FantLab ru

Михаил Булгаков «Роковые яйца»

Роковые яйца

Повесть, год

Перевод на английский: M. Ginsburg (The Fatal Eggs), 1993 — 1 изд.
C. Proffer (The Fatal Eggs), 2008 — 1 изд.
R. Cockrell (The fatal eggs), 2014 — 1 изд.
Перевод на немецкий: A. Nitzberg (Die verfluchten Eier), 2017 — 1 изд.
Перевод на итальянский: М. Олсуфьева (Uova fatali), 1982 — 1 изд.

Жанрово-тематический классификатор:

Всего проголосовало: 158

 Рейтинг
Средняя оценка:7.86
Голосов:1950
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Профессор зоологии Владимир Ипатьевич Персиков совершает великое научное открытие. Он увлечен исследованиями, испытаниями. Но советская действительность стремительна, а активные советские граждане в лице новоявленных журналистов, руководителей и прочих специалистов готовы использовать результаты открытия сразу, даже не вникая в суть.

Примечание:


Опубликована[/work]: Недра, М., 1925, № 6. Вошла в сборники: Булгаков М. Дьяволиада. М.: Недра, 1925 (2-е изд. — 1926); и Булгаков М. Роковые яйца. Рига: Литература, 1928. В сокращенном виде под названием «Луч жизни» повесть Р. я. печаталась: Красная панорама, 1925, №№ 19-22 (в № 22 — под названием «Роковые яйца»).

Входит в:

— сборник «Дьяволиада», 1925 г.

— сборник «Роковые яйца», 1928 г.

— антологию «Калейдоскоп», 1990 г.

— антологию «Фантастика века», 1995 г.

— антологию «Происшествие в Нескучном саду», 1988 г.

— антологию «Дорогами приключений. Выпуск 1», 1989 г.

— антологию «Прекрасные катастрофы», 1990 г.

— антологию «Михаил Булгаков, Владимир Маяковский: диалог сатириков», 1994 г.

— антологию «Сатирическая повесть 20-х годов», 1990 г.

— антологию «Рукописи не горят», 1990 г.

— антологию «The Fatal Eggs & Other Soviet Satire», 1964 г.

— антологию «Worlds Apart», 2007 г.

— антологию «Noi della galassia», 1982 г.

«Театр FM», 2004 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 72

Активный словарный запас: высокий (3111 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 32%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Роковые яйца» 1995, Россия, Чехия, реж: Сергей Ломкин



Похожие произведения:

 

 


Дьяволиада
1925 г.
Дьяволиада. Рассказы
1925 г.
Роковые яйца
1928 г.
Роковые яйца
1928 г.
Дьяволиада
1979 г.
Происшествие в Нескучном саду
1988 г.
Избранная проза
1988 г.
Мастер и Маргарита
1988 г.
Повести. Рассказы. Фельетоны
1988 г.
Сатиры
1988 г.
Сатиры
1988 г.
Собачье сердце
1988 г.
Сочинения
1988 г.
Ханский огонь
1988 г.
Чаша жизни
1988 г.
Дорогами приключений. Выпуск 1
1989 г.
Белая гвардия. Повести. Мастер и Маргарита
1989 г.
Белая гвардия. Собачье сердце. Роковые яйца. Ханский огонь
1989 г.
Дьяволиада
1989 г.
Дьяволиада
1989 г.
Дьяволиада
1989 г.
Дьяволиада и другие невероятные истории
1989 г.
Дьяволиада: Повести, рассказы, фельетоны, очерки
1989 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1989 г.
Мастер и Маргарита
1989 г.
Собачье сердце. «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Дьяволиада».
1989 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1989 г.
Театральный роман. Повести
1989 г.
Чаша жизни
1989 г.
Прекрасные катастрофы
1990 г.
Рукописи не горят
1990 г.
Сатирическая повесть 20-х годов
1990 г.
Калейдоскоп
1990 г.
Багровый остров
1990 г.
Записки покойника
1990 г.
Из ранней прозы
1990 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1990 г.
Колесо судьбы: Повести,  рассказы, фельетоны,  1925-1927  гг.
1990 г.
Ранняя проза
1990 г.
Собачье сердце
1990 г.
Собачье сердце. Роковые яйца. Похождения Чичикова. Мы
1990 г.
«Я хотел служить народу…»
1991 г.
Две повести. Две пьесы
1991 г.
Дьяволиада
1991 г.
Дьяволиада. Повести и рассказы
1991 г.
Избранные произведения. Том 2
1991 г.
Морфий
1991 г.
Тьма египетская
1991 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том второй
1992 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 4. Собачье сердце
1993 г.
Михаил Булгаков, Владимир Маяковский: диалог сатириков
1994 г.
Мастер и Маргарита. Собачье сердце. Роковые яйца
1994 г.
Москва, двадцатые годы
1994 г.
Фантастика века
1995 г.
Собачье сердце
1995 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 2. Роковые яйца
1995 г.
М. А. Булгаков. Избранные сочинения в двух томах. Том 1
1996 г.
Избранные сочинения в 3 томах. Том 1
1997 г.
Собачье сердце
1997 г.
Собачье сердце
1997 г.
Том первый. Рассказы. Повести. Роман
1997 г.
Белая гвардия
1998 г.
Собачье сердце
1998 г.
Собрание сочинений в 3 томах. Том 2
1998 г.
Деревянная королева
1999 г.
Избранные сочинения в трех томах. Том 1. Записки юного врача. Записки на манжетах. Рассказы. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Белая гвардия
1999 г.
Рассказы. Повести
1999 г.
Антология Сатиры и Юмора России XX века. Том 10. Михаил Булгаков
2000 г.
Дьяволиада
2000 г.
Дьяволиада: Ранняя сатирическая проза
2000 г.
Избранные сочинения. Книга 1
2000 г.
Собачье сердце
2000 г.
Белая гвардия
2001 г.
Белая гвардия. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Рассказы
2001 г.
Волшебный фонарь
2001 г.
Собачье сердце. Фантастические повести
2001 г.
Белая гвардия
2002 г.
Белая гвардия
2002 г.
М. А. Булгаков (комплект из 4 книг)
2002 г.
Михаил Булгаков. Избранные произведения
2002 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 3. Дьяволиада. Повести, рассказы и фельетоны 20-х
2002 г.
Белая гвардия
2003 г.
Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Повести. Рассказы
2003 г.
М. А. Булгаков. Избранные сочинения в 3 томах. Том 1. Записки юного врача. Записки на манжетах. Рассказы. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Белая гвардия
2003 г.
Рассказы. Повести
2003 г.
Том первый. Рассказы. Повести. Роман
2003 г.
Избранное
2004 г.
Избранные произведения в двух томах. Том первый. Рассказы. Повести. Роман
2004 г.
Михаил Булгаков. Повести
2004 г.
Роковые яйца
2004 г.
Роковые яйца. Собачье сердце
2004 г.
Собачье сердце
2004 г.
Собачье сердце
2004 г.
Собачье сердце. Повести и рассказы
2004 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 2. Собачье сердце
2004 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 2. Собачье сердце
2004 г.
Белая гвардия
2005 г.
М. А. Булгаков. Повести и рассказы
2005 г.
Мастер и Маргарита. Роковые яйца. Собачье сердце
2005 г.
Михаил Булгаков. Сочинения в 4 томах. Том 3.
2005 г.
Собачье сердце
2005 г.
Собачье сердце
2005 г.
Собрание сочинений в 5 томах. Том 2. Собачье сердце
2005 г.
Театральный роман
2005 г.
Театральный роман. Собачье сердце. Роковые яйца. Записки юного врача. Жизнь господина де Мольера. Пьесы
2005 г.
Белая гвардия
2006 г.
Роковые яйца (+ CD)
2006 г.
Собачье сердце
2006 г.
Дьяволиада. Собачье сердце. Роковые яйца
2007 г.
Роковые яйца. Собачье сердце (подарочное издание)
2007 г.
Романы. Повести. Рассказы
2007 г.
Собачье сердце
2007 г.
Собачье сердце
2007 г.
Белая гвардия
2008 г.
М. А. Булгаков. Собрание сочинений в 8 томах. Том 2. Повести. Записки юного врача. Морфий
2008 г.
Полное собрание романов, повестей и рассказов в одном томе
2008 г.
Рассказы. Повести. Пьесы. Жизнь господина де Мольера
2008 г.
Собачье сердце
2008 г.
Повести. Рассказы
2009 г.
Роковые яйца. Собачье сердце
2009 г.
Собачье сердце
2009 г.
Собачье сердце
2009 г.
Михаил Булгаков. Малое собрание сочинений
2010 г.
Михаил Булгаков. Малое собрание сочинений
2010 г.
Михаил Булгаков. Сочинения: О том, чего не было
2010 г.
Роковые яйца
2010 г.
Роковые яйца
2010 г.
Собачье сердце
2010 г.
Собачье сердце (+ DVD-фильм)
2010 г.
Собачье сердце. Повести и рассказы (+ аудиокнига MP3)
2010 г.
Собачье сердце. Роковые яйца. Записки юного врача. Театральный роман. Жизнь господина де Мольера
2010 г.
Собрание сочинений в одном томе
2010 г.
Белая гвардия
2011 г.
Морфий
2011 г.
Роковые яйца
2011 г.
Роковые яйца
2011 г.
Собачье сердце
2011 г.
Собачье сердце
2011 г.
Собачье сердце
2011 г.
Собачье сердце
2011 г.
Собачье Сердце
2011 г.
Собачье сердце
2011 г.
Собачье сердце. Дьяволиада. Роковые яйца
2011 г.
Собрание сочинений в одной книге
2011 г.
Лучшие произведения
2012 г.
Лучшие произведения в одном томе
2012 г.
Полное собрание романов и повестей в одном томе
2012 г.
Собачье сердце
2012 г.
Собачье сердце
2012 г.
Собачье сердце
2013 г.
Собачье сердце
2013 г.
Собачье серце
2013 г.
Собачье сердце
2014 г.
Собачье сердце
2014 г.
Собачье сердце
2015 г.
Собачье сердце
2015 г.
Собачье сердце
2015 г.
Собачье сердце. Жизнь господина де Мольера. Повести. Рассказы
2015 г.
Собрание сочинений в 7 томах. Том 3
2015 г.
Роковые яйца
2016 г.
Собачье сердце
2017 г.

Аудиокниги:

Роковые яйца
2002 г.
Роковые яйца
2002 г.
Дьяволиада. Роковые яйца
2003 г.
Роковые яйца. Мастер и Маргарита
2004 г.
Роковые яйца
2005 г.
Роковые яйца. Мастер и Маргарита
2005 г.
Собачье сердце
2005 г.
Роковые яйца
2006 г.
Роковые яйца
2006 г.
Романы. Повести. Рассказы
2011 г.
Роковые яйца
2012 г.
Роковые яйца
2013 г.
Фантастические повести. Дьяволиада. Роковые яйца
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Noi della galassia
1982 г.
(итальянский)
The Heart of a Dog and other stories
1990 г.
(английский)
Fatal Eggs and Other Soviet Satire
1993 г.
(английский)
Uova fatali Cuore di cane
2007 г.
(итальянский)
Worlds Apart: An Anthology of Russian Fantasy and Science Fiction
2008 г.
(английский)
Cuore Di Cane. Uova Fatali
2012 г.
(итальянский)
Hunda Koro. Fatalaj Ovoj
2012 г.
(эсперанто)
The Fatal Eggs
2012 г.
(английский)
Les Ceufs du Destin / Роковые яйца
2014 г.
(французский)
The fatal eggs
2014 г.
(английский)
Die verfluchten Eier
2017 г.
(немецкий)





Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 октября 2013 г.

Наука – двигатель прогресса. Правда, часто так случается, что бескорыстные открытия, сделанные для блага человечества, становятся оружием против самих же людей. В условиях затаившейся вражды и агрессии мировых держав, любое значимое открытие привлекает к себе внимание многих заинтересованных лиц. С такими лицами столкнулся профессор Персиков, днем и ночью работающийц в своей лаборатории и неожиданно для себя открывший радикально новый вид лучей, способные ускорять размножение живых организмов. Тут же, словно стервятники на падаль, слетелись и журналисты, выуживающие информацию по крупицам, и иностранные шпионы, предлагающие баснословные барыши за секрет «Луча жизни», и представители Кремля, предлагающие свой протекторат. С того времени, Персикову нормально работать не дают, хотя квакши и прочие лягушачьи продолжали размножаться, заполнив весь институт симфоническим квакающим оркестром. Но одно дело касаемо лягушек, а как будет обстоять дело с курицами, например, которых постиг неожиданный мор, в виде чумы?

Ответ на этот вопрос решил найти не ученый, не агроном, даже не юрист, а журналист и флейтист Рокк, ваявший для ока правительства приятные опусы о достижениях народного хозяйства и методах орошения в солнечной Азии. Вот он-то и решил спасти Россию от дефицита куриных яиц при помощи чудо-луча. Когда агроном занимается юрисдикцией, а юрист агрономией, ситуация сведется к тому, что не будет, в итоге, ни закона, ни урожая. Здесь же ситуация и вовсе будет похуже.

Ученые, производящие опыты, тем или иным образом имеют дело с жизнью и смертью, так как любое неверное движение, неверная доза препарата может спровоцировать гибель подопытных существ. Когда же за опыты берутся дилетанты, риск игры со смертью значительно возрастает. Вот почему профессор заваливал студентов на экзамене, потому что любой пробел в знаниях сейчас может обернуться плачевными результатами в будущем.

Сейчас модно писать романы в жанре постап (постапокалипсиса), а вот у Булгакова прорисовался самый что ни на есть ап. При чем реализм поражает. Булгаков прорисовывает все до мелочей, до каждой точки на оливковой змеиной коже или номера трамвая, снующего но Неглинке. Булгаков описывает угрозу, по сравнению с которой блокбастеры в стиле «Анаконда» кипят в собственном же ядовитом соку, хоть анаконды и не ядовиты

В стране возникает хаос, паника, хотя днем ранее народ ставил пьески, сочинял смешные стишки, частушки и фельетоны, не замечая реальной угрозы. Типичная картина для нас, когда мы смеемся при любых обстоятельствах, а когда запахнет жареным, тут-то и начинается паника, дезорганизация, мародерство, неоправданные жертвы, вихрь ополчения и прочие явления при стихийной опасности.

Вот уж не знаю, как относится к Булгакову, но если про открытие «Луча жизни» автор написал под впечатлением от открытия в самом конце 18 века рентгеновских лучей, то есть факты, которые, с определенной натяжкой, можно рассматривать, как предсказания. Как например, куриный грипп, судьбоносное влияние погоды (небывалые морозы) в борьбе с гадами-захватчиками или ситуацию, которую можно охарактеризовать актуальной ныне цитатой: «бейте гадов… Спасайте Москву». )))

Мысли относительно названия повести крутились вокруг горе-ученого Рокка, применившего лазер на завезенных яйцах, однако, думаю, Булгаков убрал одну «к», дабы избавиться от лишних домыслов распущенных горожан и оградиться от новых фельетонов, пьесок и анекдотов. Хотя, быть может, это тонкий намек на рок Кремля, что превращает повесть в сатирическую, имея ввиду всеохватываемость российского правительства. И вроде, понятно, что есть моменты, где автор откровенно смеется или хохочет над укладом, многими моментами жизни народа, однако для меня они не показались настолько смешными, чтобы вызвать у меня залихватский смех.

Таким образом, передо мной оказалась весьма хорошая повесть, всю суть и потенциал которой, я не смог до конца осознать. Можно рассматривать красный луч жизни в повести, как символ революции, однако в такую глубь я просто не хочу погружаться.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 февраля 2013 г.

Задолго до Михаила Афанасьевича Булгакова другой наш замечательный классик Иван Андреевич Крылов написал: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник.» Если не искать политические аналогии, именно этому посвящен сюжет повести. Профессор Персиков сделал замечательное научное открытие. И, как настоящий ученый, он понимал не только важность, но также неоднозначность и даже опасность своей работы, которая была совершенно неготова к практическому внедрению. Но сапожники от советской администрации рассудили иначе. Нашелся инициативный малообразованный энтузиаст и, ни минуты не усомнившись в допустимости своих действий, кинулся внедрять научную разработку, не обладая даже начальными знаниями в данной области. Наверное, это было показательно для государственного строя, основанного на партийной диктатуре. Партийные функционеры руководили всеми отраслями промышленности и сельского хозяйства, не будучи специалистами ни в одной из них. В таких условиях любое научное открытие обратилось бы во вред людям. Протест ученого профессора никто не услышал, поскольку слышать было некому. И тысячи людей заплатили жизнью за благой в своей основе порыв активного дурака, который взялся за сельскохозяйственные эксперименты, не умея отличить куриные яйца от всех прочих. Поучительная и провидческая история-предупреждение, которую стоит почаще вспоминать. Каждый должен заниматься своим делом. Дилетантизм в хозяйственной деятельности, в том числе и в управлении ею, слишком дорого обходится людям.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 сентября 2014 г.

В ныне далёком 1986 году произошла авария на Чернобыльской АЭС. Случилась она из-за того, одной «светлой голове пришло в голову спроектировать дефектный реактор, второй его построить, а третьей провести на нём эксперимент. О возможных последствиях своих действий никто не задумался. Аналогична ситуация и в повести «Роковые яйца». Талантоивый учёный совершил неожиданное открытие, но не озаботился контролем за его практическим применением. «Талантливую голову» посетила идея использовать новейшие достижения науки в народном хозяйстве не имея представления с чем предстоит иметь дело и каковы могут быть последствия. Кто-то отнёсся халатно к своим обязанностям на почте. Смешаем вместе и получим катастрофу невиданных масштабов.

Нельзя сказать, что это произведение Булгакова уникально. Первая Мировая война подорвала веру человечества в прогресс. Миллионы стали свидетелями применения казалось бы мирных изобретений для истребления себе подобных. Показателе пример Фрица Габера. Его открытия в области химии позволили наладить массовое производство минеральных удобрений, но их же применили и для создания химического оружия. Мир поразил страх. что открытия учёных попадут не в те руки и последствия будут ужасными.

С другой стороны, в «Роковых яйцах» можно разглядеть критику советского строя с его постоянными экспериментами в социально сфере и желанием переделать всё на новый лад, не задумываясь о последствиях. Маловероятно, чтобы Булгаков не вкладывал смысла в красный цвет луча открытого профессором Персиковым. Возможно, что оба вариант истинны и благополучно сосуществуют вместе.

Как бы то ни было «Роковые яйца» прекрасный образец фантастики, и великолепный способ погрузится в атмосферу вдвацатых голов прошлого века, с их страхами и надеждами.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 февраля 2013 г.

Ух ты, нисколько не хочу умалить сатирическую (я бы даже сказал скорее ироническую) и политическую составляющие — они там безусловно есть, но хочу подчеркнуть другое. Произведение мне своим стилем более врезалось в память не политикой или мыслями о возможных трагических последствиях необдуманных экспериментов/действий, но своей схожестию по духу и стилю не столько с остальным творчеством автора, сколько с творчеством, например Беляева и даже Уелса. Действительно такое впечатление, что книга писана другим человеком. Лишь в подчеркнуто натуралистичных сценах поедания гадами людей, с описанием треска ломаемых костей, снятого скальпа и последней струйкой крови изо рта узнается рука Булгакова, подобно сцене отрывания головы в Мастере и Маргарите.

Более того, в этой небольшой по сути зарисовке, можно даже разглядеть неплохой вариант сюжета раннего Кинга. Судите сами: в отдаленной Российской провинциальной глубинке неожиданно перестает слышаться пение птиц, а вслед за опустевшими лесами и рощами быстро пустеют и пруды, и лишь слаженный, и оттого еще более жуткий вой дворовых псов, оглашает окрестности. Во всем чувствуется жуткое и таинственное нечто, надвигающееся на мирную округу. Первые пробившиеся истории очевидцев выглядят путанными и бессмысленными рассказами сумасшедших — даже когда счет таких свидетельств пошел на десятки, ведущие СМИ не решались их печатать считая их чей-то глупой шуткой. С роковым опозданием на место действия были вызваны армейские части... Ну чем вам не «Томминокеры»?

Еще одной любопытной чертой есть «игра» слов в названии. До прочтения никак не мог предугадать о чем может быть книга с таким названием, и даже прочитав книгу можно спорить «роковые» это от того, что могли стать таковыми не только для Москвы, но и всей страны, или все таки от того, что это яйца приобретенные Рокком? Благо хоть музыкальную составляющую после прочтения можно отбросить :). Но все таки не понятно почему именно такое неоднозначное название было избрано автором?

PS: Еще о политике — таинственный мор быстро выморил всех кур на просторах огромной советской страны, таинственным образом остановился на границе с Польшей и Румынией — блеск :)))

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 декабря 2015 г.

Довольно долго я обходил творчество М. Булгакова стороной, всему виною школьная программа, благодаря которой писатель строго ассоциировался с классикой, а значит скукой. В рамках курса литературы я прочел «Мастера и Маргариту», роман который произвел неоднозначное впечатление — с одной стороны понравилось сатирическое изображение одиозной советской действительности, а с другой оттолкнула вложенная история Иешуа, трактующая образ Спасителя в иудейском ключе. Всё изменилось после первого просмотра «Собачьего сердца», фильма который стал одним из моих самых любимых — язвительный и умный проф. Преображенский, интеллигентный Борменталь и венец актерского гения — Шариков, так достоверно изобразить собирательный образ советского Хама еще не удавалось никому.

Завязка повести «Роковые яйца» во многом напоминает «Собачье сердце» — мы знакомимся с местным светилом науки профессором Владимиром Ипатьевичем Персиковым, его молодым ассистентом Ивановым и становимся свидетелями знакового открытия, которое грозит потрясти весь ученый мир — загадочный красный луч во много раз убыстряет скорость деления живых клеток простейших организмов. Внутренний мир персонажей автора не особо интересует, история о другом, но создать яркие запоминающиеся типажи у него получилось отлично — подробные описания без проблем дают возможность мысленно представить себе всех действующих лиц.

Помимо упомянутых персонажей запомнились пройдоха-репортер Альфред Бронский, предприимчивый председатель совхоза «Красный луч» Антон Семенович Рокк, а также верный и преданный привратник проф. Персикова Панкрат. Возникает ощущение, что персонажи будто бы сошли со страниц журнала «Крокодил», действительно, начало повести чем-то напоминает сатирический фельетон. Автор достоверно передал нестабильный, суматошный дух эпохи НЭПа, при этом его Москва будущего предстает довольно фантастичным мегаполисом для своего времени.

На дворе 1928, т.е. для автора это ближайшее будущее, трудно поверить что за 3-4 года с момента написания повести столичная жизнь так радикально изменилась. В центре возвышаются 15-этажные небоскребы на крышах которых идут голографические видеотрансляции последних новостей. Новые машины, изменения в моде — такое ощущение, что прошло не три года, а целых сто лет! На вооружении агентов ГПУ какие-то невероятные 50-зарядные энергетические револьверы, бьющие лучом широкого радиуса поражения на сто метров — это уже просто какие-то протобластеры.

По мере того как действие перемещается из столицы в провинцию, где А.С. Рокк, позаимствовавший у Персикова его изобретение, приступает к своим экспериментам по восстановлению народного хозяйства, повесть превращается из социальной сатиры в форменный хоррор до грани сплаттерпанка, здесь я, конечно, утрирую, но поверьте — не так уж сильно. Два эпизода, в которых непосредственно действуют гигантские змеи, это точно не для слабонервных. Особенно меня порадовал эпизод, когда два гпушника, вооруженные до зубов, посещают логово аспидов — совхоз «Красный луч».

Автор грамотно нагнетает напряжение, описывает социальные беспорядки, всеобщий хаос и панику вплоть до кульминации в здании Университета — перед нами квинтэссенция бессмысленного русского бунта, неуправляемых погромов, которые сметают и правых и виноватых. Всё было бы отлично, но финал меня разочаровал, столько потенциально ярких сцен автор предпочел не реализовывать, здесь можно было развернуть картины почище, чем у Босха — не сложилось. Мне кажется, что решив таким образом концовку, автор призывал читателя к терпению — всё пройдет, вся плоть — трава, отгремят революции и войны, затихнут бушующие толпы и покрывшись очистительным зимним саваном страна воскреснет в буйстве весенних красок — еще лучше, чем была прежде.

Под основной сюжетной линией таится скрытый политический подтекст, что придает повести дополнительную ценность. Не случайно этот загадочный луч окрашен красным, а роковые яйца прибыли к нам из Германии, подобно Ленину в пломбированном вагоне. Опять же наводит на мысли и то, что инкубатором для прибывших из-за рубежа зародышей Катастрофы стала бывшая усадьба Шереметева — ведь большинство первых социальных революционеров — это не деревенская голытьба, а именно дворянские сыночки, попавшие под губительное действие красного луча, переродившиеся в злобных и агрессивных чудовищ, пожравших своих отцов и матерей.

Повесть может быть интересна в любом возрасте — юным читателям понравится приключенческая часть, сцены со змеями, в более зрелом возрасте больше акцент на сатиру, на историко-политическую компоненту. В целом получилась замечательная вещь, хоть и не лучшая в творчестве автора, единственная ложка дегтя — это финал, который на мой взгляд можно было сделать гораздо интереснее, хотя, кто знает, возможно и концовка покажется классной, если попробовать перечитать книгу лет через десять, настроившись на умиротворенно-спокойный лад.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 декабря 2013 г.

Феерически легкая, смешная и печальная одновременно, очень занимательная повесть Михаила Булгакова напоминает временами фельетон, но больше всего — традиционное для 20-30 годов научно — фантастическое произведение с элементами мистики и утопии.

Научно-фантастическая линия достаточно привычна: необычайное научное открытие, попадающее не в те руки, чудовищно безответственные и страшные последствия этого открытия. Тут и Беляев, и Уэллс, и Алексей Толстой в одном флаконе!

Утопия — это сказочная Москва недалекого будущего, со светящейся рекламой, назойливыми новостями с изобразительным рядом, автомобильным потоком...

От мистики здесь — едва уловимое присутствие дьявольского духа, легкие намеки на фаустовскую проблему, мелькания слуг Князя тьмы. Например, профессора Персикова посещает некий молодой человек, умеющий мгновенно появляться и исчезать. Этакий ферт в модном костюме, с какой-то островерхой шляпой, с тростью, в ботинках, похожих на копыта... Коровьев того времени.

О сатирической составляющей повести много писали. Красный луч — советский луч, с помощью которого могли бы в будущем не домашних птиц растить, а создать сверхчеловека, он создает лишь чудовищ, приводит к трагическим последствиям.

Хорошая повесть, созданная талантливым писателем!

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 февраля 2016 г.

Поразителен эффект присутствия в этом Институте, раскрашенном рукою Мастера. Словно находишься в храме Науки среди таинственных приборов и пипы Суринамской. Не отсюда ли вышли НИИЧАВО и институт Физики Моря? Радость творчества несмотря ни на какие разрухи. Благодаря таким Персиковым и выжила после 90х наша великая наука. А Рокк? Хотел как лучше, а получилось...И нет у Булгакова никакой антисоветчины, а есть вечная борьба добра и зла, умного с глупым. Антисоветчик не мог написать картину прекрасной будущей Москвы и возрождение Института. Думаю, что уже не умно ограничивать Жизнь только красным и белым цветами.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 декабря 2013 г.

После ИМХО излишне гротескной, наивной и какой-то едва ли не совсем умелой «Дьяволиады» эта повесть – уже нечто. Нечто привлекательное, увлекательное, да и просто добротное. И сатира тут не выглядит отягощающим оскаливанием – она легка и органична. Да и всё тут – органично. Понравился быт этого Персикова – так и предстал он передо мной – со скрюченным пальцем, безумный своими идеями в этом институте – ну, настоящий учёный, чьи дни и ночи – на рабочем месте. Вообще, было очень интересно наблюдать за этим миром, который автор описал спустя всего 4 года, от времени своего. Тут тебе не только «луч жизни», но и пистолеты, стреляющие электрическим лучом и прочие какие-то еле заметные штучки. Вроде и утопия, а и авторской критики (сарказмом) многое подчёркнуто. Добавляло какой-то интересности. Такая фантастика начала века с грандиозными и гениальными изобретениями и учёными (вспомнился Конан Дойл), да только со своим саркастическим дном – нечто оригинальное, наше! Ну, и стиль, конечно – замечательный! Опять же этот великолепный юмор. Особенно запомнился назойливый репортёр (так и хочется сказать, папарацци) перевирающий всё и вся. А местами и было страшно – нашествие анаконд и крокодилов, превратившееся в почти апокалипсическое зрелище (как страшно это пожирание Мани!). Вот так. Вот так вот бывает, когда в жизнь пускают изобретения ещё не до конца протестированные. Особенно когда забирают такие Рокки, «просвещённые» с одной-то лекции… И мысль эта – на долгие века. Не суйтесь, не хватайтесь за горячее – пока оно до конца не изучено, не протестировано. А так ведь иногда хочется, под напором «горячих» статей…

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 января 2017 г.

История печальная, но с едкой злой сатирой окружающего тогда быта и времени, фантастичная и реальная, учащая открыто, на самой поверхности – “Будь осторожен!” и где-то там внутри вторым, третьим, десятым слоем говорящая “Да всё это ещё не раз повторится”.

Мне очень нравится столь метафоричный красивый рисующий ясную картину язык Автора. Cейчас так не говорят, так прочувственно изображая время и людей. Не чужих, других, а каких-то особенных, ярких. И звуки флейты, и пение на болоте и лай собак. Шаги по лестнице, транспорт, гудящий за окном. Образы людей-городов. Всё ощущаемо. В длинном романе от этого можно было бы устать, но не в повести, тем ценнее её размер.

Да, красный оживляющий и внушающий опасения луч; да, яйцо, как символ жизни, ползание и щёлкание зубов на шее жертвы лишь у рождённых так. Это о явных смыслах. Любителям ужастиков должен понравиться. И атмосфера времени для историков. И чёрный юмор. Повесть о роли изобретателя, о правильном руководстве в любом деле, о гадах и случайности.

Вспомнился Кемп из романа “Человек-невидимка” Уэллса в конце книги, пытающийся расшифровать записи Гриффина, но лучи невидимости, как и здесь, потеряны.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 декабря 2008 г.

Будучи убежденным поклонником творчества Михаила Афанасьевича, данный расказ оцениваю, как и другие, высоко. И все-таки, при чтении произведения меня какое-то время не покидало ощущение, что рассказ был написан другим автором. Но это лишь мои мысли.

В целом динамика развития событий и сюжет покоряют своей простотой и в то же время оригинальностью и насыщенностью. Как любят говорить последнее время — «ничего лишнего». Тоже считаю что всего было в меру и очень сожалею, что не имел возможности прочитать произведение в первоначальном варианте.

Будьте осмотрительны, осторожны и внимательны — выпущенный из бутылки джин может принести огромные беды. Вторгаться в законы природы без полного представления о них, равносильно игре в рулетку.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 февраля 2013 г.

Американские сценаристы видимо кусали локти познакомившись с гениальными произведениями М.Булгакова, по крайней мере, неоднократно сюжет иностранных блокбастеров развивается именно в таком русле...читая повесть, приход убеждение, что большинство событий действительно имело место, а именно отношение государства к науке, недальновидное видение чиновниками будущего в открытиях и разработках гениальных ученых...

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июля 2007 г.

Вот и пусть кто-нибудь скажет после этого, что Булгаков — не фантаст. Это он, а не кто-то другой, придумал огромных змей, которыми нас и по сей день кормит Голливуд (вместе с крокодилами).

А вот аннотация к произведению, на мой взгляд, не совсем верна:

1. «изобретает способ необыкновенно быстрого размножения яиц» — кто нибудь вообще видел, чтобы яйца размножались? Как они это, интересно, делают? На сколько я помню, луч воздействовал все-таки на живые организмы, которые под его воздействием уже росли и размножались.

2. «крадет у профессора его секрет» — или я не ту версию читал или что-то тут не так. Вроде как никакой кражи не было.

3. «получил яйца голоногих гадов» — точно не знаю, что такое голоногие гады, но думаю, страусы к ним не относятся. А у змей вроде и вовсе ног нету.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 января 2012 г.

Одно из немногих произведений Мастера которое можно смело отнести к жанру фантастики. Но фантастическое в повести скорее прием, чем цель написания. По сути это произведение — сатира на современное времени написания общество, протест автора против всего того «красного», что накрыло его страну. В произведении больше мест описывающих быт, нежели вымысла, именно они — наиболее сильные, но и фантастическая составляющая вполне убедительна и читается с интересом.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 января 2010 г.

в общем-то, повесть вовсе не о генетических экспериментах, точнее, не совсем о них. куда больше внимание привлекает описание нравов и быта того времени, а также описание типажей персонажей. в этом Булгаков неподражаемый мастер. потрясающе воссоздана панорама общественной жизни, сотканная из мелких эпизодов, но дающая цельную картину. особенно хороша глава о панике в Москве. читаешь — и будто видишь всё наяву!

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 января 2015 г.

Всем понятно, что это совсем не то произведение, за которое мы считаем Булгакова Великим Мастером. Нет, это не оно. Но Булгаков то Мастер. А посему и вещь получилась не рядовая. Даже не знаю как правильней описать сюжет...катастрофа, но вот экологической не назовешь и техногенной вроде как не правильно. Человеческий фактор, разумеется причина всех причин — яйца перепутали. И случилось страшное. Я хочу сказать, что реально очень страшное. Великолепным булгаковским языком описанное. Вы только подумайте это написано без малого сто лет назад, а ведь по напряженности и сюжетной концепции даст фору современным голивудским ужастикам запросто. Только бы не привелось мне экранизацию посмотреть. Не хочу. На моей памяти это был первый и последний раз, когда книга отбила мне аппетит.

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх