Теодор Старджон «Бог микрокосмоса»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Гениальный, но далёкий от повседневных забот биохимик Киддер устраивает в своей лаборатории процесс эволюции in vitro и выводит расу разумных существ. Искусственная эволюция идёт ускоренными темпами, и вскоре создания Киддера обгоняют по развитию человечество. Теперь Киддер и его маленький народец может решить практически любую техническую проблему на Земле. Но плодами технического прогресса хотят завладеть нечистые на руку люди, гораздо более практичные, чем наивный гений.
Входит в:
— журнал «Astounding Science-Fiction, April 1941», 1941 г.
— антологию «The Pocket Book of Science-Fiction», 1943 г.
— сборник «Without Sorcery», 1948 г.
— сборник «Caviar», 1955 г.
— антологию «На суше и на море 1961», 1961 г.
— антологию «Modern Masterpieces of Science Fiction», 1965 г.
— антологию «Microcosmic God and Other Stories from Modern Masterpieces of Science Fiction», 1968 г.
— антологию «Science Fiction Hall of Fame, Volume One», 1970 г.
— антологию «Classic Science Fiction: The First Golden Age», 1978 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 3 (1941)», 1980 г.
— сборник «Alien Cargo», 1984 г.
— антологию «Фантастика века», 1995 г.
— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.
— антологию «Глотайте хирурга», 2015 г.
— антологию «We, Robots: Artificial Intelligence in 100 Stories», 2020 г.
- /языки:
- русский (6), английский (23), немецкий (1), французский (1)
- /тип:
- книги (27), периодика (1), самиздат (2), цифровое (1)
- /перевод:
- Е. Мальш (1), Ф. Мендельсон (6), Ф. Страшиц (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
netlgbun, 1 ноября 2023 г.
Ещё один шедевр от неистощимого на парадоксальные выдумки автора рассказов «Золотое яйцо» и «Искусники планеты Ксанаду». Сама идея возвысить человека до уровня бога-творца на тот момент, по-моему, была уже не нова, но технология прикладного использования сотворённой цивилизации описана с блеском. Более того, рассказ неизбежно наводит пытливого читателя на мысль — а, может, и нас сотворили с некой подобной целью?
zotovvg75, 10 мая 2023 г.
Любопытно почувствовать себя в роли всемогущего создателя, своей волей творящего миры и создающего многочисленное потомство безропотно подчиняющееся карающей всеблагой руке. Герою рассказа довелось попробовать себя в такой роли в виде вознаграждения за самоотверженный труд научного гения. Автор не стал показывать Киддера в роли абсолютно чокнутого профессора, если не считать невменяемостью полное отрешение от мира сего и абсолютное погружение в искусственно созданный мир микрокосмоса. Хотя следовать каким-то крайностям всегда плохо, это приводит к фанатизму, а следовательно речь уже не может идти о полноценной личности ученого.
Киддер на своем острове хотел отгородиться от всего мира, но мир не собирался от него отгораживаться. В общем-то стремления научного гения были лишены практической алчности и носили сугубо познавательный характер. Но такая фанатичная отрешенность не позволила персонажу оценить риски со стороны обитателей мира чистогана, а умение предвидеть социальные последствия своих открытий входит в круг обязанностей истинного ученого. Вот тут-то Киддер и подкачал, а Конэнт, как настоящая акула капитализма, постарался проглотить слишком уж большой кусок в виде мирового всемогущества.
Но всемирной катастрофы все же не произошло, разум победил безумие. Киддер понял, что коль уж ты хочешь жить в созданной своими руками реальности, то необходимо поставить по отношению к внешнему миру действительно непреодолимый барьер. Это печально, но факт, всегда найдутся люди подобные Коэнту, с непрерывно прогрессирующей манией величия и ищущие для этого любые средства. Поэтому не зря существует мудрое изречение:«Что бы не создавали ученые, всегда получится оружие».
А рассказ весьма неплох, как в виде такого предупреждения, так и в плане наличия научно-фантастической составляющей создания системы взаимопроникающих миров различного масштаба. По сути культ неотериков по отношению к Киддеру полностью отражает наши религиозные отношения, за исключением прямой взаимообразной связи с богом, недоступной для обычных людей. И может быть мы являемся такими же марионетками, выполняющими непостижимую для человеческого разума миссию.
god54, 13 декабря 2019 г.
Необычный для того времени и для нынешнего времени рассказ. Он оригинален и не похож на классические рассказы о сумасшедших учёных, которые хотят захватить власть над миром. Оригинальна сама идея произведения о возможности ускорения развития науки и получения практических результатов на этой основе. Пока я еще не встречал повторения этой идеи в последующей литературе после её публикации. Необычен сюжет, текст, они привлекают даже сегодня. Жаль, с моей точки зрения, что концовка получилась этакой рождественской, счастливой. Но в любом случае рассказ заслуживает особого отношения к нему.
vam-1970, 1 декабря 2016 г.
Квинтэссенция «Гиперболоида инженера Гарина», «Продавец воздуха «, «Властелин мира» и прочих. Гениальный ученый и результаты его деятельности.В рассказе всё-таки учёный сумел обезопасить мир от своего изобретения.
JohnNorrik, 1 февраля 2016 г.
Единственное что понравилось — сам эксперимент ученного. Довольно неплохо описан и продуман. я даже поверил, что такое (в принципе) может быть.
Ну и написан рассказ легко, читается с удовольствием.
Aryan, 12 августа 2012 г.
Очень интересный рассказ, обманчивый, как и почти все у Старджона. Внешнее противостояние рассеянного и наивного ученого и жадного беспринципного банкира на деле оказывается противостоянием двух до крайности похожих людей. Оба жестоки: один — сознательно, другой — бездумно, обоих интересуют исключительно их собственные планы, обоим глубоко наплевать на интересы тех, кто должен служить их целям. Просто так уж сложилось, что банкиру безразличны люди, а ученому — созданная им раса разумных существ, жизнь которых зависит исключительно от его желаний и планов. Из этих двоих ученый кажется, пожалуй, еще более бесчеловечным, ибо ему не свойственна человечность даже в искривленной форме: его не интересуют ни власть, ни деньги, ни свое эго.
Позиция самого автора по вопросу вполне ясно просматривается из самого тона рассказа. Когда читаешь, как сухо-иронично Старджон перечисляет все эксперименты, которые Киддер проводит над своими Неотериками, становится очень понятной финальная мрачноватая фраза «когда я думаю об этом, меня охватывает испуг». Потому, что, скорее всего, конец света для человечества начнется с начала эры Бога Киддера и его Творения.
Hlodvig, 3 марта 2015 г.
Прочитал этот рассказ в детстве, в сборнике «На суше и на море» 1961 г.
Потрясающий рассказ, перечитываю каждый раз как есть возможность взять в руки книгу, крайний раз — два дня назад :)
sanchezzzz, 1 августа 2009 г.
Мне рассказ не понравился. Вышел он какой-то рваный, с плохим текстом (я далёк от мысли, что «виноват» перевод Ф. Мендельсона), с плохо различимой идеей, но с чётко расставленными акцентами: вот плохой и жестокий банкир, вот хороший и наивный учёный. Мне такое не по вкусу. Вообще, сложилось впечатление, что это рассказ-набросок для чего-то большего, вроде конспекта с основными тезисами. Характеры, личности героев не раскрываются, сюжет описывается бегом, на каждое действие – буквально несколько строчек, на каждую сцену – несколько абзацев. Грандиозный эксперимент учёного Киддера описывается так скоро, так поверхностно, так мимоходом, что лично мне абсолютно не верится не то что в его благоприятный исход, но даже и вообще в закономерную конечность какого-то итога, результата. Читал и твердил себе: этого не может произойти (…так быстро). Но только из этого научного эксперимента можно было вычленить автору что-то интересное для читателя, однако же Старджон сделал акцент на противостоянии банкира и учёного, итог которого ясен с первого намёка на это.
Вполне возможно, что на восприятие влияет дата написания рассказа: не перманентно, мол, ага, 1941-й год, ну тогда яможно и не ждать от этого рассказа каких-то оригинальных, свежих идей; наоборот, только после прочтения говоришь себе: «наверное, дата написания сего – 30-40-е годы, очень похоже…». В целом же, не глубокое произведение, с карикатурными, шаблонными не героями даже, но персонажами. Перечитывать не потянет.
мрачный маргинал, 4 января 2011 г.
Рассказ «Бог микрокосмоса» входит как раз в тот один процент произведений, которые, согласно «закону Старджона», только и заслуживают внимания на фоне 99 процентов «трэша»...
Простодушный в своей смелости сюжет, — в лучших традициях Золотого века НФ, когда сверх-достижения легко удавались отшельникам-учёным. Им даже удавалось подстёгивать темпы эволюции. И создавать расу сверхразумных.
ozor, 19 февраля 2009 г.
Великолепный рассказ, один из лучших в НФ. Парадоксальность ситуации, затрагивание философии взаимоотношений существ во Вселенной. Для ускоренного развития цивилизации необходима стрессовая ситуация!
Акулина-Макушка, 8 ноября 2008 г.
Извечная тема об использовании научных открытий «не по назначению» или о присвоении чужого интеллектуального труда:smile:
Главное отличие рассказа Т.Старджона от других произведений на эту тему — «активная жизненная позиция» самого изобретения. Впервые, пожалуй, ученого защищает его же творение. Причем, сам первооткрыватель к этому абсолютно непричастен. Если проводить аналогии с человеческим обществом, то рассказ посвящен вопросам Веры. Есть время для создания религии, но в какой-то момент приходит и время защищать эту религию от посягательств. Мы защищаем наших богов. А они об этом могут и не догадываться, занятые другими проблемами.
SuroooK, 19 октября 2008 г.
Вообще, рассказ странный. Сложно сформулировать какую-то конкретную мысль, почерпнутую из него. Интересно какая была оснрвная идея автора.:confused:
Эдди, 23 июля 2007 г.
Очень хорошо помню этот рассказ, впервые напечатанный, кажется, в одном из сборников «На суше и на море». Очень необычный по тем временам, мне кажется, он и сейчас будет читаться с интересом.