fantlab ru

Отфрид Пройслер «Крабат»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.67
Оценок:
402
Моя оценка:
-

подробнее

Крабат

Krabat

Другие названия: Волшебник Крабат; Крабат, или Легенды старой мельницы

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 61
Аннотация:

XVII век. Европа. Странствуя по свету, юноша Крабат обнаруживает старую мельницу на берегу Черной Реки. Здесь живут таинственный Мастер и его подмастерья-мальчишки. Крабат решает остаться с ними. Слишком поздно он понимает, что мельница заколдована, а Мастер – настоящий черный маг…

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В сети есть первый полный перевод «Крабата на русский язык от Ксении Спынь.


Входит в:

— антологию «Книга дружбы», 1985 г.


Экранизации:

«Крабат — ученик колдуна» / «Carodejuv ucen» 1977, Чехословакия, Германия (ФРГ), реж: Карел Земан

«Крабат. Ученик колдуна» / «Krabat» 2008, Германия, реж: Марко Кройцпайнтнер



Похожие произведения:

 

 


Книга дружбы
1985 г.
Крабат
1985 г.
Книга дружбы
1987 г.
О гномах и сиротке Марысе. Крабат. Мой прадедушка, герои и я
1988 г.
Ноев ковчег
1993 г.
Крабат: Легенды старой мельницы
1993 г.
Золотая книга сказок немецких писателей
1998 г.
Крабат, или Легенды старой мельницы
2006 г.
Крабат, или Легенды старой мельницы
2014 г.
Крабат, или Легенды старой мельницы
2016 г.
Крабат, или Легенды старой мельницы
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Krabat
1971 г.
(немецкий)
Otfried Preußler. Krabat / Немецкий язык с О. Пройслером. Волшебник Крабат
2006 г.
(немецкий)
Крабат
2006 г.
(украинский)
Krabat and the Sorcerer's Mill
2014 г.
(английский)
Крабат: Легенда чорнага млына
2021 г.
(белорусский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Гарри Поттер? Да у меня «Крабат» в анамнезе» могут сказать многие, и я в их числе. В нынешнем возрасте для меня открылось даже больше, чем в подростковом. Это любовная линия Крабата и Певуньи, дружба старших подмастерьев с младшими, взаимная ответственность ребят друг за друга, невзирая на недовольство Мастера. Я отлично помнила последовательность событий и знала, что будет дальше, но все равно тряслась за Крабата как в первый раз.

За все надо платить… Нищий мальчишка Крабат, не захотевший жить в доме пастора из-за дисциплины, быстро понял это на Мельнице. Ему предстояло выживать в месте, где Пасху ждут со страхом, Новый Года – с ужасом, а Незнакомец в красном даже не Смерть, а кое-кто похуже. Да, он получил возможность обманывать крестьян и рекрутеров магией, превращаться в ворона, отделять астральное тело от физического, работать без устали. Зато потерял возможность покинуть мельницу, когда происходящее перестало нравиться,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
похоронил друзей Тонду и Михая,
боялся загубить любимую девушку. Черная магия еще никому счастья не принесла.

В сказке меня зацепило все – и мрачная в своей повседневной обыденности «школа магии», и главный злодей, и по-хорошему неспешная динамика событий. Мастер – мой любимый тип «негодяя», сдвинутый руководитель с мощной потусторонней силой за плечом, искренне считающий, что знает как надо. И что жизнь чернокнижника ценнее жизней ребят, которым было некуда деваться. Понравилась идея преемственности поколений, где старший подмастерье по собственному желанию берется опекать новичка как младшего братишку. Понравилась ответственность главного героя за любимую девушку: в наше время это редкость. Впечатлило вплетение в сюжет картин из быта сорбов (лужицких сербов) без нудности и излишнего погружения.

В книге достаточно ярких образов, каждый подмастерье – личность, хотя и сказано о нем всего несколько предложений. Юро – настоящий герой, которому хватило отваги и мужества играть роль убогого, чтобы помогать друзьям и искать пути спасения. Тонда – старший брат, действительно знающий как надо. Лышко – гад и подлец, описанный так, что ни одна нормальная не влюбится. Мастер – просто слабак несмотря на заклинания и магию. Певунья – достойная «ответная сила» на всю чертовщину Мельницы.

Я рада, что вернулась в мир, который поразил меня в четырнадцать лет: там все по-старому, но некоторые вещи открылись по-новому.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная задумка, странное воплощение

Случайно решил прочитать, ибо попалось интересное описание от блогера, да и мультик про маленькую колдунью нравится.

Ну что могу сказать, это книга с интересным основным сюжетом, но скомканными завязкой и развязкой.

Быт подмастерьев на мельнице, их взаимоотношения, между собой и мастером — вот это читать интересно. А вот поспешное начало, как будто автор торопится приступить к основному сюжету, а также поспешный финал, они оставляют небольшое недоумение.

Не хватает развития «вводных»: что это за мельница такая, откуда взялся мастер, что за тайный посетитель приезжает каждый месяц, что в такой спешке перемалывают не мельнице. Автор развесил «ружья», но забыл из них «выстрелить».

И финальное испытание слишком быстро промелькнуло и вот держите счастливый финал: любовь и всё такое.

Книга позиционируется как сказка для детей, хотя по мрачной атмосфере и многим сценам, скорее уже для подростков. И детской сказке такие условности, такие «общие мазки» можно было бы простить, но в подростковой литературе героев и сюжет обычно уже прописывают подробнее.

Но тем менее именно атмосфера «мрачной и жутковатой сказки» здесь цепляет.

Вполне можно прочитать под настроение.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читала давно и в детстве, но воспоминания остались с тех пор. Не о всякой книге такое скажешь.

Очень красивая и немножко страшная сказка. Про паренька, который устроился подмастерьем на мельницу. Ну, а где мельница, там и нечистая сила, естественно. Одноглазый Мастер, книга с черными страницами, красная свеча, превращение в воронов и прочие интересности очень ярко и завлекательно описаны. Хоть и детская книжка, но читается с большим удовольствием и интересом до самой последней строчки.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

25.07.2024. Крабат или легенды старой мельницы. Отфрид Пройслер. 1971 год.

Четырнадцатилетний Крабат бродяжничает по Саксонским землям. Однажды ночью он видит странный сон, в котором таинственный голос приглашает на мельницу в Шварцкольме. Проснувшись, Крабат только посмеялся необычности увиденного. Какого же было удивление юноши, когда сон стал повторятся раз за разом. Делать нечего, и Крабат отправился на поиски Шварцкольма.

Мрачная сказка с объемной долей безысходности полная средневековый легенд и мифов. Мрачная, но притягательная, чарующая таинственно-мистическим антуражем, завлекающая волшебными превращениями, вместе с тем показывающая пестроту человеческих характеров в атмосфере обреченности.

В книге очень увлекательно выстроена история. Спиральный сюжет с повторением одних и тех же действий и событий, повторяющихся как во сне, так и наяву из года в год поначалу немного запутывает, но потом помогает понять персонажей произведения. Прикоснуться к внутреннему миру, узнать их сомнения и страдания, проникнуться их безмолвной борьбой и сопереживать их надеждам, дружбе и любви.

8 из 10.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Теперь я понимаю, откуда торчат уши у так называемой «страшной» детской литературы. Авторам не дают покоя лавры «Крабата», да вот беда — оригинал довольно странный и местами нелогичный.

Начинается вроде как обычная детская сказка — нищие мальчишки колядуют под Рождество, потом одному из них снится странный сон, где его приглашают на старую мельницу. Малоимущему всякий труд сгодится, и потому он пускается в путь. Да вот беда — помимо мельничного дела, ему предстоит научиться ещё и... чернокнижию. А на самой мельнице творится форменная жесть. Мастер — настоящий тиран, раз в месяц прибывает загадочный незнакомец, а раз в год умирает кто-то из 12 подмастерьев. И это уже вовсе не детская литература. Кто-нибудь скажет — young adult, но в книге довольно много смертей, мрачности и в целом гнетущей атмосферы. Так что вовсе не детская сказка получается. Конечно, братья Гримм тоже писали довольно жуткие вещи, но то было средневековье, а перед нами — произведение автора XX века, изначально заявленное как детская литература. Но подобные произведения способны лишь смутить неокрепшие детские умы.

Концовка довольно предсказуемая, хотя и светлая — к счастью, это хоть немного повысило оценку книге. Но значительную часть произведения борешься с недоумением — а для чего это написано? Чему учит детей? Относительная, но довольно спорная мораль появляется ближе к концу, а всё остальное время персонажи развлекаются с магией, долгое время всё скрывают, потом вдруг в нужный автору момент Мастер сам показывает все карты. Все подмастерья почему-то спокойно весь год относятся к перспективе умереть, и лишь в конце года начинают волноваться. Логики в произведении практически нет, есть лишь желание побольше запугать. На главный вопрос — кто такой таинственный незнакомец, кого боится сам Мастер, ответа так и не дали. Многие сюжетные линии повисли в воздухе оборванными.

5 из 10

Оценка: 5
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крабат — это... Как бы так написать, чтобы было без спойлеров и в то же время информативно?

Никак.

ОК. Тогда попробуем со спойлерами, но поверхностно.

Крабат — это мистический реализм в реалиях центральной Европы начала 18-ого века (см. пояснения в конце отзыва). Это мрачная мистическая сказочная повесть о бездомных подростках-сиротах, которых коварный колдун-чернокнижник заманивает на водяную мельницу в деревне Шварцкольм и вовлекает в служение мистическим темным силам. Крабат — так зовут одного из этих подростков. Живя на мельнице и работая подмастерьями мельника-колдуна буквально за еду, подростки сталкиваются с проявлениями черной магии и обучаются использовать ее в быту, в том числе для бытового жульничества. Хоть колдовские трюки и приносят подросткам редкие кратковременные радости, работа на мельнице и служение темным силам сопряжены с жертвами, лишениями и постоянным страхом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Время от времени на мельнице появляется страшный мистический извозчик с телегой, груженной человеческими костями. Раз в год кто-то из подростков-подмастерьев умирает по непонятным для Крабата причинам. На место умершего колдун каждый раз заманивает нового бездомного. Кого-то из подмастерьев безысходность толкает на побег с мельницы, но невозможно сбежать от колдуна-чернокнижника. Да и сбежать хотят не все: без мельницы и колдуна подмастерья снова превратятся в бездомных попрошаек.

Годы, прожитые на мельнице, похожи друг на друга. Каждый год одни и те же события происходят в одно и то же время, и у подмастерьев появляется ощущение, что жизнь идет по замкнутому кругу. Из-за этого водяная мельница воспринимается в повести, как символ безысходности: бесконечное вращение колеса, закрепленного на одном месте. Разделение повести на три части, названные автором просто «год первый», «год второй» и «год третий», тоже усиливает чувство безысходности и навевает тоску. Сразу представляешь себе: а ведь могли бы быть и «год четвертый», «год пятый»... «год двадцать пятый». И никакой надежды на избавление, на спасение от колдуна-мельника.

А на дворе первые годы 18-ого века, вербовщики всеми правдами и неправдами загребают людей в армию: курфюрст саксонский воюет со шведами; идет Северная война (см. пояснения в конце отзыва).

Языковой стиль повести — глаголы в настоящем времени и неформальная («художественная», «литературная», «сказочная», «как у мастера Ёды») структура предложений. Язык — простой и сухой, но при этом создает депрессивную атмосферу. Тот самый случай, когда коротко и сухо изложенные факты о тяготах и страхах бьют по нервам сильнее, чем длинные сопли и горькие слезы.

Можете называть Крабата сказкой, но сказка эта точно не для маленьких детей. Если читать Крабата маленьким детям перед сном, они потом будут какаться всю ночь напролет, как холерные больные. Так что повесть — только для подростков и взрослых. Слишком много в этой повести смертей и могил, мрака и депрессии. Это не плохо, а скорее хорошо; просто следует учитывать, что сюжет — не детский.

В некоторых русскоязычных изданиях редакторы вырезали наиболее депрессивные абзацы в нескольких местах (человеческие кости, попытка самоубийства, поиски могилы и т.д.). Читал где-то, что в советских изданиях удалили так же христианские религиозные элементы, хотя быт жителей центральной Европы начала 18 века просто немыслим без религиозных терминов. О всех изданиях не знаю, но могу сказать, что в издании 2014 года депрессивные куски и религиозные элементы сохранены. Да и иллюстрации там на мой взгляд наиболее мрачные и соответствующие тексту.

Плюсы.

1. Хорошо переданные мрак и безысходность.

2. Качественные, создающие мрачную атмосферу, описания быта на мельнице.

3. Нетривиальный сюжет.

4. Разнообразие и проработанность характеров всех героев, включая злодея.

5. Крабат — не самый умный или сильный или избранный: все подмастерья мельника важны каждый по-своему.

6. Герои-подростки — реалистичные, они не картонные функции и не детишки-дебилы. Они собранные и самоорганизованные, взрослые по своему поведению — тяжелая жизнь научила и заставила повзрослеть. Их быстрое взросление даже обыгрывается автором в повести. Этим они сильно отличаются от учеников Хогвартса, которые всегда остаются детьми и не позволяют Поттериане полностью освободиться от «детскости» (детской направленности) даже в последних томах.

Минусы.

1. Описание снов Крабата вносит сумбур в хронологию, да и не особенно нужны эти сны. Многое можно было перенести из снов в реальность в хронологическом порядке. Например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в экранизации 2008-ого года побег с мельницы показан не как сон, а как реальное событие.

2. Скомканная концовка: трах-бах, туфелька подошла, и-жили-они-счас... КОНЕЦ ФИЛЬМА.

Пройслеру стоило написать хотя бы еще один абзац для атмосферности концовки. Ну хотя бы еще одно предложение. Типа «...и с тех пор серый волк никогда больше не пытался сдуть свинарник Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа.» Ну или «...а скелет кощеев закопали на берегу реки Смородинки и обломки иглы его в озеро глубокое забросили; не сможет больше Кощей чужие хрустальные туфельки примерять!»

Если Пройслеру так нравилось вставлять повсюду сны Крабата, мог бы закончить вот так:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Много лет прошло с тех пор, как умер Мастер, но все еще часто вспоминает Крабат свою жизнь на мельнице. Каждую первую ночь нового года снятся ему кошмары. Во сне летают вокруг него вороны и зовут его: «Крабат, Крабат», а он задыхается висящей в воздухе мучной пылью. Просыпается Крабат и понимает, что был это лишь страшный сон, но не может уже больше заснуть и до самого утра сидит, глядя в окно на падающие снежинки. Но даже на яву лезут в голову воспоминания, и порой кажется Крабату, что слышит он голос Мастера: «Мельница снова мелет!!!»

^^^ Упорно пытается realin523 подражать языку Пройслера в Крабате, даже глаголы в настоящем времени использовать не страшится. Ой, снова меня в «пройслеризм» заносит... В Крабате стилистикой языка Пройслер немного смахивает на учителя джедаев Ёду: «Сон страшный видит Крабат спит когда.» Так что и меня не судите строго — не стреляйте в пианиста, он танцует как умеет.

А теперь поговорим об экранизациях.

С Крабатом я познакомился в 80-ые, в возрасте примерно десяти лет — посмотрел чехословацко-немецкий полнометражный мульт.

В мультфильме по большей части сохранен каноничный сюжет оригинала. Для восприятия десятилетнего пацаненка этот мульт — настоящая страхолюдина, мультфильм ужасов, в котором «страшность» занимает центральное место. Образ мультяшного колдуна-мельника вообще может вызывать у детей заикание и понос. Лично меня его одноглазая рожа с трещиной в черепе преследовала еще долго после просмотра мульта.

Подросток постарше не будет так сильно напуган чехословацко-немецким мультфильмом, но зато обратит внимание на его депрессивность. Совсем же взрослый человек на депрессивность в мультфильме обратит внимание в первую очередь. Депрессивная атмосфера усилена в мультфильме удлиненным вступлением, где показана голодно-холодная жизнь бездомного сироты Крабата: попрошайничество, прозябание на зимнем морозе и бегство от злых собак.

Когда я стал совсем взрослым, то пересмотрел мультик и решил достать книгу. Книгу я прочитал только в возрасте 38 лет (взрослые дяди тоже любят сказки!), а еще через год посмотрел немецкий фильм 2008-ого года.

В фильме отсутствуют все боковые ответвления сюжета. То, что от сюжета в фильме осталось, тоже немного изменено. Также изменены роли некоторых подмастерьев. На мой взгляд, без этих изменений фильм получился бы раздробленным и трудным для восприятия. Измененный сюжет стал логичнее. Сны Крабата в фильме либо удалены либо перенесены в реальный мир. И это хорошо — меньше сумбура. Северная война в фильме вполне обосновано заменена Тридцатилетней (см. пояснения ниже); другими словами события фильма развиваются во второй четверти 17-ого века, а не в начале 18-ого. В общем, фильм 2008-ого года — это сильно урезанная и обработанная напильником версия повести: смотрится хорошо, но книгу собой заменить не может. Уровень «страшности» фильма почти нулевой, но депрессия — в наличии.

Далее я накатал немного дофига инфы.

Место событий повести — курфюршество (княжество) Саксония, восточная Германия. Не путать с Нижней Саксонией на северо-западе Германии и англо-саксами из южной части Британии. Все вышеупомянутые связаны между собой только общими предками, 1600 лет назад жившими только в Нижней Саксонии. События повести разворачиваются рядом с современными границами Германии с Польшей и Чехией (недалеко от мест событий Рейневана Сапковского). Поэтому Крабат в повести — сорб (славянская народность). Деревня Шварцкольм, как и другие упомянутые в повести деревни и города, существует в реальности до сих пор. Герб Шварцкольма — колесо водяной мельницы и крылатый человек, летящий над холмами и лесами: легенда о мельнице в Шварцкольме и людях-воронах существовала до Пройслера.

Время событий повести — 1702-1704гг плюс-минус два года.

Историческая справка или многАбукФ. «Воспользуемся самым сухим предметом» (с) Мышь, Алиса в стране чудес.

Северная (Двадцатилетняя) война (1700-1721) — война Швеции против коалиции, в которую, кроме прочих, входили Русское царство Петра Первого и курфюршество Саксония. Германии как государства тогда еще не существовало, были только независимые германские княжества. Для русских это та самая война, когда Петр Первый победил шведов, «прорубил окно в Европу» и основал Петербург. В 1721 году, по итогам войны, Россия стала империей. Но для немцев Северная война — малоизвестный и незначительный конфликт, в котором участвовали лишь некоторые княжества, да и воевали они обычно не на своей территории. Именно эта война упоминается в повести Пройслера — война курфюрста Саксонии против Шведского короля. Саксония вышла из Северной войны в 1706. И поскольку повесть охватывает три года из жизни Крабата, и все это время идет война, можно сделать вывод, что на мельницу Крабат попал между 1700 и 1703 годом.

Тридцатилетняя война (1618-1648) — война, в которой, разделившись на два лагеря, участвовали многие страны Европы, но которая велась в основном на территории германских княжеств. Формальной причиной войны было противостояние католиков и протестантов, но в действительности каждая страна отстаивала свои политическо-экономические интересы. Католическая Франция, например, воевала на стороне протестантов. Эта война часто превращалась в откровенное мародерство, когда под предлогом борьбы с еретиками вырезались целые деревни и города. Для немцев эта война является символом бессмысленного убийства гражданского населения и исторически намного более значительна чем Северная. В конце этой войны германские княжества договорились о свободе вероисповедания: каждое княжество сохраняло свою религию. Огромная историческая веха для немцев. Это и стало причиной замены в фильме малоизвестной немцам Северной войны на Тридцатилетнюю. События повести в фильме были перенесены примерно на 70 лет назад. На мой взгляд, вполне оправдано.

П.С. Интересно, получится ли трехзначное число, если сосчитать, сколько раз в моем отзыве упомянуты депрессия и безысходность? Ответы шлите в спортлото.

Оценка: 8
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Магистр смеется опять,

Черно его колдовство:

Ты можешь вечно бежать,

Но снова встретишь его.

Стоит на опушке черного леса старая мельница- «мрачная и угрюмая, словно огромный злой зверь в ожидании добычи». Там, в темной комнате горит красная свеча, и огромный человек в черном с повязкой на левом глазу читает вслух колдовскую книгу Корактор. Кто его слушает? Двенадцать учеников, обернувшись воронами, повторяют черные слова: как превратиться в зверя, как подчинить своей воле человека, как убить злым словом.

Не мельница- школа чернокнижья. В одну сторону — непролазная чаща, в другую — болота, в третью- пустошь. Только одна тропка ведет в деревеньку Шварцкольм. Но не думай, что сможешь убежать по этой дорожке: кто принес клятву Темного братства, тому уж не вырваться из когтей Колдовства. Запомни это, подмастерье Крабат. Не так уж много у тебя времени — каждый в смертельной опасности с момента, как откликнулся на зов черного Мастера.

Остается только рассказывать истории. Иногда они будут даже веселые, чтобы не подумали, что у молодых учеников только одни страхи на уме. Они могут и подшутить друг над другом и неосторожными прохожими из чистой шалости. Иногда эти истории будут поучительными- не будь жадным или ленивым, не наушничать на товарищей и не делай подлостей. Порой, истории становятся романтическими — какая же настоящая жизнь без любви? А порой , становятся пугающими. Нет , это не ужас, лишающий воли, а скорее легкое щекотание сумеречных теней, возбуждающий запах и цвет опасности.

Истории Крабата — самые обычные сказки, которые рассказывают вечерами бабушки своим внукам, чтобы не только развлечь, но и научить уму разуму непоседливое дитя. Написанные просто и ясно, но от этого еще более очаровательные. Емкие фразы, как по волшебству, превращались в голове в яркие картины битвы двух колдунов, веселой сельской ярмарки, галантного приема в дворце, ночного труда на чертовой мельнице или урока колдовству./Странно, но что в воображении было ярко и интересно, в фильме стало серым и скучным, потеряв все очарование сказки/.

Но не надо думать, что это сказки только для детей. Как во всякой настоящей волшебной истории в них есть и двойной, а если покопаться, и тройной смысл. Хотя бы, история Юро. Посмотришь — вроде бы, добрый друг, помогающий советами в трудную минуту. А задумаешься- хитрый интриган, умело использующий чужую смелость и благородство в своих целях. Сам-то не восставал, прикидывался глупым и безопасным, чтобы не стать очередной жертвой Мельника, но умело и тонко манипулировал другими, подталкивая их в нужном направлении, внушая ложные надежды и веру с свои силы. И больше всех выиграл, между прочим. И Колдовство осталось при нем, и свободу получил и от страха избавился. Интересно, станет ли он где-то новым Мельником с такими-то задатками? Жаль, не узнаем — сказка оборвалась на самом интересном месте.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошо изложенная сказка не для маленьких детей, о колдунах, средневековой Европе, бездомных бедных детях, голоде, холоде, войнах и конечно о любви.

История Крабата, экранизированная, широко известна. Читать — не менее интересно, в том числе и для подростков, хотя несмотря на всю мрачную аранжировку, книга как и положено сказке, с весьма позитивным настроем.

Я отметил соответствие сюжетного хода с народной мудростью, высказанной в известном советском фильме: «Женщину не проведешь, она сердцем чует». Вероятно именно эта оптимистичная легенда и послужила основой для замысла средневековой германской сказки.

В общем, слава любящему женскому сердцу, прошедшему празднику посвящается:).

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Крабата» я прочла уже далеко не в детском возрасте. И — после «Гарри Поттера». Вообще не понимаю что между ними находят общего!

«Крабат» — это увлекательная, самобытная и очень мудрая сказка, рассчитанная все же на детей постарше — ее отличает глубокий психологизм, герои не так однозначны и заставляют задуматься « а нет ли в том или ином персонаже двойного дна?». Я бы сказала, кроме психологизма, здесь еще присутствуют и нотки детективного сюжета... Правила, по которым существует мир этой истории, никто тебе на серебряном блюдечке не преподнесет — о них ты узнаешь постепенно, чувствуя себя незримым участником местами весьма жутких событий на загадочной Черной Мельнице...

Рассказывая захватывающую и интригующую таинственностью историю, автор, в том числе, ненавящиво дает немало пищи для размышлений, повторяя простые, но важные истины — «не все то золото, что блестит», « все имеет свою цену», «бесплатный сыр бывает только в мышеловке»... Ну и так, по мелочи... Проблема не решит себя сама... Мы в ответе за тех, кто слабее нас. Предательство никогда не принесет тебе счастья...

Ну и главный посыл книги о том, что даже самое темное колдовство может победить сила куда более могущественная, и это — любовь... Наверное, это единственное, что все же роднит «Крабата» и «Гарри Поттера»... Но у Пройслера все по-взрослому и намного убедительней!

Откровенно говоря, у меня после этой книги появились неоднозначные реакции на пару безобидных на первый взгляд фраз... Никак из головы выбросить не могу: «одиннадцать и один» и

"– Чему тебя учить? Молоть зерно или еще чему другому? – допытывается Мастер.

– Другому тоже.»

Порой, стоит думать о том, на какие такие предложения мы даем наше неосторожное согласие...

:-)

Безусловный шедевр!

Книга, которую стоит прочесть ОБЯЗАТЕЛЬНО!

10 баллов!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная грустная и немного страшная сказка, не рафинированная — без сладкой патоки и сахарных ангелочков. Скорее даже не сказка, а готичная повесть-баллада о взращивании человека на жестокой почве сумеречной жизни, повесть об истине и чувствах, о дружбе и надежде, о борьбе за свободу и счастье. Очень простое и жизненное повествование, в котором гармонично сосуществуют язычество и христианство, добро и зло.

«Крабат...» оставляет приятное послевкусие волшебства и аромат сакральных народных сказок.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мрачная средневековая сказка, наверное, даже совсем не детская. История без сюжета (ну, с некоторой натяжкой), но, возможно, это также лишь выделяет ее особенность. Автор сумел рассказать ее так, чтобы читатель не заскучал, заставляет задуматься, а это уже значит очень многое.

В первую очередь я хотел бы высказаться-а есть ли здесь зло? Я имею ввиду — злой персонаж, какой бывает во всех сказках и в конце обязательно должен быть наказан по закону жанра. Ведь получается как — именно кум, который не занимает достаточного места в книге и вобщем-то не играет здесь важной роли, олицетворяет и несет смерть. Вот тот, кто должен быть побежден и повержен. А колдун-мельник? У меня сложилось впечатление, что он не был таким уж плохим человеком. Да он показан местами жестоким, расчетливым, злопамятным, но все-таки.... Мельнику уделено немало времени в повествовании, что помогает в чем-то его понять. Он не не считает зазорным гулять и праздновать со своими подмастерьями, берет с собой Крабата в поездку ко дворцу, да и в высшем обществе я думаю имеет влияние вполне заслуженно. Кроме того, автор пытается рассказать его историю и , возможно, эпизод, который предопределил выбранную им самим судьбу. И дьявольская затея мельника разыграть сцену смерти своего лучшего друга при помощи полного вживания в эти роли Крабата и Юро помогает лучше понять что же ему самому пришлось пережить в тот трагический момент. И со смертью мельника зло не было побеждено, оно просто взяло передышку и обязательно вернется как только найдется человек, готовый заключить с ним сделку.

Особую роль в книге играют сны героя. Они привносят особую атмосферу мрачности, безысходности и пугающей нереальности. Словно жизнь в другом измерении. Этот прием без труда просматривается в современном мейнстриме: фильмах, играх и литературе. И уже более снисходительно смотришь на это в современной культуре, зная что почти 50 лет назад были созданы произведения, у которых можно многое почерпнуть и сейчас.

Размеренная история подойдет к финалу тихо и незаметно. Никакого противостояния с громом и молниями, все решает обычай, неписаный закон. Почти как в реальной жизни. Но далеко не каждый писатель способен об этой жизни так рассказать.

P.S. Книга прочитана на немецком, отняла у меня очень много времени и сил. Но я нисколько о «потерянном времени» не жалею. Кроме того, я считаю, что она может носить имя «темное фэнтэзи» гораздо более заслуженно, чем многие достойные представители этого жанра. Советую ознакомиться.

9 из 10

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Старая мельница да ещё в глухом углу — так и знай, местечко нечисто. И сколько метлой не маши — чистоты не прибавиться. То ли и вправду что-то такое там есть, то ли благодаря усилию огромной массы легенд и сказок мы все уверовали в это. Уверовали настолько, что отделаться от него уже не в силах. Потому-то и держит так Мельница Крабата и его «братьев», что велика власть суеверия (простите, черной магии).

Да и мельника не очень-то жалует изустное творчество — не мудрствуя лукаво, печать зверя на лоб: нечист. А если уж и одноглазый, то свят-свят! — нечистый вдвойне. Колдун. Черный. Не меньше.

И куда уж тут деться. Приходиться играть по полной: с черепами, тайнами, магическим Корактором, братством и даже со смертью. И всё по-настоящему, без муляжа, без грима, до мозга костей (опять же «кости»). Одним словом, «детская сказка».

Да, ещё вкалывать изо дня в день, из года в год. Вкалывать... вкалывать... вкалывать... И помалкивать... Главное — помалкивать.

А теперь САМОЕ главное: такое положение вещей на Мельнице (удивительное дело!) всех устраивает. Почему? Да потому, что такова сама жизнь: замкнутый круг, где всё перемелется или перемелет тебя самого. И чёрное колдовство, которому здесь обучают, — это всё та же тёмная сторона человеческого естества, порок в чистом виде.

А ещё изначальный принцип любой власти — кнут и пряник. Потому и разрешимо день в году поносить Мастера: «Кто раз в год выскажется, облегчит душу, тот будет весь год сносить и терпеть всё. Даже то, что терпеть нельзя».

И терпится, и живётся. На вид хорошо, а на деле совсем нехорошо, но в основном плохо.

Но не всё так плохо, как кажется поначалу, ибо сказка на то и сказка, чтобы показать зло, а затем наказать его.

Нескончаемый помол — это земная юдоль, символ зависимости и обречённости человека. вырваться из этого чёрного круга — задача не только героя, но и каждого свободного человека. И выход есть, говорит автор. Это другое колдовство, светлое, «которое идёт из глубины сердца». Это любовь. Да, да, та самая, всегда готовая спасти мир. (Потому и нельзя поминать имя любимой, что изгубит Мастер невинное чувство.) Но и здесь не всё так просто. За любовь тоже надо побороться. Но она победит, обязательно. Ведь это же сказка. К тому же написанная в лучших традициях жанра. Местами грустная, местами весёлая. Как жизнь-приживалка. Как и должна быть по-настоящему хорошая книга.

Перед нами «Крабат» — отличный пример никогда не стареющего сюжета. Простые истины, но как великолепно поданы.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Судя по библиографии, ровнехонько посередине своего крупного творчества, после всех трёх жизнеописаний маленьких представителей невредной нежити и первого Хотценплотца Пройслер написал «Легенды старой мельницы».

Витиеваты перипетии творчества, ох, витиеваты. После слегка грустных, но таких душевных сказок о водяном и прочих, после смешного и постоянно попадающего впросак разбойника Хотценплотца написать э т о. После детских сказок — такую мрачную, отчасти трагическую книгу о настоящей любви, жертвах во имя её, о дружбе и потерях. В повести много мелких, не влияющих на сюжет, но важных для вживания читателя в этот мир подробностей быта, жизни и хлопот простого люда в средневековой Германии. Этим лично меня «Крабат» зацепил в начале чтения гораздо больше, чем колдовством и медиевальной, но обыденной жутью. Люди привыкли там к колдунам, ведьмам, заговорам. Они, кажется, веками так живут. Никому и дела нет, пока это не коснется его лично. Именно так случилось с главным героем, по собственной воле попавшим в услужение (а скорее безропотную кабалу) к колдуну, фактически теневому хозяину тех земель...

Хорошо написано, берет за душу. Слегка скуповатый здесь на эмоции язык, без изысков. Но, может, так и надо. История рассказана страшная, ни к чему здесь порхающие фразы. Главное — зацепить читателя, с этим Пройслер справляется на все сто. Очень качественная стилизация под народные сказки и легенды. Детям не рекомендуется.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Некоторое время казалось, что это не сколько заявленный Roman, сколько сборник минирассказов, объединенных героем и местом действия: довольно долго единого сюжета здесь нет — титульный Крабат просто описывает свое житье-бытье и учебу (весьма пунктирно) на колдунской мельнице (немного тавтология — и так ясно, что все мельники колдуны). Однако потихоньку эта дискретность начинается оформляться во что-то большее, чем просто набор происшествий различной степени забавности и ужасности: у героя появляется цель, а сюжет приобретает стройность.

Чтение книги немного осложнялось наличием множества диалектизмов и локальных выражений. Я бы не сказал, что читать трудно — по ситуации понятно, что именно говорится, даже если конкретных слов не знаешь — но временами сбивало с толку, что некоторых слов даже в словаре нет.

Прям-таки воплощение идеала раннесоветской педагогики — живешь там, где учишься, учишься там, где работаешь. И вот тут у Отфрида Пройслера провал: в книге присутствует коллектив подростков-пацанов, а конфликтов нет почти вообще. Все мальчики хорошие (Крабат, понятное дело, лучше всех), и ругаются только перед Новым годом и то по понятным причинам. Автор прошляпил возможность и необходимость описать отношения в коллективе, который неизбежно должен был разбиться на лидеров и аутсайдеров. У нас же только слегка подловатый слегка стукач (Лышко), которого все советуют остерегаться, но который никак эти советы не оправдывает. То есть в наличии трудовая коммуна имени товарища Гефаттера, дюжина беспризорных (бритва за щекой, нож в рукаве), но все при этом делают вид, будто это Смольный институт. Не очень здорово.

Не могу сказать, что мне понравилось — как-то не зацепила вся эта жутковатая подростковая романтика волшбы в саксонской глухомани времен курфюрста Августа Сильного, но и больших претензий (помимо вышеупомянутой) в целом тоже нет: вполне атмосферно, цельно, кирпичик за кирпичиком Пройслер аккуратно выстраивает историю, основанную на слишком хорошо — увы — известных сказках.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обожаю исследовать базу сайта в поисках всяческих интересностей и необычностей. Порой везет наткнуться на своеобразное сокровище. В этот раз жемчужина — «Крабат» Отфрида Пройслера.

За повествованием угадывается некое предание. Я не знакома с оригинальной легендой, поэтому книга воспринялась сказкой, хоть и мрачной. Этакой страшилкой из детства. Помнится... «в черном-черном доме в черной-черной комнате стоит черный-черный стол...»

В «Крабате» поразила общая монохромная гамма. Даже описание весенней, осенней природы, огня, петушиного пера на шляпе Незнакомца, красной свечи в «классной комнате» не давали ярких пятен, мелькнет проблеск и снова полутьма, настолько все повествование выдержано в черно-белых тонах. Белый снег на полях, белая мука на Старой Мельнице. Образ Мастера — человек в черном, белый как мел, на глазу черная повязка. Школа чернокнижия, обучающая искусству черной магии по Черной книге с белыми буквами на черных страницах.

Сама школа особенная — Старая Мельница, слывущая в округе проклятой. Идеальное место для обучения колдовству. В книге нет нудных описаний штудирования учебников и зубрежки заклинаний. Акценты ставятся на взаимоотношениях между учениками, на обращение Мастера-мельника со своими подмастерьями. Находясь почти все время вместе с героями на мельнице, об окружающем мире узнаешь из рассказываемых историй. Байки, поверья, поучительные воспоминания наслаиваются друг на друга, создавая таинственную затягивающую атмосферу.

Очень элегантно на этом темном фоне смотрится история спасения главного героя. Здесь появляются и свет, и цвет. И несмотря на фоновую черноту, однозначно веришь в счастливое окончание. Или начало...

Замечательная книга о дружбе, верности памяти, долге, и, конечно, любви. Ювелиры утверждают, что черный жемчуг — редкость. Пожалуй, соглашусь.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх