fantlab ru

Дмитрий Глуховский «Пост. Спастись и сохранить»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.58
Оценок:
367
Моя оценка:
-

подробнее

Пост. Спастись и сохранить

Роман, год; цикл «Пост»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 24
Аннотация:

Надежно защищенная со всех сторон охранными постами и казачьими войсками, стоит тысячелетняя Москва. Внутри трех колец московской обороны — и за Кремлевской стеной — дворец. Во дворце — Государь Император награждает лучших из лучших, храбрейших из храбрых, цвет офицерского корпуса, опору и надежду престола. Им предстоит выйти из нарядной, убранной к дню Михаила Архангела столицы и отправиться в темные земли, которые когда-то были частью великой России — пока их не охватил мятеж и они не были преданы анафеме. Но прежде чем туда, за мутную Волгу, за непроницаемую пелену тумана, уйдут казачьи части, надо понять: куда сгинули все разведчики и почему замолкли пограничные посты? Об этом знает мальчишка, который не желал учить историю, и девчонка, беременная от убитого казака. Только вот успеют ли они рассказать?

Примечание:

Первоначально вышел в аудиоформате.


Входит в:

— цикл «Пост»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 247

Активный словарный запас: средний (2798 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 22%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Outpost
2024 г.
(немецкий)

Издания:

Пост
2021 г.
Пост
2021 г.

Аудиокниги:

Пост. Спастись и сохранить
2021 г.
Пост. Спастись и сохранить
2021 г.
Outpost 2
2022 г.
(польский)
Outpost — Der Posten II
2022 г.
(немецкий)
Граничен пост 2
2022 г.
(болгарский)

Электронные издания:

Пост. Спастись и сохранить
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Outpost 2
2021 г.
(польский)
Граничен пост 2
2022 г.
(болгарский)
Poszt 2
2022 г.
(венгерский)
Stanovište 2
2022 г.
(словацкий)
Outpost – Der Aufbruch
2023 г.
(немецкий)
Outpost. Oltre il fiume
2023 г.
(итальянский)
Stanoviště: Záchrana
2023 г.
(чешский)
Outpost 2
2024 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  35  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не хоррор и не постапокалипсис, это футуристика ближнего прицела. Поздавляю себя и вас: по состоянию на данный момент, мы живем в приквеле к этой книге. Сатанинское оружие, превращающее людей в zомби, успешно работает.

На похожую тему пытался написать Воробьев, но у него получилось слишком весело, невзирая на вполне буквальные кишки по стенам и термобарическое оружие.

Оценка: 10
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пост — мощное произведение, которое как нельзя лучше раскрывается при прочтении самим автором в формате аудиосериала. Все интонации переданы так, как задумывались. Понравились моменты с описанием действий одержимых — автор начинает читать монотонным тягучим голосом, от которого дрожь берёт. В аудиокнижной версии также классно вписались казацкие хоровые песни.

Если первая книга раздражала нераскрытым миром и отсутствием понимания причин происходящего, то вторая дала ответы на все вопросы как нельзя лучше. Радует, что всё мистическое осталось за гранью человеческого понимания и оттого продолжает пробирать до мурашек даже после прочтения всей книги. Поэтому я скорее назову это хоррором, нежели постапокалипсисом.

Что удивительно, автору удалось нагнать ко второй книге атмосферу полной безысходности, лишив книгу персонажей, которым ещё можно сопереживать. Каждый из главных героев имеет темную сторону или свои скелеты в шкафу, из-за которых никого не жалко и ты злорадно думаешь: «Пусть уже все катится к чертям». Однако кажется, что с чернухой и насилием, на которое идут герои ради достижения своих целей автор явно перегнул.

Интересно замечать нарочно оставленные автором перекликания с нашей реальностью — новоявленный царь у власти, который ранее работал в «конторе»; православные скрепы; поднявшие голову казаки; медленно опускающийся железный занавес; противостояние роскоши Москвы и упадка регионов. Однако, тема религии, дьявольщины и русского понимания святости очень хорошо вплелись в историю книги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хоть одержимость и объясняется при помощи НЛП и секретных разработок ФСБ, но концовка в виде превращения Мишель в новую богородицу-великомученницу не оставляет сомнения в том, что природа одержимости дьявольская и оккультная — классный прием для хоррора. Понравилось также, насколько живуча народная память и даже заезженные чистками и пропагандой москвичи, бегут выкалывать себе уши, как только запахло жаренным.

У более патриотически настроенных граждан может подгореть задний проход от шатания скреп и идей о готовности власти пойти против своего народа. В остальном это морально тяжелое, цельное и атмосферное произведение. Переслушивать я его не буду, но я бы с радостью посмотрел сериал на его основе, снятый каким-нибудь стриминговым сервисом.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже второй раз (первый раз — «Будущее») произведение оставило настоящее послевкусие. Я очень долго не мог «оправиться» от прочитанного, не мог отделаться от ощущения, что хочу помыть руки для того, чтобы избавиться от того ужаса, которым оказался пропитан «Пост-2», который я ЧИТАЛ, а не слушал.

Сильно. Очень сильно. ДГ находит какие-то слова, словопостроения, фразы для того, чтобы не просто описать некий выдуманный им мир, а погрузить читателя в этот самый выдуманный мир. Погрузить так, чтобы я, читатель, сам почувствовал эту вонь от реки, небритость щек казаков... и липкое ощущение шепота в голове:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«авадон штееееееерб тоооод шшшшш»
... аж мурашки по коже.

Дмитрий, неужели Вы близки к созданию этой «темной темы»? Смотрите, как бы Ваша книга не оказалась запалом апокалипсиса.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так себе.

Начало прекрасное красивый слог даже романтическая линия читается интересно дальше всё катится в низ

Набор либеральных штампов царь православнутый терран родом из ,,конторы,,

Всюду попы

Казаки восторженно внимают царю батьке и лупят нагайками по лицу либеральному начальнику поезда

Кровь кишки по всюду за мкадом

Власть зомбачит народ страшным оружием по этому добрые нетерпилы вынуждены утащить маленкую девочку от мамы и гвоздём выкалывают ей барабанные перепонки.

Не ну а как ещё бороться с окаянной кремлепропагандой.

И такой вот трэш с толстыми намёками на ,,стален дотянулся,, всю дорогу.

При этом царь весь из себя такой , выглядит и правит благообразно, а не как сами знаете кто.

Всем действующим героям желаешь быстрой смерти и они сами её хотят видимо так и задуманно автором.

К концу читается с трудом, но просто жалко потраченых денег.

Пожалуй это третья книга в моей жизни про которую можно сказать жалко что я её прочитал

Оценка: 2
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мда, начинала читать в предвкушении постапокалипсиса, которым была пропитана первая книга. А получила некую смесь женского романа и фантастики. Девушка Катя, которой отведена добрая часть книги, зачем она тут? Какую роль сыграла? Про императора властителя тоже откровенно скучно, его персонаж вообще не раскрыт. Есть и всё тут. Монстры тоже кое-как представлены. Если перва книга вполне читабельна, твердый середнячок, то вторая совершенно не порадовала, из всей массы какие-то крупицы интересного

Оценка: 3
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая моя книжка Глуховского за исключением «стандартного Метростроя». Там было три чтива с ожидаемой динамикой: «6» — «5» — «4», за сим разошлись.

Почему самое свежее чтиво и первый отзыв именно сейчас? Так — очевидно же: обожаю всё жареное. Нормальное человеческое любопытство: что там, за душой, об чем шум и про что концерт. Как-то так.

И — в итоге: разочарован, уважаемый потенциальный читатель. Более чем. Я-то полагал, что там — эзопов язык, чудеса междустрочных закладок, манипулированием смыслами и т.д и т.п. Дословно цитатку не приведу, но что-то вроде «…понимаю, что обманывают, но, вот, на чем конкретно и как — понять не могу…».

Оказалось всё — тривиально прямолинейно, без каких-либо околичностей, аки на митинге. Меня ни в чем и не пытались убеждать, у меня — банально — предполагалось наличие соответствующего, уже готового, мировоззрения. Как мелко-то — прости, Господи. И как — скуШно.

А где же — головачевско — гербертовские страсти, где ментальные схватки с Монархом Тьмы, где — доброе Зло и злое Добро, где муки Выбора, в конце-то концов?

И это — фантастика? Серьезно?

Оценка: 3
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Пусть»

Рецензия на «Пост. Спастись и сохранить» Дмитрия Глуховского

Спустя два года после выхода «Поста» в аудиоформате сначала вышла вторая часть от той же студии Storytel, а ещё через неполные полгода — в бумажном виде. Будучи по-прежнему скорее визуалом, нежели аудиалом, я пропустил авторскую начитку и решил дождаться окончательной редактуры. Ожидание того стоило.

«Пост. Спастись и сохранить», он же — «Пост. Часть II», — начинается в Москве и сразу же задаёт совсем иной, по сравнению с первой частью, тон. В рецензии на первый сезон я подозревал, что с Москвой не всё так гладко, как малюет Сашка Кригов, и сперва мне показалось, что моё предположение оказалось ошибочным. Однако, зная взгляды автора, поверить в то, что сытая Москва, вернувшаяся к имперскому строю, будет верхом благополучия, мог только совсем наивный человек.

Поначалу всё кажется действительно мирным, исторически красивым, добродушным таким. Московской империей проникаешься, прикидываешь, как было бы любопытно пожить в такой версии родного города… пока Дмитрий не начинает то тут, то там вплетать фразочки, намекающие, что не всё так уж спокойно в Московии.

Дело даже не в том, что первый «Пост», в общем-то, разворачивался тоже в пределах новоявленной империи. Не в том, что постапокалиптический жанр оставляет тяжёлый отпечаток на вырисовываемом мире. Раз за разом автор показывает, сколько разных благ современной цивилизации потеряли люди. Этот мир под налётом золота и бархата скрывает мрак неравенства, невежества и неверия. Не первый случай в постапе, когда одни поселения живут в типичных условиях выживания, а другие жируют, но тут данный ход применён, чтобы показать глобальную идею отрицания истины, что приводит ко всем вытекающим.

Отрицание истины и раньше Дмитрий ставил во главу угла. Вспомнить хотя бы «Метро 2035», чей слоган «Хочешь правду?» как нельзя лучше показывает творящиеся в романе события. «Пост-2» не предлагает правду, он буквально кричит — безмолвно — о ней, но встаёт совсем другая дилемма: слушать эту правду или нет?

Страшная правда, которая существует в мире «Поста», идёт рука об руку с глухотой. Только в одном случае эта глухота физическая, а в другом — духовная. Не хочешь слушать — «тёмная тема» накроет тебя, хочешь — попрощайся со слухом. Ох, тут такой простор для размышлений! И с этой задачей роман справляется превосходно. Заложенный смысл раскрыт полно, насколько возможно, и донесён одним из наиболее убедительных приёмов — последовательным нагнетанием жути.

Проводником правды в «Посте. Спастись и сохранить» становится Мишель. Я надеялся на Егора, но Дмитрий, видимо, решил, что двойник Артёма необязательно должен быть того же пола, и проблемы мессии взваливает на хрупкие девичьи плечи. Кто-то в более ранних отзывах писал, мол, характеры персонажей изменились слишком резко. Мне же так не показалось. Да, изменились, но путь каждого персонажа показан вполне чётко, можно проследить, как пофигистка превращается в спасительницу, а романтик — в насильника. Меньше всех меняются, пожалуй, только новые персонажи: Юрка Лисицын и его Катя. Но и они под весом обстоятельств начинают вести себя иначе, в них пробуждаются сомнения.

Вернусь к Мишель. Она здесь играет роль Артёма из «Метро 2035», то есть пытается достучаться до людей, а её вроде как не слушают. Но, в отличие от героя подземки, ей всё же везёт больше. Да, она тоже не становится гениальным оратором, глаголом способным зажечь сердца людей, но и её куцых способностей как будто хватает. По крайней мере, в этом нас пытается убедить Дмитрий, дополняя основной текст эпилогом, который, в противоположность большинству его других произведений, кажется горько-светлым.

Интересно и то, как именно обходится автор с персонажами. Каждому ключевому персонажу он даёт какое-нибудь испытание морального плана. Герои действуют сообразно своим характерам, и каждого это приводит к их собственным последствиям. Здесь недостаточно тянуться к свету или же планомерно спускаться во тьму, нужно ещё быть честным с самим собой, верить самому себе, проявляя лучшие качества по отношению к другим. Сомнение, ошибка или стойкое отрицание ведут в никуда. Быть может, именно такой моральный урок и преподаёт нам Дмитрий Глуховский на примере действующих лиц «Поста».

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дилогия получилась очень сильная, но настолько страшная, что перечитывать не скоро захочется. Уж очень живо и красочно описан весь этот ужас, происходящий по пути с героями.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не создай Бога себе

***

«Пост», вышедший в 2020 году, был в общем-то неплохим аудиороманом. Глуховский сам написал его, сам начитал. По части озвучки к Дмитрию не было претензий – автор читал очень хорошо, с акцентами и интонациями. По части содержания «Пост» показался лайтовой версией «Метро 2033». Со своими плюсами, минусами, но определенно со своей вторичностью. Что же можно было ожидать от второй части? Много чего. Только не этого.

«Пост. Спастись и сохранить» — прямое продолжение первого романа. Сперва, правда, кажется, что это приквел. Но это всё-таки продолжение с элементом приквела. Главные герои – Егор и Мишель – перекочевали из первого романа, добавился к ним Лисицын. Ну и в качестве дополнительной линии – сюжетка Кати, балерины. Лисицына отправляют в Ярославль, чтобы он донес правду-матку царю, Егор с Мишель жить хотят, а Катя – выживать. Одни несут правду, другие от нее бегут.

К сожалению, вторая часть цикла «Пост» оказалась слабее предыдущей. Первый роман не был идеальным, но кое-что ему прощалось. Хотя бы из-за стартового номера тома. Роман пусть и выглядел оммажем на «Метро 2033», выглядел местами свежим. Герой – Егор – цеплял. Было что-то в нем романтичное. Идея «Поста» — последнего рубежа между ведением и неведением, проблемы с едой, с нравами… а вот «Пост. Спастись и сохранить» провалился по части героев. Егор тут вдруг становится совершенно другим. Зверем становится. Мишель вдруг резко превращается в добрую и правдонесущую, Лисицын – типичный солдафон, Катя – аналог инстасамки. Как итог – все пустые, сопереживать им не хочется ни разу. Хуже того. За трансформацию Егора хочется корить Глуховского.

Второй момент, который слаб в романе – сюжет. Действие из Ярославля перешло в Москву через роуд-стори. Москва показана ужасно. Прорелигиозность (на деле псевдорелигиозность), эпатаж, нелепые балы, приемы, театры. Гламурность соперничает с упадком нравов. Скучно, пресно. Это же касается того, как вывернулась история Мишель. Ну один в один с историей Артема.

Третий момент – звуковые эффекты. Вся эта псевдоимперская музыка режет слух. Эклектика.

Заключение: роман не то, чтобы совсем плох. Зомби через НЛП, Жесткие сцены, безжалостность к героям – это хорошо. Но в целом, много слабых моментов, неинтересные герои, ненужная тут псевдорелигия.

7 постов из 10.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная антиутопия на базе русской истории и национализма. Должно понравиться как партиотам так и антипатриотам. Тут не надо сильно натягивать сужет книги на существующие реальности, хотя подозреваю что автор немного имел это ввиду. Я бы рассматривал эту книгу как просто художественное произведение, исполненное в отличном захватывающим внимание стиле.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх