Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Шок»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век | Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В квартире Грегга открывается дыра из Будущего, которую открыл человек из Будущего. Грегг заинтересовался и стал исследовать то помещение в Будущем, в которое вела эта дыра.
Входит в:
— журнал «Astounding Science-Fiction, March 1943», 1943 г.
— антологию «The Outer Reaches», 1951 г.
— сборник «Ahead of Time», 1953 г.
— антологию «Экспедиция на Землю», 1965 г.
— антологию «Конфигуратор. Книга для смеха», 1990 г.
— антологию «Конец света», 1994 г.
- /языки:
- русский (13), английский (4)
- /тип:
- книги (16), периодика (1)
- /перевод:
- А. Тетеревникова (13)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 5 января 2024 г.
В квартире Мэннинга Грэгга открывается странная дыра, из которой появляется еще более странный человек, утверждающий, что прибыл из будущего. Пока он занимается своими делами, Грэгг решает совершить с помощью дыры (т.е. временного туннеля) обратное путешествие — в будущее. Попав туда, он понимает, что будущее тоже какое-то странное... Немного ироничная фантастика на тему «темпоральных попаданцев» всех мастей. Только вот мистер Хэлисон действительно нестандартен: его внешний вид и речь способны озадачить не только Грэгга, жившего в начале 50-х годов прошлого века, но и современного читателя. Надо сказать, что переводчик неплохо постарался, чтобы представить на русском эквивалент «безумного английского» этого незваного гостя — получилось и точно, и забавно (на что автор и рассчитывал). Хотя стоит также заметить, что главное не в этом, а в странности поведения «попаданца» (точнее, «выползанца»). Если его речи не покажутся вам странными, то концовка этой истории станет для вас настоящим шоком (как это и отражено в ее названии). Собственно, весь остальной текст служит только для того, чтобы как следует оттенить этот факт.
----------
РЕЗЮМЕ: история, поясняющая известную мысль, почему не следует безоговорочно доверять всем посланцам из будущего. Может, в прошлом веке мысль эта была еще свежа и оригинальна, но в веке нашем она уже настолько затаскана, что превратилась в обычную тривиальность.
Стругацкая, 30 мая 2022 г.
Я не увидела в этом рассказе ничего особенно архаичного и тем более скучного. Ретро я обнаружила только в стереотипной наружности человека из будущего, но это вообще ничего здесь не значит. Саспенса и жути рассказ нагнетает лучше многих литературных страшилок, а развязка оказывается действительно шокирующей. Мне это произведение показалось очень необычным и сильным.
Ставлю 7 только потому, что я всегда строго оцениваю; для меня это очень высокая оценка.
Сказочник, 20 июля 2020 г.
Очень классный рассказ. Неожиданный и держащий в напряжении, что сказка Шахерезады... Даже мораль присутствует. Ну а то, что любопытство — всё-таки порок, ясно уже давно. Правда, расплата по1лучилась очень уж жестокой.
_xander_, 27 мая 2019 г.
Очередная вариация на тему поговорки про любопытную Варвару. Тут носом дело явно не ограничилось) Можно только посочувствовать человеку, который думал, что через дыру в стене познает тайны будущего,
Хотя в какой-то мере «откровение» и новые знания он получит, да... Например, что может и не стоит так необдуманно бросаться на встречу с новым миром.
От самого рассказа осталось ощущение некоторой затянутости, недостатка динамики, хотя с другой стороны — где ее и взять-то в этом антураже. На мой взгляд — не лучшее произведение автора, хотя и не худшее.
Ctixia, 3 апреля 2019 г.
«Шок» — короткая юмористическая зарисовка про попаданца, ушедшего в будущее по доброй воле... Но желание смеяться пропадает, когда мы узнаем финал. В силу своих особенностей рассказ сильно привязан ко времени написания, но это почти его не портит.
ash945, 24 августа 2018 г.
Не буду вдаваться в рассуждения про действенность или недейственность методов шоковой терапии в лечении психических расстройств — не обладаю достаточными знаниями в данном вопросе — да и не это главное в этом рассказе.
Главное — сюжет! А он заслуживает внимания, несомненно. Особенно, неожиданная концовка (хотя что-то подобное, конечно, ожидаешь).
И конечно несколько забавляет то, каким представлял автор мир далекого будущего в своем уже далеком от нас 1943 году (мило и наивно).
Вывод — рассказ хорош, хоть и несколько анахроничен.
Edward Woeful, 24 февраля 2019 г.
Рассказ заставил задуматься о том, что в если человек увидит что-то из будущего, даже то, аналог чего есть в его собственном времени, он не всегда сразу сможет понять, что это.
sanchezzzz, 13 октября 2013 г.
Рассказ безнадёжно устарел, даром что ему ни много ни мало 70 лет. Его идея «ужаснуть и шокировать» на данный момент никак себя не показывает. Общий принцип «шоковой терапии» как метода лечения некоторых заболеваний психики (конечно, не в том виде, каким его видел и знал Каттнер в 1943 году) давно уже мало кого не только не шокирует, но и многими психиатрами признан как действенный. Да, и до сих пор нередки случаи побочных эффектов от применения электросудорожной терапии (ЭСТ; так правильнее), но, наверняка, положительных сдвигов больше.
Каттнер, несомненно, хотел показать опасность применения малоизученного метода лечения, который сейчас не состоит в родственных связях с простым электрическим разрядом в мозг, но свёл всё приблизительно к мигающей неоновой надписи “Danger !”. А я не поверил. Ну и потом, персонаж из будущего в принципе не вызывает сочувствия по поводу применения к нему ЭСТ: с его-то мыслительно-телекинетическими способностями мог вполне противостоять эффекту терапевтических разрядов, это раз. Во-вторых, естественно, в его далёком будущем практика применения ЭСТ должна быть не только гуманной, но и вовсе безболезненной. Думается мне, что психиатрия как отрасль медицины не станет топтаться на месте, используя методы середины двадцатого века. В-третьих – и это главное – а чего ужасаться и переживать и за персонажа 1953-го года Мэннинга Грегга? Если верить рассказу, дыра будет открываться и закрываться ещё 2 недели, уж сбежать при случае всяко-разно сможет. В общем, не тронуло.
Единственное, что привлекло в рассказе, так это перевод и в частности манера речи пришельца из будущего. Забавно смотрелись все эти его «а стачно меня зажало», «простите преладно», «ургентно важное» и «премильно хэлло». Они «преладно» разбавляли перенасыщенную серьёзностью и страхом историю и «премильно» и «нечудо» улыбали.
Может, я слишком строго отнёсся к рассказу, но «так бывает повсегда», когда нет веры происходящему.
god54, 1 сентября 2013 г.
Одно можно констатировать сразу: отличный рассказ. В нем есть все что нужно читателю: оригинальный сюжет, великолепная концовка, смысловой юмор, легкая ирония по тексту и хорошее литературное оформление. Сколько уже написано на тему путешествий во времени, но так оригинально не предлагал никто. Казалось бы почти бытовое реалистичное описание, а как захватывает, ибо чувствуется рука мастера. Одним словом вполне достойный рассказ для чтения и для коллекции.
Baley, 1 мая 2012 г.
Как верно, отмечено в одном из отзывов, присутствует и здесь у Каттнера элемент недосказанности. Так это же прекрасно! Писатель обозначил идею — путешествие во времени не на машине времени, а силой собственного сознания (либо бессознательного, кому как больше нравится и у кого как получается). Но тогда почему люди не путешествуют во времени? Может быть потому, что они слишком нормальны? Было бы непростительной прямолинейностью не позволить читателю самому заглянуть в дыру в стене (читай — брешь в сознании). Каттнер в этом рассказе обратился к достаточно любимой им теме пределов человеческой психики и выхода за них. На этот раз речь пойдет о пределах, очерченных временем.
zmey-uj, 2 октября 2009 г.
Люди будущего могут быть столь же чуждыми для нас, как и инопланетяне — эту мысль Каттнер развивает и в «Лучшем времени года». В «Шоке» встреча представителей двух времен еще больше напоминает контакт двух разных существ, так как Хэлисон физически отличается от нас. Попутно вспоминается идея из «Малыша» Стругацких о том, что первый встреченный обитатель другой планеты может оказаться не совсем психически нормальным, и результаты будут весьма неожиданными.
Весьма остроумный рассказ. Оптимистический взгляд на будущее сталкивается с осторожным скептицизмом — угадайте, какой подход верен? Напряжение нагнетается постепенно, благодаря предупреждениям Макферсона, а концовка просто... повергает в шок, да. Любопытство до добра не доводит — в данном случае это именно так.
Yazewa, 4 июля 2010 г.
Здорово. Чего угодно ждешь от сюжета, но никак не
elent, 16 июля 2009 г.
Не захватило. Дочитала с трудом. Дыра во времени, больные пациенты, электрошоки. Больше разговоров вокруг этой дыры, чем дела.
ZiZu, 20 ноября 2006 г.
Не захватывает. Из такого сюжета можно было сделать и более интересный рассказ. Каттнер любит строить свои рассказы на элементе недосказанности…
Dimus, 26 июня 2007 г.
Это рассказ о каком-то страшном «будущем». Больных людей лечат бездушные машины, душевную болезнь «исцеляют» электрошоком, который, как известно, придумали немецкие психиатры еще в Первую мировую войну, чтобы «лечить» деморализованных солдат! Жуть какая-то! :insane: