Иван Ефремов «Озеро горных духов»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Художник запечатлел на картине всю красоту Дены-Дерь, что спрятался в глубине Алтая.
Вскоре он умер: по поверью, духи этого места лишили его сил.
На самом ли деле там обитают призраки прошлого? Или за красивой легендой о Озере Горных Духов кроется разгадка чудес природы?
Основой для произведения послужила картина алтайского художника Г.И. Гуркина «Озеро горных духов», 1910 («Дены-Дерь»), о чем, кроме всего прочего, признается и сам Ефремов в предисловии к одному из собраний своих рассказов. Кроме «Дены-Дерь» в рассказе упоминаются также картины Гуркина «Корона Катуни» и «Хан-Алтай». Любопытно также, что художник происходит из рода чоросов, название которых, Ефремов использовал в качестве основы фамилии художника в своем рассказе. На данный момент картина хранится в Красноярском художественном музее. (интересный факт прислал Oreon)
Впервые рассказ был опубликован в журнале «Техника-молодежи», 1944, № 1, под названием «Тайна горного озера».
Рассказ был опубликован в журнале «Советская литература» №9 1946 г.(на английском языке).
Входит в:
— сборник «Встреча над Тускаророй», 1944 г.
— журнал «Краснофлотец, №3, 1944 год», 1944 г.
— журнал «Новый Мир № 4-5, 1944», 1944 г.
— сборник «Пять румбов», 1944 г.
— журнал «Техника-молодежи 1944'01», 1944 г.
— сборник «Алмазная труба», 1946 г.
— антологию «На грани возможного», 1950 г.
— сборник «Звёздные корабли», 1953 г.
— сборник «Озеро Горных Духов», 1954 г.
— сборник «Великая Дуга», 1956 г.
— сборник «Бухта Радужных Струй», 1959 г.
— антологию «Капитан звездолёта», 1962 г.
— антологию «В мире фантастики и приключений», 1963 г.
— сборник «Сердце Змеи», 1964 г.
— антологию «Фантастика и приключения», 1967 г.
— антологию «Okno w nieskończoność», 1980 г.
— журнал «Роман-газета, 2017, № 7», 2017 г.
- /языки:
- русский (49), немецкий (1), французский (1), чешский (1), эстонский (1), украинский (1), польский (4), болгарский (3), румынский (1)
- /тип:
- книги (56), периодика (4), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Л. Велчев (1), Т. Госк (1), П. Йовчев (1), М. Ковалевская (2), А. Люстерник (1), В. Становский (1), О. Ханге (1), Р. Шемелеков (1), В. Яблоньский (1), Р. Яковенко (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 19 июня 2023 г.
Яркий, слегка загадочный и вполне себе героический рассказ. При том, что это, по факту, вполне себе производственное произведение. Рассказ о тех временах, когда люди были проще и мужественней, когда на карту нанесли ещё далеко не всё, когда древние боги и духи ещё не ушли слишком далеко в иные сферы. Романтика походов так и фонтанирует со страниц, а суровая природа открывается во всей своей первозданной красоте.
amak2508, 6 февраля 2023 г.
Есть открытия, про которые говорят: «Открытие, сделанное на кончике пера». Об открытии же, сделанном героем рассказа Ивана Ефремова, можно сказать: «Открытие, сделанное глядя на картину» :). И это прекрасная иллюстрация того, какими порой удивительными путями приходят люди к своим открытиям.
Замысел рассказа бесспорно интересный (хотя, конечно, любопытно было бы узнать, какова здесь доля правды), но его надо было ещё и подать так, чтобы увлечь читателя. И здесь, как всегда, Иван Антонович показал себя непревзойденным мастером. Вот умеет он об обыкновенных геологических экспедициях написать так, что оторваться невозможно. Вспомним хотя бы «Дорогу ветров» (там правда экспедиция была палеонтологическая) — ну что там особенного, а ведь тоже как увлекательно сумел написать.
Единственное, что смущает в рассказе, так это почему, зная о ядовитости ртути и её соединений, герои Ефремова не озаботились использовать хотя бы самые простые защитные средства. Время, конечно, было героическое, но всё же....
Darth_Veter, 3 июля 2022 г.
Очередное задание партии и правительства забросило героя рассказа Ефремова на Алтай. Познакомившись там с местным художником, он узнает про таинственное озеро, где якобы живут злобные и мстительные духи, убивающие всех непосвященных. У героя возникают неясные подозрения насчет природы этих духов, и он решает посетить означенное озеро...
История эта, хоть и относится к циклу необыкновенных, всё же куда более реальна, нежели «Встреча над Тускаророй» или «Олгой-хорхой». Правда, я сомневаюсь, что где-то на Земле имеются открытые ртутные месторождения типа описанного в рассказе. Обычно этот элемент встречается в виде амальгамы — жидкого сплава с каким-либо другим металлом, например, серебром. Но и последней не по силам наполнить целое озеро. Это литературное преувеличение, имеющее своей целью поразить читателя, заставив его восхититься неисчислимыми богатствами нашей земли. Как и всегда, романтика у Ефремова на первом месте, явно превалирует над суровой действительностью. Атмосферность повествования настолько высока, что порой кажется, будто это не литературный герой, а ты сам прошагал горными тропами весь путь до таинственного озера. Это не удивительно, т.к. писатель создавал свои сюжеты на основе вполне реальных случаев своей жизни. Кое-что, правда, придумывал в целях усиления эмоционального отклика. Задача его была проста и понятна: популяризовать профессию геолога и исследователя, столь необходимую для страны в то время. Я лично ничего против не имею насчет такой искусной пропаганды и агитации — скорее, привествую ее. Ибо польза от нее двойная: не только литературная, но и экономическая.
---------------
РЕЗЮМЕ: еще один образец романтической прозы первых пятилеток развенчивает старые мифы и легенды, утверждая правду жизни и силу науки. Неугомонным романтикам социализма посвящается...
zotovvg75, 10 августа 2021 г.
Как прекрасно и поэтично воспел Ефремов в этом рассказе природу! Подчеркну, не описал, а именно воспел, отразив обостренное понимание красоты природы, способной настроить внутренний мир человека на возвышенный, гармоничный лад. Ясно, что это может сделать только человек тонко чувствующий саму душу природы, отраженной в его внутреннем мире. А дар писателя дает возможность передать это читателю, делясь частичкой возвышенных чувств.
Но в рассказе прекрасное дает не только чувство эстетического наслаждения, но и полезный материальный дар. Да еще в ореоле романтической тайны! Горные духи, губящие людей, тайна заключенная в картине чудом не погибшего художника и в финале все объясняющая материальная причина, исключающая элемент мистики, чуждой советской науке. Все-таки Ефремов не является писателем ярко выраженного романтического жанра.
Способность передать в небольшом рассказе волнующее чувство прекрасного, сюжетно связав это с сугубо прагматическим практическим открытием, доступна только истинным мастерам. Талант Ефремова многогранен и здесь представлена одна из них.
a0001, 4 февраля 2022 г.
Отличный рассказ. Не фантастика, но замечательное приключение пронизанное тайной и романтикой. Красочное описание природы, реализм, легкий слог, все это делает данное небольшое произведения увлекательным. Читается на одном дыхании. Рекомендую к обязательному прочтению.
Ученик Дьявола, 23 октября 2019 г.
«Озеро Горных Духов» среди многочисленных рассказов И. А. Ефремова был прочитан мной далеко не первым, и поэтому я заранее знал, что вся жуть и чертовщина, творящаяся на берегу таинственного озера, получит в конце концов вполне материальное и рациональное объяснение. Однако должен признать, что именно при чтении «Озера Горных Духов» мне вдруг захотелось – и такого больше не было ни с одним из «Рассказов о необыкновенном», – чтобы тайна озера хотя бы отчасти так и осталась тайной, а не была бы сведена к
О реальной основе рассказа – художнике и его картине – писать не буду, это все уже отлично разобрано в предыдущих отзывах. Добавлю только,
В общем, среди ранних произведений Ефремова «Озеро Горных Духов» стоит прочитать непременно, но только не самым первым, а после знакомства с тремя-четырьмя другими рассказами. Тогда, как я уже написал выше, вы заранее будете знать, что в конце все разъяснится, и не будете слишком сильно разочарованы, что объяснение это окажется таким простым.
тессилуч, 21 апреля 2014 г.
Красивая, почти детективная история поисков месторождения ртути по легенде и картине художника. Особенно интересно, что такая картина существует и даже помещена в книге о жизни и творчестве Ефремова «Через горы времени». Таким образом рассказ переходит из фантастики в реальную жизнь. Фантастика «ближнего прицела», но написана с мастерством настоящего писателя.
artem-sailer, 5 ноября 2015 г.
Хороший рассказ, и очень реалистично написано.
Давно-давно где-то слышал, что нечто подобное было в действительности, правда, речь шла о туристах и пещере. А возможно, это и был пересказ именно этого рассказа, с отсебятиной рассказчика.
Идея изящна и глубока: легенды рождаются не на пустом месте. Как правило, за ними скрывается вполне материалистическая основа.
Плюс художник с его сюжетообразующими злоключениями и верным служением искусству.
Несколько смазанная концовка с метанием главного героя, можно было расписать это поподробнее, ну да ладно: на общем впечатлении сказалось незначительно.
AlexR, 21 января 2012 г.
Рассказ с самого начала приятно удивил меня – своим языком. Первые три страницы, содержащие в основном пейзажные описания, в достаточной мере свидетельствуют о художественном мастерстве автора (хотя и не лишены логических неувязок). Это было тем более неожиданно, что прочитанный перед этим рассказ Ефремова – «Эллинский секрет» – был написан в сухой, маловыразительной манере. Видимо, то была сознательная стилизация под речь рассказчика-учёного.
Никогда не был на Алтае, и теперь с этим краем у меня всегда будут ассоциироваться созданные автором образы его природы.
Суть рассказа – как в результате строгого научного исследования (рассказчик – геолог) получает рациональное объяснение загадочное явление, дававшее повод к сверхъестественным толкованиям.
Однако, читая, как геологическая экспедиция приближается к своей цели, я почувствовал сильное желание, чтобы путешествие закончилось без ожидаемого результата. Нетрудно представить, как будет изуродована долина пяти озёр после начала промышленной эксплуатации месторождения… Но рассказчик не испытывает никакого сожаления по этому поводу.
И завершается рассказ совсем не в том стиле, в каком начался, – рапортом об «обеспечении всех потребностей нашей многосторонней промышленности». В душе героя-рассказчика совместились две противоположности – способность увидеть и оценить красоту природы и потребительское отношение к ней, причём второе явно играет главенствующую роль.
Ank, 27 августа 2006 г.
Знаете, я был на Алтае и вижу, что Ефремов добавляет от себя совсем не много.
Фамилия художника изменена. Настоящая его фамилия — Чорос-Гуркин, а жил он в селе Амос, недалеко от Чемала. Село на другом берегу реки. В рассказе все описано верно, на въезде в это село, на пригорке стоит дом художника, с той лишь разницей, что сейчас это дом-музей. В доме осталось все так, как и при жизни художника, а на стенах висят его картины. За границей он известен намного больше, чем у нас в стране, и картины его стоят недешево, особенно в Японии.
Когда заходишь в этот дом и понимаешь, что здесь до тебя бывал Ефремов, и рассматривал вот эту картину, ощущение удивительное, будто прошло много лет, а все равно с писателем лично познакомился.
И еще одно наблюдение, в тему рассказа. На Урале есть небольшой красивый город. Так вот, однажды в советские времена простой работяга обратил внимание, что на одной стороне горы картошка растет и дает хороший урожай, а на другой — ни в какую. И написал об этом в Академию наук. Приехали ученые-геологи, заинтересовались, взяли пробы грунта и открыли крупнейшее месторождение не буду говорить чего, руду стратегическую.
Работяга, наверно, тоже любил читать Ефремова.
AlisterOrm, 30 октября 2012 г.
В этом рассказе Ефремов показал себя настоящим мастером стиля, воплотив здесь всю свою любовь к горному Алтаю. Возможно, если бы Ефремов оставил в неприкосновенности тайну озера горных духов, но... законы жанра, что делать.
Paganist, 17 февраля 2012 г.
красивая легенда, красивый язык, красивые описания. но сюжетно не впечатлило. уже зная манеру писателя, понимаешь, что никакого чуда, никаких горных духов нет, а есть рациональное объяснение.
не понравилось — что в девственные нетронутые священные места придут экскаваторы, бульдозеры и другие машины чтобы добывать ртуть. и ещё один очаровательные уголок земли навсегда изменит свой облик в угоду человеческой ненасытности. а автор к этому очень спокойно относиться. вроде «родина сказала — значит надо».
Сельский житель, 11 июня 2010 г.
Не зря все разведки мира держат в своем штате специалистов, которые читают все подряд, даже такую вроде-бы ерунду как местные слухи и легенды с преданиями. Если на сто тысяч пустышек вытащить одно такое жемчужное зерно — все оправдалось. А обычно именно так и бывает. Многие открытия делаются только потому, что нужная информация попала к тому, кому надо. Рассказ лишь это подтверждает. И рассказ хороший, легко читается, и, главное, не забудешь — слишком примета необычная.
god54, 30 июня 2011 г.
Вполне неплохой рассказ, который учит человека быть внимательным к мелочам. Но странная особенность присуща множеству людей — видят все, но понять и разобраться, обратить внимание на факт почему-то дано лишь единицам. Поэтому, главное развивать в себе способность не доверять очевидному и всегда искать возможность увидеть в обычном необычное.
2480, 2 августа 2010 г.
Легенды дают пищу для размышлений. Легенды объясняют какие-либо явления через мифологию, а учёные даже мысли о мистическом объяснении тех же фактов не допускают. И как результат не просто их объясняют, но и это объяснение приносит ощутимую пользу в материальном плане.