fantlab ru

Все отзывы посетителя Михаль

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  4  ] +

Святослав Логинов «К вопросу о природе вампиров»

Михаль, 20 августа 2017 г. 15:46

Написано нудно. Набор примитивных, «наукоподобных», кое-как слепленных банальностей, натужный юмор. Короче, тягомотное, муторное чтиво.

Оценка: 2
– [  1  ] +

Дмитрий Гужвенко «Hashishin’s Creed»

Михаль, 2 декабря 2015 г. 19:11

Рассказ написан в стиле откровенного садизма. Сюжет сводится к многократным описаниям выпущенных кишок и отрубленных голов в стиле ИГИЛ. Если в этом сюжете скрыт какой-то смысл, то он не воспринимается из-за отвращения к кровожадности и бесчеловечности описываемых событий.

Оценка: 1
– [  4  ] +

Майк Гелприн «Ксенофобия»

Михаль, 31 мая 2015 г. 18:27

Мне кажется, что автор взял за основу рассказа шаблонный гангстерский сюжет первой половины прошлого века, когда в Америке расизм был нормой жизни, и переделал его в соответствии с жанром космооперы, в которой инопланетный индивид с отталкивающей внешностью, к тому же руководствующийся не понятными, на первый взгляд, этическими нормами, спасает людей и наказывает бандитов.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Сигизмунд Кржижановский «Бог умер»

Михаль, 21 января 2015 г. 18:08

Автор описывает смерть Бога, как событие, рационально укладывающееся в рамки современного естествознания. Все происходит так же, как и в случае смерти человека. Сначала умирает мозг и угасает сознание. Отдельные клетки еще продолжают жить некоторое время, но и они одна за другой гибнут. Ни пространство, ни время, ни сознание людей и архангелов не изменило своей сущности, хотя осознание катастрофы пришло к тем и другим.

В описании этого процесса нет отсвета другого, надчеловеческого мира, нет «безуминки», все как-то скучновато, хотя и великолепно написано.

Оценка: 8
– [  22  ] +

Майк Гелприн «Однажды в Беэр-Шеве»

Михаль, 18 ноября 2014 г. 18:25

Такое впечатление, что автор по-видимому только понаслышке знает кое-какие детали из жизни иудеев. И пытается из этих кусочков слепить нечто «атмосферное». Все описанное в рассказе вплоть до появления роботов не лезет ни в какие ворота. Это скорее напоминает историю из жизни аборигенов какого-то экзотического острова, а не религиозных евреев в Израиле, к тому же обильное употребление к месту и не к месту идишских и ивритских слов кроме раздражения, ничего не вызывает.

Дешевый троллинг типа: «А правда ли, господин Гаон, — бородатый ашкенази спросил напоследок, — что вы ненавидите шаббат и не ходите по субботам в синагогу?» в принципе невозможен, хотя бы потому, что «бородатого ашкенази» никогда после этого не пустят ни в какую синагогу и не только в Беер-Шеве, но и во всем Израиле, т.к. он нарушил одну из основных заповедей, которая гласит:

«Запрещено говорить любые слова, унижающие других. Если унижающее заявление правдиво, оно считается лашон hа-ра. Если оно лживо, то перед нами клевета. Во втором случае нарушение намного страшнее (ведь известно, что чести оклеветанного человека наносится больший урон, чем если бы о нём говорили правду)… Произнося лашон hа-ра, человек нарушает целый ряд заповедей Торы, а именно, 31 заповедь, из которых 17 — запреты, а 14 — постановления, и все они впрямую или косвенно касаются лашон hа-ра.»

Что касается последовавшего за этим мордобоя, да еще при свидетелях вполне естественного в России, то в Израиле это невозможно хотя бы потому, что за рукоприкладство по израильскому законодательству полагается тюрьма сроком до 5-ти лет. И этот закон неукоснительно соблюдается.

Фраза «И что моей жене и детям запрещено ходить в синагогу по субботам, потому что они — не евреи.» — полный бред. В Израиле никому и никогда не запрещалось и не запрещается посещать синагогу будь то христиане, мусульмане, китайцы …. любого пола. Главное, чтобы никто не оскорблял чувств верующих ни своим внешним видом, ни поведением.

Лично я – человек нисколько не религиозный считаю, что этот рассказ – просто навет, возможно, неосознанный на религиозных евреев.

Оценка: 1
– [  6  ] +

Антон Первушин «Последний космический шанс»

Михаль, 2 июля 2013 г. 18:55

Автор возлагает ответственность за отсутствие прогресса в развитии отечественной космонавтики на писателей-фантастов, которые не обеспечивают ей идеологическую поддержку и вместо жизнеутверждающего прогресса прославляют «феодализм — наше светлое будущее». Я думала, что давно прошли те времена, когда писателям вменялось в обязанность восхвалять передовую идеологию. Однако, по мнению этого литературного критика, именно из-за таких «несознательных» фантастов ракеты взрываются не там, где надо, и спутники падают все чаще. А то, что наука и промышленность не способны поддерживать материально-технический уровень страны, хотя бы на уровне советского, «техника стареет материально и морально, кадры деградируют, потенциал без обновления и возобновления угасает», автор как бы не замечает.

Оценка: 2
– [  5  ] +

Виктор Пелевин «Тарзанка»

Михаль, 29 мая 2012 г. 15:30

Смысл рассказа — ответ на извечный философский вопрос «Что есть Истина?». ГГ гуляет по тропинка с существом, в котором смутно угадывается дьявол и умоляет его раскрыть ему глаза и дать познать истину. Тот в итоге уступает. Истина оказывается в том, что ГГ вдруг видит себя стоящим на страшной высоте, непонятно как цепляющимся за стену. И в тот момент, когда он это осознает, падение оказывается почти неизбежным ..... .

Оценка: 10
– [  5  ] +

Мария Галина «Медведки»

Михаль, 10 апреля 2012 г. 18:44

Каждый человек постоянно находится в трясине предположений, объяснений происходящего, так как факты и события жизни далеко не всегда поддаются однозначной интерпретации, ввиду их субъективного восприятия и понимания, что является причиной недоразумений, драм и трагедий. В книге эта идея выражается в нарастании несуразности, неправильности хода событий, в принципе не поддающихся логическому осмыслению. Главная идея романа – абсурдность и иллюзорность нашей жизни.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Шимун Врочек «Ужасный механический человек Джона Керлингтона»

Михаль, 18 марта 2012 г. 16:28

Нарочитая запутанность сюжета и избыток персонажей не компенсируют примитивность замысла.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Генри Лайон Олди «Герой должен быть один»

Михаль, 11 марта 2012 г. 16:41

С трудом дочитала. Впечатление — какoй-то вязкий cтиль. Многократно прокручиваются одни и те же образы, схожие по сюжету эпизоды, слишком часто повторяется однa и тa жe мысль. Просто устаешь от такого однообразия.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Мир наизнанку»

Михаль, 6 октября 2010 г. 16:44

Невероятно, но реальность превзошла удивительно смелую фантазию авторов. Это случилось в передаче Эха Москвы от 22 сентября этого года. Вот реплики членов «Клуба привелегированных слушателей», адресованные защитнице Химкинского леса Евгении Чириковой:

«Я считаю вас удачным проектом по управлению экологическим движением... « ;

«Я считаю, что вы чистый бизнес-проект, или политический проект...»

«Человек-проект» — фантастика или реальность?

Оценка: 9
– [  2  ] +

Кир Луковкин «Специальное предложение»

Михаль, 15 августа 2010 г. 16:40

Рассказ не оригинален. Идею можно выразить цитатой из похожего по сюжету рассказа Александра Григорьева «Ссуда» из Сб. «Городская фэнтези 2010»: «р-раз, и в голове пусто, в карманах — полно».

Оценка: 3
– [  0  ] +

Сергей Легеза «Вид на гору Фавор»

Михаль, 15 августа 2010 г. 16:12

ИМХО, не убедительна сюжетная подоплека убийства сэра Артура. Если дверь в волшебный мир давно открыта, то и движение между ним и обычным миром давно уже не одностороннее.

Оценка: 5
– [  3  ] +

фантЛабораторная работа «Аппарат Хольцмана»

Михаль, 15 августа 2010 г. 16:03

Рассказ написан крайне небрежно. Много противоречий и нестыковок.

С одной стороны « биоритмы любого человека уникальны, и если их научиться грамотно считывать и записывать, то можно найти кого угодно и где угодно», с другой — « диверсии безымянных террористов носили глобальный характер.»

То есть террористов почему-то нельзя идентифицировать, несмотря на то, что у каждого из них уникальные биоритмы и т.д.

С точки зрения даже школьной физики и здравого смысла фраза наподобие «Сам вакуумный конвертер состоял из трех основных элементов: зеркального диска-ловушки для генерации флуктуаций на основе Эффекта Казимира, термоядерного реактора, необходимого для первоначального обеспечения пусков энергией, и собственно вакуумного конвертера – сейчас он известен как аппарат Хольцмана – способного преобразовывать мельчайшие искажения в реальные частицы.» не имеет смысла, т.к. не указано флуктуации и искажения ЧЕГО там генерируются (просто так сами по себе флуктуации и искажения в природе не существуют.

Оценка: 2
– [  16  ] +

Алексей Пехов «Последняя осень»

Михаль, 20 мая 2010 г. 16:34

Сюжет сразу же превращается в инвентаризационный перечень персонажей из наиболее известных сказок. Разрушение и развал мира, слепленного из отдельных, а иногда чужеродных друг другу фрагментов, не вызывает ни сожаления, ни грусти, а незамысловатый юмор просто раздражает.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Генри Лайон Олди «Кое-что о вампирах»

Михаль, 21 февраля 2010 г. 14:36

Впечатление — нарочито примитивные пародийные сюжеты, написанные суконно-картонным языком. Будто-бы сочинено туповатым подростком.

Оценка: 1
– [  2  ] +

Святослав Логинов «ОТК»

Михаль, 21 февраля 2010 г. 14:23

Убогая и примитивная у автора фантазия. Можно и дальше продолжить в том же духе: топоры, сами отрубающие руки и ноги; молотки, разбивающие головы, отвертки, выкалывающие глаза, плоскогубцы ... и т.д.

Оценка: 2
– [  19  ] +

Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов»

Михаль, 16 февраля 2010 г. 15:11

Перед читателем предстает гниющий город, заполненный отбросами общества, однообразно антропоморфными представителями инопланетных рас. Автор с надоедливым упорством изображает вонючие, заполненные дерьмом и гнилью нищие кварталы и подземные клоаки гигантского города.

Невыносимо занудно повторяются огромные и мутные по содержанию куски текста с изложением процесса «научных» исследований ГГ, которые воспринимаются как назойливый шум и раздражают своей бессмысленностью и противоречивостью. Так, например, ГГ рассуждает об аэродинамике крыла, хотя в его мире наука и инженерная мысль застряла на уровне создания и использования дирижаблей. Многословно повторяясь, развивается тема возникновения «разума» в паровых мозгах домашних роботов, которая своей примитивностью не вызывает ничего, кроме усталости и досады.

Угнетающе детально и с удовольствием автор пишет об использовании калечащей людей магии для садистских наказаний и сексуальных извращений, а также подробно смакует секс ГГ с насекомоподобным существом.

В книге много несоответствий, например, в конце романа для спасения своего мира от чудовищ энтузиасты берут откуда-то десятки (если не сотни) километров электрического кабеля, хотя, кроме паровых машин в их мире практически не используются другие источники энергии, а электричество применяется, в основном, в магических практиках.

Если бы можно было убрать все эти «литературные» излишества и противоречия, то от этого книга бы только выиграла, но это была бы совсем другая книга.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Дэн Симмонс «Падение Гипериона»

Михаль, 20 апреля 2009 г. 15:52

В романе есть почти все, что могла предложить НФ двадцатого века: освоенные человечеством многочисленные миры, разделенные многими световыми годами и связанные между собой системой нуль-Т переходов, разнообразие транспортных средств (иногда очень экзотичных) для путешествий в Космосе, путешествия в инфосферах, где обитают искусственно созданные интеллекты (ИскИны), путешествия во времени (в том числе в далекое будущее), звездные войны и многое другое. И все это воспринимается как гармоническое целое.

Но самое интригующее, ИМХО, это – (хотя и пунктирно намеченная ) война между Высшим Разумом (ВР), созданным ИскИнами и ВР, спонтанно сгенерированным человечеством. Причем человеческий ВР вмешивается в Историю абсолютно наивно и своенравно.

Подтверждением такой его наивности и своенравности является мотив библейского эпизода жертвоприношения Авраама, который проходит красной нитью через все повествование, поэтому мне хотелось бы подробнее остановиться на этом.

Общепринятым считается, что эта история – доказательство того, что Бог против человеческих жертвоприношений.

На самом деле это – рассказ о чудовищном испытании, которому был подвергнут самый послушный верующий в Библии, в результате которого его семья распалась, жена умерла, а любимый сын перестал видеться с отцом.

Если внимательно перечитать этот эпизод в Библии, то возникает вопрос: понимала ли Сарра — мать Исаака, что Авраам собирается принести в жертву ее единственного сына? Скорее всего Авраам приготовил для нее выдумку типа: «Посиди здесь, а мы с сыном пойдем поклониться Богу и вернемся к тебе».

На гору Мориа пошли они вместе: отец и сын, а вернулся Авраам к слугам один. Это означает, что сразу после жертвоприношения ушел Исаак один без отца другой дорогой. Из последующего рассказа становится ясно, что со дня жертвоприношения и до самой смерти Авраама, Исаак избегал встречи с отцом, и только когда тот умер, он пришел похоронить его с помощью брата Измаила, которого тот же отец выгнал в пустыню.

Сарра и Авраам тоже расстались. Авраам после жертвоприношения поселился в Беер-Шеве, а она сразу же в начале следующей главы умерла в Хевроне, причем по тексту становится ясно, что Авраам не находился с рядом ней, когда она умирала.

Наконец, это жертвоприношение вызвало разрыв между Авраамом и Богом. После жертвоприношения и далее в Библии уже не рассказывается о встречах и беседах Авраама с Богом. Несмотря на то, что он выдержал испытание, Бог больше не является к Аврааму и не говорит с ним, а Авраам не обращается к нему.

Смерть жены и разрыв отношений с сыном оказались слишком большой ценой, которую ему пришлось заплатить.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Слово погибели № 5»

Михаль, 11 марта 2009 г. 17:45

Предисловие сразу вызывает ассоциации с «Гражданами города Кале», с фильмом «300 спартанцев», а маршал Равелин – почему-то с маршалом Жуковым.

Мастерски закрученный детективный сюжет держит в напряжении, а психология ГГ, стремящегося во что бы то ни стало докопаться до истины кажется вполне достоверной.

Но вот финал разочаровывает. Не вполне понятны причины, по которым маг убивает ни в чем неповинного человека, да еще таким изощренным образом. Якобы для того, чтобы никто не узнал, что герои, которые спасли цивилизацию, на самом деле были марионетками чужой воли? А зачем это ему? Я думаю, что любой взрослый человек должен понимать, что в смертельном бою только совершеннейший безумец не испытывает страха. А вот побороть в себе этот страх может далеко не каждый. И маршалу Равелину было совершенно ясно, что этим качеством вряд ли обладают все двенадцать, которые были призваны спасти мир. А других у него не было. Надо было выбирать. Это только в сказках герой выбирает между хорошим и плохим, а в реальной жизни приходится выбирать между плохим и очень плохим. Поэтому «победителей не судят» и даже не задают вопрос о цене победы, как не задавали его маршалу Жукову. В конце концов, оказывается, что убийца и сам толком не знает, зачем он это сделал.

Возможно потому, что мир, описываемый авторами, более ориентирован этически, чем наш.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Анджей Сапковский «Maladie»

Михаль, 3 марта 2009 г. 18:02

Повидимому, есть что-то особенное в древней легенде о Тристане и Изольде, если она послужила основой для целого пласта литературных и музыкальных произведений.

Что касается рассказа Сапковского, то он ИМХО представляет собой приключенческий рассказ с эротическими сценами «по мотивам...» в духе уже поднадоевшего «Ведьмака» и ничего более, и, поэтому, не выдерживает никакого сравнения с рассказом Томаса Манна «Тристан», где описание шизофренически прекрасной музыки Вагнера выражает немыслимую философскую глубину сущности любви и смерти, которые становятся единым целым.

« Смотри, последний светильник погас! Мысль и воображение погрузились в священный сумрак, освобождающий от мира, от мук безумья. И даже когда призрак померкнет, когда помутнеет от восторга мой взгляд — я буду знать, чего лишал меня лживый свет дня, что противополагал он моей страсти, обрекая ее на неизбывную муку, — даже тогда (о, чудо свершенья!), даже тогда я — это мир... И вслед мрачным предостережениям Брангены взлетели голоса скрипок, и взлет их был выше всякого разума.»

Оценка: 7
– [  7  ] +

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Михаль, 31 декабря 2008 г. 18:05

Роман, написанный автором, сформировавшимся еще в досоветские времена, когда Писание было частью культурного багажа любого образованного человека, имел фантастический успех у советских читателей, принадлежащих к поколению моих родителей, поскольку евангельская часть сюжета книги оказалась для них культурным шоком, и глубоко потрясла их воображение.

Сейчас, когда пласт культуры, связанный с Писанием, стал общедоступным, авторская трактовка евангельского сюжета может показаться очень спорной. А что касается реалий 20-х годов прошлого века, сатирически описанных автором, то местами они просто скучны.

Самое интересное и увлекательное в сюжете, ИМХО – восстановление нечистой силой справедливости, попираемой помыкающими людьми функционерами.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Генри Лайон Олди «Посети меня в моём одиночестве...»

Михаль, 11 декабря 2008 г. 17:45

Описан мир не людей, а зомби. Лодочник не знает и не понимает, кого он перевозит и куда. Души умерших людей не понимают, что они умерли. Смерть в облике благообразной дамы непонятно зачем точит свой серп (никого в живых уже давно нет) И вообще, что она конкретно этим серпом делает? Ведь люди, которых он перевозит выглядят вполне нормально. Следов серпа на них никто не замечает.

Рассказ гораздо беднее смыслом, чем тот миф о Хароне, по мотивам которого он написан. Ведь Харон не захотел перевезти живого Орфея в Аид. Какое-то фальшивое многомудрие в стиле Коэльо.

Оценка: 4
– [  15  ] +

Генри Лайон Олди «Дорога»

Михаль, 17 ноября 2008 г. 17:02

Книга не оставляет цельного впечатления.

Все сшито как бы наспех, грубыми стежками. Нет глубины понимания таких очень непростых понятий как личность и осознание.

Логика повествования местами внутренне противоречива, А психология героев ИМХО не всегда достоверна. Герои рассказа про отросток производят впечатление картонных персонажей в картонных декорациях.

Авторы придумали ситуацию, когда получая бессмертие, люди теряют личность. Но что такое личность? Это центр, в котором соединяются воедино все ощущения, т.е. центр ясности осознания.

Как будет вести себя человеческое существо, лишенное такого центра? Бесы (бессмертные) по своему поведению практически не отличаются от людей? В главах, написанных от имени Беса Марцелла, отсутствие личности никак не проявляется. Впечатление такое, что он лишен личности не в бОльшей степени, чем сами авторы, у которых не получается непринужденной игры философскими понятиями и парадоксами.

Еще о некросфере. Авторы пытаются описать ее «психологию». Но ведь смерть это загадка. По словам Мамардашвили «единственный вопрос, которым занята философия – это вопрос обсуждения отношения человека к своей собственной смерти, а отнюдь не к смерти родных и близких».

Некросфера — это должно быть нечто абсолютно чуждое всему человеческому. Еще более чуждое, чем, например, «Солярис», «психологию» которого Лем даже не пытался воспроизвести.

Описание авторами ада: «Душа терзается исключительно неопределенностью. Когда причина не влечет за собой положенного следствия, когда результаты непредсказуемы, когда время врет, пространство издевается...» А вот герои этой же книги этих же авторов: Эдди, Макс и «Очкарик» почему-то так не считают. Наоборот, в таком «аду» они ловят кайф. Ад, ИМХО, — это такое место, куда ни один человек не хотел бы попасть, иначе это не ад, а разновидность DOOMa.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Виктор Пелевин «Зал поющих кариатид»

Михаль, 16 ноября 2008 г. 17:07

Свойственная только Пелевину глубина и виртуозность изложения нетривиальных философских концепций сочетается с современным сюжетом на актуальную тему таким образом, что на одном полюсе оказывается изощренный цинизм « жениха России №1», объясняющего непростые понятия НЛП с помощью матерных конструкций, а на другом – архетипический образ бесконечной реки жизни, «текущей из одной необъятности в другую», которую главная героиня видит в психоделическом сне.

Этот образ с каждым разом становится для нее все более реальным, нежели бытие в качестве «фальшивой каменной бабы» в элитном борделе. И в этой новой реальности она в конечном итоге превращается в нечто « яркое..., светлое... , чистое», хотя внешне это напоминает умерщвление самца богомола самкой после спаривания, наглядно иллюстрия мысль почитаемого Пелевиным Кастанеды, что «мир – это просто точка зрения».

Оценка: 10
– [  10  ] +

Сергей Лукьяненко «Дозоры»

Михаль, 15 октября 2008 г. 16:33

«Равновесие сил света и тьмы» в «Дозорах» — вещь чисто декларативная и условная. К примеру, «локальный прорыв инферно» легко вообразить: природный катаклизм, землетрясение, атомный взрыв ... , а вот как выглядел бы локальный прорыв парадиза, т.е. рая?

«Светлые» постоянно демонстрируют прямо-таки оруэлловское двоемыслие т.е. «говорят заведомую ложь и одновременно в нее верят, забывают любой факт, ставший неудобным, и извлекают его из забвения, едва он опять понадобился». Например, с одной стороны они «не обязаны любить обыденный мир» и «хранят его лишь потому, что паразитируют на нем», так как «люди – кормовая база», а с другой: «Нас так долго учили отдавать и ничего не брать взамен». Как можно ничего не брать взамен и одновременно паразитировать?

А деятельность «высших светлых» — не что иное, как старый трюк — прогрессорство, результат которого – чудовищное количество жертв. Однако они все продолжают и продолжают попытки «создать идеальное общество», так ничему и не научившись. У Уинстона Черчилля есть высказывание «Кто в молодости не был радикалом (революционером) — у того нет сердца. Кто в зрелости не консерватор — у того нет головы». У «высших светлых» все наоборот — с возрастом они впадают не то в детство, не то в маразм.

В повествовании нет глубины, нет даже той силы, которая «желая зла, творит добро». Наоборот, герои цикла «творили зло, которое было злом и добро, которое злом оборачивалось». Какой-то плоский и однополярный мир.

Философия и психологии – это не то, что больше всего удается автору. Его конек — саспенс, драйв, экшн ради экшна.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Владислав Крапивин «Топот шахматных лошадок»

Михаль, 1 сентября 2008 г. 15:14

В романе чувствуется ностальгия по Утопии Стругацких. По духу атмосфера «Институтских дворов», где реализована атмосфера «Полдня», созвучна «Понедельнику». Мир доброжелательных, отзывчивых, искренних, дружелюбных детей и взрослых, куда агрессивные и непорядочные не могут проникнуть. Мир, где «хочется жить и работать», и... где есть попытка «прогрессорства» – повернуть Гироскоп-стабилизатор так, чтобы распространить пространство добра как можно дальше.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Герман Гессе «Игра в бисер»

Михаль, 25 августа 2008 г. 15:17

Основной message романа: настоящее искусство должно быть элитарным, оно должно как можно дальше находиться от повседневности.

Это противоречит нынешней ситуации, когда поп-культура, все более воспринимающаяся как спам, навязывает обществу этические и эстетические идеалы.

Гессе своей книгой утверждает, что в обществе должны быть такие меньшинства, представители которых без принуждения и по своей воле берут на себя бремя обязанностей, которые незнакомы большинству, плывущему по течению. Касталия является примером братства истинных аристократов духа, предъявляющих к себе очень высокие требования.

Подлинная Культура не может существовать без такого рода сообществ людей, связанных между собой идеями и идеалами науки и искусства. Вся жизнь Иозефа Кнехта посвящена служению людям и искусству. Именно поэтому автор не наделил его яркой индивидуальностью в отличие от его друга Плинио Дезиньори. Недаром имена героев всех трех жизнеописаний Иозефа Кнехта расшифровываются как «слуга».

Оценка: 10
– [  6  ] +

Клиффорд Саймак «Пересадочная станция»

Михаль, 7 августа 2008 г. 17:32

Развивая идею содружества миров, наподобие «Великого Кольца» Ефремова, автор пишет о «братстве разумных существ Галактики». Но в отличие от Ефремова, на него не давит советская идеология. Поэтому для «торжества разума» у Саймака необходим некий костыль типа «энергии духовности», которая без артефакта и приставленного к нему Хранителя, не воспринимается разумными особями. При отсутствии же такой подпорки «братство разумных существ Галактики» трещит по всем швам, а на Земле ядерная война оказывается неизбежной. Триумф разума на самом деле оборачивается его бессилием и ущербностью.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Станислав Лем «Путешествие восемнадцатое»

Михаль, 6 августа 2008 г. 14:30

Лем — провидец. Почти тридцать лет назад предугадал анекдот про запуск большого адронного коллайдера:

«— Уверяю вас, запуск большого адронного коллайдера совершенно безопасен, — сказал Директор. — Никакого конца света не будет! Мы проникнем в тайны материи, вернемся на 20 миллиардов лет назад, воссоздав условия Большого Взрыва! Итак, господа! — Директор нажал большую красную кнопку. Прошло 20 миллиардов лет. — Уверяю вас, запуск большого адронного коллайдера совершенно безопасен, — сказал Директор...»

Оценка: 9
– [  0  ] +

Карлос Кастанеда «Учение дона Хуана, путь знаний индейцев Яки»

Михаль, 3 августа 2008 г. 16:27

Oсобенно меня поразило в этой книге предсказание о характере своей смерти, которое получил Карлос от Мескалито (ИМХО Мескалито – некая экологическая структура, наделенная осознанием – именно осознанием, а не разумом, осознанием более глубоким и принципиально иным, нежели человеческое, но при этом не чуждым человеческому осознанию) Гигантский слизень в видении Карлоса медленно и неотвратимо растворял его своей пищеварительной слюной.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Виктор Пелевин «Числа»

Михаль, 22 июля 2008 г. 16:36

Почему-то возникает ассоциация с «Пиковой дамой» Пушкина. Та же любовь к деньгам у ГГ и магия чисел: тройка, семерка, туз (3,7,1). И у пелевинского Степы вся стратегия жизни строится на числе 34, что в сущности является комбинированием пушкинской тройки чисел. И так же как и Герман, Степа в конце романа теряет все. Сама идея приписывать числам значение большее общепринятого, не кажется такой уж бредовой, если вспомнить «счастливые билетики» в общественном транспорте.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Виктор Пелевин «Последняя шутка воина»

Михаль, 1 июля 2008 г. 13:55

Всегда ироничный Пелевин с искренним восторгом пишет о книгах Кастанеды: «Главное — это удивительной красоты и силы экзистенциальная поэзия, всплески которой разбросаны по всем его книгам, а первые четыре из них можно смело назвать великими (я назвал бы такими почти все). Из этого и складывается учение дона Хуана — психоделический стоицизм или шаманский экзистенциализм, кому как нравится, и мне совершенно неважно, кто стоит за этим учением на самом деле — мексиканский шаман дон Хуан Матус или американский антрополог дон Карлос Кастанеда.»

Оценка: 10
– [  4  ] +

Роберт Шекли «Поединок разумов»

Михаль, 30 июня 2008 г. 17:17

Сюжет напоминает романы Стругацких «Жук в муравейник» и А. Кларка «Конец детства». Но, если у Стругацких «Стояли звери у ДВЕРИ...», за которой таинственная сверхцивилизация «Странников», а у Кларка «вертикальный прогресс» реализуют могущественные и гуманные «Правители», то у Шекли — мастера иронии — подобного рода предложение навязывается землянам насекомоподобным существом, борьба против козней которого — настоящий вестерн.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Разумеется, «клоп» победить не может.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Виктор Пелевин «Фокус-группа»

Михаль, 18 мая 2008 г. 16:06

Те «один или два огонька», которые изредка вырывались из круговорота себе подобных и «уносились назад к небу» — это те, кому посчастливилось не родиться. Это души, не испытавшие надругательства сначала жизнью, а потом смертью.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Хулио Кортасар «Место под названием Киндберг»

Михаль, 15 апреля 2008 г. 15:50

По-моему, один из лучших рассказов Кортасара.

Казалось бы — банальная история. Взрослый мужчина подвозит на своем автомобиле молодую девушку без комплексов. Вдвоем они ужинают, проводят вместе ночь. И он вроде бы очень рад такому неожиданному приключению, такому ни к чему не обязывающему знакомству.

Но оказывается, что благодаря ей он впервые осознает, что есть вещи, которые он уже не может себе позволить. Оказалось, что мечта его юности о паруснике разбилась о заботу о том, чтобы будущее было сытым и благополучным, будущее , которое, став настоящим, превратилось в «глухие, кривые, окольные пути».

Его жизнь сломалась.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Сказка о Золотом Петушке»

Михаль, 26 марта 2008 г. 17:07

Дяченковский Дадон в отличие от пушкинского совершил Поступок: не пошел на повoду своего влечения, а выполнил обещание, данное звездочету. Финал, альтернативный пушкинскому показал, что противостоять Абсолютному Злу в облике обольстительнейшей девушки может не мегагерой, а скопец.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Ордынец»

Михаль, 25 марта 2008 г. 14:32

Разумеется, ни один ребенок не мог бы вести себя как ученик 5-го класса по фамили Ордынец. По замыслу авторов в тело мальчика вселился дух древнего языческого божества, капище которого погребено под многометровой толщей мертвой воды. Он оказался той «аварийной системой», которая ничего не делает, «а потом вдруг... становится нужной».

Оценка: 10
– [  2  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Волчья сыть»

Михаль, 24 марта 2008 г. 15:25

Все в этой повести как всегда у Дяченок: философский смысл, глубокий психологизм, прекрасный язык. Но не могу я себе представить жвачных животных с руками вместо копыт, а иначе как бы они могли освоить человеческие инженерные технологии?

Оценка: 9
– [  4  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Феникс»

Михаль, 24 марта 2008 г. 15:09

Главное в рассказе, как и во многих других книгах Дяченок – проблема выбора во взаимоотношениях между близкими людьми. Герои пытаются найти из нескольких зол наименьшее, которое скорее всего могло бы на самом деле оказаться тупиком и катастрофой. Но писатели не стали в очередной раз развивать эту тему дальше, а семейное счастье их героев спасает не то чудо, не то вещий сон.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Медный король»

Михаль, 23 марта 2008 г. 16:00

История, описанная в романе напоминает Легенду о Докторе Фаусте. Но если Фауст хорошо представляет себе, чего он хочет и в обмен на это продает свою душу дьяволу, то ГГ «Медного Короля» далеко не всегда знает, что ему нужно на самом деле.

Сила заклинаний постепенно и естественным образом меняет его жизнь к лучшему, делает сильным, необыкновенно удачливым, неуязвимым, дает власть над людьми. Эта сила заставляет его приносить Медному Королю все новые и новые жертвы, и после каждой такой жертвы к нему приходит новое могущество, новое понимание и ощущение, что вот вот он достигнет власти над самой сутью вещей.

Оказалось, что он подсел на чудовищный наркотик, что люди, попавшие в такую же зависимость от древнего нечеловеческого монстра, испытывали невероятно мучительную ломку, когда выяснялось, что они пожертвовали всем, что им дорого. И когда отдавать Медному Королю им было уже нечего, они сходили с ума.

Казалось, что также как в романе Томаса Манна «Доктор Фаустус», самые дорогие для ГГ существа: женщина, любимый (но не его собственный) ребенок и лучший друг обречены на гибель, а он сам — на безумие, но авторы, к счастью, не прельстились таким очевидным и прямолинейно-логическим финалом.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Преемник»

Михаль, 13 марта 2008 г. 15:42

Из волшебной мозаики, созданной талантом писателей, выпала одна маленькая, но важная деталь. Читателю до самого конца романа так и осталось неизвестным, кто же на самом деле душил детей колодезной цепью. Понятно, что не Луар. Но кто?

Оценка: 9
– [  8  ] +

Станислав Лем «Рассказы о пилоте Пирксе»

Михаль, 11 марта 2008 г. 16:54

15 лет назад,когда я впервые прочитала рассказы о пилоте Пиркса, мне казалось, что еще немного, и откроются училища космодесантников, и в ближайшие десять лет сбудется все то, о чем так правдоподобно написал Лем: научные станции на Луне, первый полет людей не только на Марс, но и к спутникам Урана и Сатурна. Однако годы идут, а мы все гадаем «Есть ли жизнь на Марсе?» И уже многие не верят, что американцы 36 лет назад были на Луне.

Сегодня, перечитывая Лема, обращаешь внимание на то, что техника в его мире успела устареть по сравнению с нашей: нет спутниковой связи, нет цифровой техники (ученые пользуются фотопластинками и фотопленкой), Пиркс и его товарищи берут с собой в патрулирование механические игрушки (электронные там еще не изобрели), нет персональных компьютеров, интернета...

Мир пилота Пиркса это — мир повседневности, в котором нет Чуда и Тайны, а есть рационализированная серость космических будней.

Оказывается, такого рода НФ миры очень быстро устаревают в отличие от фэнтезийных миров.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Леонид Кудрявцев «Остановка в пути»

Михаль, 24 февраля 2008 г. 15:37

Перекликается с идеей искаженного мира Шекли (Обмен разумов). Превращение мира в «мнимую величину» привело к чудовищному искажению облика его жителей и среды их обитания.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Хулио Кортасар «Дальняя»

Михаль, 19 февраля 2008 г. 16:50

Кора Оливе, обожает палиндромы и анаграммы. Анаграмма ее имени «королева и...». А далее автор раскрывает смысл многоточия, извлекая из игры слов словно бы призрачную историю. Это другая реально существующая женщина, живущая ужасной жизнью нищенки или проститутки, где-то очень далеко, в мире так не похожем на изысканно прекрасный мир Коры. Другая ипостась, присутствие которой Кора постоянно ощущает, ненавидит, но иногда и жалеет, тянет ее к себе. И, когда они, наконец, встречаются почему-то в Будапеште, то меняются местами: королева становится нищенкой. И это постоянное ощущение снега в дырявых туфлях....

Оценка: 10
– [  1  ] +

Хулио Кортасар «Лента Мебиуса»

Михаль, 17 февраля 2008 г. 13:58

Многие писатели и не только фантасты пытались изобразить «жизнь после смерти» своих героев, не понимая, что Смерть это некоторое предельное Другое, совершенно не похожее на жизнь. Невозможно узнать, что именно в жизни автора: возможно, впечатления психоделического опыта, либо просто проявление его огромного дарования помогло ему так описать загробные скитания души.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Хулио Кортасар «Счастливчики»

Михаль, 14 февраля 2008 г. 16:08

Истинно трагический персонаж в романе – Паула. Она по-настоящему любит Рауля. Они как будто созданы друг для друга: оба принадлежат к высшему обществу, умны, образованны, начитанны, их вкусы совпадают, они понимают один другого с полуслова, с одного взгляда. Их совместное времяпрепровождения, откровенные разговоры о личной жизни, обсуждения книг, фильмов, выставок... – без этого они не представляют свое существование. Они так нужны друг другу... Но вместе быть не могут из-за нетрадиционной ориентации Рауля. Отсюда неуравновешенность Паулы, ее беспорядочная жизнь, случайные связи, «люминал».

По контрасту с парой Паула – Рауль «молодоженов» Нору и Лусио практически ничего не связывает, кроме физической близости. Привычки и вкусы одного раздражают другого. Они непрерывно ссорятся.

А смерти Медрано можно только позавидовать. Он умирает с оружием в руках, полагая, что этим спасает ребенка женщины, которая за прошедшие два дня стала для него светом в окошке. Он умирает просветленным, его чувства за пределами счастья. Перед смертью он выбросил за борт свое старое «я».

Оценка: 10
– [  3  ] +

Хулио Кортасар «Автобус»

Михаль, 12 февраля 2008 г. 15:26

По мере развития событий рассказ все больше напоминает пародию на ужастик. Комическое впечатление оставляют шофер и кондуктор, бегая один за другим туда и обратно по проходу автобуса, мешая друг другу, невпопад открывая и закрывая двери.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Роберт Шекли «Мусорщик на Лорее»

Михаль, 10 февраля 2008 г. 16:48

По прочтении рассказа приходят на ум слова песни: «Там живут несчастные люди-дикари. На лицо ужасные, добрые внутри». Они оказались не только добрыми, но и умными. Проходимцы «высшей расы» получили по заслугам.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Вирлена»

Михаль, 6 февраля 2008 г. 14:56

Если бы не встреча с колдуном, так бы и не поняла Вирлена, что настоящий мужчина заботится прежде всего о том, чтобы желанной женщине было с ним хорошо.

А Кирияшик просто понятия не имеет о настоящей любви. Удовлетворил свой сексуальный голод и уснул сном младенца.

Оценка: 10
⇑ Наверх