Роберт И. Говард «Чёрный камень»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Герой узнает из «Черной книги» фон Юнцта о Черном Камне, расположенном неподалеку от венгерской деревни. Он отправляется туда, чтобы узнать страшную тайну монолита...
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Tales of the Cthulhu Mythos», 1969 г.
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Мифы Ктулху», 1990 г.
— журнал «Weird Tales, November 1931», 1931 г.
— антологию «Grim Death», 1932 г.
— антологию «Sleep No More: Twenty Masterpieces of Horror for the Connoisseur», 1944 г.
— сборник «Skull-Face and Others», 1946 г.
— журнал «Weird Tales, November 1953», 1953 г.
— сборник «Wolfshead», 1968 г.
— антологию «From the Archives of Evil», 1975 г.
— сборник «Cthulhu: The Mythos and Kindred Horrors», 1987 г.
— антологию «To Sleep, Perchance to Dream... Nightmare», 1993 г.
— сборник «Nameless Cults: The Cthulhu Mythos Fiction of Robert E. Howard», 2001 г.
— сборник «The Best of Robert E. Howard», 2007 г.
— сборник «The Horror Stories of Robert E. Howard», 2008 г.
— антологию «American Fantastic Tales: Terror and the Uncanny», 2009 г.
— антологию «Things That Go Bump in the Night: A Treasury of Classic Weird», 2015 г.
- /языки:
- русский (9), английский (25), французский (1)
- /тип:
- книги (31), периодика (2), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Г. Корчагин (6), С. Лихачёва (2), П. Луине (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 20 декабря 2023 г.
Говард прекрасен. Более конкретен, чем Лавкрафт. Его герой не сошёл с ума при виде призрачных оргий и кровавых жертвоприношений мрачных культов.
Ну и то, что зажившегося на свете демона-жабу можно убить верной турецкой сталью, тоже добавляет оптимизма и веры в будущее.
Связно, атмосферно, здорово.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Xosander, 11 августа 2022 г.
Любопытная стилизация под Лавкрафта, но сильная индивидуальность Говарда проявляется и здесь. Загадочные, древние книги, подробные исторические экскурсы, плавное и интересное повествование, рассказ по своему приятно читать. Хорошая мистическая атмосфера и образы делает это произведение, очень крепким представителем Мифов Ктулху. К прочтению рекомендуется.
Стронций 88, 19 января 2019 г.
Я давно не читал Говарда и его мистические рассказы в частности… С чего бы начать? Пожалуй, с того, что я читал этот рассказ в сборнике «Мифы Ктулху», но у меня нет полной уверенности, что рассказ относится к авторскому миру Лавкрафта, ибо там нет ни одного атрибута из него. Я бы сказал, что этот рассказ скорее тождественен миру Лавкрафта – при отсутствии явных отсылок к «Мифам…» он во многом очень похож: книга фон Юнтца вместо «Некрономикона» (и, кстати, любопытно было прочитать историю этой самой книги фон Юнтца, как я понимаю, имеющей немалое значение не только в одном этом рассказе), протоцивилизациия, но безымянная и без видимого намёка на протоцивилизации Лавкрафта; богомерзкий культ, но при этом без вошедших в традицию лавкрафтовских причитаний типа «Ктулху фхтагн!» (занятно, что автор не удержался и провёл-таки параллель между этими аборигенами-культистами и близкими его сердцу пиктами); да и чудовище тут в отличие от лавкрафтовских божеств было из плоти и крови, кровожадный реликт,
Язык же, по-моему, был слишком уж сухим, особенно в начале – и многообещающее начало, в котором сходилось вместе и безумие поэта Джеффри, и странная гибель фон Юнтца, и битва турецкого султана с графом Борисом Владиновым в 1526 году, и кровавое полное уничтожение местных жителей, и сам таинственный, окутанный недоброй славой Чёрный Камень для меня чуть ли не скребло как камень о камень этим сухим бесстрастным стилем. Однако в моменте шабаша, да и всё последующее, вдруг приобрело этим стилем пугающую силу реального кошмара наяву – сыграл тут стиль. И вся история, в конце концов, слилась в довольно-таки пугающий посыл о том, что могло остаться от древних забытых времён, и о том, что ещё явится (тут хоть и скоротечно, но ярко мелькнуло и будущее в образе испускающих огонь шаров, да так, что меня этот маленький фрагмент до сих пор будоражит – что это было? вторжение пришельцев?). Единственное не очень-то я верю, что тело графа Владинова с заветным ларцом пролежало так долго нетронутым, и никто это место не разграбил, и раскопок на нём не велись (хоть битва эта, судя по всему, имела большое значение, если даже человек из другой страны о ней слышал) – но вот пролежало, хоть и было доступно настолько, что наш герой без всякого специального оборудования извлёк всё в одиночку и за одну ночь. Момент этот мне кажется не слишком уж логичным и бросает лёгкую тень…
Kobold-wizard, 1 мая 2016 г.
http://kobold-wizard.livejournal.com/778023.html
«Черный камень» — незамысловатый лавкрафтианский рассказ, который хорошо сделан. Причем по мере развития сюжета разница с Лавкрафтом ощущается все больше. Все же Роберт Говард — автор более телесный, и потому его призрак прошлого пугает куда меньше лавкрафтовской неопределенности, но в тоже время из-за этой телесности следовать за главным героем «Черного камня» куда ощутимее, чем за сновидцами и невротиками его провиденсовского друга.
Из интересного в рассказе обыгрывается тема Венгрии, как Черной дыры посреди Европы. Если Балканы и Карпаты чаще ассоциируются с понятными православными бесами, то факт того, что мадьяры заняли территорию нынешнего государства только 1000 лет назад, позволяет пофантазировать, какие племена жили здесь до них и какому Злу могли поклоняться. Известно, что здесь проходили турки, римляне и другие завоеватели, но в 30х оставалась надежда на забытый медвежий угол.
Также заинтересовала мысль, свойственная 1930-м: «Хуже того: они, по словам моего собеседника, были другой крови. Когда крепкие, статные мадьяро-славяне смешиваются с вырождающимся племенем аборигенов, стоит ли удивляться, что на свет появляются хилые уродцы?» Мне казалось, что свежая кровь должна постепенно выправлять породу, а не наоборот. С другой стороны мысли главного героя необязательно есть мысли автора.
Итого: крепкий рассказ о древнем призраке.
ufaan, 3 октября 2016 г.
Довольно-таки добротный лавкрафтианский рассказ с хорошей сюжетной линией. Понравилось, как описано расследование героя — постепенно, от редких текстов старинных авторов до, так сказать, полевой экспедиции. «Идейная» составляющая (ужасы язычества), впрочем, на современный взгляд слаба. Кульминационная сцена «монстрослужения» не особо впечатляет и могла бы относиться к обычному обряду, не имеющему отношения к Великим Древним.
VovaZ, 3 января 2017 г.
Добротное подражание Говарду Лавкрафту, я даже перепутал авторов вначале.
Заимствование полное, включая идею сюжетной интриги, колорит и схемы сцен, образы героев.
Драйв, по сравнению с оригиналом, умеренный. Не так захватывает.
В принципе, читабельно, однако сильно не хватает свежих идей, авторских собственно.
alex1970, 6 января 2013 г.
Именно тот вариант лавкрафтианских рассказов, которые я люблю.
В глубинке Венгрии есть некое сакральное место, куда так стремился главный герой. Но есть тайны, которые лучше не ворошить, и он это понял.
Хотя рассказ и подражательный, но Говард отличный рассказчик и создал очень интересную историю
Тимолеонт, 22 августа 2012 г.
Первое творение Роберта Говарда, которое мне довелось прочитать.
Рассказ хорош не только увлекательностью любительского расследования любопытных событий, но и многочисленными историческими отсылками. Читать эту историю реально увлекательно, на каждой странице повествования автор сообщает какую-нибудь новую интересноть.
Очень понравилась то, что сразу чувствуется авторская уникальность в рассказе. Это, конечно, подражание Лавкрафту, но не бездумное и в нём чувствуется авторская уникальность.
Есть одна сильная нелогичность — развалины, под которыми покоился местный национальный герой сотни лет лежали нетронутыми и никому не пришла в голову идея разгребсти их и похоронить мужественного славянина? А вот главный герой захотел, и ВНЕЗАПНО за пару дней взял и разобрал завал. В людном местности. Не слишком большую кучу. О которой все знали. И все знали кто под ней лежит. Не верится в такое.
P.S. Продолжаю удивляться слабонервности людей минувших времён — чуть что, так сразу суицидничают, с ума сходять и пугаются ужасно. Хотя их можно понять — они с детства не закаливали психику чтением Лавкрафта.
Доктор Вова, 14 сентября 2010 г.
Читая этот короткий, но удивительно полный и емкий рассказ Говарда, я не мог отделаться от мысли, что читаю быль! Страшную, неправдоподобную, жуткую быль.
Мы- далеко не первые люди на планете, сколько сгинувших цивилизаций со своими страшными и кровавыми тайнами и ритуалами ходили по Земле до нас!? Нам не дано это узнать. И прочитав удивительно интересный рассказ, я лишний раз убедился в том, что не все древние тайны должны быть вытащены на свет Божий! По крайней мере такие, как тайна Черного камня. Нам не дано понять, что двигало теми, скрытыми от нас в бездне веков далекими предками. Может господствовавшая тогда мораль и этика были единственно верными и нужными на тот момент. А люди, жившие тогда, не хотели и не искали для себя иной судьбы. Пусть покоятся они с миром и не тревожат нас, живущих ныне, своими кровавыми культами и последующими кошмарами.
Shilllin, 2 января 2011 г.
Являясь ценителем творчества Роберта Говарда, читаю каждый рассказ с большим желанием, т.к. переведенного на русский язык очень мало (если не брать в расчет Конана). Данное произведение понравилось характерными яркими описаниями и продуманной исторической предысторией, что в целом свойственно короткой прозе Говарда. Заставило улыбнуться, что даже в истории про такую нетипичную как для мифов ктулху, так и для творчества Говарда, страну как Венгрия, автор провел параллели с кельтскими мифами и «смешанными расами пиктов», тему которую он активно развивал во многих сериалах про своих героев. В общем рассказ в духе Лавкрафта, но с четким почерком мастера, обладающим своим собственным стилем.