Фред Саберхаген «Берсеркер»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера )
- Общие характеристики: Военное
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Берсеркеры... Машины смерти, созданные ещё до строительства египетских пирамид расой, погибшей из-за своих же творений. И вот они встречаются с расой людей, уже освоивших многие миры. Чем окончится эта великая война человечества с машинами, и у кого же из них программа важнее — Созидание или Разрушение?
Роман составлен из 11 ранее написаных рассказов о берсеркерах. Сделан романом, как повествование от лица инопланетянина с комментарием после каждого рассказа.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Берсеркер»
- /языки:
- русский (9), английский (1)
- /тип:
- книги (9), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Филонов (2)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 30 апреля 2022 г.
Начало апреля. Пустующий в «не сезон» огромный пансионат на побережье Чёрного моря. Друг там директором и пригласил нас с супругой на выходные. Очень атмосферно.
На стойке ресепшн длинная полка с книгами, оставленными постояльцами. Очень объективный соцдем-срез гостей пансионата. Дамские романы, много советских изданий, чуть меньше криминальных боевиков и буквально пара томов фантастики — Асприн из «Века дракона» и томик «Берсеркера» Саберхагена, первого тома серии «Joker», характерной своими необычными обложками, по эстетике максимально приближёнными к комиксам.
В девяностые я цикл о «Берсеркере» пропустил — тогда больше интересовало фэнтези.
Первый том саги о гигантских звездолётах-убийцах состоит из одиннадцати рассказов, на живую сшитых предисловиями инопланетянина.
«Не задумываясь» — рассказ-задачка, очень в духе «Звёздных торговцев» Андресена. Человеческий ум решает сложнейшую задачу имитации человеческого ума.
«Доброжизнь» — Берсеркер изнутри. Его обманутый человек-питомец. Выжившие с лайнера, ставшие пленниками Берсеркера. Огромному роботу несдобровать.
«Покровитель искусств» — художник-мизантроп и его нравственное преображение. Готовый сценарий для очередной серии «Любовь, смерть и роботы».
«Миротворец» — самая остроумная вещь романа в рассказах. Несмотря на самые лучшие побуждения, человек-парламентёр оказывается не таким уж прекраснодушным простаком, как кажется вначале. Шедевр.
«Каменный край» — самая объёмная вещь сборника, сорок страниц. Настоящая боевая фантастика, мастерски показывающая как внутренние сложности людей на пути к победе, так и изощрённость Берсеркеров. Мощное финальное сражение, показанное как общим, так и крупным планом. Он столкновений флотов, до битвы на борту машины-убийцы глазами десантника. Очень сильно.
«Что натворили ты и я» — экскурсия в психиатрию и раздвоение личности. Ещё один стежок, соединяющий сборник рассказов в единое целое — главным героем рассказа является Предатель Человечества из «Каменного края».
«Господин шут» — бракованный берсеркер и комик объединяются, чтобы развеселить планету, где серость и серьезность возведены правительством в ранг закона. Шутейки будут в основном уровня зари кинематографа.
«Маскарад в красном смещении» — Терминатор+Шекспир. Убедительные описания черной дыры, нравов галактической верхушки и самоотверженности некоторых людей.
«Знак волка» — на впавшей в варварство планете пастух сражается с волком, а планетарная оборона с берсеркером. Красивая задумка. Уровня призовых мест в сетевых конкурсах фантастических рассказов.
«В Храме Марса» — ещё один «объединяющий» рассказ. На его страницах встречаются герои предыдущих историй. Со вторжения берсеркеров прошло несколько десятилетий. Хемпфил, бывший пленником берсеркера в «Доброжизни» и упоминаемый в «Каменном крае», стал адмиралом; Митч Спейн, главный герой «Каменного края», в прошлом десантник, к настоящему времени стал журналистом. Чосер, гладиаторы и промывка мозгов.
«Лик Бездны» — эпилог первого романа. Карлсен, оказывается, не сгинул за горизонтом событий, а завис на орбите черной дыры, застряв как муха в янтаре. На хвосте висит берсеркер.
Саберхаген в этом рассказе уделяет время красотам вселенной. Потом оказывается, что не просто так нам рассказывалось о невероятных, захватывающих дух панорамах!
Отношение к красоте, как безупречный тест Тьюринга!
Роман в рассказах дочитан.
Безусловно, это классика. Одна из тех вещей, которая позволяет понять, из чего выросла современная космическая фантастика. «Берсеркер» — ни в коем случае не боевая фантастика. Это в чистом виде социально-психологическая вещь. Вторжение звездолётов-убийц лишь оттеняет весь спектр человеческих чувств и качеств. От предательства, зависти и ненависти до героизма, жертвенности, юмора и находчивости.
И, как и любая вещь, написанная с душой и талантом, «Берсеркер» крайне неохотно стареет.
Стоит отметить, что именно цикл Саберхагена можно считать прародителем идеи по-настоящему гигантских звездолётов. От Звезды Смерти до Кораблей-Разумов Культуры.
Очень рад, что добрался до книги, пусть и спустя четверть века после её выхода на русском.
9(ОТЛИЧНО)
Shining, 23 сентября 2024 г.
Я сначала не мог понять, почему одни рассказы сборника привели меня в восторг, а другие заставили зевать от скуки. А потом понял.
На мой взгляд, отлично получились рассказы из разряда «человек против берсеркера». Я имею в виду, один человек, максимум двое-трое. В таком антураже у автора получаются великолепные истории, в которых боевая фантастика смешивается с неплохой такой философией. «Доброжизнь», «Покровитель искусств», «Миротворец», «Знак волка» — чудесны.
А вот когда действующих лиц становится больше, когда сюжет уходит от «личность против беспощадной машины» в сторону «будни звёздных империй на фоне сражений с берсеркерами» — тут уже всё не так гладно. Я, к примеру, так и не понял, почему машинам так важен Иоганн Карлсен. Почему во всей галактике они так увязались за одним человеком? Я понимаю, он успешный генерал, но неужели среди огромного количества звёзд и планет не найдётся другого умелого генерала ему на смену? Имхо, автор не дожал линию Карлсена. Он просто не сделал достаточно для сюжета, чтобы выглядеть настолько опасным для берсеркеров. Попахивает историями про Избранного, а я их терпеть не могу.
Ну и, конечно, весь этот антураж звёздных империй, властители которых ведут себя, как плод любви Калигулы с Гелиогабалом... Я думаю, это банально и пошло. Развращённые правители будущего могли бы придумать что-нибудь поинтересней, чем самые обыкновенные оргии и гладиаторские бои.
flying_kitten, 2 октября 2023 г.
Сборник, с которого началась знаменитая серия. Рассказы вначале публиковались по отдельности, затем были дополнены вступлением, «объединяющими» вставками и изданы под одной обложкой.
В населённый сектор Вселенной из неведомых далей прилетели боевые космические корабли, ведомые искусственным интеллектом. Когда-то они были созданы некоей высокотехнологичной цивилизацией для участия в войнах, однако обрели независимость и теперь движимы лишь одной целью — уничтожать биологическую жизнь.
Несмотря на затасканный, вроде бы, сюжет и все внешние признаки героической космооперы, книга способна приятно удивить. Героическая битва не на жизнь, а на смерть не является самоцелью повествования. Каждый рассказ — самостоятельный эпизод сборника — прежде всего о людях. Живых, со своими слабостями, со своими плюсами и минусами, со стремлением выжить и победить. Каждый рассказ — история маленькой победы человека над машинным разумом, победы тяжёлой и не всегда героической. Каждый рассказ — маленький камушек в большую мозаику картины борьбы человечества за выживание.
Классическая книга, несмотря на свой почтенный возраст, лишённая явных архаизмов, читающаяся с интересом и заставляющая думать.
Darth_Veter, 3 февраля 2023 г.
В основе сборника рассказов лежит одна оригинальная мысль о берсеркере — гигантской машине-убийце, управляемой искусственным интеллектом. Некогда их создала какая-то неизвестная цивилизация для борьбы со своими противниками. Возможно, когда берсеркеры уничтожили свои цели, они принялись и за создателей, не озаботившихся надежными способами защиты от своих творений. А потом берсеркеры превратились в своеобразных «кочевников космоса», скитающихся по Галактике в поисках «недоброй жизни». Хроника их противостояния людям и составляет основу данного цикла. Первая часть написана в форме коротких новелл, раскрывающих разные стороны этого противостояния. Постоянных героев в них нет, но наиболее часто мелькает образ Главнокомандующего земным флотом Йоханна Карлсена, который сумел нанести машинам самое первое поражение. Все истории описаны в форме неких ментальных проекций, которые воспринял представитель третьей стороны — историк Кармпианской расы. Каждая новелла предваряется его размышлениями на разные философские темы, имеющие отношение к военному противостоянию. Так что подборка их сюжетов вовсе не кажется случайной — просто иногда эту систему довольно сложно понять. Не все истории равнозначны — среди них есть как удачные, так и не очень. На мой взгляд, наиболее сильными получились первая («Игра вслепую») и шестая («Что сделали Т и я»), а самыми слабыми — пятая («Каменная Зона») и седьмая («Мистер Шут»). Остальные хотя и содержат интересные мысли или находки, но скомпонованы не совсем идеально, из-за чего читателю сложно бывает разобраться во всех авторских намеках и изречениях. Учитывая, что писатель продолжил развивать свою мысль в последующих произведениях (на этот раз, романах), «Берсеркера», конечно, стоит прочесть, но с учетом первоначального замысла и того времени, когда он был написан.
----------
РЕЗЮМЕ: серия историй о разных аспектах противостояния человеческой расы нашествию разумных машин-убийц. Не исключаю, что этот цикл мог породить и знаменитую телесагу о трансформерах.
IgorLutiy, 8 апреля 2018 г.
Когда-то в детстве, почти 30 лет назад, я уже читал эту книгу. Должен признать, на тот момент она произвел на меня сильное впечатление. И вот спустя долгие годы, я решил вернуться к книге, которая начинает длинную серию о борьбе человечества, которое расселилось по всей галактике, со страшным врагом, цель которого уничтожать всё живое, с Берсеркерами.
Космоопера от известного фантаста, включающая в себя около 20 книг, которые писались на протяжении 40 лет. Основная идея серии — борьба человечества с Берсеркерами. Берсеркеры это огромные автоматизированные космические корабли, созданные давно исчезнувшей древней расой для уничтожения всего живого, для уничтожения жизни во всех её проявлениях. Вообще нужно признать, что потенциал идеи невозможно переоценить, он огромен. Но к сожалению, на мой взгляд, реализация малость подкачала. Это вовсе не значит, что книги серии плохи, это лишь значит, что история могла быть подана намного сильнее и многообразнее.
Первая книга представляет из себя сборник из 11 рассказов, каждый из которых это отдельная историю борьбы человека и машины, однако сквозь несколько произведений проходит общая сюжетная линия, связанная с генералом Йоханом Карлсеном и битвой у Каменного края.
Казалось бы, борьба машины и человека, космические корабли, война за выживание — простор для космического боевика и описаний сражений. Но нет. Во главу угла своего произведения Саберхаген ставит человека, его внутренний мир, отношение к внешнему миру и взаимодествие с бесжалостным врагом — берсеркером. Здесь есть место и интеллектуальным уловкам и предательству, воспеванию искусства и самопожертвования, раскрытию ценности юмора и грязи политических дрязг, есть фанатики и есть поэты. А берсеркер — он лишь фон к копошению человека в своем мирке и своих проблемах. Но фон, который всё же позволяет немного под другим углом посмотреть на казалось бы вполне обыденные вещи.
jolly-fellow, 10 ноября 2017 г.
Вся серия рассказов про берсеркеров страдает двумя большими недостатками. Во первых автор использует наверное древнейшее из выдуманных человечеством клише — в начале повествования автор декларирует наличие абсолютного практически всесильного неуничтожимого зла, единственное предназначение которого убивать людей. Все сюжеты рассказов основаны на противостоянии людей этому злу. Но ведь это же основной сюжет всех мифологий мира он начала времён. Дьявол, демоны, тёмные властелины и вот это вот всё. Наверное поэтому эти рассказы так любимы некоторыми читателями. Но всё таки клише есть клише. Хотя даже классическую сюжетную основу можно красиво раскрыть и обыграть но для этого автору не хватает мастерства. Он откровенно слаб и многие другие отзывы это подтверждают. Герои его рассказов почти все картонные им не хочется сопереживать и их поведение неадекватно, сюжеты часто не раскрыты, примитивны и нелогичны. Вторая проблема вытекает из первой. Берсеркеры описаны как разумные существа, но в основе их поведения лежит императив: «убить всё живое». Объяснения зачем это нужно сделать нет. Но любое разумное существо должно как-то объяснять хотя бы самому себе зачем оно делает то что делает иначе его нельзя назвать разумным. Злодей который злой просто потому что злой хорош для детских сказок. В произведениях для взрослой аудитории это выглядит не серьёзно и скучно.
Хотя автор сам постоянно нарушает свой собственный императив. Бесконечно мощные, непредсказуемые берсеркеры постоянно уничтожаются примитивными пастухами и полоумными юношами. Вообще во всей серии берсеркеры под неубедительными предлогами постоянно вступают в контакт с людьми когда могут их легко уничтожить и постоянно терпят от людей поражение в результате этого общения. По моему даже имбецил бы уже догадался что изучению людей это ни как не помогает зато ведёт к массовому падежу берсеркеров и прекратил бы это делать. А ещё эти жуткие машины созданные специально чтобы уничтожить всех разумных существ могут просто отпустить понравившегося им человека если он что ни будь им нарисует или скажет что органические существа являются высшей формой жизни и неорганические существа обязаны им прислуживать.
MarchingCat, 22 октября 2015 г.
Ещё в 1990х, при первом прочтении, меня этот роман-сборник рассказов не очень впечатлил. По целому ряду моментов. Сейчас решил ещё разок прочитать. Благо, почти весь цикл на руках оказался. И снова в восторг не приводит.
Пожалуй, главные причины — много наивного, неправдоподобного и недосказанного. Плюс противоречия в рассказах.
Вот рассказ-глава «каменная россыпь». Что за тактика абордажей, если прямо в этой главе видно, что абордажная команда не в состоянии пройти сквозь заслон роботов? А каким образом земной флот победил, если автор показал читателю только один фрагмент боя, причём в котором наши выиграть не смогли? А что значит «сотню берсеркеров взяли в плен»?? Как можно взять в плен компьютер, который или побеждает или погибает? И ни строчки объяснений. И так далее и так далее.
Ещё отметилось в голове, что от первого прочтения, лет двадцать назад, в голове чётко остался сюжет лишь одного рассказа — «миротворец» (тот что про лечение рака). Уж и не знаю почему. Всё остальное почти как в первый раз читал.
nik_, 23 апреля 2016 г.
Сборник рассказов о войне людей с машинами-берсеркерами открыл, в свое время, новое направление в области фантастики о роботах. Роботы в этих произведениях представлены не добрыми машинами, помогающими людям как у Азимова, с поведением ограниченным 3 законами робототехники, а кораблями-убийцами с машинным мозгом не ограниченным практически ничем кроме программ их создателей. В лучшем случае их поведение безразлично к человеку или выглядит как проявление жестокого юмора. В отдельных случаях они могут и помогать людям в процессе своего осмысления места в этом мире. Это разрывает шаблон у читателя, привыкшего к литературному и кино-образу: робота-помощника, слуги или раба, с беспрекословным подчинением приказу человека. Машины-убийцы в этом романе представлены как независимый и более жестокий аналог человека, без человеческих эмоций, как архетип злого отца. Саберхаген отразил человеческую машинную цивилизацию как в зеркале, чтобы люди взглянули на себя и свою цивилизацию со стороны и поняли, что в некоторых ситуациях они ведут себя как эти машины, а то и хуже. Берсеркер это отражение человека, как вида, с его страстью к саморазрушению и уничтожению других форм жизни кроме него. В то же время в этом сборнике много примеров самопожертвования людей и нормального поведения в критических или стрессовых ситуациях. Есть что-то в этом сборнике Шекспировское, магия человеческих эмоций. «Буря» похожее по духу произведение. Хочется закончить эту рецензию отрывком из рассказа «в храме Марса» из этого сборника :
«Был на стене нарисованный лес. В нем обитал король чудес. Деревья старые, кривые...» « И ветви черные, нагие
Ломал холодный серый вихрь. Как буря, шторм и ураган Внизу же склона, у холма Стоял храм Марса, бога битв...»
«Полярный свет бросал лучи В врата, разверстые в ночи. И окон не было в стенах Для глаз людских, познавших страх...»
kamino, 3 августа 2013 г.
Занятная книга, среди не похожих друг на друга рассказов, попадаются замечательные мысли. Больше всего понравился рассказ «миротворец», идея ТАК использовать машину смерти — изумительна. Но все-таки сборник читается больше как антология, не столько из-за разнообразия представления сюжета, сколько из-за не особо удачной их стыковки.
osipdark, 8 октября 2013 г.
Годный сборник, хотя, понравился меньше, чем «База берсеркера», и ожидания были большее. В том числе, ожидал больших подробностей от повествования о Иохане Карлсене, о его брате, их взаимоотношений, о истории после Битвы в Каменной Зоне, о Иматранской Империи и галактополитике людей внутри своих территорий, и территорий других рас.
Хотелось бы описаний самой первой встречи с берсеркером, Кормпанами, расселении Человечества...
Ну, да ладно. Большинство рассказов, разумеется, понравились, хоть и не ахти какой перевод (в случае с рассказами он еще нормальный), но в других романах о бересеркерах в этой же книге он еще хуже... Много ошибок как и в самой сути перевода, в терминах, так еще и опечатки есть.
Kriptozoy, 1 ноября 2010 г.
Очень удачно, что автор начало своего цикла сделал в виде вот такого сборника из рассказов. Как-то очень хорошо этот сборник у меня пошёл, страницы быстро переворачивались, истории отлично усваивались. И очень хорошо, что через все рассказы проходит одна нить, что все они объединены общей кульминацией, что все они в одной связке. Вот так по кусочку, по сюжетным отрывкам, по впечатлениям от отдельных новелл под конец в голове сложилось совершенно цельное представление об описываемом мире будущего. Честно говоря, ничего подобного из фантастической классики на ум больше и не приходит. Чтоб вот так сборник рассказов был объединён не в один роман, а именно в сборник рассказов, объединённых общей темой. Вспоминаются «Марсианские Хроники» Брэдбери, но это не то. Вспоминаются два первых романа о ведьмаке Геральте, но это вообще из другой песни. Вот разве только «Легенды Освоенного космоса» Ларри Нивена, но там связью между рассказами является лишь принадлежность к одному миру и к определённому историческому отрезку. А в сборнике «Берсеркер» всё глобально, но в то же время жизненно. Рассказывается о целой войне человечества с машинным разумом, но видится в этой истории и совершенно определённая сюжетная линия с финалом в конце и даже одно жизнеописание. В общем, всё это способствует хорошему чтению. Картина мира сложилась.
Зато возникло много вопросов и недоумений. Раз автор позиционирует берсеркеров, как уничтожителей всего живого, гнущих свою линию и выполняющих свою миссию веками, то почему почти с самого начала, с первых рассказов он наделяет их почти гуманными свойствами и чуть ли не человеческими чертами? Это и беседы, которые они ведут с пленниками; это и непонятные логике действия, когда в рассказе «Покровитель искусств» берсеркер просто отпускает человека на свободу, увидев, что тот начал рисовать на холсте зловещие геометрические формы, изображающие самого берсеркера; это и странная прихоть, благодаря которой в чреве лабиринта внутреннего пространства берсеркера живёт человек, которого машина держит наподобие домашнего животного, называемого Доброжилом. Всё это конечно сюжетообразующие моменты и каждый из перечисленных сюжетов, а также другие, не способствуют тому, чтобы о зловещих машинах сложилось желаемое впечатление. Наоборот. Возникает чувство, что в течение долгого времени войн и контактов с живым во Вселенной, берсеркеры сами стали приобретать гуманные и человеческие черты и характеристики. Или нужно было эти рассказы поставить не в начале сборника. А то получается, что везде человек выходит победителем. Будь то логический поединок, хитрость или твёрдость характера, мирный разговор или военная схватка, а берсеркеры в каком-то отчаянии собирают по всей галактике всех своих представителей и словно бы не нападают, а занимают безысходную оборону и проигрывают, проигрывают...
В принципе, сборник сбит довольно крепко. Практически на любой вкус. Тут и твёрдая НФ, и космоопера, и политика, и война, и даже лирическая часть. Всё чередуется, всё не затянуто и всё способствует интересу. Для себя я выделил, как на иболее интересные, следующие рассказы: «Игра вслепую», «Доброжил», «Мистер Шут», «Причуды ассиметрии», «Лик Бездны». Вот эти рассказы подарили хорошее чувство того, что я получил именно то, чего и ожидал от книги про берсеркеров.
Потрясающая финальная часть. Если включить воображение и представить всё описываемое автором, то получишь настоящее удовольствие. Как герой Карлсен последовал за берсеркером на катере и попал в западню, расставленную чудовищной вселенской аномалией — действующим в полную силу квазаром. Он попал в плен гравитации и лёг на орбиту. И могло случиться так, что до самой смерти и после он бы остался вращаться вокруг квазара, постепенно теряя силы и осознавая неотвратимость своего финала. Очень сильно психологически. Но есть и шанс, что он будет вызволен с помощью новейшей космической техники. Когда читал, переживал всей душой, хотя и был уверен в хэппи-энде.
По визуальным ощущениям напомнило «Звёздных королей» Гамильтона, первый роман «Космической одиссеи» Артура Кларка, «Космический десант» Сергея Снегова и многое другое в том же духе — зрелищное и глобальное.
Но есть и минусы. Это немного двухмерные персонажи. Нет в них особой человечности и живости. Есть смекалка, есть мужество, есть (у некоторых) жажда власти, есть самоотверженность и желание победы, а вот характеры тонковаты. Как ни странно. Не знаю, что будет дальше, ведь второй роман цикла ещё впереди. А ещё суховатый стиль изложения. Читал до этого из зарубежки рассказы Роберта Сильверберга и после его отличного языка слегка тяжеловато было перестроиться. Хотя стили конечно разные.
Итого оценка семь, как общий знаменатель всех плюсов, которых много больше, и минусов, которых меньше. Знаю только одно — к продолжению приступлю с удовольствием и это не за горами.
Farit, 21 декабря 2011 г.
Да, это едва ли не первое мое знакомство с жанром космического боевика. Простой сюжет, простые герои, драйв и чудесное спасение в конце.
Вроде бы ничего особенного, но в определенном возрасте цепляет. Да и простой никогда не было синонимом плохого.
lubar, 29 ноября 2010 г.
Понравилось. Заинтересовался прочитав в журнальной версии «Миротворца». Решил начать с начала. Первые 3 рассказа и 2 после каменного края (Шут и Покровитель Искусств) просто знакомят нас с миром людей столкнувшимися с Берсеркерами. Мы узнаем, что эти чудо роботы мечтают уничтожить все живое. Вообще говоря первый же тезис очень спорный. Берсеркер, что подружился с шутом, вообще не знал , что есть жизнь. Но вот как понимали жизнь создатели Берсеркеров и как они смогли объяснить это машинам. А так же зачем вообще уничтожать любую жизнь, если можно заложить описание именно врага. И эта не ошибка автора, это скорее намек, что об этом стоит подумать. Во всех трех первых рассказах Берсеркер пытался общаться с человеком.Ему он почему-то интересен. Возможно историк, что знакомит на с этими рассказами прав, человек прищемил Берсеркерам хвост и они начали собирать любую доступную информацию для борьбы с ним. А может что-то в людях показалось Берсеркерам знакомым, что-то что требовало получить дополнительную информацию. Знак волка не очень понятно где находится хронологически, возможно сильно позже «Каменного края».
Остальные 5 рассказов построены хронологически правильно. Системообразующим является первый описывающий почти финальную битву Карлсена и Берсеркеров. Тут меньше про Берсеркеров и больше про политику. Чуть меньше психологии и чуть больше социологии.
Берсеркеры — это машинная цивилизация. Судя по всему она скорее деградировала, чем развивалась. Ибо не было у нее достойного соперника и не было смысла развиваться. Но столкновение с Землянами изменило расклад. Возможно машинки слегка перетрусили и переоценили коварство человека вообще и Карлсена в частности. А может их тактика построена на принципе неопределенности столкнулась с еще менее определенной тактикой человека. Но в результате машинки начали думать, соображать, эволюционировать, причем подчас независимо друг от друга и в разные стороны. В любом случае у многих из них появились человеческие черты: например ненависть и любопытство.
Lone Reaper, 30 августа 2008 г.
Почему я взялся за цикл Саберхагена? Ну, первая причина это его имя, знакомое мне по соавторским работам с любимым Роджером Желязны. Ну, а во-вторых, на одном из книжный развалов Москвы я наткнулся на книгу (которая в серой суперобложке), не устоял и приобрел ее по весьма соблазнительной цене...
Впрочем, покупка оказалась удачной не только с финансовой точки зрения: цикл оказался очень крепким, и наиболее яркие впечатления у меня остались от первой его части, сборника рассказов «Берсеркер». Автор избрал весьма интересный подход к описанию космических воин — это демонстрация влияния личности на жизнь целых планет и галактик. Инопланетянин-историк с планеты Кармпан ведет дневник своих наблюдений за успехами Человечества в борьбе со Смертью в лице роботов-берсеркеров. И тут летописец отмечает, что не только такие выдающиеся личности как генерал-полубог Иоганн Карлсен способны оставить свой след в истории, но и простой пилот истребителя, невольно втянутый в шашечную дуэль с роботом-убийцей и хитростью победивший его. Или чего стоит история про миротворца, сумевшего доказать берсеркеру превосходство Жизни над Смертью — ничего кроме гордости за представителя своей расы я не чувствую...
Не прошел Саберхаген стороной и отрицательные стороны человеческой натуры. Здесь и аллюзии на актуальную ныне проблему неофашизма (ох, как он в своем 67-м году был прав!), и осуждение разрозненности людей даже в моменты жизненно необходимого объединения сил. В то же время, существование истинно правильных, справедливых и сильных личностей не дает впасть в апатию и вселяет уверенность в победе Человечества. Даже в войне, которой суждено длиться не одну тысячу лет...
Яркие и чрезвычайно сильно написанные рассказы при прочтении вызывают в душе множество чувств. Чувство гордости за отчаянно борящуюся Жизнь, которую так стремятся уничтожить берсеркеры. Восхищение человеческим разумом, который несмотря на совершенство искусственного интеллекта, всегда превосходит его в самых неожиданных сторонах. И вера в то, что люди, олицетворяющие последний оплот Жизни, обязательно победят. Иначе как бы жила Вселенная, если бы в ней не существовало нас?..
P.S.: Рассказ «Маска красного смещения» — ремейк рассказа Эдгара По. Сюжет так же был использован им в романе «Черный трон», написанном в соавторстве с Р. Желязны. Нравится он ему, видать, очень сильно. Солидарен...
AlisterOrm, 17 октября 2010 г.
Сборник, связанный общей темой — войной с машинами-убийцами берсеркерами, представляет собой набор самых различных по ощущению и идеям рассказов. Рассказы о Карлсене — исследование роли личности в истории, их дальнейшей судьбы, описание интриг политиков, что продолжаются даже во время войны, вообще сути власти. Прочие рассказы — анализ психологии человека («Доброжил», «Это сделал Я и Т»), взаимоотношения человека и машины (Знак волка), логические загадки (Игра вслепую), и просто ироничное повествование (Мистер Шут). В целом, сборник очень крепок, и вполне достоин прочтения, произведения, которые в нём содержатся, весьма небезинтересны. Надеюсь, романы цикла не хуже, чем рассказы.