Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «stogsena» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 6 августа 2011 г. 23:16

Ряд 2. Повелители мелков — Пейзаж, нарисованный черным

Объединены жанром (магреализм/притча) и скиллами героев. В принципе, тема «волшебных картин» не нова, и, чтобы создать здесь что-то хотя бы запоминающееся, надо очень постараться. Хотя бы как Ральф Бакши со своим «Cool World».


Автор старается уже во второй раз. Но если в первом рассказе цикла он остановился на внешнем конфликте добра и зла, во втором произведении концентрируется на внутреннем мире художника-мага. Это более интересная и сложная задача. В первую очередь, потому что тем самым автор отказывается от козырей, которые ему сданы – от возможности обыгрывать яркие рисованные художниками образы, как это было с городом «мелков». Правда, сложность удается обойти благодаря размещению этих образов внутри сознания художника, и эта находка показалась мне удачной.


Хуже другое. Конфликт оказывается на поверку мыльным пузырем. То есть пока герой организует побег, растет как маг, осознает себя творцом, решая создать своего Адама – тут с мотивацией все ОК. А потом, при первой же неудаче, — бац — возьми и перейди на темную сторону силы. И не просто стал создавать орков, как Саурон, а сразу решил покончить с миром путем его закрашивания. Ничего не скажу, это происходит эффектно, один образ с капающей с пальцев черной пустотой чего стоит! Но читатель после этого должен чувствовать себя девицей, которой обещали целую ночь удовольствия, а все кончилось за пару минут. Прописные истины (душу надо вдохнуть и т.п.) не спасают: финал первой вещи был четче, и не потому, что автор сменил сторону. Впрочем, вероятно герой изначально был на той самой стороне, действительно убил и т.п., и получил этот дар в награду от (шепотом) темных сил. Тогда результат более закономерен, но пропадает вся интрига, что тоже не свидетельствует в пользу рассказа.

Собственно, вопрос к рассказу возникает один: а была ли жена? Но это не тот вопрос, который должен возникать после прочтения рассказа о художниках-магах.

На минутку мне почудились в рассказе аллюзии на творчество/биографию Малевича. Как известно, работа над оперой «Победа над солнцем» вылилась в конце концов в идею «Черного квадрата». Переход от «бубнового валета» в наркомы ИЗО тоже можно расценивать как переход на темную сторону. Жен, правда, не убивал, хотя и сменил не одну. Арест случился позже, не как убийцы, а как немецкого шпиона, и потом его выпустили. Все равно, если аллюзии подброшены сознательно, автору +балл, нет – тем более.

Резюме: грустная притча о демиурге с хлопушкой в финале. Как улучшить? Определиться с женой. Доработать финал.



ПС. На всякий случай напоминаю: реальные авторы рассказов ряда мне неизвестны, все совпадения случайны и т.п. Никакой деанони..., если что.

Статья написана 6 августа 2011 г. 23:05

Я уже говорил, что обожаю эту Борхесовскую идею – рассматривать разные произведения, как если бы их делал один автор? Тем более, в предыдущих фантлабораторных работах есть такие, которые сами напрашиваются на постановку в один ряд с разбираемыми в этот раз.






Ряд 1. Вид на гору Фавор — Именем твоим — Йасси-Ёж

Объединены общей тематикой – перенос сознания/психоматрицы от одного тела к другому. В первом случае это происходило мистическим образом при непосредственном контакте. Во втором – посредством машинерии, которой помешал сбой, и пришлось опять использовать мистический элемент. В третьем мистики почти нет, есть только маленькое подготовленное чудо. Налицо динамика в сторону усиления НФ-составляющей. Тут надо сказать следующее: как всякий консерватор, я предпочитаю стейк солянке, а традиционный брак полигамии. Не люблю смешенье языков и всяческую суету. Поэтому, на мой взгляд, в процессе перехода в фазе 2 (Именем твоим), пока автор стоит враскорячку, качество товара несколько падает, зато после завершения перехода все окупается. Имеем цельную вещь, пусть и не страдающую особой новизной.

Читая «Й-Ё», с ностальгией вспоминал ребусы/кроссворды первый двух историй. В новом произведении все совпадения Раковски и 747 с реальными лицами случайны. Это очень простая история. О том, как Йасси (видимо, сокр. от Ярослава) ушла, и мир померк. Нуаровая атмосфера «Й-Ё», с фонарными бликами на мокром асфальте, висящими глайдерами-такси, вызывает из памяти картинки «Бегущего по лезвию», немного «Пятого элемента», которые, в свою очередь, готовят нас к нормальному восприятию антиутопических реалий Ежового мира. Аларм: несколько сомнительной мне показалась находка со смешением личностей неудачников. Тем более, что она и движет сюжет, показывая техническую возможность процесса и оправдывая определение наличия «подселенной» личности у героя. Не очень верится, что более сильная личность из двух станет более удачливой. Что еще? Мне нравится разгадывать ребусы и не очень – читать очередные простые истории, играющие на архетипах. Но что поделать, если эти истории – то, чем мы живем? То берег – то море, то солнце – то вьюга, то ангелы – то воронье... Две вечных дороги – любовь и разлука – проходят сквозь сердце мое.

Теперь о финале. Он вовсе не напоминает громоподобный катарсис «Фавора», а сродни, напротив, развязкам классического детектива, где главный сыщик раскрывает все. То есть, все уже случилось, только мало кто разобрался. И Яся перенесла психоматрицу в Оракула. И, уже Оракулом, на мгновенье ставшим живой плотью, спасла – ценой индивидуальной псевдожизни? – Ежи. И – последним разрядом тока через руку пока еще половины героя – добралась таки до его чипа, спасая еще раз.

По раскрытию темы: за такой срок Еж, вдруг ставший Йасси-Ежом, не успевает выказать изменений, только надеть маску и упасть в обморок. Что можно посоветовать? Все же рассказ получился более визионерским, нежели психологичным, а именно через переживания можно было бы показать некоторые изменения личности Ежа. Внутренним блиц-монологом, парой-тройкой мыслефраз, как это было «до» об одиночестве. Хотя, если посмотреть на это дело со стороны Йасси…

Резюме. Обычная, пусть и антуражная история с неярким финалом. Все уже случилось, но/и это становиться ясным только в конце. Ничего не имею против.


ПС. На всякий случай напоминаю: реальные авторы рассказов ряда мне неизвестны, все совпадения случайны и т.п. Никакой деанони..., если что.




  Подписка

Количество подписчиков: 27

⇑ Наверх