Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 4 апреля 2012 г. 23:52


Илона, дочь Севера

Илона была первой художницей, с которой я познакомился. Дело было так: Александр Захаров, творческая энергия которого, кажется, покоряла всех и вся, взял меня на встречу художников творческого объединения «Центр», которое он организовал – там была и Илона. Произошло это в середине 80-х годов, накануне возникновения бума – всплеска интереса к русскому искусству и резкого роста цен на картины молодых художников.


Оказалось, что мы соседствуем с Илоной географически – я обитал тогда на улице Юннатов, между Динамо и Аэропортом, а она жила с отцом, фантастом Севером Гансовским в «писательском» доме на м. Аэропорт. Как-то сразу у нас возникли приятельские отношения, и Илона попросила меня перетащить рамки из мастерской к ней домой – и здесь я увидел Севера. Он был одним из первых писателей, которых мне довелось наблюдать «в своём гнезде», в чудесной квартире с большой библиотекой, где все вещи располагались со вкусом и умом, всё говорило о жизни, насыщенной искусством. Картины Илоны с её возлюбленными кошками птицами, пейзажи Рижского взморья, портрет отца – все свидетельствовало об атмосфере света и добра, о том мире, который построил вокруг себя писатель-фантаст.

Илона была частью этого мира, и хотя мы мало с ней говорили об отце, мне казалось, что она его боготворила – о таком отношении детей к себе мог бы мечтать каждый отец. То, что Север – демиург душевного мира Илоны, что она – фантастическая дочь, уникальная личность – дочь писателя-фантаста, лучшее, может быть, что создал он в этом мире, — это лишь моя догадка. Но так как я и сам дальше направился по писательской стезе, я понимал, каково искушение у творца свершить творение не только в словах, но и во плоти, сотворить человека, духовно близкого тебе – больше, чем просто дочь и друг, что-то бесконечно родное и в то же время личностно зрелое, полноценное и свободное, независимое от тебя. Я могу только догадываться, сколько радости принесла Илона Северу, сколько любви и мудрости он в неё вложил – и какой отдачей это всё обернулось с годами.

В тот единственный раз, когда я видел Севера, между нами произошёл примечательный разговор. Он рассказывал мне о войне (мой отец тоже прошёл войну, они были почти ровесниками — и у меня был опыт выслушивания и переживания подобных рассказов). В этом рассказе было что-то о состоянии души и одиночестве в лесу, на болоте… Сюжет рассказа я не запомнил, однако осталось общее впечатление от атмосферы, которую он создавал, – она была сродни всей обстановке этого дома, с его изысканной — и одновременно проникновенной, дружелюбной обстановкой.


......

Полностью здесь.



Статья написана 4 апреля 2012 г. 23:50
"В рядах борцов" (1952)


Отсканировал на днях обложку:



Как ни странно, именно эта книга всегда у меня была (появилась у нас в семье ещё до моего рождения), она старше меня, и сохранилась до сих пор. Несмотря на мои переезды, я её таскал с собой...

Обложка В.Ветрогонского. Тип обложки: твёрдая.
Внутри рисунки В.Власова. Не сканировал, их можно скачать здесь.


Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР. Москва. 1952. Ленинград.
Формат: 84x108/32 (130x200 мм)
156 с. Тир. 30 тыс. экз. Ответственный редактор Т.Антонова

Содержание:

Федеральная №66....................c. 3
Ниагара ..................................с. 20
В английском порту..................с. 33
Слово правды..........................с. 43
Дик..........................................с. 54
Под мостом...............................с.68
Мексиканцы.............................с. 86
Сэм идет в мэрию....................с. 113
Дом напротив аптеки................с. 138


Дебютная книга Севера Гансовского. Сборник антиимпериалистических (нефантастических) рассказов. Учитывая время издания, можно представить себе направление их политической заострённости. В настоящее время, как мне кажется, рассказы вновь приобретают актуальность. :))
В раннем детстве несколько раз перечитывал, но коммунистом так и не стал. :))




Статья написана 4 апреля 2012 г. 13:49
На всякий случай даю информацию, потому как увидел, что есть интересующиеся украинские френды.


"Книгу о Прашкевиче, или От Изысканного жирафа до Белого мамонта" (второе издание, Луганск: изд-во "Шико") легче раздобыть в Украине, чем в Росиии.



Книгу можно заказать, например, здесь:
http://www.yakaboo.ua/ru/catalog/all/-229...
или здесь:
http://metamarket.ua/ru/biografii-memuary...

А вот это копирую из ЖЖ "Шико":


Приглашаем одесситов и гостей города, испытывающих потребность в книгах "Шико" и "Снежного кома" в торговый центр "Ривьера" (на Старониколаевской дороге), где полнокровно заработал книжный отдел.

Напоминаю, что лишенным радости проживать в Одессе и на Украине вообще продолжаю практику "Книга-почтой"
заявки, в том числе и посмотреть прайс — shiko_12cобакаmail.ru[/b][/i]


Расшифровываю это так: "Книгу о Прашкевиче" (где бы вы не жили) можно заказать, обратившись по адресу: shiko_12cобакаmail.ru


Статья написана 4 апреля 2012 г. 13:42
Сегодня исполнилось бы 80 лет кинорежиссёру Андрею Тарковскому...



Аркадий Стругацкий о Тарковском:
КАКИМ Я ЕГО ЗНАЛ...

Статья написана 3 апреля 2012 г. 11:57
"Черт знает, как надо начинать книгу о хорошем человеке. О плохом — просто. Товарищ такой-то всегда был примером для окружающих — слушался старших, мыл руки перед едой... А вот о хорошем — черт его знает как.


Начну с анекдота.
В купе поезда «Москва-Ленинград» едут четверо — трое мужчин и женщина. Причем один из мужчин негр. Раздается робкий стук в дверь, в купе заглядывает молодой человек, пробегает взглядом по лицам четверых пассажиров и так же робко, как и стучался, спрашивает: «Простите, а Нина Матвеевна Беркова кто здесь будет?» На что мужчина, самый из всех высокий, широкоплечий, представительный, с бородой, смотрит на него без улыбки и с каменным лицом отвечает: «Я».

Анекдот взят из жизни. История, произошедшая в поезде, правдива до последнего слова. Я ее слышал едва не из первых уст, потому что сам стоял тогда на платформе и ждал прибытия московского поезда.


Высокого, широкоплечего, бородатого, а главное, веселого человека звали Гена Прашкевич. Конечно, Геной стал он намного позже, тогда для нас, молодых писателей, едущих на семинар в Дубулты, был он Геннадием Мартовичем, одним из руководителей семинара, и называл я его на «вы», как и положено называть учителя.

Дело было в 1990-м году, осенью.
В тот год ленинградский семинар Бориса Стругацкого делегировал меня на Рижское взморье. Я стоял на вокзале, дожидаясь прибытия руководства, которого я в глаза не видел: с Ниной Матвеевной Берковой, председателем семинара в Дубултах, мы общались только эпистолярно, и я знал, по ее описанию, что она низенькая, черненькая, в шапке (осень), сапогах и пальто.


Прибыл поезд, из вагонов вывалила толпа, я выхватывал из толпы глазами низеньких и черненьких женщин в шапке, сапогах и пальто. Таких было полперрона, и я уже начал нервничать, когда взгляд мой уловил человека, каких в природе практически не бывает. Лицо и птицы и зверя одновременно, седая пиратская борода (их еще называют шкиперскими), ростом под Дядю Степу, он шагал в окружении свиты низкорослых малокровных созданий, произрастающих на московской почве. Беркова в его присутствии казалась незаметной былинкой с картины художника Верещагина. Это небывалое человечище и называлось небывало — Прашкевич.

Знакомство произошло на вокзале, пока еще только шапочное. Рюмочное произошло позже..."


А.Етоев. Свойства и качества. Что-то вроде вступления. (А.Етоев, В.Ларионов. Книга о Прашкевиче, или от Изысканного жирафа до Белого мамонта).





  Подписка

Количество подписчиков: 179

⇑ Наверх