Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «А.Б.» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 4 января 2010 г. 14:00

(Продолжение. Начало в предыдущей записи «I.1. Эксперимент».)

Самым первым барьером на пути к новой теории является установление и принятие базовых терминов.

Термины – фундамент знания. Они определяют, какие взаимосвязи будут возникать в концепции в дальнейшем, как развиваться, как использоваться и каков в итоге результат.

Данная статья содержит основные термины выдвигаемой теории, а также их определения. Эти термины будут применяться на протяжении всего цикла статей, их смысловая нагрузка постепенно обогатится, выходя за рамки формальных описаний, и, надеюсь, они докажут свою высокую эффективность.

читать целиком >>


Продолжение – в следующей записи «3. Регуляторы ассоциаций».
Написано 4 января 2010 г.
Отредактировано 11 января 2010 г.



Статья написана 2 января 2010 г. 22:16

Я – рефлексирующий практик.

Насколько бы мне ни было не по себе, что начинаю авторский раздел с местоимения «я», начала, лучше выражающего суть моей колонки в целом, я не подберу.

Это – колонка человека, кто делает фэнтези-книгу. Не пишет, не творит, не сочиняет и не создает, но именно делает . Что это значит?

А вот что: книга не рождается интуитивно, текст не течет спонтанно из-под бегающих по клавиатуре пальцев; нет, он выстраивается рассудочно, со знанием причин и целей появления каждого фрагмента, предложения, слова в тексте. Вопреки расхожему суждению об одухотворенности писательского творчества, такое возможно.

Как писатель ты невольно сталкиваешься с закономерностями в построении текста, наблюдаешь, как функционирует естественный язык. Как человек, желающий повысить эффективность своего труда, стараешься использовать закономерности функционирования языка для достижения определенных целей. Этот стиль работы с неизбежностью ведет к попытке выстроить теорию того, что делаешь. В свою очередь, теория рождает технологию.

Теории и технологии писательского творчества посвящена моя колонка.

Еще одна теория? При том-то количестве книг по писательству, литературоведению, языкознанию!

Еще одна. Я не боюсь ее создать.

Мои теория и технология растут из работы над книгой, и они же – непременные условия возникновения книги.

И не боюсь публиковать.

Процесс публикации – часть хода разработки. Без него нет повода формировать концепцию, и я оказываюсь ограничен внутренними представлениями о функционировании художественной речи. Их мне становится мало! Чтоб улучшить собственное понимание, как работает язык, а в конечном счете – чтоб доделать книгу, я создаю теорию публично и интерактивно.

Для кого эта колонка? Для тех, кто поймет. Ответа точнее дать не смогу.

Но могу дать ориентиры, в каком направлении будет развиваться моя мысль. Они разбиты на три группы:

1. Ссылки на теории и методы создания художественных текстов.

Ссылки отобраны из примерно двух десятков русско- и англоязычных источников/авторов концепций. К сожалению, обе на английском. Что поделать – в США сильнее школа создания литературы для широкого читателя (и зрителя, если речь идет о сценариях):

  1. http://www.AdvancedFictionWriting.com Автор – Randy Ingermanson. Его воззрения в свое время так совпали с моими, что ненадолго даже растерялся – неужели все уже придумано и больше ничего не нужно? Не все, и многое нужно развить. Есть куда двигаться дальше.
  2. http://www.dramatica.com/theory/theory_bo... Авторы: Melanie Anne Phillips & Chris Huntley. Очень обстоятельное и объемное исследование. В то же время чрезвычайно перегруженное. В нем есть что порезать бритвой Оккама. Оперирует высоким уровнем абстракции – и этим показательно. Высокая абстрактность будет характерна для моей системы.

2. Перечисление научных дисциплин, которые формировали мои взгляды на язык в течение примерно 10 последних лет:

  1. лингвистическая теория референции,
  2. лингво-кибернетическая теория семантических сетей,
  3. структурно-функциональный подход к анализу текстов.

3. Особняком стоит:

  1. концепция Льва Семеновича Выготского, изложенная им в книге «Психология искусства». Я не устаю цитировать в баталиях с другими сочинителями ключевую фразу книги: «Основой этической реакции являются вызываемые искусством аффекты, переживаемые нами со всей своей реальностью и силой, но находящие себе разряд в той деятельности фантазии, которой требует он нас всякий раз восприятие искусства».

Таковы ориентиры.

Эклектика?

Лишь кажущаяся. Но возражений стоит ожидать по всем фронтам. Приверженцы обеих авторских методик (п.1) могут видеть их развитие иначе. Специалисты в областях из п.2 сочтут ошибочным мое использование их теорией. Писатели, что опираются на интуицию, отторгнут самый принцип конструирования текста.

Позвольте мне не тратить силы на защиту от нападок всех этих людей.

Также я ни в коем случае не претендую, что мои воззрения непогрешимы, всеохватны, абсолютны, обязательны к использованию. Ничего подобного. Колонка – для тех, кто поймет.

В итоге, я планирую, колонка будет представлять собою завершенный цикл примерно в полтора десятка небольших статей. Материал я постараюсь излагать в логической последовательности, но, вообще, ее не обещаю. Вероятно, будут появляться ответвления, возвраты к «пройденному» и скачки в опережение материала. Пусть! Иное даже будет невозможно, если вы начнете диалог со мною. Оставляю за собою право редактировать уже написанные части. Даты написания и редактирований будут помещаться после каждой записи.

Планы – планами, что выйдет – пусть покажет время. Я воспринимаю этот опыт точно так же, как создание своей книги, – как эксперимент.

Эксперимент двуединый. Ведь излагаемые здесь кусочки целостной концепции я стану сразу применять на прикладных задачах, проверять, обтачивать и тут же корректировать и постановку, и решение следующих задач, чтобы уже на их основе сделать следующий шаг в развитии теории.


Продолжение – в следующей записи «2. Основные понятия».
Написано 2-3 января 2010 г. (даты по часовому поясу GMT+8).




  Подписка

Количество подписчиков: 17

⇑ Наверх