==========================
Киберотень
Печальная история, но какая-то неполная, что ли. Волки ждали-ждали человека, а потом, вместо того чтобы убить, воспользовались предложением. А волчица умерла – сердце не выдержало. Люди ставили, ставили опыты на собаках и одном волке, потом финансирование прекратилось, но опыты они продолжили. Ещё была какая-то война, о ней упоминается, но и всё. То есть вроде и реалистично, но никаких зацепок по тексту о том, что же может происходить дальше и почему. В финале – пожар и возвращение в стаю. Так о чём это было? Берегите своих любимых? Люди, не ставьте опыты на животных? Зверям не нужен разум? Присутствует всё сразу, но кусочками.
Что хорошего: отношения пары волков очень тронули, преданность, забота и понимание – наверное, это и есть любовь.
О ЧЕРВЯХ И РОБОТАХ
Юмористическая (или ироническая?) фантастика о планете с галлюциногенными червяками. Всё очень толково, в лучших традициях классики: тут и робот-прохвост, и человек в сложном положении, и планета со странными существами, и инопланетяне, у которых свои замыслы... И перевёртыши в финале, как полагается.
Было несколько вопросов, но некритичных для юмористических рассказов: поломанная кабина, которую даже не собираются обслуживать, или – зачем фареанам специалист по червям, если у них самих этих специалистов должна быть уйма, раз уж так много полезных червяков... Но ладно, так даже смешнее.
Что хорошего: сволочной робот в конце концов начинает даже вызывать симпатию.
Стиха
Вроде бы стотысячный постапок с дикими племенами, жрецами и вещами Древних, а всё равно захватывающе и динамично. Автор не тянул и не лил воду, всё соразмерно. Атмосфера есть у рассказа, такая, как будто я тоже сижу у костра и слушаю жреца, и жду рождество с огоньками.
Что хорошего: где-то там, под песками, прячется надежда, что когда-нибудь эти племена будут жить лучше и разумнее, чем Древние.
Я должен был закричать
Туристически-психологическое про «если друг оказался вдруг», а может быть, про комплекс вины выжившего. Собственно фантэлемент прячется за канистрами – проход в потусторонний мир, откуда могут явиться мертвецы, убивающие людей. Остальное – воспоминания о походах, обрисовка характеров и сокрушения по поводу того, что не закричал. По мне так лучше от крика не стало бы, но Андрею виднее, раз он то ли приехал три года спустя, чтобы самоубиться, то ли просидел на скале все эти три года.
Думаю, рассказ бы сильно выиграл, если бы упоминалось, что крик мог как-то поправить положение. Не «сдвинутая канистра стала причиной бедствия», а «крик (о котором столько сокрушений), помог бы спугнуть мертвецов». А так – что мертвецы проткнули, что беглые зэки порезали, что медведь порвал, всё равно Андрей был бы просто четвёртой жертвой.
Показался не к месту продактплейсмент: Магги, ЭмЭндЭмс и ещё названия, без которых можно было обойтись, не так чтобы много, но всякий раз бросались в глаза.
Что хорошего: достоверно показаны терзания Андрея.
Принцип равной массы
Тоскливый рассказ. Ни новой какой идеи, ни глубоких чувств, ГГ смотрится типичной Мэри Сью: появляется и начинает подавать ценные мысли, до которых раньше никто не додумывался (ну дааа, потому что она же свежий человек , там такие и нужны, дааа), и вдобавок всё сводится к массе души в 21 грамм!
Диковато выглядят контакты с инопланетным разумом – частенько при сеансах обмена погибает человек, люди отдают по 18 рублей за билет на это действо, плюс огромные деньги семьям погибших. Так можно долго развлекаться, конечно.
Сцена в финале «Почему вы не объяснили раньше?». Вроде бы как раз раньше девушке всё и объяснили, и она даже поняла, потому что сказала о мракобесии. И вдруг такой вопрос. Или надо было объяснить совсем-совсем раньше? До прилёта на станцию, может быть? Только непонятно, что бы это изменило.
Что хорошего: начались первые расшифровки посланий, это обнадёживает.
Медведка и конь Табуретка
Сама история незамысловата: посланница везёт лекаря к князю, а у лекаря свои планы. Но фантазия автора цепляет струнки в читательской голове, цепляет изо всех сил, и расшевеливает что-то своё, что звучит ещё какое-то время после прочтения. Мир, где живут герои, события, происходящие по пути, встреченные существа, опасности и способы спасения, дикая смесь слов из разных стилей речи – «Из окна убрался, споро скатился вниз», «светлая голова на фоне скульптурной черноты волн», «стрелу перебивать не в мазу», «Терруар» – всё работает на атмосферу.
Тот случай, когда хочется почитать ещё, чтобы вглядеться в детали.
Что хорошего: практически всё, от названия до открытого финала.
Крохобор
Альтернативно-генетическая фантастика, ироничная и драматичная одновременно, и Золотым веком отдаёт – аборигены, надоедливый визитёр, недолгое с ним разбирательство... Момент с алапайчиками может кого-то смутить, но он только подсвечивает сермяжную правду местных.
Байер, конечно, паршивый тип: делайте детишек побольше, и всё равно, от кого с кем, лишь бы в рестораны были регулярные поставки. Так что его судьба не удивляет.
Что хорошего: сам способ размножения красивый, чувствуется в нём потенциал.
Внуки Вия
Начинается как бытовая зарисовка из жизни студента: разглядывать девушек во время занятий спортом, пугать по ночам через окно, вот бы сейчас пивка, первокурсницы строят глазки преподу... Потом является псих, которому везде мерещатся ведьмы, и ждёшь мистику... но идёт триллер о зашитой бомбе. Который оборачивается – опа! – снова мистикой.
Наверное, в этом двойном перевёртыше и состоит главная изюминка истории. Многовато отвлечений на посторонние детали, как мне показалось, да и вообще, чокнутый Хома уворовывает весь рассказ, а ГГ с его влюблённостью в Елену маячит где-то позади.
Что хорошего: за нелепыми объяснялками про сказочных существ проглядывает некая даже достоверность – а вдруг так и есть, как говорят Хома и Елена.
Многопоточный человек
Психологически-психоделический остросюжетный даже боевик. Написано тяжеловесно, мало прямой речи, много описаний метаморфоз сознания. Сдвоенная, потом строенная, потом счетверённая личность, потом появляется пятый элемент, но не держится долго, и всё рассыпается.
Главное, подо всё подведена явно научная основа, и не исключено, что теоретически возможная. То есть матчасть изучалась. Однако ни задумка не заставляет выдохнуть от восторга, ни чувства персонажей не цепляют. Умозрительно с начала до конца.
Что хорошего: новая жизнь, которая появилась у бывших участников пятёрки.
Сделка
Милашность про авантюры в космосе. Одна команда договорилась с бандитами, нарушила обязательство, чтобы помочь детишкам, а выпуталась благодаря рецепту коктейля, придуманного корабельным роботом. Благородные поступки – это, конечно, мило; босс мафии, который даёт отсрочки – ещё лучше; уникальный напиток – здорово; но в таком сочетании получился разброд.
Потом, есть вопросик к действиям команды. Спасли детишек, молодцы, всё правильно – ну а как насчёт того, что там, куда они везли семена, лекарство тоже могли ждать, и возможно тоже детишки, чьи родители вдобавок собрали последние деньги для лечения? Вроде бы лекарство потребляет главный бандит, но только ли он? В любом случае, неоднозначен поступок, подразумевающий «раз бандиты, то им не очень и нужно, рассчитаемся наличкой». Вы как бы с ними договорились.
Много интересных деталек того мира, но так же много в их описании штампов, либо объяснялок прямо по ходу действия.
«Семена цхавос стоили баснословных денег, и добывать их было баснословно трудно.»
«Мекка контрабандистов» – откуда нынешнюю функцию Мекки знают в описываемом мире/времени?
««Открыть бар на Бонво-здар» означало примерно то же, что «достать Луну с неба».» – ещё один пример. Пояснение поясняет что-то для читателей из 21-го века, но вряд ли оно нужно персонажам.
От этих баснословностей быстро устаёшь. Да и болезнь выглядит несколько условно... впрочем, не буду копаться.
Что хорошего: дух авантюр и приятное осознание, что все мы глубоко внутри хорошие.
Зов моря
Ужастик, смысл которого сводится к факту: какие же идиоты герои ужастиков! Человек попадает в незнакомое место, причём сам способ проникновения говорит о том, что место необычное; там слышатся крики! – ничего, давай дальше купаться и загорать. Дневник читает не сразу весь, а помаленьку, «чтоб надольше хватило», надо понимать. Один из двоих игнорирует запрет. И так далее, потом уже полный кошмар начинается, и всё потому, что кому-то было очень скучно и тоскливо и захотелось покупаться в море...
Если такой персонаж оказывается в хорроре, ему ничего хорошего не светит.
Что хорошего: всё-таки Стас молодец, пошёл за Викой, увёл её из того отвратного места.
«Алиса всё ещё звонит»
Космос приносит людям новые болезни и братьев по разуму. Иногда можно получить щедрое вознаграждение за слияние сознаний, если подойти инопланетянину в качестве «наркотика». Инопланетянин даже готов быть собакой... и защитить человека ценой своей жизни.
У меня почему-то отношения персонажей образовали треугольник, хотя Алиса и кеплерианин мало связаны, разве что ежемесячными чеками.
При этом не могу сказать, что рассказ захватил с самого начала, скорее наоборот. Очень трудно продираться через текст, где прямая речь выражена без тире, просто абзацем, типа:
«Бухгалтер, кричу я-собака.»
«Звони, сказал Джек.»
А ведь ещё надо представлять себе все эти причуды сознаний и тоску по любимой. После таких усилий мало что остаётся от меня, и испытать восторг от придумки не удаётся. Хотя разумом понимаю, что – ишь как закручено.
Что хорошего: странный инопланетянин хорош, а ещё сериал «Джек – Потрошитель козлов». Ябпосмотрел.
Утконос
Психологическая сказка, что ли. О принятии себя и отношениях детей и родителей. Есть смешные моменты вроде Принца с маникюром или дней, которые, как думала Утконос, бегают кругами, но сказка в целом смотрится как упражнение в абсурде. Упражнение удачное. Но не более того.
Что хорошего: ответ ГГ отцу.
Как изловить провидца
Надо же, какое везение – произведения попались в сюжетной последовательности. Ну что, сиквел достойно продолжает дело «Алиби для демона», альтернативка, юмор и сыскарь-изгой на месте. И снова остались непонятки, но так, по мелочи. Во-первых, а что в итоге было с девицей Шейн-Богородской, её-то вернули назад? Мильён умыкнули, а девица повисла в воздухе. (Как, на минутку, и вторая похищенная, но за кадром её, может, возвратят). Во-вторых, показалось, что уж больно быстро Агарёв вычислил преступника – стоило только дело почитать. А ведь дело о похищении важнейшей особы, неужели на него не назначили бы самых опытных сыщиков? А сыщики не знали, что можно предвидеть по фотографии? Вряд ли.
Но в целом хорошая история, с загадкой и разгадкой, и с сюрпризом от Прасковьи в самом конце.
Что хорошего: честные полицейские, что дополнительно оттенено предыдущим следствием о похищении, когда отправили на каторгу невиновного.
Падший Колька
Мистическая социалка, начинается как деревенская комедия, завершается свинцовыми мерзостями дикой русской жизни. Алкаша унесли ангелы, он вернулся другим человеком и ещё стал воспитывать племянников, его за это возненавидели и в конце концов пошли громить. И он с двумя детьми ничего не слышал...
А может, и не было алкаша и детей, а сразу явились трое ангелов и испытывали людей, а те не выдержали испытание...
Задумка гуманистическая, благородная, но либо это художественное произведение, и тогда одноногость Кольки и детишек и звероподобность окружающих убивают всё впечатление и сводят историю к чернухе; либо это практически наша убогая действительность, с пририсованными ангелами – и тогда спасибо, но то, что с народом творится что-то нехорошее, или что глубинка душит безысходностью – факт наших дней, и рассказ не приоткрывает никакие примечательные стороны жизни.
Что хорошего: поначалу видеть изменившегося Кольку очень хорошо.
Ниже преступника, выше пророка
Вот ещё одна социалка, пародия на суды нынешних дней, где любого стараются упечь, потому что «покушение на законы природы это покушение на устои государства». По ходу сюжета несчастья ГГ множатся и ширятся: бьют его там, бьют его тут, дают десять лет, после чего абсурд доходит до апогея, и левитировать начинают все. Или просто ГГ сходит с ума. Но в любом случае, заканчивается вовсе не ответами на поднятые текстом вопросы. Такое обыгрывание действительности лично к моему багажу фантастики не добавляет ничего.
А написано гладко, хотя поначалу мешали обращения, вроде как в мыслях персонажа, к кому-то непонятно кому: «слышите?», «верите?», «уж поверьте».
Что хорошего: до какого-то момента Данил отстаивает свою невиновность.
У каждой женщины есть прошлое
Юмористическая фантастика. Юмора иногда становится многовато или он меняет стиль: енот-мигрант за рулём лимузина – забавно, а вот мама с вилкой выглядит уже не смешно, а жутковато. Точно так же и отношение гангстера к жене, которой нельзя было никуда выходить и ничего делать, или замурованный в стену гномий оркестр. Зато одноразовая дверная ручка – это отлично.
В свете всего прочитанного стало интересно, какое же прошлое у мамочки ГГ. Учитывая её лексикон и вилку...
Многовато и деталей, на которых автор не останавливался: явно на Земле обретаются самые разные существа, но когда это началось, на каких условиях, кто откуда взялся... Они из разных жанров: жижоид – из классической НФ, енот из более современной, гномы вообще из фэнтези. Раз – и вот вам датчики для расширения пространства, которое (расширение) больше нигде не фигурирует; хоп – и пчёлы-налётчики мелькнули и пропали. Глаза разбегаются, внимание рассеивается.
Что хорошего: в данном случае больше всего можно порадоваться за бежавшую жену. Свобода и новая жизнь без оглядки на чужие прихоти.
Странная сказка
Подозреваю, что такие сказки любят разбирать психологи, филологи и исследователи творчества автора. Здесь много игр со словами вроде «катастрофа» = «строфа кота», но повествование остаётся в рамках своей абсурдной логики. Героиня – шестилетняя девочка, которую любят и родные, и вообще все – думаю, в этом истоки её храбрости и желания всех спасти. И ещё много разных смыслов можно почерпнуть в этой сказочке, а можно не копать и не искать, а просто поглядеть на эксперимент со словами.
Что хорошего: милота, выглядывающая из всех углов рассказа, но не приторная, а наоборот, с горчинкой.
Нурай
Очень атмосферная, цепляющая история, главы которой носят названия сладостей. Фантастика – намёками: голос матери да альтернативность мира. Альтернативность сразу заметить трудно, для этого надо знать, что одинокая девушка, которая приводит к себе в дом незнакомого юношу, даже сильно раненого, практически немыслима в тех местах, где нельзя рисовать людей и лошадей. Нормы морали не допускают такое «гостеприимство». Собственно, и жить одна девушка не должна – бабушка взяла бы внучку к себе или пришла жить к ней, чтобы защитить если не от «греха», то хотя бы от сплетен.
И лёгкая условность происходящего добавляет очарования тексту, подчёркивает растущее напряжение, усиливает волнение за героев и радость от хэппи-энда.
Что хорошего: хороши все основные персонажи, но бабушка Сезен и голос матери, поддерживающие и защищающие двух молодых людей, особенно запоминаются.
Огнь.
О как, даже с точкой в названии.
Безнадёжная история об опасной болезни. Впрочем, похоже, чем-нибудь в том мире больны все, пусть в основном и не смертельно. Чем сильнее волнуется человек, тем отчётливее проявляется напасть – ну что, для фэнтезийно-сказочного мира механизм логичный. А вот Огневица, от которой единственное средство ампутация или смерть, как-то не оставляет выбора. Неграмотные крестьяне едут к знахарке, но больше ли было бы пользы в городе? Нигде не говорится.
Переживания и родителей, и девочки очень достоверные. Тем печальнее финал, когда оказыается, что переживания привели к неверным решениям.
Что хорошего: семья, где все друг друга любят, заботятся и готовы бороться до последнего.
Маленький принц возвращался домой
Жосская история про звёздных Принцев и Принцесс, с которыми творятся не слишком приятные вещи на разных планетах, а потом оказывается, что худшее место это Земля: на Земле с самого детства получают такой депрессивный жизненный опыт, что потом принимаются крушить и наказывать в космосе. И самопожертвованием не только не хотят заниматься – его не видят в упор и у других, списывают всё на умертвия. Да и чем можно помочь этим землянам, ради чего жертвовать?
Мрачно всё. Люди показаны вроде и обычные, а гляди-ка, какие подонки и гадины.
Что хорошего: если и правда существует Императорская семья, то это замечательно.