FantLab ru

Роберт И. Говард «Чёрный камень»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Голосов:
229
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрный камень

The Black Stone

Другие названия: Чёрный Камень

Рассказ, год (год написания: 1930); цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения», цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения», цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 38
Аннотация:

Герой узнает из «Черной книги» фон Юнцта о Черном Камне, расположенном неподалеку от венгерской деревни. Он отправляется туда, чтобы узнать страшную тайну монолита...

Входит в:

— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»  >  Антологии  >  антологию «Мифы Ктулху», 1990 г.

— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»  >  Антологии  >  антологию «Tales of the Cthulhu Mythos», 1969 г.

— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»

— условный цикл «Not at Night»  >  антологию «Grim Death», 1932 г.

— сборник «Cthulhu: The Mythos and Kindred Horrors», 1987 г.

— сборник «Skull-Face and Others», 1946 г.

— сборник «Wolfshead», 1968 г.

— сборник «Nameless Cults: The Cthulhu Mythos Fiction of Robert E. Howard», 2001 г.

— сборник «The Horror Stories of Robert E. Howard», 2008 г.

— антологию «American Fantastic Tales: Terror and the Uncanny», 2009 г.

— сборник «The Best of Robert E. Howard», 2007 г.

— антологию «Sleep No More», 1944 г.

— антологию «To Sleep, Perchance to Dream... Nightmare», 1993 г.

— журнал «Weird Tales» November 1931», 1931 г.

— журнал «Weird Tales» November 1953», 1953 г.

— антологию «From the Archives of Evil», 1976 г.

— антологию «Christopher Lee’s ‘X’ Certificate», 1975 г.


Похожие произведения:

 

 


Черный камень
1997 г.
Черный Канаан
2001 г.
Мифы Ктулху
2011 г.
Безымянные культы
2016 г.
Безымянные культы
2017 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов
2014 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» November 1931
1931 г.
(английский)
Grim Death
1932 г.
(английский)
Sleep No More
1944 г.
(английский)
Skull-Face and Others
1946 г.
(английский)
«Weird Tales» November 1953
1953 г.
(английский)
Sleep No More
1964 г.
(английский)
Sleep No More
1965 г.
(английский)
Wolfshead
1968 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos
1969 г.
(английский)
Christopher Lee’s ‘X’ Certificate
1975 г.
(английский)
From the Archives of Evil
1976 г.
(английский)
Cthulhu: The Mythos and Kindred Horrors
1987 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos: Golden Anniversary Anthology
1990 г.
(английский)
To Sleep, Perchance to Dream... Nightmare
1993 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos
1998 г.
(английский)
Nameless Cults: The Cthulhu Mythos Fiction of Robert E. Howard
2001 г.
(английский)
The Haunter of the Ring & Other Tales
2007 г.
(английский)
Crimson Shadows: The Best of Robert E. Howard Volume 1
2007 г.
(английский)
The Horror Stories of Robert E. Howard
2008 г.
(английский)
American Fantastic Tales: Terror and the Uncanny from Poe to the Pulps
2009 г.
(английский)
The Horror Stories of Robert E. Howard
2010 г.
(английский)
Les Ombres de Canaan
2013 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 ноября 2016 г.

Прочитал я этот рассказ с некоторым даже удовольствием, поскольку страшные истории от Роберта Ирвина Говарда так давно не попадали мне в руки, что я и успел уже позабыть, что он считался одним из лучших учеников Лавкрафта и сочинил изрядное количество всякого интересного, кроме приснопамятных похождений Конана из Киммерии...

И выясняется, что в отличие от не сильно чтобы страшных рассказов Дерлета, который тем не менее постоянно ссылается на рассказы и повести самого Лавкрафта, такую вещь как «Черный камень» уже и не назовешь ученической и эпигонской. Напротив, она вполне самостоятельна в той степени, в какой это возможно при описании мира, созданного другим автором. «Черный камень» увлекателен, повествует о древней зловещей тайне, а его главный герой не сидит сложа руки и не ждет, пока древний кошмар овладеет его душой и сведет с ума, а действует так, словно понимает, что от его стараний зависит не только его собственная участь...

Радует, что Говард не желает следовать шаблону, согласно которому некто должен получить в наследство мрачный особняк в одном из штатов Новой Англии, а потом слушать за дверью странные звуки и почитывать на досуге «Некрономикон», потихоньку впадая в безумие. Он отправляет своего героя в Венгрию, дает читателю возможность прикоснуться к истории этой страны, повествуя о временах турецкого нашествия. Лавкрафтианские же мотивы он смело и успешно дополняет своей собственной пиктской тематикой...

Обряды же у Черного Камня, описанные Говардом, настолько ярко предстают перед глазами, настолько отвратительны и ужасны, что в далекие тридцатые годы двадцатого века, надо думать, не один подросток, прочитавший выпуск журнала с этим рассказом внутри, потом не мог спать ночью, представляя себя на месте главного героя, бросающего вызов древнему злу...

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 сентября 2010 г.

Читая этот короткий, но удивительно полный и емкий рассказ Говарда, я не мог отделаться от мысли, что читаю быль! Страшную, неправдоподобную, жуткую быль.

Мы- далеко не первые люди на планете, сколько сгинувших цивилизаций со своими страшными и кровавыми тайнами и ритуалами ходили по Земле до нас!? Нам не дано это узнать. И прочитав удивительно интересный рассказ, я лишний раз убедился в том, что не все древние тайны должны быть вытащены на свет Божий! По крайней мере такие, как тайна Черного камня. Нам не дано понять, что двигало теми, скрытыми от нас в бездне веков далекими предками. Может господствовавшая тогда мораль и этика были единственно верными и нужными на тот момент. А люди, жившие тогда, не хотели и не искали для себя иной судьбы. Пусть покоятся они с миром и не тревожат нас, живущих ныне, своими кровавыми культами и последующими кошмарами.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 августа 2012 г.

Первое творение Роберта Говарда, которое мне довелось прочитать.

Рассказ хорош не только увлекательностью любительского расследования любопытных событий, но и многочисленными историческими отсылками. Читать эту историю реально увлекательно, на каждой странице повествования автор сообщает какую-нибудь новую интересноть.

Очень понравилась то, что сразу чувствуется авторская уникальность в рассказе. Это, конечно, подражание Лавкрафту, но не бездумное и в нём чувствуется авторская уникальность.

Есть одна сильная нелогичность — развалины, под которыми покоился местный национальный герой сотни лет лежали нетронутыми и никому не пришла в голову идея разгребсти их и похоронить мужественного славянина? А вот главный герой захотел, и ВНЕЗАПНО за пару дней взял и разобрал завал. В людном местности. Не слишком большую кучу. О которой все знали. И все знали кто под ней лежит. Не верится в такое.

P.S. Продолжаю удивляться слабонервности людей минувших времён — чуть что, так сразу суицидничают, с ума сходять и пугаются ужасно. Хотя их можно понять — они с детства не закаливали психику чтением Лавкрафта.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 января 2013 г.

Именно тот вариант лавкрафтианских рассказов, которые я люблю.

В глубинке Венгрии есть некое сакральное место, куда так стремился главный герой. Но есть тайны, которые лучше не ворошить, и он это понял.

Хотя рассказ и подражательный, но Говард отличный рассказчик и создал очень интересную историю

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 января 2017 г.

Добротное подражание Говарду Лавкрафту, я даже перепутал авторов вначале.

Заимствование полное, включая идею сюжетной интриги, колорит и схемы сцен, образы героев.

Драйв, по сравнению с оригиналом, умеренный. Не так захватывает.

В принципе, читабельно, однако сильно не хватает свежих идей, авторских собственно.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 мая 2016 г.

http://kobold-wizard.livejournal.com/778023.html

«Черный камень» — незамысловатый лавкрафтианский рассказ, который хорошо сделан. Причем по мере развития сюжета разница с Лавкрафтом ощущается все больше. Все же Роберт Говард — автор более телесный, и потому его призрак прошлого пугает куда меньше лавкрафтовской неопределенности, но в тоже время из-за этой телесности следовать за главным героем «Черного камня» куда ощутимее, чем за сновидцами и невротиками его провиденсовского друга.

Из интересного в рассказе обыгрывается тема Венгрии, как Черной дыры посреди Европы. Если Балканы и Карпаты чаще ассоциируются с понятными православными бесами, то факт того, что мадьяры заняли территорию нынешнего государства только 1000 лет назад, позволяет пофантазировать, какие племена жили здесь до них и какому Злу могли поклоняться. Известно, что здесь проходили турки, римляне и другие завоеватели, но в 30х оставалась надежда на забытый медвежий угол.

Также заинтересовала мысль, свойственная 1930-м: «Хуже того: они, по словам моего собеседника, были другой крови. Когда крепкие, статные мадьяро-славяне смешиваются с вырождающимся племенем аборигенов, стоит ли удивляться, что на свет появляются хилые уродцы?» Мне казалось, что свежая кровь должна постепенно выправлять породу, а не наоборот. С другой стороны мысли главного героя необязательно есть мысли автора.

Итого: крепкий рассказ о древнем призраке.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 января 2011 г.

Являясь ценителем творчества Роберта Говарда, читаю каждый рассказ с большим желанием, т.к. переведенного на русский язык очень мало (если не брать в расчет Конана). Данное произведение понравилось характерными яркими описаниями и продуманной исторической предысторией, что в целом свойственно короткой прозе Говарда. Заставило улыбнуться, что даже в истории про такую нетипичную как для мифов ктулху, так и для творчества Говарда, страну как Венгрия, автор провел параллели с кельтскими мифами и «смешанными расами пиктов», тему которую он активно развивал во многих сериалах про своих героев. В общем рассказ в духе Лавкрафта, но с четким почерком мастера, обладающим своим собственным стилем.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 октября 2016 г.

Довольно-таки добротный лавкрафтианский рассказ с хорошей сюжетной линией. Понравилось, как описано расследование героя — постепенно, от редких текстов старинных авторов до, так сказать, полевой экспедиции. «Идейная» составляющая (ужасы язычества), впрочем, на современный взгляд слаба. Кульминационная сцена «монстрослужения» не особо впечатляет и могла бы относиться к обычному обряду, не имеющему отношения к Великим Древним.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх