fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Осенние визиты»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.69
Оценок:
2925
Моя оценка:
-

подробнее

Осенние визиты

Роман, год (год написания: 1996)

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Странные события происходят в наши дни... К самым обычным людям вдруг приходят их двойники. Предстоит смертельная схватка, от исхода которой зависит судьба мироздания. Но это не просто вечная битва сил Добра и Зла, головоломно запутанная ситуация не позволяет героям сразу же разобраться, с кем и на чьей стороне им предстоит вести бой.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Октябрь 1995 — март 1996 гг.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 355

Активный словарный запас: средний (2815 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 42 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Сигма-Ф, 1998 // Крупная форма, романы

Номинации на премии:


номинант
Странник, 1998 // Крупная форма

номинант
Мечи, 1999 // Меч в зеркале

Похожие произведения:

 

 


Осенние визиты
1997 г.
Осенние визиты
1998 г.
Осенние визиты
1999 г.
Осенние визиты
2006 г.
Осенние визиты. Спектр
2007 г.
Осенние визиты. Спектр. Кредо
2007 г.
Спектр
2007 г.
Осенние визиты
2011 г.
Визиты
2014 г.
Осенние визиты
2016 г.
Визиты: Осенние визиты. Спектр. Кредо
2021 г.

Аудиокниги:

Осенние визиты
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Jesienne wizyty
2003 г.
(польский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, в этом романе я не увидел никакой осенней атмосферы. Это просто атмосфера 90-х, описанная в 90-е. Время, когда свобода и добро казались гибелью для мира, а власть — единственным выходом. Так и получилось в реальной жизни. Это сейчас мы начали идеализировать то время, растет поколение, которое вообще его не помнит. Мы приписываем ему кто безоблачное детство, кто романтическое время перемен, истинную демократию и свободу слова и творчества. А из 90-х все это виделось так, как написано в этом романе: продажные политики, стрельба на улицах, киллеры, педофилы, бомжи, грязные вокзалы, опасные улицы, беспросветность и безысходность. Я уже и сам стал об этом забывать. А ведь предостережение коллеги-писателя о том, что на улице сегодня твориться что-то не то и лучше бы ты не выходил из дому, для того времени казалось нормальным, хотя сейчас кажется каким-то гротескным преувеличением.

Вообщем-то, это и не фантастика вовсе. Самый что ни на есть реализм. И в этом беспощадном реализме Лукьяненко все таки нашел способ дать людям немного света. Он оптимист. Наверное, это правильно.

Хороший роман, который стал во многом пророческим.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В конце 90х Лукьяненко выстрелил серией отличных романов о стране на распутье: война всех против всех, прежние идеалы либо беспомощны, либо превратились во что-то страшноватое. Разные по качеству, эти романы были про холодный ветер экзистенциальной свободы в эпоху перемен.

Но начинались уже другие времена – эпоха «Дозоров» с их немудрящей идеей о том, что не нужно раскачивать лодку, а нужно прокачивать своего персонажа.

И c тех пор все тянутся пред страной кривые, глухие окольные тропы…

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Случились длительные выходные. По ТВ — смотреть нечего — одни и те же старые морды, одни и те же замыленные шутки. И попадись мне книга эта под руку...

При всей своей казалось бы «устарелости» , когда описываются «святые 90 (озвучивая НаинуЕльцыну)», сам замысел повествования совсем не о 90-х, а скорее философская попытка объяснить то — какие пути мы (не мы конечно), а те кто во власти выберет.

Это не марксистко-ленинское объяснение, нет...скорее мистическое, религиозное, социологическое.

Удивительно то так правдиво объяснена роль элиты — литературной, художественной. Их лживость, их лицемерие...( браво, мастер — я аплодирую Лукьяненко за честность!, где одной из ипостасей Творчества (Визитера) выступает тот самый Адик Шикльгрубер.

Книга, как ни странно, понравилась. Именно за психологию. Будто автор взял лупу и пристально рассмотрел их — Власть, Знание, Доброту, Силу, Творчество и Развитие.

Удивительно точно определено что Знание без Силы — умрет, что Творчество по сути своей лживо и продажно, что Власть тоже нуждается в Творчестве, но если надо — расправится без сожаления со всеми. О, а про Доброту (ну или скорее — Любовь) особо сказать хочется. Доброта-Любовь, которая с кулаками, Доброта, которая во имя господа (или Аллаха) убивает и превращается в ту блудницу библейскую....жутко, но именно она стала самым отвратительным персонажем в повествовании.

Немного непонятно было вначале книги об «эсперах» — будто хотел написать об одном, а написалось о другом. Что там видел эспер в видении своем — непонятно. Что его заставило умереть с разрывом в сердце — апокалипсис? И почему повесился Визитер Ярослава — Славик...тоже непонятно. Уж не Украинские ли события?!

Ведь вроде бы закончилось всё, ну не хеппэндом, а так себе....чисто по русски.

Книга показалась мне ОТКРОВЕНИЕМ от Сергея Лукьяненко. Некоторые эпизоды кажутся автобиографичными...Эдакий Иоанн Богослов на новый лад с элементами реализма страшного исторического периода страны, который у меня до сих пор вызывает даже не отвращение, скорее — ненависть. Мы выжили. А многие — нет.

Но еще раз — спасибо за такую книгу. Может еще перечитаю попозже, чтоб переосмыслить.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз читала роман давно, в те самые 90-е. Помню, что понравился, хотя сложно сказать- чем. Запомнилась тяжелая атмосфера.

Перечитала сейчас. Много, конечно, типично лукьяненковских штампов, действительно периодами провисает повествование. Нам, читателям, уже поднаторевшим с тех времён, кажется странным, что герои так долго не могут друг друга прикончить- мы в 2020-е привыкли к другим темпам.

Однако теперь, через 24 года после написания книги, мы можем оценить достоверность прогноза. Ведь фантастика- это всегда немного прогноз, не так ли?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Творчество — измельчало, когда-то его прототипом был великий Джотто, а теперь- просто неплохой автор популярных фантастических романов; посланник Творчества не верит себе, боится того, что он может принести в мир (творчество ведёт к разрушению) и кончает самоубийством. Знание — беспомощно и уже не является силой, никому не нужно.

Власть — карикатура на саму себя. Сила- бессильна, ее посланник и прототип не справляются ни с одним заданием. Добро и зло стали неотличимы друг от друга.

Да и сам выбор четкой линии развития не состоялся.

Может, автор и не это хотел написать :))) но мне так прочиталось.

А ведь это будущее наступило. Человечество перестало с благоговением взирать на звёздное небо над головой и моральный закон внутри нас и увлечённо стирает любые различия: между мужчиной и женщиной, между правдой и неправдой, между добром и злом. Главное ведь- точка зрения, не так ли?

Оценка: 8
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Символично то, что Автор определил своих героев и события именно в такое время года, именно в осень. И не в ту осень, которая с ярким солнцем, ароматом прелой листвы, блестящими летающими паутинками и разнообразием оттенков золотого вокруг. А в ту осень, когда холодно, промозгло, с неба временами сыплет водяная пыль, а вокруг грязные лужи и пронизывающий ветер. После такой погоды ведь не понятно, что будет: то ли пойдёт снег, резко вдарят морозы и станет ещё холоднее, то ли оттеплет и солнце ещё порадует своим ярким светом. Так же и в этой книге до конца не понятно чем же всё закончится: то ли всё рухнет в бездну Тьмы, то ли найдутся силы не то что победить, а в нежданно свалившихся на голову и на всю жизнь обстоятельствах отличить, выстоять и дать миру шанс.

Интересно то, что Автор через своих персонажей, таких разных, демонстрирует, что Света можно достигнуть разными путями: через Знание, Развитие, Творчество, Силу, Власть, Любовь. Посланцы почти не обладают возможностями, выходящими за рамки обычных человеческих сил, они вынуждены подстраиваться под общество, жить по его законам и неписаным в том числе. Тот, кто наиболее приспособлен к обществу, наиболее важен и адаптирован, проживёт дольше других. Он победит — и тот вектор, который в нём главенствует, станет доминировать на очень долгое время. И оказывается всё уже было и не раз такое противостояние случалось: Они являлись и известная по истории личность в смертельтной схватке побеждала и изменяла мир. И что характерно, каждый из них прав по–своему, величия можно достигнуть транслируя любое из них. Но ужасно то, что в достижении главного гибнут непричастные и часто их невероятно много, а чудовищно то, что оказывается, что это не главное и эти жертвы нужны, они оправданы, они прикрыты неприложными догмами. Опасность не в том, чего хотят Посланцы, опасность в методах, которыми они собираются добиться счастья. И так же будет в этот раз.

Роман выделяется сильным психологизмом и тяжёлой, мрачной атмосферой. Она приближается постепенно, неудержимо накатывает и становится тоскливо, как обморочный холод внутри, потом дико страшно, потом понятно, что от этого не убежать и не спрятаться – не спасёт ни надёжная охрана, ни собственный дом, ни близкий друг, ни загородный домик сколько не прячься, не затеряешься даже среди толпы. И такое впечатление книга производит не за счёт экшена, а за счёт философских размышлений, диалогов, которые состовляют основу истории. Читая, естественно всё время следишь за психологией героев, пытаясь понять для себя, а какого будущего хочется.

Концовка, на мой взгляд, такая, как и должна быть – без сентиментов, розовых радуг, радостных объятий. Книга жёсткая, тяжёлая, тягучая, поэтому всё рассказанное не способствовало иному окончанию. Мне очень понравилась книга, хотя никаких радужных мыслей и восторгов она не вызывает, хорошего настроения не создаёт, но читалась мною быстро, легко и с большим интересом. Вообще понравился стиль изложения, способ подачи информации, иногда чёткие, хлёсткие фразы, создающие звук удара бича и бьющего точно в цель.

Оценка: 9
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все помнят осень, тусклые вечера, укрытые золотом улицы, холодные дожди и некую мрачноватую изредка печаль на сердце что бывает ложится в темноватые осенние деньки, когда кажется ничего не ждешь. Осень пора открытий и разочарований, и конечно пожалуй одно из самых мистических и таинственных времен года. Именно в такие дни стоит ждать что однажды где-то дома, в тамбуре вагона или даже на улице ты столкнешься с кем-то до боли похожим на тебя. И кто это будет? Твой мистический двойник? Близнец? Клон? А может быть просто из ниоткуда пришел он, таинственный Визитер, который протянет тебе руку чтобы вступить в ожесточенную игру без правил, ради сотворения собственного мирового порядка.

Мир созданный Сергеем Лукьяненко очень холоден и мрачен, в нем словно нет места добру и света. Это история о том как шестерым людям, самых разных возрастов, поколений и профессий явились шесть визитеров двойников, чтобы устроить грандиозное сражение за обладание мировым порядком. Казалось бы что мы о таком слышали, читали и сколько это может повторяться, но нет автор мастерски рисует свои картины, мрачно-золотистые окропленные кровью жертв и охотников, наполненные смыслами и идеями существования и их признаков благодушия. Этот роман скорее ответ противостояния многочисленным история противостояниям Добра и Зла, легенда о том что выберет человек мыслящий, чем его жизнь станет отличима от выбранной личины и свойств. Шесть смертных выбранных на заклание высшей силы и цели и шесть неведомых существ, призванных сражаться за обладание сами понимаете чего.

Книга мне понравилась. Дико понравилась. Я очень люблю мрачную, насыщенную фантастмку и к моему приятному удивлению «Осенние визиты» удались такими, что смогли заставить меня влюбиться в них на полные сто процентов. Отличный, грамотный авторский язык очень бойко и благодушно описывает все происходящее, что очень ускоряет темп, не заставляет застревать как у некоторых на долгое время, да и даже не на долгое, роман хочется читать, в него погружаешься, он захватывает. Нечто подобное было у меня с Лукьяненко и в «Черновике» с циклом «Линия Грез», но апогея эта черта для меня лично достигла в этой книге. Очень много запоминающихся и ярких эпизодов, которые явно прокручиваешь в голове как фильм. Сцены экшена читаются на выдохе, а харизматичность даже такого «упыря» как Илья Карамазов, не дает заскучать, а лишь усиливает эффект. Благодаря этому немало эпизодов врезалось в память, зависло во мне обрывками кадров, что оказалось очень здорово. Тоже самое можно сказать про диалоги и текстовое содержимое, нашлось и то над чем можно подумать, как и то что можно смело выписывать любителям цитат. К достоинствам также можно отнести высокий уровень увлекательности текста и шикарную работу над героями, они разные, со своими тараканами и мыслями, упрекнуть Лукьяненко как многих сегодняшних авторов в шаблонности, даже рука не поднимется с языком.

Книга получилась, причем для меня на «ура». Бесспорно первый претендент в моем сердце на лучшую книгу прочитанную мною в этом году, за свою яркость, мрачную безмятежность и смысловой поток. Радует что автор думает, что это непросто развлекательная литература, а целый кусочек чьего-то сердца, явно бьющийся в груди и в конце концов поставивший для меня дилемму всей книги: что же все-таки лучше, бескомпромиссное зачастую добро со слепой верой или безмятежная ни к чему не обязывающее зло? Я думаю это противостояние лишь повод, дать понять что нас нет, что мы не выбираем, что мы часть того и того, и часто сталкиваемся в себе как и с полным не идущем на компромиссы добром так и полной свободой зла.

Жаль конечно что книга для меня так быстро окончилась, я бы еще задержался, еще чуть-чуть лишь бы мне позволили забыться среди этих снов, забыть о чем я прочел и вернуться туда. Книги все-таки нас меняют, заставляют смотреть на реальность немного другим взглядом, задуматься о вещах которые до этого нам были либо безразличны либо которые мы не видели. «Осенние визиты», спасибо вам, вы хоть немного изменили мой внутренний мир, заставили глянуть шире.

Итог: пожалуй одна из лучших фантастических книг что читал на отечественном пространстве. Советую ознакомиться и тем кто не успел, если они не бояться холода и осенних визитов незнакомцев, которые вполне возможно изменят вашу жизнь.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ничего лучше «Спектра» у Лукьяненко не знаю. Из его крупных форм прочёл 16, что составляет примерно 35 процентов, хотя достоверность оценивания — много больше половины, поскольку читал только «по рекомендации», то бишь с учетом чужого коллективного опыта. Даже распиаренный «Черновик» и оставшаяся в тени «Застава» — это все уже ниже «Спектра».

Но, вот, ЭТОТ вот текст — он стоит особняком по отношение ко всем прочим, это — стать совсем особая. Здесь автору удалось — самым непостижимым для меня образом — «овеществить» тоску как таковую. Осеннее настроение, точно такое же — мироощущение, да и мировоззрение — в придачу. Как это конкретно автору удалось — не знаю, но — факт остаётся фактом. В этой «тоске» нет кошмара безысходности, нет ужаса «предопределённости негатива», даже обязательной депрессии — тоже нет. Но тоска — есть.

Многие приплетают к оценке «Визитов...» негативизм Автора по отношению к эпохе девяностых вообще, мол оная «тоска» — это некий результат живописания «коллективного бессознательного» на грани желания жить. Категорически протестую. Прекрасно помню все оттенки восприятия той эпохи, не так много времени прошло, чтобы уже забыть. Так вот, «лихие девяностые» — само собой, «Визиты...» — само собой, и там и там — свои, совсем отдельные, заморочки. И — что самое главное: у Автора оная «тоска» получилась какая-то «несмертельная». Я не скажу «светлая» или «жизнеутверждающая», это было бы уже слишком. И тем не менее.

Короче, вот, если бы можно было эту книжку «перелить» в песню, то вот под оную песню — я бы с огромным удовольствием раздавил бы пол-литру в хорошей компании, а под занавес вечера, на вопрос собутыльников «чего сопли распустил», ответствовал бы что-то вроде «...да просто жизнь вся — какая-то КРИВАЯ...». И — мордой в салат...

Вот, как-то так

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перечитал «Осенние визиты» и убедился в том, что это как раз та книга, которую автору стоило бы переписать. Дёрганое действие, когда пространные рассуждения сменяются оргиями и убийствами, некоторый перебор с чернухой, и одним временем написания его не объяснишь. Хотя приметы того самого времени и щедро рассыпаны по тексту — жуткие «среднеазиатские поезда», ларьки на ВДНХ, отсутствие лекарств в больницах и, главное, полная неопределённость с будущим даже не страны, а территории и людей её населяющих. Сама идея романа настолько хороша, что несколько смазанный финал повествования, пусть и предсказуемый, но всё равно какой-то пустой, не может перебить всю её, идеи, мощь и красоту. А вот перепиши литератор (в отзыве на «Осенние визиты» только так) книгу сейчас с учётом послезнания и отточенного годами мастерства, быть бы ей лучшей на книжной полке с произведениями Сергея Лукьяненко.

P.S. Почитал отзывы, трактовки финала различаются. По-моему всё очень просто —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все Посланники оказались несостоятельными, и людям придётся самим творить своё будущее.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне приходилось читать этот роман раньше. Лет семь или восемь назад, когда я подрабатывал сторожем в детском саду и мог позволить большую часть смены просидеть с книгой. Как раз стояла осень, и в тот раз роман пришёлся по душе, привёл в соответствие погоду снаружи и настроение внутри. Не знаю, стал ли месяц декабрь тому виной или что другое, но сейчас ощущения оказались гораздо более противоречивыми. У книги интригующее начало. К шести людям приходят двойники-визитёры, определяющие основные тенденции современного мира. И каждому из прототипов приходиться пересматривать своё понимание окружающей реальности. Вот эта часть самая лучшая. Осень только-только начинается и кажется, что вот-вот надвинется нечто, изменяющее всё вокруг, изменяющее раз и навсегда. Только это неправда, очередная иллюзия в календаре нашей жизни. Обманчивое ощущение проходит, остаются только слякоть и бесконечно моросящий дождь. Вот и в книге всё так же. Автор обрисовывает каждую из линий, расставляет фигуры по своим местам и пунктиром намечает векторы движения, от которых до конца книги не отходит ни на шаг. В итоге вторая половина романа становится скучной. При желании Лукьяненко мог сократить её в два раза или увеличить в три, но смысл от этого не изменился бы ни на грамм.

Возможно, ситуацию могли бы исправить герои, за которых хотелось бы переживать. Но здесь такой только один, пусть и в двух лицах. Это прототип Знания и его визитёр. Остальные вызывают в лучшем случае лёгкое неприятие, а то и вовсе отвращение. Посланник Тьмы, «работающий» киллером экстра-класса, черпает всё своё вдохновение из подсказок симпатизирующей ему сущности, а на деле не может устранить даже элементарную цель. В свободное же от попыток кого-нибудь убить время, Карамазов потакает своим педофильским наклонностям. Посланница Добра мешает людей с грязью, включая своего прототипа. Посланник Творчества вместе со своим напарником предаётся беспросветной рефлексии и не вылезает из бутылки. Дети получились серым, а Власть и Сила толком не запоминаются.

Без сомнений удачной у автора стала попытка представить срез эпохи. Книгу населяет множество примет постсоветского периода, сейчас кажущихся столь чужеродными и далёкими. Исходя из времени действия, свёдшееся противостояние визитёров и их прототипов к перестрелкам выглядит логичным. И всё же определённое разочарование вызывает потенциальный размах их разборок. Посланники частенько вспоминают свои прошлые приходы, когда они вставали у руля держав и религий, вовлекая в Игру миллионы людей. Сейчас же всё гораздо банальнее. И если бы Лукьяненко дал этот размах, то это была бы уже совсем другая книга. Стиль писателя разбивать предложения на короткие хлёсткие фразы, состоящие иногда из одного слова, поначалу вызывает приятие, но чем дальше, тем сильнее это становится натужным и начинает утомлять. Существенным минусом в «Осенних визитах» служат какое-то уж совсем зашкаливающее количество продакт-плейсмента и явный переизбыток эротических сцен.

Оценка: 6
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд одна из самых удачных книг Лукьяненко. Это одна из тех книг, когда автор ещё мог передавать общую атмосферу произведения. Осень показана действительно тяжёлой и давящей. Стоит признать, что подобные книги автора и сделали ему имя. К сожалению это только роман, с удовольствием прочёл бы подобный цикл. Общая оценка 10 из 10.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначное впечатление осталось после прочтения. Не уверен, что я понял главную идею книги, может я не в целевой аудитории. Хотя осталось ощущение, что автору не удалось в полной мере передать смысл сюжета. Читалось тяжело, повествование местами казалось не логичным, все ждал, что в конце все станет на свои места, но не встало. Но как говорится мои ожидания это мои проблемы.

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман тяжеловат на подъем, очень неровный в смысле чередования «экшена» и «затишья». Философски он продуман неплохо, у Лукьяненко вообще все стройно и логично. И исходит он из изначально сверхфантастической подачи — поместите стандартных людей в нестандартные условия (или наоборот), вот вам затравочка для романа и готова )) Дело за «малым» — исполнением )) И Лукьяненко безусловно молоток! ...

Шесть людей и их визитеров (которые они же и есть, только более продвинутые), шесть характеров, шесть историй, начинающихся раздельно, но впоследствии переплетаясь, создают цветистый узор калейдоскопа. ТВОРЧЕСТВО, СИЛА, ВЛАСТЬ, ЗНАНИЕ, РАЗВИТИЯ, ТЬМА. И за сюжетными ходами начинаешь забывать свои вопросы, а почему именно эти векторы, а почему таким странным персонажам они достались. И двигаясь по сюжету, возникают все новые и новые вопросы, и снова их затираешь в прочитанное. И весь этот мортал-комбат шестерых людей и их виз-а-ви продолжается вплоть до финала, предпосылок для предсказания которого скудно мало... Атмосферно тяжеловат роман, особенно в начале, когда уловить и скомпановать всех героев и события предельно сложно из-за их количества. Но держит в напряжении...

Цвет осени Лукьяненко — «мокрый асфальт с пятнами крови». Возможно, люди повзрослее и воспринимают 90-е как что-то несуразно-криминальное. Эта вечная нехватка зарплаты, эта неразбериха в стране, эти постоянные разборки криминала, да и вообще, нестабильность. Для меня же это время весьма романтично и радужно. У меня это время последнего звонка, потом университета, первых настоящих свиданий, первых дипломов бакалавра/специалиста, а по окончанию ВТУЗа, первой работы, первых по-настоящему крупных (как мне тогда казалось) собственных денег... Так что восприятие атмосферы романа, это дело каждого в отдельности. Лично для меня он сильно мрачная...

Но сюжетно роман безусловно интересен. Я не могу сказать, что все герои приятны (я скажу даже больше, многие из них окровенно неприятны), но они не плоские, они как мининмум 3-D )) ... Разбирать роман по косточкам, по-моему, не имеет смысла, весь интерес в многослойности героев, событий, с ними связанных. И несмотря на мрачную атмосферу, этот калейдоскоп затягивает и приобретает цвет и узор, радующие глаз...

Приятного прочтения ))

Оценка: нет
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня лично «Осенние визиты» являются совершенно особенным произведением. Читая его, я начал придумывать альтернативные концовки того или иного романа. И радовался, как ребенок, когда мои предположения совпадали с мыслеизысканиями маститого автора. Именно с этой книги началось конструирование своих миров в воображении, именно тогда я начал писать свои собственные рассказы, именно тогда я смотрел на главгероя книги и понимал, что писателем быть сложно. Для меня написание рассказов осталось хобби, во многом благодаря персонажу Ярослава Зарова.

Написан роман с таким надрывом, с такой искренностью, что веришь каждому написанному слову, понимаешь, что все пропущено через сердце. В дальнейшем схожие ощущения из творчества Сергея Лукьяненко оставил лишь роман «Спектр».

Надеюсь, Сергей Васильевич еще не раз и не два будет удивлять своими фантастическими драмами.

Оценка: 10
–  [  31  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, для меня эта книга в творчестве Сергея Лукьяненко почему-то стоит особняком. Ну вот не похожа она в моём понимании на другие книги автора. И объяснить это рационально, логично, простыми словами — чрезвычайно трудно. Почему? Да ведь восприятие или невосприятие человеком художественной книги — глубоко личный процесс. Можно признать добросовестную работу автора над книгой, но эмоции или их отсутствие при её прочтении всё равно потянут личную оценку книги вверх или вниз. Поставить оценку за книгу — это ведь не то, что поставить оценку за контрольную по математике, где смотришь: вот это и то выполнил, а того — нет.

Нет, вы не подумайте только, что эта книга мне не по нраву. Просто иногда у меня возникает вдруг желание перечитать книги Лукьяненко, и оно редко иссякает после одной — хочется другую, потом третью... Так вот: ни разу в такой ряд не было желания добавить «Визиты». Для этой книги мне нужно совсем другое настроение. Когда оно наступает, то подходит только эта книга. Вот потому она для меня «иная» среди творчества Лукьяненко.

Что же привело к появлению такой книги? Желание рассказать «страшную сказку»? А что привело к такому желанию?

Посмотрите, когда вышла эта книга. А впечатления для её написания, настроения автора складывались на протяжении ещё нескольких лет до этого Помните, что это было за время? Вокруг только ещё лежали обломки старой жизни и почти не видно было внятного строительства чего-то нового. Кончилась целая эпоха, эпоха твёрдой власти, а её сменило безвременье. Тревога, страх, неуверенность — вот что характеризовало тогда общество. Что то будет дальше — таким вопросом задавался почти каждый. Жизнь в то время сама была страшная, и ведь совсем не сказка, а самая что ни есть быль. Вот эта жизнь и стала сценой для «Осенних визитов». Ну какой ещё могла стать книга?

В той жизни было слишком много вопросов и слишком мало ответов. В ней было много недоверия, опаски. В ней мало было места простому добру. Всё это отразилось и в книге.

Слабое, умирающее Знание, шанс которого — лишь послужить какому-то иному вектору, бессильная Сила, — её Лукьяненко показал как не худший из возможных векторов, но Сила ушедшая, потому что ей нечему служить и она потеряла веру в саму себя. Власть, сразу же показавшая свою суть. Добро как всепрощение (а все ли достойны прощения?), что слилось в страшном альянсе с Тьмой (полная свобода и вседозволенность — вот что для автора Тьма). На последних двух линиях — Развитии и Творчестве — хотелось бы остановиться чуть подробней. На Развитии — потому что Лукьяненко не видел для мира ничего хорошего в победе этой линии в условиях той жизни. Развитие — но чего? Недоверия и страха, что были в той жизни, что отпечатались в душе Кирилла и могли стать доминантами для всего мира в случае победы линии. Это для меня знак того, что автор был убеждён в коренной неправильности жизни общества тех времён и необходимости её изменения, не веря, что без перемен это общество может развиться во что-то более достойное.

Ну а на Творчестве — потому что для описания этой линии автор ввёл в повествование самого себя. Не какой-то собирательный образ человека творчества, писателя или даже писателя-фантаста. А себя — со своими убеждениями и идеями, со своей правдой. Читать диалоги Ярослава со своим Визитёром или с Кириллом, его мысли было для меня едва ли не самым интересным в книге. Мне кажется, Ярослав Заров как прототип Творчества, прототипом которого стал сам автор, введён в роман не ради забавы или игры с читателем. Книга для автора — в чём-то возможность поговорить с читателем не только о жизни, но и о самом себе, о своих взглядах и убеждениях, о творчестве, здесь ведь есть ответы на вопросы, которые, уверен, интересовали немало людей. Но ещё это и полемка с самим собой, попытка дать ответы на вопросы, что волновали самого автора, и ответы в первую очередь самому себе.

Ярослав Заров верит в то, что цель оправдывает средства. Но автор уводит его Визитёра от возможности кроить мир по своему усмотрению. Великий соблазн для творчества — прислуживать. Власти ли или Силе, Тьме или чему-то, объявившему себя Добром. Всем ли удаётся его преодолеть? И нужно ли это?

Как бы всё сложилось у Зарова, если бы сложилось по-другому? Если бы Власть победила? У меня нет уверенного ответа на этот вопрос. Возможно, у Лукьяненко — тоже.

Даже окончание книги не даёт ответа, избавлено ли человечество от предопределённости или одна из линий всё же одержала верх. Думайте сами.

Я поставил бы десятку, если бы не настроение, в котором для меня «Осенние визиты» — лучшее чтение. Это не очень хорошее настроение.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Унылая пора, очей очарование…

Как я уже писал в отзыве на «Дозоры», Лукьяненко, на мой взгляд, – певец своего времени. На момент написания многие его произведения были острыми и злободневными, но по прошествии лет резко потускнели.

О чем «Визиты?» О девяностых. О том времени, когда старое уже сломано, но ничего нового на его месте еще не возникло, непонятно куда идти дальше и что вообще ждать от этого мира. О том, что какой бы вектор развития в итоге не взял верх над другими, ничего хорошего из этого не выйдет. И все это на фоне той самой унылой поры, которая в моих краях нынче кажется длится месяцев восемь. И отчасти я даже проникся атмосферой произведения. Потому что, несмотря на то, что в девяностые мне было лет не очень много, воспоминаниях я о них по ряду причин сохранил не самые приятные. Смутно еще помню эту атмосферу тягостного ожидая несветлого будущего. Скажем, разница между отпрысками тех, кто внезапно оказался на коне и тех, кто остался за бортом новой жизни, она и в начальной школе чувствовалось.

Но проникся я лишь отчасти. Потому что, как ни крути, та эпоха ушла, и тем, кто с ней не соприкасался напрямую, отдельные разглагольствования автора будут не слишком близки. Сейчас мы все-таки живем получше. Да и к сюжету у меня есть определенные претензии. То, что автором преподносится как противостояние неких высших сил, решающих судьбу мира, местами выглядит как возня в песочнице. Да и от попыток местами добавить половых извращений, вроде киллера-педофила или медсестры-лесбиянки, совокупляющейся со своим двойником, на мой взгляд, произведение нисколько не выигрывает. Больше напоминает попытку эпатировать тогда еще неискушенного читателя, повествование вполне бы обошлось и без этих деталей.

По итогу «Визиты» — книга настроения. Ее нужно читать осенью, обозревать осенью и при этом вспоминать о девяностых. Тогда есть вероятность, что вы ей проникнетесь и выставите ей более-менее высокий балл. Как это было у меня. В противном же случае оценка может быть куда ниже.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх