fantlab ru

Фёдор Достоевский «Бобок»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.66
Оценок:
229
Моя оценка:
-

подробнее

Бобок

Рассказ, год; цикл «Дневник писателя»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 33
Аннотация:

Есть ли жизнь после смерти? Какие загадки может хранить кладбище? Литератор-неудачник после похорон дальнего родственника отправляется бродить по кладбищу и внезапно слышит голоса, идущие из могил...

Примечание:

Впервые опубликовано в газете-журнале «Гражданин» (1873. 5 февр. № 6. С. 162—166) с подписью: Ф. Достоевский.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Собрание сочинений в десяти томах. Том 10
1958 г.
Белые ночи
1983 г.
Рассказы
1985 г.
Село Степанчиково и его обитатели
1986 г.
Струна звенит в тумане…
1987 г.
Сказки о кладах
1988 г.
Дневник писателя
1989 г.
Дневник писателя
1989 г.
Рассказы
1989 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 12
1994 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 7
1994 г.
Призраки
1997 г.
Собрание сочинений в 20 томах. Том 18
1999 г.
Избранное
2000 г.
Дневник писателя
2001 г.

2003 г.
Сон смешного человека
2005 г.
Записки из подполья
2006 г.
Скверный анекдот. Сон смешного человека и другие произведения
2007 г.
Мистика, ужасы. Лучшие произведения
2009 г.
Дневник писателя
2011 г.
Дневник писателя. Том 1
2011 г.
Повести и рассказы
2011 г.
Мистические произведения русских писателей
2011 г.
Двойник
2011 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 10
2012 г.
Мальчик у Христа на елке
2013 г.
Мистика золотого века русской литературы
2013 г.
Дневники писателя
2014 г.
Звезда Соломона. Русские мистические истории
2014 г.
Двойник. Повести и рассказы
2015 г.
Слезинка ребенка. Дневник писателя
2015 г.
Собрание повестей и романов в одном томе
2015 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 10
2015 г.
Записки из подполья
2016 г.
Сила и правда России
2017 г.
Семья вурдалака. Мистические истории
2017 г.
Малая проза. Книга вторая
2019 г.
Страшное гадание. Мистические истории
2019 г.
Комические рассказы
2020 г.
Мистические произведения русских писателей
2020 г.
Что есть Россия? Дневники писателя
2020 г.
Сила и правда России. Дневник писателя
2021 г.
Дневник писателя
2021 г.
Бобок
2022 г.

Периодика:

Бобок
1991 г.

Аудиокниги:

Мистические рассказы русских писателей
2008 г.
Знаменитые произведения русских писателей
2009 г.

Электронные издания:

DARKER № 10'22 (139)
2022 г.

Издания на иностранных языках:

La Russie fantastique (de Pouchkine à Platonov)
1975 г.
(французский)
Der Vampir: Gespenstergeschichten aus aller Welt
1983 г.
(немецкий)
Der Vampir: Gespenstergeschichten aus aller Welt
1983 г.
(немецкий)
Russian Tales of the Fantastic
1994 г.
(английский)
Stories That Scared Even Stalin
2006 г.
(английский)
White Nights & Other Stories
2008 г.
(английский)
Worlds Apart: An Anthology of Russian Fantasy and Science Fiction
2008 г.
(английский)
White Nights
2016 г.
(английский)
Бобок / Bobok
2017 г.
(английский)
La Grande Anthologie du fantastique russe et ukrainien
2020 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Малоприятный рассказ, если честно. И очень странный, в итоге так и неясно, правда ли мертвецы под землей разговаривают или герою просто это примерещилось. Выпивши и в полудреме даже здоровый человек много что может увидеть и услышать странного, а рассказчик далеко не здоров. Он, похоже, основательно допился. И разговаривает он как Поприщин из «Записок сумасшедшего», так что, возможно, тоже уже сходит с ума. Если так, то, получается, он столкнулся со своим подсознанием, заглянул сам себе в душу и ужаснулся, какие в ней таятся мерзости – монстры.

Хотя и кое-что хорошее тоже есть. Лавочник, например. Может быть, он немного склочный, обидчивый, но он хоть немного думает о душе. Слушает всю эту вакханалию и приговаривает: «Воистину душа по мытарствам ходит». Между прочим, эта его реплика находится, так сказать, в акцентированном месте, она как раз последняя среди всех разговоров мертвецов.

Когда мертвец вздыхает и говорит: «Я бы еще пожил», это очень даже можно понять, даже можно посочувствовать. Собственно, покойникам и дано пожить, только несколько в ином состоянии и с иной целью, но используют они это явно не так, как стоило бы. Горбатого, оказывается, даже могила не исправит.

Попадаются интересные афоризмы и просто фразы вроде: «Ходил развлекаться, попал на похороны». Это вообще годится для поговорки. Есть нотка юмора, в том числе каламбурного: про то, что Боткин вовсе не кусается, а очень деликатный. Про «дух» и то, что «не хотелось бы быть тут духовным лицом».

Мелькает тема разврата юных, правда не в том ключе, в каком обычно у Достоевского. Шестнадцатилетняя Катиш, которая уже развращена до монструозной степени и тоже, между прочим, находится в одной из могил, вызывает очень странные ощущения. Нет в ней той невинности, оскверненной чистоты, о которой так много писал Достоевский. Это не девочка, которая смущается от канкана, это дитя с лицом парижской камелии. Впрочем, Достоевский не дал ей высказаться самой, а только «гнусно» хихикать. Как знать, какую боль, которую не умеет выразить, она скрывает. Что интересно, о совращении юноши женщиной говорят бегло и без особого гнева, а о похотливом старике, который интересуется молоденькой девушкой, совсем в ином тоне.

Герой собрался походить по кладбищам, поискать чего-то более духовного, а заодно послушать здесь «биографии и анекдотцы». Что-то подсказывает, что он задержится тут. Человек влеком и удобопреклонен ко греху. И есть подозрение, что эти разговоры все-таки сродни переписки двух собачек. Он сойдет с ума, если уже не сошел, и как знать, не примерещится ли ему пресловутый «бобок» перед смертью.

Слово странное. Может быть, это просто губы, которые не в состоянии разжаться, издают такой звук, а может быть, это что-то иное. К кому взывает эта несчастная душа? И будут ли взывать прочие?

Ответов нет, вопросы есть, но лучше до них не докапываться, рассудок целее будет.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложно говорить о содержимом по нижеизложенным причинам, т.ч. упомяну лишь свои ощущения от рассказа.

Первые впечатления были, что это какой-то сумбур, усиленный к тому же приспичившем мне желанием поупражняться в скорочтении. Сначала было абсолютное отторжение с вопрошанием, зачем это написано и зачем это читать, продлившееся некоторое время. А затем под конец пришло как озарение глубоко интимное понимание происходящего. Оглядываясь на прочитанное и закрывая рассказ, как-то не жалеешь о потраченном времени. Напротив, даже признаюсь, покидал последние страницы в немного измененном (кажется, навсегда) сознании и приподнятом настроении. Впечатляет. Прошло несколько недель с прочтения, а всё крутятся мысли возвращающие к написанному.

Гениальный писатель. Странное произведение.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В который раз удостоверяюсь, что человек не изменяется на протяжении всей своей истории. Его стремления и желания остаются теми же, в какое время бы он не существовал, хоть в каменном веке, хоть в 19, да и в наше время все то же.

Некоторые же и после смерти не оставляют своих гнусных наклонностей, а порой и еще сильнее распаляют их.

Грустно, товарищи!

А еще подумалось, почему в школе проходят такое сложное для понимания произведение, как «Преступление и наказание»?

Может, если бы я читала в школе эти юмористические рассказы, возможно я бы в более раннем возрасте прониклась любовью к классической литературе.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чернейший юмор, я бы даже сказал экстремальный.Немного даже не верится, что рассказ написан так давно.Ближе к концу прочтения, вспомнились современные,модные,идеи об оцифровке личности.Не станем ли мы такими вот «бобками»?

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересное произведение — это и черный философский анекдот и мистический рассказ в одном флаконе.

Прогулки по кладбищу, как по месту наблюдения за жизнью, и месту, вдохновляющему литератора, прикорнуть на свежей могилке, что может быть «естественнее».

А «новый порядок бытия» заключается только в одном, — «мы же умерли». Ничто не меняется после смерти, «жизнь» течет по инерции еще несколько месяцев.

«Мертвецов пятнадцать понаехало», как будто они на бал или в парк гулять поехали, а не хоронить их тела привезли. И грешат покойники так же как и при жизни — сплетничают, играют в азартные игры, развратничают, кичатся своим положением, в общем, весело проводят время. И «вонь тут нравственная», вонь души.

И что характерно, все покойнички принадлежат к одному социальному классу, и ни одной положительной личности среди них.

Так что же ждет нас за гранью смерти — лучшая жизнь или безысходность старой, земной?

И сможет ли человек усовершенствоваться, дабы получить новую, лучшую жизнь. Да и не поздно ли совершенствоваться?

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Федор Михайлович — не только великий реалист, но и великий мистик. Сны, видения, явления умерших сквозят в каждом его произведении, поэтому «Бобок» не стоит таким уж особняком от его остального творчества. Принцип построения рассказа сугубо реалистичен, настолько, что замогильные разговоры умерших не воспринимаются чем-то необыкновенным. Да и рассказчик, подслушивая подземные речи, не испытывает страха, лишь легкое удивление и любопытство.

Есть старая русская поговорка: «Горбатого только могила исправит». Мысль, высказанная в этой пословице, как мне кажется, очень верна. Человек не меняется глубинно, он всегда остается тем, кем сформировался. Тот стержень, который есть внутри каждого из нас, остается с нами до смерти. Меняются внешние обстоятельства, меняется наше отношение к ним, но наша суть остается с нами до конца жизни. Достоевский пошел дальше — суть человека, его пороки и добродетели остаются с ним и после смерти, лишь ярче проявляясь там, поскольку условности отброшены, нет больше полиции, общества, перед которым надо стыдиться, нет чинов (хотя обладающие чинами и пытаются их сохранить в своем замогильном существовании).

Тогда, полторы сотни лет назад, этот рассказ был воспринят как самое странное произведение великого русского писателя, как аллегория. Современному читателю предстоит самому выбрать — считать «Бобок» аллегорией или нет. Но чтение его, безусловно, способно доставить эстетическое удовольствие.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Бобок» — один из характерных для Достоевского анекдотов, читай, дурацких историй, произошедших со столь же дурацкими персонажами. Странно, что этот рассказик обычно не включали с сбоники типа «юмор серьезных писателей», куда с радостью тащили «Крокодила». Может, потому что юмор не то что черный, а уже изрядно мертвечинкой попахивает. Общий смысл сводится к тому, как какой-то чудак забрел на кладбище, уснул на могилке и приснилось ему, как покойнички лежат да промеж собою общаться. Притом не просто общаются, а с соблюдением рангов и званий, будто и не есть это все прах и тление. Забавно, но скорее по-дурацки, чем правда смешно. Впрочем, где у ФМ был юмор не черный и без издевки, я, признаться, и не помню.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх