Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 24 ноября 2014 г. 07:36

Тэд Уильямс "Время скидок в Аду"
Тэд Уильямс "Время скидок в Аду"
Тэд Уильямс

Время скидок в Аду

авторская книга, первое издание

М.: Эксмо, 2014 г

Аннотация:Меня тысячу раз посылали к чертям. Но теперь я правда туда отправляюсь.

Новые приключения Бобби Доллара, также известного как ангел Долориэль. На этот раз ему придется отправиться прямиком в Преисподнюю, чтобы спасти свою подругу, прекрасную графиню Холодные руки, из лап Элигора, Великого Герцога Ада. Преодолев тысячи миль ужаса и страданий, Бобби должен добраться до Пандемониума, столицы Геенны огненной, и похитить Казимиру. Но даже если ему удастся выбраться из Ада невредимым, на земле его поджидает убийца – психопат Смайл. Черный юмор, еще более черные приключения и необычные персонажи придутся по вкусу даже самому требовательному читателю.

Мне, атеистке до мозга костей, всегда казалось, что если есть такое место, как АД, то там царит СКУКА. Только так — самая великая СКУКА, достойная, чтобы при упоминании о ней использовали только заглавные буквы. Великая СКУКА — смесь из обыденности, монотонности и полного отсутствия каких-либо изменений, когда каждое последующее мгновение ничем неотличимо от всех предыдущих, и это длится вечность. Единственное, с чем согласен со мной автор этого романа — это с тем, что АД длится ВЕЧНОСТЬ. Хотя и я оказалась не так уж и не права.

Наш ангел-неудачник Долориэль, в миру известный, как Бобби Доллар, не слишком удачно выпутался из истории с Пером Ангела, описанной в романе "Грязные улицы Небес". Он явно нажил себе множество врагов и среди Сил Зла, и среди Воинов Света. Работа не клеится, доверие среди своих потеряно, и к тому же единственная любимая- демонесса Каз, графиня Холодные Руки, оказывается в руках главного врага- демона Элигора, и заточена теперь в самом сердце АДА. И, как будто этих бед не достаточно, получает свое продолжение история с Пером: за головой нашего "ангелочка" Бобби устраивает охоту очередное исчадье Тьмы, требующее вернуть спрятанный артефакт. Что остается герою в таких условиях? Отправиться за ответами в сам АД!

Да, ладно! Причем тут ответы на философские вопросы Вселенной, когда дело просто в любви, такой, что с милой Рай и в Аду, а без нее и Небеса не в радость. Итак, отправляемся с Бобби в АД. Выручать подружку из лап негодяя/о чем она и не просила вовсе/, и попутно кое-что выяснить/но это не самоцель, а как получится/.

Вот, казалось бы, отрицательное всегда предполагает бОльшие возможности в литературном плане. Плохие парни всегда в цене, как и всякие несчастья, катастрофы и полные Апокалипсисы. А значит и АД должен предлагать большее разнообразие, чем уже знакомые нам унылые описания Небес.

И, с первого взгляда, так и есть. Мы попадаем прямо-таки в "классический" АД, где очень жарко, душно, грязно, все разрушено или разрушается, и проклятые души корчатся в вечных муках. Всё и все — мерзкое, слизкое, дурно пахнущее, изувеченное и агрессивное. Если это река, то с вялотекущими водами, полными гнили и смердящего мусора. Если город- с разрушенными трущобами, слизкими стенами и опять же смердящим мусором. Если туман — то опять же липкий, душный, опасный. Короче, полный Сальман Хилл. Ну, вы меня поняли, как любит говорить наш герой Бобби, когда ему уже нечего сказать.

Это даже занятно. Первые несколько десятков страниц, когда еще сохраняется ощущение новизны. Но через некоторое время все эти "классически" смердящие пейзажи и стенающие обитатели начинают надоедать, еще через несколько десятков страниц — навевать откровенную СКУКУ. Тем более, что почти половину романа ничего не происходит: Бобби пробирается через АД, рассматривая ландшафты и всяких мерзких тварей. О, конечно, не так просто пройти через АД, где все друг другу враги. Но даже демоны, разнообразные мерзкие твари, пытающиеся изловить и сожрать нашего героя, надоедают после десятка повторов описания погони и драки. Тем более, к основному сюжету — спасению девицы и раскрытию тайны Пера и ангельско-демонского заговора против устоявшегося положения дел- никакого отношения это не имеет. Собственно, отбросив все описания, в основном сюжете продвижение за весь роман только на один маленький шаг. Такой маленький, что непонятно, зачем это путешествие было нужно. Можно было просто сесть и хорошо подумать.

Но наш герой не из тех, кто работает головой. Он у нас не слушает голоса разума, а лишь зова своего сердца. Конечно, подход исключительно современный — сколько раз в романах мы читали: слушайся сердца! Вот только от такого "путеводителя" страдает не только наш герой, но и все окружающие, которые, по большей части, заняты серьезными делами, пока Бобби Доллар думает исключительно только о себе, самозабвенно купается в своих страданиях и заливает их горяченьким. К концу романа я уже перестала ждать, когда же наш многоопытный ангел перестанет поступать, как избалованный подросток, нечаянно влюбившийся во взрослую тетю и впервые открывший, что взрослый мир отличается от романтических сказок о доблестных рыцарях и их подвигах, которые ему читала в детстве на ночь старая нянюшка.

А ведь опять был практически неиспользованный шикарный сюжетный ход. Два образа — демона Рипраша, мечтающего изменить сам АД, и маленького невинного Гоба- много лучше, чем все остальное вместе взятое.

В результате блужданий Бобби по АДУ, к концу романа я сама попала в свой личный читательский АД, в котором было бесконечно однообразно и невыносимо СКУЧНО. Так, что я начала придумывать АД для писателей, заставляющих читателей скучать.


Статья написана 23 ноября 2014 г. 08:07

Грег Иган для меня автор новый. И более предпочтительный, поскольку НФ все же предпочитаю фэнтези. Поскольку у меня уже лежит "Отчаяние", а я еще не читала "Карантин", то кинулась наверстывать упущенное. Произведение с оригинальными научными предпосылками и достаточно напряженное психологически, поднимающее целый пласт социальных проблем, среди которых есть одна, занимающая мое воображение уже значительное время.

Грег Иган "Карантин"
Грег Иган "Карантин"
Мне хотелось бы оставить "за кадром" чисто научно-фантастическое допущение о "практическом использовании квантовых состояний для достижения определенных целей". Как и маньяков, стремящихся в очередной раз осчастливить все человечество. Как и рассуждения о моральных аспектах совершаемого нами выбора и последствиях для Вселенной наших ежесекундных действий.

В конечном счете, все на макро и микро уровнях идет так, как положено, задумываемся мы об этом или нет. По большей части, простому обывателю все равно, кто там "размазывается", кто "схлопывается", пока все идет привычным порядком. С этой точки зрения описанный мир — лишь занятное, пусть хорошо прописанное и от того вполне достоверное, но все же фантастическое допущение.

Мне же хотелось поговорить о совсем другой составляющей повествования, которая в нашей с вами реальности уже не кажется такой фантастической, как, к примеру, лет 10-20 назад. Я хочу поговорить о модах — нейропрограммировании, до которого уже рукой подать.

Оно, конечно, чрезвычайно соблазнительно- сделать себя немного лучше. Острее память, слух, зрение, точнее реакции. Получить по-настоящему свободный доступ к информации, без медленных посредников и мучительных опытов овладения методикой, без длительных и утомительных часов обучения и закрепления.

А кто не мечтал о том, чтобы не испытывать скуку и утомление от монотонной работы, выполнения одних и тех же, повторяющихся день изо дня действий, несомненно важных, но таких удручающе однообразных, притупляющих внимание и память? Вспомните, сколько несчастий приключилось и сколько человек погибли только потому, что кто-то потерял бдительность, не выполнил инструкцию или просто устал таращиться на панель управления или в экран?

Или эта непроходящая боль утраты, преследующее чувство вины, отравляющие каждое мгновение жизни, превращающие каждый миг в ад, из которого не вырваться? Почему бы не помочь себе забыть, отодвинуть происшедшее в самые дальние уголки сознания, чтобы продолжить жить, не оглядываясь на перенесенные страдания?

Я думаю, что мы сдадимся сравнительно быстро, добровольно и массово. Уж больно соблазнительный путь, отвечающий нашим самым глубинным желаниям, нам предложат. И, думаю, положительный эффект — безопасность, покой, управляемость- перевесят негромкий предупреждающий шепоток, который будет нудно твердить об опасности. Ведь мы всегда уверены, что контролируем все последствия.

И вот вопрос. Когда мы также добровольно и массово согласимся, что есть ситуации, когда неприкосновенность личности не есть обязательное условие существования общества. Сколько времени потребуется, чтобы согласиться с тем, что вторжение в сознание не есть насилие или преступление. Это ведь так легко оправдать требованиями безопасности, законности и даже милосердия. И что это будет в результате- мягкий вариант азимовской "Профессии" или жесткий вариант "Сытина" Черри?

Вот какой аспект этого романа, который почти теряется на фоне тайны изолирующего человечество Пузыря или масштабной игры героя с вероятностями, мне хотелось бы подчеркнуть. Когда там еще прилетят к нам инопланетяне или ребята из других вероятных Вселенных, когда там на практике сможем применить законы квантовой механики — это будущее еще неопределенно далеко, но другое, то, когда сможем программировать нейроны в своих мозгах — уже вполне видимое. И думать о нем лучше уже начинать сейчас.


Статья написана 20 ноября 2014 г. 04:24

Джек Макдевит

"Искатель"

авторская книга, первое издание

СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2014 г.


Джек Макдевит "Искатель"
Джек Макдевит "Искатель"
Аннотация:

В самом начале галактических миграций человечества группа ученых и свободомыслящих людей отправилась осваивать новый мир. Пункт назначения держался в секрете, так как колония хотела построить новую цивилизацию, независимую от устоев Земли. Все поселения на только что освоенных планетах всегда поддерживали связь с Землей, опираясь на её поддержку. Однако контакт с данной колонией был утерян навсегда!

Уже прошло 9’000 лет, когда Алексу Бенедикту в руки случайно попадает артефакт с таинственными символами к тому времени уже древнего английского языка. Алексу и Чейз Колпас удаётся установить, что артефакт с пропавшего без вести корабля, участвовавшего в миграции затерянной колонии. Имя этого корабля «Сикер», т.е. «Искатель». Смогут ли расхитители гробниц будущего отыскать корабль и разгадать тайну и причину исчезновения колонии?

АТЛАНТИДА.. Вечная, неистребимая мечта, что кто-то где-то оказался умнее, терпимее, милосерднее и прочее, прочее, прочее, и смог сделать то, что не удалось нам — построить такое общество, где процветают науки и искусства, где правит разум, а не сила, где духовное победило материальное в общем и каждой отдельной личности, где закон равен справедливости...Утопия, мечта о совершенстве среди вечного несовершенства. Легенда о том, что идеал возможен, ведь если этого когда-то кто-то достиг, значит это возможно в принципе: сделанное одним человеком всегда может повторить другой.

"Искатель" — роман о поисках Атлантиды космического века. Тут нет ничего особенного: у каждого времени должна быть своя АТЛАНТИДА, пусть она и зовется Марголией, и, соответственно, должны быть те, кто занят ее поисками.

В плане построения сюжета нет ничего нового. Как и в предыдущих двух романах все начинается с найденного артефакта, который запускает расследование — архивные документы, опрос свидетелей, выводы, заводящие в тупики, новые идеи и озарения, определяющие продвижение вперед, к окончательной разгадке и очередному триумфу героя. Даже от любимого, но уже поднадоевшего за предыдущие два романа хода с таинственными недоброжелателями, которые преследуют героев и всячески им мешают, вплоть до попыток физического устранения, избавиться и в этот раз не удалось. Кстати, именно это едва не испортило мое впечатление от всей книги: уж больно надуманными показались мотивации и действия главного злодея.

Чтобы покончить с построением сюжета, отмечу, что самой удачной частью для меня стало путешествие Чейз на планету инопланетян, краткое, но все же описание их городов, быта, социальной структуры, взаимоотношений с землянами и между собой. Все же прочее мы уже встречали. Хотя есть и небольшое отличие.

Помните, чему был посвящен "Полярис"? Все крутилось вокруг проблемы перенаселения и грядущей деградации человечества. Оттого был немного мрачноватый фон: дряхлеющие города — почти трущобы и мрачные пейзажи. Здесь же ничего подобного нет. Напротив, повсюду едва ли всеобщее благополучие. Даже "логово" асоциального вора и буйного хулигана Хэпа описывается, как вполне пристойное и благополучное жилье. Даже на "перенаселенной" Земле героиню встречают золотые пляжи, ласковые морские волны и плещущиеся в них киты.

Вполне достойный фон для разворачивающихся поисков новой АТЛАНТИДЫ— исчезнувшей тысячелетия назад колонии Марголия, обитатели которой в изоляции от человечества решили поставить очередной социальный эксперимент, попытавшись создать идеальное общество, свободное от извечных пороков человечества.

А, вообще, какое общество мы считаем идеальным? Что для нас важно: безопасность, знания, развитие, социальная защищенность, свобода личности, духовное развитие? Мы идем в нужном направлении? И почему постоянно нас отбрасывает назад к войнам, невежеству и тирании? В ответах на эти вопросы автор не так прямолинеен, как в предыдущем романе, "подбрасывая" идеи и факты в виде "архивных" документов, выдержек из книг и фильмов, которые смотрит героиня или просто в виде наблюдений Чейз за происходящими событиями, а не в длинных и скучных монологах-диалогах, как в "Полярисе", которые практически навязывали одну единственную точку зрения на рассматриваемую проблему.

От такой подачи "Искатель" только выиграл: это цельное, динамичное, без провалов и морализаторства, держащее в постоянном напряжении расследование — приключение с множеством маленьких и больших открытий, происходящее на фоне захватывающих дух космических пейзажей. По духу очень близкое "Чинди". Недаром в этом романе Чейз мне напомнила Хатч тех времен, когда она лично разгадывала загадки Вселенной, а не сидела, перебирая бумажки, в пыльном кабинете.

Этой подаче соответствует и финал — оптимистичный и жизнеутверждающий: пусть АТЛАНТИДА и найдена, но миф не развенчан. Созданию Утопии помешали не вечные пороки людей, а слепой случай, каприз Вселенной, природные силы, которые только подчеркнули, что для человечества — все возможно, и люди будут делать попытки достигнуть идеала снова и снова, пока не добьются своего.

Лично мне такой возврат к пройденному оказался более по душе, чем мрачные пророчества "Поляриса". Приятно, что серия остается крепкой и профессиональной. Хотя от Макдевита я иного и не ожидала.


Статья написана 18 ноября 2014 г. 04:34

От скуки я уже совсем озверела. А в гипсе ходить еще 5-6 недель. Немыслимо. Муж и кот уже прячутся по углам. Читаю беспорядочно и все подряд. Вот попалась эта небольшая сказка. Не слишком новая, подростковая и вполне занимательная. Но , может, от избытка кальция в крови чего-то не поняла? Показалась она мне какой-то странной в плане описаний женского пола. Прямо таки, на тему "Все зло от баб". Феминисткам читать не рекомендуется. Судите сами: Джозеф Дилейни "Ученик Ведьмака".

 Джозеф Дилейни "Ученик Ведьмака"
Джозеф Дилейни "Ученик Ведьмака"
Кхе-Кхе.. Позвольте мне, одной из явных представительниц холма Пендл, высказаться на счет описанных событий. О, конечно, можете сказать, что мнение пожилой, но все-таки ВЕДЬМЫ, в счет не идет, поскольку, сочувствуя своим товаркам по ремеслу, она не может быть объективной в оценке их деяний. Но позвольте заметить, любезные господа, что даже уважаемые вами и превозносимые за совершенные "подвиги" Ведьмак Грегори и его ученик признают, что ВЕДЬМЫ бывают разные.

Ничего не могу сказать в защиту таких явно асоциальных личностей, как Костлявая Лиззи или Мамаша Малкин, которые видят смысл своего существования исключительно в том, чтобы вредить окружающим всеми доступными им способами, питаются младенцами и практикуют магию крови и смерти. Они, конечно, жуткие личности, творящие невообразимые преступления, но и то, что делают с ними ваши, так называемые, борцы за справедливость ничуть не лучше. Запирать в грязной яме, без пищи, без удобств, без общения с себе подобными, на срок равный бесконечности бедных женщин...От одной перспективы такого самая нейтральная ВЕДЬМА может стать злобной фурией на вечные времена.

А ведь подобная учесть грозит не только тем, кого именуют "злокозненными". В этой жуткой яме может оказаться и "нейтральная" и даже "добрая", смотря, как решит этот ваш разлюбезный Ведьмак, который явно недолюбливает весь женский пол и видит ВЕДЬМЯЧЕСТВО в любом любопытном взгляде, брошенном на него из-под длинных ресниц юной кокеткой. А чему он учит попавшему ему по воле судьбы в ученики юнца, бесспорно подающего надежды, но слишком наивного и явно в некоторых вопросах излишне доверяющего словам своего учителя. Разве не твердит все время Ведьмак юному Тому, что все женщины- потенциальные ВЕДЬМЫ и ни одной из них доверять нельзя? О чем он предупреждает бедного мальчика? О том, что красивые и умные женщины все поголовно опасны, и лучше заранее посадить их в темную яму, пока они чего-нибудь не натворили. И никого, похоже, не заботит, что, вооруженный такими знаниями и опытом, несчастный юноша вырастет угрюмым женоненавистником, не знающим светлых сторон жизни.

Одна надежда на юную Алису, поставившую свое ВЕДЬМИНО клеймо на юного Тома. Как бы ни был силен Ведьмак, а против магии самой матушки природы, и он бессилен.

Надеюсь, юный Том не растеряет в своем ученичестве свои самые замечательные качества: мужество, верность, честность и чистоту. Ведь МИР, действительно, меняется не в лучшую сторону, и скоро такие люди, как Том, нам всем понадобятся.

Но, это так, замечания пожилой ВЕДЬМЫ. Не той, которая любит этих жадных и трусливых обитателей ферм и городков, не способных самим бороться со ЗЛОМ, но умудряющихся оскорблять и презирать тех, кто спасает и защищает их. Но и не той, которая питается невинными младенцами и призывает на головы всех живущих все беды мира. Пусть МИР и меняется, но время еще есть. Посмотрю, чему там будет учить Грегори своего нового ученика. Понаблюдаю с интересом. И потом определю сторону. Кхе-Кхе...

P.S. Следующем будет Джек Макдевит "Искатель"


Статья написана 17 ноября 2014 г. 07:24

Со скуки читаю теперь все подряд. Даже то, на что глаз бы в другой ситуации не положила бы. До этого момента вообще не читала Боба Шоу. Привлекло к роману "Орбитсвилль" обещание приключения в духе "Мира-Кольцо" Ларри Нивена. В результате, почти полное разочарование. Почему "почти", читайте далее.

 Боб Шоу "Орбитсвилль"
Боб Шоу "Орбитсвилль"
Нас много. Очень много. Так много, что уже невозможно скрыться даже за дверьми собственного дома от гудящего, вечно жаждущего развлечений, спешащего неизвестно куда, перемешивающегося, жалующегося и стенающего многолюдья.

Удивительно, но как часто над темой перенаселения задумывались авторы еще 40-50 лет назад, и как редко сегодня, когда нас стало значительно больше, проблемы стали острее, а путей их решения все меньше. В сущности, путей этих так мало, если отбросить фантастические — колонизацию новых миров, Мир-кольцо или сферу Дайсона.

О последней речь и пойдет в этой книге. Земля на пороге катастрофы из-за перенаселенности. И хотя до звезд можно добраться сравнительно быстро, космос сильно разочаровал людей: пригодных к колонизации миров практически не оказалось, да и власть имущие не слишком спешат отпустить человечество из-под надзора. Но все меняется, когда капитан Вэнс Гарамонд находит потрясающий инопланетный артефакт — огромную сферу Дайсона, на просторах которой может затеряться не только человечество, но и все цивилизации Галактики.

Тема мне была интересна. Еще со времени Кольца Нивена меня интересовали огромные возможности для фантазии, разнообразия и приключений, которые обещает такой потрясающий проект, как сфера Дайсона. Может я подошла к роману с завышенными ожиданиями, но в результате оказалась очень разочарована.

Представьте, ваши возможности для фантазии беспредельны. У вас есть неограниченное пространство, на котором все возможно — любые пейзажи, любые обитатели, артефакты и социальные системы, любые приключения, какие только могут прийти в голову. А вместо этого — скучные, однообразные и ничем не примечательные пейзажи, не менее скучные персонажи, блеклые и неинтересные, сухое перечисление вещей, которые обещали стать настоящими чудесами. Это как если бы вас соблазняли приключением всей вашей жизни, но в замен подсунули туристическую прогулку с не очень хорошим экскурсоводом по окрестностям провинциального городка в компании малознакомых обывателей.

А ведь все для эпохального события в читательской жизни было. Кто это построил, кто населяет все это пространство, как они уживаются между собой. Путешествие в сотни тысяч километров, перед которым меркнут даже масштабы нивеновского Кольца. Даже сама интрига с мстительной и злобной президентшей Лиз. Но в результате получились скорее наброски прекрасного фантастического романа, а не сам роман.

Правда, концовка, многое искупила. Этакий намек на вселенскую интригу, которая опять обещает и соблазняет.





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх