Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 26 февраля 2015 г. 11:40

подкидыш в цирке Владивостока
подкидыш в цирке Владивостока
К вопросу о загадочной русской душе. Темной и непонятной. Вот как, скажите на милость, можно понять логику русского браконьера, который убивает в берлоге медведицу, а маленького медвежонка заботливо укутывает, прячет в коробку и подбрасывает добрым людям на воспитание? Убить мать не жалко, а малютку так жалко, что и время находится, темной ночью подкидывать сиротку под чужой порог?

Это я к раннему началу лесных сироток, счет которым открыл сегодня вот этот крохотный медвежонок. На вид ему с месяц и лежать ему в берлоге под маминым брюхом еще с месяц, не меньше. Но, нет, засунули в коробку и подбросили накануне к дверям цирка Владивостока.

Пришли молодые девчонки-администраторы утром на работу, а тут вот такой "подарочек". Что делать? Цирк своей труппы не имеет, а сейчас, вообще, готовится к закрытию по случаю капитального ремонта. Но девчонки сиротку уже два дня кормят каждые три-четыре часа из бутылочки молочной смесью и всячески балуют. И попутно ищут новый дом.

Вроде бы известный дрессировщик медведей Иван Яровой, который недавно гастролировал во Владивостоке, а сейчас выступает в Кемерово, согласился забрать в свою труппу сиротку.

Чую я, сиротка не последняя в этом году. Сезон начался рано, скоро повалят медвежата целыми партиями. И ради чего все? Лап и желчных пузырей, которые очень сильно ценятся в китайской медицине.

На эту тему: Звериные истории 5: охапка медведей

Фото: Агентство Vl.ru


Статья написана 24 февраля 2015 г. 04:24

И опять не пожалела о том, что перечитала. С тех лет помнила только о том, что захватывающие разум чужаки оказались ребятами несчастными и не страшными. И ощущение, что в книге есть что-то странное. Сейчас же я была восхищена смелостью автора и издателя, которые в тем времена! для подростков! написали и издали под видом фантастики такую сильную книгу о реальной взрослой жизни, со всеми стыдливо скрытыми бравурными лозунгами проблемами. Которые до сих пор никуда не исчезли и которые теперь прячут за яркостью, глянцем и рекламными огнями. Очень рекомендую прочитать и перечитать: Александр Мирер "Дом скитальцев"


 Александр Мирер "Дом скитальцев"
Александр Мирер "Дом скитальцев"
Это очень необычная книга, в какое время жизни ее не читай. Конечно, 30 лет назад на первый план вышел приключенческий сюжет, но даже тогда было ясно — в этой книге все необычно, хотя словами, что же необычно, я бы тогда объяснить не смогла. Чувствовала- что то не так, и все. Попробую это сделать сейчас.

Возьмем, хотя бы, приключенческий сюжет, который и сегодня воспринимается вполне современно. Вместе с героями мы попадаем в дом врагов-захватчиков, которые решили поработить нашу Землю и уничтожить всю человеческую цивилизацию. И что же? Где жуткие монстры, зомби, с промытыми пропагандой мозгами, мысли и идеи которых нам чужды и вызывают одно лишь отвращение, праведный гнев и желание отомстить? Нормальные обыватели, с мелкими обыденными и вполне понятными заботами: как заработать побольше, продвинуться по службе, накопить на новую машину, позаботиться о домашнем любимце. Ничего особенного, все, как у нас: дела, заботы, рутина. Такое все понятное и знакомое, что и невозможно злиться или ненавидеть. Только немного мимолетной тревоги, как о дальних родственниках. Подумаешь: как там они? А потом опять о своем, о близком. Странно, правда? Речь ведь идет о таких вещах, как первый контакт, нашествие чужих, контроль над разумом.

А дальше — еще страннее. Все чудесатей и чудесатей, как сказала бы Алиса. Книга расцвета социализма, но нет в ней ни слова о пионерах-героях, комсомольцах-добровольцах, кодексе строителей коммунизма, и идейном превосходстве социалистического сознания над эгоистическими думами злодеев-капиталистов. Вообще нет. Зато есть намеки на аппаратные игры и межведомственные разногласия, причем одинаковые, что на родной Земле, что в Доме скитальцев-инопланетян.

Просто книга не о том. Она опять о взрослении, только более глубоко, более правдиво и жестоко, чем в еще достаточно детском "Главном полдне".

Почему правдиво и жестоко? Потому что Сева и Маша из чистой, полной иллюзий и ожидания волшебства беззаботной юности не просто попадают во взрослые тела. Они становятся взрослыми. Со всеми вытекающими последствиями: неприятными обязанностями, подчинением необходимости и многочисленными писанными и неписанными законами. И этот взрослый мир — пусть завернутый в инопланетную упаковку и гротескный- легко узнаваем. Более того, он практически не изменился и до сих пор. С чинопочитанием -так, чтобы перед вышестоящим — в прах, но и чтобы нижестоящие — в пыль. С работой, превращающейся в карабканье по карьерной лестнице. С тайными и явными враждой и презрением между разными социальными группами. С погоней за тем, чтобы было, как у всех. С вечно давлеющим — "Так не принято", "Все, как у людей". С недоверием ко всем тем, кто выделяется талантом, способностями, умом.

Как они быстро меняются, чистые Маша и Сева. Отстраненно удивляются, что можно уже пройти, не почувствовав угрызения совести, мимо страдающего, отвернуться от слабого, разрушить чужие жизни или воспользоваться ими ради достижения своей цели. О, безусловно, свои цели всегда безупречны и важны. и жизнь своего друга много ценнее, чем жизни чужаков и незнакомцев. Но и для тех, других, их цели могут оказаться не менее важными и безупречными, чтобы, без угрызений и сожалений, разрушить по ходу дела твою жизнь.

По-моему, очень правдиво. Без осуждения, без обличения: "Мы будем лучше" и "Вы ничего не понимаете". Без пресловутого "Молодость изменит мир". Есть грустная правда: молодой разум свободен от внешнего давления , открыт для нового и для него возможно все, но, становясь взрослыми, мы сдаемся под давлением правил, инструкций, традиций и обязательств, иногда полностью чуждых нашей натуре, пополняя серые ряды «таких, как все». Нас всех , за редким исключением, захватывают Чужаки!

В мире, по большому счету, мало, что меняется. И потому не менее правдивый финал: без победных фанфар и громких фраз, без оды человечеству или отдельному взятому человеку. Маша и Сева остаются только вдвоем, проверив друг другу и поверив. Не важен мир, не важны взрослые игры. "Просто одному всегда тяжелей. Они оба были правы. Очень хорошо было идти по твердой, теплой земле и держаться за руки". В итоге всегда остается только это — ты и твои близкие.

Прекрасная книга. Причем обе части цикла. Разные и о разном. Более глубокие и сложные, чем замечательные, но прямолинейные романы-взросления Хайнлайна. Читающиеся по-прежнему современно, и, к сожалению, по-прежнему с узнаваемыми образами и проблемами.


Статья написана 19 февраля 2015 г. 03:06

Как и многие, я помнила эту повесть из-за Квадратов и Углов. И очень хотелось перечитать, но с детскими любимцами всегда страшно. Вдруг полностью разочаруешься? И это разочарование полностью уничтожит в памяти то светлое и прекрасное, что было пронесено, считай, через целую жизнь? Страшно. Но все же решилась и была просто-таки потрясена, сколько осталось в детстве не понятым. Поэтому рекомендую перечитать, кто читал, с учетом ниже изложенного: Александр Мирер "Главный полдень"


 Александр Мирер "Главный полдень"
Александр Мирер "Главный полдень"
Старые книги, из самого детства — своеобразная машина времени. Нет, это скорее хроноскоп: тело, да и душа, останутся прежними, прожившими уже годы-десятилетия, сидящими в любимом кресле, но появится возможность через время посмотреть на свое детство, на себя самого, окружающее, побродить мысленно по любимым местам, разглядеть детали, ускользнувшие годы назад. Что-то вспомнить, что-то понять заново.

Надо только отправляться в места детства с нужным настроением. Ты ведь знаешь, что тогда все деревья были большими? Даже этот маленький куст казался непроходимыми зарослями. Ты же понимаешь, что мир тогда был безграничным, новым и непознанным? Чего же ты удивляешься сейчас малости и простоте?

Первый раз я читала эту книгу где-то в середине 70-х. Читала, будучи сверстником героев. И более — никогда. Должны были пройти десятилетия, чтобы решиться на путешествие в детство. Нужен был жизненный опыт, и по большей части отрицательный, чтобы разглядеть за простыми и неторопливыми строчками вещи незыблемые, по-настоящему важные и ценные, не разочаровываясь и не огорчаясь.

Сначала хотела написать единым махом на весь "Дом скитальцев". Но повести — разные. О совсем разном времени детства, и разных вещах. Ведь в детстве всегда так — дело решают иногда не годы, а месяцы, недели и даже дни.

Так вот, о чем "Главный полдень" с моей точки зрения, взрослого человека, для которого личный полдень уже миновал? Он о самом большом страхе ребенка: о том, что мир, уютный, ласковый, добрый, изменится безвозвратно. И о том, что, не смотря на страх, мир все же изменится безвозвратно, и это называется взрослением.

Как мы все мечтаем в детстве поскорей вырасти! Но в нашем представлении это значит возможность не есть в обязательном порядке невкусную кашу, гулять до поздна и ложиться спать, когда захочется. Мы догадываемся, что за эти удовольствия чем-то придется заплатить, и даже подозреваем чем. И это самый большой и тайный детский страх.

Потому что заплатить придется изменением мира. Всего. Изменится все — Чувства. мысли, предметы, даже пространство и время. Но самое ужасное — люди. Родители из непобедимых героев станут обычными, усталыми от забот людьми, добрая продавщица конфет в магазине — злобной мегерой, продающей из-под полы сигареты и водку подросткам, всегда готовый помочь сосед Дядя Вася — запойным алкоголиком.

А в повести этот тайный страх воплощается в реальность: люди меняются, друзья и знакомые становятся чужаками, добрые — злыми, друзья — предателями. И никто не поможет, никто не спасет. И кульминация в романе — не бегство пришельцев. Кульминация — моменты взросления героев. Преображение — секунду назад был ребенок, а сейчас уже — взрослый. Помните, как Алеша лежит у корабля пришельцев, свернувшись калачиком, крепко зажмурив глаза. Он думает: почему я? я ведь ребенок! на свете миллионы взрослых. пусть он решают и делают! А потом- открывает глаза и приступает к действию. Закрывал глаза мальчик, открыл – мужчина, пусть еще и не совсем выросший.

И в этом тоже есть нечто глубоко неправильное. Человек должен взрослеть постепенно, шаг за шагом постигая взрослые радости и печали. Так сразу взрослеют только, когда случается нечто ужасающее, настоящее беда: война, вторжение, катастрофа, смерть. Маленький урок будущим взрослым: не забывайте! ТАК не правильно!

В повести еще много таких потрясающих моментов: узнаваемых и понятных через годы. Внезапное молчание взрослых, многозначительные паузы в разговоре, суетливый мужчина, почувствовавший ЗАПАХ СТРАХА, красиво одетые, но грязно ругающиеся люди, вода в ручье, отравленная грязью... Детали разрушающегося мира детских иллюзий, прекрасного, волшебного и невинного.

Вот что я увидела через свой хроноскоп. Я не разочаровалась в повести — по-прежнему одной из лучших о взрослении- такой простой, такой наивной. С Углами и Квадратами, запавшими в память, и с ускользнувшими деталями, так явно проступившими сквозь время.


Статья написана 18 февраля 2015 г. 07:46

Тигрица Тайга в Приморском сафари-парке
Тигрица Тайга в Приморском сафари-парке
Обе истории немного грустные, немного обнадеживающие. В них есть и хорошее, и плохое.

Первая об одном из наших знакомых тигрят. Помните "Тигриные историй-3"? Нашего знакомца Устина, которого в июне прошлого года вместе с подружкой Светлой, выпустили в заповеднике Бастак Еврейской автономии? О нем потом много писали осенью.

Для тех, кто не следил в СМИ за этой историей, краткое изложение событий. Устин на новой территории не прижился. СМИ дружно кричали о голоде и холоде, но дело тут семейное. В Бастаке уже есть доминирующий самец -Странник, и нашему юному Устину с ним пока никак не тягаться в борьбе за таежный престол. Поэтому подался юный хищник в бега, искать себе охотничий участок. Переплыл Амур и оказался на китайской территории, где с тигриными обедами, сами понимаете, напряженка. Несколько недель тигр бродил по восстановленным лесам северного Китая, удивляясь отсутствию настоящей добычи и огромному количеству китайцев. Не найдя искомого, Устин решил вернуться на родину и уже по льду вновь переправился через Амур и оказался...на Большом Уссурийском острове под Хабаровском. Здесь опять кроме собак и дачников тигр ничего не нашел. В этом месте у экологов терпение закончилось, и они решили опять Устишу вернуть в родной центр реабилитации. Подлечить, подкормить, и подыскать ему новое место жительства на воле.

Вот с этим не сложилось. Несмотря на то, что Устин дик и грозен, человека не любит, но зато любит собак. На завтрак, обед и ужин. Поэтому решили не рисковать и отправить Устина в зоопарк. Сегодня Устин на самолете отправился в Москву, а затем его отвезут в зоопарк Ростова-на-Дону.

С одной стороны — Устин лишился свободы. Но, посмотрим с другой стороны. В зоопарке его уже ждет невеста. Гарантированная семья, которой Устин был бы лишен в природе еще несколько лет. И неизвестно стал бы он владельцем собственного участка и гарема вместе с ним, или пал бы в битве с более сильным соперником.

Вторая история о тигре новом, диком и необузданном. Но тем не менее она приводит нас к героям самых первых "Тигриных историй".

Тигра Тихона отловили в Хабаровском крае в декабре прошлого года. Молодой самец, приблизительно трех лет от роду, всячески безобразничал: нападал на собак, от людей не убегал. Пришлось хищника отловить и отправить опять же в реабилитационный центр в Приморье.

Тигр удивил и огорчил экологов. Он абсолютно не боялся людей, как это положено дикому зверю. А это очень и очень плохо не только для любого зверя живущего на свободе, но и для всех тех, кто может повстречаться с ним в тайге. Поэтому сразу не было даже речи, чтобы выпустить Тихона назад в природу. С моей точки зрения, ему повезло больше, чем Устину. Он поехал на днях в уже знакомый нам Приморский сафари-парк, где для него подготовлен отдельный, размерами со стадион, вольер. И уже ждет подружка, наша приятельница Тайга. Если все сложится удачно, то ближе к осени могут появиться тигрята.

Фото: собственное


Статья написана 17 февраля 2015 г. 05:20

Джон Лав

"Вера"

авторская книга, первое издание

СПб.: Фантастика Книжный Клуб

 Джон Лав "Вера"
Джон Лав "Вера"
Аннотация: «Моби Дик» встречается с «Дуэлью» в дебютном романе Джона Лава, написанном в жанре космооперы и военной НФ. «Вера» — имя, данное человечеством непонятному и кажущемуся непобедимым вражескому кораблю, который начал беспокоить недавно возникшее Содружество. Триста лет назад такой же корабль уничтожил Шахранскую империю, позволив Содружеству увеличить сферу своего влияния. Теперь «Вера» вернулась! Корабль также разрушителен, как когда-то, и его атаки ввергли некоторые звёздные системы Содружества в хаос. В конце концов, он достигает Шахры, ныне важного владения Содружества, и начинает казаться, что история пойдёт по кругу. Но на этот раз кое-что поджидает его – «Аутсайдер», один из новейших боевых кораблей Содружества. Стройные серебристые корабли, оснащённые всем, чем только возможно, и укомплектованные командой людей с необычными способностями, как правило, социопатами и психопатами, «Аутсайдеры», придуманные на задворках, построенные и запущенные в секрете, спущенные со стапелей без торжественных церемоний. В одной системе от Земли корабль класса «Аутсайдер» — «Чарльз Мэнсон» принимает вызов. Капитан Фурд и его команда злодеев и извращенцев выжидают, надеясь выполнить то, что ни одному другому человеку не под силу – уничтожить «Веру»!


"Когда мы гоняемся за туманными тайнами своих грёз или бросаемся в мучительную погоню за демоническими видениями, какие рано или поздно обязательно начинают манить душу всякого смертного, когда мы преследуем их по всему этому круглому шару, они либо увлекают нас с собой в бесплодные лабиринты, либо награждают пробоиной и бросают на полдороге"./Герман Мелвилл, "Моби Дик"/

Сразу хочется сказать: не следует начинать этот роман, если вы не имеете склонности к неторопливому чтению: неспешному развитию событий, когда действие практически замирает, давая возможность буквально под микроскопом рассмотреть каждую деталь, взвесить каждое слово, оценить красоту фразы и емкость образов. Если вы не получаете заведомого удовольствия от сложности предложений, необходимости неспешно обдумывать написанное, возвращаться к уже прочитанному и заново переосмысливать. казалось бы, уже понятое, а лишь желаете взрывного действия с обязательным четким и однозначным ответом на все вопросы, то и не стоит даже открывать эту книгу.

Потому что это — тот самый случай, когда самое важное в романе совершается не в период активного действия, когда рвутся снаряды, запускаются торпеды. И даже не тогда, когда страница за страницей разворачивается — нет, не поединок- странный, долгий и причудливый танец двух загадок- корабля Содружества "Чарльз Мэнсон" и таинственного объекта под названием "Вера". И даже не во время редких и скупых диалогов. Все самое важное в романе происходит во время моментов замедленного времени, когда всего лишь на краткий миг можно увидеть небольшие фрагменты чего-то громадного, что может стать/или нет/ частью общей мозаики происходящих таинственных событий.

Эти моменты замедленного времени, когда даже капле воды требуется несколько страниц, чтобы упасть на пол, с объемными и яркими образами, выверенными описаниями и насыщенными по содержанию фразами, пожалуй, самое лучшее, что есть в романе. Надо обладать особым писательским даром, чтобы с помощью одних только слов передать расширение нематериального: звука, красок, сознания от нулевой точки сингулярности до космического масштаба Вселенной, и затем вновь вернуться к обычному течению времени, оставив у читателя ощущение важности происшедшего.

Мне бы не очень хотелось сравнивать поединок аутсайдера "Чарльз Мэнсон" и таинственной "Веры" с путешествием китобойцев "Пекода" в поисках белого кита Моби Дика. Но параллели порой напрашиваются сами собой, особенно в начале романа. Как и для Ахава поединок с таинственной силой "Веры" становится для капитана Фурда делом личным с явным налетом маниакального безумия. Как и Моби Дик таинственная "Вера" скрывает до конца свою сущность, то становясь материально-приземленной, почти понятной, как любое творение рук человеческих, то вновь видоизменяясь до всеобъемлющей божественности, телесного воплощения самого мироздания. И так — многократно, как на американских горках — вверх, вверх до вершин духовности, вниз, вниз — до самого дна разложения и падения.

А эти взлеты и падения — несомненный еще один успех романа — мы воспринимаем исключительно через чувства и мысли команды психопатов-маньяков-интравертов- социопатов, которые и есть самое дно. Каждый из героев — яркая иллюстрация глубин падения и безнравственности — убийцы и насильники, не признающие никаких норм морали или законов общества. И при этом — личности яркие, харизматичные, талантливые. Из тех, кто никогда не склоняется и не сдается, не признает границ и запретов. Они могут стать смертельной болезнью для самого человечества, опасностью сравнимой с таинственной "Верой", которую, может оказаться, не победить даже отточенным средствам защиты самого Мироздания. Но они могут стать и лекарством против грозящего людям застоя и упадка. Финал романа в этом плане почти оптимистичен.

И это как раз мне не понравилось более всего: раскрытие тайны и логичное разложение ее на составляющие детали, от чего пропало созданное великолепными моментами замедленного времени ощущение прикосновения чего-то возвышенного и непостижимого. Спасти положение могло бы одно: ирония, которую так часто упоминали по ходу дела, но которой в повествовании так не нашлось достойного места. И это, пожалуй, главное отличие "Веры" от "Моби Дика".

"Бог да смилуется над тобой, старик, твои мысли породили новое существо внутри тебя; а тот, кого неотступные думы превращают в Прометея, вечно будет кормить стервятника кусками своего сердца; и стервятник его — то существо, которое он сам порождает"/Герман Мелвилл, "Моби Дик"/.





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх