Нил Гейман «Блокиратор любопытства»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера ) | Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Не определено | Не найденные (вымышленные) континенты, земли, страны )
- Время действия: Очень далёкое будущее | 21 век
- Сюжетные ходы: Умирающая Земля | Последний человек/люди на Земле
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Спасающиеся от конца света отец и сын двигаются все глубже и глубже назад во времени. Однажды сын решает увидеть рождение мира, который они видели умирающим.
Через несколько минут миру Умирающей Земли наступит конец. Реальный и неотвратимый. Который уже ничем нельзя исправить. Но у Бальтазара Неспешного еще есть время, чтобы добраться до дома, ворваться в заветную комнату и успеть проскочить в волшебную дверь, ведущую в далекое прошлое, где солнце светит ярко, будто и не умирало никогда.
Там его ждет новая старая жизнь, новые старые жены и новые старые дети, давно недавно налаженная счастливая жизнь. Но он не может не взять с собой единственного сына из печального будущего конца света, Фарфала Несчастного...
Входит в:
— цикл «Умирающая Земля» > антологию «Песни Умирающей Земли», 2009 г.
— журнал «Lightspeed, Issue 41, October 2013», 2013 г.
— сборник «Осторожно, триггеры», 2015 г.
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 2010 // Рассказ | |
лауреат |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2012 // Зарубежный рассказ года |
- /языки:
- русский (4), английский (5), украинский (1)
- /тип:
- книги (9), цифровое (1)
- /перевод:
- М. Бакалов (1), С. Крикун (1), А. Осипов (3)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
arcanum, 8 марта 2010 г.
Гейман как всегда великолепен.
Чудесно-изящная вещица, описывающая случившийся таки конец Умирающей земли и историю единственного человека сумевшего мало того что пережить это фатальное событие, но и оказаться в самом начале начал зарождения вселенной. Он увидел свет рождающихся солнц... И оказался заброшен в наше прозаическое время. Но может быть он снова сможет оказаться там, в самом начале.
Это единственная вещь сборника, переносящая героя в нашу реальность. Кому то может не понравиться, а мне очень даже ничего.
«Я хочу вернуться обратно. — сказал он. — Когда это началось. Я хочу стоять там, в свете пробуждающейся вселенной, на заре всего. Пускай даже я ослепну из-за этого. Я хочу быть там, когда рождаются солнца. «
sanchezzzz, 2 марта 2015 г.
Проходной рассказ для Нила Геймана. Может потому, что в сущности «Умирающая Земля» — не «его» история, сколько бы он ни говорил, что очень хотел сделать похоже на Вэнса. Рассказ не «геймановский», а касаемо причастности к циклу и не «вэнсоновский». Грубо говоря, Гейман почти совсем не попал в тему. Мне показалось, что взяв материал Вэнса за основу, его исходные данные, он слишком много добавил от себя. Как же, Гейман не был бы самим собой, если бы не привнёс в данный ему мир другой, другую временную реальность, дверь/вход в них (уж конечно, миллион-летнее прошлое это другая уже реальность). А Ничто, пожирающее мир Умирающей Земли? Это же так по-геймановски! (см. «Океан в конце дороги»). Но и чистого Геймана в рассказе мало.
Да, эта вещица получилась не совсем такая, какие нам рассказал Джек Вэнс. Возможно, есть тому неплохое объяснение: всё-таки у Вэнса Солнце и Земля умирали постепенно, плавно, Гейман же взял кульминационный момент – Смерть мира, оттого и получилось мрачновато, и как бы уже не до ироничных персонажей и вкусных приключений. Тем не менее, интересно всё же.
Если Нил ставил целью попасть в атмосферу цикла, то увы, он не попал; если же такой цели не ставил, то рассказ как почти самостоятельная вещь неплох. И, быть может, он не случайно поставлен в конце антологии – наверняка в этом есть смысл, но так как я по обыкновению читаю сборник с конца, то мне это пока не открылось. Пойму позже, наверняка, и может быть, некоторые моменты станут более очевидными и объяснимыми. Но пока оценка средняя, даже несмотря на всю мою любовь к творчеству Геймана.
Yazewa, 20 апреля 2015 г.
Не очень люблю сюжетный приём, когда ГГ начинает изливать свою душу и рассказывать свою историю буквально на ровном месте, ни с того ни с сего. Откровения ради истории. Но некоторые моменты очень хороши своей атмосферностью, поэтому впечатление скорее положительное.
Тимолеонт, 6 декабря 2017 г.
Очень любит Гейман писать про «конец» или «начало» времён. Хоть и прочитал не более половины его творчества, но такой момент уже встречал у него раза четыре, не меньше. Здесь довольно печальная атмосфера «конца света» чуть оттеняется здоровым детским любопытством и характер ребёнка вполне удался. К сожалению, это всё интересное, что есть в «Блокираторе любопытства». Остальное слишком банально и стандартно.
Prosto_Chitatel, 26 мая 2024 г.
Если кто-то в толерантной Америке приглашает незнакомца отобедать за свой счет — это вовсе не гомосексуальное свидание, а просто разговор по душам, где, возможно, вам поведают такое, от чего вы либо позвоните в психушку, либо обретете новое знание и понимание Мира. Вот так вот, ни с того, ни с сего.
Зачем было привязывать Умирающую Землю к нашей матушке-планете и современности? Только ради оригинальности? Понятно, почему этот рассказ идет последним, ибо тут Гейман окончательно укокошивает вэнсовскую Вселенную, приобразовывая ее во что-то другое, полностью свое и... никому не нужное, ибо понятно, что дальше этой короткой истории дело никуда не пойдет. Трудно воспринимать такие вещи, особенно на фоне неприкращающихся признаний в любви автору оригиналов. Если вторая половина «ПУС» хорошо подготовила морально к тому, что, в конце концов, мы придем к рассказам, вообще не имеющим отношения (имеющим чисто формально) к исконной Умирающей Земле, то формировать фактически свою мультивселенную на пустом месте — и занятие тоже пустое.
Конечно, на фоне вечно, неумолимо угасающего света солнца стремиться к истокам зарождения бытия, где будет истинный чистый свет, самый яркий и самый настоящий — идея красивая. Считайте меня законсервированным консерватором консервов, но такие вещи можно делать на своем огороде, в своих вселенных, не надо топтаться сапогами в уже сформированном, многими любимом как раз за то, что он такой и никакой другой, мире, если тебе нечего добавить именно, как поклоннику Вэнса, а не как исключительно Нилу Гейману. Тем более, что кроме этой красивой идеи на пару предложений рассказ не может предложить ни особой стилевой привлекательности, ни заманушности изысканного сюжета.
batanaka, 15 августа 2010 г.
Не очень понравился. Если судить как самостоятельный рассказ, то в целом неплохо, но если судить с точки зрения принадлежности к циклу «Умирающая Земля» то он совершенно никакой. Ни атмосферы декаденса, ни эксцентричных запоминающихся персонажей, ни причудливых диалогов с оттенком иронии, ни монстров... Принадлежность к циклу чисто формальная, по стилю написания и атмосфере он не имеет с ним ничего общего.
igor_pantyuhov, 9 ноября 2014 г.
В очередной раз убедился, что творчество Геймана не для меня. Еще одно доказательство этому, данный рассказ. По всем параметрам, этот рассказ должен стать кульминацией не только сборника, но и всей Умирающей Земли. Перед прочтением этого рассказа, я прочитал отзывы на него. Меня не смутило что автор не в полной мере передал атмосферу вселенной. Напротив, я считаю такими и должны быть финальные главы, рассказы, эпизоды сериалов и прочее.. Они должны быть немного отстраненными что ли.. Это мне нравится. Короче, был полон энтузиазма. Но только вот реализовать задуманное у автора не получилось. Рассказ напоминает скатерть, состоящую из разноцветных лоскутов. Причем, связанных между собой очень тонкой нитью, которая почти незаметна. Я предвкушал, что мы увидим зарождение вселенной, и гибель Умирающей Земли. А увидел нечто неубедительное. Оценки у меня нет