Фёдор Достоевский «Бобок»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Есть ли жизнь после смерти? Какие загадки может хранить кладбище? Литератор-неудачник после похорон дальнего родственника отправляется бродить по кладбищу и внезапно слышит голоса, идущие из могил...
Впервые опубликовано в газете-журнале «Гражданин» (1873. 5 февр. № 6. С. 162—166) с подписью: Ф. Достоевский.
Входит в:
— цикл «Дневник писателя» > «Дневник писателя. 1873 г.», 1873 г.
— антологию «Бал Сатаны. Русская мистика»
— антологию «La Russie fantastique (de Pouchkine à Platonov)», 1975 г.
— антологию «Der Vampir: Gespenstergeschichten aus aller Welt», 1983 г.
— антологию «Струна звенит в тумане…», 1987 г.
— антологию «Сказки о кладах», 1988 г.
— антологию «Russian Tales of the Fantastic», 1994 г.
— антологию «Призраки: Русская фантастика середины XIX века», 1997 г.
— антологию «Stories That Scared Even Stalin: The Great Russian Tales of Horror, Suspense and Fantasy», 2006 г.
— антологию «Worlds Apart», 2007 г.
— антологию «Знаменитые произведения русских писателей», 2009 г.
— антологию «Мистика, ужасы. Лучшие произведения», 2009 г.
— антологию «Мистические рассказы русских писателей», 2009 г.
— антологию «Мистические произведения русских писателей», 2011 г.
— антологию «Мистика золотого века русской литературы», 2013 г.
— антологию «Звезда Соломона. Русские мистические истории», 2014 г.
— антологию «La Grande Anthologie du fantastique russe et ukrainien», 2020 г.
— журнал «DARKER № 10'22 (139)», 2022 г.
— антологию «Любовь и смерть. Русская готическая проза», 2024 г.
- /языки:
- русский (51), английский (6), немецкий (2), французский (2)
- /тип:
- в планах (1), книги (56), периодика (1), аудиокниги (2), цифровое (1)
- /перевод:
- В. Биншток (1), К. Гарнетт (1), Д. Коулсон (1), Р. Майер (1), М. Минто (1), Д.-А. Но (1)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Bluegrass, 31 мая 2022 г.
Малоприятный рассказ, если честно. И очень странный, в итоге так и неясно, правда ли мертвецы под землей разговаривают или герою просто это примерещилось. Выпивши и в полудреме даже здоровый человек много что может увидеть и услышать странного, а рассказчик далеко не здоров. Он, похоже, основательно допился. И разговаривает он как Поприщин из «Записок сумасшедшего», так что, возможно, тоже уже сходит с ума. Если так, то, получается, он столкнулся со своим подсознанием, заглянул сам себе в душу и ужаснулся, какие в ней таятся мерзости – монстры.
Хотя и кое-что хорошее тоже есть. Лавочник, например. Может быть, он немного склочный, обидчивый, но он хоть немного думает о душе. Слушает всю эту вакханалию и приговаривает: «Воистину душа по мытарствам ходит». Между прочим, эта его реплика находится, так сказать, в акцентированном месте, она как раз последняя среди всех разговоров мертвецов.
Когда мертвец вздыхает и говорит: «Я бы еще пожил», это очень даже можно понять, даже можно посочувствовать. Собственно, покойникам и дано пожить, только несколько в ином состоянии и с иной целью, но используют они это явно не так, как стоило бы. Горбатого, оказывается, даже могила не исправит.
Попадаются интересные афоризмы и просто фразы вроде: «Ходил развлекаться, попал на похороны». Это вообще годится для поговорки. Есть нотка юмора, в том числе каламбурного: про то, что Боткин вовсе не кусается, а очень деликатный. Про «дух» и то, что «не хотелось бы быть тут духовным лицом».
Мелькает тема разврата юных, правда не в том ключе, в каком обычно у Достоевского. Шестнадцатилетняя Катиш, которая уже развращена до монструозной степени и тоже, между прочим, находится в одной из могил, вызывает очень странные ощущения. Нет в ней той невинности, оскверненной чистоты, о которой так много писал Достоевский. Это не девочка, которая смущается от канкана, это дитя с лицом парижской камелии. Впрочем, Достоевский не дал ей высказаться самой, а только «гнусно» хихикать. Как знать, какую боль, которую не умеет выразить, она скрывает. Что интересно, о совращении юноши женщиной говорят бегло и без особого гнева, а о похотливом старике, который интересуется молоденькой девушкой, совсем в ином тоне.
Герой собрался походить по кладбищам, поискать чего-то более духовного, а заодно послушать здесь «биографии и анекдотцы». Что-то подсказывает, что он задержится тут. Человек влеком и удобопреклонен ко греху. И есть подозрение, что эти разговоры все-таки сродни переписки двух собачек. Он сойдет с ума, если уже не сошел, и как знать, не примерещится ли ему пресловутый «бобок» перед смертью.
Слово странное. Может быть, это просто губы, которые не в состоянии разжаться, издают такой звук, а может быть, это что-то иное. К кому взывает эта несчастная душа? И будут ли взывать прочие?
Ответов нет, вопросы есть, но лучше до них не докапываться, рассудок целее будет.
Аарон, 26 августа 2021 г.
Сложно говорить о содержимом по нижеизложенным причинам, т.ч. упомяну лишь свои ощущения от рассказа.
Первые впечатления были, что это какой-то сумбур, усиленный к тому же приспичившем мне желанием поупражняться в скорочтении. Сначала было абсолютное отторжение с вопрошанием, зачем это написано и зачем это читать, продлившееся некоторое время. А затем под конец пришло как озарение глубоко интимное понимание происходящего. Оглядываясь на прочитанное и закрывая рассказ, как-то не жалеешь о потраченном времени. Напротив, даже признаюсь, покидал последние страницы в немного измененном (кажется, навсегда) сознании и приподнятом настроении. Впечатляет. Прошло несколько недель с прочтения, а всё крутятся мысли возвращающие к написанному.
Гениальный писатель. Странное произведение.
Lunetta, 22 марта 2018 г.
В который раз удостоверяюсь, что человек не изменяется на протяжении всей своей истории. Его стремления и желания остаются теми же, в какое время бы он не существовал, хоть в каменном веке, хоть в 19, да и в наше время все то же.
Некоторые же и после смерти не оставляют своих гнусных наклонностей, а порой и еще сильнее распаляют их.
Грустно, товарищи!
А еще подумалось, почему в школе проходят такое сложное для понимания произведение, как «Преступление и наказание»?
Может, если бы я читала в школе эти юмористические рассказы, возможно я бы в более раннем возрасте прониклась любовью к классической литературе.
newman, 8 июля 2017 г.
Чернейший юмор, я бы даже сказал экстремальный.Немного даже не верится, что рассказ написан так давно.Ближе к концу прочтения, вспомнились современные,модные,идеи об оцифровке личности.Не станем ли мы такими вот «бобками»?
Шербетун, 8 сентября 2013 г.
Интересное произведение — это и черный философский анекдот и мистический рассказ в одном флаконе.
Прогулки по кладбищу, как по месту наблюдения за жизнью, и месту, вдохновляющему литератора, прикорнуть на свежей могилке, что может быть «естественнее».
А «новый порядок бытия» заключается только в одном, — «мы же умерли». Ничто не меняется после смерти, «жизнь» течет по инерции еще несколько месяцев.
«Мертвецов пятнадцать понаехало», как будто они на бал или в парк гулять поехали, а не хоронить их тела привезли. И грешат покойники так же как и при жизни — сплетничают, играют в азартные игры, развратничают, кичатся своим положением, в общем, весело проводят время. И «вонь тут нравственная», вонь души.
И что характерно, все покойнички принадлежат к одному социальному классу, и ни одной положительной личности среди них.
Так что же ждет нас за гранью смерти — лучшая жизнь или безысходность старой, земной?
И сможет ли человек усовершенствоваться, дабы получить новую, лучшую жизнь. Да и не поздно ли совершенствоваться?
Mierin, 27 сентября 2010 г.
Федор Михайлович — не только великий реалист, но и великий мистик. Сны, видения, явления умерших сквозят в каждом его произведении, поэтому «Бобок» не стоит таким уж особняком от его остального творчества. Принцип построения рассказа сугубо реалистичен, настолько, что замогильные разговоры умерших не воспринимаются чем-то необыкновенным. Да и рассказчик, подслушивая подземные речи, не испытывает страха, лишь легкое удивление и любопытство.
Есть старая русская поговорка: «Горбатого только могила исправит». Мысль, высказанная в этой пословице, как мне кажется, очень верна. Человек не меняется глубинно, он всегда остается тем, кем сформировался. Тот стержень, который есть внутри каждого из нас, остается с нами до смерти. Меняются внешние обстоятельства, меняется наше отношение к ним, но наша суть остается с нами до конца жизни. Достоевский пошел дальше — суть человека, его пороки и добродетели остаются с ним и после смерти, лишь ярче проявляясь там, поскольку условности отброшены, нет больше полиции, общества, перед которым надо стыдиться, нет чинов (хотя обладающие чинами и пытаются их сохранить в своем замогильном существовании).
Тогда, полторы сотни лет назад, этот рассказ был воспринят как самое странное произведение великого русского писателя, как аллегория. Современному читателю предстоит самому выбрать — считать «Бобок» аллегорией или нет. Но чтение его, безусловно, способно доставить эстетическое удовольствие.
kerigma, 6 февраля 2012 г.
«Бобок» — один из характерных для Достоевского анекдотов, читай, дурацких историй, произошедших со столь же дурацкими персонажами. Странно, что этот рассказик обычно не включали с сбоники типа «юмор серьезных писателей», куда с радостью тащили «Крокодила». Может, потому что юмор не то что черный, а уже изрядно мертвечинкой попахивает. Общий смысл сводится к тому, как какой-то чудак забрел на кладбище, уснул на могилке и приснилось ему, как покойнички лежат да промеж собою общаться. Притом не просто общаются, а с соблюдением рангов и званий, будто и не есть это все прах и тление. Забавно, но скорее по-дурацки, чем правда смешно. Впрочем, где у ФМ был юмор не черный и без издевки, я, признаться, и не помню.