fantlab ru

Сергей Снегов «Кольцо обратного времени»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.06
Оценок:
1224
Моя оценка:
-

подробнее

Кольцо обратного времени

Роман, год; роман-эпопея «Люди как боги»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 94
Аннотация:

По решению Большого Совета снаряжается вторая экспедиция в ядро Галактики во главе с капитаном-звездопроходцем Олегом Шерстюком. Многократно отказывающийся от предложений командовать звездными походами или принимать в них участие Эли, на этот раз принимает приглашение. Сумеют ли люди найти общий язык с принципиально другой формой даже не жизни, а разума, могущественной, умеющей изменять ток времени мертвой материей?

Замкнется ли еще одно кольцо взаимопонимания: от знакомства — через неприязнь, взаимную борьбу, взаимную заинтересованность — к дружелюбию?

© Lucy

Входит в:

— роман-эпопею «Люди как боги»

— антологию «Кольцо обратного времени», 1977 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 241

Активный словарный запас: низкий (2636 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Фант, 1977 // (роман)

Похожие произведения:

 

 


Кольцо обратного времени
1977 г.
Люди как боги
1982 г.
Люди как боги
1986 г.
Люди как боги
1992 г.
Люди как боги
1992 г.
Люди как боги
1992 г.
Люди как боги
1996 г.
Сергей Снегов. Сочинения в трех томах. Том 1
1996 г.
Люди как боги. В двух томах. Том 2
1997 г.
Люди как боги
2001 г.
Люди как боги
2006 г.
Люди как боги
2010 г.
Люди как боги
2015 г.
Люди как боги
2018 г.
Люди как боги
2023 г.

Самиздат и фэнзины:

Люди как боги
2017 г.

Аудиокниги:

Люди как боги
1993 г.
Кольцо обратного времени
2010 г.
Кольцо обратного времени
2023 г.

Издания на иностранных языках:

逆時間の環
1985 г.
(японский)
Ludzie jak bogowie. Pętla wstecznego czasu
1988 г.
(польский)
Menschen wie Götter
2010 г.
(немецкий)
Pętla wstecznego czasu
2013 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

После «блестящей» победы земного флота над Разрушителями прошло 20 лет. Казалось бы, людям нужно всего лишь расслабиться и почивать на лаврах. Но нет! Очередная авантюра двух звездолетов, направленных прямо в ядро Галактики, заканчивается печально, но закономерно: они возвращаются назад, неся на своем борту мертвый экипаж. Что бы сделал истинный разум, получив такой результат? Конечно же, отправил в ядро новую экспедицию! Как и положено у Сергея Снегова, ее снова должен возглавить герой прошлых походов в Дальний Космос Эли. Зачем? Да затем, чтобы путешествие не было скучным для читателя!

Итак, «Странствия Эли в Большом Космосе», дубль №3. Сразу хочу сказать, что, хотя стиль произведения мало чем изменился, третья часть выглядит поживее и поинтереснее — в первую очередь, засчет нескольких оригинальных идей. Впрочем, оригинальность тут вовсе не значит «правдоподобность» или «обоснованность» — автор просто выставляет на обзор свои очередные фантазии, не имеющие с реальностью ничего общего. Взять, хотя бы, то самое «закольцованное» время, что помещено в заголовок романа. Оно является той самой четвертой координатой в континууме Минковского-Сагана-Эйнштейна, которая задает направленность происходящих во Вселенной процессов. Таких направлений всего два — в будущее и прошлое. Никаких «вбоквелов» природа не придумала! Да и зачем ей это? Ведь она, как известно, всегда стремится к простоте — этого требует от нее известный по школьному курсу физики принцип минимизации суммарной работы по замкнутому пути. А его, в свою очередь, заставляет быть экономным закон сохранения энергии для замкнутых систем. Если говорить просто, Природа не может потратить на что-то больше энергии, чем у нее имеется в наличии. А «искривленное» время по трактовке автора — всё равно, что создание новой Вселенной с «перпендикулярной» составляющей! Откуда взять ее, если энергии хватает только на один континуум с линейным течением времени? Думаю, автора ввел в заблуждение расхожий термин «искривленное время» из специальной теории относительности (в интерпретации Карла Сагана). Под ним подразумевалось, что время — понятие относительное и течет с разной скоростью в разных точках континуума: замедляется возле гравитирующих масс и ускоряется в свободных от материи регионах. Чисто теоретически его можно даже «заморозить», но масса объекта при этом должна быть бесконечной. Возможно, такие условия создаются за «горизонтом событий» коллапсаров, но практически подобного эффекта еще никто из астрономов не наблюдал. Поскольку Карл Саган был немножечко романтиком и писателем, он и решил обозвать сей феномен красиво, на литературный манер — искривленное время. Но под ним он подразумевал линейное время в искривленном пространстве. А Снегов воспринял буквально — и сделал ошибку, приняв красоту воображения за абсолютную истину. И подобных ошибок в романе-эпопее набралось достаточно много. Чисто для справки приведу еще один сомнительный факт: по мнению писателя, в ядре галактики происходит взрывное расширение материи. На самом деле никакого взрыва в глобальном масштабе там нет: движение всех тел там также подчиняется универсальному закону Ньютона-Эйнштейна, т.е. с небольшой релятивистской поправкой к всемирному закону тяготения. Тут писателя просто ввело в заблуждение скопление в ядре огромных масс материи. Но по тому же принципу устроена и наша Солнечная система: 90% ее массы сосредоточено в центре (т.е. в Солнце), а масса планет изменяется по тому же закону, что и масса звезд в Галактике. Фактически выходит, что Галактика — это огромная Солнечная система, в которой роль планет играют звезды (правда, с рядом существенных отличий).

Если не придираться к научной стороне сюжета, то произведение окажется достаточно интересным и неординарным — в те годы мало кто из фантастов придумывал такие занимательные сложности. Как будет чувствовать себя живое существо, попавшее в «разрыв» времени? Что опаснее — путешествие в будущее или прошлое? К каким эффектам приведет движение по «кольцу времени»? Возможно ли вневременное существование разума? Вопросы весьма интригующие, но найти на них достойного ответа писатель не смог, разбавив, как обычно, суровую правду изрядной дозой ничем не обоснованной фантазии. К сожалению, автор часто притупляет фабулу, ввязываясь в пространные рассуждения главного героя на тему морали и философии. Целые главы посвящены поиску этики взаимоотношений между разными персонажами (между Эли и его веганской пассией, между Ириной и Эллоном, между аранами и их Жестокими богами и т.д.), во время которых основной сюжет вообще никак не развивается. Подобных пауз в третьей части даже больше, чем во второй! Пожалуй, внутреннему миру своих героев автор уделяет слишком много внимания. А они ведут себя очень странно: постоянно или хохочут, или ругаются, пританцовывают на месте, словно им надо в туалет, ведут сами с собой душещипательные беседы, обнимаются и клянутся в вечной любви. Описывать внутреннее состояние, конечно, нужно, но не таким же тупым образом! Разве в «Туманности Андромеды» меньше душевных бурь и самокопаний? Вспомните, хотя бы, душевный кризис Мвен Маса! Но Ефремов делает подобный экскурс мягко и ненавязчиво, поэтому в голове остается только легкий эмоциональный налет, не мешающий воспринимать развитие основной линии сюжета. А герои Снегова постоянно «сворачивают в сторону», ставя свои отношения выше происходящих вокруг событий.

Не делись никуда и любимые писателем «сюжетные рояли». На этот раз львиную долю их взял на себя даровитый изобретатель-демиург Эллон. Убрать с дороги агрессивную планету-хищник? Нет проблем! Создать «замораживатель» времени? Дайте мне 5 минут! Закольцевать время? Щас я немного переделаю свой «коллапсан», и всё образуется само собой... От подобной «рояльности» начинаешь быстро уставать и со временем перестаешь ценить те достижения, что были таким образом получены. Разве для этого пишутся фантастические романы??

Добавив в «зверинец миров» новых существ, аранов, автор не особо над ними поработал, поэтому образ получился однобокий и неоригинальный — даже их загадочный третий глаз не особо впечатляет. Да и вызывает сомнение их быстрая деградация: от космических высот — к почитанию Жестоких богов. Посмотрите на наш мир — разве вам кажется, что люди скатываются к повальной религиозности? Даже в исламском мире далеко не все верят в Аллаха и Пророка его! А всё потому, что религиозный фанатизм несовместен с высокими технологиями. Не помню кто из нынешних мудрецов сказал, что в мире существует только один бог — Интернет, а все остальные — просто красивые картинки в Библии. Человека, хоть день подержавшего в руке смартфон, уже не заставишь молиться на коврике нарисованному лику, ибо он уже видел иной лик, куда более реальный, дружелюбный и понятный. Даже ядерная война не сможет обратить народы Земли в дикое состояние, потому как среди них будет огромная масса образованных людей, рассуждающих о «высоких материях».

Вызывают раздражение имена новых персонажей, которые автор берет «с потолка», совершенно не задумываясь о том, подходят они им или нет. Если Оан — еще кое-как воспринимается разумом (а как еще представить инопланетную артикуляцию?), то Отвергатели, Ускорители и, тем более, Отец-аккумулятор звучат по-детски глупо и смешно. Наверно поэтому новым персонажам не сочувствуешь — их гибель не вызывает у читателя сильных чувств и оставляет равнодушным. Значит, произведение не выполнило свою основную задачу — сделать читающего сопричастным тому, что происходит на страницах книги.

И напоследок — о «сладком». То есть, о достойных находках. К ним я лично могу отнести расу рамиров, живущих (якобы) в ядре Галактики. Сами они так и не появятся в поле зрения героев романа (если не считать упомянутого выше Оана), но это и к лучшему: невиданный враг кажется опаснее и страшнее, чем он есть на самом деле. А вот их философия кажется мне вполне логичной. Все остальные расы Галактики они считают не более, чем досадливыми муравьями, мешающими валить лес. Такое вполне возможно и просматривается даже сегодня на примере отношения европейцев к диким племенам Африки и Океании. Даже в цивилизованном городе никто из нуворишей не станет приглашать к себе в дом местного бомжа, чтобы покормить его и поговорить с ним по душам. Так что автор совершенно прав в том, отчего рамиры так и не пошли на контакт с людьми — у них просто не было надобности в общении с лесными муравьями, которые за ближними деревьями не видят всего леса, в котором живут. Думаю, по этой же самой причине мы не получим от «братьев по разуму» радиосообщений: они уже давно перешли на тот уровень, где радиоволны являются сущим анахронизмом, а общение с равными себе становится нежелательным из-за непредсказуемости такого Контакта. Так что Великое Молчание Космоса грозит превратиться в Вечное Молчание.

Я долго размышлял, какую же оценку ставить третьей части. С одной стороны, в ней больше интриги и приключений, с другой — всё те же нелепости и «топорный» литературный стиль. Помозговав определенное время, решил повысить на 1 балл «за старания». С дробной долей — 6,4 балла. Но округляется всё равно до шести целых...

--------------

РЕЗЮМЕ: последняя глава космической эпопеи Эли и друзей, посвященная их безумному вояжу в ядро Галактики. Результат вполне закономерен — вернулся один корабль из пятнадцати, а почти все друзья главгероя с успехом перебрались в лучший из миров. И почему многие читатели так восторженно принимают этот негатив?

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ностальгия чтоль накрывает всех кто ставит этому чуду десятки? Сколь ни пытался браться за Снегова дальше десятка страниц не получалось. По мне так писатель весьма средний, да еще и здорово устаревший. Я понимаю что в годы застоя с фантастикой было туго, но сейчас-то зачем лохматить бабушку? Или у людей появился такой запрос на нудное фантазерство и моралите что пора отряхнуть пыль с советских авторов когда-то блиставших на фоне отсутствия конкуренции? Ну так АБС в руки и Ефремова с Казанцевым, те хоть писать умели. Я бы и рад поставить оценку чтоб малость разбавить восторги но дочитать хоть один роман Снегова до конца это выше моих сил. Чудовищно наивный стиль изложения, надуманные проблемы уровня 6+ мой фейс такой палм не выдержит.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная, очень динамичная эпопея, причём развитие идёт по нарастающей — каждая последующая часть сильнее, динамичнее и драматичнее предыдущей. В этом плане роман схож со знаменитой тетралогией Дэна Симмонса «Гиперион — Эндимион», где развитие также идёт по нарастающей. Когда мне в руки попала первая часть романа в сборнике «Эллинский секрет», не осилил её, но чуть позже получил его целиком, то «проглотил» буквально за ночь. Эпопея потрясла меня своей мощью. динамичностью и драматизмом. Позже как минимум трижды перечитал книгу — впечатления остались прежними, т. е. это — шедевр на все времена. пожалуй

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
лучшее произведение отечественной фантастики. Когда Сергей Александрович Снегов написал «Галактическую разведку», она очень понравилась читателям и его попросили продолжить роман. «Вторжение в Персей» читателю понравилось ещё больше и его опять попросили о продолжении. Он продолжил, но сделал это так, что об очередной части романа речи уже не шло. Зато книга держит в напряжении от начала и до конца. Также закончил свою эпопею «Ведьмак» и великий АС — Анджей Сапковский, от чего этот цикл только выиграл.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Некоторые бытовые, социальные или исторические роли много предпочтительней других. К примеру, быть Повелителем/Богом, вершащим судьбы, много приятнее, чем тем, бесправным, чью судьбу, собственно, вершат «небожители». Кстати, рецензентом/критиком тоже много приятней быть, чем тем бедолагой, действия и мотивы которого прилюдно разбираются жестокими «судьями». А уж исследователем/экспериментатором, который ставит некий опыт с только ему понятными целями, по-любому быть приятнее, чем подопытным «белым кроликом», над которым ставят бездушный эксперимент.

Кстати, почему всегда «белый кролик»? Не потому ли, что он мягкий, пушистый и с виду безобидный, вызывающий жалость и желание защитить его от жестоких и бездушных мучителей? Почему не мышь или крыса? Те вообще миллионами отдают жизни ради всеобщего процветания, но никто не льет слезы по павшей на полях прогресса этой безвестной армии голых хвостов.

Но вернемся к нашей теме. Мнящие себя могучими Богами люди, встретили, наконец, тех, кто много их божественней. Буквально по народной мудрости: Не говори, что крут, всегда найдется круче.

После успешного завоевания/освобождения Персея — сами выбирайте близкое вам по духу — люди нацелились на новое небывалое свершение — поиски таинственных рамиров, которые что-то там миллионы лет творят в Галактическом ядре. Опять все тот же прямолинейный подход. Мы пойдем туда, куда нас не звали, применим свои понятия справедливости и морали там, где нас не просили, понесем наш свет тем, кто этот свет по своей природной сущности не может его воспринимать. И здесь люди, привыкшие, пусть и к нелегким, но постоянным победам, к непрерывному поступательному движению по пути совершенствования божественного могущества, терпят одно поражение за другим.

Если первый роман состоял практически только из победоносных свершений, когда молодое божественное человечество/общество/просто сметало на своем пути любые препятствия, во втором все-таки появилось допущение, что могут быть некие трудности, которые могут потребовать единичных людских и материальных жертв, то третий состоит целиком из провалов, поражений, горечи и потерь. И признания, что в мире есть другие мнения и пути развития, другие важные дела, взгляды на жизнь и устремления, кроме тех, которое человечество считает единственно правильным.

В этом романе очень много горести и потерь, признания своих ошибок, споров с собой и самобичевания. Главный герой уже не тот, кто принимал безапелляционные решения, не сомневался в своей непогрешимости и данном «цивилизованности» праве карать и миловать по своему усмотрению и исходя из своих морально-этических представлений.

Но вот беда, сомнения в своей непогрешимости возникают не от духовного роста или пересмотра под влиянием фактов и реального положения вещей этических постулатов играющих в богов смертных, а лишь когда привычный принцип «пришел-увидел-победил» перестает действовать, натолкнувшись на большую силу и мощь, когда люди оказываются на месте тех, чьими судьбами еще недавно распоряжались, становятся не экспериментаторами, а очередными «белыми кроликами».

И эта непривычная роль порождает странные и пугающие изменения в морали. Чего только стоит решение цивилизованных и высокоморальных существ — КАЗНИТЬ — любого своего товарища, заподозренного в связях «с неизвестным врагом». Опять без сомнений, протестов, мук, жалости. В пору повторить за неоднозначным героем — демиургом Эллоном: «Но вас — боюсь! Боюсь не силы вашей, а ваших заблуждений. Убедительности ошибок, доказательности просчетов, заразительности непонимания!».

И тем пугающе звучит заключительный манифест восставших «белых кроликов» против равнодушия неизвестных богов. Вроде бы и правильные слова — о ценности жизни, сознания, личности, разнообразия, неодинаковости. Но это в самом конце: «Придется, придется вам с этим посчитаться!» Сразу же настораживает: а не пусты ли красивые слова о равенстве, братстве и взаимопонимании после всех рассуждений о врагах, шпионах и особом предназначении?

Есть еще одна примечательная и очень актуальная деталь, которая почти потерялась в финале. О наших неразрывных связях с прошлым и ответственности за будущее, которые всегда надо учитывать, затевая очередной эксперимент или предлагая себя/любимая наша забава/ в качестве «белого кролика». Хотя мне кажется возмутительным любое положение вещей, где «нам отводят жалкую роль муравьев, истребляемых из-за равнодушия к ним» или отводят роль подопытных кроликов, «которых будут хладнокровно ввергать в тяжелейшие условия и великодушно следить, удастся ли нам справиться с испытанием!»

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третий роман по духу и настроению разительно отличается от первых двух частей. В «Люди как боги» и «Вторжении в Персей», даже когда герои проигрывали и терпели неудачи, они всё равно ни секунды не сомневались и царила атмосфера борьбы, можно даже сказать, оптимизма. Мол, сейчас мы проиграли, но правда за нами, а враг будет разбит. И почти никто не гибнет. Ну, один-два важных персонажа за роман. Здесь же герои начинают нести тяжёлые потери чуть ли не с самого начала... И практически всё действие сохраняется настроение упадка, безысходности. Моментами герои даже отчаиваются и уже сами не верят, что сумеют спастись. Неизменным осталось только стремление персонажей решать конфликты по возможности мирным путём, не массовым геноцидом, а хотя бы попытками взаимопонимания. И да, общение человека с высшим, на порядки превосходящим его видом, здесь показано куда убедительней тех же «Интерстеллара» и «Прибытия». По настроению и глубине ближе всего к «Солярису» Тарковского.

И да, это самый, пожалуй, логичный и убедительный «тайм-парадокс» из тех, что мне доводилось читать, а ведь обычно я их не перевариваю из-за жуткой абсурдности. Автор здесь тоже моментами перекручивает, но у него герои хотя бы не играются со временем в пинг-понг, они полностью осознают его опасную и разрушительную силу. В общем и целом — более чем достойное завершение трилогии.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, каждая последующая книга превосходит предыдущую. Добавилась эмоциональная составляющая, даже смерть сына ГГ во второй книге не выглядела жалостливо, как должно бы быть с человеческой точки зрения, чем скитаня и мытраства героев в период нестабильного времени. Мир конечно очень сюрреалистичен, не надо тут искать логики в обстоятельствах, тут надо концентрироваться на героях, из мыслях, рассуждениях и взаимоотношениях при различных ситуациях.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любое путешествие когда-нибудь заканчивается, подходя к чтению заключительной части трилогии «Люди как боги» я уже понимал, что расставание со старыми знакомыми неизбежно, но автор постарался сделать его как можно более интересным и запоминающимся. Наверное, да точно, это самая серьезная и драматичная книга из трех, нельзя сказать, что читается легко, но определенно — с большим интересом. Автору удалось оставить главную интригу для финала, даже концовка этого романа не дает всех возможных ответов, но некоторая недосказанность здесь уместна, ведь приключения Эли Гамазина и его товарищей — это лишь отдельный эпизод на пути развития человечества, на смену им придут новые герои, первооткрыватели, ученые, борцы. Что может быть хуже осознания того, что вся Вселенная — открытая книга, стремиться больше не к чему. Нет, должна быть тайна, загадка, требующая усилий пытливых умов, ведь чем больше вопросов — тем интереснее движение вперед, тем больше азарт и неподдельная увлеченность жизнью.

Постаревший Эли доживает свой век на Земле, в окружении друзей, но спокойствию приходит конец, когда становится известно о фиаско экспедиции, отправленной к ядру Галактики. Неизвестно, что стало причиной гибели экипажей звездолетов — слепые силы природы или же чей-то злой умысел. Чтобы выяснить причину трагедии к ядру отправляется вторая экспедиция, где Эли принимает участие в качестве научного консультанта. Компания опытных звездопроходцев разбавляется новым поколением героев, преемственность поколений, от этого никуда не деться. Символом звездной дружбы народов становится то, что бок о бок с людьми в путешествие отправляются галакты и вчерашние разрушители, добавляя свои технические преимущества к и так неслабой мощи человечества. Однако, хватит ли сил у этого единого фронта противостоять новой угрозе, чья сила поистине безгранична, ведь в конце пути наши герои ожидают встретить таинственных и могущественных рамиров, которых еще никто не видел воочию.

Уже по названию романа становится понятно, что классические приемы космооперы автор решил в этот раз разнообразить темпоральной фантастикой. Человечество досконально овладело тайнами пространства и материи, научилось превращать одно в другое, но время — совсем иная категория — линейно ли оно, возможно ли найти способ перемещаться в прошлое и будущее, какие преимущества и опасности это может таить в себе — об этом, помимо прочего, заставляет нас задуматься автор. При этом не только абстрактные научные теории волнуют здесь С. Снегова, наибольший интерес вызывает внутреннее психологическое время героев. В первом романе автор уже заложил основы, показал внутреннюю временную рассинхронизацию некоторых персонажей. К примеру, Эли стремится в будущее, но неизменно возвращается в прошлое, ищет опоры в былом, а его друг и ситуативный оппонент Павел Ромеро напротив считается большим любителем старины, истории, но по факту живет настоящим, постоянно корректирует свое мировоззрение исходя из сиюминутных целей и потребностей человечества. Стоит ли говорить о капитане Камагине, который на 400 лет отстал от жизни, правда, не по своей воле.

Неслучайно автор отсылает нас к шекспировскому выражению «распалась связь времен» — поиск собственного я становится для героев важнее абстрактных нужд человечества. Повествование местами чересчур драматично, с уклоном в театральность, трагизм ощущается с самого начала, со второстепенными героями автор вообще не церемонится, чем ближе к финалу, тем больше потерь, но тем менее остро они ощущаются, надо отметить. Приключенческая часть окончательно отходит на второй план, мы всё глубже погружаемся в микрокосм персонажей, ощущаем их смятение, временами даже безумие. Оглядываясь назад, даже сложно поверить, что первый роман был насквозь пропитан прекраснодушным оптимизмом, детской наивностью и верой в силы человечества. С возрастом герои отказываются от розовых очков, стараются принять реальность такой, как она есть. Монохромный максимализм утрачивается — понятия врага и друга размываются, главный герой начинает понимать, что внешняя несправедливость по сути может быть вызвана необходимостью, неизбежностью, которую невозможно устранить одним взмахом меча — процесс упорядочения хаоса не одномоментен.

Приятно отметить, что в плане ксенофантастики автор отходит от простых путей. Если во втором романе трилогии всё было предельно ясно: галакты — хорошие, разрушители — плохие, то здесь при описании контакта с цивилизацией аранов всё не так просто. Обе фракции аранов, и отвергатели, и ускорители неправы по-своему. Идеализация жизни (существования) может быть не менее отвратительна, чем прославление смерти — любые крайности есть отклонение от нормы, добро и зло в чистом виде — это лишь умозрительные абстракции, здесь есть о чем задуматься. В то же время при изображении рамиров автор отходит от антропоцентризма — друзья они или враги, или вообще что-то иное, прямого ответа не дается, каждый читатель волен воспринимать их сообразно своему пониманию. Да и вообще стоит ли оно того — всемогущество равное божественному. Как известно, кесарю кесарево, а человек должен оставаться человеком, идти своей дорогой, пусть трудной и опасной, но только так достигается истинная цель пути.

В начале трилогии развитие человечества в далеком будущем по версии Снегова напоминало мне сюжет Вавилонской башни — гигантские звездолеты, изменение планет и межзвездного пространства, создание общества галактических космополитов. Все мы помним, чем закончился данный библейский сюжет, по сути автор приходит к аналогичным выводам — интернациональная империя, на словах пропагандирующая свободу, равенство и братство, а на деле стремящаяся сравнять с землей всех, кто не вписывается в этот универсальный стандарт — в перспективе нежизнеспособна, в конце прошлого века это стало очевидным для большинства. В то же время есть иной, третий путь развития, пролегающий по золотой середине, между Сциллой и Харибдой добра и зла. К этому выводу постепенно склоняются герои романа, которые понимают, что бездумный бег в светлое будущее стоит притормозить, оглянуться назад, где-то исправить ошибки, скорректировать цели и задачи, только тогда продолжить движение вперед уверенной и размеренной поступью, недаром мудрые римляне призывали своих сограждан торопиться, но медленно — в этом секрет успеха всех разумных начинаний.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иных уж нет, а те далече.

Действие романа начинается спустя много лет после событий первых двух частей трилогии. В мире будущего многое изменилось, главные герои постарели, а кого-то уже и нет в живых. Люди все так же выступают в роли всемогущих богов, но это всемогущество, как выясняется, не является абсолютным. Богам приходится сходить с Олимпа и заниматься рутиной в поисках правильного решения.

В мире настоящего прошло не так много времени (по времени написания третий роман отстоит от первого на 11 лет), но изменений и того больше: период политической оттепели в СССР окончательно сменился периодом застоя. Локомотив, стремительно и неотвратимо несущийся в светлое будущее, на всем ходу неожиданно натыкается на препятствие. Появляются сомнения в правильности выбранного пути, неуверенность в завтрашней дне. И этот переход явственно отразился в романе.

От былой легкости первого романа не осталось и следа. Повествование окончательно принимает драматическую направленность. Главный герой постоянно рефлексирует, мечется, страдает. Сюжет держит в постоянном напряжении, совершая сложные кульбиты. Тяжелые философские размышления буквально гнут читателя к земле. Серьезная, в общем книга. Самая сложная из трилогии — достойное завершение, придающее некую трехмерность всему произведению.

10 баллов.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень плохо, в отличие от двух предыдущих частей. Попытка внести новые, парадоксальные идеи совершенно не удалась.

Перпендикулярное время как основа сюжета выглядит убого — ведь никаких идей, хотя бы близко подходящих к «Концу Вечности» Азимова, нет. Ни социальных, ни связанных с парадоксами времени, никаких вообще. В первых двух книгах новые идеи были естественны для описания мира, делали его оригинальным, органично вписывались в повествование (и выведенные искусственно существа, и Академические Машины, и реакция Танева, и многое другое). Там эти идеи служили для показа того, как выглядит мир «людей как богов», и какие у этих людей проблемы. В третьей книге перпендикулярное время — абсолютно искусственное образование, ничего нового в мир «людей как богов» не добавляющее. Это серенькое продолжение популярных романов, ничего не говорящее и ни на что, кроме как считаться завершением серии, не претендующее.

Не менее искусственной кажется идея мировой революции или освободительной войны, которую благородные герои несут с планеты на планету. Даже во «Вторжении в Персей» она выглядела сомнительной — но спасал абсолютно неповторимый колорит вселенной, созданной Снеговым. Ну, не нравятся мне очередные инкарнации «Аэлиты» или подражания марсианскому циклу Берроуза — если более глубоких идей в произведении нет. А в «Кольце обратного времени» их, к сожалению, нет.

Образ рамиров совершенно не удался. И идея, и описание стянуто у Ван Вогта с аналогичного образа галактического существа из «Путешествия космической гончей» — но, конечно, на порядки слабее, чем у Ван Вогта. Там и идеи глубокие, в отличие от данной книги Снегова, и эмоций и действий на порядок больше. Когда я в в юности читал «Кольцо обратного времени», я, как и подавляющее большинство советских людей, не был знаком с произведениями Ван Вогта, и этот факт не бросался в глаза. Тем не менее, было явное ощущение вторичности и неудачности произведения. Которое я и выразил в данном отзыве.

Кому-то «Кольцо обратного времени» кажется глубокомысленным и философским, кого-то захватывает сюжет. Что же, о вкусах не спорят. Я рад за тех, кому книга понравилась — при всех её недостатках она намного лучше большей части книг, которые сейчас издаются.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

в детстве у меня была только книга вторжение в персей. очень нравилась. перечитывал много раз. уже в мужеском возрасте случайно узнал, что это — трилогия. прочитал первую, понравилась не меньше второй. а третья книга — вообще шедевр. теперь иногда перечитываю первую и, чаще, третью книги. наверное, второй начитался в детстве...

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал эту последнюю часть романа уже более недели назад.

Наверное, она, все-таки, более лучший, чем вторая часть, где есть некоторые нелепости, связанные с Разрушителями и Галактами. И теории автора о происхождении квазаров и ситуации в Ядре тоже мне понравились, как и то, кем оказалась Рамиры. Но, и здесь я ожидал больше, в том числе и ситуацию с Рамирами. Ожидал ранее, теперь же, когда роман прочитан мною уже давно, для меня эта третья часть — вершина гениальности автора. Как он интересно обрисовал Перпендикулярное время, рак времени, планеты-разумы, которые управляют Центром Галактики...

Нет уж, извольте! Роман достоин прочтения, даже повторного, и наивысшей оценки!

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова полюбившийся нам Эли Гамазин, уже постаревший, но всё такой же яркий и непостижимый. Очень многое хочется сказать и отметить. Сделаю это попунктно:

1. Очень здорово, что книга в оригинале написана на русском, ибо только на родном языке можно всё передать так живо, красочно и эмоционально. Понравились вступительные стихотворения, очень уж метко они подобраны.

2. С новых сторон открываются хорошо знакомые и успевшие полюбиться нам герои: Эли, Павел Ромеро, Мэри, Ольга, Орлан, Лусин и многие другие. Для меня, к примеру, было очень неожиданно «увидеть» Орлана в роли инженера.

3. И снова, монологи героев на высшем уровне. Я буквально чувствовал усиление сердцебиения при прочтении некоторых. Вновь Ромеро поразил меня ораторским искусством.

4. Выдвинута и предложена для обдумывания очередная порция оригинальнейших вещей: коллапсан, перпендикулярное время, три типа цивилизаций, неодинаковость законов физики в разных частях вселенной, — всего не перечесть.

5. В книге много новых интересных сюжетных ходов и развитий событий: от открытия ядра до гибели друзей... Но прежней осталась вера Сергея Снегова в человеческое непоколебимое стремление к доброте, дружбе и теплу. Я бы назвал это здоровой порцией оптимизма.

После прочтения трилогии должен сказать, что этот роман, будет стоять у меня «на отдельной полке» ценностей. Это, не побоюсь сказать, Золотой Фонд русской научной фантастики.

Браво, Сергей Александрович!

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если в предыдущих двух книгах трилогии Снегов проявил себя как автор приключенческой фантастики, то здесь он выступает уже как автор приключенческо-философско-психологической фантастики. И это делает ему огромную честь. На мой взгляд данное произведение стоит на уровень выше, своих «предшественников».

И снова эти грандиозные картины необозримого космоса и холодные металлические стены космолетов. Хищные планеты — защитники, удивительные миры, где совершенно не действуют законы физики, и секретная расса, ведущая активную деятельность по галактическому строительству в самой глубине бездонного космоса...

Отношения между отважными путешественниками звездной экспедиции складываются сложные. Цели компании, по сути, очень похожи на задачку из детской сказки — «иди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Рациональность и холодный разум в таких условиях дает сбои, приводя к разногласиям и даже к помешательству участников экспедиции. С учетом вмешательства сторонних сил, нервная нагрузка усиливается стократно, а космос давит своим безразличием и пустотой...

И только Эли Гамазин, сохранивший способность слышать и понимать «космическую музыку», держать её в своем сердце, может спасти себя и своих друзей из безнадежной, на первый взгляд, ситуации.

Книга «Кольцо обратного времени» оставила о себе неизгладимое впечатление. Сергей Александрович! — никто не забыт и ничто не забыто — ваше произведение бессмертно.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гигантский рывок в развитии Советской фантастики. Впервые поднимается много новых тем и главная из них — природа времени.

Сюжет грамотно построен, логичен, увлекателен. Герои человечны (даже не люди). Заметен внутренний рост персонажей (особенно Эли) по сравнению с первыми частями трилогии.

Хороший язык, превосходный стиль, великолепно подобраны эпиграфы.

В детстве, когда прочитал впервые, был просто ошеломлен, да и сейчас перечитываю с удовольствием.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

От темы галактической войны и освобождения «братских народов галактики», автор неожиданно приходит к совершенно другой, даже близко нестоящей: теме времени. Автор блестяще обыгрывает эту тему, одновременно размышляя и о природе времени... Эту книгу можно читать как отдельное произведение.

Еще один вопрос поднятый в романе: о том что разумные существа могкут быть не только добрыми или злыми...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх