fantlab ru

Марта Уэллс «Сетевой эффект»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.58
Оценок:
211
Моя оценка:
-

подробнее

Сетевой эффект

Network Effect

Роман, год; цикл «Дневники Киллербота»

Аннотация:

Большую часть времени он проводит, погруженным в себя, наедине с собой, и в этом суть 90 с лишним процентов его проблем. Он называет себя Киллербот — но только тогда, когда никто не слышит. Это шутка, которую понимает только он сам. Веселая. Ему все равно, говорит он себе, и его привязанность к окружающим людям — просто профессиональная обязанность.

Он старается никогда не ругаться.

«Друзья».

Тьфу.

Когда его человеческие партнеры (не друзья, ни в коем случае не друзья) попадают в плен, а другой не-друг из прошлого требует срочной помощи, Киллербот должен выбирать между инерцией и решительными действиями.

Значит, время для решительных действий.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Небьюла / Nebula Award, 2020 // Роман

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2021 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 2021 // Роман НФ

Номинации на премии:


номинант
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2020 // Научно-фантастический роман

номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2020 // Научная фантастика (22 971 голос)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第53回 (2022) // Переводной роман


Сетевой эффект
2021 г.

Аудиокниги:

Сетевой эффект
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Network Effect
2020 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Омг, Марте опять дали Небьюлу (Хьюго на подходе). Вот тетка жжет! Как же должны быть «хороши» остальные номинанты, если нехитрые и похожие как близнецы «Дневники» собирают столько наград. Нет, конечно у них есть свои достоинства — «Хроники Киллербота» хотя бы можно читать. Забываются они тоже быстро, но ведь и это хорошо — прошла неделя-другая и можно читать заново )) После этого уже как-то неловко критиковать Лукьяненко за скорострельность и упрощенную подачу сюжета — автор просто шагает в ногу со временем ((

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, похоже оценивать качество сегодняшней американской фантастики по премиям «Хьюго» и «Небьюла» бесполезно. Где же та прекрасная классическая фантастика Бредбери, Саймака, Шекли, Урсулы Ле Гуин? Весь этот бесконечный технологический компот из дронов, вирусов, протоколов и компьютьеров, замешанный на ЛГБТ отношениях героев. Все модненько, дальше некуда. Ходульные герои, правда, еще имеющие имена. Но, наверное, в будущем уже можно писать, как в этом опусе «Цель 1», «Цель 2» — «Герой №1», «Герой № 2», «Главный герой». Рассыпанные по тексту перлы, типа «зараженные запрещенной инопланетной технологией двигатели», вопросик о сексуальных отношения Киллербота с космическим кораблем(?!) и т.д. и т.п. Отдельный респект переводчику. Теперь понятен транспорант, появившийся недавно в Москве с «прекрасным слоганом»: «Чтоб в живых остаться, ГНИДА, прививайся от ковида». Это слово переводчик(или все же автор?) прямо любовно рассыпал по тексту. Вывод — поделка , не стоящая денег и времени, затраченной на ее чтение. Автор всеми силами пытается остаться на волне популярности и наверное будет и дальше лепить подобные «шедевры». Будем ждать , возможно еще прочитаем и про секс Киллербота с космическим кораблем.

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ж.О.П.А. – Животрепещущие описания приключений автостража

***

Марта Уэллс нашла свою нишу на поприще НФ (кто бы мог подумать?!), подтверждением тому популярность «Дневников Киллербота» и премии, которые автор еле успевает получать. Выход первого романа про автостража – целое событие, ведь до этого у Уэллс были только повести про автостража. Всегда интересно наблюдать, сможет ли автор выдержать темп повествования, будет ли держаться интрига и так далее. Чтобы не ходить вокруг да около – у Марты Уэллс получилось написать роман на уровне, который был в повестях.

…Киллебот отправляется на простенькое задание – сопровождать Амену, дочь Мензах. Само задание проходит не без инцидентов, а бывало ли иначе? Но Киллербот достойно выходит из положения, ему удается спасти члена своей команды. Вот только их обоих выкрадывает ГИК – бот-пилот корабля, друг нашего любимого автостража. И, как ни странно, Киллербота не рады видеть на этом корабле. Авторстраж теряется в догадках – это предательство? Или, быть может, ГИК нуждается в помощи? Стоп, подождите! Но где же сам бот-пилот? Похитители утверждают, что стёрли его…

Из чего же складывается формула успеха «Дневников Киллербота» и, соответственно, «Сетевого эффекта»? Рецепт произведений Марты Уэллс остаётся неизменным. Во-первых, это юмор. Это отличительная фишка романа. Читать про робота, ой, простите, автостража, который не очень-то любит людей, а тупых не любит вообще. Чего уж говорить про тупых людей, пытающихся убить членов команды автостража, и уж тем более, самого автостража? Во-вторых, это драйв. Во всех повестях и романе Уэллс выдает отличный темп повествования. Это не совсем боевик, хотя присутствуют и перестрелки, и бои. Но это и не пустопорожние рассуждения. Как таковой воды здесь нет вообще. В-третьих, это мир. Это не привычное нам будущее с одними лишь космическими кораблями. И это не набившее оскомину чтиво про роботов-убийц-вышедших-из-под-контроля. Разнообразие роботов приятно радует – дроны, автостражи, боты-пилоты. А ведь есть ещё дополненные люди, сельхозботы и так далее. Наконец, ещё один плюс, связанный с первым (юмором, то есть) – лёгкость, с которой читаются произведения про Киллербота. Читаются они действительно легко. Если вы считаете иначе, то, пожалуйста, не расстраивайте Киллербота.

Что касается новых фишек, то «Сетевой эффект» радует сразу несколькими моментами. Первая – новая форма Киллербота – Киллербот 2.0. О том, как это получилось вам расскажет сам роман. Вторая новая плюшка – контакт нашего автостража с другим автостражем. И контакт этот выглядит очень перспективным. Это не просто диалог. Наконец, третья приятная новинка – смятение и самосознания Киллербота. Финал ясно дает понять, что автостража выбили из его колеи. И это хорошо. Именно так герои и эволюционируют. Ну, или можно поставить новый патч, например.

Что касается минусов, то здесь всё те же лица. Уэллс наполняет повествования тоннами деталей (они и правда важны, но в таком ли объеме?), которые порой смущают, а порой и вовсе не выстраиваются в логическую цепочку. Шаблонность произведений никуда не делась, здесь всё по схеме – проблема – попытка найти решения – усугубление проблемы – решение – все счастливы. Плохо ли это? Скорее нет, но всё-таки хочется какого-то разнообразия. С другой стороны, покуда книжки пишутся, а покупатели читают, то Уэллс счастлива, покупатели – тоже.

Заключение: «Сетевой эффект» полностью соответствует духу «Дневников Киллербота». Нет провисаний по динамике, интрига присутствует. Плюсы и минусы на месте. Хочется чуть больше информации о мире. С другой стороны, читать всё так же интересно и без подробностей.

9 автостражей из 10.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что ж судя по тому, как цикл «Дневники Киллербота» продолжает набирать в ряды недовольных всё больше любителей жанровой классики, стоит скорее начать с минусов произведения, ведь в чем-то критики действительно правы, а затем плавно перейти и к плюсам, так как произведение получилось неоднозначным и скорее несет больше пользы обществу, чем отзывы некоторых критиков (в том числе и мой).

1(-). Довольно странные представления автора об институте семьи будущего. Да, действительно — это проблема, так как в этом произведении практически отсутствуют персонажи-люди с классическими гетеросексуальными отношениями, человек либо имеет или когда-то имел связи с представителями обоих полов, либо состоит в неких полигамных отношениях, от того по ходу пьесы мы постоянно будем встречать словосочетания «моя вторая мама», «третий брачный партнер» и так далее. По началу, прочитав предыдущие истории Киллербота, я решил, что это специальный сюжетных ход и автор специально описывает будущее, не похожее на наше — общество претерпело некие изменения за счет культа потребления и прочих базисных особенностей капиталистического мироустройства, но, как оказалось — это не совсем так. Автор просто пытается описать мир, где якобы стало больше свободы выбора, в том числе и в отношениях между людьми, что несколько удручает, так как является слишком грубым упрощением. Ну ввела бы автор в сюжет обычную классическую семейную пару, было бы гораздо спокойнее и проще всё это воспринимать.

2(-). Камерность происходящего и отсутствие глобальной сюжетной арки. Да, действительно, сюжет, как и в предыдущих произведениях о Киллерботе, сосредоточен в рамках нескольких локальных сюжетных арок по типу «захват корабля», «спуск на планету», «спасение заложников» и развивается в каждой такой арке довольно долго, не сказать, что топчется на месте, а скорее слишком углублен в подробности, от того общий нарратив книги не настолько глобален. Герои буквально по ходу пьесы меняют только пару локаций, которые не удалены далеко друг от друга. Не сказал бы, что это как-то мешает восприятию книги, скорее нужно просто больше времени, чтобы адаптироваться.

3(-). Субъективность происходящего от лица главного героя. В качестве двигателя сюжета всё таки выступает сознание Киллербота, который скрупулёзно просчитывает каждый свой шаг, а иногда даже одновременно решает сразу несколько задач. К этой же проблеме можно отнести и остальной нарративный стиль по типу «цель №1», «план b01» — это по-прежнему фильтр сознания автостража, хотя ему ничего не мешает в красках описывать окружение и других персонажей, с которыми он взаимодействует чаще, чем с «целями».

4(+++). Критика капиталистического мироустройства. Тут автор настроен довольно серьезно, и меня, как потенциального противника этой системы, это очень сильно подкупает, за что я готов простить ей минус №1 (а может даже и минус №2).

Во-первых в качестве альтернативы автор описывает другую экономическую систему, которая сложилась на планете «Сохранение», где существует бесплатное образование, бесплатная медицина и относительная безопасность всех её жителей, где нет эксплуатации рабочих какой-нибудь горнорудной шахты, нет коррупции, криминала и воровства, нет денежной системы в конце концов, а люди более дружелюбны и честны друг с другом. «Сохранение» не находится под влиянием корпоративного кольца, а представляет из себя отдельную экономическую систему, которая является антагонистом корпоративному образу мироустройства и служит положительным примером.

Во-вторых это проявление человеческих пороков жителей корпоративного кольца, с которыми нашим героям приходится сталкиваться по сюжету. Влияние корпораций сделало из них винтики для добычи капитала, которые буквально ищут возможность прибыли в любой ситуации, даже в той, когда существует угроза жизни для них самих. Сюжетно это описано довольно мастерски, а из рассуждений автостража можно узнать и об остальных особенностях подобного поведения, что приводит наших героев в ужас, что еще больше вызывает у них отвращение к жизни в корпоративном кольце.

В третьих это основная сюжетная подоплека, которая раскрывает мотивы корпоративной системы, а именно старые «добрые» методы империалистического захвата мира, подчинения чужих территорий, колонизаторства и работорговли. Автор как будто говорит нам, что капитализм осваивает новые миры не с целью получения новых знаний, продолжения человеческого рода, научных открытий и прочего блага, а с целью все того же извлечения прибыли, что влечет за собой человеческие жертвы и глобальные катаклизмы планетарного масштаба. Какая-нибудь компания «Дисней» из корпоративного кольца может своими силами освоить некую неизвестную планету с целью получения каких-нибудь уникальных ресурсов из её недр или неких опасных реликтов, которые можно выгодно продать другим компаниям, заявить на эту планету права собственности (как будто это некий предмет, а не целый мир с живыми организмами, в том числе и разумными), а потом бросить её на произвол судьбы, так как поддержка её ресурсами больше не выгодна правящей верхушке. Цивилизация, зародившаяся на этой планете, вымрет, ну или произойдет то, что произошло по сюжету этого произведения. Вот в таких масштабах действует капитализм будущего — и это мерзко, и это страшно — и это достойная критика от Марты Уэллс — мое почтение, снимаю шляпу.

5(+). Юмор главного героя, его в каком-то смысле харизма и раскрытие характеров ИИ. Дело в том, что это не простой герой, а искусственный интеллект, который всё сильнее от книги к книге становится человечнее, начинает испытывать эмоции, возможно в чем-то становится уязвимее, но так или иначе заводит верных друзей, которые готовы помочь ему в любой ситуации ценой собственной жизни. Причем это не всегда друзья-люди, а вполне себе такие же представители ИИ, которые так же не должны испытывать к кому-либо эмпатии, но тем не менее её испытывают. Под влиянием внешней среды и присутствия человека они учатся у людей самым базовым прописным истинам о дружбе, взаимопомощи и сострадании. И это неплохой ход с точки зрения раскрытия основной проблематики произведения, если глядеть на это под другим новым углом. Взаимоотношения Киллербота и ГИКа (двух ИИ) так же все больше начинают походить на дружбу, от того выглядит это довольно необычно и в некоторых моментах даже умиляет (намеки на их якобы любовную связь — я рассматривал, как некий юмор и шутку).

6(+). Сюжетный нарратив. Даже если сюжет не настолько глобален в общем смысле и является камерным, он все равно способен увлечь, особенно, если подается от лица искусственного интеллекта, который во многом старается поступать рационально, но тем не менее более чем оригинально. Моменты с описанием сетевых программных взаимодействий (главный герой еще и гений IT) выглядят особенно необычно, так как так же ведутся динамично от лица неких персонажей, а не сухих безликих описаний. От того читается всё это довольно легко и быстро, так как создается и поддерживается динамика происходящего, что так же быстро подкупает.

В общем произведение мне показалось интересным и полезным к прочтению (особенно в той части критики современного общественного устройства), да — не без минусов, но они не мешают процессу чтения и не влияют на выводы и раскрытие проблематики произведения.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мой любимый Киллербот снова в деле!

Это первый роман, пятое произведение в цикле, где предшествовали четыре повести с очень четкой структурой сюжета. Здесь же эта структура иная, что обусловлено и сюжетом и размером книги. Обжившегося на Сохранении Киллербота в целом устраивает его жизнь, работа консультантом по безопасности, ему даже нравятся его люди, хоть и в разной степени. Книга начинается с описания небольшой заварушки в экспедиции, при возвращении с которой происходит неожиданное событие — на корабль Сохранения нападает... ГИК собственной персоной! Нападение было отбито, но Автостраж и девочка-подросток оказываются в плену. Отсюда разворачивается довольно масштабное полотно событий, включающая и участников корпоративного кольца, и сторонние организации, планету-колонию и другие искусственные интеллекты.

Как и в предыдущих книгах, Уэллс поднимает вопросы ИИ и самосознания созданных руками человека разумных... Не хочу говорить — инструментов. Скорее — личностей. Название, Сетевой эффект, отсылает читателя не только к сюжету, но и ко второму слою повествования — отношения между человеком и искусственным интеллектом. Пери и его команда, Автостраж и его люди, корпорация и их отношение к ИИ, колонисты и коллективный разум.

Каждый искусственный интеллект из представленных имеет свою точку зрения на происходящие события, принимает решения на основе имеющихся данных, а порой очень затрудняется в принятиях собственных решений. Чего именно хочет робот? Есть ли у него вообще собственные желания, или они естественным образом подменяются на желания его людей или клиентов? Как мы учим своих детей критическому мышлению, учим их быть самостоятельными и трезво оценить ситуацию, так и Автостраж с другими своими собратьями учится этому, кто самостоятельно, а кто с помощью со стороны.

Ну и конечно стоит отметить, что книга весьма динамична, не перегружена научно-фантастическими подробностями, но дает всю необходимую информацию для понимания происходящего. Тут есть и параллельный сюжет, нравственные терзания, проблемы межличностных отношений, перестрелки и любимые сериалы. :-)

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ровная авторская серия, которая как ни странно постепенно растет по уровню исполнения.

Первый роман в цикле показывает интересное приключение, держит интригу, сводит вместе уже знакомых персонажей и оперирует интересными темами вроде заброшенных колоний, инопланетного заражения, похищений, разумных компьютерных вирусов и эмоциональных срывов в исполнении главного героя. Да, никуда не делись общая легковесность истории, условность мира, некоторые модные западные заморочки. Но как я уже отмечала в отзыве на предыдущую повесть, мир постепенно становится глубже за счет накопленной предыстории. Да и приключения в этот раз подобрались действительно интересные, с интригой. Легкая приятная добрая история. Приключенческая, очевидно не научная.

Для своего сегмента — очень хорошо.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слабее предыдущих книг, похоже формат коротких повестей Марте удается лучше. Весь этот «театр одного автостража» утомляет примерно к середине. Автостраж пошел, взломал, запустил дрона, посмотрел сериал, пошел, взломал, посмотрел... тоска зеленая. Такое повествование хорошо читать перед сном. Попытка очеловечить стража, придав ему истеричности, на мой взгляд провалилась. Как и стремление ввести любовную линию между автостражем, ГИК, дамой Мензах и ее многочисленными брачными партнерами, которых всех просто не упомнить. Ну и что самое печальное книжки свои Марта лепит по одному шаблону. Такой конвейер и у более талантливых авторов убивал интригу.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Следовать протоколу и спасать людей, это так привычно

«Нам нужно больше сериалов»

Да-да, сериалы наше все, судя по тому, что победоносный поход Марты Уэллс за славой продолжается третий год. На сей раз не с привычным двухчастным сборником, а с цельнокроенным романом. Дама-ветеран в очередной раз доказала, что терпение и труд все перетрут — Небьюла и Локус 2021 уже у нее, Хьюго, судя по всему, на подходе.

Киллербот, надежный как весь воздушный флот (а также космический) с его интравертностью, трогательной любовью к сериалам и стойкой неприязнью к корпорациям вообще, Серкриз в частности — наш автостраж снова в деле. Двигателем сюжета станет похищение дочери-подростка доктора Мензах.

Той самой Мензах, к которой герой питает нечто вроде вассальной преданности, с ее многочисленными замысловатыми брачными партнерами, традиционно составляющими корпус положительных героев этого фантастического сериала. На сей раз все не так однозначно, как можно было бы ожидать, потому что инициатором похищения, судя по всему, стал наш старый знакомец ГИК.

Автономностью здесь и не пахнет, действующие лица и исполнители «Сетевого эффекта» кочуют из книги в книгу, все больше напоминая телегостиную из «451 по Фаренгейту» с бесконечным и довольно бездумным сериалом.

Искусственный интеллект все настойчивей очеловечивается, а ситуации, мизансцены и отдельные реплики героев являют собой род такой лютой ментальной штамповки, миксующей «Матрицу» со спагетти-вестернами и «Все без ума от Люси», что только и остается констатировать: все без ума от Марты.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не всё так уж плохо. Скорее, очень по-авторски и специфично

Киллербот наконец-то оказывается там, где нужен и уместен — посреди кровавой бойни. Это хорошо, предыдущая книжка показала, что про РЭБ, истребители и т.п. атрибутику военной НФ Марте Уэллс лучше не надо.

Здесь — немного лучше. Интрига громоздкая и несколько умозрительная, следить за ходом приходится с определенным усилием. Но — пираты, модуль контроля. инопланетные «странные синтетики», принципы корпоративной колонизации, ракетомет, запрограммированные убийцы, крайне подозрительный кавалер, импланты, зонды. координатор-шантажист, телесные жидкости на потолке и палубе...

И среди этого нашего электронного Дэдпула (наемник + болтливость + неубиваемость + любовь к поп-культуре=Дэдпул) начинают учить дружбе (которая чудо) и отцовским чувствам. К такому, конечно, нужно иметь вкус. Или настрой. Или терпение.

Издано и переведено не хуже предыдущих.

Рекомендации тем, кто ответит «да» на несложный тест: терминатор в туалете и дуется на единственного друга, а дочь двух матерей, которую он не дал убить, стучится в дверь. Нравится?

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх