fantlab ru

Виктор Пелевин «Омон Ра»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Оценок:
2572
Моя оценка:
-

подробнее

Омон Ра

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 137
Аннотация:

Омон Кривомазов вместе с другом Митькой решает связать свою судьбу с небом и поступает в краснознамённое лётное училище имени Маресьева в городе Зарайске.

Подростки тогда и не подозревали, что станут главными героями нового секретного космического проекта, в рамках которого им предстоит полёт на Луну...

© sham
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

По мотивам произведения создан графический роман.



В произведение входит:


7.31 (373)
-
4 отз.

Входит в:

— журнал «Знамя № 5, 1992», 1992 г.

— сборник «Сочинения», 1996 г.

— журнал «Порог 1999'10», 1999 г.

— журнал «Порог 2000'01», 2000 г.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 102

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2735 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 86 знаков, что немного выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 1993 // Средняя форма (повесть)

лауреат
Бронзовая Улитка, 1993 // Средняя форма

лауреат
Странник, 1994 // Золотой Остап

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма

номинант
Странник, 1994 // Средняя форма


Рецензии:

«Цирк уехал, а клоуны остались», 1993 г. // автор: Алексей Свиридов

«Виктор Пелевин "Омон Ра". "Знамя" № 5, 1992», 1992 г. // автор: Роман Арбитман

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Принц Госплана. Повести, эссе и психические атаки
2026 г.

Издания:

Омон Ра
1992 г.
Бубен Нижнего Мира
1996 г.
Жизнь насекомых
1997 г.
Омон Ра / Жизнь насекомых
1998 г.
Собрание сочинений в 3-х томах. Том 2. Омон Ра. Жизнь насекомых. Затворник и Шестипалый. Принц Госплана
1999 г.
Омон Ра
2000 г.
Омон Ра
2001 г.
Омон Ра. Жизнь насекомых. Затворник и Шестипалый. Принц Госплана
2001 г.
Желтая стрела
2003 г.
Омон Ра. Желтая стрела
2003 г.
Омон Ра. Желтая стрела
2003 г.
Омон Ра. Желтая стрела
2003 г.
Песни царства «Я»
2003 г.
Сочинения в 2 томах. Том 2. Омон Ра. Generation `П`. Желтая стрела
2003 г.
Чапаев и Пустота. Омон Ра
2003 г.
Омон Ра. Желтая стрела
2004 г.
Омон Ра
2007 г.
Омон Ра
2007 г.
Антология Сатиры и Юмора России XX века. Том 55. Виктор Пелевин
2009 г.
Омон Ра
2010 г.
Омон Ра
2012 г.
Омон Ра
2013 г.
Полное собрание сочинений. Том 3. Омон Ра
2015 г.
Повести, эссе и психические атаки
2015 г.

2015 г.
Желтая  стрела
2016 г.
Омон Ра
2021 г.
Омон Ра
2021 г.
Омон Ра
2025 г.
Омон Ра
2025 г.

Периодика:

Знамя № 5, 1992
1992 г.
Порог № 10, 1999
1999 г.
Порог №1, 2000
2000 г.

Аудиокниги:

Омон Ра
2006 г.
Лучшие романы. Избранная проза. Выпуск 1
2013 г.
Омон Ра
2013 г.
Собрание сочинений
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Omon Hinterm Mond
1994 г.
(немецкий)
Omon-Ra
1995 г.
(французский)
Om on Ra
1996 г.
(английский)
Omon Ra
1997 г.
(норвежский)
Omon Ra
1998 г.
(французский)
Omon Ra
1998 г.
(итальянский)
Omon Ra
1998 г.
(английский)
Omon Ra
1999 г.
(шведский)
אומון רע
1999 г.
(иврит)
Omon Ra
2000 г.
(словенский)
Omon Ra
2002 г.
(финский)
Omon Ra
2002 г.
(чешский)
Omon Ra
2002 г.
(английский)
Omon Ra
2003 г.
(турецкий)
Omon Ra
2003 г.
(хорватский)
Omon Ra
2003 г.
(хорватский)
Затворника и Шестопръстия. Принцът на ДПК. Жълтата стрела. Омон Ра
2003 г.
(болгарский)
Omon Ra i inne opowieści
2007 г.
(польский)
Омон Ра
2007 г.
(сербский)
宇宙飛行士オモン・ラー
2010 г.
(японский)
Omonas Ra
2014 г.
(литовский)
اومون‌را
2014 г.
(персидский)
Omon Ra
2017 г.
(румынский)
Omon ​Ré
2018 г.
(венгерский)

страница всех изданий (62 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Советская страна нуждалась в героях... На протяжении всей своей истории, СССР учил своих граждан, что в жизни всегда есть место подвигу. Подвигу ратному, трудовому, да и вообще — любому.

Советская идеология очень не любила сограждан, тихо и мирно умирающих в своей кровати, 90-та лет от роду, в окружении детей, внуков и правнуков. Советскому Союзу хотелось, чтоб граждане помирали героически, шумно — разухабисто, с треском на весь мир. Была ли какая то польза от такой смерти (хотя какая может быть польза от смерти) — неважно. Главное, чтоб такая смерть была идеологически выдержанной.

Советский человек всегда должен был быть готов отдать жизнь. Список того, за что ее нужно было отдавать — был весьма обширен. От такого вроде понятного, и в тоже время необъятного как Родина — до всяких мелочей, типа автомата, который в случае чего, нужно ценой жизни выносить с поля боя, абы врагу не достался, как учил нас военрук на НВП...

Неважно, что ты отдаешь жизнь за железяку... Неважно, что ты отдаешь самое ценное что у тебя есть в бесполезной попытке спасти горящий трактор — этому посвятят статью в Комсомолке, дадут звание посмертно, и не задумаются о том, был ли смысл в такой жертве.

Можно предать отца, и стать героем. Можно даже выжить — но это уже не то. Мертвые герои, они как то более иконоподобны...

Вот собственно какие мысли возникают от этого романа

Пелевин открыл одну из самых неоднозначных страниц истории государства СССР. Страницу, на которой описано отношение государства к своим винтикам — гражданам. Государства, для которого идеологическая фишка значила намного больше, чем жизнь его граждан.

Используя достаточно жесткие, порой шокирующие методы, Пелевин мастерски показал всю эту ситуацию, превосходно отобразил то, что происходило в стране, какова была идеология в те годы.

Ну и напоследок. С каждым годом это произведение теряет смысл. И когда не станет тех, кто жил в государстве, описанном Пелевиным — практически потеряет совсем. Останется простым напоминанием и предупреждением, говорящим — «ребята, не допустите такого еще раз»...

Оценка: 9
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

95% тех, кому сейчас 15 — 35 книг про Мересьева, Корчагина, П.Морозова, Чапаева не читали. Прелесть написанного Пелевиным невозможно оценить, не зная Советскую литературу. Бессистемность образования, чтения, вкуса, истории, нравственных и этических оценок сделает через несколько лет нечитабельными книги Пелевина, их не будут понимать. Будем читать сказки про сказки о сказках, а историю Трех колец знать лучше собственной. От «Омона» и «П» получил громадное удовольствие.:smile:

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гадость редкостная. Конечно, любой человек имеет право налить дерьма на бумагу, жалко лишь, что в современном мире находятся люди, которым подобный продукт нравится.

Оценка: 1
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман-провокация, на самом деле таковым не являющийся.

Если бы всё происходило в другой, чужой, стране, и большинство из читателей, оставляющих свои гневные отзывы, смогли бы оценить его без вмешательства эмоциональной составляющей, итоговая оценка могла бы быть совсем другой. Впрочем, если бы так было на самом деле, «Омон Ра» утратил бы свою главную ценность.

И да, вот ещё — именно «Омон Ра» (ну, может быть, еще несколько ранних вещей) может считаться полноценным художественным произведением, и в этом его плюс.

В позднем Пелевине есть одна отрицательная черта — мысли автора четко видны на фоне всего художественного антуража, и выглядят несколько инородно, или, по крайней мере, неестественно (диалоги Рамы с учителями, письма А Хули сестре и т.д.). Весь остальной сюжет выступает всего лишь декорацией, на фоне которой в текст можно запихнуть очередную порцию пелевинских рассуждений. Всё это шито белыми нитками, причём не слишком старательно замаскировано — напоминает младшую школу, когда детей обучают различным предметам с помощью героев сказок, мультфильмов и т.д.

В «Омоне» этого нет, и это является жирным плюсом произведения.

Оценка: нет
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Большая часть рецензентов, посвящающих «Омон Ра» свои отзывы, так или иначе обвиняет Пелевина в излишнем антисоветизме, если не сказать «советофобии».

Мне хотелось бы попытаться защитить автора от этих нападок.

«Омон Ра» не является «кощунственной пародией», издевательством над «подвигами советского народа» и «плевком в светлое прошлое».

В куда большей степени это повесть о детстве, о космической романтике времен позднего СССР, и далее — о смерти и распаде звёздной мечты, наложившейся на развал огромного государства и взросление главного героя.

Также «Омон Ра» можно рассматривать как гностическую историю о «красном демиурге», на это указывает хотя бы имя-«маячок» главного героя и «фрактальная» образность, переносимая с мелких деталей повествования на крупные.

С пилота, замурованного в кабинке игрушечного звездолета, на замурованных в эрзац-ракете курсантов.

Всё, что видят и переживают пелевинские персонажи-демиурги, чаще всего они же сами и творят (см. «Чапаев и Пустота», «Generation П» и даже «Вести из Непала»), повинуясь той «золотой удаче» (с), глубинной «причине» их существования.

Омон Кривомазов не является исключением. Исключением является лишь то, что в отличие от абсолютного большинства пелевинских персонажей-протагонистов — он своё сражение проиграл.

В финале книги вся произошедшая с ним история кажется зафиксированной на бумаге траекторией движения от лучшего к худшему. От детской, древней мечты о полете, к неизбежному разочарованию человеческой, «подземной» жизни, в которой нет места для подвига, но всегда найдется место для бессмысленной добровольной жертвы.

Если бы во всём этом заключалась какая-то особенная губительная суть СССР, которую Пелевин бы высмеивал, жить после прочтения этой книги было бы намного легче — опыт Советского Союза деконструирован и изжит, из него можно сделать выводы.

Но, к сожалению, здесь спрятана суть взросления и встречи с реальностью, а эти вещи иррациональны, уникальны и неизменно травмируют каждого из нас.

В большей или в меньшей степени.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как человек, у которого все прадедушки героически погибли во время Великой Отечественной, хочу сказать: такие книжки оподляют, опошляют и унижают человека. Книга должна быть источником новой мысли, пронизывающей и мудрой, и знаний, сподвигающих на полезное дело. Чему учит читателя ЭТА книга? Можно с напускной важностью рассуждать о легкости и живости пелевинского слога — но — для меня самым главным всегда будет суть, а изюминкой — хорошо реализованная идея.

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дебют Пелевина в крупной форме — очень язвительное, даже злое произведение. Автор нещадно проходится по официозным символам СССР, особое внимание уделяя священной корове — космической программе. Разумеется, книга собрала щедрый урожай обвинений в антисоветчине, ненависти к советскому народу, клевете и тэдэ и тэпэ.

Абсурдистский, гротескный роман, описывающий жизненный путь парня со странным именем Омон — лётное училище и участие в полёте на Луну. Уже с имени главного героя (большой привет Владленам и Гертрудам) начинаются постмодернистские отсылки к советскому культурному коду, которые будут сопровождать читателя на протяжении всей книги, выскакивая в самых неожиданных, зачастую не очень явных моментах. Главный же объект интереса автора — исследование культивируемой официальной пропагандой темы жертвенности советских людей, отрицания «я» ради «мы». Так ли это? Пелевин, следуя известной формуле, доводит советский концепт «отказ от частного ради общего» до абсурда и показывает результат читателю. Да, это сильнейшая гипербола, искривлённый мир, но очень многое узнаётся. Пропагандистские штампы, которые воспринимались как иконы, что-то ирреальное, вдруг оживают и заставляют крепко задуматься.

Был ли отдельный вид homo soveticus, или же это самые обычные люди, такие же, как и во всём мире? Свойственна ли была нашим соотечественникам самоотверженность ради далёких не очень понятных целей? Что же, всё-таки, сильнее, «я» или «мы»? Автор не даёт на это ответов сам, он показывает читателю странную картинку, эдакий тест Роршаха, разглядывая который, каждый видит что-то своё. Красота (как и уродство), она, как известно, в глазах смотрящего.

Очень специфическая книга. Злая. Издевательская. Грустная. Смешная. Перечитывать не хочется, но задуматься заставляет.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Говорят, самые лучшие книги — это те, которые хоть раз за прочтение, но хочется сжечь. К счастью, уже выросло поколение, которое не сожжёт и не зафанатеет от этой книги — она ему покажется просто вымученной, абстрактной антиутопией с не менее глупыми вставками про древних богов.

Однако призрак ещё бродит, и призрак делает это произведение обидным — в первую очередь, для тех инженеров, которые не собираются бросать профессию, как это в своё время (к счастью для профессии — и для литературы) сделал Пелевин. Собственно, потому и обидно, что в качестве примера советской лжи автор выбрал самый «неложный», самый аполитичный, можно даже сказать, самый невинный сектор — сектор науки и техники. Ну не нравится хозяин, ну убей ты самого хозяина, не трогай его котёнка. Так нет, Пелевин хитрый. А отсюда досада номер два...

Это один из самых ПРОсоветских романов, которые только можно найти. Агитпроп отдыхает! Взгляните правде в глаза — сколько простаков по прочтении сего опуса готовы идти в штыковую за советскую родину (в т.ч. ими же когда-то и разваленную, хе-хе)... Просто мозговая бомба, которая отбрасывает человека в прошлое. Ещё чуть-чуть и начнёшь ностальгировать по пионерии, в котором никогда не состоял, потому что, слава сингулярности, уже не было тогда пионерии. Обидно, что талантливый автор, покусанный определёнными событиями в жизни определённой страны, транслирует свою боль на поколения, которое вообще ни при чём, которые не строили, не закрывали грудью и не пропивали никаких Родин... и этого им отцы никак не могут простить.

Ну да ладно, отставим нытьё. Роман, в принципе, неплох. Может, через полвека он будет считаться просто забавным курьёзом, каким сегодня воспринимается Хармс.

Оценка: 6
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спонтанно решил написать рецензию на одну из любимых у Пелевина книг – «Омон Ра» и только в процессе написания понял, что на дворе 12 апреля. Вот так так! Банально, наверное, но скажу от себя, что ранний Пелевин был и точнее, и нужнее, чем поздний. Мне кажется, что Виктор Олегович состарился, но не повзрослел, исчезла какая то легкость в текстах. Маты, цинизм, которые раньше воспринимались как нечто естественное, в текстах позднего Пелевина звучат как мерзкое стариковское подхихикиванье. Ну да ладно, перейдем к «Омону». Космос, модельки летательных аппаратов, военное училище, дружба, капитан Ландратов, строительство светлого будущего – все это создает с одной стороны реалистично-узнаваемую (для тех, конечно, кто застал советскую эпоху), а с другой – мистическую, таинственную атмосферу книги, в которая и жутковата, и оттого привлекательна. Скажите мне, дети 60-80х, ну кто из вас не хотел в детстве стать героем и примером для всех? Кто не мечтал о Подвиге, о жертве собою ради…Ради чего? Да хоть чего, хоть Родины, хоть коммунизма, хоть светлой памяти Ленина? Так уж были мы воспитаны. Ну, или изуродованы – тут уж как кто воспринимает это, красота – она в глазах смотрящего. Сам для себя даже не знаю как относиться к тому, о чем повествует книга. С одной стороны все понятно – уродство советского строя, казенный патриотизм, юные герои как жертвы нового культа, серость и безнадега, и невкусный куриный суп со звездочками. С другой стороны, при чтении у меня возникает смутная тревога от того, что мир сытого довольства, в котором мы живем сейчас – это мир лишенный каких-либо героев совершенно, это мир, променявший мечту о Великом на машину в кредит и новый айфон, на лайки в соцсетях. И уродства этого мира тоже не менее отвратительны. И жертвы, принесенные на заклание Идее, ставшие топливом, энергией советской онтологии так и остались жертвами, только уже онтологии новой — рыночной или даже рыночно-постмодернистской, в которой ее статус низведен до презираемой роли офисного планктона, расходующего свою жизнь в протирании штанов на офисных креслах, или ипотечника, пожертвовавшего своею жизнь ради квадратных метров. Эх, Омон, Омон, как же сложилась твоя судьба в дальнейшем, надеюсь, ты жив и счастлив. 10 из 10

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это особый взгляд на «Лунный заговор». Если ставим под сомнение полёт на луну, то ставим под сомнение и весь космос. Не знаю, кто там видит антисоветчину или другие обиды, тут каждый обижается на себя. А вот шутка вокруг теории заговора получилась отличная. Не всем понятная.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Персонажи, которые рьяно открещиваются от ура-патриотизма, одновременно хая идею данной повести — у меня для вас плохие новости. Тут, как говорится, у кого что болит...

И данный факт ярко иллюстрирует все творчество Пелевина: не ставя цели обидеть/облить навозом что-либо (будь то советская космонавтика или московские протесты начала десятых), постоянно находятся обиженные люди, которые видят в пелевинском символизме свои скрытые страхи и/или фетиши.

Но да ладно.

Повесть одна из самых пронзительных у автора, как это часто бывает в ранних произведениях. Отрывок про Пинк Флойд всякий раз заставляет чуть ли не сдерживать скупую мужскую слезу. В каком-то смысле это есть Пелевин, которого мы потеряли, но, слава Ра, нашли другого, не менее талантливого.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая (и по всей видимости последняя...) моя попытка ознакомиться с творчеством данного автора.

Говорить тут особо нечего. Очередная едкая и в то же время достаточно топорная и однобокая поделка, растекающаяся желчью по древу по поводу страны, которой больше нет. Дитя своего времени, на период написания — весьма конъюнктурная вещица. Лично у меня подобное уже вызывает даже не омерзение, а скорее скуку. А засим бросил я читать эту книгу достаточно быстро.

Конечно, можно сделать скидку на то, что это «раннее творчество», но после такого раннего с знакомиться более поздними вещами данного писателя у меня особого желания нет.

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

В самые первые годы постсоветской России у меня был один знакомый книжный жучок (так тогда называли спекулянтов книгами — ага-ага, на этом можно было зарабатывать!). Так вот, этот парень в те годы на полном серьёзе утверждал, что кроме Пелевина в Этой Стране писать фантастическое худло никто не может. Тогда я его не послушал, и правильно сделал. Ведь если бы я начал знакомство с автором с этой омерзительной, наглой, глупой и постыдной параши, то возненавидел бы гениального (впоследствии) автора навсегда. При всём моём тогдашнем (и теперешнем) антисоветизме я ни на миг не согласился бы с такой гнусной трактовкой режима. Это даже не удар ниже пояса. Это куда хуже. Это как прилюдно назвать своих родаков говном.

З.Ы. Прочитал это пару месяцев назад. Хорошо, что мне теперь так много лет, и я способен на снисхождение...

Оценка: 2
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный пример деструктивной литературы, ядовитой, как помесь гадюки с тарантулом, и такой же полезной, как гангрена. Однако не могу не поставить десятку — просто из уважения к способности автора нагромоздить ТАКОЕ ВОТ на пустом месте. Это, слушайте, уметь надо!.. Читаешь и знаешь, что все это вранье, причем вранье гипертрофированное до абсурда; тем не менее в реальность внутреннего мира романа невольно веришь, причем безоглядно. Пелевин кто угодно, но только не бездарь; ну а как он использует свой талант — тут, как говорили в старину, Бог ему судья. А на счет «сатирического романа» и «пародии» — какая это к бесу пародия, и где вы видели такую сатиру. Будь я конспирологом, обязательно назвал бы «Омон Ра» идеологическим оружием, выкованным по заказу в тайных подземельях, но так как не конспиролог, воздержусь.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такая довольно лёгкая и занятная мешанинка из Филипа Дика, Андрея Платонова, Виктора Суворова (это который Резун) и «Гарантийных человечков» Эдуарда нашего Успенского. Ну и, конечно, знаменитое учение о подделанном американцами полете на Луну в самой основе — но только вывернутое наизнанку. На мой вкус, в «антисоветчине» упрекнуть довольно трудно — ведь в момент выхода романа этой самой антисоветчины были уже вагоны, притом далеко не первый год и самой разнузданной. Скорее уж — по крайней мере сейчас — воспринимается как насмешка над тою дичайшей антисоветчиною конца 80-х — середины 90-х. А читать весело и приятно. Мне понравилось, хотя ни оригинальности особой, ни талантливости нет. Однако ж развлекуха вполне добротная

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх