fantlab ru

Все отзывы посетителя horseman

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  0  ] +

Шеннон Макгвайр «An Artificial Night»

horseman, 17 октября 2022 г. 16:11

неожиданно гораздо более интересная книга, чем первые две; автор, кажется, наконец-то расписалась

сюжет с погружением героини в мир Безумного Шляпника <зчркн.> Майкла с целью вызволения похищенных детей вызывает гораздо больше сочувствия, чем убийства в эльфийской компьютерной фирме, и её жертвенная натура вырисовывается в такой обстановке гораздо более выпукло

тем, кому не понравились первые две книги, рекомендую — прочтите эту, прежде чем бросать цикл)

Оценка: 8
– [  26  ] +

Мариам Петросян «Дом, в котором…»

horseman, 2 апреля 2011 г. 00:10

Уже не первый раз со мной такое — стоит только мрачно решить, что нынешние писатели совершенно разучились писать и ничего хорошего от них ждать не стоит, как вдруг откуда ни возьмись сваливается что-нибудь совершенно новое, необычное и удивительное, и понимаешь, что безграничен мир и Божьи чудеса в нём.

Я не буду пытаться пересказать здесь содержание — это совершенно бесполезно, да и невозможно. Скажу только, что это не повесть о доме для детей-инвалидов, не описание хипповской коммуны, не психологический роман, не фэнтези — и даже, пожалуй, не магический реализм. А скорее всё это вместе взятое плюс ещё что-то неуловимое — и вот как раз оно-то и есть самое главное. Одной из наиболее поразивших меня особенностей этой книги явилась её многослойность. Несколько раз за время чтения я внезапно обнаруживал, что книга совсем не о том, о чём я до сих пор думал. Это целый мир, тонкий и разноплановый, изобилующий подводными течениями, далеко не целиком высказанный. Очень многое приходится додумывать, понимать с намёка, возвращаться к уже прочитанному и перечитывать под другим углом. Объём очень большой (кажется, около 900 страниц), но это нисколько не обламывает — наоборот, читая, я ужасно радовался, что этого кайфа ещё предстоит много, что ещё не скоро мне придётся выходить из этого мира и расставаться с его обитателями.

Надо сказать ещё, что автор — не профессиональная писательница. Она художник-аниматор из Еревана, а книгу писала для себя, около десяти лет. Точнее, писала она не книгу, а мир, который откуда-то взялся у неё в голове и потребовал воплощения. То, что это будет книгой, выяснилось лишь на последней стадии, когда стало ясно, что всё это безобразие надо как-то оформить. Как писателя Петросян себя не рассматривает и продолжать «литературную карьеру» не собирается — во всяком случае, так она сказала в интервью. То есть это явление, подобное «Унесённым ветром» Маргарет Митчелл: нет речи ни о каком профессионализме, ни о каких писательских приёмах, просто книга настолько плотно и честно воображена автором, что начинает дышать и жить своей жизнью, как оживают с любовью сделанные куклы или картины.

В общем, рекомендую. Эта книга — классика уже сейчас, не потому, что многим понравилась, и даже не потому, что хорошо написана, а просто потому, что живая. Бывают такие люди, которые кажутся живее других: у них более энергичные движения, метче речь, чётче черты, а главное — как-то по-особенному светятся глаза. Вот таким светом до краёв полна эта книга. Не удивлюсь, если вскорости появятся продолжения и подражания; жизненной силы в ней хватит на десяток книг такого же объёма.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Юрий Коваль «Самая лёгкая лодка в мире»

horseman, 18 февраля 2011 г. 12:50

Прекрасная повесть, помню её ещё по публикации в «Пионере». Очень ковалёвская — самобытная, полная интригующих мелочей и при этом совершенно нездешняя. Описывает ли автор город (мне почему-то казалось, что это Питер, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что Москва) или деревенскую глухомань — такое ощущение, что этот город и эта деревня существуют в каком-то другом, параллельном мире, и автор, должно быть, немало в этом мире прожил, раз знает о нём так много подробностей.

Ну и таинственное путешествие присутствует, куда же без него. Плавание на магически построенной лодке по волшебным водам заколдованных озёр...

Оценка: 10
– [  9  ] +

Юрий Коваль «Суер-Выер»

horseman, 18 февраля 2011 г. 12:42

Прекрасная книга, как раз недавно перечитывал. Нечто среднее между притчей и фантасмагорией, и всё это замешано на густом, пряном ковалёвском языке с кучей характерных словечек, неожиданных употреблений привычных слов в непривычных значениях и просто придуманных автором слов.

Кстати, при чтении неожиданно понял, что эта книга встаёт в ряд многочисленных повествований о чудесных плаваниях — от Одиссея и древних ирландцев до битловской жёлтой субмарины. И занимает в этом ряду своё, особое место.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Николай Гоголь «Мёртвые души. Том второй»

horseman, 19 сентября 2010 г. 07:18

Прекрасная идея — подарить духовное возрождение своим убогим, сирым, душевно мелким героям; идея не менее замечательная, чем факт уничтожения рукописи. Она одна показывает уже, что Гоголь действительно любил людей. Однако чтобы её осуществить, Гоголю потребовалось бы гораздо больше духовных сил, чем у него было. Для этого ему нужно было бы быть Учителем, а Учителем он не был, при всей своей гениальности.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака»

horseman, 19 сентября 2010 г. 06:42

Снизил оценку на балл за полемику с Блейком. Не поняв смысла блейковского образа «Бракосочетания Рая и Ада», Льюис трактует его буквально, выказав здесь некоторую христианскую твердолобость, которая, к счастью, не так уж часто в нём проявлялась. Впрочем, очень скоро становится ясно, что он имеет в виду, и читатель освобождается от блейковских аллюзий — и дальше это действительно один из прекраснейших образцов льюисовской дидактики и христианской литературы в целом.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Владимир Сорокин «Настя»

horseman, 7 сентября 2010 г. 06:05

Поставил тройку за язык. Честно говоря, на мой взгляд, это единственное, что можно поставить в плюс автору. Сам рассказ показался мне растянутой вариацией на тему двух каламбуров (мог бы обойтись и одним); никакой особенной философской мысли я в нём не углядел. Ничего особенно шокирующего — тоже, хотя, возможно, я был заранее готов к чему-то подобному, будучи наслышан о Сорокине. По мне, так это попросту безвкусица и дешёвый эпатаж, не более. Это первое прочитанное мной произведение Сорокина, и продолжать знакомство с ним я не намерен.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Глен Кук «Властелин Безмолвного Королевства»

horseman, 7 ноября 2009 г. 19:16

Написано чуть лучше предыдущего тома, к тому же акцент смещается с изображения мистических сущностей в сторону политики, интриг и взаимоотношений (что меня лично порадовало). Соответственно, ставлю на балл больше.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Жаль только, что книга обрывается внезапно, а следующий том еще неизвестно, когда будет (и будет ли) дописан...

Оценка: 6
– [  5  ] +

Глен Кук «Тирания Ночи»

horseman, 7 ноября 2009 г. 19:09

Книга написана очень тяжелым языком, с которым переводчица явно не справилась (в частности, понимания ради, хочу отметить, что Instrumentalities of the Night — это не «Помощники», а скорее «Орудия» Ночи — т.е. автор рассматривает их как нечто почти неодушевленное, что для него вполне характерно). Но и сам Кук, кажется, писал эту книгу как «проходную», наспех — сюжет местами скомкан, запутан, некоторые моменты прописаны очень схематично. В принципе, неплохое чтение для тех, кто любит многофигурные псевдо-исторические романы с элементами мистики... Правда, мистика тут типично глен-куковская — без намека на какую-либо положительную или хотя бы разумную высшую силу, зато с кучей мелких демонических сущностей, сотканных из людских верований. Кого не раздражает подобный антропоцентризм — милости просим!

Оценка: 5
– [  8  ] +

Макс Фрай «Ключ из жёлтого металла»

horseman, 2 марта 2009 г. 18:29

Это — лучшее, что я читал у Фрая. Квинтэссенция всего того, что мне так нравилось в серии про Ехо, причем без тамошних бесконечных пустопорожних разговоров и повторяющихся шуточек, которые меня все же, при всей любви к автору, несколько раздражали. Концовка — настоящий катарсис, без дураков.

Книгу можно использовать как самоучитель по искусству делать свой мир лучше. Рекомендовано к прочтению для детей всех возрастов Комитетом по Исправлению, Совершенствованию и Сублимации Мирового Единства (КИСС МЕ).:lol:

Оценка: 10
– [  2  ] +

Питер Гамильтон «Марш избирателей»

horseman, 23 января 2009 г. 14:43

Рассказ не «зацепил». Банально как-то. Такое впечатление, что автора просто очень достали реалии современной Англии, и он выпускает пар, включая в придуманную им «новую конституцию переселенцев» всех досадивших ему членов общества...

Порадовала только концовка — довольно сильная психологическая сцена, когда Дженнет во внезапном порыве садится в машину к Колину, сама не зная, зачем это делает. Это очень по-человечески. Ну, и вообще написано хорошо, видно, что автор свое дело любит и умеет :lol:.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Пэт Мэрфи «Неадекватное поведение»

horseman, 23 января 2009 г. 14:23

Присоединюсь к пожеланию duke. Пэт Мерфи — замечательная писательница, более чем достойная библиографии на Фантлабе. Это второй ее рассказ, с которым я сталкиваюсь; первым был «Дикарки» из сборника «Витпанк», и это ИМХО лучший рассказ в сборнике. Уже по этим двум рассказам можно составить представление о манере этого автора — тонкой и психологичной. Ее фантастика происходит не в других мирах, она происходит в душах таких же людей, как мы.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Элинор Арнасон «Сад»

horseman, 23 января 2009 г. 14:11

Ни романа «Кольцо мечей», ни цикла «Хвархат» я не читал. Тем не менее рассказ мне очень понравился. Действительно, очень напоминает Ле Гуин — особенно «Слово для леса и мира одно». Очень хорошо передано ощущение неземного, внеземного — чужое, и в то же время в чем-то знакомое мировосприятие, проблемы, побуждения...

Очень понравилось, что нет однозначной концовки. Да и сам сюжет довольно расплывчатый — кто-то сказал бы «смазанный», но это не так. Просто это не приключенческая история, а история жизни, неторопливая, как сама жизнь. История жизни одного инопланетянина...

Оценка: 9
– [  10  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Долина Совести»

horseman, 18 января 2009 г. 03:16

У Дяченок все же удивительный дар видеть странное и страшное в обыденной жизни. Ведь «узы» — даже не фантастическое допущение (ну, почти...); ручаюсь, что многие ощутили что-то очень знакомое, читая о том, как они действуют. К фантастике можно отнести только гипертрофированность этого, такого человеческого, свойства — привязывать к себе других людей.

Книга хороша всем — и неторопливым разворачиванием сюжета, с самого детства главного героя, и внутренним развитием/раскрытием героев (один образ Анжелы чего стоит), и маленькими вкусностями вроде вставных кусочков детской книжки про Гран-Грэма, и тщательным, со всех сторон, исследованием основной идеи. Замечу кстати, что авторов интересуют не сами «узы», а то, как относятся к ним их носители... Не так ли и мы, обладая каким-либо свойством, не имеем представления о том, откуда оно у нас, но должны решить для себя, как нам с ним жить?

Но для меня главной в книге оказалась мысль о том, что в любой ситуации можно попытаться уйти от конфликтного ее разрешения, попытаться жить с тем, что тебе дается. Жить со своими страшноватыми свойствами, жить с людьми, которые оказались рядом и от которых уже никуда не деться... И хотя роман все-таки завершается конфликтом, это происходит не по вине Влада; и несмотря на неопределенность и почти несомненную трагичность его дальнейшей судьбы, по прочтении все равно остается ощущение победы. Победы, сложившейся из множества его маленьких побед над собой на протяжении всей жизни.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Волчья сыть»

horseman, 18 января 2009 г. 02:43

Повесть — интересная и продуманная аллегория. Овцы здесь совсем не овцы, да и люди — не совсем люди. Авторы попробовали искусственно «развести» общественное и индивидуалистическое начала, имеющиеся у любой личности, благодаря чему конфликт между ними заиграл в полную силу. Думаю, «поиск предназначения» Дыма-Лугового найдет отклик в душе любого, кто когда-либо пытался отказаться от стадных инстинктов и пойти своим, непроторенным путем.

P.S. Не стоит тратить силы, пытаясь представить себе, как в точности выглядели овцы-мутанты: видеоряд явно не являлся для авторов первостепенной задачей :lol:

Оценка: 8
– [  11  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Ритуал»

horseman, 7 января 2009 г. 00:37

Любопытно, что чуть ли не половина написавших отзывы хвалятся, что разгадали развязку чуть ли не с первых страниц, еще четверть называют книгу «женским романом», и лишь один (!) обратил внимание на основную мысль романа, отраженную в заглавии (я имею в виду отзыв лаборанта Babayka). Да конечно же, дело совсем не в сюжете и не в стилистике романа — все это лишь обертка (может быть, местами аляповатая, местами наивная, etc., etc.) для послания, которое прежде всего и следует принимать к рассмотрению. Послания о мужестве, требующемся для того, чтобы поступать по велению сердца, а не согласно установленным традициям. И о том, как важно на этом пути найти родственную душу — пусть даже совсем непохожую на вас, другого племени, другой расы, но так же стремящуюся найти свой живой путь вопреки мертвым ритуалам.

К сожалению, я слушал роман в виде аудиокниги, а не читал, и это немного испортило впечатление. Мне кажется, что несмотря на очевидный профессионализм озвучки, она слишком подчеркивает мелодраматические стороны книги, которых там и без того многовато.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Анджей Сапковский «Башня шутов»

horseman, 18 ноября 2008 г. 20:57

Никогда не читал Сапковского, но много о нем слышал. Вот попалась в руки «Башня шутов» — дай, думаю, почитаю...

Ну, что тут сказать... Я не в восторге. Мне так и не удалось увидеть смысла в запутанных приключениях главного героя, я так и не понял, зачем (кроме как для антуражу) автор напихал в роман кучу исторических лиц наряду со всяческой нечистью. Много политики, но никаких авторских идей относительно смысла происходящих событий. Много магии, но непонятно, какое место она занимает в сконструированном автором мире. Некоторая атмосфера в романе, несомненно, присутствует — но и та, если присмотреться, какая-то мишурная, недостоверная. Игровая. Абсолютное ощущение, что книга написана то ли по ролевой игрушке, то ли как основа для ролевой игрушки.

Отдельно надо сказать о переводе. Я, конечно, понимаю, что у Сапковского своя манера, непростой язык с кучей простонародных выражений, множество латинских словечек и т.п. Но переводчик мог бы облегчить читателю погружение в этот вербальный круговорот — он же, наоборот, затрудняет. Перевод довольно небрежный, часто попадаются громоздкие конструкции, которые можно было бы разгрузить. Очевидно, что книга переводилась в спешке и не была как следует отредактирована. Отмечу, кстати, что больше половины латинских выражений остались вообще без перевода — причем это не какие-нибудь всем известные крылатые словечки (которые как раз переведены), а вполне значащие части текста. Очевидно, переводчик этим заниматься поленился, а издательство вообще не заметило, что что-то не так.

Вообще, издательству «АСТ» нужно сказать отдельное спасибо. В издании 2007 г, которое я читал, и корректоров-то явно не было. Мне несколько раз попадались различные написания одного и того же имени (причем два раза — на одной и той же странице); в латыни, которой изобилует текст, вообще никто явно и не пытался разобраться — там куча ошибок; а в одном месте вообще посреди латинского текста попались какие-то загадочные значки типа @&*#!

Все вышесказанное только усилило общее впечатление, сложившееся у меня от книги — неразбериха и сумятица без особого смысла, но с претензией на атмосферу. Впрочем, книга читается все же неплохо, очевидно благодаря динамичному сюжету. Вот только где-то на краю сознания все время брезжит стыдливая мысль, что на самом-то деле ты просто жуешь жвачку, что никаких мыслей и чувств в тебе эта книга не пробуждает, и когда ты наконец узнаешь, чем все кончилось, ты и сам не будешь знать, зачем ты ее читал…

Поставил шестерку за динамику сюжета и эрудицию автора.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Евгений Лукин «Чушь собачья»

horseman, 19 мая 2008 г. 13:47

На мой взгляд, книжка скорее средненькая. Собачьей тематикой (и лексикой) автор, на мой взгляд, чересчур злоупотребляет — достаточно и того, что полгорода ходит в ошейниках, совсем не обязательно, чтобы все герои на каждом шагу повторяли фразы типа «Пес его знает» и т.п. Вообще, по-моему, сюжет слишком затянут. То же самое можно было бы уместить во вдвое меньший объем, без особого ущерба.

Но при этом есть один несомненный плюс, и немалый: повесть имеет смысл, и имеет вопрос. Вопрос, остающийся в книжке без ответа, обращенный к читателю, так чтобы каждый прочитавший попытался ответить для себя сам. Вот это я очень уважаю, и за это готов многое простить. Жаль, что автор так увлекся каламбурами, что они порой заслоняют более глубокую символику.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Майкл Суэнвик «Вакуумные цветы»

horseman, 22 апреля 2008 г. 01:20

Книга оставила впечатление какой-то вялости и непродуманности. Такое ощущение, что автор свалил в нее множество идей (весьма оригинальных и интересных), не дав себе труда их толком увязать между собой. Сюжет вообще никакой. Впрочем, даже в горячо любимой мною «Дочери железного дракона» сюжет довольно рыхлый... Видимо, это просто слабое место Суэнвика. Однозначно — не шедевр, но тем не менее вещь весьма нетривиальная.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»

horseman, 22 апреля 2008 г. 01:08

Книга гениальная и сумасшедшая. Когда я ее читал, не покидало ощущение, что я нахожусь не в пространстве книги и не в описываемом мире, а где-то в мозгу автора — и мозг этот совершенно безумен! Кажется, вот-вот ухватишь что-то знакомое, вот-вот проведешь какие-то параллели, связки с чем-то известным тебе по твоему миру — но нет, тут же все обрывается, оборачивается чем-то совершенно чуждым, кидает тебе в лицо какие-то обрывки совершенно инопланетных образов и смыслов... Дочитав, так и не смог понять свое отношение к прочитанному. Наверное, наиболее точным будет сказать, что мне приснился чужой сон.

Эта книга — для путешественников. Для тех, кто любит неведомое.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Джеффри Форд «Физиогномика»

horseman, 22 апреля 2008 г. 00:54

Одна из самых необычных книг, которые я читал. Такое ощущение, что действие происходит где-то даже не в альтернативном мире, а в некоем внутреннем пространстве, скорее психическом, нежели физическом. И поэтому меня лично ничуть не огорчила «банальность» трансформации главного героя от ничего не понимающего, а потому самодовольного и жестокого чиновника к страдающему и действующему на благо других человеческому существу. Ведь подобная трансформация так или иначе происходит в душе у многих людей, по мере духовного взросления и осознавания своего места в этом мире — и для «духовного» пространства романа такой сюжет выглядит совершенно естественным.

Вообще же мир, антураж романа выписан чрезвычайно талантливо. По необычности и безумности деталей книга напомнила мне суэнвиковскую «Дочь железного дракона» — впрочем, как видно из отзывов, она приводит на память множество других произведений, и в то же время остается совершенно самобытной. Думаю, это служит только еще одним указанием на ее необычайную талантливость.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Макс Фрай «Чужак»

horseman, 22 марта 2008 г. 02:57

Макса Фрая очень люблю, но по сравнению с другими книгами ИМХО первый сборник все же недотягивает. Только «Путешествие в Кеттари» порадовало от души.

Оценка: 7
– [  19  ] +

Пауло Коэльо «Алхимик»

horseman, 18 марта 2008 г. 00:59

Да, книга неоднозначная... Сначала мне очень понравилось, я даже решил, что народился новый великий автор, призванный нести свет духовности в люди. Но чем дальше я читал, тем больше сомнений закрадывалось — уж больно она какая-то... пресная, что ли. Я не верю, что человек действительно мог узреть Свет — или хотя бы отблеск Света, — и после этого писать так безвкусно, не привнося практически ничего своего. Сравните хоть с Толкиеном, хоть с Льюисом (я имею в виду прежде всего Фантастическую трилогию и Хроники Нарнии) — сколько у них любовно подмеченных мелочей, сколько теплых описаний, и все это практически без каких-либо ссылок на авторитеты! (Льюис, конечно, христианин, но христианство у него пропущено сквозь душу, оно глубоко индивидуально). А у Коэльо, хоть прямых ссылок и нет, постоянно не оставляет ощущение, что все это я где-то уже читал — причем не в каких-то основополагающих текстах (у отцов церкви, скажем, или в дзенских/суфийских притчах), а в дешевых эзотерических журнальчиках... К концу книги я был уже вполне уверен, что передо мной — не духовность, а спекуляция на духовности, на тяге столь многих людей понять, зачем они живут и что такое их жизнь. «Прельстивший одного из малых сих...»

Вообще-то, после сказанного irish я мог бы уже ничего и не писать — я с ней полностью согласен во всем! :pray:

P.S. Прочитав (значительно позже) краткую биографию Коэльо, все же проникся к нему некоторым уважением — видимо, вынес он в жизни немало. Но это не отменяет требования ИСКРЕННОСТИ — первоочередного требования, которое я предъявляю к писателю.

P.P.S Впрочем, может быть и еще один вариант: он действительно писал это вполне искренно (видимо, начитавшись где-то каких-то духовных текстов) — но в таком случае, простите, поневоле возникает предположение, что он просто... недалекий человек?

Оценка: 3
– [  11  ] +

Туве Янссон «Муми-тролли»

horseman, 1 марта 2008 г. 00:51

Часто задумываюсь: а почему именно муми-тролли попали в заглавие книги? В ней ведь много и других фантастических зверюшек, не менее (а иногда и более) характерных и интересных. Почему же даже сами герои книги смотрят на семью муми-троллей как на некий пример, образец?

Для себя я отвечаю на это так: муми-тролли никого не отвергают. Любое существо, каким бы оно ни было незнакомым, даже неприятным, всегда может рассчитывать на дружеский прием в их доме и на попытку понимания. И в первую очередь в этом, конечно, заслуга муми-мамы (это один из моих любимых женских образов в мировой литературе :lol:)

Оценка: 10
– [  10  ] +

Паоло Бачигалупи «Девочка-флейта»

horseman, 1 марта 2008 г. 00:33

Рассказ отличный, один из лучших в сборнике. Очень понравилось, что нет никаких ахов и охов по поводу жестокости эксплуататоров, никакого возмущения, призывов к борьбе — все излагается в сдержанной, повествовательной манере с оттенком грусти. Что-то в этом подходе чудится китайское — дескать, да, люди поступают с нами жестоко, но что поделать, надо учиться жить в том мире, в котором живешь... и творить в нем красоту. Красота в рассказе тоже присутствует — хрупкая, тонкая, болезненная. Изысканная.

А жестокости и в нашем мире полно, и не меньшей, чем в рассказе. Как раз такие рассказы и могут — не научить, но хотя бы показать, как с ней справляться, не теряя при этом внутреннего чувства добра и красоты.

Надеюсь, мне еще доведется прочесть что-нибудь того же автора.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега»

horseman, 29 февраля 2008 г. 20:24

На мой взгляд, чрезвычайно надуманное произведение. Еле дочитал до конца — так и хотелось воскликнуть, подобно Станиславскому: «Не верю!». А точнее — «Не вижу!» Не вижу я этих людей, не ведут себя так люди, не говорят так и не думают!

Оценка: 6
– [  1  ] +

Александр Бачило «Пятно»

horseman, 29 февраля 2008 г. 01:35

Хороший рассказик, жутенький. Читается на одном дыхании.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Виктор Точинов «Файл №704. Биплан-призрак»

horseman, 26 февраля 2008 г. 02:37

По сравнению с первой и второй частями, на мой взгляд, эти немного проигрывают. «Биплан» — приятная повесть, но не очень соответствует другим частям по настроению, в ней больше описательного элемента, исторических экскурсов, размышлений... А «Солнце белой пустыни», хотя и не уступает первым частям по юмору и интересно закрученному сюжету, все же оставляет ощущение какой-то незаконченности — словно бы автору вдруг надоело это занятие, и он быстренько свернул повесть, оставив читателю туманную надежду на продолжение...

Оценка: 7
– [  1  ] +

Виктор Точинов «Файл №703. Пляшущие человечки»

horseman, 26 февраля 2008 г. 02:26

Отличная книжечка! Попалась мне совершенно случайно — и я не пожалел! Местами смеялся до слез! Особенно хорош «Мистер Большая Нога» (впрочем, возможно, меня подкупило то, что среди персонажей присутствуют украинцы, поющие задумчивые песни и ужасающие наивных американцев своими способностями к поглощению спирта :biggrin:)

Оценка: 8
– [  1  ] +

Артуро Перес-Реверте «Учитель фехтования»

horseman, 21 февраля 2008 г. 18:33

На мой взгляд, книжка слабовата. Она фактически вся строится на нескольких образах, нескольких основных мыслях. Написано хорошо, не спорю, но у меня такое ощущение, что автор был потенциально способен на большее, но почему-то не раскрыл.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Джек Вэнс «Синий мир»

horseman, 21 февраля 2008 г. 18:24

Да, очень интересно, что прошлое описываемого мира угадывается по отдельным намекам, разбросанным в тексте книги, и так и не озвучивается автором открыто. Очень люблю такие приемы — когда читателю оставляют что-то додумать самому.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Тимоти Зан «Планета по имени Тигрис»

horseman, 21 февраля 2008 г. 18:18

Не соглашусь с предыдущим оратором — интриги-то как раз вполне достаточно (похищение детей, доблестный детектив, гениальный ученый), но все это как-то... вторично, что ли. Впрочем, читается довольно легко. Однако на подобную тему — детский телекинез — можно было бы придумать и поинтереснее.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Клайв Стейплз Льюис «Мерзейшая мощь»

horseman, 22 января 2008 г. 22:52

На мой взгляд, эта книга — самая слабая в трилогии. Не потому, что она более мрачная (хотя и это тоже вносит свой вклад в общее впечатление), но из-за того, что здесь Льюис слишком часто срывается в дидактику, слишком часто сквозь повествование проглядывает мнение автора (именно мнение, а не видение! это важно). Конечно, надо учитывать, что она писалась во время Второй мировой, и это не могло не повлиять на автора...

Оценка: 7
– [  4  ] +

Клайв Стейплз Льюис «Переландра»

horseman, 22 января 2008 г. 22:45

Мне кажется, эта книга — предвестник «Хроник Нарнии». Уже здесь используется тот же подход: Библия не догматизируется и не перетолковывается по-своему (и тому, и другому есть множество примеров в религиозной и философской литературе), но скорее переосмысляется. Берется, фактически, тот же сюжет — и как бы проигрывается заново, так что читатель может стать соучастником происходящего (в художественной литературе этого все же проще добиться, чем в мифологии) и сам, в своем сердце, для себя, заново ответить на «вечные» вопросы.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Клайв Стейплз Льюис «За пределы безмолвной планеты»

horseman, 22 января 2008 г. 22:31

Полное ощущение, что автор СОВЕРШЕННО ТОЧНО ЗНАЕТ, как именно оно все обустроено в космосе и на других планетах. Только вот космос этот какой-то... не физический, что ли. Скорее ассоциируется с астральными путешествиями.

Книжку читал довольно давно, многого не помню, но в память врезался момент, когда Рэнсом только что попал на другую планету (читай: в другой мир), и ему не сразу удается настроить свое восприятие — сперва он видит вокруг только цветовые пятна, и только потом, понемногу, начинает различать более мелкие детали, масштабы, объем и т.д. Абсолютно реалистично!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Виктор Пелевин «Синий фонарь»

horseman, 21 января 2008 г. 23:39

Замечательный сборник. Помню свою реакцию, когда в первый раз прочитал — некая смесь восторга с недоверием, плюс просто потрясение (в буквальном смысле, т.е. туман в мозгах, словно башкой приложился): неужели кто-то действительно так написал? Я просто не знал, что и думать о прочитанном, настолько легко и изящно автор брал известные мне факты, известные мне концепции (я к тому времени уже немало почитал всякой философско-религиозной литературы) — и складывал их по-новому, но абсолютно логично! Так, что получалась фантасмагорическая, невозможная, но совершенно убедительная картина...

Из других, более поздних вещей Пелевина настолько мне понравилась, пожалуй, только «Чапаев и Пустота». Остальные все же недотягивают.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Том Холт «Граальщики»

horseman, 21 января 2008 г. 23:13

Странное дело — вроде бы задумано неплохо, и сюжетные ходы попадаются довольно симпатичные, но по мере чтения все это как-то надоедает. Впрочем, шутить на протяжении нескольких сотен страниц — задача действительно непростая. Наверное, именно поэтому я никогда не любил профессиональных юмористов.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Том Холт «Солнце взойдёт»

horseman, 21 января 2008 г. 23:07

Книжка довольно милая, но однообразная. Впрочем, есть неплохие места — ангел-сквернослов, например, меня чем-то порадовал.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Иэн Бэнкс «Безатказнае арудие»

horseman, 21 января 2008 г. 22:52

Мне этот роман не показался чем-то очень уж необычным. Довольно сложный сюжет с переплетающимися в конце линиями, виртуальная реальность как общепринятая альтернатива обычной, патологическая неспособность одного из героев писать орфографически правильно — все это, конечно, вкусно, но в чем смысл? Где message? Все сводится к очередной попытке предотвратить конец мира (причем вроде бы нашего, но настолько непохожего на наш, что воспринимается уже как чужой), каковых попыток в мировой фантастике... Мир, конечно, выписан весьма интересно, этого нельзя отрицать. А вот герои ИМХО довольно схематичные, жизни в них маловато...

Непосредственно перед этой прочел другую книжку того же автора (но без средней М.) — «Улицу отчаяния». Возможно, было ошибкой читать их подряд, поскольку после великолепных живых людей и глубоких авторских размышлений «Улицы» все ухищрения «Арудия» показались надуманными и принесли больше разочарования, чем удовольствия. Вообще, у меня сложилось такое впечатление, что эта книга для автора проходная и написана скорее с коммерческими целями (но это, разумеется, только мое мнение).

Оценка: 6
– [  2  ] +

Рэй Вуксевич «Прыгай!»

horseman, 9 января 2008 г. 17:48

Самый короткий (если не считать Дж. Форда, да и то...) и один из самых задушевных рассказов в сборнике. Это особое искусство, искусство миниатюры — выразить столь многое на очень небольшом пространстве. Потрясающая концовка: вроде бы рассказ про детей, купающихся в пруду (ну, не совсем купающихся, но это в данном случае неважно), и вдруг — прорыв, взлет, выход в другое время... Этот прорыв по ощущениям кажется гораздо большей фантастикой, чем детские полумистические игры, составляющие ядро рассказа.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Пэт Мэрфи «Дикарки»

horseman, 9 января 2008 г. 17:38

Считаю этот рассказ лучшим из сборника. Несмотря на его «нефантастичность». Здесь важно другое: героини сумели прорваться через барьер чужого взгляда, чужого мнения, стать «дикими» — т.е. свежими, непредвзятыми, первозданными. А после этого возможно все — и победа на конкурсе, и выход в другой мир...

Кстати, не согласен с формулировкой аннотации: «вернуться назад, к дикости». Дикость в данном случае — движение отнюдь не назад (см. выше)! Это движение вбок — в сторону от линии взгляда большинства. Именно это и роднит рассказ с другими рассказами сборника, поэтому-то ИМХО его сюда и включили.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Джеффри Форд «Пикантный Детектив №3»

horseman, 9 января 2008 г. 17:24

По-моему, совершенно незачем отделять друг от друга микрорассказики Дж.Форда, включенные в «Витпанк», и писать на каждый из них отдельный комментарий — они явно написаны как цикл. Ставлю всем по 8 баллов, а не по 10, прежде всего из-за их несерьезности. Не в том смысле, что я не люблю юмора, а в смысле, что оценка должна проводиться по всему набору критериев, в т.ч. концепции, разработке сюжета, психологичности героев; здесь же все это просто отсутствует. Если оценивать только умение владеть фразой, искусство каламбура и блестящую игру ассоциаций, то все рассказики заслуживают твердой «десятки», а то и с плюсом! Не могу сказать, что никогда не встречал совсем ничего похожего — в свое время мне доставили огромное удовольствие юношеские творения Джона Леннона, написанные в таком же духе, — но подобные жемчужины, несомненно, встречаются редко.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Иэн Бэнкс «Улица отчаяния»

horseman, 8 января 2008 г. 04:20

Отличная книга. Всего понемногу — и черного юмора, и разговоров за жизнь, и идиотских выходок героев, и откровенных излияний души. Герои очень точны психологически, и хотя иногда поступают вроде бы нелепо, но ты понимаешь, что такой человек в такой ситуации именно так и должен поступить... Сэлинджер, помнится, писал насчет того, что хорошая книга — это когда ты по прочтении чувствуешь, что можешь запросто позвонить автору, и вам будет о чем поговорить. Так вот, прочтя «Улицу отчаяния», я почувствовал, что вроде бы уже это проделал.

Да, забыл добавить — перевод тоже очень хороший, что в наши дни встречается нечасто, особенно когда в книге много сленга. Спасибо, тов. Пчелинцев!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Джаспер Ффорде «Дело Джен, или Эйра немилосердия»

horseman, 8 января 2008 г. 00:01

Очень симпатичная книжка. Да, действительно, слегка сумбурная, но по-моему, это ее не портит. Знаете, бывают такие женщины — вечно все забывают, делают не так, попадают в дурацкие истории, а все равно милые и родные. Вот и тут что-то в этом роде. Больше всего, пожалуй, импонирует явный позитивный настрой автора, этакое дурашливо-бурляще-эксцентричное, но более чем доброжелательное отношение и к своим героям, и к английской литературе (которую, в общем-то, тоже можно считать одним из героев книги), и к читателям, и ко всему миру. Как раз то, за что в свое время любили Льюиса Кэрролла и «Битлз»...

Оценка: 9
– [  1  ] +

Глен Кук «Шепчущие никелевые идолы»

horseman, 7 января 2008 г. 23:33

Ничего книжечка, забавная... Вообще-то у меня большое подозрение, что в оригинале весь цикл о Гаррете — довольно ровный, а плюсы и минусы отдельных книг следует списывать на счет переводчиков.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Обделённые»

horseman, 4 января 2008 г. 04:00

Одна из лучших книг Ле Гуин. За что я ее всегда уважал и буду уважать — она не примазывается ни к каким политическим или философским течениям, но и не отмахивается от них, а бережно, умно и с любовью рассматривает... Рассматривает даже не течения, а ЛЮДЕЙ, поскольку любое течение, как правило, сводится к нескольким конкретным людям, мыслящим нетривиально.

На мой взгляд, «Обделенные» сильно перекликаются с «Глазом Цапли» — то же противостояние двух систем, условно-свободной и условно-ограниченной (только здесь больше акцент на экономическую составляющую), и так же в обеих системах находятся свои плюсы и минусы... и так же, как мне кажется, автор подводит читателя к мысли о том, что никакая система, никакое течение не может стать ответом на вопрос «как жить?», что ответы каждый человек должен искать для себя самостоятельно.

Только сейчас обратил внимание, что у книжки есть подзаголовок, упущенный в переводе: An Ambiguous Utopia, т.е. «двусмысленная», «неоднозначная утопия». Зря не перевели.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Левая рука Тьмы»

horseman, 4 января 2008 г. 03:40

Потрясающая книга. Много «скрытой» философии, как и в других книгах Ле Гуин; мир завораживающе красив и очень тонко, до мельчайших деталей — не продуман, а именно прочувствован; напряженный, трагичный сюжет; проработанная стилистика... Ни одного изъяна не нахожу я в этой книге. Перечитывал раза четыре, и думаю, перечитаю еще не раз.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Глаз цапли»

horseman, 4 января 2008 г. 03:25

К сожалению, в биографии Ле Гуин не упомянуто о ее отношении к течению хиппи. По прочтении романа у меня создалось четкое впечатление, что жизнь хипповских коммун знакома автору не понаслышке — со всеми ее внешними и внутренними проблемами. И самое интересное, что автор не идеализирует хиппи, она показывает коренные недостатки такого пути. Я воспринял этот роман как попытку осмыслить опыт коммун 60-х и причины их развала.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Слово для «леса» и «мира» одно»

horseman, 4 января 2008 г. 03:13

Почитал тут отзывы... А с чего вы взяли, что речь идет о каком-то другом мире? «Претворять реальность сна в реальность яви» — это же и есть творчество! И если этим занимаются мохнатые зеленые человечки, а не хайрастые, увешанные феньками парни с гитарами и не люди со строгими лицами в завитых париках, от того оно не перестает быть творчеством. Именно это-то и делает повесть такой пронзительной, а конфликт — настолько близким сердцу: мы с этим сталкиваемся постоянно и в нашем мире. Здесь речь не о непонимании между мирами или культурами, а о неспособности и нежелании людей жить свободно, осознанно, и об их ненависти к тем, кто оказался на это способен...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Земноморье»

horseman, 4 января 2008 г. 02:59

Прочитал давно, и с тех пор перечитывал раз пять, не меньше. Одна из книг, которые для себя считаю классикой — то есть не просто хорошо написанные, интересные книги, а такие, которые с каждым прочтением открывают что-то новое, не замеченное раньше — даже после того, как, казалось бы, выучишь их наизусть.

Другие книги У. Ле Г. тоже очень люблю (особенно «Левую руку тьмы», «Слово для леса и мира одно»), но они все же какие-то... частные. А трилогия о Земноморье — вещь универсальная. Так я это ощущаю.

Это, несомненно, книга для детей, но благодаря этому основные идеи здесь выражены проще, чище — а поскольку говорить просто очень трудно, это значит, что автору пришлось гораздо больше вложиться в их выражение.

P.S. Все сказанное ни в коей мере не относится к «Техану». Совершенно не понимаю, зачем ей это понадобилось.

Оценка: 10
⇑ Наверх