FantLab ru

Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.57
Оценок:
9481
Моя оценка:
-

подробнее

Лабиринт отражений

Роман, год; цикл «Диптаун»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 268
Аннотация:

Отпусти меня глубина…

Виртуальный мир – это теперь не просто абстрактное слово, а целый город под названием Диптуан куда хочет попасть каждый. Ведь там можно все — примерять любые маски, играть, работать, общаться, творить, как что-то благое, так и сеять негатив.

Теперь сидящие за монитором люди перестают воспринимать нарисованное, а видят окружающее реальным. В этот мир легко погрузиться, но тяжело выплыть. Именно поэтому виртуальность теперь называется ГЛУБИНА.

Биологические потребности это последнее, что связывает человека с реальностью, ведь многие хотят остаться там, в виртуальности.

Но есть среди бесчисленного количества рядовых пользователей, везунчики, которые по непонятным причинам оказались наделенными особыми способностями. Здесь их называют ДАЙВЕРАМИ – они способны входить в глубину и покидать ее по собственному желанию. Они никогда не перестают путать нарисованное и реальное.

Именно на дайверов ложится ответственность за глубину…

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Диптаун»

— антологию «Странники», 2000 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 289

Активный словарный запас: средний (2924 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 44 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Зиланткон, 1998 // Большой Зилант

лауреат
Литуаникон / Lituanicon, 2001 // (Россия)

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2006 // Переводной роман (Россия)

Номинации на премии:


номинант
Сигма-Ф, 1998 // Крупная форма, романы

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2018 // Переводная книга НФ (Россия)

Похожие произведения:

 

 


Лабиринт отражений
1997 г.
Лабиринт отражений
2000 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2003 г.
Лабиринт отражений
2006 г.
Лабиринт отражений
2007 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2007 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2011 г.
Лабиринт отражений
2012 г.
Глубина
2014 г.
Лабиринт отражений
2017 г.
Глубина: Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2021 г.

Аудиокниги:

Лабиринт отражений
2002 г.
Лабиринт отражений
2005 г.
Лабиринт отражений
2005 г.

Электронные издания:

Labyrinth of Reflections
(английский)
Странники
2000 г.

Издания на иностранных языках:

Labirynt odbić
2002 г.
(польский)
Лабиринтът на отраженията
2002 г.
(болгарский)
Peegelduste labürint
2005 г.
(эстонский)
Bludiště odrazů
2007 г.
(чешский)
Labirynt odbić
2009 г.
(польский)
Лабиринтът на отраженията
2009 г.
(болгарский)
Labyrinth der Spiegel
2011 г.
(немецкий)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне уже за 30. За плечами полностью прочитанные Лазарчук, Стругацкие, Лем, Гибсон и прочие корифеи жанра. Лукьяненко со своими потугами на психологизм характеров и формулирование эрзац-философской проблемы киберпространства выглядит по сравнению с вышеозначенными писателями даже не младшим братом — просто пигмеем. Признаю, что в качестве подростковой литературы данный многостраничный опус вполне бы сгодился (написано довольно качественно), если бы так морально не устарел всего-то за 20 лет... Чего не скажешь о том же «Нейроманте», с которого по всей видимости и был вылеплен «Лабиринт отражений».

Разумеется Лукьяненко стоит наголову выше всего остального безликого треша отечественной фантастики, которая демонстирирует поразительный регресс к НФ 40-х годов. Однако, называть подобную литературу серьезной фантастикой у меня язык не поворачивается. С «Лабиринта отражений» я начал знакомство с серией про Диптаун, ей же и закончу.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данный роман сделал Сергея Лукьяненко знаменитым. Необычная для советстких читателей среда (виртуальная реальность), немного философии и душевных терзаний героя плюс таинственный гость «со стороны» — и получился фантастический бестселлер западного образца! Он не только принес автору солидный гонорар, но и помог ему получить российский паспорт, заодно зарезервировав своему хозяину место на российском Олимпе. Но так ли он хорош с точки зрения «холодного рассудка»? Попытаемся разобраться...

СЮЖЕТ. Некое альтернативное будущее, в котором вместо Интернета люди получили Deep (Глубину) — психовиртуальную глобальную сеть, имитирующую реальные ощущения засчет своеобразного гипноза (или даже психоза) визуального ряда. Идея Глубины, конечно, абсолютно ненаучна, зато необычна и интересна. Благодаря ей, автор смог обойти многие моральные запреты, еще действовавшие в эпоху 90-х годов. В романе есть и убийства, и порнография, и Супермен (по-нашему — Сверхчеловек), и даже неявный призыв к государственному перевороту. Но у автора «железная» отмазка: всё это происходит не в реальном мире, а в виртуальном — значит, не по-настоящему! Так что рейтинг PG-18 получен заслуженно. Не спорю, виртуальность многое прощает и упрощает. Но роман-то был адресован «поколению Пепси», т.е. молодым, а в нем — брутальный вор и махровая проститутка в качестве главных персонажей! Как-то не вяжется всё это с моральным кодексом строителей «светлого» будущего...

МИР. Тут уж автор постарался на славу! В былые времена он успел «нанюхаться пороху» в разного рода корпоративных сетях (FidoNet, IntraNet, Russia online и проч.), так что опыт у него был солидный, и потому картина Диптауна действительно впечатляет! В ней визуализированы все процессы и программы тогдашних компьютеров — информационные каналы (магистрали дип-проводника), форумы и чаты (конференц-квартал), иконки-аватарки (личины пользователей), компьютерные вирусы (дип-оружие) и даже «расшаренная» версия современной операционной системы — Windows Home. Компьютеры, используемые персонажами романа, конечно, архаичны и ничего, кроме смеха, сегодня вызвать не могут — процессор Pentium 100 MHz, 16 Мб оперативной памяти, 2 Мб видеопамяти и всего 2 Гб на винчестере! Да, еще телефонный dial-up модем с тоновым набором. Любой современный мобильный телефон (не смартфон!) будет покруче определенно! Никаких 3D-виртуалок на нем запустить, конечно, нельзя. Тем более, такую продвинутую во всех отношениях программу, как Глубина. Я еще помню, как на 486-м процессоре у меня безбожно тормозили фильмы — у них звук опережал видеоряд, не давая возможности насладиться шедеврами забугорного киноискусства. Это сейчас звук встроен в любую материнскую плату (причем качественный, шестиканальный), а в 90-х я для этого покупал отдельную плату Sound Blaster AWE 32 с двухканальным разделением. Про видеокарты и говорить нечего — все режимы ограничивались тремя вариантами: 320х240, 480х360 и 640х480. Попробуйте-ка пройти на таком разрешении знаменитую игру Doom-2 — тогда поймете, о чем я говорю!

ИДЕЯ. Нереальный мир Глубины понадобился автору для демонстрации возможностей дайверов — особого типа людей, не восприимчивых к гипнозу дип-программы, и потому способных «выходить» из нее произвольным (внепрограммным) способом. Все остальные могут покинуть Диптаун, только выполнив в виртуальности определенное действие (например, нажав какую-то кнопку). Такая свобода дает дайверам огромное преимущество над остальными, поэтому они, как правило, работают в Глубине хакерами (взломщиками) или крэкерами (похитителями). Способность крайне редкая: даже изобретатель Глубины Дмитрий Дибенко таким талантом не обладает. Этот факт, кстати, сыграл в биографии героя романа одну из ключевых ролей. Вторая ключевая идея романа — реализация Свободы в виртуальном пространстве. Не вседозволенности, а именно свободы. Если в реальном мире понятие свободы — чистая утопия, красивая, но нереализуемая мечта, то в цифровом мире ее проявления более реальны и оправданны. Без такой свободы существование Диптауна невозможно, ибо в этом городе-государстве заложены как новые веяния общественной жизни, так и ее старые грехи. Дайверы как раз и отражают то самое новое, что должно победить отжившее старое. Есть и третья идея. Она звучит в высказывании Нади об иллюзорности виртуальной жизни. Не следует придавать этой нереальной жизни слишком много значения, иначе настоящая жизнь может вообще превратиться в фикцию и остановиться, как часы забывшего выставить таймер выхода пользователя. Каждой потехе — свое время.

УДАЧНЫЕ НАХОДКИ. Первая из них, конечно, это сам Лабиринт. Точнее, виртуальный мир внутри виртуальности. Матрешка миров, говоря языком восточных философов. Технология этого мира показана автором сравнительно неплохо. Еще один замкнутый на себя мир — это «живые» картины в борделе. Вторая находка — гардеробная Мадам. Сразу приходит на ум роман Желязны «Теперь мы выбираем лица». Наверняка, Лукьяненко его читал. Третья находка — контакт с энергетической формой жизни. Ее представитель воспринимает виртуальный мир как реальный, и в этом конфликте чувственного и рационального — вся соль фабулы.

НАЙДЕННЫЕ «РОЯЛИ». Автор писал роман в самом начале своей карьеры и потому никак не мог избежать «косяков» сюжета. Их-то и должны прикрыть разного рода упрощения, искусственные согласования сюжета, называемые в просторечии «роялями». Вот что мне удалось «накопать». 1) гипнотизм Глубины (ненаучен в своей основе, но позволяет автору показать всю мощь «дайверов» и потенциальную опасность виртуального мира (необходимость установки таймера выхода)); 2) вирус Warlock, давший возможность герою сломать программный код Лабиринта и вытащить в основную программу Неудачника; 3) сверхъествественная способность главгероя заходить в Глубину без компьютера и модема (нужна была для красивого финала); 4) совпадение образа возлюбленной героя с аватаром Вики (это нравится женщинам, так как повышает сентиментальность сюжета); 4) подмена мозгом пиксельных образов на полноценные визуальные (такие глюки обычно возникают только при приеме наркотиков, но автору таким образом просто захотелось «онатуралить» виртуальную жизнь).

ГЛУПОСТИ И НЕСУРАЗНОСТИ. Из-за экономии места пробегусь по ним «галопом по Европам». 1) виртуальные выпивки, 2) виртуальный сон, 3) виртуальный секс (см. «Разрушитель» со Сталлоне), 4) как не подверженный гипнозу Глубины дайвер был всё же поражен аналогичной программой Дибенко?? (это нужно было для придания финалу драматичности и динамики).

ПЕРСОНАЖИ. Образ главгероя вышел фрагментарным. Все его давйверские качества прорисованы хорошо и полно, а вот человеческие... Когда автор принимает решение писать «от первого лица», на первое место выступает внутренний мир героя: его размышления, переживания, моральные оценки, внутренние реакции на происходящее. Вот эта часть образа показана неважно — слишком фальшиво, преувеличенно патетично и надуманно. Поэтому сложно понять, в силу каких причин он умудрился получить сверхспособности в самом финале. Ведь 3/4 всего романа дайвер оправдывал свою собственную самооценку («чайник», т.е. неопытный пользователь). Как такой слабак мог изменить программный код основной программы, что под силу далеко не всем хакерам? Про его низкую мораль даже говорить-то неудобно: занимается кражей информации, ведет себя как фраер (независимый от всех бандит), продает совесть за боны и не обладает даже элементарными навыками разговорной речи. И это положительный герой?!

Не совсем получился и образ Неудачника. Вся его «чужеродность» — в какой-то заторможенности и нежелании отвечать на вопросы. Реального характера за всеми этими ширмами не видно. Например, мне до сих пор не понятно, почему он упорно отказывался объяснять, откуда он прибыл? Разве тут есть какой-то секрет? Думаю, автор просто хотел добавить ему загадочности, но слишком уж переборщил с дозой.

Образ Нади вышел более цельным и правдоподобным. Только зачем было делать ее виртуальной проституткой, а под самый финал придумывать для этого морально-этические оправдания? Мне лично такое решение не показалось уместным и этичным. Это только у американцев все герои в прошлом — либо бандиты, либо проститутки. У советского народа немного другие идеалы.

К удачным можно отнести образы хакера Маньяка, дайвера Серого и управляющего Гильермо. А ведь они только второстепенные действующие лица...

--------------

РЕЗЮМЕ: эпопея о свободе и долге в виртуальном мире. А также о том, как нас изменит эта самая Глубина. Читать роман нужно аккуратно, не сильно вникая в философские рассуждения героя — они не являются идеалом морали, а всего лишь авторской данью наступившим временам.

Оценка: 8
–  [  34  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сугубо имхо:

На данных страницах вижу довольно приличное количество критики наряду с хвалебными отзывами.

Как мне кажется, не следует забывать о том, что роман написан в 97 году. Соответственно писался он годах в 95-х.

Я практически уверен, что большинство из пишущих отзывы в те годы с сетью еще не контактировало.

Сам я попал в паутину как раз в конце 95-го года, и помню как все было, в т.ч. и в мозгах у людей.

Помню разговоры в чатах о трехмерной реальности, и т.д. Помню фильмы «Сеть», «Хакеры», на которые нынче без улыбки не взглянешь, потому что это продукт того времени. Как дискеты, как монохромные дисплеи, «диггер», хакинг паролей «суперсекретной» програмулиной, многоминутный дозвон в долбанный «Ситилайн», порою занимающий больше времени, чем сам серфинг, картинки, загружающиеся по 40 секунд, пропускная способность в 9600, deathmatch в дум, еретик или дюка, и пр и т.д.. Все это было, и уже никогда не будет. И все это — малоинтересно тем, кто этого не застал. Глядя на все это с высоты можно лишь снисходительно улыбаться.

Так вот на этот роман можно положа руку на сердце глядеть БЕЗ улыбки.

Я помню собственное впечатление от лабиринта, прочитанного еще в школе.

Это было первое произведение, с которого я начал процесс познания Лукьяненко, который для меня не автор «Дозоров», слава Богу.

А в первую очередь автор «глубины», «императоров иллюзий» и «Осенних визитов».

ИТОГО: Мне — однозначно в коллекцию (уже давно есть). Кому-то, кто еще не читал — хотя бы прочитать.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чем больше комментариев собирает книга, тем меньше в них адекватной оценки. От истерично-восторженных 10 баллов, до негодующих 2х — разброс колоссальный, но в целом, книга выходит в первый лист рекомендаций. Забавный факт: раздел сайта FAQ, предназначенный для новичков, содержит пример неудачного («заминусенного») комментария, который взят из отзывов на этот роман.

Дальше по делу. Язык повествования очень хорош: после чтения многотомных циклов графомании и корявых переводов с забугорного, — глаз радуется. Наличествует описательная часть пейзажей и видов, уместная и не слишком громоздкая.

Эмоциональный оттенок апатично-тоскливый. То, что многие трактуют как «философию» с множеством негативных приставок, скорее создаёт нужное настроение, чем действительно поднимает проблемы.

Основная поднятая тема — жизнь в сети. Даже если не брать в расчёт выдуманный виртуальный мир, то многие люди посвящают значительную часть жизни цифровому пространству. И речь тут не только о видеоиграх. Общение, развлечения, работа — время проведённое в сети исчисляется часами «экрана». И часто бывает, что человек в реальной жизни совсем не тот, что в «цифре»: инстаграммщица не такая и счастливая как на фото, знаток жизни уровня «в СССР было лучше» — пятиклассник, заядлый любитель сетевой «клубнички» — верный семьянин. Обман/ложь/бравада, а если взять игровую сферу, то и жестокость/убийства — вот чем заполнен цифровой мир. Ну, и котики. Куда без них. В общем, вопрос поднят очень актуальный и для нынешнего поколения.

Но отстаёт роман в техническом плане, как многие заметили. Критично ли это? Мне так не показалось: будут там байты или дофигабайты — не принципиально, как и старые версии процессоров с тремя цифрами или сказочные новые. Телефонные модемы, пиксели — все это малозаметно. Действительно значимым в этом плане был выбор игры Doom: культовая для того времени и безызвестная сейчас. Я сам её уже не застал, поэтому не разделяю восторга фанатов. Но и тут не критично: без всяких вводных понятна суть жанра беги-стреляй. Зато мир Толкиена все так же актуален.

Вообще, в ходе сюжета возникает ощущение калейдоскопа от перехода миров: реальность, виртуальность, игровые, тематические, художественные. Яркие и красивые искусственные миры сильно конрастируют с серой реальностью — ещё и отсюда опустошенность главного героя.

В итоге имеем хороший роман без возрастных ограничений, но с возможностью понастальгировать читателям «со стажем», без выраженных вкусовых предпочтений, но с бОльшим шармом для игроков и «детей сети».

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые прочитал эту книгу больше 20 лет назад, читал тогда её не один раз. И недавно решил перечитать, посмотреть, как будет восприниматься сейчас книга, которая много лет назад очень нравилась.

Более того, когда читал Первому игроку приготовиться, то постоянно вспоминал Лабиринт отражений, который был написан гораздо раньше, но, по воспоминаниям, был гораздо более продуманным.

Так и оказалось, даже по прошествии такого числа лет книга читается бодро, интересно, захватывающе.

Да, сейчас вызывают улыбку те объемы данных, которые пересылаются в книге, или ширина каналов с модемами, занимающими телефонную линию... Но, блин, ты и вспоминаешь, как это было тогда!

Книга по прежнему шикарна!

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Глубина, глубина, я не твой... Отпусти меня, глубина».

Захватывающее произведение! Очень атмосферное, затягивающее, интересное. Это довольно нетривиальный взгляд на жанр киберпанка. Но обо всём по порядку.

Поговорим о мире романа. Произведение повествует о виртуальном городе Диптаун, который был создан по случайному стечению обстоятельств московским хакером Дмитрием Дибенко в 1994 году, когда он хотел написать простую программу для медитации. Глубина затягивает многих людей. Чтобы не утонуть в ней, у многих установлен таймер, ограничивающий пребывание в этом мире. Когда они не способны «вынырнуть» самостоятельно, им помогают дайверы — люди, способные выйти из виртуальности в любой момент, ибо их разум по непонятным причинам неподвластен Глубине.

Завязка такова: главный герой, дайвер Леонид, и его напарник, дайвер Роман, пытаются украсть файлы у корпорации «Аль-Кабар», которая специализируется на создании лекарств. После успешной операции дайверы встречаются с заказчиком. Когда сделка подходит к концу, Леонида похищает некий Человек Без Лица, предлагающий ему крайне выгодное предложение. И после этого начинается увлекательное приключение, наполненное интересными мыслями, рассуждениями, живыми персонажами и чарующей атмосферой Диптауна. Всё, пока о сюжете я говорить не буду, а попытаюсь передать все свои впечатления.

Почему в самом начале я сказал, что книга — необычный взгляд на киберпанк? Потому что роман лишен грязи и мрачности классического киберпанка. Русский киберпанк более живой, более романтичный и более душевный. Если, к примеру, в «Нейроманте» Гибсон пытался показать безысходность, атмосферу упадка и одиночества, то Лукьяненко показывает свободу, доброту и романтику. Мне очень понравилось высказывание Леонида в последних главах: «Нам хотелось чудес, и мы населили ими Диптаун. Эльфийские поляны и марсианские пустыни, лабиринты и храмы, далёкие звезды и морские глубины – всему нашлось место». И, как ни странно, мне все это понравилось, хоть я и не привык видеть данный поджанр научной фантастики таким. Может, это связано с тем, что я сентиментальный человек, которому всегда нравится включить спокойную музыку и уйти в себя?.. Не знаю. Однако книга действительно окутывает тебя чем-то приятным. Сергей Лукьяненко действительно доказал, что можно написать, как он говорил, «киберпанк с человеческим лицом».

Когда я читал отзывы на великий роман Жюль Верна «20000 лье под водой», я увидел действительно отличную фразу в одной из рецензий: «В любом увлекательном произведении должна быть тайна». Все мы ломали головы над тем, кто же Капитан Немо, не так ли? В нашем случае такой персонаж — Неудачник. Кто он? Порождение компьютерного разума, пришелец? Думаю, это не так важно. Одно понятно: он знал куда больше, чем обычные люди, и его разочаровала жестокость людей, которую он узрел в «Лабиринте смерти» (виртуальной игре Диптауна), несмотря на прелести глубины.

Жестокость людей.. Вообще, здесь можно копнуть куда глубже. Теперь я попытаюсь затронуть интересные рассуждения в романе. По сути, автор предсказал все, что с нами случится, когда Сеть поглотит нас. Мы играем в игры, снимаем стресс, сидим в социальных сетях, дабы уйти от реальности. А сейчас даже виртуальная реальность находится в зачаточном состоянии. Думаю, до аналога Диптауна недалеко. Мне роман близок не только из-за слэнговых выражений и упоминаний Doom и прочих старых игр; мне понравились рассуждения Вики о том, что люди в виртуальности способны «выкинуть» всё плохое, что находится в душе: страх, агрессию, комплексы и презрение к себе. Действительно, ведь и в интернете многие люди способны сейчас забыть обо всём этом! Я даже больше скажу: Диптаун — аналог MMO-игры, где так же можно уйти от реальности и жить жизнью, которой наполнена красками, в отличие от реальной.

Какие плюсы можно упомянуть ещё? Пожалуй, динамику происходящего и кинематографичность. Особенно интересно наблюдать за действиями главного героя в «Лабиринте» и приятно, как автор описывает всё это. Из-за того, что я сам увлекаюсь компьютерными играми, мне было крайне интересно. Жаль, сейчас нельзя сыграть в такой навороченный шутер, да ещё и в виртуальной реальности =)

Конечно, есть у романа недостатки. Мне кажется, что чего-то книге не хватило.. Только я сам не смог до конца понять, чего именно. Драйва? Описаний? Или, может, все из-за того, что под конец книга провисает? Также показалось, что местами многое написано немного неровно, нескладно.

Вывод: интересные рассуждения о виртуальности и о её влиянии на людей, живые персонажи, стильное повествование, великолепная атмосфера меня затянули. Я однозначно рекомендую. Когда читал, было такое ощущение, что я сам был в Диптауне, сам был участником событий. По моему мнению, книга не устарела, в отличие от «Нейроманта», и прошла проверку временем. Критика в отзывах отчасти несправедлива, потому что стоит учесть, что роман написан 20 лет назад. А уж в момент выхода эта история действительно произвела фурор.

P.S. Я знаю, что существует сиквел «Фальшивые зеркала» с более интересной завязкой. Однако боюсь обвинить продолжение во вторичности, если вдруг решусь продолжить знакомство с автором, потому что первая книга мне показалась вполне законченным произведением.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Много лет назад прочитал «Лабиринт отражений», теперь вот решил перечитать. Впечатление не изменилось. Далеко не лучшая книга Сергея Лукьяненко, пусть коллективный разум Фантлаба и не согласен со мной в этом вопросе. В романе про глубину не хватает глубины. Если отбросить антураж, на который закорочена читательская ностальгия, то останется история о том, как двое «построили любовь». В романе нет вневременного якоря, который цеплял бы читательский интерес из года в год. Неудивительно, что с каждым годом число отзывов на «Лабиринт отражений» сокращается. В конце концов останутся исключительно те потенциальные читатели, кто только слышал об игре Doom, ни разу в жизни не видел модема, а уж слово «стример» понимают однозначно как «человека, усиленно развлекающего публику в он-лайн режиме». Ко всему прочему, авторский стиль в романе ещё недостаточно отточен, что хорошо чувствуется, поэтому читается «Лабиринт» с ощущением сопротивления текста, будто в гору идёшь. В дальнейших книгах у автора, надо отдать должное, даже в не самых удачных, такого нет.

Многие пишут, мол как так, почему Неудачника не препарировали с разжёвыванием все подробностей генезиса и сути? Так, на мой взгляд, в этом большой плюс книги, удалось избежать нырка в банальность, за что спасибо.

P.S.Почитал отзывы. Немало людей углядели в романе призыв «жить настоящей жизнью». Так нет там такого. Наоборот, всячески подчёркивается, что виртуальность суть только продолжение и отражение реальности. Более того, главные герои и смогли найти своё место в жизни исключительно благодаря редкой мутации, в противном случае так и «доставали бы ключи» раз за разом, подходя к пустой квартире.

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Брался за первый роман цикла с надеждой прочитать отличный боевик в киберпанковском антураже. После достаточно неплохих «Фальшивых зеркал» я и подумать не мог, что их предшественник окажется настолько безвкусен и разочаровывающ. Но обо всем по порядку.

Дмитрий Дибенко создал программу гипноза (дип-программу), после которой юзер начинает верить в происходящее на экране монитора, то есть переносится в виртуальность. Сразу же толпа людей ломанулась в Глубину, подальше от реальности, а компьютерные компании начали на этом наживаться. Естественно, нашлись люди, плохо восприимчивые к гипнозу, способные в любой момент вынырнуть из Глубины и абстрагироваться от виртуальности. Такие люди стали называть себя дайверами. Дайверы стали чуть ли не супергероями Глубины, т.к. обладали почти такими же способностями, как Нео в Матрице. Стезю они выбирали одну из двух: вора или спасателя.

Главный герой, дайвер Леонид, занимается и тем, и другим. При краже очередной полезной наработки его направляют на новое дело: спасти Неудачника из «Лабиринта смерти».

Есть такая игрушка в глубине – «Лабиринт смерти». По сути это DOOM-клон, который позволяет ощутить на своей шкуре приключения и отстрел монстров. Неудачник застрял на 33 уровне. Он попытался пройти его раз пять, после чего сел на входе и 25 часов провел в ожидании чего-то. Ему на помощь были отправлены штатные дайверы, способные пройти «Лабиринт» с закрытыми глазами, но Неудачник неизменно умирал, если не от врага, то от падающего потолка или от своего же ружья. Словно над ним висел злой рок. Именно ему на помощь отправляется Леонид.

Вот до момента спасения все довольно интересно и захватывающе, а дальше...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нам не объяснят сущность Неудачника, он может быть пришельцем с другой планеты, гостем из параллельного мира или из будущего, компьютерной программой или хитрым хакером, или вовсе мегадайвером. Мы не узнаем, кто он, увидим лишь, как он уйдет в конце, а во второй книге о нем лишь мельком вспомнят. Не люблю такого.

Еще один глобальный маразм – история любви. Это просто мрак.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Леонид выдумал себе девушку мечты, сделал ее своим интерфейсом Винды, назвал Викой. Затем встретил в виртуальном борделе виртуальную проститутку Вику с той же внешностью. Влюбился в нее, встретил в реале, и жили они долго и счастливо, не вспоминая об этом в следующей книге. Я понимаю, романтика фатализма и грез, но тут не делается на этом акцент. Все преподносится как нечто нормальное и от этого выглядит искусственно и стремно.

В целом я разочарован. Вторая часть и интереснее, и глубже, и логичнее. «Лабиринт отражений» выглядит сырым и недоделанным, будто бы автору пришла неплохая идея, но он не смог ею правильно распорядиться. Оттого только 7 баллов.

P.S. Есть шанс, что Неудачник не ушел бесследно и результаты его воздействия на Леонида мы и увидим в «Фальшивых зеркалах». Но это смотрится уж слишком громоздко и как-то не могу я уяснить конечный смысл всего прочитанного.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несколько дней тому на одном из совещаний обсуждали проблемы использования «цифровых двойников» применительно к распределенной модели хранения данных в цепочке «заказчик» — «проектировщик» — «разработчик». Увы, но пока это всего лишь мечты. Дело в том, что цифровая модель, к примеру, авиационного двигателя, «весит» больше 20 терабайт. Это в 20 раз больше емкости целого офисного компа. Гонять туда-сюда «по проводам» такие объемы среднестатистическому предприятию будет по карману лет эдак через 5-7.

Зная и понимая оные «детали» воспринимать тексты, подобные «Лабиринту...» — очень не просто. Упоминание проводного модема, к примеру — каждый раз, когда оно встречается в тексте — буквально убивает всю магию восприятия, причём — НАПРОЧЬ.

Зачем было «втягивать» в повествование техническую специфику 90-ых? Уже тогда было понятно, что оная специфика будет полностью меняться — как сейчас говорят, «поколениями» — каждые 3-4 года.

Так и тянет задать вопрос Автору: «И зачем ты это сделал?»

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, «Лабиринт отражений» — произведение, которое стоит отнести к раннему Лукьяненко, когда он действительно старался, был на волне, писал не за деньги, а за идею. Сюда же относится начало «Дозора», «Геном», «Звезды – холодные игрушки». Перелом в его творчестве пришелся примерно на «Последний дозор», после него уже адекватным творением можно назвать лишь «Работу над ошибками». Но вернемся к «Лабиринту».

Лукьяненко погружает нас в мир киберпространство под названием «Дип». Центральное место действия – Россия. Автор не стал придумывать для будущего слияния различных стран в огромные конгломераты, не стал придумывать разрушительные войны. Удивительно, но мир Диптауна ближе к утопии, чем к антиутопии (относительно оруэлловских идей). Здесь виртуальная реальность практически полностью заменяет людям жизнь. Конечно, есть ограничения в виде времени, которое рекомендуется проводить в дипе, в остальном же – лютый драйв, перестрелки, грабежи, вирусы… Главный герой, которого зовут Лёня (вместо Леонида), профессиональный дипер, а точнее – дайвер. Дайверов слишком мало, у них есть свой кодекс. А всё потому, что лишь они одни во всем мире способны погружаться в ВР не полностью. На мой взгляд, это достаточно сильная идея, которую я раньше не встречал (в литературе с киберпанком знаком относительно – читал «Падших ангелов», «Схизматрицу», «Нейроманта», тот же «Геном» Лукьяненко, который отчасти киберпанк).

Сюжет – чистый квест. Лёня, будучи фрилансером, нарывается на неприятности из-за своего своенравия. Не раз и не два он находит себе приключения на пятую точку. Пусть это и простой сюжетный ход, зато он обеспечивает легкость восприятия, экшен. Тот же «Нейромант» вообще неудобочитаем из-за сумбурности и хаотичности. Поэтому столь легкий сюжет я считают плюсом, а не минусом. В «лабиринте отражений» хватает интриг. Лукьяненко рассказывает о мире постепенно, что тоже радует. Он не выбрасывает на читателя нагромождение информации, но и не выдает его с еврейской скупостью (ау, «Нейромант», снова речь о тебе).

Где-то до середины книга действительно интересная, драйвовая. Не портит впечатление и вторичность относительно игры Doom. Но ближе к половине Лукьяненко превращает своего героя, Лёню, в закомплексованного интроверта, склонного к самобичеванию. Случается чистая дивовщина. Лично мне это не понравилось. Лукьяненко примерил пальто чужое, пальто, которое принадлежит Олегу Дивову, а не Сергею Л. Плюс помимо дума, появился Толкин (Толкиен, как его называет Лукьяненко). Вот уж кому не место в «Лабиринте». Жаль, ведь всё так хорошо начиналось…

Заключение: достаточно хороший роман Лукьяненко в духе старой школы. Правда, Сергей выдержал хороший темп лишь до середины произведения, потом начался лёгкий бред. Без него всё было бы только лучше. А так восьмерка, которая вполне могла быть девяткой, а то и десяткой.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как бы то ни было, а это один из немногих (может даже единственный -- не особо начитан в жанре) примеров оригинального отечественного киберпанка. Не фанфикшн с русскими именами, а целостный мир со свежими идеями, в которые не стыдно погрузиться. Читал уже давно, но это ощущение не забылось. Создаётся даже впечатление, что по сравнению с дозорами (с принципиально шаблонным каркасом), эта серия нарочито недооценена — потерялась где-то по дороге к информационному обществу, где интернет и компьютерные гики — не диковинка. Впрочем, может быть, в этом и прелесть. И — удивительное дело! — продолжение оригинала ещё интереснее.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Недавно, в ходе очередного литературного спора разговор неожиданно свернул в сторону экранизаций различного рода литературы. Были не раз упомянуты и оригинальный «Бегущий по лезвию» с молодым ещё Харрисоном Фордом, и вездесущие экранизации произведений Стивена Кинга, и много чего ещё. Правда, немного не сошлись во мнении относительно фильма 1982 года «Нечто» под авторством Джона Карпентера, но по средствам современных технологий его связь с повестью Джона В. Кэмпбелла-младшего «Кто идёт?» была обнаружена, а ответ найден.

Оглядел я с высоты птичьего полёта наш спор и неожиданно пришёл к одному неутешительному выводу. Оказывается, пока мы говорили об экранизациях, то речь в разговоре шла сугубо о западных авторах, а вот отечественные в этом плане оказались незаслуженно (на мой взгляд) обделены. С этой несправедливостью я и поспешил поделиться с моим оппонентом. В итоге оказалось, что:

а) Вылетевшая у меня из головы экранизация «Ночного Дозора» по прежнему не забыта;

б) Дмитрий Глуховский уже не первый год ведёт переговоры относительно фильма по мотивам своего постапокалиптического романа «Метро 2033»;

в) Относительно недавно роман «Черновик» Сергея Лукьяненко увидел свет в формате кинофильма.

Меня же более остальных заинтересовала экранизация «Черновика», но собеседник утвердительно заявил, что последняя получилась «очень на любителя» и вообще, снимать надо было «Лабиринт отражений». С этого вообщем-то и началось моё знакомство с одним из лучших произведений, такого именитого автора. По описанию нас ожидал приключенческий киберпанк в отечественном антураже.

Аннотация гласила:

«Мир виртуальных реальностей компьютерных сетей. Мир Глубины. Мир, в который легко окунуться. Мир, из которого трудно вынырнуть. Компьютерные корпорации создают в этом мире блистательный город Диптаун — дорога в него не заказана никому. Более того — ты можешь создать в Глубине собственный мир. В Глубину уходят в поисках свободы. И, обретя ее — или ее видимость — пытаются остаться там навсегда. «Отказников» выводят с Глубины профессиональные спасатели — «дайверы», для которых не существует никаких моральных запретов: виртуальные дуэли и компьютерный секс, свои обычаи и законы — порою забавные, а зачастую — жестокие… Добро и зло находят новое поле боя в новом романе Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений». Роман написан в жанре инфоромантизма, сочетающем достижения классического киберпанка и зрелищность фильмов Спилберга.»

Для начала, справедливости ради, стоит сказать, что это не совсем привычный киберпанк. Т.к. само слово Cyberpunk означает научную фантастику, в которой выражен упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в эпоху кибернетизации. Обычно произведения в данного жанра описывают антиутопический мир будущего, в котором высокое технологическое развитие, такое, как информационные технологии и кибернетика, сочетается с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве. С этой точки зрения «Лабиринт Отражений» киберпанком не является ни в коей мере. Здесь ни упадка человеческой морали, ни антиутопии, кибернетика отсутствует как таковая, а единственный в наличии пункт это — высокое технологическое развитие, но и здесь с оговоркой, т.к. это развитие касается непосредственно технологий виртуальной реальности. Собственно, вокруг/внутри которой и будет разворачиваться весь основной костяк сюжета.

Роман же нас встречает достаточно необычной атмосферой позитивного приключения, характерной скорее для старой доброй советской фантастики, чем для мрачного киберпанка. Я не знаю, как автору это удалось, но вот он вроде бы не пишет о каких-то экстраординарных вещах и не вещает на языке великого Ктулху. Такого нет, даже напротив, Сергей берёт обычные слова и строит из них привычные всем предложения, но почему-то за ними безошибочно узнается то, что называется «Русской Душой». От текста веет приятным теплом, его легко читать и интересно следить за несложным сюжетом. И причем совсем не важно, что происходит на страницах книги в данный момент. К примеру, автор с уверенностью может расписывать прелести бейсбола, а главный герой на фоне американского флага в это время уплетать колу с гамбургерами, но текст по прежнему будет выдавать национальную принадлежность автора. Это я утрирую, конечно, но всё равно стиль письма заслуживает отдельный плюс. Чего-то такого мне последнее время очень не хватало.

Также отдельного упоминания заслуживают и персонажи. Упоминания. Но не похвалы, т.к. персонажи в романе получились излишне однобокими и предсказуемыми, я бы ещё сказал «картонными», но мне это выражение приелось уже хуже горькой редьки. Но также стоит понимать, что и провальными их в полной мере не назовешь — они яркие, оригинальные, их просто невозможно спутать друг с другом. И это, по-сути, всё чем они обладают. Только вот яркой отличной от остальных внешности и парой фишек уже давно никого не удивить, да и вряд ли они полноценно смогут заменить психологию персонажа, его желания, мысли и поступки. Проблема таких «личностей» в том, что за пределами отличительных черт они ничего из себя не представляют, не могут удивить и не развиваются, а мыслят и говорят узко в рамках фишки, которой их одарил автор. К примеру, если один из персонажей по профессии программист, то он будет говорить одними компьютерными терминами, шутить про флешки, а единственную помощь, которую он оказывает — это ремонт компьютера и настройка сопутствующих программ. И так со всеми персонажами книги, кроме (разумеется) главного героя, который у нас «Марти Сью». И это минус.

Сюжет же повествует о Леониде, хакере местного разлива, которому в силу огромного количества роялей в кустах предстоит завести неожиданных друзей, опасных врагов, решить задачку всемирного масштаба и стать избранным, по сравнению с которым даже Нео из матричной трилогии братьев (нынче уже систёр) Вачовски покажется последним неудачником.

Но несмотря на плоских персонажей и тривиальный сюжет, читался «отечественный киберпанк» всё равно с интересом, которого в аккурат хватило до самых титров. Кстати, о титрах. Свежую экранизацию «Черновика» я пока не смотрел, но могу с уверенностью сказать, что «Лабиринт Отражений» уверенно бы чувствовал себя на больших экранах с хорошим таким бюджетом и «звездным» составом на главных ролях. Что до романа, то он сугубо на один раз. Это не претендующее на что-то большее развлекательное чтиво, прочитав которое единожды вы не останетесь разочарованными, но и перечитывать роман у вас желания не возникнет. Всем кто решился приобщиться к простой развлекательной отечественной фантастике, мои сдержанные рекомендации и приятного чтения.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман состоит из 5 глав, в первых главах много действий, в последних же больше философии. Повествование чем то напомнило крутые боевики Чейза, но в фантастическом антураже. Роман отдаленно напоминает фильм «Первому игроку приготовиться», но написан на 20 лет раньше и интереснее. Но даже для того времени он довольно продвинут технически. Так же роман цепляет тем, что это все таки ностальгия по компьютерной терминологии 90х, которая тогда была в моде — думер, ламер, чайник, 286, 386 и т.д.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучшее произведение и серия у Лукьяненко. Перечитывал уже дважды с 90-х годов, восторг и восхищение пока не ослабли.

И учитывая, весьма посредственное качество последних произведений автора, вряд ли он напишет что-то подобное...

А жаль :((

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось, при чем пишу отзыв после второго прочтения (мне 24 года) и все равно говорю, понравилось. В первый раз прочитал книгу в 2008 году (мне было 17 лет) и в нашу жизнь очень плотно начал входить интернет, мы начали входить в чаты и открывать для себя новый мир. А компьютерные игры в тоже время начали отходить. Да, учась в школе, я, как и все любил играть в различные стрелялки и даже ходил в компьютерный клуб, но по мере взросления и открытия всех прелестей интернета мы перешли на виртуальное общение. Автор же заглядывает глубже, хотя это может быть просто его видение и ощущение того, что происходит с людьми в интернете. Автор описывает мир под названием Диптаун, в котором люди погружены в мир, где стерты все границы, где нет национальности и возраста, но есть одно но – обычные люди и те, кто может в любой момент вынырнуть из «глубины» и оказаться перед монитором компьютера – дайверы.

«Глубина» — это придуманный досуг, в котором мы можем быть кем угодно, и никто этого не узнает. По сути «глубина» это процесс глобализации стран, который мы не можем остановить, да наверное это и не нужно. Мир постоянно эволюционирует, а вот в какую сторону решать нам.

Сейчас я прочитал этот роман второй раз. Прошло всего 8 лет, с первого прочтения и за это время ничего нового в плане интернета не было придумано. Да, теперь у нас появились смартфоны, которым мы можем задавать вопросы и получать ответы. Но, у меня появился вопрос, а почему мы до сих пор не в глубине? Ведь все что еще недавно нам казалось фантастикой сейчас становиться обыденностью. Как мне кажется, просто мы достигли того, что нам было нужно и перестали стремиться к большему. Нам больше не нужно запоминать рецепты приготовления пищи, нам не нужно читать сказки детям, когда это может сделать голос компьютера, нам не нужно знать иностранный язык, чтобы понимать смысл и так далее. Наверное на определенном этапе мы стали деградировать, поэтому мы не хотим больше стремится ни к чему, нас устраивает сегодняшнее положение. Мы даже перестали играть в более сложные игры, вместо этого мы играем в Angry Birds и подобное, которые не несут в себе смысловой нагрузки и не требует сложных процедур, игры в которые мы можем играть где угодно. Наверное, все таки хорошо, что мы до сих пор не погрузились в «глубину», а остались на этапе развития интернета, социальных сетей, так мы еще цепляемся за реальность, а виртуальность стала для нас средством жизни в реальности.

Что касается книги, то есть моменты которые показались мне непонятными, но в целом философские рассуждения Сергея Васильевича оказались уместными и со многими из них я согласен, а многие заставили взглянуть на виртуальность («глубину») по другому.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх