fantlab ru

Сергей Снегов «Люди как боги»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.29
Оценок:
1646
Моя оценка:
-

подробнее

Люди как боги

Роман-эпопея

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 125
Аннотация:

Трилогия Сергея Снегова написана в очень редком для советской фантастики жанре «космической оперы». В этих романах звёздные флотилии землян под командованием главного героя – адмирала Эли – бороздят вселенную, «пожирая пространство» и сталкиваясь с самыми разными расами инопланетян, среди которых есть доброжелательные друзья, а есть и воинственные зловреды. Впрочем, автор иронизирует над своими героями и над законами жанра, особенно в первом романе, который писался во многом как пародия.

Но восхищённые читатели не позволили Снегову поставить на этом точку и заставили его продолжить рассказ о приключениях Эли и его друзей...


Содержание цикла:


8.13 (1575)
-
43 отз.
8.20 (1374)
-
23 отз.
8.05 (1251)
-
23 отз.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 808

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2730 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 67 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Аэлита, 1984 // Премия «Аэлита»

Похожие произведения:

 

 


Эллинский секрет
1966 г.
Вторжение в Персей
1968 г.
Люди как боги
1971 г.
Кольцо обратного времени
1977 г.
Люди как боги
1982 г.
Люди как боги
1986 г.
Галактическая разведка
1992 г.
Люди как боги
1992 г.
Люди как боги
1992 г.
Люди как боги
1992 г.
Люди как боги 1
1992 г.
Люди как боги
1996 г.
Сергей Снегов. Сочинения в трех томах. Том 1
1996 г.
Люди как боги. В двух томах. Том 1
1997 г.
Люди как боги. В двух томах. Том 2
1997 г.
Люди как боги
2001 г.
Люди как боги
2006 г.
Люди как боги
2006 г.
Люди как боги
2010 г.
Люди как боги
2015 г.
Люди как боги
2018 г.
Люди как боги
2023 г.

Периодика:

Уральский следопыт № 12, декабрь 1975 г.
1975 г.

Самиздат и фэнзины:

Люди как боги
2017 г.

Аудиокниги:

Люди как боги
1993 г.
Люди как Боги. Книга вторая. Вторжение в Персей
2007 г.
Люди как Боги. Книга первая. Галактическая разведка
2007 г.
Кольцо обратного времени
2010 г.
Галактическая разведка
2023 г.
Кольцо обратного времени
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Dalekie szlaki
1972 г.
(польский)
Dalekie szlaki
1977 г.
(польский)
Menschen wie Götter
1981 г.
(немецкий)
銀河の破壊者 (創元推理文庫
1983 г.
(японский)
ペルセウス座侵攻
1984 г.
(японский)
逆時間の環
1985 г.
(японский)
 Istenemberek I
1988 г.
(венгерский)
Istenemberek II
1988 г.
(венгерский)
Ludzie jak bogowie. Dalekie szlaki
1988 г.
(польский)
Ludzie jak bogowie. Pętla wstecznego czasu
1988 г.
(польский)
Ludzie jak bogowie. W Perseuszu
1988 г.
(польский)
Menschen wie Götter
2006 г.
(немецкий)
Menschen wie Götter
2010 г.
(немецкий)
Galaktyczny zwiad
2013 г.
(польский)
Pętla wstecznego czasu
2013 г.
(польский)
W Perseuszu
2013 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

С интересом узнал однажды, что и в советской фантастике существует такое — настоящая космоопера с путешествиями по галактике со сверхсветовыми скоростями и с контактами со всевозможными иными цивилизациями. Это вам не фантастика ближнего прицела про строительство тоннеля на морском дне или станции на орбите Земли. Сергей Снегов дал волю фантазии по полной программе. Есть мнение, что это во многом подражание западной фантастике. Даже если и так. Многие ли пытались написать что-то своё в таком духе? И многим ли удалось? Снегову точно удалось.

Первая часть — «Галактическая разведка». Конечно, сразу чувствуется, что это именно советская фантастика. Далёкое утопическое будущее, где люди, подобные богам, созидают прекрасный мир. Герои — идеализированные советские люди 60-х, перенесённые в будущее — они живые, эмоциональные, интересные личности. Написана «Галактическая разведка» в 60-е, а если учесть, что отечественная фантастика всегда отставала от западной на 20-30 лет, то получаем аналогию с ранними космооперами Эдмонда Гамильтона про капитана Футура и Джона Гордона со звёздными королями. Только в данном случае космоопера в советском стиле.

Мир будущего у Снегова получился по настоящему оригинальным. На Земле погодные явления происходят по расписанию, а на службе у общества искусственные интеллекты — Охранительницы, которые предотвращают несчастные случаи. Всю поверхность планеты пронизывают поля, которые могут принимать мысленные запросы людей, практически читают мысли. И никакого тоталитаризма при этом. Представление такого мира в то время можно считать большим достижением автора.

Вторая часть — «Вторжение в Персей» — кажется слабее первой. Военная фантастика, наивная, если не сказать примитивная. Герои оказываются на безжизненной металлической планете, где могут существовать без скафандров. Когда же они решаются на восстание против врагов-инопланетян, у них оказывается всё, что нужно — оружие, устройства, да ещё и пегасы с драконами участвуют в сражении с врагом.

Однако, вторая половина романа выправляет впечатление — когда герои вступают в контакт с расой галактов, узнают о том, как возникла раса разрушителей-демиургов и многие вещи получают объяснение.

Третья часть — «Кольцо обратного времени», написана уже в 70-е годы. Фантастика в то время развивалась стремительно, поэтому финальная часть кажется более глубокой и серьёзной. Тут уже возникают ассоциации не с Гамильтоном, а с Ефремовым или Станиславом Лемом. Лишь в самом конце, пройдя множество трагических испытаний, герои придут к пониманию того, что за цивилизация населяет ядро галактики. Эта цивилизация имеет кардинально иную природу, нежели известные героям ранее.

Некоторые моменты в трилогии выглядят неправдоподобно. Например то, как легко герои совершают изобретения. Узнали, что сигналы можно передавать мгновенно на любое расстояние — тут же из подручных средств собрали такой передатчик; узнали, что время может быть не только одномерным — соорудили что-то вроде машины времени. Но эти моменты не портят впечатления на фоне эпичности всей этой истории. Превращение вещества в пространство и наоборот, искривление метрики, разорванное и перпендикулярное время, молодые и древние цивилизации, борьба и сотрудничество с невероятными инопланетянами — впечатляющих и оригинальных идей в этих романах хватает сполна.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В первые годы после своего написания сага Сергея Снегова о невероятных похождениях обычного гражданина Земли по Галактике была очень популярной и востребованной. Даже я всячески стремился приобрести ее в свое личное пользование, что до 1988 года было практически невозможно. Тогда она казалась мне почти что равноценной знаменитой «Туманности Андромеды» Ефремова, которую я не только читал, но и смотрел на большом экране. Из зарубежных фантастов я в те времена был знаком с творчеством Уэллса, Брэдбери, Азимова и Гамильтона. Их работы мне казались весьма сходными в своих задумках, что и располагало к знакомству с творчеством Снегова. Но когда этот момент наконец-то настал, я был страшно разочарован. О том, что стиль писателя кардинально отличается от ефремовского, я уже знал заранее, но считал это своеобразным «почерком», показывающим уникальность мышления талантливого писателя (подобные отличия вы найдете и у Роджера Желязны, и у Стругацких, и даже у Герберта Уэллса). Но близкое знакомство с текстом «Людей...» показало, что дело вовсе не в стиле, а в том, что Снегов не блещет особым литературным талантом, который присущ всем мастерам фантастического жанра. Он может писать документальные хроники, социалистические агитки и приключенческие романы, но только не фантастику, ибо она требует от творца кардинально иного отношения к своему труду. Прежде всего, не слишком увлекаться своей буйной фантазией и оставаться в рамках реальности — настоящей или будущей. Именно поэтому в СССР была так популярна фантастика научная, где выдуманным элементом был какой-либо эксперимент («В Институте Времени идет расследование») или открытие («Голова профессора Доуэля»). Только немногие из советских писателей замахивались на большее — уже только за это их относили к мировой элите. Кроме Ефремова стоит назвать братьев Стругацких, Кира Булычева, Вячеслава Назарова и Владислава Крапивина. А вот Сергей Снегов всегда был для фантастики «засланным казачком», тайно ворующим из ее костра раскаленные угли для своей скромной печки. Она, конечно, тоже горела, но не таким ярким пламенем. Но при определенной сноровке над ней можно было даже погреть свои руки. Что Снегов и сделал. Но чего-то великого и запоминающегося он так и не написал.

Сюжет всех трех частей эпопеи развивается по одному и тому же сценарию: проблема — экспедиция — неожиданные трудности — чудесное спасение. В «Галактической разведке» проблемой были Разрушители, которые во второй части превратились в друзей, а в третьей части люди познакомились с аранами и (заочно) с рамирами, которые от контакта с ними уклонились. К финалу каждой из частей люди оставались практически ни с чем, ибо весь остальной флот был уже уничтожен противником (исключение составляет вторая часть, где погибло 2 корабля из трех, а остальной флот землян был блокирован гравитационным экраном). Меняются маски, но суть трагедии остается прежней. А это именно трагедия, ибо в тексте сквозит пессимизм и уныние, что совсем не характерно для советской литературы 60-х годов. Удивительно, как такое мрачное произведение пропустили педантичные редакторы и издатели! Стругацких, к слову сказать, за подобную склонность гнобили не одно десятилетие: «Обитаемый остров» отвергли все питерские журналы, а в форме книги он вышел только через 4 года. Придирались к самой несущественной мелочи. По воспоминаниям Бориса Стругацкого: «в «Неве» требовали: сократить; выбросить слова типа «родина», «патриот», «отечество»; нельзя, чтобы Мак забыл, как звали Гитлера; уточнить роль Странника; подчеркнуть наличие социального неравенства в Стране Отцов; заменить Комиссию Галактической Безопасности другим термином (аббревиатура!)… В Детгизе (поначалу) требовали: сократить; убрать натурализм в описании войны; уточнить роль Странника; затуманить социальное устройство Страны Отцов; решительно исключить само понятие «Гвардия» (скажем, заменить на «Легион»); решительно заменить само понятие «Неизвестные Отцы»; убрать слова типа «социал-демократы», «коммунисты» и т. д.» А у Снегова «прокатили» гораздо более сильные «грехи»: он практически нигде не упоминает, что на Земле победил коммунизм, а его герои носят совсем не русские имена и фамилии. С последней претензией я и сам столкнулся в 1977 году, когда пытался напечатать один из своих рассказов в «Вокруг света» — редактор журнала отказал мне только потому, что у главного персонажа было «несоветское» имя (его звали Норманом). Напомню, что главного героя снеговской саги зовут Эли, а его жену — Мэри. У меня нет какого-то разумного объяснения подобной «слепоте» смотревших романы редакторов (на самом деле, оно, конечно, имеется, но озвучивать его я не буду).

Если сравнивать по качеству все три части, то лавры победителя достанутся «Кольцу обратного времени» — за более динамичный сюжет, бОльшую интригу и целую массу новаций. Единственное, чего роман сделать не смог — так это улучшить образ главного героя: тот по-прежнему ставит собственное мнение выше мнения коллектива (что для СССР было просто немыслимо), постоянно брюзжит на всех и каждого (включая и «мертвого» Оана), а также регулярно подставляет ни в чем не повинных людей (из 15-ти кораблей экспедиции до финала дожил только один). И это герой «светлого коммунистического завтра»?! Ефремова в свое время осудили за меньшее! Его «Час Быка» в 1970 году был признан вредоносным и антисоветским на основе весьма спорных показателей, хотя героями в нем являются почти что идеальные коммунисты!

Главным недостатком всех романов я считаю многословие: там, где настоящий мастер обойдется одним-единственным предложением, Снегов тратит целую страницу. Неудивительно, что развитие сюжета движется черепашьим шагом, зато объем страниц растет в арифметической прогрессии. Были б они потрачены на что-нибудь стОящее и интересное — еще б куда ни шло, но тратить целых 8 страниц на описание мнимой вины главного героя, заподозрившего самого себя в соглашательстве с рамирами... Роман просто пестрит сценами, которые можно спокойно изъять без какого-либо ущерба для основной фабулы. Уверен, что все три части можно было спокойно уместить в 300 страниц. А если б еще и подкорректировать стиль, то вполне мог бы выйти неплохой роман типа «Космической гончей» ван-Вогта. Но до уровня «Туманности Андромеды» его подтянуть всё же не удалось бы...

--------------

РЕЗЮМЕ: трилогия о космических похождениях простого землянина Эли по удаленным звездным системам нашей Галактики с целью объединения их в некое подобие Великого Кольца. Весьма бледная калька с «Туманности Андромеды» Ефремова, пропагандирующая совсем не советские идеалы общества и характеров людей «светлого будущего».

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из любимых писателей детства. Будучи школьником, прочёл третью часть трилогии «Кольцо обратного времени», в альманахе фантастики с одноимённым названием. Читал несколько дней после школы, в читальном зале. Впечатления были неизгладимые. Полностью с трилогией ознакомился уже в студенческие годы (в 92 году). И пусть многие лаборанты считают эту трилогию слишком примитивной и устаревшей... Я перечитываю её регулярно. И она мне всё также нравится.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первых страницах мне захотелось книгу закрыть, потому что я терпеть не могу фэнтэзи, драконов, пегасов и проч. Но, положившись на коллективный отзыв о том, что это космоопера, решил всё-таки продолжить и, к счастью, пегасам было дано вполне лабораторное объяснение.

Книга отличная. Собственно, советского в ней — только мир, из которого главные герои довольно быстро улетают, мир, в котором люди перестали маяться дурью и пожирать друг друга, а стали работать на благо друг друга. Когда-нибудь и до западного озверевшего от всего человека дойдёт, что только это, в общем-то, единственный способ видового выживания и просто нормальной жизни без её крайностей и ужасов.

Более того, мне она показалась вполне современной, ну, то есть, если не упрекать книгу в том, что у героев нет каких-нибудь там планшетов, то она вполне себе нормальная, тем более, что они и телепатией общаются неплохо, например.

Книга земляно-центричная — люди там как раса — этакие миротворцы и поборники нравственности, носители идеи, что жизнь священна, а слабым надо помогать и нельзя довольствоваться счастьем, если кому-то нехорошо.

Расы выписаны неплохо, хотя всегда хочется больше конкретики про их миры: как устроена жизнь на родных планетах, бытовые детали, философия и т. п. Впрочем, философия всё-таки есть: в книге, среди прочего, сталкиваются две идеи, одна из которых — биологизация механизмов, а другая — механизирование биологических существ. Кроме того, осмысляется идея, что какими бы развитыми мы не были, всегда найдётся сила, для которой мы — то ли муравьи, то ли подопытные кролики.

В книги есть место любви, дружбе, гибели, выбору и т. п. Людских конфликтов нет, люди начинают конфликтовать, только когда сходят с ума. Тоже, в общем, хорошая мысль, конфликт — это всегда немного безумие.

Если бы в России умели снимать самобытное кино, я бы хотел, чтобы книгу сделали сериалом. Думаю, он мог бы быть того же масштаба, что и «Экспансия», правда, там нет таких колоритных персонажей, как Авасарала, но это совсем другой мир ) Сезона на 2-3 можно было бы сделать добротный сериал, по духу напоминающий что-то типа Булычёва для чуть более взрослых. Впрочем, любители фантастики все немного дети, я думаю ))

В целом, конечно, особенно, зная печальную биографию Снегова, не перестаёшь удивляться, как высоко, космически высоко парила мысль советских граждан, которые, живя в отвратительных бытовых условиях и подчас просто сталкиваясь с насилием со стороны государства, всё равно продолжали мечтать о космосе, об идеалах и т. п.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Писать буду по давним воспоминаниям. Тогда мы не были избалованы фантастикой. Книга вышла стотысячным тиражом, и читали её очень многие. И мнение не только моё, но большинства тогдашних первокурсников – бред. Один из худших образцов фантастики того времени. Хотя, повторяю, тогда нас издательства не баловали.

Основное впечатление – лихое, откровенно лихое подражание западным космооперам. Не пародия, а именно подражание с попыткой догнать и перегнать. Развернули звездолёт в одно созвездие, хвостом влезли в другое. Шарахнули по врагу, почти не глядя. Из героев сделали вечных подростков в безуспешной попытке как-то оживить. События просто перечисляются, без какого-либо эффекта присутствия. Мысль – да, мысль мелькает чаще, чем у Гамильтона, но воспринимать её в таком изложении невозможно. Стругацкие писали легко, в сто раз легче Снегова, но там мыслей на любой взятой наугад странице больше, чем тут во всём цикле. И при этом в романе присутствует самая правильная идеология. Хотя с космическими похождениями она сочетается с явным усилием. В результате получилась вещь, сочетающая самые слабые стороны советской и западной фантастики.

Думаю, на этот отзыв обидятся многие. Во-первых, ностальгия по молодости. По тем немногим фантастическим сочинениям, которые читали тогда почти все. Во-вторых, обида за автора, который имел мужество устоять перед системой. Да, так. Но хорошую фантастику он писать не умел.

Оценка: 2
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Правка: добавил пару новых мыслей, что пришли опосля.

Дочитал ЛКБ несколько дней назад. Я пишу этот отзыв с солнышком за плечом и на меня смотрит труп преда...сорри, котёнок с огромными глазищами, ждущий очередного хавчика. Знаете, трудно начать...Страшно...э-э-э...сказать что-то не то. Страшно кого-нибудь обидеть своим отзывом, затронуть струны чьей-то души, пошевелить то хрупкое и живое, что есть в сердце каждого человека. Меня преследует неуверенность в своей способности выразить всё в одном лишь сухом обзоре — и не потонуть в буквах, и не улететь в строгость. Дабы не запутаться в своих впечатлениях сразу и конкретно, дам сначала сказать веское слово своему внутреннему подростку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

А * У Е Т Ь!

В общем, так. Любители кратких и ёмких отзывов могут остановиться здесь, в дальнейшем я лишь развиваю эту главную мысль. А для всех остальных — впереди многА букАф, полных котячьего восторга.

ЛКБ я впервые встретил здесь на Фантлабе пару месяцев назад, до этого ни разу про эту книгу не слышал. Посмотрел отзывы, сначала решил прочитать, потом почувствовал некоторый когнитивный диссонанс. “Советская космическая опера”, тем более, “классическая”, у меня ассоциировалась с “Туманностью Андромеды”, которая...в общем, чтобы не флудить матом, скажу просто – ниАсилил. Но, с другой стороны, биография автора вызвала интерес. А с третьей...короче, книгу я приобрёл и очень рад, что “не убоялся я зла” (с).

Трилогия состоит из...хм, трёх частей, связанных общими персонажами. Каждая начинается новой экспедицией за пределы известной территории Галактики, две первые заканчиваются возвращением на Землю, а третья имеет открытый финал в космосе. Время действия — “через 500 лет”, когда на родной планете побеждает утопия (сознательно опускаю слово “коммунизм” — если я не ошибаюсь, оно ни разу не упомянуто). Все сыты, одеты, здоровы, обуты. В помощь человеку определены грандиозные Мыслящие Машины, Охранительницы, которые по любому запросу, техническому, медицинскому, психологическому, дают веский совет — например, просчитывают совместимость пары людей. В общем, жизнь — малина.

Но человеческому духу неймётся – герои отправляются в космос, искать собратьев по разуму. Сюжет в деталях описан на Википедии, поэтому не буду здесь повторяться и расскажу о впечатлениях. Больше всего, как я тонко намекнул в начале, книга восхитила моего “внутреннего подростка”. ИМХО, в качестве книги для зелёных юношей и девушек ЛКБ полностью сравнима с лучшими произведениями Хайнлайна, который для меня пока остаётся эталоном того, как нужно говорить с этими ищущими, горящими, максималистичными – и в то же время хрупкими существами. Ну, или с юным Povlastnich, по крайней мере, о вкусах не спорят.

Более конкретно, автор затрагивает похожие темы, правда, с совершенно другого угла – в отличие от Мастера Хэ, он больше раскрывает их внутренние переживания и сомнения, чем максимализм и всеохватывающую компетентность. В первой части герои, особенно Г. Г. Эли Гамазин, предстают этакими угловатыми тинейджерами, полными задора и в то же время капитально неуверенными в себе (чё-то вроде “Гражданина Галактики” у Р. Х.). Их ждут пробы собственных сил и смирение с их небезграничностью, слабостью, осознания границ знания – собственного и человеческого.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Первая экспедиция выльется в грандиозный побег от врага, который увенчается успехом лишь благодаря удаче. Героям повезло – и они осознают это.

Во второй части появляется политика — не напрямую, как у Х., а иносказательно: через нюансы взаимоотношений как персонажей между собой, так и человечества с другими расами – если в первом романе максималистичный взгляд Эли видит лишь чёрно-белые крайности, то позже оказывается, что даже у врагов есть своя правда и логика. Словами автора — “инварианты логики”. Также герои проходят потерями, “юдолью слёз” и закалением характера. Небольшой реверанс в сторону автора: часть про закаление стали, хоть и показалась мне натянутой, но всё же вызвала живой интерес – например, в “Гарри Поттере-7”, где есть похожие эпизоды, я перескакивал целые главы, до того было скучно, а в ЛКБ...ну, разве что перелистнул пару страниц. Мне напрашивается сравнение со «Звёздным Десантом» и «Двойной звездой», но, ИМХО, кое в чём ЛКБ даже превосходит их, особенно что касается символики и полутонов (об этом дальше).

А уж третья часть...В ней герои романа просто превзошли самого себя. На этот раз они сталкиваются с сущностью, намного превосходящей их в техническом плане и мыслящей совсем другими категориями. Испытания, которые уготовила им новая экспедиция, не просто выводят военное и мысленное противостояние на новый виток, а поднимают самое лучшее и худшее, что есть в каждом из них — иными словами, каждый член экипажа встречает своих внутренних демонов. Кстати, ИМХО, все эти моменты весьма психологически достоверны: показано, как в напряжённой и кажущейся безвыходной ситуации кто-то из них уходит в прошлое, в привычное, что, однако, выносит старые раны на поверхность (Ирина), кто-то уплывает в мечты о будущем (Ольга) и теряет инициативу. Эли Гамазин, диктуя свои мысли и воспоминания, же выбирает единственно верный путь: в прошлом он ищет опору, в будущем — возможности противодействия, не позволяя своей «цепи времён» (это термин из книги, связанный с деталями сюжета) порваться. Давно интересуюсь различными душевными травмами и их механизмами, мне всё показалось очень жизненным, более того — хорошим мануалом против стресса.

Отмечу, что вместе с событиями, возмужанием, нарастанием статистики смертности героев, размышлениями, меняется и стиль. Если в первой части он и сам по себе напоминает тощего, рукастого юношу, едва делающего первые шаги на пути к мужеству — рубленый, без пояснений, с частыми отступлениями в сторону — то в конце воспоминания Эли Гамазина превращаются в мощный, полноводный, цельный и красивый поток. Не могу сказать, что в плане языка мне понравилось всё — например, многие описания могли бы быть более красочными, как у того же Ефрёмова, но он оригинальный, богатый, сухой — и прочный. Да, это именно то слово, которое приходит на ум. Как сталь. Точный, блестящий, и пусть не самый яркий — но зато в нём не потеряешься (этим, ИМХО, грешит В. Шефнер).

О приключенческой составляющей. Мне понравилось всё. Сюжет иногда предсказуем, но есть и много неожиданных поворотов, некоторые из них достаточно лихие: враги становятся друзьями, неожиданные удары приходят от самых близких. Боевые сцены красочные и оригинальные, особенно оружие. Идея сверхсветовых путешествий также необычна, и в то же время имеет свою внутреннюю логику. Также автор в своих футуристических изысканиях близко подходит к идеям Интернета и многим другим. Чёрт, третья часть и измышления по поводу «ортогонального времени» побудили меня приобрести книгу по истории астрономии, настолько всё захватывающе! Герои также интересны, каждый по своему, и, хотя решающая роль принадлежит Эли, он отнюдь не Мэри Сью и все вносят свой вклад. Замечательно также изображение отношений, особенно дружбы, которая иногда наталкивается на преграды (споры Эли и Ромеро), но в итоге становится сильнее.

Логика и символика вообще очень сильная сторона всей трилогии: все ружья, висящие на стене, к концу стреляют. Хотя начало мне показалось очень сумбурным и хаотичным, трудно было разобраться во всех хитросплетениях, оказалось, что даже различные боковые эпизоды, казавшиеся незначительными, имеют глубокий смысл, который раскрывается лишь позже и иногда — между строк. Пример: ночь с вегажительницей Фиолой. ИМХО, подоплёка тут такая: герой открывает в себе новую сторону души — чувства, интуицию, более глубокую веру, через контакт с представителем народа, который не настолько развит технически, но в силу этого сохранил способность к непосредственному, спонтанному общению, со всеми его переливами чувств, нюансами, полноценным обменом энергетикой. Это сослужит ему хорошую службу в тех ситуациях, когда интуиция и вера — единственное, на что он может положиться. Таких моментов в книге много и меня поражает, что советский человек, сам физик по образованию, смог в одной книге совместить великолепные футуристические фантазии с обоснованным предупреждением о том, что господство техники (да и не только её — под МУМ можно представить себе любых «экспертов» или вездессущие советские комитеты, указывающие, как надо жить) может задушить в человеке лучшее.

Есть в ЛКБ ещё одно Агромное счастье, особенно дорогое моему сердцу эмигранта, выросшего на чужбине. Это первая русская книга (не говорю – единственная, но первая) после Незнайки, которая по-настоящему позитивна и полна радостной энергии. ИМХО, в своих героях автор воплотил лучшие чёрты русского характера: свободу духа (Эли), любознательность и мистическую связь с природой (Лусин), уважение к прошлому и способность учиться на нём (Ромеро), нежность и уравновешенность (Ольга). Среди них нет ни одного «унылого г*вна» или желчной нюни, что для русского автора...хм, нетипично. Хотя в симфонии книги присутствует также много мрачных, меланхоличных, грустных нот, «русо класико», а замечательный юмор, скорее, скромно выглядывает из-за занавесок, а не правит балом (правда, со многих моментов третьей части вроде «лечения машины историей» я ржал в голос), эмоционально творец не скатывается в глухую печаль (как бывает, к примеру, у В. Шефнера) или Монументальную Многобуквенность (как у Ефрёмова). Особенно в этом плане меня восхищает, что автор, судя по биографии, испытал просто невъ***нное количество несправедливости в жизни, и всё же его книга переливается живой, позитивной силой и верой в лучшее сегодня.

...Вечер, когда я дочитал вторую часть, стал одним из самых знаменательных дней последних месяцев. Я лыбился счастьем, раздавал всем вокруг комплименты и благодарности. Эта книга пробудила во мне лучшее. Жаль, что нет четвёртого тома — ИМХО, тетралогия была бы ещё круче — и нельзя уже сказать ему «Пеши истчо!». Что ж, закончу просто — Аффтар Жжот!

Пожалуй, теперь можно о недостатках, или, в данном случае, скорее, «несовпадении вкусов». Собственно, к тому, что есть, у меня нарекание только одно — очень много спойлеров вроде: «Да, если бы мы только знали, какой катастрофой всё обернётся!». Можно было бы и повеселее. Теперь о том, чего в книге нет. Насколько я знаю, автор был серьёзно ограничен в объёме. Но если было бы можно добавить этак страниц 30-40 в каждый том, то...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Описание культур галактов и разрушителей в книге ну очень скупое. Философские идеи очень интересные и кажутся мне более глубокими и цельными, чем, например, у американских авторов — Мастера Хэ или Херберта. Однако деталей быта, социума маловато — чуть мяса на костях, в серьёзном ли, сатирическом ли духе, неважно, и всё было бы зашибись.

2. С рамирами же герои вообще не встречаются лицом к лицу — «на самом интересном месте!» Блин!

3. Не получают развития истории совсем негуманоидных цивилизаций из первой книги. Жаль.

Если свести эти пункты к единому знаменателю, то, ИМХО, автор больше сосредотачивает повествование на внутреннем, чем внешнем мире.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сам автор Сергей Снегов позиционировал роман-трилогию как пародию на «космическую оперу»... но книжка серьёзная, а вот пародия удалась...

В целом, это эпичное произведение, как «Война и мир», включающая в себя все штампы и приёмы советской фантастики, лишённой пласта «космической оперы». У нас не было долгих книжнвых сериалов, не было Э. «Док» Смита своего, даже «Стражи Галактики» мы смотрим как космическую сказку. Но для англоамериканской фантастики это целая веха...

Но в своей пародийности нужно всегда соблюдать градус юмора. Ведь если бы из «Дон-Кихота» убрать юмор — получится произведение в жанре. Ну, хотел Сервантес повторить романы о рыцарях, повторил. И что получил?!.. Тынянов в своей работе «О пародии» писал, что если написать пародию на пародию, получим оригинал... Однако это так не работает... Вообще, смысл писать такое?!

Но вернёмся к книге. Да, она эпична, да, она вбирает как губка всё, что было в фантастике на тот момент. И вбирает умело. Однако... Есть куча нюансов.

Первое время со всеми этими драконами и пегасами я не мог отделаться от ощущения похожести на другое произведение — «Понедельник начинается в субботу». И ведь попадает. Но если Привалов всему удивлялся, то Элли — житель своего далёкого будущего и для него не пегас, а «Пегас», как для современного человека «Ягуар» не кошка.

В целом, это сгусток советской фантастики 60-70-хх годов и если вам лень читать Михайлова, Булычёва, Гансовского и Стругацких, вам вполне хватит и «Люди как боги». А ещё лучше прочитать вместо Головачёва и иже с ним.

Но не могу не отметить, что автор всё же в своём желании перебрать все фантастические идеи словно в реестре Альтшуллера, придумало кое-что и своё. Не мог не сделать этого.

Оценка: 6
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

В поле советской фантастики трилогия С. Снегова стоит несколько особняком, жанр космооперы в то время был у нас не в чести, что не помешало стать этому произведению шедевром, который пережил свое время и отлично читается даже в наши дни, когда мы неисправимо избалованы огромным литературным разнообразием. Приключенческий элемент в романе Снегова безусловно есть, но книга скорее понравится любителям интеллектуальной фантастики. Автор больше внимания уделяет мыслям и чувствам персонажей, выносит на первый план социально-философскую компоненту, а «звездные войны» остаются несколько за кадром. То бишь ураганного экшена от произведения ждать не стоит — детализированные поединки на бластерах, эпические баталии звездолетов — не вотчина Снегова, хотя в отдельных эпизодах и эти элементы можно обнаружить, причем поданные довольно интересно, не банально. «Люди как боги» — вещь для плавного, вдумчивого чтения, здесь нужно уметь распознавать скрытые смыслы между строк, так автор прятал свои подлинные мысли от цензуры, в противном случае книга может быть воспринята прохладно, чересчур поверхностно и не вызовет особого интереса.

Действие трилогии происходит в далеком будущем, где человечество достигло изрядных технологических высот. Первый том по преимуществу посвящен описанию достижений людей, создавших практически утопию, ставших почти на один уровень с божествами прошлого. Здесь есть всё — мощные суперкомпьютеры, огромные звездолеты, можно создать целую искусственную планету, а при желании с помощью генной инженерии вывести полуразумных драконов или пегасов. Светлое будущее на Земле давно стало реальностью, поэтому человечество устремилось в недра Галактики, желая протянуть руку помощи всем встречным цивилизациям, которые еще не достаточно развились. Безоблачную картину портит только сообщение о некой расе разрушителей — безжалостных агрессоров, которые стремятся поработить все свободные народы, а непокорных уничтожить. Извечным противником разрушителей являются галакты, похожие внешне на древних богов человечества, но Контакт с этими цивилизациями ещё только предстоит осуществить.

Вторая книга получилась наиболее близкой к чистой космоопере. Здесь уже показана горячая фаза противостояния человечества с расой разрушителей. Хотя к боевой фантастике этот роман отнести сложно — по большей части военный конфликт сводится к позиционной «демонстрации мускулов» и игре в кошки-мышки. Из-за этого начало кажется несколько затянутым и даже скучноватым. Интереснее становится когда автор обращается к теме раскрытия образа главного героя — землянина Эли Гамазина. В этот момент повествование трансформируется в роман взросления — такое хождение по мукам, закаление характера и всё прочее. Мотивация земного флота вторжения выглядит довольно спорно, деление всего и вся на черное и белое не предусматривает сюрпризов. Местами интересно почитать о мировоззрении разрушителей и галактов, но в целом вторая книга смотрится в рамках трилогии слабым звеном — маловато действия, много воды, уровень интереса держится в основном за счет знакомых персонажей.

А вот заключительный том производит уже гораздо более благоприятное впечатление — чувствуется, что автор провел работу над ошибками — развил и проработал идеи, высказанные в предыдущих книгах. На этот раз противник у землян гораздо серьезнее — полумифическая древняя цивилизация рамиров, которые, по слухам, обосновались в районе ядра Галактики. Именно туда и предстоит направиться объединенной военной армаде землян и их союзников, но путешествие будет не легким, ведь на любую силу найдется сила ещё большая, возможно, непостижимая. Здесь автор еще больше раскрывает внутренний мир своих героев, их взаимоотношения, показывает неоднозначность поступков. Монохромность осталась в прошлом — грани между добром и злом постепенно стираются, мотивации негуманоидов становятся действительно чуждыми, непонятными с точки зрения обычного человека. Герои меняются, причем на деле, философский компонент раскрыт хорошо, а неопределенность финала смотрится уместно.

По прочтению трилогии у меня возникло интересное наблюдение. Каждый роман в каком-то смысле символизирует этап развития космооперы, как жанра. «Галактическая разведка» — прекраснодушная, почти подростковая книга, чем-то напоминающая юношескую фантастику Хайнлайна. Герою здесь все дается легко, зло обязательно будет наказано, за добро воздается сторицей. «Вторжение в Персей» делает упор на социально-философские отступления, раскрытию персонажей уделяется больше внимания. Ну и заключительный том можно отнести к новой космической опере, где к приключенческому компоненту добавляется твердая НФ, герои утрачивают глянец исключительной положительности, а их противники получают право на обладание «своей правдой». В общем на полном безрыбье, при отсутствии аналогов в отечественной фантастике Снегову пришлось тащить весь жанр на себе и пройти все три этапа жанровой эволюции не за полвека, а за десять лет — перегнать Америку не получилось, но ответ достойный.

В заключение немного о минусах. Язык изложения в целом неплох, но идеальным его не назовешь — встречаются тяжеловесные синтаксические конструкции и небесспорные авторские неологизмы. Главная претензия все же к неровному ритму повествования — ну что поделать, сказалось влияние цензуры и многочисленные авторские правки текста, когда дописывались целые куски текста, что-то наоборот вымарывалось. Обращает внимание то, что некоторые фрагменты получились затянутыми, а кое-где темп напротив слишком быстрый и ряд событий напоминает ускоренный пересказ. Периодические экскурсы в будущее тоже решение довольно спорное — с одной стороны автор старался создать впечатление, что мы читаем мемуары главного героя, которому всё уже заранее известно, но от этого интрига иногда страдает — нам словно говорят: «приготовьтесь, сейчас главный герой упорет очередную глупость, последствия которой придется расхлебывать долго». Без ложки дегтя, в общем, не обошлось, но в целом книга вышла хорошая.

Оценка: 9
– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это одна из тех книг, о которых нельзя не сказать. Она сделала меня. В буквальном смысле. Прочитав «Вторжение в Персей» в 5-ом классе я был потрясен. Но мужественно продолжал быть шалопаем. Но в 8-ом мне в руки попало «Кольцо обратного времени». И всё, кирдык. Если 8-ой я закончил с двумя сиротливыми четверками в океане троек, то в аттестате те же две четверки (по русскому и английскому) уродливо выделялись на фоне остальных пятерок. А потом — сразу бегом на матфак. И учить безумно интересную дифференциальную геометрию, с помощью которой так здорово можно описать неевклидовые улитки пространства...

Я написал все это не ради хвастовства — я вообще весьма скромного мнения о своей персоне. Это лишь говорит о том, какое Явление представляет собой трилогия «Люди как боги» в нашей (да, пожалуй, и в мировой литературе). Главные достоинства трилогии — это прекрасно проработанный образ цивлизации будущего, которая коммунистична не по указке редакторов, а просто потому, что более справедливого и логичного общественного строя придумать просто невозможно, и глубоко, сочно прописанная научная часть. Именно в этих романах вы можете попробовать физику «на вкус», приобщиться к научному поиску, к тому самому чувству силы, о котором писал в своем одноименном рассказе Азимов.

И за это Снегову можно простить и сравнительно скромное литературное дарование (хотя читается трилогия легко — на одном дыхании), и схематичные характеры и определенную долю условности в описании других цивилизаций. Это все — незначительные детали, небольшие пятнышке на раме грандиозного по своему размаху полотна мироздания, в котором живут и творят люди — совершенные, как боги, и обычные, как мы с вами.

Низкий поклон и вечная память Сергею Снегову — творцу миров.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читаю отзывы, и складывается впечатление, что многим товарищам в принципе неважно, о чем там рассказывает автор, главное — найти отсылки к столь отвратительным и не соответствующим современной погоне за деньгами идеям всеобщего коммунизма и ленинизма, коих тут настолько мало, что разыскать их можно, только высосав из собственного пальца. В книге ни слова нет о победившем строе, о победившей стране, нации. Все равны, у всех равные возможности, потому что так должно быть, а не потому что цензура иначе не пропустит.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаковая для отечественной литературы космоопера. Настоящая, истинная фантастика, которая ни на грамм не устарела спустя полвека после своего написания. Инопланетяне здесь — по-настоящему другие биологические виды, а не раскрашенные люди. Иные культуры — иные, зачастую непостижимые для человека. В то же время, это утопия, то есть благоприятный, благожелательный вариант развития человеческого общества в целом и отдельных людей в частности. Галактика, где люди достигли такого могущества, что сравнялись с богами, создавая новые планеты в ходе долгого и кропотливого труда, и уничтожая старые чуть ли не в мгновение ока.

И автор прекрасно рассказал три интереснейшие истории из мира такого отдалённого будущего. Герои — более чем убедительны и действуют в рамках своего бытия, до последнего веря в свои идеалы и прибегая к насилию лишь в крайних случаях, стараясь всегда договариваться миром и приходить к взаимопониманию. В то же время — они очень грозные противники для любой, даже самой развитой цивилизации.

Мне вообще очень понравилось, что Снегов постоянно пытался придумывать новое, постоянно удивляя читателя чудесами, в то же время он оставлял повествование в рамках строгой логики и последовательности, не ломая персонажей через колено и не допуская авторского произвола. Да и вообще это старая, добрая фантастика, из тех времён, когда лазеры не заполонили ещё все фантастические произведения).

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перечитывал Сергея Снегова — решил вспомнить студенческие годы... Впечатления – весьма двойственные.

Сразу скажу, что нефантастическую прозу Снегова не читал, а потому с этой стороны как писателя его характеризовать не могу. А вот как фантаста...

Трилогия «Люди как боги» — конечно, главное его достижение. В юношеском возрасте я откровенно восхищался масштабами повествования и лихостью изложения. Даже если это подражание, скажем, Э.Гамильтону, то отличное. Хотя, наверно, все-таки не подражание, а пародия.

И при этом все компоненты романов – приключения, личные переживания, описания инопланетян и утопического будущего, «научные» фрагменты — все излагается довольно уравновешенно. Кстати, некоторое сокращение текста, сделанное автором при переиздании, пошло, на мой взгляд, только на пользу. Но третья часть («Кольцо обратного времени») явно проигрывает первым двум – повествование довольно сумбурно, логика в поступках и рассуждениях слишком часто не просматривается. Прием с пространными монологами главного героя становится надоедливым. Если бы не толика иронии, просматривающаяся и здесь, третью часть вообще читать было бы невозможно.

Что касается собственно качества текста – тут есть к чему придраться. Снегов писал примерно в том же «маньеристском» ключе, что и Ефремов. И даже не столь тяжеловесно. Например, его персонажи ведут вполне людские разговоры, а не вещают истины. Но при сравнении видно, что Ефремов более тщательно прорабатывал фразы и логику повествования. У Снегова же выспренность местами зашкаливает, а логика, напротив, очень страдает. Многие любопытные моменты, которые любой серьезный фантаст обязательно постарался бы разработать и как-то объяснить, так и остались данностями, которые никого из персонажей не заинтересовали. Несколько примеров. Почему многие планетные системы в Гиадах оказались заселены одной и той же расой «ангелов», как это произошло? Почему разрушители имели столь разный облик и физические характеристики? Как они размножались? Какова была логика событий на Пятой планете?

Подобная небрежность мне живо напомнила комиксы про супергероев и фильмы по ним, где авторы также особо не заморачиваются объяснениями.

В общем, ну и ладно бы, какая-никакая эта трилогия так и останется важным литературным памятником советской НФ, и ее даже будут еще читать.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал известную эпопею одного из ведущих отечественных фантастов прошлого века — причём воспользовался для этого самыми первыми редакциями романов трилогии. Все они были опубликованы в альманахах «Лениздата» «В мире фантастики и приключений». Первые выпуски, кажется, были просто номерными, потом у них появились собственные названия, но ещё как бы под общей рубрикой, а ещё позднее — исчезла и она. Это были просто сборники фантастики. Все эти изменения можно как раз проследить на тех книжках, в составе которых появились части трилогии. Кстати, читал именно бумажные, оригинальные версии этих книг, попутно выяснив, что в их электронных дублях, циркулирующих в сети, присутствуют неточности, во всяком случае в заголовках. В частности, первая часть второй книги у «пиратов» повторяет название всей книги — «В звёздных теснинах». В действительности же, в бумажном издании она именуется «Вторжение в Персей». Как известно, именно под таким заголовком вторая книга станет печататься во всех последующих изданиях эпопеи.

После такого длинного вступления — о самой трилогии, хотя любителям фантастики она, конечно, хорошо известна. Итак, «Люди как боги» — это первый опыт так называемой космической оперы в нашей фантастике. Герои — люди довольно далёкого будущего, их отделяет от нас примерно пять веков. Техника позволяет им преодолевать расстояния в тысячи световых лет — они путешествуют в другие уголки Галактики примерно так же, как каравеллы пересекали мировой океан в эпоху великих географических открытий. Т.е. на эти вояжи уходят недели, месяцы, самое большое — годы (в зависимости от расстояния)

Снегов сумел создать свой вариант гармоничного общества будущего, не копирующего картины, нарисованные Ефремовым и Стругацкими. Кстати, помимо интересного способа передвижения со сверхсветовой скоростью он ближе других фантастов подошёл к идее интернета. Могучий электронный мозг управляет процессами на планете, включая погодные явления. А люди не только легко могут связываться друг с другом через эту машину, но и получают от неё индивидуальную защиту от всяких напастей. Каждый человек на Земле имеет так называемую Охранительницу, которая страхует его от всяких «резких движений» и внезапных оказий. Можно сказать, это какой-то аналог Большого Брата Оруэлла, только если у английского писателя это сугубо негативный феномен, то здесь роль Охранительниц однозначно позитивна.

«Люди как боги» — это ещё и один из первых образцов отечественной боевой фантастики. Ведь люди ведут войну против так называемых разрушителей (или зловредов), которые обосновались в созвездии Персея. Тут следует отметить, что каждая часть трилогии отнюдь не копирует предыдущую, а напротив выводит противостояние на новый виток. В третьей книге, которая называется «Кольцо обратного времени», речь вообще идёт о столкновении с новыми и куда более серьёзными опасностями, нежели те, что были в первых двух книгах.

Повороты сюжета в трилогии свершаются, быть может, не так лихо, как в книгах Евгения Гуляковского (кажется, в отечественной фантастике этот автор не знает равных по умению закрутить интригу), но всё же очень не банально. И ещё хотелось бы отметить язык. У Снегова он прозрачен, суховат. Но по-своему очень неплох. И в целом эпопее присущ свой неповторимый настрой, привкус, определённая поэтичность даже. Нарисованный автором невероятный, причудливый (с точки зрения обыденности, возможно, даже бредовый) мир несёт в себе несомненное очарование...

Оценка: 10
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга редкостный Piece of shit.

И с какого боку это космоопера!? «Звёздные войны» — это космоопера. Цикл «Линзмен» — это космоопера.

А это сборник нудного соплежуйства о стаде невростеников пубертатного созревания.

Космоопера — это экшн, экшн и экшн с самой первой строчки произведения. Здесь же первая боевая сцена происходит ровно на середине первой книги. Всё что было до того — текст с описанием каких-то дегенератов.

Вот представили нам ГГ и заявили что он: дивергент.

Но, позвольте — ГГ вообще ничем не отличается от всех остальных своих дружков. Он точно такой же эмоционально неустойчивый неврастеник. Он как и все не способен адекватно выражать свои эмоции — то он ржёт как конь, то в следующее мгновение вопит на всю улицу и лезет мудохать своего оппонента.

На самом деле читая первую треть книги у меня сложилось представление о герое как об аутике, которого просто все жалеют — но мне показалось. Автор на полном серьёзе сделал гг аутиком, но без аутизма. Точнее для его мира будущего — это норма.

Чё там у нас с миром будущего — это полный ***дец. Бессмысленное и непонятное что-то с чем-то типа равноправие, типа с какой-то глав бабой — кстати сестрой которая и делает своего аутичного брата главой самой важной экспедиции человечества — вот она коррупция и кумовство во всей красе:))

К своей аутичности гг в довесок страдает и психотравмой — из-за своей жёсткой и красивой сестры, он боится нормальных отношений с красивыми женщинами, выбирая себе страшненьких чтобы хоть как-то доминировать своим малюсеньким эго.

В довесок его размышления о родной сестре попахивают какими-то странными намёками с сексуальным подтекстом.

Добило ещё и то, что в критический момент когда весь корабль могут уничтожить — они **ядь развели демократию и давай голосовать — **нуть по врагу ракетами или нет(!). А капитан такая и заявляет, что роль капитана в том и состоит чтобы ложиться под экапиж и его желания (!!!).

ВАС ДОЛБО**ОВ КАК ЕЩЁ РАСА УТОЧЕК НЕ ПОРАБОТИЛА!? Сунулись в дальний космос разбираться с древними цивилизациями с таким дерьмом в башке!

А гг после всего ещё и адмиралом всего флота сделали. Почему!?

Да **й его знает!

Оценка: 2
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

В середине 80-х годов 20 в. сия книга была одной из самых дорогих на книжных барахолках и развалах и стоила 35-40 руб., деньги по тем временам весьма приличные (треть-четверть зарплаты специалиста среднего звена с высшим образованием). И ведь покупали, и стояли в очереди на прочтение у счастливых обладателей книги. И книга того стоила!

Да, пусть не очень откровенно, книга отдавала совком. Но только немножко «запахом». А «вкусом», то есть содержанием и идеями, была наверняка лучшей советской космической оперой (или НФ?) с прекрасно описанными мирами и цельными харизматичными героями, бросающими вызов вселенной.

Легкий язык и ненавязчивые отступления об истории человечества дают образную, объемную картину мира будущего, где люди пытаются встать на уровень«Богов». Да, среди множества открытых цивилизаций люди самые самые..Но только до определенных, изведанных границ. А дальше..Неожиданная, но предсказуемая встреча с равным по интеллекту и развитию цивилизации противником. Увы, не все цивилизации развиваются в одном направлении, и то, что есть правильно и хорошо для Землян и их друзей, совсем не так представляется зловредам (разрушителям). Появляются и естественные союзники.

Глобальное космическое противостояние, множество сражений с переменным успехом — все это на страницах книги. Написано легким, хорошим языком, очень добрая и светлая книга.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх