Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «тессилуч» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 11 февраля 2015 г. 01:35

Журнал Техника-молодежи стал моим первым журналом научной фантастики. В семейной библиотеке номера журнала моего возраста- первый номер это №1 1951года. О причине я писал уже раньше. В детстве, когда родители начали подписываться на периодику, первая подписка это Т-М за 1957год с "Туманностью Андромеды". Она читалась дома и мне тоже было интересно. Поэтому начал смотреть картинки и в более ранних журналах Техника-молодежи и Знание-Сила, которые лежали дома, а также ЮТ. Но конечно основным был Техника-молодежи.

С фантастикой напечатанной в Т-М достаточно хорошо ознакомил Караваев в своей авторской колонке. Я основной упор сделаю на сопровождающие публикации. Журнал являлся рупором ВЛКСМ, поэтому следовал курсу партии и если начать с 1951года то фантастика соответствовала ближнему прицелу. Кроме рассказов и повестей было много так называемых Окон в Будущее. К примеру: М.Водопьянов "Поезд над облаками", Б Ляпунов "Лаборатория в космосе", В Килькинов "Лесозавод-самоход", В.Дмитриев "Через шесть морей", А.Штернфелд "Маршруты межпланетных кораблей" и др.

Печатались также критические и научно-популярные статьи о фантастике. Англо-американская всячески критиковалась, а Ж Верн и Г Уэллс рекомендовались к прочтению. Это были статьи К Андреева "Глазами Ж Верна" и "Путешествие к центру Земли" и редакционная статья "В мире бредовой фантастики".;-) С началом "холодной войны" никакой зарубежной фантастики в журнале не публиковалось, хотя З Бобырь занималась переводами. Печатались также антиимпериалистические рассказы и статьи А Морозова "Дорога" и "Дело "Медузы" и К Гладкова "В джунглях американской науки"и др. с элементами вымысла, а также фельетоны бичующие американский образ жизни. Там авторы также слегка фантазировали.

Писательский состав авторов фантастики был ограничен (Казанцев, Ефремов, Охотников, Сытин, Захарченко, Штернфельд, Немцов) и поэтому когда в 1954году журнал решил заняться развитием н-ф литературы, пришлось объявить всесоюзный конкурс на н-ф рассказ. Откликнулось достаточно много людей и поэтому конец 1954-го и весь 1955гг. журнал заполняла любительская научная фантастика. В основном рассказы "Ближнего прицела".

Поэтому в 1956году редакция решила взбодрить подписчиков напечатав "Сокровище Громовой Луны" Э Гамильтона в переводе Зинаиды Бобырь. Это было первое произведение американеца со времен ВОВ. Кроме этого в псевдогазете "Современник"печатались исторические новости из жизни древних цивилизаций и технические сказки Е Пермяка. Дебютирует Владимир Савченко "Пробуждение профессора Берна". Появились статьи об Атлантиде и острове Пасхи, а также заметки о вышедших научно-фантастических книгах.

1957 год прошел под знаками Фестиваля молодежи и студентов и "Туманности Андромеды".:cool!: Впервые напечатали Станислава Лема "Существуете ли вы, мистер Джонс?"и "марсианскую" статью Фети Ора (М.Хвастунова). Кроме этого в начале года был напечатан репортаж о похождениях робота ТУМа, а в 12-м номере опубликовали комикс В Савченко "Путешествие на Уран и обратно". В общем год был фантастическим.

В №1 за 1958год дебютировали братья Стругацкие с рассказом "Извне". Как они писали позднее, редактор так купировал их повесть, что они зареклись больше печататься в журнале. Напечатали свои первые произведения Г Альтов, В Журавлева и Д Биленкин. После запуска первого спутника много материалов о космосе и космонавтике.

1959 год достаточно большой активности писателей-фантастов. Дебюты И Росоховатского и ещё школьника П Амнуэля. Журнал объявляет конкурс рассказов по рисунку и появляются статьи о "Снежном человеке"

В 1960 чувствовалось приближение космической эры. С первых номеров появился раздел "Жизнь вокруг Солнца" со статьями о возможных обитателях Солнечной системы. Дебютировали Сафронов и Немченко, а также опубликовали рассказы М Лейнстера и Ф Брауна. Множество научно-популярных статей о космических кораблях и конечно рассказ о Белке и Стрелке.

1961 отмечен публикациями уже известного писателя-фантаста Анатолия Днепрова и киносценария Голубева и Леонтьева "До свидания, Земля". Кстати напечатал свой рассказ "На чужом берегу" Ю Медведев под псевдонимом Ю Кузнецов. Целый номер посвящен размышлениям писателей о коммунистическом будущем. Напечатано множество статей о загадочном и таинственном. На 3-й стр. обложки журнала публиковались: статья Б Ляпунова о забытой научной фантастике "Из романа в жизнь", а также разоблачали псевдонаучные культы: телепатию, телекинез и Библейских космонавтов с юмористическими рисунками. В 1 и 2 номерах поместили комикс "Бета Водолея" художника Ю.Макаренко:-)))

В 12 номере подведены итоги по н-ф литературе за 1961 год.

В 1962году был объявлен уже международный конкурс на лучший научно-фантастический рассказ в котором приняли участие, как бывалые фантасты, так и новички. Он открыл таких известных писателей как И Варшавский, Емцев и Парнов, Войскунский и Лукодьянов и др. Напечатали множество рассказов писателей стран народной демократии: Фиалковского, Пеев, Хабаны, Кайдоша и др.

В 1963г. когда исчерпались конкурсные рассказы решили вспомнить дореволюционную фантастику и напечатали непубликовавшиеся рассказы Н Морозова и В Брюсова, а также научно-приключенческий рассказ А Капицы "SOS из бездны". Кроме этого из номера в номер публиковались интервью с писателями научно-популярной и научно-фантастической направленности. В часности Иван Ефремов впервые упомянул о готовящейся публикации в журнале своей новой повести "Долгая заря" переросшей в последствии в роман "Час Быка". Я несколько лет ждал её.

1964 год ничем особенным не отмечен, кроме рассказа Емцева и Парнова "Последняя дверь" и статьи о фантастической литературе Р Нудельмана "Возвращение со звезд". Правда было много статей о необычных явлениях и случаях из жизни.

Это привело к отрытию в 1965году новой рубрики "Антология таинственных случаев", которая выходила каждый месяц. Кроме этого журнал познакомил с творчеством знаменитых американских фантастов Р Бредбери и А Азимова. Несмотря на хорошие рисунки художников-иллюстраторов Арцеулова, Побединского и Авотина конкурс рассказа по рисункам не удался и в следующем году опубликовали только один конкурсный рассказ. Зато на обложках начали регулярно появляться космические картины Андрея Соколова.:cool!:

Неудача конкурса по рисункам привела к тому, что в 1966году печаталось окончание романа А Азимова "Космические течения" и была организована повесть-буриме "Летящие сквозь мгновение" писавшаяся известными писателями-фантастами.:-[ На окончание романа Азимова была опубликована статья С Гансовского об американской фантастике.

В середине года объявили конкурс рассказа уже по рисунку А Соколова, что бы был задел на следующий год, потому что роман И Ефремова продолжал писаться и редактироваться.

1967год характеризуется подготовкой к пятидесятилетию Великого Октября поэтому журнал публиковал материалы о достижениях СССР за этот период и фантастика печаталась только до середины года. Закончили повесть-буриме и напечатали пару конкурсных рассказов и стихотворение. Зато в 10 номере была статья о съемках фильма "Туманность Андромеды", который сняли к юбилею и открылся журнальный КЛФ. Были напечатаны рассказ-статья А Казанцева "Визитные карточки с других планет?" и статья из журнала "Хобби" "Рейс через человека" о съемках фильма "Фантастический вояж".

В 1968год журнал вошел опять с дефицитом хорошей отечественной фантастики, поэтому пришлось снова печатать зарубежную: "Тот, кто всегда возвращается", которая соответсвовала появившемуся интересу к УФО. В начале года в журнале появились рисунки летчика-космонавта Алексея Леонова. В Антологии таинственных случаев была помещена статья А Казанцева о палеоконтакте "Каменный пращур ракеты?". Наконец в 10 номере состоялось долгожданное событие: начал печататься "Час Быка" с иллюстрациями Побединского. :cool!:Была помещена также публицистическая статья И Ефремова.

Роман плавно перешел в 1969, перемежаясь с рассказами малоизвестных авторов очередного международного конкурса. В журнале появила рубрика по истории военной техники и множество статей по роботам. Это был последний год черно-белого журнала. В следующем году журнал изменил формат, стал полностью цветным и художники-иллюстраторы 50-60-х годов почти исчезли из него. Появляется рубрика-конкурс художников-фантастов "Мир завтрешнего дня"


Статья написана 26 января 2015 г. 08:01

С окончанием Великой Отечественной Войны у страны было много горестей и забот, и поэтому молодое поколение фантастикой особенно не жаловали. Да и молодежной прессы было очень мало, а о детском фантастическом кино и говорить не приходилось.

Конечно молодежные газеты и журналы кое-что печатали, это были произведения "Ближнего прицела". В Пионере и Пионерской правде напечатали В. Немцова "Шестое чувство"(1945г) и А. Казанцева "Живое ущелье"(1946г)

Потом наступили годы "реакции", когда партия и комсомол решили, что молодому поколению достаточно экранизаций сказок и книжек про шпионов и разведчиков. В конце 40-х начале 50-х было снято множество мультипликационных отечественных и зарубежных сказок. Вышли художественные фильмы "Пятнадцатилетний капитан", "Белый клык", "Золушка", "Садко", "Илья Муромец" и "Каменный цветок". Правда было два "космических" фильма "Вселенная" (1951г) Павла Клушанцева и мультфильм "Полет на Луну"(1953г). В кинотеатрах шли довоенные отечественные сказки, а также так называемые "трофейные" фильмы.

С изменением в 1954году политического курса молодежи сразу предложили космическое направление. Статьи и рассказы о космосе печатают многие журналы и газеты. Пионер опубликовал рассказ Г Остроумова "Лунный рейс"(1954г). Л Жигарев и К Арцеулов создали диафильм "Полет на Луну"(1955г).

Я рос с этими молодежными журналами и фильмами, поэтому в данной статье буду рассказывать только о них не отвлекаясь на другие. В 1955-56 годах ещё продолжалось шпионско-фантастическое направление- вышли фильмы:

"Тайна вечной ночи" и "Тайна двух океанов" так сказать "морской фантастики" и "детский детектив"- "Старик Хоттабыч":-)

Начали выходить два новых молодежных журнала Юность и Юный техник, где тут же напечатали новую отечественную фантастику: Н Носов "Незнайка в Солнечном городе" и В Соловьев "300 миллионов лет спустя".

Ну а в 1957году Пионерская правда печатает главы из романа "Туманность Андромеды" И Ефремова, Пионер-повесть А Полещука "Звездный человек", Юность- "Планетный гость" Г Мартынова, а ЮТ -"Прохождение Немезиды" Г Гуревича.

С этого года н-ф литература становится постоянным предметом детской и молодежной прессы и кинематографа.

1958-59 годы отмечены выходом фильмов В Соловьева и Б Ляпунова "Дорога к звездам", А Сазонова "Небо зовет" и мультфильма "морской темы" "Тайна далекого острова", а также шпионской "Голубой стрелы". Выходят также мультфильмы о юных техниках и школьниках-попаданцах. Эти мультики я думаю все смотрели т.к. их часто показывают по телевизору.:-)))

Пионерская правда публикует "Тайну Млечного пути" А Фоменко, Пионер "Великое делание" А Полещука, Юность "Сердце Змеи" И Ефремова, а Комсомолка "Планету бурь" А Казанцева. Как мы видим множество н-ф произведений перед книжной публикацией выходят в молодежной периодике.

В апреле 1958года возобновляется издание Уральского следопыта, который сразу начинает печатать фантастику уральских авторов.

В 1960году Пионерская правда печатает пресловутую "Гриаду" А Колпакова, которая с интересом ожидается из номера в номер, а Пионер выпускает "Венерианский цикл" В Сапарина. На экраны выходит только полудокументальный кинофильм "Я был спутником Солнца" и мультфильм "Мурзилка на спутнике"

Зато 1961год отмечен выходом сразу трех отличных Н-ф фильмов "Человек-амфибия", "Планета бурь" и "Барьер неизвестности". Фильмы смотрятся до сих пор, хотя и устарели.

Пионер публикует повесть-сказку Ю Самсонова "Максим в стране Приключений", а ЮТ "Цену миллисекунды" А Колпакова.

В эти годы Пионер печатал также сценарии школьных спектаклей с фантастическими элементами и отзывы на н-ф книги.

Н-ф произведения публикуют журналы Смена, Костер и Юный натуралист. Вся молодежная периодика страны поворачивается лицом к фантастике.

Смена в частности начинает печатать роман Г Мартынова "Гость из бездны", который заканчивает в 1962году. Этот год отмечен выходом таких сказок, как "Урфин Джус" А Волкова и "Баранкин, будь человеком!" Медведева, а также "Тайны гремящей расщелины" А Шалимова в журнале Костер. В Уральском следопыте напечатал свою первую фантастическую повесть "Я иду встречать брата" Владислав Крапивин.

Фантастический кинематограф в 1962году ничем не отличился, зато 1963год отмечен выходом сразу трех общеизвестных кинофильмов "Мечте навстречу", "Каин-18" и "Королевство кривых зеркал", также мультиком о Баранкине.

Ну ещё в 1963 году н-ф рассказ Г Альтова напечатал новый журнал Моделист-конструктор, а журналы объявили конкурсы на научно-фантастический рассказ: Юный техник среди школьников, а Уральский следопыт среди писателей любого возраста. В Смене опубликован роман Мартынова "Гианея"

После этого Смена приступила к публикации фантастики большой формы каждый год. В 1964 это была повесть З Юрьева "Финансист на четвереньках", а Костер опубликовал "Пленника кратера Арзахель" А Шалимова и "Шел по городу волшебник" Ю Томина. Юность-повесть о космонавтах Я Голованова "Кузнецы грома".

Кинематограф выпустил только фильмы по Е Шварцу "Обыкновенное чудо" и "Сказку о потерянном времени"

1965 год прошел под знаком А Ломма: в Пионере "Муравьиный царь", а в Пионерской правде "Ночной Орел" с продолжением в 1966году. Уральский Следопыт открыл И Давыдова с его повестью "Девушка из Пантикапея".

В 1964-65 годах в Пионере публиковалась фантастическая живопись советских и чехословакских художников.

Кинематограф возродил "Гиперболоид" Алексея Толстого и "Трех толстяков" Юрия Олеши, а мультипликаторы ничего выдающего не нарисовали. Зато в середине 60-х вышло несколько диафильмов по произведениям Стругацких, Днепрова, Шалимова и Гансовского, а также Азимова.

В 1966году были открыты П Багряк в Юности и "Фарсаны" С Слепынина в Уральском Следопыте. В пионерке напечатали Негго "Голубой Лангуст" про шпионов с элементами фантастики, а фильмов фантастических не было-только сказки.

Зато 1967год подарил сразу три незабываемых фильма: ужастик "Вий" по Гоголю, романтику "Бегущая по волнам" по А Грину и лирическую комедию "Его звали Роберт". Телевидение порадовало экранизацией-"Продавец воздуха" А Беляева.

Журналы поместили романы с продолжением: Смена- АиС Абрамовых с "Всадниками ниоткуда", а УС вернул новую редакцию "Сказания о граде Ново-Китеже" М Зуева-Ордынца. В Бугров организовал рубрику "Мой друг-фантастика". Остальная молодежная пресса публиковала небольшие рассказы, а Пионерка заканчивала "Ночного Орла".

В 1968году я заканчивал школу и пионерская пресса перестала интересовать. Читал только Уральский Следопыт, Смену и Юность. Там как раз печатали продолжения своих сериалов АиС Абрамовы- "Рай без памяти", П Багряк- "Перекресток" и "Месть", а также "Затоваренную бочкотару" В Аксенова

В УС-е напечатали отличный рассказ Амнуэля и Леонидова "Третья сторона медали" и повесть "Щит Нетона" Войскунского и Лукодьянова

На экраны в этом году вышли фильмы: "Туманность Андромеды"и "Марс" П Клушанцева, а по телевизору показали телефильмы "Солярис" и "Испытание" по Станиславу Лему. С сентября жизнь поменялась-начались студенческие годы, но три журнала оставались со мной всё это время, а отечественный кинематограф уже ничего выдающегося фантастического, кроме "Соляриса" Тарковского и "Ивана Васильевича" Гайдая не создал. В 1969году появился Ленинградский журнал Аврора в котром в 70-х неоднократно печатались братья Стругацкие.

Выходил ещё журнал Ровесник, но там печаталась в основном зарубежная фантастика

Приложение: кадры из кинофильмов "Планета Бурь", "Мечте навстречу","Марс", "Тайна острова Бэк-Кап" и "Илья Муромец"


Статья написана 14 января 2015 г. 07:06

В 1967 году Библиотека началась с "твердой" научной фантастики И Ефремова, АиБ Стругацких, Д Биленкина, Емцева-Парнова и Войскунского-Лукодьянова. Затем влилась гуманитарная, социальная и юмористическая фантастика: АиБ Стругацкие, М Анчаров, А Львов, Зубков-Муслин и В Бахнов. Такое разнообразие жанров-залюбуешься, но БСФ привлекла внимание партийных пропагандистов и спецслужб. Как после этого не распустить редакторов.

В результате: М Руденко-лагерь/Германия/США, Е Муслин- радио "Свобода", А Львов-США исследует еврейскую ментальность и М Емцев -богоискательство.

Ни у кого вопросов по нашим временам не возникает?


Статья написана 5 января 2015 г. 13:20

Издательство "Престиж Бук" выпускает в 2015 году сборник японских новелл Л.Хирна "Сакура шестнадцатого дня". Захотелось поговорить о издании фантастики Страны восходящего солнца в нашей стране. Мне кажется интерес к японской фантастике оказался связан с подвижнической деятельность Аркадия Стругацкого, как переводчика Акутагавы Рюноскэ и Абэ Кобо. Во вступительной статье к БСФ-ке читателей познакомили с именами японских фантастов, но издавались в СССР только избранные. В основном 4-5 имен: Акутагава Рюноске, Кобо Абэ, Комацу Сакё и Хоси Синити.

В своих произведениях братья Стругацкие частенько цитировали Японских и Китайских средневековых авторов. В 1965году в журнале "Смена" был опубликован первый прочитанный мной фантастический роман Абэ Кобо "Четвертый ледниковый период" в переводе С Бережкова и с запоминающимися иллюстрациями Г Новожилова. Затем роман перепечатали в БСФ-ке, а также до конца издания произведения японских фантастов включались в антологии библиотеки. Издательство "Мир" также выпустило несколько сборников японской фантастики и включало рассказы в свои антологии. Несколько научно-фантастических рассказов японских авторов напечатали журнал "Вокруг Света" и сборник НФ. Произведения Акутагавы Рюноске, Абэ Кобо и Эдогавы Рампо выходили также отдельными изданиями.

В 70-х годах издание японской фантастики постепенно сошло на нет. Вышел в переводе А Стругацкого "Пионовый фонарь" С Энтё. После фильма "Гибель Японии" издательство "Мир" издало основу фильма роман Сакё Комацу "Гибель Дракона". После этого издание японской фантастики было возобновили только в конце 80-х годов в перестройку. Но мистические детективы Э.Рампо и С.Муцумото и психологические произведения Абэ Кобо периодически выходили, но были малодоступны. Печатал японских писателей журнал "Иностранная литература", но это была капля в море. В конце 80-х начале 90-х перепечатали несколько произведений выходивших ранее и всё. Страну захлестнул вал англо-американской литературы и японская фантастика по-моему не выпускается до сих пор. Так и не напечатали романы астронома Сэгава "61 Лебедя" и "Цветут цветы на Марсе"

Хотелось чтобы лаборанты с Дальнего Востока дополнили мою заметку-ведь там Япония совсем близко.8:-0

П.С. На форуме появилось сообщение о находке перевода АНС Сэгава "61 Лебедя"


Статья написана 2 января 2015 г. 01:26

В дошкольном и младшем школьном возрасте дома было сравнительно мало книг, но родители покупали и приносили из заводской библиотеки различные научно-популярные журналы, а также выписывали мне "Пионерскую правду" и "Пионер".

Журнальные иллюстрации известных художников увлекали детский ум в воображаемый мир науки и техники. На столе постоянно лежали журналы "Техника-молодежи","Знание-сила" и "Юный техник", которые я частенько рассматривал, а потом начал читать. Особенно увлекали обложки и вкладки исполненные К.Арцеуловым, Н.Кольчицким, А.Побединским, Н.Гришиным, А.Лурье, А.Орловым и Л.Владимирским. Внутри журналов печатались фантастические, научно-популярные и прозаические статьи и рассказы с рисунками этих художников, а также Ю.Случевского, Р. Авотина, Л.Смехова и И.Ушакова. Так ко мне пришли: "Туманность Андромеды" 1957г. (Побединский, Случевский), "Сокровище Громовой луны"1956г. (Арцеулов, Побединский), "Извне" 1958г(Случевский, Борисов), "Баллада о звездах"1960г(Гришин),"Мешок","Руум" 1959г (Ушаков), "Ночь на Марсе 1960г (Ушаков), "Невероятный мир"1956г (Смехов), "Гриада"1959г (Смехов), "Звездная Одиссея" 1960г (Листков),"Урфин Джус" 1962г (Владимирский) "Звездный человек" 1957г (Лемкуль), "Возвращение круглоголовых" 1960г (Кирпичев), "Возвращение Ибадуллы" 1953г (Орлов) "Наследник из Калькутты" 1958г (Лурье) и другие повести и рассказы. Ведь без этих отличных иллюстраций фантастика возможно и не привлекла бы моего внимания. Уже в 50-х годах встречались статьи о научной фантастике В Захарченко, К Андреева и Б Ляпунова в которых воспроизводились рисунки из старых книг. Так я познакомился с фантастическими рисунками А.Робиды, К.Фламмариона, Г. Доре, а также Н.Кочергина и Г.Фиттингофа.

Вот такую роль сыграли в моем увлечении фантастикой и приключениями журналы и их художники-иллюстраторы





  Подписка

Количество подписчиков: 123

⇑ Наверх