либо интереса и вовлечённости в происходящее.
Отпечаток
Начало, с живым кораблём, обещало что-то необычное и интересное, да и смесь киберпанка и самурайского боевика — это то, что доктор прописал. Но, увы, сил хватило разве что на антураж — рассказ быстро выдохся и превратился в довольно сумбурную историю про месть, которая не приносит удовлетворения.
Отправление
Я до конца надеялся, что автор одумается и сменит пластинку — но нет. Это 12 страниц про то, как невероятно занудный тип пытается получить посылку в пункте выдачи. С небольшим фантасмагорическим эпизодом в конце, чтобы притянуть это за уши к фантастике.
Ощущение от чтения этого рассказа — примерно как если бы я стоял за этим самым занудным типом в очереди. А именно — настоящая пытка.
Отраженное дитятко
Небольшая история, рассказанная от первого лица. Стилизация под прямую речь сделана неплохо, а вот сюжет совсем простенький – так, случай из жизни. Да и фантдоп про отражения особенно не играет – с тем же успехом у Сент-Клера мог быть просто брат, на которого оказались похожи дети, история бы от такой перестановки сильно не поменялась.
Падший Колька
Жизненный и грустный рассказ о том, что попытка вырваться из окружающего тебя болота приведёт лишь к тому, что это самое болото будет всеми силами тащить тебя обратно. Очень хорошо переданы деревенский колорит и алкашный менталитет – прочиталось на одном дыхании. Также понравилось то, что до самого конца остаётся вопрос – реализм это всё-таки или фантастика, да и финал можно трактовать по-разному, как больше нравится.
Пакетик с вишней
Ужастик про детей. Понравилась сама концепция «заражения» через вишню, да и начало заинтриговало – но потом, после смерти девочки, уже стало понятно, к чему всё идет, и стало не так интересно. Мне кажется, если бы мальчик хотя бы попытался побороться за сестру или хотя бы за себя – получилось бы лучше, а так получилась страшилка у костра в стиле «в чёрном-чёрном городе жили-были брат с сестрой, поели вишни с могилки, ДА И ПОМЕРЛИ ОБА».
Постоянные вставки песни скорее не понравились – во-первых, если честно, сама по себе песня не криповая, а во-вторых, особо не связана с «монстром», и на её месте, по сути, могла быть любая другая колыбельная. Как по мне, стоило бы придумать что-то своё, связанное с мифологией рассказа – даже хотя бы считалочку в стиле «Раз-два, Фредди заберёт тебя».
Первый тайм
Признаться, это шикарнейшая идея – описать мир, в котором подмосковные наукограды реально развились и двигают науку вперёд. Я бы не задумываясь поставил тексту максимальный балл за новизну, да вот беда – оказалось, что это не оригинальный мир, а приквел ко вселенной Полдня Стругацких. Собственно, главная проблема рассказа именно в этом – по сути, здесь просто описание переходного состояния от нашего времени до Полдня, и в отрыве от этой вселенной рассказ особо не играет — нет какого-то собственного сюжета или конфликта, который мог бы заинтересовать и позволил бы рассказу стоять на своих двоих. Впрочем, за «небоскрёбы Зеленограда» автору всё равно большое спасибо – я посмеялся. Сквозь слёзы.
Перламутры
Чисто развлекательная вещь в стиле американских фильмов про эпидемию: весь мир в опасности, и только Бравые Герои могут его спасти – через обязательное Превозмогание и Самопожертвование. В принципе, почему бы и нет – но написано это всё слишком схематично и шаблонно, чтобы увлечь по-настоящему.
Повелители мелков
И снова хоррор про детей – но на этот раз с весьма оригинальной историей, которая и поддерживает интерес от начала до самого конца. Исполнение тоже не подкачало – в героев рассказа веришь сразу, да и напряжение нагнетается очень и очень успешно.