Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 24 октября 2017 г. 06:50

Читала долго и мучительно. Не в том смысле мучительно, что от этого чтения болели даже зубы, а в том, что дело продвигалось угнетающе медленно. Единственный плюс, что после 5-6 страниц глаза начинали слипаться. Вся беда в жуткой предсказуемости сюжета и героев. Слушайте, это беда какая-то. Всегда хорошими авторами-женщина в жанре фантастики было не очень, но сейчас — просто катастрофа. Читаемых — на пальцах сосчитать. Но все же судить вам: К.Б. Уэджерс "В тени трона":

Признаюсь, я люблю Звездные войны, как все взрослые и многоопытные любят детские сказки. С ноткой ностальгии по тем далеким дням, когда все происходящее на экране или страницах воспринимается, как самая реальная реальность. Только в моем случае эта нотка тоже не настоящая, поскольку в моем детстве были совсем другие сказки, а жанр фантастики, хоть и не входил в число "серьезных", но все же и не опускался до уровня чистого развлечения.

Но ладно, чего уж тут. Сказка. С принцессами, которых надо спасать, королевами, которые разрываются между долгом и любовью, с рыцарями со сверкающими мечами, с благородными разбойниками и темными властителями и колдунами. Разница только в деталях.

И, конечно, сказка продолжается пока герои молоды, красивы, дерзки, удачливы, влюблены и считают, что жизнь будет длиться вечно. Потому что дальше уже не сказка, а ... ну другой жанр. Вот состарилась принцесса Лея, и потеряла изрядную долю своего обаяния. И пусть поседевший Хан Соло по-прежнему язвителен и дерзок, но в глазах уже не тот дерзкий блеск, не так удачлив и ловок. Укатали сивок крутые горки, короче. И пусть появились новые лица, но нет более той легкости и ощущения чуда. Даже краски вроде бы поблекли.

С чего бы это я расписываюсь про "Звездные войны", когда вроде бы надо рассказать о романе с завлекательным названием "В тени трона"? А вот к чему. Вот представляете, что бы стало с королевой Амидалой, если бы Эни не победил в гонках на Татуине? Или с принцессой Леей, не случись победы повстанцев? Не скажу за первую, но второй явно светило бы стать подругой лихого контрабандиста, скитаться по Галактике, пробиваясь случайными заработками, скрываясь от преследователей, постепенно старясь, теряя надежду и ожесточаясь. И была бы это уже не сказка , а совершенно другой жанр, не спорю, что вполне возможно не менее интересный.

Гейл Бристоль — свое рода принцесса Лея, свернувшая не на ту дорогу. Зрелая женщина , уже близкая к сорока, изрядно побитая жизнью и много повидавшая, циничная и озлобленная. Контрабандистка и преступница, но, к сожалению, все еще принцесса и совершенно неожиданно- последняя из оставшихся в живых наследница трона могучей космической империи, которая стоит буквально на грани гибели.

Кстати, задумка не плохая. Некогда жажда справедливого возмездия для убийц близкого человека привела нашу героиню-аристократку не просто в изгнание, а на самое дно жизни. Но она оказалась живуча и успешно приспособилась к новому окружению. Обрела навыки, которые теперь ей пригодятся в войне за трон.

И тут открывается огромный простор для сюжета: изощренные интриги многочисленных группировок, запутанная межзвездная политика, таинственные происшествия и смерти. Можно еще добавить изрядную долю романтики, вплетя линию любви между принцессой и юным рыцарем дж...И все это в шикарных дворцовых интерьерах и с героями в не менее шикарных нарядах, ничуть не уступающих великолепию дворцов Набу.

Но вот, почему весь этот потенциал так ужасно использован? Почему, скажите мне, главная героиня в свои почти 40 лет производит впечатление недоразвитого подростка со всеми своими ужимками, дразнилками и высунутым языком? И однообразными и весьма скучными ругательствами? С унылыми описаниями нарядов? Почему главный герой, этот благородный рыцарь без страха и упрека, который должен вызывать симпатию и сочувствие, вызывает лишь уныние и раздражение своей непроходимой тупостью и отсутствием сообразительности?

Да, и не будет это спойлером, если я скажу, что дело опять происходит в мире победившего матриархата? Думаю, нет, без подобного реверанса в сторону современных тенденций не обходится ныне ни один сюжет. Спасительницы рода человеческого и всей Вселенной заполонили все вокруг, и даже начинаешь понимать, почему это бывшая сильная часть нашего вида вдруг задумалась о всяких там альтернативах отточенным природой механизмов.

Можно было бы все простить, если описанный выше потенциал получил хоть какое- то оригинальное развитие . Но, я думаю, любой из нас уже может представить, что будет происходить, кто окажется другом, кто врагом, поскольку все приемы известны, все улики четко, ясно и без альтернатив указывают на злодеев, и только герои умудряются плутать в потемках, усиленно и мучительно ломая головы над очевидным и понятным. И эта предсказуемость на фоне неумелых попыток вдохнуть жизнь в героев и сюжет совершенно портит впечатление от чтения. И , к сожалению, это уже какая то тенденция: который по счету роман молодого автора-женщины и которое по счету разочарование. Обидно, дамы, обидно.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru

В следующий раз собираюсь поделиться впечатлениями от романов Майкла Флинна " В пасти льва" и Станислава Лема "Фиаско""


Статья написана 11 октября 2017 г. 06:02

Чем дольше живу, тем более мне симпатичны тагоряне Стругацких. А ведь по молодости мне они были смешны, а теперь так даже и симпатичны своим делание сначала думать, а потом делать. Жаль, что эта тема так и не была развита, ведь правда же интересно исследовать такой вариант: более медленный, но более вдумчивый. И что-то подсказывает мне, что и более разумный и фундаментальный. Но этот так, к слову. Хотя и по теме: Паоло Бачигалупи "Алхимик"

Обратная сторона технологий и ответственность изобретателей и открывателей за негативные последствия своих работ. Вечная тема. В том плане, что эта тема преследует нашу цивилизацию с того далекого времени, когда обтесали первый камень. Сразу же появились побочные эффекты новой и весьма перспективной технологии. Ведь камнем этим оказалось не только удобно колоть орехи, но колотить по башке соперника, косо взглянувшего на твою подружку, недруга, стянувшего из под носа кусок вкусненького, или просто несимпатичного и недружественного товарища по тяжелой пещерной судьбе .

Так был открыт фундаментальный закон Вселенной: у всего есть обратная сторона. Дуализм в действии. У всего хорошего есть кое-что плохое. Стрела поражает не только потенциальную пищу, но и потенциального противника. От дуста дохнут не только тараканы, но и клетки в ни чем не повинном организме. Порох не только для того, чтобы фейерверки запускать. Энергия атома не только для получения электричества, а интернет не только для распространения знаний, мира и красоты, но и... тут сами можете развить.

Потому сколько эту тему не поднимай, будет она всегда и стара, и актуальная одновременно. Потому как от того первого обтесанного камня остановиться мы не можем в своей страсти изобретать и совершенствовать. Да и не нужно это. Вопрос совершенно в другом.

Вопрос о том, что уже пора бы научиться за столько- то тысяч лет прогнозировать последствия своих открытий заранее, не бросаясь немедленно что-то внедрять, удивляясь потом, что опять хотели, как лучше, а получилось, как всегда. В этом месте мне всегда вспоминаются тагоряне Стругацких, которые, хочу напомнить, три четверти своих ресурсов тратили на изучение последствий новых технологий. Даже смешно вроде бы- столько сил на изучение побочных эффектов, да только вот мы две трети своих ресурсов уже тратим на устранение неожиданных последствий этих самых технологий. Хотя можно было бы и заранее мозгами пораскинуть. Ну, и помните этот вечный спор о прогрессе: следует ли его контролировать? И если, да, то как? А как же свобода творчества? И свобода вообще?

Вечная тема, уже и спорили, и разные варианты предлагали, и даже опробовали их с разной степенью результативности и последствий. Ответа пока нет. И, скорее всего, нет его общего ответа вообще, поскольку лежит он не в области общих законов и правил, а в области личного выбора каждого в отдельности.

Перед таким выбором и стоит герой этой небольшой повести. Где-то в далекой фэнтезийной стране живет ученый Алхимик, фанатик, захваченный одной благородной идеей- спасти мир от страшной напасти, которая губит не только его личную судьбу, судьбу его родных и близких, но и всех живущих. Этой идее подчинено все: каждое мгновение жизни, каждый шаг и вздох.

И вот мучительный и опасный поиск завершен. Решение найдено. Враг будет обязательно повержен, и вновь наступят времена благоденствия и счастья. Вот только у технологии всегда есть обратная сторона, будь то обтесанный камень, порох, «мирный атом» или приправленный чуточкой магии алхимический прибор. И, далее, как по писаному: хотели как лучше, получилось… Мучительные попытки найти выход, который бы устроил и волков, и овец, постепенное понимание того, что такого выхода в природе не существует, нелегкое решение и закономерный конец.

Что оказалось приятным? Мир, оказавшийся на грани поглощения неким опасным растением, появление которого- также побочное явление магической технологии – яркий, четкий и емкий. Понятно, что повесть не тот формат, в котором можно раскрыть детали, но и те, которые есть, позволяют создать притягательную и очень живую картину. Небольшие жанровые сценки и отдельные колоритные бытовые детали позволяют малыми средствами решить задачу по «оживлению» повествования, да так, что ясно представляешь себе охваченный страхом город, его улочки, дома, рынки. Такие же герои: пусть их немного, но они органично вписываются в созданные декорации.

Но вот что касается основной идеи, тут у меня есть некоторые претензии. Тема вечная, писано-переписано уже огромное количество всего. Поэтому хочется прочитать, нет, не новое, нового тут практически и не придумать уже, но более глубокое, более эмоциональное, что ли, но уж точно не очередной пересказ на тему «он хотел изменить к лучшему мир, но не учел, что мир не идеален». Вот я о чем. Ни в мотивациях, ни в переживаниях, ни в конечном решении не оказалось той глубины, которая заставила бы по-настоящему проникнуться тем ужасным положением, в котором оказался Алхимик благодаря своему фанатичному желанию облагодетельствовать мир и упорному нежеланию вникать в реальное положение вещей. Получилось не трагично, а как то условно и схематично. Это скорее пособие для подростков, только вступающих в вечную игру, предварительное их знакомство с тем, что у всего есть обратная сторона и лучше бы начинать учитывать этот вселенский закон прямо сейчас. Но на мне, как на любом взрослом человеке, этот закон Вселенная уже выбила крупными буквами прямо на шкуре, и вручила для напоминания индивидуальные и немаленькие грабли. Чтобы хотелось, как лучше, но не получалось, как всегда.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru

В следующий раз собираюсь буянить на тему очередной женской фантазии — К.Б. Уэджерс "В тени трона"


Статья написана 4 октября 2017 г. 03:52

Приятная книга для отдыха. В том плане, что, как и весь цикл про друзей-воров очень ровный, так и этот роман вполне соответствует заданной планке. Понятно, что тут нет каких то уж закрученных интриг, морей крови, манькяков-извращенцев или психически неуравновешенных "героев". Все очень спокойно, а, по нынешним временам, невинно. В каком порядке читать, до или после, основного цикла, решать вам. Но мне нравиться именно так: Майкл Салливан "Коронная башня":



Вот люблю я приквелы. Причем люблю читать или смотреть именно после основного произведения. Есть в них что-то умиротворяющее и домашнее. В том смысле, что не надо переживать, убьют героя, покалечат или он внезапно перейдет на темную сторону силы. Никаких сюрпризов, финал тебе уже известен и можно расслабиться, плавно покачиваться на волнах сюжета, рассматривая пристально его повороты и смакуя детали.

Цикл про друзей-воров-героев был и сам по себе приятным чтением без всяких прологов. С достаточно простым, но динамичным сюжетом, без перекосов в какую-либо сторону. В нем было все, что так любимо в фэнтези- сражения, но не слишком кровавые, магия, не слишком навязчивая, любовь, не слишком слащавая, героика, не слишком романтичная, эпичность, не слишком пафосная и прочие атрибуты, все с тем же уточнением "не слишком". В результате такого набора возникло немного наивное, но приятное во всех отношениях повествование, которое, и опять — "не слишком"- щекотало нервы, но в достаточной мере увлекало воображение.

И хотя по ходу основного цикла мы многое узнали о героях и их прошлом, многое оставалось скрыто. А именно детали. Вот, как и почему, к примеру, столь разные личности, как нелюдимый, недоверчивый и такой ранимый Ройс и немного романтичный и старающийся из всех сил поступать благородно и правильно Адриан стали настоящими друзьями, а не просто коллегами по нелегкому воровскому ремеслу? Или почему Гвен так мужественно шла к своей судьбе? Какие непостижимые повороты судьбы или интриги неведомых кукловодов свели в месте столь разные судьбы?

Конечно, ничего бы в моей жизни не изменилось, если бы ответов на эти вопросы получено не было. Нет, так нет. Но, опять же, все дело в деталях. С ними сюжет пожизненней, а все самое привлекательное в цикле- подвиги, сражения, тайны и магия — все четче, выпуклей, красочней.

Роман, как и все приключения Рийрия, лаконичен по объему, но достаточно емок по содержанию. В нем две сюжетные линии- одна сводит воедино будущих неразлучных друзей, которым придется на собственном опыте оценить, насколько они дополняют друг друга. При этом будущим друзьям предстоит попрактиковаться в деле, чтобы узнать слабые и сильные стороны друг друга. Вторая — рассказывает предисторию Гвен, о которой мы мало что узнали в основном цикле, и определяет ее дальнейшую роль в судьбе героев и всего мира. Встретятся наши герои и с другими участниками будущих событий.

При этом, хотя сюжет изобилует всякие острыми ситуациями, которые постоянно грозят героям разоблачением и даже гибелью, мы знаем, что ничего такого страшного с ними не произойдет. Все будет хорошо, и даже достаточно долго, ведь необходимо еще много разных впечатляющих приключений, чтобы связи героев окрепли, а слава из разрослась, до того состояния, чтобы получить главное задание, запускающее основную цепь событий- Похищение мечей. А все начнется здесь, на пороге Коронной башни, которую надо покорить и остаться целым. И тут главное детали...

Практически невозможно сделать приквел лучше основного произведения. Мне вот так и не удалось вспомнить прецедент. И в том случае не стоит ждать чуда, но умиротворяющее и домашнее чтение обещаю. Особенно оно будет приятным для тех, кто уже прошел путь от разоблачения заговора против Короны до развалин Персепликвиса. Вспоминать, понимать, рассматривать, возвращаться... Иногда полезно и так чертовски приятно.


Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 26 сентября 2017 г. 05:08

Признаюсь, совершенно утратила интерес к компьютерным играм, предпочитая головоломки или игры реальные, да такие, что ого-го. Но, да, увлекалась, чего уж тут. И, читая этот роман, будто очутилась в такой старой доброй игре: Ярослав Гжендович "Владыка ледяного сада: Ночной Странник":


Каюсь, лет 15-20 назад я любила провести время за такими играми. Это когда герой, выбранный или навязанный сценаристом, должен был выполнять некоторые задания для своего развития, медленно и уверенно продвигаясь по определенному пути к финальной битве с Главным Злодеем. Было увлекательно не только тупо махать мечом, расправляясь со все более умелыми и сильными врагами и приобретая за это новые умения, увеличивая силу, ловкость и тренируя ум, но и решать небольшие задачки, отыскивая спрятанные "сокровища", которые могут пригодиться, а могут и нет, выполнять странные задания на тему "пойди туда" и "принеси то". И все для того, чтобы явиться к заключительной битве настолько сильным, ловким и мудрым, чтобы не было никаких сомнений, что можно победить Самого Главного Монстра.

Еще с тех времен я четко уяснила, что в подобных играх надо очень внимательно следить за содержимым своего безразмерного рюкзачка и подбирать на всякий случай все, что подбирается, разговаривать со всеми, кто говорить умеет и убивать на всякий случай всех, кто подозрительно выглядит.

Видимо увлечение этими играми дает о себе знать до сих пор, поскольку с первых страниц романа меня не оставляло чувство, что именно в такую игру я угодила. Даже вводная мучительно походила на пролог к игре: заселенная разумными гуманоидами планета Мидгаард- запретный для исследователей-людей мир. Не только потому, что обитатели исключительно похожи на землян, но и потому, что таит неизвестные опасности. И дело тут не в странном нежелании работать на ней современной техники, а в загадочных, почти мистических событиях, которые приводят к исчезновению персонала целой исследовательской станции. Чтобы разобраться с этими тайнами на планету отправляют героя-одиночку, который должен за один год найти пропавших и понять, что же происходит на планете.

Т.е. вводная довольно скудная, запутанная и оставляющая множество вопросов. Но это для книги, для игры вполне сойдет. Потому что дальше все по известному сценарию. И если ты знаком хотя бы с одной из игр, то знаешь, что такое начальный уровень. Это такое время и место, когда надо научиться пользоваться своими ногами-руками и минимальным набором умений и знаний, которые выдали тебе при заброске. Не забывай проверить рюкзак и будь начеку, поскольку ждет тебя первая битва с монстрами. Пока не очень сильными, но и этих тебе может хватить. И если выиграешь ее, не забывай обследовать место боя, обыскать трупы и забрать все, что можно поднять и унести. И найди подсказки, куда идти, что и где искать. И может выпадет какое -никакое задание, чтобы "подкрутить" героя перед новыми испытаниями.

Ну, далее думаю все понятно. И потому можно переходить к главному вопросу: понравилось мне это или нет. Скажу так: пока моя планка оценки остановилась ровно посередине. Игры я люблю. И примерно такие, как описано. Вполне предсказуемо наш герой переходит с одного уровня на другой, по пути приобретая новые навыки и умения, выполняя задания, находя подсказки и, следуя им, доходит до промежуточного финала.

Но именно в этом и главный подвох. Что хорошо в игре, может быть не слишком хорошо для книги. Меня вот совершенно не утроил абсолютно невнятный пролог и жесткий сценарий, когда едва ли ни с первой страницы становится понятно, с кем нам предстоит сойтись в наших полуфинальных битвах. И если условность мира и характеров героев никак не влияет на игровой сюжет, то для книги этот момент значительно обедняет ее восприятие.

В этом плане вторая, дополнительная линия романа оказалась много богаче и интересней основной. А именно история взросления юного принца одной жаркой страны, в которую нам , видимо, предстоит отправиться во второй части сериала. Здесь есть и краски, и проработка деталей, и глубина характера, и жизнь. Будет надеяться, что эта линия не умрет, а , напротив, наполнит смыслом и жизнью основной сюжет.

Но есть и еще один, чисто субъективный момент. За всю мою игровую историю мне ни разу не удалось победить Самого Главного Злодея. И не потому, что герой был слаб и неумел. Просто мне всегда надоедало к этому моменту бродить, рубить, собирать и однообразно разгадывать. Так и тут. К битве для перехода на новый уровень я устала. И во время нее устала еще больше, поскольку оказалась она малодинамичной и предельно схематичной. И предсказуемой. А это всегда плохо: и для Игры и для Книги.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru

Следующие: Паоло Бачигалупи "Алхимик" и Майкл Салливан "Коронная башня"


Статья написана 19 сентября 2017 г. 03:40

Сначала хотела поставить оценку несколько более низкую. Но потом задумалась: роман говорит о проблеме, которая постоянно маячит на горизонте любого человека, где бы он не жил. Эпидемии безумия- большие и малые, охватывающие отдельные семьи, целые страны или даже мир- грозят каждому из нас. Пусть не заболеешь, но пострадать от их последствий риск всегда есть. И роман, исследующий процесс возникновения этого опасного явления, заслуживает внимания: Роберт Чарльз Уилсон "Хронолиты":


Сколько раз человеческая история сталкивалась с этим феноменом: когда вроде бы никто не хочет, что бы произошло некое ужасающее событие, но оно все же неминуемо происходит по самому пессимистическому сценарию, какой только можно было представить. Как будто все страхи, все ночные кошмары, все самые нереальные прогнозы концентрируются в негативную энергию, которая вопреки всему- людской воле, науке или историческим тенденциям, разливается по миру, воплощая самые жуткие игры чьего-то воспаленного разума, сметая на своем пути все, что так упорно строили, планировали и достигали. Это как болезнь- от одного к другому- и вот уже эпидемия массового помешательства охватывает мир, заставляя еще некоторое время назад законопослушных и в общем то неплохих людей одобрять, всячески поддерживать и творить немыслимые вещи.

Вспомните, даже в нашей собственной жизни такое случалось. К примеру, в большинстве никто особо не хотел, чтобы рухнул Союз: ведь наши собственные желания не шли дальше набора колбас и сыров на полках магазинов, красивых и весьма полезных вещей и права читать и смотреть, что хотим, и ездить, куда пожелаем. Но припомните то время, как выстраивались события, как неумолимо все шло к трагической для целых поколений развязке. Или почитайте, что происходит сейчас: как то и дело вспыхивают, берутся из ниоткуда какие то непонятные и мелкие идеи, постепенно захватывая умы, вырастая до космических масштабов из пустоты, и вот уже там, где был мир и благополучие- разруха и вражда.

Или возьмем Октябрьскую революцию, столетний юбилей которой отметим всего лишь через пару месяцев. Ведь сейчас как то не принято упоминать о том, что огромные слои общества жаждали краха старой системы, воспевали перемены и приветствовали падение Империи. Никто из них не желал того, что последовало за этим- голода, братоубийственной войны, репрессий, невиданного раскола общества. Но почитаешь историю и поразишься: какой неведомый вирус безумия охватил людей, которые не видели очевидного и не замечали явной угрозы? Но ведь было же, чего уж там.

Вот этому феномену нашего общества и посвящен этот роман. Все остальное- появление из прошлого таинственных Хронолитов, научные теории пространственно-временных полей, личность таинственного Куана- всего лишь фон, повод поговорить о том, что с завидной регулярностью портит нам всем существование. И тут как раз интересна реакция и видение самого обычного обывателя- того самого, чье молчаливое согласие, самоустранение или наоборот активное участие позволяют случиться тому, чего никто не хочет, но оно все же становится неизбежным.

Герой романа- такой обыватель, случайно оказывающийся, нет не в самом эпицентре- там другие, более важные и значимые, а так сторонним наблюдателем, свидетелем знаковых событий. И всю трагическую историю того, как люди не хотели, но допустили, смирившись с судьбой, разрушив попутно свой мир -воспринимаем через его жизнь. По большей части это безвольное плавание по течению реки событий, покорное следование определенным кем-то, когда-то и где-то неизвестным правилам, с редкими вспышками активности и проявления собственной воли, когда опасность угрожает непосредственно ему или его близким. И не стоит осуждать героя: мы все так живем, приспосабливаясь к обстоятельствам, даже не пытаясь их преодолеть.

Роман просто показывает, как это происходит. Как событие/идея/факт вдруг получает подпитку рекламой/пропагандой тех, кто желает получить сиюминутную выгоду, захватывает постепенно умы, внушает идею о неизбежном, начинает распространяться, как вирус, как болезнь, подтачивая здоровье общества, разрушая его структуры, чтобы в результате погубить то, что казалось неизменным и нерушимым.

Как по мне, так это очень показательное и познавательное чтение. Иногда очень обличительное и обидное(взять хотя бы богатых приверженцев куанистов, которые не самые большие приверженцы будущего диктатора, но на всякий случай готовят запасной аэродром). Или узнаваемое и устрашающее(Толпы молодых людей, готовых отдать свои юные жизни за неизвестно что и неизвестно кого, только потому, что хочется, чтобы все было иначе).

И в этом чтении было даже кое- что лишнее- а именно то, о чем многие сожалеют. Не слишком увлекательное чтение, когда практически нет экшена и ярких фантастических деталей, а есть много обыденности и бытовых подробностей. Но знаете, не бывает в реальных историях на эту тему особых приключений, в которых герой получает, что он желает. У простых свидетелей этих событий бывает много страхов, слез, страданий, боли, работы до седьмого пота, сожалений, но не приключений, о которых хотелось бы поведать миру. Не верите? Можете попробовать на себе. Кое-что похожее происходит прямо сейчас, надо только выйти в реальный мир.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх