FantLab ru

Харлан Эллисон «Дрейфуя у островков Лангерганса: 38°54' северной широты, 77°00'13'' западной долготы»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.92
Голосов:
108
Моя оценка:
-

подробнее

Дрейфуя у островков Лангерганса: 38°54' северной широты, 77°00'13'' западной долготы

Adrift Just Off the Islets of Langerhans

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Его зовут Лоуренс Талбо, и он очень несчастен. Он не может найти сам себя, он часто не помнит, что с ним происходит по ночам, но ощущает, что что-то ужасное. У него депрессии, жить ему не хочется. И вот в журнале «Форбс» он увидел рекламу некоей «Консультационной службы», и решает обратиться к ним за помощью. И там он узнал, что потерял свою душу, и душа его находится внутри него самого, её нужно найти и освободить. И ещё он получил точные координаты своей души — она находится в поджелудочной железе, на островках Лангерганса. И вот с помощью своего друга учёного-физика и экспериментального аппарата он попадает внутрь самого себя...

© ceh
Примечание:

«The Magazine of Fantasy and Science Fiction», октябрь 1974


Входит в:

— условный цикл «The Hugo Winners»  >  The Hugo Winners  >  антологию «The Hugo Winners, Volume 3», 1977 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1975 // Короткая повесть

лауреат
Локус / Locus Award, 1975 // Короткая повесть


Миры Харлана Эллисона. Том 3. Контракты души
1997 г.

Самиздат и фэнзины:

Маленькие шедевры от Великого Мастера. Том 2
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Deathbird Stories
1975 г.
(английский)
The Hugo Winners, Volume 3
1977 г.
(английский)
The Essential Ellison
1987 г.
(английский)
I premi Hugo 1974-75
1996 г.
(итальянский)
The Essential Ellison: A 50-Year Retrospective: Revised and Expanded
2001 г.
(английский)
The Essential Ellison: A 50-Year Retrospective: Revised and Expanded
2001 г.
(английский)
The Essential Ellison: A 50-Year Retrospective: Revised and Expanded
2005 г.
(английский)
Deathbird Stories
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это один из тех странных рассказов, смысл которых постоянно ускользает. Они требуют напряжения при чтении и последующего осмысления. На первый взгляд кажется, что автор написал невнятную ересь. Но по мере привыкания к сюжету понимаешь, что невнятность имеет место быть, а вот ересь, пожалуй, нет. Рассказ представляет собой весьма любопытную смесь смыслов разного уровня.

Рассказ начинается с того, что герой просыпается и осознает себя Моби Диком-Ахавом, то есть целым, части которого жаждут истребить друг друга. Отчасти это метафорическое описание мыслей о суициде, отчасти подготовление к финальным сценам, где целое разделяется в попытке созидания.

Автор не дает возможности до конца понять, кто такой Лоуренс Талбо. Повествование слишком размыто. Но создается впечатление, что он не совсем человек. По всей видимости, он является кем-то вроде вампира. В рассказе несколько раз упоминается зверски убитый боливийский посол. В квартире героя имеются наручники со следами крови. Сам герой мучается подозрениями своей причастности к убийству посла, хотя не помнит само событие. Он также считает себя бессмертным. И это тяготит его.

Герой ищет свою потерянную душу. Ищет давно и безуспешно. Наконец, ему попадается странное объявление не менее странной Консультационной службы, которая для героя есть, но для большинства людей ее как бы и нет. Чтобы понять суть рекламного объявления, надо уметь читать между строк и очень хотеть что-либо между строк прочитать. Герой умел и хотел. За весьма крупную сумму денег как бы не существующая в обычном мире Консультационная служба сообщает герою географические координаты его души внутри его же тела, а также путь, которым он может прийти к своей душе.

Здесь проявляется заданный в начале принцип Моби Дика-Ахава. С точки зрения формальной логики, если душа героя находится внутри его же тела, он ее вовсе не потерял. Его поиски представляют собой поиск очков, которые на носу. Но, с другой стороны, если герой чувствует отчужденность себя от своей души, она действительно потеряна, где бы ни находилась. В переживании потери души и ее поисках проявляется внутренний конфликт с самим собой, неспособность и нежелание примирять себя, предположительно причастного к жестокому убийству, а, может быть, и не одному, с собой, желающим уйти от бессмертия.

Когда герой получает результаты работы Консультационной Службы, за которую уплатил очень приличную сумму денег, кажется, что он должен обвинить консультантов в шарлатанстве. Консультанты сообщили ему то, что он и сам в принципе знал: что потерянную душу следует искать среди островов Лангерганса, то есть внутри своего тела, внутри себя, и что найти ее ему поможет давний приятель Виктор, работающий в Восточном отделении ЦЕРНА. Новой информацией были только географические координаты. Но Лоуренс остается довольным.

Он встречается с Виктором и излагает ему свою проблему. И Виктор действительно находит решение. Он предлагает создать миниатюрную копию Талбо, скопировать в сознание этой копии весь жизненный опыт и личность Талбо, и запустить ее внутрь Талбо настоящего. Эксперимент дает неожиданный результат. По координатам нахождения своей души внутри своего тела Талбо находит женщину, соединяющую в себе личности трех женщин: Марты Нельсон, которая провела в психиатрической больнице 98 лет из прожитых 102 и, скорее всего, по случайности, не будучи психически больной, давно умершей матери Талбо и помощницы Виктора Нади, внешне сильно похожей на мать Талбо, которая является то ли женщиной, то ли голограммой, используемой для работы в лаборатории.

Талбо проникается трагедией Марты Нельсон, которую лишили возможности прожить нормальную человеческую жизнь, отняли право быть дочерью, невестой, любовницей, матерью, подругой. Трагедия этой женщины в сознании Талбо сливается с судьбой его матери, слишком рано ушедшей из жизни и тоже много не успевшей. А также с трагедией Нади, которая и вовсе существует на грани бытия и небытия как воспринимаемый живыми фантом, за которым может скрываться совсем другой человек, какой угодно.

В порыве самопожертвования Талбо забывает о цели своего путешествия — поиске души. Он просит Виктора использовать крионические технологии, погрузить его тело в длительный анабиотический сон, чтобы он мог вступить в контакт с Мартой Нельсон, душа которой дрожит где-то рядом с его душой в страхе и одиночестве, и попытаться дать возможность этой женщине прожить не состоявшуюся жизнь: побыть ребенком, девушкой, женщиной, матерью, старушкой. И чтобы рядом всегда был любящий человек — отец, поклонник, муж, друг.

Финал этого сумбурного и трудно-воспринимаемого рассказа до слез пронзителен. Когда существо не совсем человеческой природы, совершавшее кровавые злодеяния, проявляет готовность и потребность разделить себя на множество частей, чтобы дать возможность человеку прожить несостоявшуюся жизнь, он действительно находит свою душу и искупает вину. Моби Дик-Ахав разделяются на кита и человека. А потом еще разделяется на несколько частей. Каждая из которых становится кирпичиком жизни Марты и Талбо, той жизни, которой не было.

Как следует подумав, я склонна признать этот рассказ чудесной историей. Когда женщина, вся жизнь которой прошла в психиатрической больнице по непонятной никому причине, получает возможность заново прожить нормальную полноценную человеческую жизнь — это чудо. Даже если оно иллюзорно и существует только в голове Лоуренса Талбо — то ли человека, то ли вампира — пусть оно будет.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странно почему это рассказ. Все премии были вручены за короткую повесть, а в сборнике это рассказ. Сложный, странный, фантасмагорический, хаосный, аллегорический, философский, психологический, трагический, жизнеутверждающий и так далее и тому подобное и лишь в самой малой степени фантастический рассказ. Произведение, которое рассчитано на своего читателя, который любит ковыряться в чужих мыслях и скорее он мог бы быть психотерапевтом, чем читателем, предполагая, что проблема самокопания и самопоедания является самым наилучшим способом лечения психических заболеваний. Все. Сказал почти, как в произведении.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот уж действительно расширение кругозора благодаря литрулетке, но сказать, что понравилось... не знаю... не уверен. Необычно, да. Но местами очень непонятно, местами похоже на горячечный бред. Стиль рваный, хаотичный, позволяющий сходу уловить только основную сюжетную линию. Непонятные метафоры, детали, аллегории, галлюцинации... Скорпены, поющие голосами голубых соек, пропавшие вагоны с кукурузой, безголовые скелеты... Какая-то безумная смесь фэнтезийных персонажей, готики, пришельцев из будущего, научных исследований, сюрреализма. Порой хочется спросить фразой одного из героев: «Что значит вся эта метафизическая чепуха?»

Ранее в отзыве Тиань уже был изложен сюжет, подробно и доступно. Правда, по-моему, главгерой если и является кем-то не совсем человеческого облика, то скорее оборотнем, нежели вампиром. Причем классическим верфольфом. Тут и связи с циклами луны, и невозможность контролировать себя при полной луне, и стишки про оборотней, и серебро, да и в концовке главгерой почти прямым текстом об этом заявляет. Тогда и раздвоение личности Ахав — Моби Дик логичнее выглядит (нормальный человек — оборотень). Наручники тоже (приковывал себя в дни обращений, чтобы не натворить дел).

Концовка, если интерпретировать ее, как в отзыве Тиань (судя по всему, такая трактовка верна), для меня неубедительна. Очень резкое изменение характера персонажа. Может и последовательное в свете авторской манеры письма, но... все равно неубедительное. Вот только меня почему-то не покидает ощущение, что здесь что-то другое. Возможно, упрощенное и более земное видение ситуации, но тем не менее. Мысль в том, что это главгерой (причем его нормальная сущность, не оборотническая) сотворил нечто ужасное со своей матерью, например, поместил ее в психушку на всю жизнь, и из-за этого много лет его мучает совесть (потерял душу). Попав внутрь себя, он смог расшевелить свое подсознание, признаться себе в преступлении и в итоге простить себя (путем описанных у Тиань действий). Предположение, пожалуй, несколько натянутое (например, хотя бы по возрасту Марты Нельсон не совсем бьется), но... вот так вот. Мы не знаем точно, почему герой ищет свою душу, к тому же в концовке начинается полнейший сюрр, поэтому предполагать тут можно что угодно. Что хотел сказать автор, для меня осталось сокрытым мраком.

Короче говоря, такой очень и очень своеобразный рассказ.

P.S. Узнал, что главгерой рассказа — это вполне конкретный персонаж, Лоуренс Талбот, человек-волк, герой множества одноименных фильмов. Эллисон немного переосмыслил образ, и в этом свете история героя действительно выглядит по-другому: страдания от совершенных убийств, желание собственной смерти, в конце нравственное исправление. Все хорошо, только вот стиль автора все равно чрезмерно оригинален, во вред пониманию смысла.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед вами маньяк-убийца, который осознаёт всё-таки, что потерял душу.И поэтому не может остановиться в своих злодеяниях. Но хватает силы воли начать поиски души и находит её.

И жизнь меняется. Но страх возврата к прошлому остаётся и приходится ему впасть в спячку -криогенный сон — уже вместе со спасенной женщиной. Эллисон сконцентрировал мысль на том, что надо всегда иметь силу воли и возвращать себя к заповедям Бога.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх