FantLab ru

Сергей Снегов «Люди как боги»

Люди как боги

Роман-эпопея

Перевод на немецкий: H. Kübart (Menschen wie Götter), 1981 — 3 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 85

 Рейтинг
Средняя оценка:8.36
Голосов:1143
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Трилогия Сергея Снегова написана в очень редком для советской фантастики жанре «космической оперы». В этих романах звёздные флотилии землян под командованием главного героя – адмирала Эли – бороздят вселенную, «пожирая пространство» и сталкиваясь с самыми разными расами инопланетян, среди которых есть доброжелательные друзья, а есть и воинственные зловреды. Впрочем автор иронизирует над своими героями и над законами жанра, особенно в первом романе, который писался во многом как пародия. Но восхищённые читатели не позволили Снегову поставить на этом точку и заставили его продолжить рассказ о приключениях Эли и его друзей...

Содержание цикла:

8.20 (1110)
-
29 отз.
8.30 (976)
-
17 отз.
8.08 (891)
-
17 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
Аэлита, 1984 // Премия «Аэлита»

Похожие произведения:

 

 


Люди как боги
1992 г.
Люди как боги
1992 г.
Люди как боги
1992 г.
Сергей Снегов. Сочинения в трех томах. Том 1
1996 г.
Люди как боги
2001 г.
Люди как боги
2006 г.
Люди как боги
2006 г.
Люди как боги
2010 г.
Люди как боги
2015 г.

Периодика:

Уральский следопыт № 12, декабрь 1975 г.
1975 г.

Аудиокниги:

Люди как Боги. Книга первая. Галактическая разведка
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Menschen wie Götter
1981 г.
(немецкий)
Menschen wie Götter
2006 г.
(немецкий)
Menschen wie Götter
2010 г.
(немецкий)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 марта 2012 г.

Это одна из тех книг, о которых нельзя не сказать. Она сделала меня. В буквальном смысле. Прочитав «Вторжение в Персей» в 5-ом классе я был потрясен. Но мужественно продолжал быть шалопаем. Но в 8-ом мне в руки попало «Кольцо обратного времени». И всё, кирдык. Если 8-ой я закончил с двумя сиротливыми четверками в океане троек, то в аттестате те же две четверки (по русскому и английскому) уродливо выделялись на фоне остальных пятерок. А потом — сразу бегом на матфак. И учить безумно интересную дифференциальную геометрию, с помощью которой так здорово можно описать неевклидовые улитки пространства...

Я написал все это не ради хвастовства — я вообще весьма скромного мнения о своей персоне. Это лишь говорит о том, какое Явление представляет собой трилогия «Люди как боги» в нашей (да, пожалуй, и в мировой литературе). Главные достоинства трилогии — это прекрасно проработанный образ цивлизации будущего, которая коммунистична не по указке редакторов, а просто потому, что более справедливого и логичного общественного строя придумать просто невозможно, и глубоко, сочно прописанная научная часть. Именно в этих романах вы можете попробовать физику «на вкус», приобщиться к научному поиску, к тому самому чувству силы, о котором писал в своем одноименном рассказе Азимов.

И за это Снегову можно простить и сравнительно скромное литературное дарование (хотя читается трилогия легко — на одном дыхании), и схематичные характеры и определенную долю условности в описании других цивилизаций. Это все — незначительные детали, небольшие пятнышке на раме грандиозного по своему размаху полотна мироздания, в котором живут и творят люди — совершенные, как боги, и обычные, как мы с вами.

Низкий поклон и вечная память Сергею Снегову — творцу миров.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 декабря 2008 г.

Я удивлялся и продолжаю удивляться — как такое можно было написать в Советском Союзе? Роман читается так, будто написан нашим современником. Мыслей очень много, большинство из них положительные. Постараюсь излить их ниже:

Снегову удалось создать героев и заставить полюбить их. Персонажи будто бы ожили; я уже и не помню, когда так переживал за героев.

Очень удачный стиль повествования, объектом которого стал Эли Гамазин. На протяжении трёх частей мы видим рост и становление личности: сложные задачи и непростые решения, неожиданные открытия и глубокие заблуждения...

Произведение очень сильнО своими монологами и диалогами. Особо в этом преуспел Павел Ромеро, историограф, очень важная фигура в произведении, между прочим.

Не встречал раньше такого тонкого описания других цивилизаций. Снегов будто бы сам общался с альтаирцами, со змеями с Веги, слышал грохот костей невидимок...

Надо отдать должное автору — он открыл передо мной столько интересных вопросов и оригинальных идей, что я будто бы немного прозрел и стал разбираться в астронавигации, в искажении метрики, в уравнениях Нгоро. Зацепило описание симфонии Андрэ «Гармония звёздных сфер», — я мечтал бы поприсутствовать на подобном событии.

Просто не передать словами, насколько я рад, что судьба свела меня с этим произведением.

Браво, Сергей Александрович!

P.S.: Осмелюсь предложить энтузиастам закончить или дополнить статью в Википедии, посвящённую этому роману: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B8_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B8

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 ноября 2015 г.

Значение Бога для конкретного человека зависит от того, чего этому человеку хочется больше всего. /Эрих Фромм/

Похоже, мы по-прежнему, как и наши предки у первых костров, боимся таинственного окружающего мира, темноты и таящихся в ней чудовищ и нам больше всего хочется безопасности и независимости, иначе откуда бы родилось такое однобокое, но исключительно популярное, представление о божественности, как о неограниченной силе и власти, которые дают возможность, а главное право перекраивать мир под собственные понятия добра и справедливости.

А поскольку мы все же только люди, со своими слабостями и эмоциями, то и и понятия о том, что положено делать «богам» у нас исключительно противоречивые. Мы хотим всеобщей справедливости и «каждому по потребностям» /особенно, если речь идет о наших потребностях/, но забываем, что нет единой справедливости для всех и упускаем самую суть — «от каждого по способностям». Мы желаем, чтобы все жили дружно и проповедуем равенство, но при этом делим мир на разделяющих наши взгляды «своих» и имеющих отличия «чужих» и искренне считаем, что «свои» по-любому «равнее», чем «Чужие». Мы жаждем мира, но готовимся к войне и не склонны к дипломатии и переговорам, по-прежнему предпочитая сначала снести голову, а потом уж спрашивать что, да как и почему.

Наша «божественная» мечта — неограниченная сила, власть над миром, неисчерпаемые ресурсы и полная безнаказанность, а не разумность, ответственность, альтернативы и взвешенность каждого действия. Наши сердца по-прежнему отданы молодым богам Детства Человечества — пылким, безрассудным, ревнивым к чужой славе, скоропалительным на решения и не жалеющих о последствиях. Богам революции, а не эволюции.

Такие Люди как боги в этом романе-эпопее. Смелые и решительные до безрассудства, устрашающе могучие и безусловно уверенные в своей правоте, праве вмешиваться, вершить и перекраивать судьбы миров, цивилизаций и отдельных разумных и неразумных существ. Без страха, без сомнений, без угрызений совести. Юные боги простого и понятного черно-белого мира, где грань между Светом и Тьмой четкая и однозначная.

Казалось, они достигают всего: власти над материей, пространством и самим временем, они перекраивают миры и целые народы под свои понятия о добре и зле, не слишком озабочены последствиями своих действий и откровенно наслаждаются достигнутым. Тогда почему же их ...жалко? Жалко такого решительного и честного адмирала Эли, которому приходится едва ли не кричать молчаливому Космосу о незыблемом праве Живого на «божественную» власть. Или жалко Мери, очередную богиню-мать, принесшую в жертву своего единственного сына ради несгибаемых принципов. Жалко Ирину, заплутавшую во времени из-за раскаяния, отчаяния и странной любви к чуждому и непонятному. Жалко всех, кто жертвует и страдает, так и не обратившись к главной своей силе — разуму и несущему им пониманию и познанию. Почему вместо желания торжествовать, праздновать победу, прославлять свершения и произносить пафосные речи о преодолении невзгод и высоком предназначении Человека, такое щемящее чувство потери и сожаления?

Может потому, что отважные Боги комсомольского задора и вечного максимализма так и не повзрослели ни в романе, ни в реальности, несмотря на потери, неудачи и поражения, не поняли, что есть вопросы, на которые нет однозначного ответа и есть проблемы, для которых нет простого и удовлетворительного решения. А ведь это взросление едва не произошло — ведь были уже в 70-е «Гадкие лебеди» и «За миллиард лет до конца света», а в 80-е — «Отягощенные злом» и «Град обреченный». Но потом- 90-е, нулевые и наши времена — и опять Кольцо обратного времени.

Я сознательно ничего не пишу о сюжете, героях или форме изложения. Об этом уже написали сотни, если не тысячи страниц. И все это не очень то и важно. А важно, что роман по-прежнему актуален, поскольку заставляет думать, обращаться к прошлому и настоящему, сравнивать, анализировать и делать выводы. И, к сожалению, останется таковым еще очень и очень долго.

А завершить хочется Киплингом. Не о богах, о людях, которыми быть труднее всего:

Уже тысячу лет нам покоя нет —

Море жадное нас зовет;

Мы нашему морю в дань отдаем

Всех лучших своих сынов.

И в зыбучей волне, и на вязком дне

Рвут акулы свой страшный корм.

Господь, если кровь их — плата за риск,

То мы уплатили долг.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 июля 2016 г.

Для меня, конечно это — роман-открытие, трилогия-открытие.

Выдающийся пример сочетания НФ и космооперы. В трилогии отсылок к научному элементу побольше, чем во всех трудах некоторых «научных» фантастов «новой волны». Пример: в описании боевых действий Снегов использует не Ньютоно-Декартовскую модель, основанную на евклидовой геометрии, а нечто очень близкое к геометрии Римана-Лобачевского (искривление пространства, движение по вогнуто-выгнутым дугам, пересечение параллельных прямых). И дерутся его космолёты не лазерами (бластерами, плазмой), как в космооперах, а фокусированными полями и сгустками энергии. Где же тут опера?

Теперь о названии. Почему «Люди как Боги»? Бог сотворил вселенную ex nihile — из ничего, а в самом начале романа мы знакомимся с фигурой легендарного учёного Андрея Танева, современника Эйнштеина и советского зэка, который придумал, как трансформировать вещество в пространство и наоборот, совершая, тем самым, преобразование «ничто» в «нечто».

Подсказка: разве могли такое пропустить чинуши от литературы в СССР? Потому и пиарили убого-фертильную «Туманность Андромеды».

Ещё пару слов о начале. Для многих писателей, это проблема. Снегов начинает с признаний мизантропа, но делает это с такой лёгкой иронией, что читатель проникается симпатией к этому Эли. «Взвейтесь-развейтесь», «вперёд к победе коммунизма», «молодёжь на стройку» и прочие лозунги, дававшие советской фантастике (как многим романам Ефремова) пропуск в жизнь, отсутсвуют.

В отличие от распиаренной «Туманности Андромеды» Ефремова, в которой, кроме диковатого танца, не показан ни один из искусств далёкого будущего, здесь есть всё. Особенно захватило описание музыки. Действительно, фантастика!

Очень богатый и красивый мир, несравнимо более красочный, нежели убоги Ефремовские псевдофантазии.

А как с лёгкой иронией, но достоверно показаны опыты генетиков, которые уже не знают, чтобы такого сделать и выводят драконов и пегасов!

Язык и текст. Текст, действительно, сложен, но не потому, что Снегов плохо владеет слогом, а потому, простите, что мы настолько привыкли к поверхностному, часто полужаргонному стилю современных писателей, плюс беллетристическому стилю западных, что уровень советского литературного языка кажется тяжёлым.

Теперь об эмоциях

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Обычно, когда начинаются рассказы по Достоевскому («слеза одного ребёнка»), то одного-то ради счастья всех не жалко! В грандиознейшем галактическом сражении погиб всего один человек — сын ГГ. Но как горька и горестна эта утрата, если живёшь глазами ГГ!

Сказанное, кстати, относится и к собственным словам Снегова, что трилогия — «мягкая пародия» на космооперы и библейские тексты. Нет там никакое пародии! Всё более, чем серьёзно! Вероятнее всего Снегов сказал эти слова, чтобы отвести от себя часть критики.

Теперь о минусах.

К сожалению, обществом правит Бог-Машина (точнее — триумвират машин). Триумвират машин, конечно, даже близко не имеет мысли, чтобы взбунтоваться против человечества и ему навредить, но увы, грустно видеть, как Большой Совет (что-то среднее между демократией и меритократией) подчиняется приказам этой благороднейшей из матриц.

Под конец трилогии они там полезли совершенно не в своё дело, и по факту противостояние, описанное во второй части, просто повторилось. Сидели бы у себя, в спиральном рукаве галактики.

Технически Снегов слишком уж часто прибегает к аргументу сожаления, который не всегда ему удаётся. Герои сначала сообщают о том, что они очень сожалеют, что упороли, а потом в тексте не происходит ничего на самом деле катастрофического.

Ну и конец немного запутанный, такой — вещь в себе.

И всё же, несмотря на свои минусы, Снегов оказывается на голову выше всех тех советских фантастов, которые писали о покорении космоса.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2015 г.

Невероятно доброе, непостижимо человечное! Это сага о великой любви, о мелочности предательства и бескрайности Вселенной. И конечно — о людях. Ничего подобного нет в западной фантастике с её угрозами, антиутопиями и апокалипсами, где человек подобно крысе вынужден бежать, скрываться и пресмыкаться перед тотальным Злом, контролирующим каждый его шаг.

Когда читаешь, ощущаешь себя мальчишкой, чьи мечты о космосе, о звёздах, о её покорителях, претворились в реальность. Небо голубее, трава зеленее, как может быть только во сне. Но автор легко подымает вас над обыденностью и несёт по просторам мечты, которая реальнее серых будней за окном.

Очень близко по духу «Туманности Андромеды», но легче. Здесь больше воздуха и нет той тяжёлой академичности Ивана Ефремова. Люди Сергея Снегова ближе и понятнее, а их доброта и щедрость тех, кто выиграл Вторую Мировую войну. Персонажи списаны с ровесников автора, живущих в середине шестидесятых прошлого века — СССР на вершине славы, как победителя: в войне, в космосе, в поступи строителей социализма по планете.

Особенно интересно, что Снегов лично был знаком с Львом Гумилёвым и астрофизиком Николаем Козыревым. Да-да, с тем самым Гумилёвым и тем самы Козыревым, и не где-нибудь, а в заключении, где провёл десять лет! И после этого ни желчи, не ненависти, ни проклятий. Отнюдь, такая щедрая доброта романа, такая безбашенная романтика... Чего стоит вот это: «Завтра, с 10 до 14 часов, выпадет сорок семь миллиметров осадков, потом будет солнце и тишь»– сколько раз я слышал подобные объявления. Но что-то ни разу мне не попадалась такая сводка: «Этой осенью яркость листьев на кленах превысит среднегодовую на 18 процентов, а дали будут прозрачней на 24 процента, журавлиное же курлыканье прозвучит особенно призывно»...

И конечно, какая «космическая опера» без зловредов? Самое забавное, что именно так их здесь и называют: зловреды, разрушители. Здесь даже есть своя «звезда смерти». Ох, неспроста она появилась у Лукаса. Так же как имя главного злодея Дарта Вейдера — в противовес Ефремовскому Дар Ветру...

Люди как боги — один из лучших примеров того, о чём мечтали ваши отцы и деды.

Люди как боги — читать всю трилогию в непременном порядке.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 января 2011 г.

Книга захватывающая и хорошая, но со всех концов всё равно лезут элементы «старой» фантастики. Утопия «светлого будущего», советские лозунги, космическое товарищество, помоги ближнему своему себя не щадя. Также видно это в описании форм жизни: автором придуманы такие нереальные образцы и при чем они так часто населены по Вселенной, что просто жуть... Это как задача первопроходцев в фантастике, придумать множество непохожих на человека созданий и адекватно и логично описать их образ и стили жизни. Мне кажется логичнее предполагать малую заселённость... Сюжет тоже не страдает поворотами сюжета: мы идём и исследуем Вселенную. Автор рисует совершенно «обкуренные» и фантастические картины и действи во Вселенной, что редко кто и во сне увидит, и на самом деле кажется, что сюжет по большей части повязане именно на этом: есть физическая возможность рождения черной звезды — опишем, неевклидовость — опишем, странные металлические планеты — опишем! И так много-много всего... Такое чувство, что книга — всего лишь художественный способ описать астрономическо-физические фантазии автора.

Я всё-таки люблю более логически связанные сюжет-локации-атмосферу-действия-идеи... В этом плане для меня безгранично высоко как идеал «Гиперион» и компания Дэна Симмонса.

А Снегов хорош. С учетом моей нелюбви к излишней вычурности и вообщем старой фантастике, а тем более советской, «Люди как Боги» захватили меня, читать было интересно, хоть и не без минусов...

Читай я это произведение в детстве, мне бы понравилось гораздо больше.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 января 2009 г.

Эпопея Снегова — классика отечественной НФ, и уже поэтому её непременно надо читать.

Светлое будущее на Земле — сейчас его так мало, что даже эту не слишком удачную попытку описать вселенские масштабы порой тянет фрагментами перечитать. Масштабы, конечно, велики. Картина грандиозна. Приёмы войны в космосе интересны сами по себе. Но описания разрозненны, масса вещей, выпадающих из спектра рассмотрения автором. Поэтому периодически создаётся ощущение провисания логики повествования.

Конечно, собственно как писатель, владеющий языком, Снегов слаб. Его манеру писать можно назвать наивной, как у Казанцева или Тупицына. Только оригинальность задумки привлекает внимание и позволяет в целом оценивать его выше. Он не графоман, как Кузьменко, но и не мастер, как Ефремов, Ларионова, Гансовский или Павлов.

На материале эпопеи хорошо видно отличие советской и западной НФ при рассмотрении противостояний на уровне галактики. Всё, что делает главный герой, он делает для других, и только попутно решает свои экзистенциальные проблемы. Им движут бескорыстная приязнь к друзьям и любовь к справедливости.

Но, говоря объективно, это чтение для среднего школьного возраста — для открытия масштабов мира.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 августа 2015 г.

Железную стену, разделяющую два мира фантастики, бесцеремонно сломали. Сергей Снегов решил объединить традиции советской фантастической утопии и западного фантбоевика. И сделал это отлично. Хватает и красивых описаний будущего, и яростных баталий в дальнем космосе.

Будущее Снегова ярко и четко очерчено. Мир грандиозный; есть нечто захватывающее в картине человечества, играющего планетами, как ребенок — кубиками. Здесь грозы — по расписанию, за вашей безопасностью неусыпно следит кибернетическая Охранительница, а отсутствие на космическом корабле моря воспринимается как лишение и романтика дальних странствий :)

И баталии грандиозны. Банальными бластерами здесь не отделаешься; воюющие стороны походя аннигилируют целые планеты, закручивают пространство в улитку и уходят в перпендикулярное время. Мне понравилась еще и забавная идея ввести в космические бои драконов, пегасов и ангелов. Ангел Труб — вообще один из самых симпатичных персонажей.

Вот язык местами ходульный, но его спасают пассажи на грани стеба, вроде: «Будь покоен, о твоей верности священным принципам зла оповестят все органы Охраны Злодейства и Насаждения Вероломства…» Автор пишет плакатно, но при этом тут же подсмеивается над «шершавым языком плаката» — выходит недурно. Повествование льется легко и плавно, так что огрехов не замечаешь, жадно глотая страницу за страницей.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 марта 2011 г.

Году в 70-м прочел книгу в Ленинке. Почему-то не воспринял всерьез — казалась она мне очередной «Гриадой», да и бескорнечные пассажи об очередной, «еще более великой» цивилизации (помнится, до «рамиров» автор так и не добрался), планеты целиком из золота... Я не знал биографии автора, не то сразу догадался бы, что передо мной очередной «рОман» не хуже Штильмарка — а к этому жанру положено относится с уважением: чай, лучший «рОман» в истории человечества — это же же и лучший «ромАн», это «Дон Кихот», во многом поначалу натисканный автором в тюряге у арабов, в ожидании выкупа.

Словом, если это и не «Дон Кихот», то по советскому времени дивная оттяжка для души. А поскольку в 90-е я прочел «Язык, который ненавидит», получилось у меня с этим романом точно по пословице — «чему посмеешься, тому и поклонишься».

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 марта 2011 г.

Легендарная книга легендарного автора! Собрать все три книги романа (а выходили они в трёх разных сборниках в 1966, 68 и 77 годах) в своей домашней библиотеке — это годы поиска и многоходовых книгообменов. Потом выпустили ещё два издания из разряда «недостоваемых». И только в 1992 — хлынул ВАЛ. Жалко только, что до кончины Снегова оставалось всего-то чуть больше года.

С тех пор храню дома издание РИФ«Никишка» с именным автографом Сергея Александровича — этой человеческой глыбищи нашей фантастики. Каждый раз, в очередное «уплотнение» стеллажей, прямо не слезая со стремянки, открываю книгу наугад и читаю две-три страницы. К сожалению время — это единственный невосполнимый ресурс.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 июля 2008 г.

много слышал о данном цикле... но все никак не доходили руки почитать... собрался с силами и не пожалел нисколько... в течение всего чтения меня не покидало удивление о том, как такое могли написать тогда... цикл фундаментальный, полный, научный, красивый... я зачитывался и не мог оторваться... научная фантастика в чистом виде... нисколько не отдает коммунизмом и прошлым «светлым» будущим... вся цикл пропитан гуманизмом и веру в человека... этим он мне напомнил трилогию Стругацких о прогрессорах... в общем «космическая одиссея» получилась наславу и не зря имя Снегова современными фантастами ставится в один ряд с классиками русской и мировой фантастики!

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июля 2013 г.

Я начал читать роман несколько дней назад. То бишь, его я еще не дочитал, но считаю одним из лучших в российской НФ вообще, и в российской космоопере в частности. Таких романов сейчас, и уж тем более в России, маловато. Тут есть некоторая опора на научные объяснения, которые попадаются на страницах у Азимова. Да и вообще, тут Снегов представил не какие-то уже всем известные нуль/сверх/супер/под/над/гипер-пространство, а нечто совершенно иное, да еще и объяснил способ действия этого нечто. Тут же проявляются и многие другие оригинальные идеи, связанные с инопланетными расами, искусственными планетами, киборгами, сверхкомпьютерами, живыми планетами и многим-многим другим.

Пусть многие и говорят, что роман устарел, пусть многие идеи (аннигиляторы Танева и Перпендикулярное время) были использованы в других его романах, из-за чего стали заезженными, но данная эпопея, особенно первая и третья части, оставили во мне сильнейшие положительные эмоции, которые возникали у меня лишь после прочтения «Конца Вечности» Азимова.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 сентября 2010 г.

Книгу эту я начинал читать, совершенно не зная автора и не догадываясь о дате написания и, если бы не моё дотошное любопытство, я и по сей день оставался-бы в счастливом неведеньи, полагая, что книга эта написана моим современником. Первая мысль при прочтении: «Обаятельнейший гибрид Стругацких и Фрая — пестрость характеров, ироничность героя, яркость эмоций, как у Фрая и стремление к научной достоверности, размышления о социальной справедливости, мир социализма в высшей точке, как у Стругацких. Хотя достижения современной физики стёрли реалистичность описываемого мира, идеи автора меня полностью захватили и читал я с упоением. Рекомендую юным.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 марта 2008 г.

Любимая книга детства. Книг таких размаха, масштаба и фантастичности очень мало. А в сочетании с атмосферой человеческого единства — вообще не припомню. Пусть это утопия, но иногда просто необходимо восстановить веру в Человека и в Людей. На мой взгляд, это книга больше подходит для подростков — для взрослого человека с альтруизмом там все же перебор. А что касается идеологии, то «совка» там, как ни странно, практически нет.

Пафосность есть, но это скорее черта главного героя, чем книги.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 июля 2016 г.

Вот и еще один пробел заполнен. Не читал тогда, в Советском Союзе. Даже не сталкивался с этим автором и его космооперой. И посмотрев, сколько отзывов (да и серия новая от Азбуки началась именно с этой книги), понял, пробел надо устранить.

Мое мнение — да, читать надо было тогда, в 70-80гг 20века. Хотя даже на сегодняшний день, цикл смотрится вполне себе неплохо. Есть, правда, некоторые «странности», которые ничем иным, как «советским прошлым» не объяснить, хотя их немного, и они не бросаются в глаза. Главным образом, они относятся к инопланетным расам («загнивающему капитализму»), хотя описания и поступки главных героев иногда вполне можно отнести к тезису — «правильным путем идете, товарищи».

Но повторюсь, этого в книге мало, и не режет глаз, и это хорошо. Зато описания технических побед советских людей (пардон, землян) очень любопытны. Тут Снегов, на мой взгляд, опередил всех авторов НФ, притом не только советских или авторов стран Варшавского договора, но даже и капиталистов. Полеты его космических крейсеров совсем не похожи на то, как «советские корабли бороздят пространство великого океана». У него действительно разрушают и свертывают пространство, уничтожают планеты и продираются сквозь ветви «перпендикулярного» времени. Тогда еще у нас было неизвестно определение жанра «боевик», а ведь баталии в космическом и планетарном антураже определенно к нему относятся.

Еще небольшой минус — местами слегка «коряво» читается, язык иногда тяжеловесен, но все познается в сравнении. И еще одна поразительная вещь — после Снегова пожалуй больше никто из авторов социалистического лагеря не взялся за написание космоопер (или я их не знаю). Так что вполне занимательное и даже полезное чтение, несмотря на то, что почти полвека прошло с момента написания автором первого романа трилогии. И очень жаль, что в том не включены подробные допы о том, как издавалась такая литература, не забываем — в СССР цензура была серьезным институтом.

P.S. А ведь еще «Диктатор» напечатан, надо и с ним ознакомится. Но это позже.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу