Майкл Муркок «Когда боги смеются»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
У неё нет крыльев, но она бы очень хотела их иметь.
У него нет представления о собственном будущем, но он очень хотел бы его знать.
А третий, прибившийся к ним по пути — простой бродяжка, которому и в голову не придёт задумываться о том, «а чего же, собственно, мне не хватает?»
Весёленькая подобралась компания, ничего не скажешь... И все трое ищут очень могущественный древний артефакт...
Входит в:
— цикл «Элрик из Мелнибонэ» > цикл «Сага об Элрике»
— цикл «Элрик из Мелнибонэ» > Сборники, ранее считавшиеся частью цикла > сборник «Похититель душ», 1963 г.
— цикл «Элрик из Мелнибонэ» > Сборники, ранее считавшиеся частью цикла > сборник «Поющая цитадель», 1977 г.
— антологию «Epic», 2012 г.
— антологию «Swords Against Darkness», 2017 г.
- /языки:
- русский (11), английский (5), французский (1)
- /тип:
- книги (17)
- /перевод:
- А. Г. Ульранов (1), М. Гилинский (1), А. Иванов (1), Г. Крылов (3), А. Лидин (2), В. Липилин (1), Ю. Новиков (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 5 октября 2020 г.
Честно говоря, название рассказа правильное. Если боги смеются, значит, вся история либо юмор, либо глупость. Выбирайте, что вам больше нравится.
Известный российский «фэнтезист» Никитин написал кучу романов цикла «Трое из Леса». Там был явный юмор, и первые 3 романа я действительно смеялся. Потом однообразие сюжета меня достало, и я не только прекратил смеяться, но и перестал покупать подобные книги.
Оказалось, что у Муркока есть свой вариант «Троих...», только это небольшой рассказ, а не роман. На юмор он как-то не тянет, а на глупость... Судите сами (далее будут СПОЙЛЕРЫ).
Элрик вместе с бескрылой дочерью колдуна Танцующих-в-тумане отправляется в очередной квест по своему миру. Теперь он ищет Книгу Мертвых Богов (звучит заманчиво, правда?), которая должна ответить ему на вопрос: «Можно ли избежать приговора богов?» Не спрашивайте, о каком приговоре идет речь, — я и сам не знаю! Наверно, в оригинале было «проклятья», а не «приговора», иначе смысла в речах Элрика я не вижу: его никто не приговаривал — он сам признал себя рабом Ариоха. А вот теперь озаботился откреститься от подобной напасти. Мудро! Только где его мозги были в тот момент, когда он давал клятву?
Чтобы им было веселей делить бутылку водки (или что у них там было?) на правильное количество частей, на болотах к их дуэту присоединяется третье лицо — торговец Мунглум из Элвера. Впрочем, почему присоединяется? Он просто удирал от собак дхарзи, а Элрик вежливо предложил их побить. Действительно, зачем было упускать такой удобный случай сразиться с монстрами, если несколькими минутами ранее Бурезов оказался бессилен убить великана из тумана (ай да рифма!). Не успели из болота вылезти, как влипли в новую драку! Автор просто не может себе представить опасное путешествие без сражений с кем-то. Наверно, потому, что по-английски слово «приключение» (adventure) звучит как «авантюра».
Ну, втроем и батьку можно побить, как говорит поговорка. Вот и эта несвятая Троица нашинковала из собак с птичьими головами мясное рагу и решила продолжить свои поиски вместе. Будущий верный спутник альбиноса ищет непонятно чего — почему бы не объединить усилия?! Вам не смешно? Погодите, смешное будет в конце!
Оказалось, что мифическая Книга просто сопрела от времени и развалилась в труху! Условия для ее хранения были явно неподходящими. В итоге проиграли все, даже демон Хаоса: он как дурак сидел в замке целых триста (!!) столетий, не интересуясь состоянием Книги. Мог бы и пораньше освободиться, если б был любознательнее...
-------------
ИТОГ: развлекательная история о трех простаках и одной манящей цели, напоминающая сюжет тривиального компьютерного квеста типа Dungeon siege. Я в него играл, потому и построил свой комментарий по типу игрового сценария. Любителям квестов должно понравиться, а остальным — не факт.
AlisterOrm, 30 мая 2019 г.
Повестушка вполне себе динамичная и бодрая, в лучших традициях героики. Отважные сражения с чудовищами, смертельные опасности, путешествие из точки А в точку B, прекрасная возлюбленная, новый верный друг, печать прошлых горестей... Ну прямо таки эталон жанра.
Но вот нет. Элрик идёт в путешествие не ради приключений, а ради смысла. Что он хочет прочесть в книге богов?
А есть ли что-то в мире, кроме вечной борьбы? Неужто в мире существуют только алчные силы Хаоса и Порядка, смертельно дерущиеся за ошмётки бытия, или во вселенной существует сила, превыше их, которая делала бы жизнь осмысленной, которая могла бы дать надежду на что-то высшее?
Это дало бы силу жить дальше. Но.. у богов жестокое чувство юмора. Элрик не получает никакого ответа, и отчаяние снова овладевает им.
Одержимому проклятием Элрику нужна надежда... Но мы-то знаем, что он всё равно обречён.
Лангольер, 17 июля 2012 г.
В принципе неплохое развитие темы отчаяния, начатой в Грезящем городе, но имхо здесь развитие Элрика немного застопорилось. Я ожидал яркой развязки и не то что бы был сильно разочарован — нет, но по-моему все вышло слишком просто и незамысловато. Тем не менее общая динамика произведения и наличие интересного экшна в некоторой мере компенсируют мной описанные недостатки и скучать во время чтения не приходится.
GENOK, 6 октября 2010 г.
Динамичная интересная повесть об Элрике, который неожиданно для себя ввязывается в авантюрные поиски Книги Богов! Полный внутренних противоречий, Элрик непременно желает получить ответы на свои многочисленные вопросы..
Очень красочно, изумительно Муркок рисует Элрика.. Элрик-философ, Элрик-воитель.. Сколько же тебя, Элрик? Один персонаж и дюжина противоположностей!
glupec, 17 июня 2008 г.
Вообще-то говоря, «КОГДА боги смеются» — это рассказ Джека Лондона, а повесть Муркока называется «ПОКА боги смеются» («WHILE the gods laugh», а не «WHEN the gods laugh«!) Но оставим в стороне переводческие ляпы. Сам рассказ... если смотреть только на сюжет — типичнейшая ГФ в духе какой-нибудь «Конанианы» (поиски сокровищ, боги, древние руины, проклятия, стррашные опасности и ужасные приключения... всё наличествует!)
А с другой стороны... чем-то всё-таки этот рассказ выделяется среди всех остальных ранних произведений Саги. То ли тем, что здесь мы начинаем исподволь уже сочувствовать герою, а не пассивно следить за его перемещениями по миру... то ли тем, что сам мир уже обретает в этом рассказе плоть, кровь и более-менее сочные краски (чего не было в предыдущем, т.е., в «Гибели призрачного города»)
В общем, тут важно, не ЧТО написано, а КАК. И с этой стороны — вещица безупречна...
Magribinus, 21 марта 2011 г.
Более живо, целостно и проработанно, чем «Грезящий город». Хотя все так же просто. Мне понравилось.