fantlab ru

Иван Ефремов «Озеро горных духов»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.85
Оценок:
556
Моя оценка:
-

подробнее

Озеро горных духов

Другие названия: Тайна горного озера, Дены-Дерь; Озеро Горных Духов

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 89
Аннотация:

Художник запечатлел на картине всю красоту Дены-Дерь, что спрятался в глубине Алтая.

Вскоре он умер: по поверью, духи этого места лишили его сил.

На самом ли деле там обитают призраки прошлого? Или за красивой легендой о Озере Горных Духов кроется разгадка чудес природы?

Примечание:

Основой для произведения послужила картина алтайского художника Г.И. Гуркина «Озеро горных духов», 1910 («Дены-Дерь»), о чем, кроме всего прочего, признается и сам Ефремов в предисловии к одному из собраний своих рассказов. Кроме «Дены-Дерь» в рассказе упоминаются также картины Гуркина «Корона Катуни» и «Хан-Алтай». Любопытно также, что художник происходит из рода чоросов, название которых, Ефремов использовал в качестве основы фамилии художника в своем рассказе. На данный момент картина хранится в Красноярском художественном музее. (интересный факт прислал Oreon)

Впервые рассказ был опубликован в журнале «Техника-молодежи», 1944, № 1, под названием «Тайна горного озера».

Рассказ был опубликован в журнале «Советская литература» №9 1946 г.(на английском языке).


Входит в:

— сборник «Встреча над Тускаророй», 1944 г.

— журнал «Краснофлотец, №3, 1944 год», 1944 г.

— журнал «Новый Мир № 4-5, 1944», 1944 г.

— сборник «Пять румбов», 1944 г.

— журнал «Техника-молодежи 1944'01», 1944 г.

— сборник «Алмазная труба», 1946 г.

— антологию «На грани возможного», 1950 г.

— сборник «Звёздные корабли», 1953 г.

— сборник «Озеро Горных Духов», 1954 г.

— сборник «Великая Дуга», 1956 г.

— сборник «Бухта Радужных Струй», 1959 г.

— антологию «Капитан звездолёта», 1962 г.

— антологию «В мире фантастики и приключений», 1963 г.

— сборник «Сердце Змеи», 1964 г.

— антологию «Фантастика и приключения», 1967 г.

— антологию «Okno w nieskończoność», 1980 г.

— журнал «Роман-газета, 2017, № 7», 2017 г.


Похожие произведения:

 

 


Встреча над Тускаророй
1944 г.
Пять румбов
1944 г.
Алмазная труба
1946 г.
На грани возможного
1950 г.
Рассказы
1950 г.
Звездные корабли
1953 г.
Озеро Горных Духов
1954 г.
Великая Дуга
1956 г.
Бухта радужных струй
1959 г.
Капитан звездолета
1962 г.
В мире фантастики и приключений
1963 г.
Сердце змеи
1964 г.
Фантастика и приключения = Science fiction and adventure stories
1967 г.
Сердце Змеи
1967 г.
Фантастика и приключения = Science fiction and adventure stories
1970 г.
Сердце Змеи
1970 г.
Фантастика и приключения
1973 г.
Сочинения в трех томах. Том 1
1975 г.
Собрание сочинений. Том 1
1986 г.
Юрта Ворона
1987 г.
Фантастика и приключения
1989 г.
Озеро Горных Духов
1990 г.
Тень минувшего
1991 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 1
1992 г.
Встреча над Тускаророй
2001 г.
Сердце Змеи
2001 г.
Собрание сочинений. Сердце Змеи
2006 г.
Звездные корабли
2007 г.
Туманность Андромеды
2008 г.
Лезвие бритвы. Рассказы
2009 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 1.
2009 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
2010 г.
Туманность Андромеды
2014 г.
Туманность Андромеды
2014 г.
Алмазная труба
2016 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.
Бухта радужных струй
2018 г.
Бухта Радужных струй
2018 г.
Сердце Змеи
2018 г.
Звездные корабли
2018 г.
Бухта Радужных струй
2018 г.
Лезвие бритвы. Звездные корабли. Обсерватория Нур-и-Дешт. Озеро горных духов
2019 г.
Великая Дуга: Путешествие Баурджеда, На краю Ойкумены. Рассказы
2024 г.

Периодика:

Краснофлотец, №3, 1944 год
1944 г.
Новый мир № 4-5, 1944 г.
1944 г.
Техника-молодежи 1944 №1
1944 г.
Роман-газета 2017 № 7 (1779)
2017 г.

Самиздат и фэнзины:

Туманность Андромеды
2024 г.

Аудиокниги:

Юрта Ворона. Избранные рассказы
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Чудните приключения на съветските пътешественици. Разкази за необикновеното
1945 г.
(болгарский)
Roza vânturilor
1946 г.
(румынский)
Viis Rumbi
1946 г.
(эстонский)
Пет румба
1949 г.
(болгарский)
Das weisse Horn
1952 г.
(немецкий)
Księżycowa skala
1952 г.
(польский)
Księżycowa skala
1953 г.
(польский)
Récits
1954 г.
(французский)
Алмазна труба
1954 г.
(украинский)
Звездни кораби
1955 г.
(болгарский)
7 podivuhoných příběhů
1956 г.
(чешский)
Okno w nieskończoność
1980 г.
(польский)
Serce Węża
2017 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Яркий, слегка загадочный и вполне себе героический рассказ. При том, что это, по факту, вполне себе производственное произведение. Рассказ о тех временах, когда люди были проще и мужественней, когда на карту нанесли ещё далеко не всё, когда древние боги и духи ещё не ушли слишком далеко в иные сферы. Романтика походов так и фонтанирует со страниц, а суровая природа открывается во всей своей первозданной красоте.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть открытия, про которые говорят: «Открытие, сделанное на кончике пера». Об открытии же, сделанном героем рассказа Ивана Ефремова, можно сказать: «Открытие, сделанное глядя на картину» :). И это прекрасная иллюстрация того, какими порой удивительными путями приходят люди к своим открытиям.

Замысел рассказа бесспорно интересный (хотя, конечно, любопытно было бы узнать, какова здесь доля правды), но его надо было ещё и подать так, чтобы увлечь читателя. И здесь, как всегда, Иван Антонович показал себя непревзойденным мастером. Вот умеет он об обыкновенных геологических экспедициях написать так, что оторваться невозможно. Вспомним хотя бы «Дорогу ветров» (там правда экспедиция была палеонтологическая) — ну что там особенного, а ведь тоже как увлекательно сумел написать.

Единственное, что смущает в рассказе, так это почему, зная о ядовитости ртути и её соединений, герои Ефремова не озаботились использовать хотя бы самые простые защитные средства. Время, конечно, было героическое, но всё же....

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередное задание партии и правительства забросило героя рассказа Ефремова на Алтай. Познакомившись там с местным художником, он узнает про таинственное озеро, где якобы живут злобные и мстительные духи, убивающие всех непосвященных. У героя возникают неясные подозрения насчет природы этих духов, и он решает посетить означенное озеро...

История эта, хоть и относится к циклу необыкновенных, всё же куда более реальна, нежели «Встреча над Тускаророй» или «Олгой-хорхой». Правда, я сомневаюсь, что где-то на Земле имеются открытые ртутные месторождения типа описанного в рассказе. Обычно этот элемент встречается в виде амальгамы — жидкого сплава с каким-либо другим металлом, например, серебром. Но и последней не по силам наполнить целое озеро. Это литературное преувеличение, имеющее своей целью поразить читателя, заставив его восхититься неисчислимыми богатствами нашей земли. Как и всегда, романтика у Ефремова на первом месте, явно превалирует над суровой действительностью. Атмосферность повествования настолько высока, что порой кажется, будто это не литературный герой, а ты сам прошагал горными тропами весь путь до таинственного озера. Это не удивительно, т.к. писатель создавал свои сюжеты на основе вполне реальных случаев своей жизни. Кое-что, правда, придумывал в целях усиления эмоционального отклика. Задача его была проста и понятна: популяризовать профессию геолога и исследователя, столь необходимую для страны в то время. Я лично ничего против не имею насчет такой искусной пропаганды и агитации — скорее, привествую ее. Ибо польза от нее двойная: не только литературная, но и экономическая.

---------------

РЕЗЮМЕ: еще один образец романтической прозы первых пятилеток развенчивает старые мифы и легенды, утверждая правду жизни и силу науки. Неугомонным романтикам социализма посвящается...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как прекрасно и поэтично воспел Ефремов в этом рассказе природу! Подчеркну, не описал, а именно воспел, отразив обостренное понимание красоты природы, способной настроить внутренний мир человека на возвышенный, гармоничный лад. Ясно, что это может сделать только человек тонко чувствующий саму душу природы, отраженной в его внутреннем мире. А дар писателя дает возможность передать это читателю, делясь частичкой возвышенных чувств.

Но в рассказе прекрасное дает не только чувство эстетического наслаждения, но и полезный материальный дар. Да еще в ореоле романтической тайны! Горные духи, губящие людей, тайна заключенная в картине чудом не погибшего художника и в финале все объясняющая материальная причина, исключающая элемент мистики, чуждой советской науке. Все-таки Ефремов не является писателем ярко выраженного романтического жанра.

Способность передать в небольшом рассказе волнующее чувство прекрасного, сюжетно связав это с сугубо прагматическим практическим открытием, доступна только истинным мастерам. Талант Ефремова многогранен и здесь представлена одна из них.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ. Не фантастика, но замечательное приключение пронизанное тайной и романтикой. Красочное описание природы, реализм, легкий слог, все это делает данное небольшое произведения увлекательным. Читается на одном дыхании. Рекомендую к обязательному прочтению.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Озеро Горных Духов» среди многочисленных рассказов И. А. Ефремова был прочитан мной далеко не первым, и поэтому я заранее знал, что вся жуть и чертовщина, творящаяся на берегу таинственного озера, получит в конце концов вполне материальное и рациональное объяснение. Однако должен признать, что именно при чтении «Озера Горных Духов» мне вдруг захотелось – и такого больше не было ни с одним из «Рассказов о необыкновенном», – чтобы тайна озера хотя бы отчасти так и осталась тайной, а не была бы сведена к

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вполне обыкновенному, хоть и необычайно богатому месторождению ртути.
Слишком уж сильно диссонирует будоражащее до щекотки и мурашек по коже описание озера и странных явлений на его берегу со слишком простым, будничным и невыразительным завершением рассказа. Тут, по-моему, было бы уместно либо понизить степень жути и таинственности на первых страницах, либо как-нибудь смягчить финал, сделать его… ну, менее «народно-хозяйственным», что ли, оставить в нем хотя бы некоторую долю романтики и простора для воображения, которыми полны первые страницы. В других ефремовских рассказах, построенных по подобной схеме, этот контраст не столь силен – соответственно и ощущение диссонанса и некоторого разочарования не возникает.

О реальной основе рассказа – художнике и его картине – писать не буду, это все уже отлично разобрано в предыдущих отзывах. Добавлю только,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что, несмотря на все усилия и изучение испаноязычных источников, я так и не нашел подтверждения факта, что на месторождении Альмаден когда-то было найдено маленькое озерко самородной ртути. Капли ртути в породе там были обычным делом, но не более того. Да и добыча в Альмадене велась подземным способом, а не открытым. Судя по всему, это ртутное озерко было придумано Ефремовым для большей правдоподобности аналогичной находки, которую делает на берегу озера Горных Духов его собственный персонаж.

В общем, среди ранних произведений Ефремова «Озеро Горных Духов» стоит прочитать непременно, но только не самым первым, а после знакомства с тремя-четырьмя другими рассказами. Тогда, как я уже написал выше, вы заранее будете знать, что в конце все разъяснится, и не будете слишком сильно разочарованы, что объяснение это окажется таким простым.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красивая, почти детективная история поисков месторождения ртути по легенде и картине художника. Особенно интересно, что такая картина существует и даже помещена в книге о жизни и творчестве Ефремова «Через горы времени». Таким образом рассказ переходит из фантастики в реальную жизнь. Фантастика «ближнего прицела», но написана с мастерством настоящего писателя.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ, и очень реалистично написано.

Давно-давно где-то слышал, что нечто подобное было в действительности, правда, речь шла о туристах и пещере. А возможно, это и был пересказ именно этого рассказа, с отсебятиной рассказчика.

Идея изящна и глубока: легенды рождаются не на пустом месте. Как правило, за ними скрывается вполне материалистическая основа.

Плюс художник с его сюжетообразующими злоключениями и верным служением искусству.

Несколько смазанная концовка с метанием главного героя, можно было расписать это поподробнее, ну да ладно: на общем впечатлении сказалось незначительно.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ с самого начала приятно удивил меня – своим языком. Первые три страницы, содержащие в основном пейзажные описания, в достаточной мере свидетельствуют о художественном мастерстве автора (хотя и не лишены логических неувязок). Это было тем более неожиданно, что прочитанный перед этим рассказ Ефремова – «Эллинский секрет» – был написан в сухой, маловыразительной манере. Видимо, то была сознательная стилизация под речь рассказчика-учёного.

Никогда не был на Алтае, и теперь с этим краем у меня всегда будут ассоциироваться созданные автором образы его природы.

Суть рассказа – как в результате строгого научного исследования (рассказчик – геолог) получает рациональное объяснение загадочное явление, дававшее повод к сверхъестественным толкованиям.

Однако, читая, как геологическая экспедиция приближается к своей цели, я почувствовал сильное желание, чтобы путешествие закончилось без ожидаемого результата. Нетрудно представить, как будет изуродована долина пяти озёр после начала промышленной эксплуатации месторождения… Но рассказчик не испытывает никакого сожаления по этому поводу.

И завершается рассказ совсем не в том стиле, в каком начался, – рапортом об «обеспечении всех потребностей нашей многосторонней промышленности». В душе героя-рассказчика совместились две противоположности – способность увидеть и оценить красоту природы и потребительское отношение к ней, причём второе явно играет главенствующую роль.

Оценка: 8
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, я был на Алтае и вижу, что Ефремов добавляет от себя совсем не много.

Фамилия художника изменена. Настоящая его фамилия — Чорос-Гуркин, а жил он в селе Амос, недалеко от Чемала. Село на другом берегу реки. В рассказе все описано верно, на въезде в это село, на пригорке стоит дом художника, с той лишь разницей, что сейчас это дом-музей. В доме осталось все так, как и при жизни художника, а на стенах висят его картины. За границей он известен намного больше, чем у нас в стране, и картины его стоят недешево, особенно в Японии.

Когда заходишь в этот дом и понимаешь, что здесь до тебя бывал Ефремов, и рассматривал вот эту картину, ощущение удивительное, будто прошло много лет, а все равно с писателем лично познакомился.

И еще одно наблюдение, в тему рассказа. На Урале есть небольшой красивый город. Так вот, однажды в советские времена простой работяга обратил внимание, что на одной стороне горы картошка растет и дает хороший урожай, а на другой — ни в какую. И написал об этом в Академию наук. Приехали ученые-геологи, заинтересовались, взяли пробы грунта и открыли крупнейшее месторождение не буду говорить чего, руду стратегическую.

Работяга, наверно, тоже любил читать Ефремова.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе Ефремов показал себя настоящим мастером стиля, воплотив здесь всю свою любовь к горному Алтаю. Возможно, если бы Ефремов оставил в неприкосновенности тайну озера горных духов, но... законы жанра, что делать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Отписка в конце о том, что озеро стало крупнейшим местом добычи ртути, выглядит очень чужеродной в общей канве рассказа
. С другой стороны, дали бы Ефремову опубликовать такой рассказ без пояснений?

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

красивая легенда, красивый язык, красивые описания. но сюжетно не впечатлило. уже зная манеру писателя, понимаешь, что никакого чуда, никаких горных духов нет, а есть рациональное объяснение.

не понравилось — что в девственные нетронутые священные места придут экскаваторы, бульдозеры и другие машины чтобы добывать ртуть. и ещё один очаровательные уголок земли навсегда изменит свой облик в угоду человеческой ненасытности. а автор к этому очень спокойно относиться. вроде «родина сказала — значит надо».

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не зря все разведки мира держат в своем штате специалистов, которые читают все подряд, даже такую вроде-бы ерунду как местные слухи и легенды с преданиями. Если на сто тысяч пустышек вытащить одно такое жемчужное зерно — все оправдалось. А обычно именно так и бывает. Многие открытия делаются только потому, что нужная информация попала к тому, кому надо. Рассказ лишь это подтверждает. И рассказ хороший, легко читается, и, главное, не забудешь — слишком примета необычная.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вполне неплохой рассказ, который учит человека быть внимательным к мелочам. Но странная особенность присуща множеству людей — видят все, но понять и разобраться, обратить внимание на факт почему-то дано лишь единицам. Поэтому, главное развивать в себе способность не доверять очевидному и всегда искать возможность увидеть в обычном необычное.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Легенды дают пищу для размышлений. Легенды объясняют какие-либо явления через мифологию, а учёные даже мысли о мистическом объяснении тех же фактов не допускают. И как результат не просто их объясняют, но и это объяснение приносит ощутимую пользу в материальном плане.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх