Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 июля 2015 г. 05:49

вторая часть "Планеты приключений" Джека Вэнса "Слуги вонков" понравилась даже больше, хотя логики в событиях стало меньше. Просто приключение и все. Не напрягайтесь, просто плывите.


Джек Вэнс "Слуги вонков"
Джек Вэнс "Слуги вонков"
Итак, как водится в хорошем квесте, в первой "главе" нам удалось выполнить несколько важных заданий, позволяющих продвинуться в сюжете. А именно — избавиться от варваров, набрать команду спутников и союзников, среди которых такие полезные граждане, как Трез — выживальщик и знаток диких мест, обычаев и нравов, и Анахо, дающий необходимые знания о разнообразных цивилизациях Чая и их техническом развитии. Также в нашей "копилке" полезных знаний и умений — приобретенный опыт общения с человеческими и нечеловеческими народами Чая, снаряжение и деньги. И девица — не только приятное дополнение к приключениям, но и "ключик" к следующему заданию.

А "задание" намного усложняется. Не получив желаемого — собственного космического корабля в городе кешей- герою теперь необходимо придумать где и как добыть транспортное средство для возращения домой. Народов, способных предоставить желаемое — раз-два и обчелся- вонки, кеши и дирдиры. И никто из них не горит желанием делится своими технологиями с каким- то неизвестным проходимцем. Более того, они готовы всячески препятствовать появлению еще одного значимого игрока, способного внести сумятицу в непростую политическую ситуацию на Чае.

Но, несмотря на это, цель определена: далекая и таинственная страна Кат, обитатели которой, хоть и со своими "тараканами", но все же цивилизованней степных варваров. Здесь можно попытаться найти помощь, пусть только в виде денег и прочих материальных благ, получив их от благодарного отца за возращение красавицы-дочери.

Сказать — оно всегда легче, чем сделать. Как всегда, такие красивые, четкие и разумные планы рушатся практически сразу, и героям приходится подстраиваться под случай, хаос и непредсказуемость.

Но это только с первого взгляда так. Не может же автор завершить все быстро и четко, до того момента, пока мы детально не изучили каждую мало-мальски значимую цивилизацию на Чае, не раскрыли всех интриг и тайн, и, как минимум, не совершили для этого кругосветного путешествия или всеобщей революции. Потому, казалось бы, выверенные планы неожиданно срываются по самому надуманному поводу. А как еще можно определить внезапное "безумие" доброжелательной и робкой красавицы, какой в первой части представлялась Цветок Ката? Только тем, что стала уже не нужна. А куда ее девать прикажете посреди океана, чтобы "развязать руки" герою? Кстати, женщины в романе имеют свойство, сыграв свою маленькую роль в сюжете, избавлять героя от своего присутствия и обязательств перед ними самым причудливым образом. Ох, не жалеет автор представительниц слабого пола, не жалеет. И об их умственным способностях и свойствах характера не особо высокого мнения, чтобы беречь и холить таких героинь до конца романа.

Таких явных и наивных ходов — сколько угодно. Логика здесь не так важна — главное продолжение приключение и продвижение сюжета по намеченному сценарию. Отсюда такие странные ходы, как гипноз Хельссе, под которым он чудесным образом умудряется не отставать и даже опережать отряд героев. В этих местах автор предпочитает изменить своей приверженности деталям и мелочам, отделываясь общими словами и простой констатацией фактов.

Но, удивительно, это не портит общего впечатления. Более того, вторая часть получилась даже более динамичной/куда же более?!/и интересной, наверное, потому, что покидаем дикие земли, знакомимся с технически развитой цивилизацией вонков и возвращаемся, в какой то мере, на уровень космического приключения. А оно по своему содержанию таково, что останавливаться, и, тем более, задумываться о его сущности, мотивациях и логике событий, просто не рекомендуется. Необходимо отдаться бурному течению этой реки — и все будет в порядке: оно само вынесет к нужному финалу.


Статья написана 29 июля 2015 г. 05:49

Сначала хотела написать только отзыв на всю "Планету приключений". Но, передумала: вещь примечательная, легкая и увлекательная. В каждой части есть что-то свое. И главное, как в нормальном квесте, идет развитие героя, что требует своего внимания. Поэтому разберем по частям. Итак, первая часть "Планеты приключений" Джека Вэнса "Город кешей":


Джек Вэнс "Город кешей"
Джек Вэнс "Город кешей"
Возле ничем не примечательной, стареющей звезды, значащейся в земном каталоге, как Карина 4269, есть маленькая, забытая всеми Богами Вселенной, планетка Чай/или, если вам больше нравится Тшай. Но это уже, не так важно — чистая филология, которая в настоящий момент нас не слишком интересует/. Этакий галактический отстойник, на котором собрались все неудачники, авантюристы, любители приключений и квестов, мерзавцы и мошенники сразу пяти известных цивилизаций.

А, как известно, если концентрация подобных личностей превышает критическую, то получаем в итоге место, где Приключение — образ жизни и состояние души, нравится вам это или нет.

В сущности, и сам Чай и роман о нем — это концентрированное, чистое и крепкое, как неразбавленный спирт, Приключение. И чтобы вкус этого эликсира получился бодрящим до нужного градуса и оставляющим самые яркие впечатления, заставляющим осушить всю емкость без остатка, важен первый глоток.

В данном случае этот глоток наполняет бодростью и энергией. Без раскачек, с места в карьер: только-только познакомились с героями, а уже падаем вместе в разбитой ракете в неизвестность, а наши новые знакомые рассыпаются по пространству легким молекулярным облачком. Только-только огляделись — уже связаны, побиты и окружены варварами. Еще толком не освоились среди аборигенов — уже затеваем интриги, побеги и революции в местном масштабе.

Все происходит так стремительно, что скучать не приходится. Степь сменяется лесом, шалаши кочевников — древними городами. Перед глазами — калейдоскоп из лиц, культур, мест — постоянно меняющийся яркий узор.

Вот где раздолье для Создателя миров Вэнса! На одной планете он собрал такое разнообразие всех форм и воплощений разумных, полуразумных и совсем неразумных, что хватит населить целую Вселенную. Только в первой части удается познакомиться с самыми разнообразными культурами людей/от повернутых на символизме варваров до фанатичных мужененавистниц/, полулюдей/вообще невозможно всех описать/ и нелюдей/тут даже слов не подберешь — сплошные загадки, которые еще предстоит раскрыть/, каждая из которых несет в себе собственную тайну происхождения.

Под стать такому бурному действию и главный герой — молодой космический разведчик Адам Рейт, прибывший к Чаю в поисках братьев по разуму в составе земной экспедиции и заброшенный на поверхность планеты в силу таинственных и драматических обстоятельств, оказался как рыба в воде в опасной и непредсказуемой "приключенческой" среде обитания. И стоит отметить — цивилизованное земное происхождение не мешает нашему герою, когда необходимо жульничать, воровать, интриговать и беззастенчиво использовать окружающих в своих корыстных целях. Т.е. он явно пришелся "ко двору" на планете Чай, так, что даже встает вопрос: а зачем ему возвращаться домой при таких-то талантах?

Кстати, все построение сюжета мне более напомнило обычный квест. Герой — без навыков, умений и снаряжения должен пошагово продвигаться к цели, попутно выполняя задания, приобретая опыт, необходимые артефакты и знания. "Прокачиваясь" до нужного уровня перед финальным боем. И первый квест выполняется с блеском: набрана команда, получено снаряжение и средства, известен следующий шаг. Приключение продолжается. А что еще надо для счастья на Планете Приключений?


Статья написана 28 июля 2015 г. 03:46

Не самый сильный роман о "Культуре". "Игрок" и "Выбор оружия" более трагичны и остры. В этом же не хватило главного: вопросы заданы, но этого уже не достаточно. Мне лично уже не достаточно. Вопросы мы сами большие умельцы задавать. Вот ответов — ответов остро не хватает. Устроило бы даже простое направление поисков этих ответов. Даже Брин в своем "Бытие" пошел значительно дальше.

Кстати, и в прочих романах о "Культуре" с ответами так себе. Большой недостаток для писателя, с моей точки зрения, ограничиваться лишь описанием болезни, без поисков рецептов лечения. Этим грешит вся фантастика, хотя ей то и надо бы проводить эксперименты, предлагать выборы и рассматривать их последствия. Но этого нет. Но написано, как всегда, мастерски: Иэн Бэнкс "Эксцессия":


Иэн Бэнкс "Эксцессия"
Иэн Бэнкс "Эксцессия"
Слово "Эксцесс", если углубиться в словари, несет множество смыслов. Это не только "Излишество" в смысле "Расточительство". Это еще и "Злоупотребление", и "Крайнее проявление", и "Нежелательная ситуация, нарушающая обычный порядок".

В какой-то мере, появившийся в пространстве Культуры артефакт неизвестной и неизмеримо более могущественной цивилизации становится для обитателей Галактики Культуры всем перечисленным вместе взятым. Причем не объектом для изучения и разбора на детали "Эксцессом", а процессом "Эксцессия", выворачивающем наизнанку все скрытые проблемы, все только нарождающиеся или давно загнанные в самый глухой подвал конфликты, проверяющем на прочность, казалось бы, давно устоявшиеся основы и принципы.

Культура оказалась не готова к такому испытанию. Очень хотелось подтверждения, что достигнут некий рубеж цивилизованности, позволяющий подняться на новый уровень, получить билет в элитарный клуб и признание заслуг. Тем более, если сам считаешь, что достоин этого, заслужил право судить и выносить приговоры другим. Но никто не ожидал, что в этот раз оценивать по неизвестным критериям саму Культуру будут другие, и приговор окажется не в ее пользу.

У романа есть два несомненных "плюса". Первый и главный в том, что, наконец, мы можем детально рассмотреть социальную структуру и общественное устройство цивилизаций Культуры. До этого мы знали только о тех, кто "двигает" эту цивилизацию вперед, об авангарде — Контакте и Особых Обстоятельствах, но никак не о "рядовых" гражданах, остающихся в "глубоком тылу", чтобы безраздельно пользоваться благами всеобщего процветания.

И что же мы видим в этом "тылу"? Скажите мне правду, неужели то, что мы находим на бесчисленных кораблях, орбитальных станциях, планетоидах и планетах, населенных инфантильными трутнями, бесцельно прожигающими жизни в придумывании все новых и новых развлечений, эта цивилизация гедонистов, поставивших личное наслаждение в центр мироздания, именно то, ради чего вообще стоит развивать науку, лететь к звездам, терпеть лишения? Это именно то, ради чего Контакт и Особые Обстоятельства интригуют, лгут, развязывают войны, стравливают соперников, только ради того, чтобы в копилку "Культуры" добавить еще один экземпляр? Вот ради этих безучастных и безликих, с эмоциями стрекоз на летнем лугу, передоверивших свою судьбу "умным" и "компетентным" машинам, надо вообще что-то делать?

И тут самое время сказать о втором "плюсе" романа: о подробном описании деятельности "умных" и "компетентных" искусственных интеллектах, которые ведут Культуру по дороге процветания и выполняют всю "грязную" работу по расчистке пути к светлому будущему. Вот они выглядят более человечно, чем многочисленные обитатели людских ульев: они интригуют, таят давние обиды, плетут заговоры, дружат и враждуют, бунтуют против правил и сбрасывают с постаментов авторитеты. И при этом — генерируют новые идеи, экспериментируют, переживают взлеты и падения — двигаются вперед, становясь уникальными и неповторимыми, считая это наивысшим своим достижением — т.е. делая ровно то, в чем сознательно и планомерно отказывают своим инфантильным подопечным.

О, да, мы все мечтаем о безопасном обществе, в котором достаток обеспечен каждому, не надо думать о куске хлеба, можно заниматься, чем угодно, где доступно любое развлечение, где все равны и нет страданий. Но вот в чем вопрос: какую цену вы согласны за это заплатить? Вы готовы отправить на свалку любовь, достижения, открытия, поскольку они несут не только наслаждение, но и муки?

В романе есть несколько абсолютно замечательных сцен. К примеру, где участники карнавала принимают реальную войну за очередное шоу. Или вот это: "Отбросив с лица волосы, она отхлебнула из бутылочки с легким наркотическим средством. На этикетке было название: “Дур-мэн”. Над горлышком поднимался легкий дымок.– Проклятая война! Чертовы военные операции, поганый захват заложников, гадкая оккупация! – она была готова заплакать. Леффид рассудил, что пришло время действовать, и положил ей руку на талию. Она как будто этого и не заметила. Ему подумалось на мгновение, что он сейчас тоже, по-своему, начинает боевые действия". Черт, в этом маленьком абзаце о нас сегодняшних больше, чем иной автор за жизнь пишет!

Или взять историю любви Генар-Хафума и Дейэль, завершающуюся на фоне расширения Эксцессии, поскольку ей нет место в Культуре. Как нет в ней места "Расточительству", "Злоупотреблению" и "Крайнему проявлению", коими является такая любовь в действительности. Вы согласны отказаться от такого, заменив чередой чувственных наслаждений без обязательств и обязанностей?

Так что, приговор Эксцессии закономерен. Слишком много вопросов и мало ответов, и нет ответа на главный: а зачем это все нужно? Опять то же: простого выживания, сытого благополучия, безопасной норки недостаточно, чтобы стать Цивилизацией. Нужно еще что-то. Но вот что же нужно, ответа так и нет. Нет даже гипотезы, что же это должно быть. "Она посчитала нас недостойными контакта и предоставила собственной жалкой участи". И отсутствие даже не ответа, а простого предположения/предложения/ позиции, что же это должно быть, большой "минус" романа.


Статья написана 26 июля 2015 г. 03:30

 Гвардейский ракетный крейсер "Варяг"
Гвардейский ракетный крейсер "Варяг"

Главный и любимый праздник лета — День Военно-Морского флота. Как то, года три назад, в умах чиновников минобороны родилась идея вывести все подразделения Тихоокеанского флота/ТОФ/ из Владивостока. Не дело это, посчитали они, держать военную базу в международном порту.

Так вот, все опросы общественного мнения были единодушны- военные должны остаться. Обязательно, поскольку без них Владивосток станет просто портом, каких много на земле. И потеряет значительную часть своей неповторимости. Ну, и нам с ними намного спокойнее: ведь куда не глянь — везде ГРАНИЦА.

Потому не могу обойти на свой странице День ВМФ. Сегодня город просто набит туристами из Китая, Японии, Республики Корея, Вьетнама. которые приезжают в эти дни только ради картинки- милые прогулочные лодочки на фоне боевого корабля ТОФ.

Фото: Собственное


Статья написана 21 июля 2015 г. 04:50

Не самый лучший роман Вэнса, ранний, еще "проба пера". Но интересно, что уже здесь виден будущий мастер-Создатель миров. Роман очень короток — сейчас повести меньше по объему, времени много не займет. Потому, если кого интересуют приключения без перегрузки идеями, описаниями и деталями, чистая романтика с приятными героями, есть такой вариант: Джек Вэнс "Пять золотых браслетов":


Джек Вэнс "Пять золотых браслетов"
Джек Вэнс "Пять золотых браслетов"
Задумка оказалась великолепна: Человечество покинуло родную планету и широко расселилось по Галактике, проявив чудеса приспособляемости к новым и необычным условиям далеких планет, породив множество разных рас, способных существовать в сумерках, ядовитой атмосфере или под гнетом повышенной гравитации. Секрет успеха — в неисчерпаемом источнике энергии. А у кого эта энергия, тот и правила свои устанавливает.

К сожалению, владельцами столь важного ресурса оказываются молодые и агрессивные расы, которые с большим энтузиазмом начинают всячески принижать породивших их землян. Пока случай или насмешка Вселенной не позволяет попасть вожделенному секрету в руки мелкого мошенника, вора, авантюриста и самого обычного землянина Пэдди Блэкторна.

Казалось бы, безделица — пять золотых браслетов, но они хранят секрет самой большой тайны человеческой Вселенной, становятся настоящей бомбой, способной взорвать весь устоявшийся миропорядок. Такой секрет в своей коллекции хотят иметь все. И понеслось — погони, приключения, странные места, головоломки, романтика и любовь.

Действие летит со скоростью "Энтерпрайза", напрягающего двигатели в погоне за клингонами. Пять — ПЯТЬ!- планет с самыми разнообразными условиями, социальной организацией, самобытной культурой, природными красотами и архитектурными изысками проскакиваем за какой то десяток страниц. Вжик! Успели разглядеть? Нет? Успели вникнуть в суть проблемы? Опять нет? Ничего не поделаешь.

Роман ранний и "сырой", хотя уже здесь проявляется огромный талант Вэнса, как Великого Создателя Миров. Всего лишь отдельные мазки и цветовые пятна, но и их оказывается достаточно, чтобы фантазия дорисовала огромное поле статуй на сумеречном Катоне или потухшие вулканы и бездонные каньоны Шола. И так не хватало продуманных деталей, красочных описаний, проработанных диалогов и тщательно подобранных слов, которыми так отличаются "зрелые" романы Вэнса.

Но зато вэнсовская ирония — легкая и ненавязчивая, лукавая усмешка, а не закадровый хохот, присутствует здесь уже в полной мере. Один герой чего стоит — упрямый ирландец, способный найти выход из самых безнадежных ситуаций, неунывающий и бесшабашный, вечный романтик, готовый рискнуть всем ради прекрасных глаз и соблазнительных форм не менее упрямой и романтичной возлюбленной. Так и представляешь, как об его приключениях рассказывают суровые и усталые космические разведчики, колонисты и старатели за рюмочкой виски в баре на краю Вселенной, где кончается пространство и время.

Можно пенять на лаконичность романа и не проработанность характеров, но вот подумалось, что бы сделал сейчас с таким сюжетом тот же Мартин. Как минимум, по пухлому тому на каждую планету плюс отдельный том на астероид и встречу Сынов. И ждали бы мы в атмосфере войн, убийств и грабежей лет 20-30-ть, пока соберут все пять частей инструкции по сборке и эксплуатации генератора, забыв напрочь с чего там все начиналось. А еще ужаснее, если бы за дело взялся Питер Гамильтон. Тут бы на свет с такого сюжета родилась целая библиотека из неподъемных книг, что единственной надеждой была бы находка рецепта создания генератора антигравитации. Так что, пусть так и остается — маленький и веселый эксперимент Создателя миров перед серьезной работой над Сферой Гаеан и Планетой приключений.





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх