Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 15 мая 2017 г. 04:54

Уважаемые лаборанты!

Накопилась у меня уже гора прочитанных книг. И если я буду дальше следовать правилу писать на все прочитанное, возникает сразу вопрос: а интересно ли будет вам об этом читать. И долго-долго ждать, когда придет очередь того, что вас заинтересовало. Поэтому публикую список прочитанного, а вы уж сами выберете, о чем бы хотели узнать:

— Бернард Корнуэлл первые два романа Саксонских хроник "Последнее королевство" и "Бледный всадник"

-Тед Косматка "Мерцающие"

— Дженифер Фэнер Уэллс "Цель"- очень хотелось вылить весь яд, который накопился за чтение этого произведения

— на подходе Гай Гэвриел Кей "Дети Земли и Неба"

Остальное даже не упоминаю

Предлагаю вам выбрать из этого следующую рецензию самим.


Тэги: Личное
Статья написана 11 мая 2017 г. 03:25

Критика- одна из самых полезных вещей в мире. И дающая для ее автора просто таки огромные возможности для самовыражения. Большой соблазн написать вновь что-то в этом духе. Но в этот раз решила похвалить. Я вообще люблю хвалить первые цикловые романы Гамильтона. Чтобы на последующих выспаться от души. Не будем нарушать традицию: Питер Гамильтон «Дремлющая бездна»:


Итак, мы вновь во Вселенной Содружества, только спустя века после победоносной Войны со Звездным Странником. Многое изменилось. Человечество еще более резко делится на отдельные группы/ Одни люди придерживаются строго того, что дала природа, ограничиваясь лишь минимальным вмешательством в физиологию, другие усиленно себя изменяют с помощью технологий. Третьи пошли еще дальше, полностью переселившись в растущее информационное пространство, своеобразный Техно-центр, где сосредоточена основная власть в этом мире. Причем самая настоящая власть- тихая, не бросающаяся в глаза, но эффективная.

И кого же мы видим в этой власть предержащей группе? А все тех же старых знакомцев из великих семей и других выдающихся героев Великой войны, которым немного поднадоел мир реальный и они теперь резвятся в мире виртуальном, где и интриги поизощренней и ставки повыше.

Стоит сказать, что мир виртуальный- огромная разросшаяся Инфосфера- играет в этом романе одну из основных ролей. Поскольку именно в ней человечество находит новые, неизведанные ощущения, идеи, приключения, которые помогают бороться с главным врагом достигшего могущества человечества- Скукой.

Ведь долгая, почти вечная жизнь, с технологиями, освободившими людей от тяжкой ноши каждодневной борьбы с голодом, болезнями и наступающей на пятки старостью, имеет свою обратную сторону. Да, она дает возможность много чего перепробовать и даже не по одному разу, но и МНОГО ЧЕГО рано или поздно надоедает. А ведь есть еще проблема неимоверно разросшегося человечества, где отдельная личность все больше растворяется и теряется, а отдельная бесконечная жизнь становится все боле мелкой, незначительной и лишенной всякого смысла.

Вот и получается, что самой большой проблемой могучего человечества становится банальная Скука. Нет, старые добрые, проверенные тысячелетиями любимые развлечения все еще в ходу. Секс и власть по-прежнему занимают первые строчки хит-парада развлечений. Не менее популярны всякие опиумы для ума от банального алкоголя до не менее старых способов придать всему смысл с помощью причудливых верований.


Люди вообще любят маятники, постоянно колеблясь между полным и яростным отрицанием божественного смысла и не менее яростным и упорным богоискательством и богостроительством. Последний процесс точно избавляет от скуки, поскольку тут и власть, и секс, и опиумы для ума, которые ведут к одному из самых популярных времяпрепровождений всех времен- войне. Вот и в этой Вселенной, где вроде маятник находится в самой крайне точке отрицания, вдруг расцветает пышным цветом религия, вербуя все больше и больше сторонников. И вот уже на горизонте маячит новый Крестовый поход за освобождение Земли Обетованной и ради обретения Царства Небесного.

И оказывается, что все необходимое для создания новой религии под рукой. И главный кирпичик- Бездна, которая грозит поглотить всю Вселенную. Наука скажет: все ясно- сингулярность, Черная дыра, проявление законов Вселенной, которое можно измерить, изучить и объяснить. Но ведь что-то просачивается из места, откуда ничто не должно вообще исходить? Некая информация, которую могут уловить только особо чувствительные Избранные, и затем транслировать подслушенное-подсмотренное в Инфосферу для общего доступа. Обрывки жизни, волшебно красочной и наполненной утраченным- наивным восхищением перед миром, открытиями и силой стертых технологиями чувств- страсти, восторга, печали, ненависти, радости, тоски- всего, что оказалось забыто и истерто за долгие века повторения. И чему удивляться, если одни разочарованные и скучающие захотели вспомнить утерянное и поверить, что где-то там за завесой жизнь лучше, чище и ярче, а другие с таким же пылом решили им помешать, оставив все, как есть. А третьи собрать сливки с власти, которые дает такая ситуация. Т.е. все человечество получает выгоду от назревающего кризиса, ведь ситуация обещает развеять нависшую удушливым туманом скуку, пусть и ценой некоторых жертв, и придает хоть какой-то смысл всему происходящему.

Традиционно сюжет складывается из объемных глав, посвященных вкладу в события одного из героев. Среди последних — много тех, кто проявил себя во время кризиса с Звездным Странником. Будут даже те, кого мы ранее благополучно похоронили. Но мы же знаем, что смерть не препятствие для автора.

Есть и новые герои и новые истории, но вплетающиеся органично в общую схему. По правде говоря, эти главы не особенно вдохновляют и фактически плавно продолжают предыдущие романы, внося лишь не слишком занятные детали. И как противоположность им другие главы- те самые сны, которые просачиваются из Бездны и будоражат умы людей. Яркие, красочные, наполненные чувствами, действием, новизной, значимостью отдельной личности и ее свершений. Более напоминающие фэнтезийную историю, чем реальность: сказка, мечта, фантазия..

Как завязка роман удачен. В нем есть изначальная загадка- что же такое пресловутая Бездна и кто ее обитатели- много действия и разнообразия. Даже приключения героев приносят радость: высокотехнологичные перестрелки и погони сменяются эпизодами технофэнтези, а тусклые и серые сцены из жизни скучающего человечества яркими и эмоциональными картинами жизни затерянной группы людей, нашедшей для технологий удивительное, магическое применение. Но мы с вами знаем, что этому автору задел всегда удается много лучше, чем развитие и тем более окончание. Вот как по мне, я бы зашла с другого конца, взглянув из Бездны на Содружество, а не наоборот. Но, увы, меня никто не спрашивал.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru

Следующая рецензия: Для разнообразия отойду от НФ: Бернард Корнуэлл — первые два романа Саксонских хроник "Последнее королевство" и "Бледный всадник"


Статья написана 25 апреля 2017 г. 05:16

Закончила читать уже довольно давно, чтобы было достаточно времени переварить прочитанное. Не слишком увлекательное чтение для тех, кто хочет чистого приключения, и полезное для тех, кто хочет разобраться, почему европейская Утопия не сработала, как задумывалось. Для последних: Ким Стэнли Робинсон "Голубой Марс":


Великая Марсианская революция свершилась. Марс стал независимым , и пришло время мирного строительства. Это, видимо, слабое место всех революций. Одно дело митинговать, призывать под свои флаги и заманивать на баррикады сторонников обещаниями лучшего будущего, и совсем иное – выполнять обещанное и начинать решать те самые конкретные проблемы, которые к этой революции привели. Иногда кажется, что большинство пламенных революционеров сами удивлены победой и оказываются ошарашены необходимостью начинать делать, а не болтать.

Но у наших марсианских революционеров, как мы помним из «Зеленого Марса», были уже свои наработки, и даже проведенные эксперименты по устройству общества и новой экономики. И были наметки какой-никакой конституции. Но одно дело теория и лабораторный эксперимент, и другое- реальность.

В общем- то, именно этому посвящен «Голубой Марс»- описанию Новой Великой Утопии. Ладно, не совсем утопии, но описанию общества , достаточно близкому к этому. Такому, где всем сестрам по серьгам и никто не уходит обиженным. И в качестве примера для этого выбрана швейцарская модель организации жизни общества. В кратком и упрощенном изложении это максимальная передача управленческих функций муниципалитетам при слабой центральной власти, которой отведены функции разрешения споров, всеобщее и добровольное участие в общественной и экономической жизни граждан и неукоснительное соблюдение некоего набора личностных прав и свобод.

И оказывается, что есть очень много подводных камней во внедрении этой системы. Не сомневаюсь, что она прекрасно работает в относительно малых и стабильных, и, главное, одинаковых по уровню жизни, образования, культуре , политических и религиозных предпочтениях сообществах. Но будет ли работать эта схема на в огромном и разнообразном мире?

Тут надо учесть год написания – 1994 год. Единая Европа на подъеме, кажется- вот, наконец, мы набрели на путь мира, процветания и справедливости, который решит все наши проблемы. Это сейчас мы знаем точно, что многое не сработает, а кое-что так просто станет настоящей катастрофой. А тогда… тогда было столько наивных надежд на то, что Утопия возможна.

Вот, к примеру, самоуправление . Сознательные граждане будут всегда готовы отдать часть своего времени обществу, добросовестно выполняя кое-какие не очень популярные и прямо таки скучные работы по контролю, учету или законотворчеству. И не беда, если кто-то из них будет выполнять их плохо, поскольку не обладает какими-то лидерскими качествами или необходимыми знаниями . Тут главное соблюсти принцип равенства, и тогда рано или поздно жребий выпадет тому, кто все сделает хорошо, но до этого счастливого момента всем надо будет потерпеть. Мне в этом месте сразу же вспомнился «Град обреченный» с его жеребьевкой профессий, которые приводили к самым невероятным и неожиданным последствиям.

Кстати, то же относится и к экономике, которую в марсианской Утопии в общих чертах можно описать знаменитой фразой «от каждого по способности, каждому по потребности». Обязательное участие в экономике через владение паями предприятий и непосредственное участие в производстве и управлении в сочетании со строгим ограничением личных накоплений выглядит в наши дни по-настоящему утопичным. Уже потому, что современные технологии требуют все более сложной кооперации самых разных слоев общества и не приемлют дилетантов.

Или политические движения. Ну и что, что среди них полно радикалов, практикующих террор. И ничего, что кому то абсолютно не вовлеченному в процесс(не героям) приходится расплачиваться за это . И тут важен принцип равенства: каждый имеет право следовать своим убеждениям, как считает правильным. И ради соблюдения этого принципа можно чем-то(кем -то) пожертвовать.

Во многом рассуждения Робинсона на эти темы кажутся слишком восторженно наивными, а на многие вопросы функционирования своей Утопии он вообще не может ответить, потому или опускает их целиком или говорит о них вскользь. К примеру, признавая что есть преступность и асоциальные элементы, он предпочитает вообще не касаться вопроса, что , кто и как занимается правопорядком, ловит, судит и приводит приговоры в исполнение.

Кстати, позиция «само со временем пройдет» является основной при решение любой сложной проблемы в новой Утопии. Незаконная миграция? Все решится само, когда мигранты дружными рядами примут правила новой родины. Радикалы? Они сами поймут бесперспективность своих действий и откажутся от террора, как средства достижения политических целей(!!!). Перенаселенность? Старики вымрут, а новые люди станут сознательней и не будут плодиться, как кролики на лугу. В принципе, сейчас, зная об итогах долговременного европейского эксперимента, автор смог бы написать еще один роман или целую серию на тему «Куда приводят мечты».

Еще одной проблемой, которую автор рассматривает подробно и во всех деталях- увеличение продолжительности жизни. Наши герои доживают до 200 и более лет, в 2-3 раза превысив нормальный человеческий срок. Что за этим стоит? С одной стороны- возможность реализовать себя в самых разных направлениях , на что обычной жизни не хватает, с другой- совершенно новые угрозы и опасности для отдельной личности и общества в целом. И каждую из этих угроз Робинсон рассматривает с самых неожиданных позиций, хотя и с тем же успокоительным посылом- со временем все решится само.

В плане построения сюжета роман традиционен: достаточно объемные эпизоды из жизни уже известных нам героев, позволяющие изучить их глазами самые разные аспекты жизни нового общества Марса. Причем число героев , по вполне естественной причине, убывает. Для меня было неприятным узнать, что к концу романа остались не те, кто оказался более близким мне по мировоззрению, но, может, от такого решения автора больше пользы для меня, как читателя. И причина вот в чем: такой выбор героев позволил мне многое понять о происходящем сейчас с другой несбывшейся Утопией, поскольку дал возможность погрузиться в мотивации и образ мыслей людей, которые подобные Утопии строят.

При всеv моем скептицизме по отношению к взглядам Робинсона на пути развития общества, есть то, что нас объединяет. Этот мир спасет Наука. Честная, работающая ради новых открытий, а не политизированная и зависимая от денежных мешков. Но пока это точно Утопия

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru

Следующая рецензия: Питер Гамильтон "Дремлющая бездна"


Статья написана 11 апреля 2017 г. 01:58

Вот скажите мне на милость, кто и когда решил, что негодяи интереснее хороших людей? Или что война занимательней мира? Что такое с нашим миром и нами самими произошло, что это стало таким модным? И чему тогда удивляться, что в реальности происходит все то же самое.

С моей точки зрения, очень показательная книга. В ней фактически собрано все, что так упорно продвигается в кино, играх и книгах. Только вот... уже не трогает, не поражает и более вызывает скуку, чем интерес. И становится страшно: что придумают еще такого, что позволит удержать гаснущий интерес. Для исследователей дурных наклонностей: Джесс Буллингтон "Корона за холодное серебро":

Наверное, я слишком много читаю. Так много, что без труда в новинках жанра нахожу отголоски всего ранее прочитанного.

Я, конечно, понимаю, что изобрести что-то поистине новое чрезвычайно трудно. В конечном итоге, набор сюжетов и их поворотов не так уж велик, а в фэнтези он еще более ограничен, чем в фантастике.

Но, боже мой, господа и дамы, даже одну и ту же историю можно рассказывать бесконечно разными словами и с разными деталями. Но почему же тогда упорно используются одни и те же?

Вот решил один известный всем автор сделать главными героями негодяев всех мастей, окунуть читателя в кровь и нечистоты по самую макушку. И вот, пожалуйста,: страницы книг заселили сексуальные маньяки, убийцы, наркоманы, алкоголики, психопаты, воры, извращенцы и прочие негодяи. И уже каждый последующий автор просто из кожи вон лезет, делая своих героев мерзостней и подлее. Ладно, пусть так. Какие времена, такие и герои. Ну, нет моды сейчас на умных, знающих, благородных и бескорыстных. Готова признать. Но, а как со скучными, господа? С ними то что делать?

Или возьмем несколько других популярных тем. К примеру, врата в другие, по большей части, негостеприимные миры. Еще один популярный автор на этом построил целую эпопею. Помните, там древние врата вели в такие миры, куда нормальный человек никогда не захочет попасть, но уж кто попал, получал очень даже неплохие бонусы для дальнейшей игры таких престолов, что помянутому выше мастеру и не снились. И, вроде бы ждешь, что, если автор вводит эту деталь в сюжет, то поразит наше воображение новыми поворотами. И совсем скучно и огорчительно, если этого не происходит.

А ведь есть еще такие замечательные ходы, как демоны( обманчивые твари, которые могут исказить даже самый хитроумный замысел) или Церковь чего-то там на разные вкусы, плетущая заговоры и обманывающая паству, а также древние войны, затонувшие континенты, колдовство(темное) и война... О, да, война. Сегодня ни одно фэнтези без подробных описаний разодранных разными способами тел, без гор убиенных, без страждущих душ не обходится. Причем всего в таком количестве, что совершенно непонятно, почему все эти люди бьются между собой, если в итоге мрачный и жестокий порядок должен сменить другой точно такой же.

Кто-то может сказать: зачем так много слов? Не проще ли было просто пересказать содержание и конкретно сказать, кому книга подойдет. Но, я не ее автор и не ее издатель. Конечно, я могла бы написать вот такое:

Мы попадаем в мир, где за 20 лет до начала повествования кучка негодяев-авантюристов смогла захватить власть в могучей империи. Однако вожак этой банды София решает отказаться от власти ради простой жизни с любимым. Но нельзя так просто избавиться от демонических даров. Спустя 20 лет София и ее бывшие товарищи вновь оказываются в центре таинственных событий, в которых замешаны демоны и темное колдовство.

Правда завлекательно? Ну и что, что все приемы- демоны-слуги, темные колдуны, церковь с ее мрачными тайнами, герои, ужасные в делах, но с глубоко ранимой душой(не мы такие, мир таков), врата в таинственные миры и игры престолов- были в самых разных вариациях. Я могу назвать с десяток книг, где эти обязательные сюжетные ходы обретали новую жизнь и играли яркими красками. Герои были негодяями, но негодяями живыми и яркими, а истории интересными своими приключениями и мирами. Я могу назвать десятки книг, которые даже при всех стандартных кирпичиках не были СКУЧНЫМИ.

Но не эта. Автор очень старался и очень хотел сделать образцовое фэнтези . Он взял и собрал все самое популярное из всех известных книг героического и темного фэнтези, разбавил все это диалогами(ведь понятно же кто, когда и что должен говорить) и получил... То, что получил. Я не знаю, что не так с этой книгой: все кирпичи на месте, а жизни нет. Моя версия такова: в повествовании нет смысла. Никакого. Это просто история, без морали и без интриги. И самая большая интрига: что хотел сказать нам автор, осталось неизвестным.

Авторы, но нельзя же так! Мне ведь интересно даже не как, а что вы хотите мне сказать своей историей. И, да! Почему вы все такие мрачные? Вы же, по большей части, здоровые и молодые люди. Или этого уже недостаточно для радости?

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 30 марта 2017 г. 08:17

Жаль, что подобная фантастика практически исчезла, уступив место чистому развлечению. Хотя я вижу именно в этом задачу этого жанра: ставить мысленные эксперименты, говорить о сложном, облекая в завлекательную обертку приключения и путешествия. Всем, кто любит социальную фантастику и предпочитает эксперименты над собой экспериментам на бумаге: Ким Стэнли Робинсон "Зеленый Марс" :

Надеюсь, многие помнят, какое произведение начинается словами "Призрак бродит по...". Со времени написания этих слов прошло столько лет, а призраки того самого, не помянутого к ночи, все еще бродят по планете, завладевая умами людей, как в настоящем триллере.

Стоит сказать о том, во что я верю сама, поскольку именно это влияет на мое отношение к роману. Я верю, что люди, вне зависимости от их происхождения, веры, социального статуса, политических взглядов(если это не самые радикальные проявления)и сексуальных предпочтений(опять же если это не крайние проявления, мешающие жить другим) при одинаковых способностях и образовании должны иметь равные возможности для продвижения в обществе. Точнее, выше перечисленное вообще не должно учитываться при оценке их талантов и профессиональных достоинств. Вот это и есть равенство: равные возможности для всех. Но, как этими возможностями каждый пользуется, к равенству никакого отношения не имеет. Всегда одни будут способнее, умнее, решительней и удачливее других, чтобы извлечь из начальных условий наибольшую пользу.

Но вот во что я еще верю: этот принцип равных возможностей никогда не соблюдался на нашей грешной Земле, какой бы общественный уклад мы не строили, какие бы теории- социальные, политические, экономические — не выдумывали и не реализовывали на практике. И, думаю, воплотить этот принцип в чистом его виде вообще невозможно. Но это не значит, что мы не должны пытаться, рассматривая различные возможности. И дай бог, чтобы эксперименты были "мысленные", а не реальные.

Вот этим и порадовал этот роман. За всеми приключениями героев, масштабными событиями, шикарными марсианскими пейзажами проглядывает незаурядная попытка рассмотреть новые формы организации общества, в котором бы принципы свободы, равенства и братства были максимально реализованы для всех.

Прошло уже много десятилетий с момента поражения марсианского восстания. Остатки первой сотни и их сподвижников вынуждены прятаться в небольших подпольных поселениях от земных наднациональных корпораций, которые с удвоенной энергией занялись освоением Марса. И пока силы неравны, марсиане занимаются наукой, исследуют свою новую родину, воспитывают новое поколение, полностью свободное от земного влияния. И еще экспериментируют с общественной организацией, опытным путем пытаясь нащупать такую модель, которая не повторяла бы печальный опыт земных утопий.


Повествование вновь построено как череда эпизодов из жизни многочисленных героев. которые позволяют по- разному взглянуть на одни и те же проблемы. Причем, как и в первом романе, эпизоды разделяют значительные промежутки времени, иногда — в несколько десятилетий.

Одни эпизоды целиком и полностью связаны с наукой, и тогда нам приходится очень подробно вникать в процессы терраформирования, создания биоценозов, адаптации растений и животных, строительства или формирования экологической среды. Другие носят личностных характер, и мы глубоко погружаемся во взаимоотношения героев, их воспоминания и переживания. И тут очень интересен психологический аспект изменения восприятия окружающего мира и себя, как неразрывной личности , при искусственном увеличении продолжительности жизни. Эту проблему Робинсон изучает подробно и скрупулезно.

Часть эпизодов относится к чистой политике и тем самым социальным экспериментам, о которых мы говорили. Мрсианское общество накопило большой опыт существования небольших независимых общин/муниципалитетов, самодостаточных в плане обеспечения едой/водой/набором услуг, но специализирующихся на определенных производствах или технологиях. Каждая такая единица живет по своим внутренним законам, но вынуждена находить общий язык с другими. И главной чертой такого «общего языка» является безусловное признание, что чужой образ жизни имеет не меньше прав на существования , чем собственный, даже если ты не согласен с ним и не принимаешь его правил. Тут особо интересна часть, когда эти общины пытаются выработать единые, простые и понятные правила совместной жизни, которые бы удовлетворяли представителей всех наций, религий или партий. Это ведь как раз камень на пути реализации всех благих намерений в плане реализации социальных утопий на нашей матушке Земле.

Должна сказать, что чтение очень неспешное. Одни эпизоды более динамичны, но большая часть книги отведена именно тем сложным вещам, о которых я уже вам рассказала выше. И, как и в первом романе, ближе к финалу Робинсон компенсирует эту неспешность очередным революционным взрывом. И есть тут опять одно но... Симпатии Робинсона, бесспорно, на стороне левых идей. Более центристских, чем радикальных. Но революционный путь решения проблем ему все же ближе, чем реформаторский. Отсюда довольно невнятное описание обратной стороны любой революции: невинных жертв, по большей части из того большинства, которое не принимало ни одну из сторон, напрасных разрушений, социальных и экономических потрясений, управленческого хаоса. Но тут все понятно: призраки они такие, не любят оставлять следы, будь то реальные или литературные.

Но я все же благодарна этому роману: до этого момента я как то не задумывалась, насколько мало наши отечественные умы уделяют внимание таким важным вопросам, как государственное и политическое мироустройство, социальные отношения, новые экономические модели. Не задумывалась вообще о том, какое влияние левые идеи имеют на западное общество. А зря. Если не начнем сами думать-искать, очередной призрак может забрести к нам, и вновь поставить на нашем дворе реальный, а не мысленный эксперимент.


Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru

Следующие рецензии: Джесс Буллингтон "Корона за холодное серебро", Ким Стэнли Робинсон "Голубой Марс"





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх