fantlab ru

Гарри Гаррисон «Пленённая Вселенная»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.06
Оценок:
818
Моя оценка:
-

подробнее

Пленённая Вселенная

Captive Universe

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 81
Аннотация:

Вот уже более 500 лет длится эксперимент, задуманный на праматери Земле. И всё это время к загадочной Проксиме Центавра, пожирая парсеки пространства, движется невиданный космический корабль. Кажется, его создатели предусмотрели всё, смоделировав для обитателей этого исполина замкнутый мир — Пленённую Вселенную. Но когда имеешь дело с живыми людьми, предусмотреть абсолютно всё невозможно. Так уж устроен человек, что он с невероятной легкостью ломает чужие, пускай и самые выверенные планы и прокладывает свой путь.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

• Первое издание на английском языке проиллюстрировано самим автором.

• Авторское посвящение: «Нетти и Луису Мерклерам, по многим причинам». По всей видимости, это родственники жены — Гарри Гаррисона — Джоан Гаррисон (урождённой Мерклер). (bellka8)


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Плененная Вселенная
1991 г.
Плененная Вселенная
1991 г.
Космический врач
1993 г.
Миры Гарри Гаррисона. Книга 12
1994 г.
Плененная Вселенная
1998 г.
Плененная Вселенная
1999 г.
Антология мировой фантастики. Том 7. Космическая одиссея
2003 г.
Чума из космоса
2004 г.
Плененная Вселенная
2008 г.
Плененная Вселенная
2009 г.
Пленённая Вселенная
2015 г.
Фантастическая сага
2020 г.

Издания на иностранных языках:

 La kaptita universo
2001 г.
(эсперанто)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чимал, сын Чимала, с детства отличался от односельчан-ацтеков и не раз страдал от этого. И вот однажды он решил бросить очередной вызов богам и их жрецам, презрев древние обычаи племени...

Популярная в своё время тема «корабля поколений». Я, честно сказать, не вижу в них никакой экономической целесообразности, разве что Человечество будет поставлено перед угрозой уничтожения, тогда это возможный выход. В противном же случае тратить огромные ресурсы и обрекать на пожизненное тюремное заключение поколения несчастных как-то не по-человечески. Да ещё и без надежды хоть на какую-то отдачу. Есть и другая сторона проблемы — психологическая. Как заставить людей принять их жребий? Ну первое поколение может быть из энтузиастов, а последующие как смогут не сойти с ума, летя в банке среди бесчисленных звёзд и зная, что никогда не ступят на планету? У Гаррисона есть сразу три ответа на вопрос — генетика, религия и постоянный отбор, когда из слишком умных выпускают богов через отверстия в черепе.

Сама же книга получилась отличной. Приключения Чимала, изнывающего от жажды знаний и обречённого на одиночество, захватывают внимание, но в конце концов понимаешь, что и победа Чимала, да, во многом промежуточная, это всего лишь часть плана Великого Создателя, запрограммированная за сотни лет до рождения гениального «ацтека».

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый уважающий себя писатель фантаст просто обязан написать сагу о ковчеге среди звёзд. Вот и Гарри Гаррисон на 4 года позже Альфреда Ван-Вогта написал об этом...

Но какова разница!!!!!!

На этот раз создатель корабля, путешествующего к Проксиме Центавра (тоже!!!) предусмотрел всё: ввиду того, что путь продлится 500 лет, было создано два племени ацтеков, которым под страхом смерти запрещено смешиваться и «племя» наблюдателей. Все они строго следуют «законам» той исскуственной цивилизации, которая и не знает, что цель уже была достигнута, но попрана.

Как всегда — те кто властвует доволен своим положением.

Они ни под каким нажимом не намерены менять это положение. Ведь за этим последуют ПЕРЕМЕНЫ в их комфортном существовании...

Двигателем перемен здесь выступил ацтек Чимал, незаконорожденный, мать которого нарушила закон.

Чимал родился гением. И с детства не мог смириться с таким существованием.

Столкнувшись с наблюдателями — этим ЧИНОВНИЧЕСТВОМ, призванным направлять, руководить, и даже убивать племя ацтеков, он понимает что они такие же заложники, рабы ИНСТРУКЦИИ.

С горечью он им говорит: «..вера вам заменяет мысль, ритуал делает разум ненужным.

Для меня стремление к переменам и знанию — самое главное. Ради этого я преодолею любые преграды...»

Роль личности в истории всегда была темой интересной, но и спорной.

Влияет ли толпа на перемены? Или важнее ЛИЧНОСТЬ?

Когда количество перерастает в качество?

Когда послушание и рабство перестаёт сдерживать стремление к свободе?

Да и возможно ли запретами остановить желание человека учиться, знать больше, выбраться из душных сковывающих дух законов?

Религия — это благо или зло?

Вот когда книгу можно считать отличной. Когда читатель задаёт себе эти вопросы.

Гарри Гаррисон написал отличную книгу. Удивительно то, что я её впервые читаю. Такое СОКРОВИЩЕ не заметила.

Всем рекомендую прочитать.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чимал из ацтекской деревушки Квилап (Куилап) с самого детства был весьма любознательным парнишкой. Из-за чего регулярно получал «люлей» от священников местного храма, что следили за неукоснительным соблюдением обычаев и законов. Одним из таких законов был запрет на выход из долины, где приютилась деревушка. Нельзя было даже взбираться на окрестные скалы, чтобы поохотиться на грифов — вечных спутников человека в этом закрытом от постороннего посещения мире. Поскольку Чимал всячески игнорировал подобные запреты, он сумел побывать в самых труднодоступных местах долины, куда еще не ступала нога другого ацтека. И то, что он там видел, было до того странно и нелепо, что ставило под сомнение естественное происхождение окружающего деревню мира...

Тема «космического ковчега», в котором обретается «поколение, достигшее цели», была весьма популярной в 60-х годах прошлого века. Особенно в англоязычной фантастике. Наверное, потому, что сами англосаксы таким же «макаром» заселили свои исконные земли, прибыв на их берега из другой вселенной. Сам автор — не исключение из данного правила: он является далеким потомком иудейского племени, со времен сотворения мира жившего на берегах Иордана и Тивериадского озера, но по воле судьбы постоянно изменявшего место своей прописки то на средневековую Европу, то на только что открытую Америку. Дух первопроходцев как никогда силен в каждом из американцев: он помнит всех своих славных предков и чтит их великие дела. Одной из форм такого почитания и является написание книги об очередном Исходе почти что библейского масштаба. Только в фантастике он принимает вид космического перелета к соседней звезде, длящегося несколько поколений. Каждый великий потомок англосаксонского племени имеет в загашнике подобное произведение. Наиболее известны из них «Пасынки Вселенной» Хайнлайна, Non-stop Брайана Олдисса и серия романов Артура Кларка о «Раме». Не удивляет, что и Генри Максвелл Демпси также соблюл неписанную традицию, создав столь масштабный по замыслу роман о первом полете человека к Проксиме Кентавра.

Масштабность произведения видна хотя бы уже по его строению: роман состоит из трех объемных частей и небольшого эпилога. В первой части описывается мир долины глазами обычного ее жителя (т.е. не совсем обычного, но это только в потенциале). Упоминание ацтеков может ввести читателя в заблуждение, будто сюжет развивается еще в доколумбову эпоху. Автор и не скрывает, что ожидает от читающего именно такой реакции. Потому что вторая часть уже раскрывает перед читателем «изнанку» только что описанного мира — точнее, его «закулисье». Становится понятно, что дело происходит не на Земле, но полной ясности еще нет. Все точки над i расставляет третья часть, где объясняется вся подоплека происходящего и даются ответы на все вопросы, что были поставлены еще в первой части. Там же раскрывается и одна великая тайна, которая чуть было не поставила крест на всем мероприятии, затеянном людьми 520 лет тому назад.

Сам «ковчег поколений» так же масштабен: он не создан руками человека, а фактически выточен из целого астероида! Мне кажется, что это наиболее подходящая форма для подобного корабля: и герметичность надежно обеспечена, и защита от космического излучения, и даже естественная основа для высадки сельхозкультур имеется. А рукотворный корабль для подобных целей не подходит по многим параметрам. Так что в этой части своего замысла Гаррисон с Кларком набрали максимальное количество баллов в номинации «Правдоподобие».

Такой же правдоподобной кажется мне и социальная структура корабельного общества. Ацтеки были выбраны организаторами проекта не за великий ум или способности к обучению, а за, скорее, обратное — патриархальный уклад жизни, покорность и неприхотливость быта. Наблюдатели, правда, немного исказили первоначальный замысел Великого Создателя, но полностью дезавуировать его еще не успели. Впрочем, это тоже кажется правдоподобным: последующие поколения, как правило, редко следуют всем замыслам своих предтеч. А в условиях замкнутой среды куда легче провернуть очередную ревизию взглядов на прошлое и еще не наступившее будущее, ибо проще организовать заговор и сохранить тайну. Правда, раскрыть ее могут такие вот нетипичные граждане типа Чимала, но они по сути своей одиноки и с ними легко бороться. Чтобы линия героя победила, автор выдумывает один из немногочисленных сюжетных «роялей» — почти полную деградацию общества контролеров полета (т.н. Наблюдателей). Очень интересной показалась мне и «двухъярусная» система верований экипажа корабля: типичные ацтекские боги для «внутреннего» населения и обожествленный образ Великого Создателя — для контролирующего персонала. Эдакий плевок в сторону всех верующих — а ваши боги ненастоящие! Хорошо известно, что сам автор — воинствующий атеист, отсюда и все ноги его философии растут...

Конечно, одному бунтарю будет не по силам преодолеть сопротивление большинства (хоть и деградирующего), так что в концовке автор немного преувеличил. Хотя читатель вряд ли будет по этому поводу сокрушаться и возмущаться: каждый в душе ждет именно такого финала. Автор только постарался максимально приблизить его к действительности, играя на нашем незнании психологии и основ управления общественным мнением. Самое главное — ему удалось создать оригинальный мир, построенный по своему собственному шаблону, непохожему на всё перечисленное мной выше. Не идеал, но достаточно динамичная и увлекательная история о постижении глобальных истин и осознания своего собственного места и значимости в окружающем мире.

----------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как любопытство, смелость и решительность могут в корне изменить жизнь и судьбу целого народа, посланного к звездам в незапамятные времена. Несомненно, роман — одно из лучших произведений, принадлежащих перу Генри Демпси (читай — Гарри Гаррисона).

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшая книга о корабле поколений из тех, что мне довелось прочесть. Абсолютно непредсказуемый сюжет, прекрасно положенный на криптоисторическую тематику. Однозначно лучшее произведение Гаррисона, уровня которого ни Хайнлайн, ни Саймак, ни Олдис так и не смогли достичь в своих книгах с похожим сюжетом.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга отличная, может из-за того, что прочитал в подлиннике на английском. Упоминаю об этом, так как «Пасынки Вселенной» Хайнлайна (кстати, основоположник жанра о у межзвёздном корабле, где должно смениться несколько поколений экипажа, прежде чем он прибудет к цели) прочитал в «Вокруг света» в переводе Ю. Зараховича, и это был эталон работы переводчика. Тот же роман Хайнлайна, переведённый в 2000-х — полный отстой, и страшно подумать как бы я такое воспринял читая в детстве.

«Захваченная Вселенная» — гениальный роман, в частности автор вдумчиво подошёл к проблеме духовной жизни экипажа на протяжении многих десятилетий. Как известно,

Молодым быть трудно, трудно везде и во все времена. Вход во взрослую жизнь это всегда боль и разрыв, это дефлорация. Вспомните свою жизнь, кто не мечтал, засыпая, уткнувшись в мягкую подушку: «вот вырасту и буду делать что захочу!» А потом удивлением осознаешь, что ничего не поменялось. Что место диктата родителей (настоящего или выдуманного) приходит диктат работодателя, закона, клиента и т.д. Будучи молодым, ты много работаешь и получаешь крохи, и это обида и это горькое чувство невостребованности. Ништяки не приходят просто так, чтобы получить их нужно уметь что-то такое, чем владеют немногие или иметь волосатую лапу. Прочим же предстоит долгий, нудный, противный путь набора опыта и совершенствования навыков. Противно чувствовать себя винтиком, противно, когда твои идеи никому не интересны, более опытные коллеги стоящие рангом выше думают лишь как спихнуть на тебя самую тяжелую, монотонную, скучную работу.

Именно это произошло на звездолёте «Авангард», когда механик Рой Хафф поднял мятеж, в итоге отправив маленькую человеческую колонию в небытие. Проблема злободневная, ибо мы видим как подобное происходит на майданах и в оранжевых революциях.

Гаррисон находит решение. Нет, это не анабиоз, люди всё так же рождаются, живут и умирают, но никаких потресений не должно быть. Не должно, пока на свет не был рождён мальчик, от матери простолюдинки и отца, который не должен был...

Впрочем, читайте сами, не пожалеете.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не так уж часто мне доводилось читать произведения, в центре сюжета которых был бы корабль поколений, т.н. звёздный ковчег. «Пленённая Вселенная» — роман как раз из этой редкой категории, одно из лучших, на мой взгляд, произведений по теме. Стремление человека к иным мирам, к звёздам — очень мощный стимул, для реализации которого ничто не помеха. Возможно, человечеству не удастся создать передатчик материи, путешествия в гиперпространстве будут признаны невозможными, в этом случае единственным способом достичь далёких планет станут звездные ковчеги, в которых поколения людей на протяжении столетий будут рождаться и умирать с надеждой, что их потомкам суждено достигнуть заветной цели.

Размах проекта потрясает воображение — для путешествия к Проксиме Центавра был построен гигантский корабль, за основу которого был взят целый астероид. Вот уже более пятисот лет длится путешествие и потомки пилотов и пассажиров давно забыли о том, кто они на самом деле. В центре корабля создан целый мир, населенный «ацтеками» — здесь светит солнце, зеленеет трава, жрецы возносят окровавленные сердца жертв к небесам с вершин пирамидальных храмов, а грешников по ночам подстерегает ужасная богиня Коатлики, готовая разорвать на куски любого нечестивца.

С внешней стороны долины в стальных коридорах космического корабля свою бессменную вахту несут наблюдатели — их задача в том, чтобы следить за ацтеками, регулировать численность населения, контролировать все аспекты жизни пассажиров — от восхода солнца и частоты дождей до заключения браков, при этом не допустить того, чтобы ацтеки узнали о существовании наблюдателей. Их религия — монотеизм, вера в Великого Создателя — во главу угла ставится аскетизм, самобичевание и слепое повиновение воле Главного наблюдателя.

Веками складывавшийся порядок начинает рушиться, когда среди ацтеков рождается Чимал, с детства считавший себя не таким как все, белой вороной. Чимал понимает, что здесь что-то не так, он очень умен, любознателен и любой ценой хочет найти выход из долины. Помимо главного героя ярких персонажей в романе нет, можно вспомнить разве что Главного наблюдателя, да ещё пожалуй Оружейницу, которая становится невольной проводницей Чимала в мире наблюдателей. Все обитатели корабля, кроме Чимала, крайне узколобые, зашоренные личности, они не хотят перемен, не способны самостоятельно принимать решения, им проще уничтожить причину смуты, нежели принять перемены и стремиться к лучшей жизни.

По структуре роман делится на три части. В первой автор умело создает иллюзию земного общества ацтеков, следуя за Чималом, читатель постепенно, обращая внимание на отдельные детали, начинает сомневаться в истинности предлагаемого ему мира. Почему здешние ацтеки сплошь белокурые и голубоглазые? Неужели боги действительно находятся среди людей и карают грешников? Может ли солнце не взойти поутру, если люди не будут об этом молиться? Складывать кусочки этого паззла, постепенно приближаясь к разгадке, действительно интересно.

Вторая часть посвящена приключениям Чимала на территории наблюдателей — здесь он продолжает играть роль жертвы, возмутителя привычных устоев, которого необходимо ликвидировать. Всегда интересно читать о приключениях очередного «маугли» в джунглях цивилизации. В данном случае герой с нуля постигает премудрости неведомого ему миру, каждый шаг — это откровение. Главная особенность в том, что здесь нет всезнающих учителей, которые ведут неразумного за собой, показывают ему всё и объясняют. Оружейница сама мало что знает, а то что знает предпочитает не предавать огласке. По этой причине Чимал вынужден добывать новые знания собственным потом и кровью.

Третья, заключительная часть романа продолжает знакомить нас с миром наблюдателей. Главное отличие в том, что здесь Чимал уже выступает в роли своего рода мессии, Избранного. Он понимает, что главная его цель — донести до людей правду, сделать так чтобы ацтеки узнали о существовании наблюдателей, чтобы и те и другие избавились от религиозных предрассудков и объединились в стремлении к общей цели. Сделать это, как вы понимаете, крайне непросто, т.к. люди по своей природе довольно глупы и не хотят никаких перемен. А тут еще выясняется, что корабль отклонился от изначального курса и день прибытия может так и не наступить никогда...

В романе прекрасно показано социальное устройство двух очень разных категорий населения. Обычаи ацтеков, их боги и обряды, праздники и традиции — полная иллюзия того, что ты не в космосе, а где-то на Земле, пусть и чуточку альтернативной. Технологичное общество наблюдателей также довольно самобытно — использование сложных приборов и технологий сопряжено с тоталитарной религиозностью, и в конце концов понимаешь, что наблюдатели по своей сути мало чем отличаются от ацтеков. Как говорят, что в тюрьме отбывают срок не только заключенные, но и тюремщики.

Не забыта и приключенческая составляющая, чтение увлекает — постоянно что-то происходит, главный герой бежит, скрывается, дерется и выполняет миссии на пределе человеческих возможностей. Главное же, конечно, в том, что на основе замкнутой искусственной модели общества автору удалось смоделировать наш с вами мир. После прочтения начинаешь задумываться, а может быть мы тоже все пленники корабля поколений под названием Земля, несущегося в бесконечном холодном пространстве к неведомой и столь же недостижимой цели. В общем, эта книга позволит не только приятно провести время, но и заставит о многом задуматься. Это один из лучших романов талантливого американского фантаста, который я бы отнёс к золотому фонду зарубежной научно-фантастической литературы.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохо. Радует то, что Гаррисон не скатился в боевик, а постарался показать два изолированных друг от друга общества, жизнь которых давно идет по кругу, практически без цели и смысла. И только один человек с шилом в заднице пытается выйти за пределы этого круга. Его, естественно, не понимают ни в одном социуме, ни в другом, и он получает пинки со всех сторон.

Умный роман

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человек, преодолевший культурный и эпистемологический разрыв в несколько столетий, казалось, должен испытывать большее потрясение. Но Чимал — необычный человек. Он, как мечта Ницше и воплощение фаустовского духа, гордый и неверящий, но желающий знать. Некоторым людям близки его чувства, что этот мир — навязанная необходимость и если, попытаться, то можно уйти из него. И однажды это произойдёт.

Это произведение о человеке, который не верит в человечество, в религиозную чепуху, но, который хочет верить в будущее, в новые горизонты познания и в новые поколения, которые дадут ему учеников и единомышленников, и он больше не будет одинок.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помните этот жестокий социальный эксперимент в «Поколении, достигшем цели» Саймака? Вот и это нечто подобное — путешествие Звездного Ковчега, когда скатывание в варварство, духовная пустота и религиозный фанатизм были запланированы с бюрократической тщательностью. Все несчастья бесчисленных поколений людей, голод и болезни, бездумное следование «традициям», и даже все кровавые жертвы, принесенные жрецами, и вырванные ими во славу бездушных богов сердца — всего лишь пунктики в масштабном плане.

Помнится, когда я читала «Поколение, достигшем цели», то было даже обидно, что рассказ так короток и много остается невыясненным. Все думалось — зачем был нужен такой жестокий эксперимент, какие маньяки и садисты придумали для людей такую судьбу. Или может у них были веские причины? Как жили эти люди — десятилетия, века, теряя человечность и даже не догадываясь о своей потере? Но ответов не было, только фантазии. Эта история может восполнить пробелы, воссоздав все детали того, что бывает, если кто-то вообразит себя богом.

Роман по-настоящему интересен. История ацтекского юноши, рожденного вопреки традиции и обладающего живым умом и неуемным любопытством, которые ведут его от разгадки одной тайны этого мира к другой, постепенно открывая перед нами завесу над масштабным и безумным замыслом, жестоким социальным экспериментом.

Огромный астероид- корабль, несущий через Космос своих скатившихся в дикость пассажиров и экипаж, превративший управление и обслуживание сложных механизмов в своеобразную религию. Две группы людей — равно несчастные, равно обездоленные по воле давно умершего безумца, который решил обессмертить свое имя, совершив невозможное и став богом для новой расы людей, определив для целых поколений их каждый шаг, лишая своих почитателей воли и способности мыслить самостоятельно. Гениальный в своей масштабности и сложности, но преступный по целям и исполнению, замысел.

И читать этот роман по-настоящему интересно. Уже потому, что это не только отличное приключение. Здесь есть и над чем подумать. Хотя бы над тем, во что превращается человек, если бездумно следует традициям, законам или наставлениям доброхотов, добровольно отказываясь от самой способности думать, воображения, мечты, надежды, свободы воли.

И финала в этой истории нет. Герой побеждает, но победа эта какая-то странная, основанная на выполнении одного из пунктов безумного плана и способствующая его реализации. И вот вопрос: что будет делать герой, если окажутся правы Наблюдатели, и у Проксимы Центавра он не найдет для своего народа нового дома? Заставит продолжить путь? Или будет править со своими подросшими соратниками уже навсегда Плененной Вселенной?Сможет ли избежать искушений властью, станет для своего народа отцом-основателем нового общества, очередным тираном или богом? Так много возможностей для воображения, и это — прекрасно!

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что меня действительно 'кольнуло' в этом произведении, так это проекция смысловой нагрузки романа на нашу реальность. Проблема 'жизни в рамках' была актуальна, является очень актуальной, и в будущем будет еще более актуальной. Попробуйте взглянуть на это немного шире, сравните мирок ГГ и ваш собственный.

Большинство из нас возделывает маис год за годом ( на 'любимой' работе')

Слушает и принимает взгляды жрецов безоговорчно ( церковь, правительство)

Живет идеологией, насажденной другими, даже не осознавая этого ( реклама, потребительство, жажда наживы — влиятельность корпораций)

Мы — ацтеки,господа. Мы заперты каждый в своей деревне. И я не знаю, где лежит путь из Долины...

Оценка: 8
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

По-моему, это — лучшее, что есть у Гаррисона и одно из лучших произведений мировой фантастики. Есть такое правило — автор должен написать все то, что ждет от книги читатель и еще немного больше. Так вот «Плененная вселенная» дает то, что намного превосходит любые ожидания читателей. Вселенная для двух индейских племен — это маленькая долина, окруженная горами, через которые нет дорог. И живут они себе потихоньку, землю обрабатывают, детей растят, только вот почему-то запрет действует — не брать в жены девушек из другого племени, только из своего. А за запретом следит ужасная богиня, вырывающая сердца, которой пугают детей и которая — вот первая неожиданность — оказывается реально существующей! А уж когда из-за смерти главного жреца не была вознесена молитва о восходе солнца и СОЛНЦЕ НЕ ВЗОШЛО — это просто шокирует — не знаешь, что и ждать от этого мира. И постепенно, вместе с главным героем, шаг за шагом открываешь путь к истинному устройству мира, вселенной, плененной глобальным космическим экспериментом. Космический полет, рассчитанный на несколько поколений, опасен тем, что команда может перессориться, разделиться на враждующие лагеря, и в итоге потерять саму цель полета. Гаррисон нашел принципиально новый способ бороться с этим — способ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ. Правда, и он не прошел без осложнений. Книгу эту хочется читать и перечитывать неоднократно!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга на полке попалась случайно , но это ГАРРИ ГАРРИСОН. И вопросы с покупкой отпали сразу. Читая Плененная Вселенная понимал , что это как то не свойственно Гаррисону язык написания. Но роман понравился очень, хотя показался немного тяжеловат. Общие понятие для книги могу дать в двух словах « Ложные Боги»

Ну и само собой твердая 10-ка.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так уж вышло, попала ко мне книга в электронном виде. Быстренько пролистав вступление, начал читать дальше, и чем дальше, тем непонятнее становилось — то ли я читаю? О том ли предисловие было? Гаррисон ли это вообще? И только немного дальше я смог сопоставить текст из аннотации с текстом книги.

Немножко наивно, чуть-чуть наигранно, как и многое у классика, но тем не менее — весьма оригинально и самобытно построенная история, которая заставляет задуматься. Даже больше — поразмышлять о многом, мимо чего обычно проходишь не отвлекаясь. Даже поговорка — «закат Солнца вручную» теперь приобретает новый, гаррисоновский смысл. Но многое становиться также совершенно не понятным, возникают вопросы — зачем, для чего, с какой целью? попытки получить на них ответы приводят к новым вопросам, начинаешь в уме дискутировать с автором, найти более прагматичные решения.

Не знаю кому как, а мне, ближе к середине, как только основная интрига становиться раскрытой, как то на порядок пропадает интерес к чтению, ты просто начинаешь понимать, что автор, в некоторых вопросах в силу своей некомпетентности, в силу уровня знаний человечества на момент написания, находится ниже уровня сегодняшнего отличника старшеклассника. Для той же генетики 40 лет — довольно огромный срок. Снова собираешься с мыслями, абстрагируешься от аксиом, и начинаешь читать как марсианские хроники, где научная достоверность вопрос третьестепенный, важны сюжет, герои... Как бы снова интересно, но и тут начинаешь задумываться — а не переигрывают ли герои? Читаешь на таких вот качелях, читаешь, а потом бац, книга закончилась. И хэпиэнд как бы есть, и логичное завершение эпизода, но все равно, сидишь и втыкаешь — закончилась? Точно? Нуу аа чем конкретно? Хотя, а зачем больше? Мораль донесена, сюжет себя исчерпал, интрига оставлена, и нечего мучать читателя десятком продолжений.

В общем, к прочтению рекомендую, ваша Харя.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема кораблей-ковчегов воистину неисчерпаема. «Пленённая вселенная» — классическое, чуть ли не образцовое произведение данного поджанра. Причём стилистически повесть состоит из двух частей. Первая — почти что псевдоисторический роман про бунт креативной и прогрессивной личности против костного общества. Тема несчастной любви, притеснений, человеческих жертвоприношений и семейных трагедий раскрыта превосходно. Во второй части начинается уже космофантастика. ГГ оказывается достаточно крепок, чтобы взять на себя ответственность за начатую им революцию и повести за собой общество из двух объединённых цивилизаций к счастливому будущему. А если серьёзно, то это просто добротная, приключенческая фантастика без особых претензий.

Банальный ГГ-сверхчеловек, его скромная симпатичная спутница, враги, становящиеся друзьями, обратно врагами и снова друзьями. Вполне себе привычные элементы фантастики. Не думаю, что «Пленённая Вселенная» будет для кого-нибудь откровением или открытием, зато она абсолютно точно сможет приятно скрасить время и принести удовольствие.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самое лучшее описание «корабля поколений» из известных мне. Для меня все началось с «Пасынков Вселенной» Хайнлайна. Две совершенно несовместимые вещи — высокотехнологичный космический корабль и почти полная деградация и потеря цели. Потрясающий сюжет. Потом были «Звездный корабль» (Non-stop) Олдиса, «Баллада о Бете-2» Дилэни (вещь сложная, но чертовски интересная, где экипаж-колонисты даже людьми, фактически быть перестали),

«Поколение достигшее цели» Саймака, «Ковчег» Ливадного, пара рассказов. Но «Плененная Вселенная», на мой взгляд самая сильная вещь в этой линейке. В других романах довольно быстро понимаешь, где происходит действие, здесь же почти до самого конца интрига держит в напряжении и неведении, и когда догадываешься, испытываешь настоящий шок. Это о первом впечатлении, когда же читаешь в n-ный раз начинаешь подмечать детали, которые не заметил, или не придал значения до этого (как и во всех хороших книгах).

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх